особенности целеполагания в обучении иностранному языку

Технология целеполагания на уроках иностранного языка

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Технология целеполагания урока иностранного языка

Урок иностранного языка традиционно рассматривается в дидактике и методике как «комплексная единица обучения, в которой элементарные единицы (упражнения) объединены и взаимодействуют для решения конкретных учебных задач» Независимо идет ли речь об отдельном уроке или об уроке как составляющей единого модуля /серии уроков, эффективность данной организационной формы учебно-воспитательной работы в школе в полной мере определяется тем, насколько четко и ясно учитель представляет себе цели каждого занятия и фиксирует его конкретные результаты. Иными словами, уровень владения учителем технологией целеполагания урока является залогом успеха в обучении иностранному языку. При этом под целеполаганием понимается процесс формирования цели и ее развертывание в виде конкретных учебных задач и продуктов учебной деятельности обучающихся.

Определение целей и задач урока требует учета следующих основных его характеристик:

— Каждый урок выполняет не только коммуникативную, но и воспитательную, образовательную и развивающие функции, связанные с формированием личностных свойств и качеств учащегося, его способностей к иноязычному общению и познанию, в том числе на межкультурном уровне.

— Урок должен быть интересным для учащихся и эффективным, что связано с отбором содержания обучения, актуального для конкретного возраста обучающегося, а также с использованием образовательных технологий, адекватных поставленным целям.

— Эффективность урока определяется интеллектуальной, познавательной и речевой активностью учащихся, что требует отказа от преимущественного использования фронтальных форм работы в пользу групповых, творческих, исследовательских, проектных способов форм и методов обучения, с одной стороны, а с другой,- правильного использования мотивирующих опор высказывания на каждом из этапов усвоения учащимися языкового и речевого материала.

— Урок должен готовить учащихся к выполнению домашнего задания и предусматривать возможность осуществлять не только контроль со стороны учителя степени усвоения школьниками содержания обучения, но и самооценку учащимися уровня владения коммуникативными умениями, речевыми навыками, языковыми, страноведческими и лингвострановедческими знаниями.

— Испозуемые на уроке задания должны отражать определенную последовательность активных шагов учащихся от овладения ими языковыми средствами общения до аутентичного общения на изучаемом языке.

— Для обучения каждому виду речевой деятельности в рамках урока используется своя система заданий, но все виды речевой деятельности взаимосвязаны, что отражается и в выборе системы заданий.

Проблема целеполагания урока достаточно сложная проблема.

Прежде чем идти на очередной урок, учитель задается вопросом «Чему я буду учить школьников?» Для того, чтобы найти на него ответ, следует определить место этого занятия в серии уроков по теме и выявить целевую доминанту. Чем конкретнее сформулированы цель и задачи, тем ощутимее успехи урока не только для учителя, но и для учащихся. Это позволит профессионально корректно определить:

— содержание урока (какой материал и какие средства обучения следует отобрать для достижения цели и задач?);

— форму и общую стратегию ведения урока (какие действия должен совершать ученик, чтобы быстрее и эффективнее достичь цели? Какие режимы работы и общения больше всего подходят для этого?)

Хорошо известно, что цель и задачи урока должны выстраиваться с учетом возрастных особенностей учащихся, их реальных потребностей в общении и познании вообще и на изучаемом языке в частности. Существенным фактором являются также работоспособность и языковая подготовка школьников.

Следует помнить, что для учащихся важно, ЧТО язык «привносит» в их жизнь. Значит интерес могут вызвать лишь СОДЕРЖАНИЕ обучения (О ЧЕМ писать, говорить, читать, слушать) и ТЕХНОЛОГИЯ его усвоения (ЧТО и КАК делать с этим содержанием).

Цель может быть реализована через совокупность следующих задач: практическая, образовательная, воспитательная, развивающая. Надо отметить, что гиперболизация или недооценка одной из них приводит к отрицательным результатам.

Для формулировки практических задач могут быть использованы следующие глаголы:

слухопроизносительный (правильно произносить конкретные звуки и т.д.)

лексический (узнавать при чтении новые слова и т.д.)

грамматический (заменять одну грамматическую структуру другой и т.д.)

орфографический (познакомить с буквами … и научить их писать и т.д.)

техники чтения (выразительно читать стихотворение и т.д.)

Диалогической речи (начать диалог, задавать вопросы и т.д.)

Монологической речи(делать сообщение по теме и т.д.)

Аудирование (понимать аудиотекст, содержащий незнакомые слова и т.д.)

Чтение (определять основную идею прочитанного текста и т.д.)

Письменной речи (писать почтовую открытку с опорой на образец и т.д.)

Формулировки воспитательных задач могут получить следующее выражение:

Вызвать/развить интерес к …

Пробудить любознательность, творческую активность за счет…

Стимулировать способность работать в коллективе и т.д.

В формулировках образовательных задач могут быть такие глаголы как:

Расширить представление/знания о…

Расширить (общий, лингвистический) кругозор за счет…

Познакомить с обычаями, традициями…

Развивающие задачи складываются из следующих параметров:

Развитие речи (обогащение словарного запаса школьников, способность самостоятельно высказываться …)

Развитие мышления (умение анализировать, обобщать и систематизировать языковые явления…)

Развитие речевых механизмов устной и письменной речи (внимание, речевой слух и т.д.)

Развитие саморефлексии и универсальных учебных умений (строить план, пользоваться различными опорами для построения собственных устных и письменных высказываний)

Таким образом, технология целеполагания урока предполагает осуществление таких педагогических «шагов», как: определение места урока в системе/серии уроков; анализ заданных извне установок и требований; использование личностных возможностей, потребностей и предпочтений по отношению к уроку; личных ожиданий и целей; четкое определение результатов урока; выявление способов для формирования мотивации обучающихся в реализации планируемых учителем цели и задач урока; анализ и обобщение полученных результатов; определение путей дальнейшего продвижения.

Источник

Целеполагание на уроках иностранного языка в соответствии ФГОС (статья)

особенности целеполагания в обучении иностранному языку. 20210413 vu tg sbscrb2. особенности целеполагания в обучении иностранному языку фото. особенности целеполагания в обучении иностранному языку-20210413 vu tg sbscrb2. картинка особенности целеполагания в обучении иностранному языку. картинка 20210413 vu tg sbscrb2.

особенности целеполагания в обучении иностранному языку. empty avatar. особенности целеполагания в обучении иностранному языку фото. особенности целеполагания в обучении иностранному языку-empty avatar. картинка особенности целеполагания в обучении иностранному языку. картинка empty avatar.

Описание разработки

Одним из важнейших принципов эффективного урока на современном этапе является принцип личностного целеполагания ученика.

Образование каждого учащегося происходит на основе и с учетом его личных учебных целей.

Надеюсь, что данные приемы целеполагания помогут Вашим учащимся понять и принять цели урока, будут способствовать формированию универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС.

Когда ученик осознает смысл учебной цели, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.

А чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний. В этом случае цель им воспримется как проблема.

В итоге индивидуальные цели учеников будут постепенно занимать все больше места в системе их образования. Любая образовательная ситуация или этап урока могут выступать поводом для первичного целеполагания ученика.

Приемы целеполагания, которые я использую на уроках иностранного языка.

1. Мозговой штурм

Данный прием способствует быстрому включению учащихся в урок, погружению их в иноязычную среду.

Одним из вариантов приема может стать например заполнение кластера.

Тема урока “Who is a successful person? What makes a successful person?” Учащимся необходимо ответить на вопрос “What do you think is most important for achieving success in life?”,

Учащимся предлагаю вспомнить как можно больше слов-ассоциаций по теме. Все слова, которые называют ученики обосновывая собственный выбор, записываются на доске.

После того, как ученики ответят, спрашиваю «Что бы вы хотели узнать по этой теме?». После интересующих их вопросов предлагаю учащимся сформулировать тему и цели урока.

2. Тема-вопрос план

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.

Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, тем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа.

Например, в 4 классе можно задать вопрос «Вы хотите узнать, как выглядит моя комната (комната одноклассника, сказочного персонажа)?» Как это сделать?

1. Посмотреть на комнату.

особенности целеполагания в обучении иностранному языку. 98734408 1460831164. особенности целеполагания в обучении иностранному языку фото. особенности целеполагания в обучении иностранному языку-98734408 1460831164. картинка особенности целеполагания в обучении иностранному языку. картинка 98734408 1460831164.

2. Послушать рассказ о комнате.

Так формулируются конкретные учебные цели.

3. Ситуация яркого пятна

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете.

Например, слова: played, cooked, swam, helped. Слово «swam» выделено цветом.

Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

4. Группировка

Предлагается разделить на группы ряд слов. Например: dogs, men, women children, boxes, feet, balls.

Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему слова множественного числа имеют разные признаки?» и будет целью урока.

5. Домысливание

Данный прием предполагает формирование целей при помощи опорных глаголов.

Преподаватель называет тему урока, например «Character and appearance» («Характер и внешность»), затем просит учащихся сформулировать цель с помощью опорных глаголов: изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, проанализировать, сделать вывод, систематизировать.

Учащиеся, к примеру, предлагают изучить слова по теме, научиться составлять предложения, описывающие их характер и внешность, узнать о своих одногруппниках, уметь рассказать о себе и своем друге.

6. Отсроченная отгадка.

Задаю в начале урока загадку, или ставлю проблемный вопрос, но так, чтобы учащиеся не смогли сразу ответить Поиск правильного решения и станет целью урока.

Использую этот прием в 9 классе “Жизнь и творчество В. Шекспира” в 6 классе, при изучении темы «Famous Faces».

Предлагаю фотографии, текст, аудио, презентацию, интересные факты из жизни. На одном из уроков, мы, таким образом, познакомились с творчеством Джона Толкина и Редьярда Киплинга.

Содержимое разработки

Целеполагание на уроках иностранного языка в соответствии ФГОС

Одним из важнейших принципов эффективного урока на современном этапе является принцип личностного целеполагания ученика. Образование каждого учащегося происходит на основе и с учетом его личных учебных целей.

Надеюсь, что данные приемы целеполагания помогут Вашим учащимся понять и принять цели урока, будут способствовать формированию универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС.

Когда ученик осознает смысл учебной цели, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. А чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний. В этом случае цель им воспримется как проблема. В итоге индивидуальные цели учеников будут постепенно занимать все больше места в системе их образования. Любая образовательная ситуация или этап урока могут выступать поводом для первичного целеполагания ученика.

Приемы целеполагания, которые я использую на уроках иностранного языка.

Данный прием способствует быстрому включению учащихся в урок, погружению их в иноязычную среду.

Одним из вариантов приема может стать например заполнение кластера.

Тема урока “Who is a successful person? What makes a successful person?” Учащимся необходимо ответить на вопрос “What do you think is most important for achieving success in life?”,

Учащимся предлагаю вспомнить как можно больше слов-ассоциаций по теме. Все слова, которые называют ученики обосновывая собственный выбор, записываются на доске. После того, как ученики ответят, спрашиваю «Что бы вы хотели узнать по этой теме?». После интересующих их вопросов предлагаю учащимся сформулировать тему и цели урока.

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, тем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Например, в 4 классе можно задать вопрос «Вы хотите узнать, как выглядит моя комната (комната одноклассника, сказочного персонажа)?» Как это сделать?

1.Посмотреть на комнату.

2. Послушать рассказ о комнате.

Так формулируются конкретные учебные цели.

3.Ситуация яркого пятна

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете.

Например, слова: played, cooked, swam, helped. Слово «swam» выделено цветом. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

Предлагается разделить на группы ряд слов. Например: dogs, men, women children, boxes, feet, balls. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему слова множественного числа имеют разные признаки?» и будет целью урока.

Данный прием предполагает формирование целей при помощи опорных глаголов. Преподаватель называет тему урока, например «Character and appearance» («Характер и внешность»), затем просит учащихся сформулировать цель с помощью опорных глаголов: изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, проанализировать, сделать вывод, систематизировать.

Учащиеся, к примеру, предлагают изучить слова по теме, научиться составлять предложения, описывающие их характер и внешность, узнать о своих одногруппниках, уметь рассказать о себе и своем друге.

Задаю в начале урока загадку, или ставлю проблемный вопрос, но так, чтобы учащиеся не смогли сразу ответить Поиск правильного решения и станет целью урока. Использую этот прием в 9 классе “ Жизнь и творчество В. Шекспира” в 6 классе, при изучении темы «Famous Faces». Предлагаю фотографии, текст, аудио, презентацию, интересные факты из жизни. На одном из уроков, мы, таким образом, познакомились с творчеством Джона Толкина и Редьярда Киплинга.

7.Прием «знаю- не знаю»

Предъявляется тема урока, например «Hobbies» («Хобби»).

На доске чертится таблица из трех колонок:

Хочу знать (Want to know)

Учащиеся вспоминают, что они уже знают по этой теме (например, названия самых популярных видов хобби), добавляют, что они хотели бы узнать (например, как по-английски назвать различные хобби: «садоводство», «гонки», «вышивание», «альпинизм», «изучение иностранных языков» и.т.д.). Все записывается в соответствующую колонку, а во время заключительного этапа делается вывод о том, что из желаемого и неизвестного удалось узнать на уроке.

8.Работа над понятием

Учащимся предлагается объяснить значение каждого слова в названии темы. Затем, от значения слова определяем цель урока. Например, тема «Countable and uncountable nouns» («Исчисляемые и неисчисляемые существительные»).

Что в формулировке темы уже известно? (Например, известно, что означает «noun», учащиеся могут назвать множество существительных на английском языке.)

Как вы думаете, что обозначают понятия «исчисляемые» и «неисчисляемые»?

Знаете ли вы, как используются исчисляемые и неисчисляемые существительные в английском языке? Хотели бы сегодня узнать?

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Например: Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как?». И далее общий текст: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?»
Enjoy English 5 Unit 1 Section 1 [6] ( слайд14)

Источник

Как осуществлять целеполагание по ФГОС в иностранном языке

интересные способы формулировать цель урока

Просмотр содержимого документа
«Как осуществлять целеполагание по ФГОС в иностранном языке»

Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,

для него ни один ветер не будет попутным.

Сущность и особенности целеполагания в соответствии с требованиями ФГОС.

Целеполагание как метапредметный вид учебной деятельности

XXI век — время прогресса и технологий. Это время, которое выдвинуло новые требования к тому, каким должен быть современный выпускник школы. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) второго поколения четко обозначены требования к личностным, метапредметным и предметным результатам образования. Важнейшей задачей системы образования сегодня является формирование универсальных учебных действий, которые согласно ФГОС становятся инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Именно овладение школьниками универсальными учебными действиями рассматривается как «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса».

Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Сегодня урок должен стать для школьника не только занятием по решению задач, но и позволить ему освоить способы успешного существования в современном обществе, т. е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. А значит, современный ученик должен обладать регулятивными учебными действиями.

К регулятивным учебным действиям относятся: целеполагание, планирование деятельности, прогнозирование результата, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция. Ведущее место в структуре современного урока занимает этап целеполагания. Именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. Организации данного этапа требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность. Особенность учебной деятельности состоит в том, что «ее результатом является изменение самого учащегося». Новые федеральные образовательные стандарты предлагают ввести в учебную деятельность такой метапредметный вид как целеполагание, который в педагогическом и психологическом смысле направлен на изменение сознания школьника, изменение самого подхода к организации учебной деятельности, включения личности ребенка в планирование своей учебы, осознания своих результатов, в конечном итоге – превращения учащегося из объекта обучения в его субъект, полноправного управленца и организатора учебной деятельности.

Стратегической целью современного развивающего обучения является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя.

Приступая к поиску оптимального варианта планирования системы уроков по теме или отдельного урока, учитель в первую очередь продумывает цель обучения.

Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.

Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого –формулируется домашнее задание.

Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:

– учет уровня знаний и опыта детей,
– доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
– толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность

Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

Целеполагание – самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности.

Целеполагание является проблемой современного урока. В чем суть проблемы?

Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена целей урока средствами их достижения. Приведем пример: на уроке географии «Великие географические открытия» учитель показал целый фейерверк педагогических приемов, все дети были вовлечены в работу, урок хорошо оснащен наглядностью. Вот только осталось неясным: а какой вывод сделали о значении открытий ученики?

Формальный подход при постановке цели. Расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.

Завышение цели. По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель которую невозможно достичь за один урок. Стратегические, глобальные цели образования изложены в законе РФ «Об образовании», в Концепции модернизации российского образования и других документах. Они диктуются требованиями общества, государства. Глобальные цели – это ориентиры человеческой деятельности. Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для практической деятельности». Если цель связана с конкретным уроком – это локальная цель. Диагностичность цели означает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли эта цель.

Постановка собственной цели учителя. Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно.

В педагогике целеполагание – это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату. Цель – это то, к чему стремятся, что надо осуществить.

Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.

Источник

Статья на тему: «Специфика целеполагания на уроках иностранного языка». 6 класс.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №16 «Интерес» г. Люберцы

«Специфика целеполагания на уроках иностранного языка»

Специфика целеполагания на уроках английского языка

Главной особенностью федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, столь укоренившегося в сознании педагогов с многолетнем опытом работы. Формулировки же ФГОС указывают на реальные виды деятельности, а обучение предполагает формирование у обучающихся универсальных учебных действий.

В условиях внедрения ФГОС, учащийся из присутствующего и пассивно исполняющего указания преподавателя на уроке традиционного типа, теперь становится его главным деятелем и творцом. В основе урока современного типа лежит принцип системно-деятельностного подход. Преподаватель же призван осуществлять скрытое управление процессом обучения. Еще К.Д. Ушинский писал: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Именно к этому мы и пришли в настоящий момент. Урок, соответствующий требованиям ФГОС, предполагает активную позицию и непрерывную деятельность самого обучающегося, а не монолог педагога. Так, приведенная ниже таблица показывает, что основное различие между традиционным и современным уроком заключается в деятельности педагога и учащихся.

Урок, соответствующий требованиям ФГОС

Объявление темы урока

Преподаватель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся (преподаватель подводит учащихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач урока

Преподаватель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (преподаватель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Преподаватель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (преподаватель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся

Под руководством преподавателя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), преподаватель консультирует

Преподаватель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), преподаватель консультирует

Преподаватель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, преподаватель консультирует, советует, помогает

Преподаватель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), преподаватель консультирует

Преподаватель выясняет у учащихся, что они запомнили

Преподаватель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование у у бучающихся совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Требования к современному уроку выглядят примерно таким образом:

Урок современного типа

Универсальные учебные действия

Объявление темы урока

Формулируют сами учащиеся (преподаватель подводит учащихся к осознанию темы)

Познавательные, общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач урока

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (преподаватель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (преподаватель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

(преподаватель консультирует, советует, помогает)

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Регулятивные оценивания (самооценки), коммуникативные

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Хотелось бы заострить внимание на том, что с целью формирования УУД в контексте обучения иностранным языкам необходимо учитывать, что в процессе обучения учащиеся должны найти ответы на следующие вопросы:

«Зачем я учу иностранный язык?»

«Зачем я выполняю то или иное задание на уроке (читаю, пишу, слушаю, составляю высказывание)?»

«Зачем я повторяю дома изученное на уроке?»

«Чему я научился на уроке?».

«Что еще я должен сделать для достижения своих целей?»

Язык должен осваиваться студентами осознанно. Преподаватель же должен создавать условия, способствующие тому, чтобы учащиеся учились слушать друг друга, адекватно оценивать свой ответ и ответы других, стремились узнавать и открывать новое для себя. При планировании учебного занятия, важно помнить, что деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые знания, а включены в непрерывную самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Умение согласования целей субъектов деятельности является одним из основных критериев педагогического мастерства. При этом необходимо обеспечить ее понимание и принятие учащимися как собственной, значимой для себя. В свою очередь, для того, чтобы учащийся сформулировал и присвоил себе цель, его не­обходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит де­фицит своих знаний и способностей, захочет дойти до сути и понять. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объектив­ной, для него выступит как субъективная и потребует активных действий для ее решения.

Предлагаю рассмотреть самые распространенные ошибки, которых следует избегать при планировании урока:

Чтобы избежать подобных ошибок при планировании урока, необходимо помнить, что каждая цель должна быть:

Ориентирована на конкретный результат

Ориентирована по времени

Сформулировать четкую и ясную цель может помочь метод SMART (с английского «умный»), имеющий следующие критерии:

S-Specific. Цель должна быть предельно четкой, точной, конкретной, не допускающей ее двойной трактовки.

A-Achievable. Цель должна быть достижимой с учетом внешних возможностей и рисков, а также тех ресурсов, которыми располагаете Вы и Ваши учащиеся.

Цели должны быть достаточно напряженными, дос­тижимыми, осознанными учащимися, перспективными и гиб­кими, то есть реагирующими на изменившиеся условия и воз­можности их достижения. Но и это не является гарантией вы­сокой результативности урока. Необходимо еще определить, как и с помощью чего эти цели будут достигнуты.

Чтобы цели преподавателя стали целями учащихся используются различные приемы целеполагания.

Возможные приемы целеполагания:

Работа над понятием

Ситуация яркого пятна

Проблема предыдущего урока

2. Послушать рассказ одногруппника

3. Прослушать отрывок из музыкального произведения

Так формулируются конкретные учебные цели и способы их достижения.

Работа над понятием

Тема урока предоставляется для зрительного восприятия. Учащимся предлагается

объяснить значение каждого слова в названии темы. Затем, от значения слова определяем цель урока. Например, тема «Countable and uncountable nouns» («Исчисляемые и неисчисляемые существительные»). Что в формулировке темы уже известно? (Например, известно, что означает «noun», учащиеся могут назвать множество существительных на английском языке.)

Как вы думаете, что обозначают понятия «исчисляемые» и «неисчисляемые»?

Знаете ли вы, как используются исчисляемые и неисчисляемые существительные в английском языке? Хотели бы сегодня узнать?

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. В итоге, диалог сводится к тому, о чем студенты не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Таким образом, возникает ситуация, в которой возникла потребность в дополнительных исследованиях или действиях. На этом этапе и ставится цель.

Например, предъявляем тему урока: «The differences between the country and thecity (Различия между деревней и городом)».

Возможные варианты заданий:

заполнить таблицу, вписывая преимущества и недостатки жизни в городе и деревне

составить словесную паутину

выбрать из предложенных слов те, что описывают город, деревню

записать 7-10 существительных, глаголов, прилагательных, характеризующих город или деревню

Выясняем, все ли различия мы отметили. Исходя, из этого определяем цели урока.

Ситуация «Яркого пятна»

Прием заключается в том, что среди множества однотипных слов, цифр, букв или фигур одно выделено цветом, расположением или размером. Таким образом, посредством зрительного восприятия внимание концентрируется на выделенном предмете. К примеру, тема занятия «PastSimple» (Простое прошедшее время), на доске выписаны пары глаголов: make-made, begin-began, come-came, go-went, read-read, write-wrote, become-became…, глагол COOK-COOK ED написан крупным шрифтом, окончание –ed выделено. Совместно c учащимися определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Затем определяется тема и цели урока.

Учащимся предлагается разделить на группы ряд слов или понятий.

К примеру, тема занятия «Shopsandshopping» (Магазины и поход по магазинам). Задание: Мы идем в магазин. У нас с собой список продуктов. Согласно списку нам надо купить “Meat”(Мясо), “Fish”(Рыбу), “Fruit”(Фрукты) andVegetables (Овощи)”. Врамкеслова : beef, carp, apple, marrow, banana, plum, onion, veal, cod, lemon, radish, pork, chicken, date, bean, carrot, potato, lamb, grape, mango, pear, tomato, herring, eel, cucumber… Распределите все покупки по отделам:

К примеру, тема занятия «Сountable and uncountable nouns» («Исчисляемые и неисчисляемые существительные»). На доске пишется список слов: sugar, salt, banana, milk, water, coffee, tea, rice, coke, buckwheat etc.

Задание: Определите, что объединяет все эти слова. Какое слово является лишним в этом ряде? По каким критериям вы это определили?

Данный прием предполагает формирование целей при помощи опорных глаголов.

Преподаватель называет тему урока, например «Character and appearance» («Характер и внешность»), затем просит учащихся сформулировать цель с помощью опорных глаголов: изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, проанализировать, сделать вывод, систематизировать.

Учащиеся, к примеру, предлагают изучить слова по теме, научиться составлять предложения, описывающие их характер и внешность, узнать о своих одногруппниках, уметь рассказать о себе и своем друге.

Проблема предыдущего урока

В конце урока предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

Предъявляется тема урока, например «Hobbies» («Хобби»).

На доске чертится таблица из трех колонок:

Хочу знать (Want to know)

Учащиеся вспоминают, что они уже знают по этой теме (например, названия самых популярных видов хобби), добавляют, что они хотели бы узнать (например, как по-английски назвать различные хобби: «садоводство», «гонки», «вышивание», «альпинизм», «изучение иностранных языков» и.т.д.). Все записывается в соответствующую колонку, а во время заключительного этапа делается вывод о том, что из желаемого и неизвестного удалось узнать на уроке.

Задать в начале урока загадку, или поставить проблемный вопрос, но так, чтобы учащиеся не смогли сразу ответить. Поиск правильного решения и станет целью урока.

Скрытая ошибка. Данный прием позволяет проверить лексико-грамматические знания учащихся. Упражнения или тест имеют ошибки, находя которые учащиеся закрепляют грамматические правила, тренируют употребление лексических единиц.

Например, работая над темой «Present Continuous» («Настоящее продолженное время»), учащимся предлагается следующее задание:

Mary cooking lunch at the moment.

My father are playing football.

I live in Brighton at the moment.

I reading an interesting book now.

Использование подобных приемов целеполагания поможет вашим учащимся понять, принять и даже сформулировать цели урока, сделает урок эффективным и эмоциональным, будет способствовать формированию совокупности «универсальных учебных действий» в соответствии с требованиями ФГОС.

Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить не только отвечать на них, но и придумывать свои.

Цель необходимо записывать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать текст, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели. В зависимости от этого формулируется домашнее задание.

В заключение хотелось бы отметить, что обязательными условиями использования перечисленных приемов является:

учет уровня знаний и опыта учащихся

доступность, т.е. разрешимая степень трудности

толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных

вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность

Английский язык. Программа повторения перед контрольной работой и экзаменами. Тесты/ Мария Биркенмайер, Эльжбета Манько; пер. с польского О.А. Кутуминой.- М.: Астрель: АСТ, 2009-287, [1] с.: ил.

Технология целеполагания урока. Г.О. Аствацатуров. Волгоград, издательство «Учитель», 2008.

Образовательная технология и целеполагание. Г.Г. Левитас//Завуч.-2003г.-№ 1

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *