особенности построения тренировки на этапе непосредственной подготовки к основному соревнованию
Особенности построения тренировки на этапе непосредственной подготовки к основному соревнованию
ЭТАП НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ К ИГРАМ ОЛИМПИАД И ЕГО МОДЕЛИРОВАНИЕ
Кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный работник физической культуры Российской Федерации И.Б. Казиков
Олимпийский комитет России, Москва
Под этапом непосредственной подготовки к главному соревнованию года понимают этап годичного или полугодичного макроцикла, заключенного по времени между окончанием главных отборочных соревнований (во многих видах это чемпионат страны) и первым стартом на Олимпиаде, чемпионате мира или Европы [2, 3, 4].
В процессе отбора в олимпийскую команду включаются самые сильные и подготовленные в конкретном виде спорта спортсмены, тренеры и руководители команд всегда рассчитывают на их успешное выступление на Играх, достижение результатов, показанных ранее и гарантирующих завоевание медалей или определенных призовых мест в ходе соревнований.
Однако всем спортсменам олимпийской команды сделать этого не удается: одни выбывают на уровне предварительных стартов, другие не попадают в финалы и занимают места, не соответствующие прогнозируемым для них, основанные на уровне их подготовленности и достигнутых прежде результатах.
В большинстве видов спорта этот этап рассматривается как заключительный в структуре соревновательного периода. Этап непосредственной подготовки (ЭНП) представлен, как правило, комбинацией базового, специальноподготовительного, предсоревновательного и соревновательного этапов и используется в макроцикле чаще всего только один раз [4]. Он не является аналогом предсоревновательного этапа (подготовительного периода), на котором осуществляется переход от объемных тренировочных нагрузок к высокоинтенсивным специфическим соревновательным упражнениям, а имеет свою четко выраженную структуру и конкретные задачи:
· восстановление работоспособности после главных отборочных соревнований и чемпионатов страны;
· дальнейшее совершенствование физической подготовленности и технико-тактических навыков;
· создание и поддержание высокой психической готовности у спортсменов за счет регуляции и саморегуляции состояний;
· полное или частичное моделирование соревновательной деятельности с целью подготовки к ней и контроля за уровнем подготовленности
· адаптацию к новым климатогеографическим и социально-психологическим условиям места проведения Игр Олимпиады;
· подведение к старту в оптимальном, текущем и оперативном состоянии.
Для выяснения причин случающихся на Олимпиадах срывов была проведена экспертиза 17 специалистам, главным и старшим тренерам сборных команд России были заданы следующие вопросы, касающиеся этого явления, которые они должны были проранжировать по степени значимости.
1. Неудовлетворительное общее оперативное состояние спортсмена в день старта.
2. Неудовлетворительное психическое состояние спортсмена.
3. Снижение уровня физической подготовленности.
4. Снижение уровня технической подготовленности.
5. Неправильно выбранная тактика соревновательной деятельности.
6. Общее снижение спортивной формы к началу Игр.
7. Другие причины (недостаточно хорошая разминка, общее утомление от предварительных стартов и т.д.).
Однако коэффициент конкордации был недостоверным (р > 0,05).
Коэффициент конкордации W = 0,331, Xu-квадрат = 13,92 говорят о недостоверности коэффициента W (достоверность вероятна при х 2 = 14,07, р
Коэффициент конкордации W = 0,415, Xu-квадрат = 12,44 указывают на достоверность W, т.е. согласованность экспертов при р
Это указывает на то, что основные причины срывов связаны с неудовлетворительным психическим состоянием или общим оперативным состоянием в день старта и неверно выбранной тактикой и в отдельных случаях со снижением состояния «спортивной формы».
Важнейшее значение в эффективном проведении ЭНП, а затем в успешном выступлении на Олимпиаде имеют сроки окончания отбора спортсменов в олимпийскую команду. Для уточнения сроков ЭНП в процессе экспертизы главным тренерам сборных команд были заданы 2 вопроса: а) за сколько недель до Олимпиады заканчивается отбор в олимпийскую команду?; б) как Вы проводите отбор в олимпийскую команду:
· по результатам чемпионата России;
· по результатам главных отборочных соревнований;
· по сумме условных баллов, набранных в основных соревнованиях сезона;
· по решению тренерского совета, но с учетом спортивных результатов?
Итоги экспертизы приведены в таблице.
Анализ таблицы показывает, что построение этапа непосредственной подготовки большой продолжительности, соответствующей структуре макроцикла, отмечено у 3 команд. Структура ЭНП средней продолжительности, состоящего чаще всего из двух мезоциклов, выявлена у 8 команд.
Сроки и условия окончательного отбора в олимпийскую команду
Методика непосредственной подготовки к основным стартам
Уровень спортивных результатов в предстоящих соревнованиях прямо зависит от того, как распределяются нагрузки непосредственно перед стартами.
При подготовке к ответственным соревнованиям необходимо обратить внимание на: в процессе тренировки у спортсмена вырабатывается определенный ритм колебаний специальной работоспособности в течение дня, причем наивысшей уровень ее регистрируется в обычное время тренировочных занятий. Очень важно организовать занятия и контрольные старты в то же время дня, в которое предполагалось проведение основных стартов.
Для достижения наивысших результатов в основных стартах сезона необходимо: выявить рациональное соотношение упражнений, направленных на развитие различных качеств, установить оптимальное сочетание больших нагрузок и полноценного отдыха; представлять тренировочные нагрузки, восстановительные мероприятия и питание в виде единого процесса; усовершенствовать диагностику функционального состояния спортсменов, их реакций на нагрузку с целью индивидуального планирования и коррекции тренировочного процесса; разработать комплекс физиотерапевтических и психологических мероприятий.
Разработаны типичные модели предсоревновательной подготовки к основным стартам.
1 модель: продолжительность непосредственно этапа подготовки к соревнованиям колеблется в пределах 5-8 недель (2 мезоцикла).
I-ый мезоцикл с большой суммарной нагрузкой, направленной на развитие качеств и способностей, обуславливающих высокий уровень спортивных достижений.
2-ой мезоцикл на полноценное восстановление, обеспечение оптимальных условий для адаптационных процессов, подведение спортсменов к участию в конкретных соревнованиях с учетом специфической дистанции.
Первые несколько дней (4-5) этапа непосредственной подготовки охватывает промежуток между участием в Чемпионате РБ к основным соревнованиям сезона (Чемпионату Европы, мира, Олимпийским играм) посвященному активному отдыху, физическому и психологическому восстановлению после стартов (Рис. 2).
Базовый мезоцикл (3-4 недели), который подразделяется на две одинаковые по времени части: вспомогательную и специально-подготовительную.
Большие нагрузки базового мезоцикла обусловлены стремлением довести организм тренируемого спортсмена до стрессового состояния, споособного вызвать дополнительный адаптационный скачок. (Работа в среднегорьи). Первая часть базового мезоцикла (вспомогательная) характеризуется ежедневными тренировками, они занимают до 5-7 часов при 2-4 занятиях в течение дня. Дневной объем нагрузок составляет 18-22 км. Первая половина заканчивается контрольными соревнованиями в дополнительных номерах программы. Вторая часть базового мезоцикла носит специализированный характер. Объем работы сокращается до 3-4 часов ежедневно, а интесивность возрастает. Завершается мезоцикл контрольными стартами.
Предсоревновательный мезоцикл: восстановление организма после нагрузок, идет психологическая подготовка к главным соревнованиям, выработка определенного ритма колебаний специальной работоспособности (до 2-3 часов в день). Объем работы сокращается до 3-4 часов ежедневно. Подготовка приобретает сугубо индивидуальный характер. Широко используются средства восстановления.
В мировой практике используется вторая модель непосредственной подготовки к старту: продолжительность этапа составляет 6 недель и подразделяется на 2 трехнедельных мезоцикла. Отличие от описанного выше варианта заключается в отсутствии в первом мезоцикле вспомогательной части: работа носит специфический характер, а нагрузка постепенно снижается от микроцикла к микроциклу. Ежедневный объем составляет 3-5 часов в первом мезоцикле и 1-3 часа во втором. Суммарный объем составляет 50-60-% по отношению к наиболее напряженным этапам года, а интенсивность ее достигает максимальных величин. Особое значение придается восстановлению (физическому, психологическому) (Рис. 3).
Третья модель применяющаяся в мировой практике. Суть ее сводится к тому, что основные отборочные соревнования проводятся незадолго (за 2-3 недели) до основных стартов. Проводится напряженная специальная подготовка к Чемпионату страны. После Чемпионата с пловцами попавшими в команду в течение двух недель проводят тренировки по принципу построения предсоревновательных мезоциклов.
Четвертая форма применяющаяся это подготовка спортсменов в горных условиях.
Известно, что в среднегорье парциальное давление кислорода понижено и уже само пребывание там способствует повышению дыхательных возможностей и устойчивости организма по отношению к гипоксическим условиям.
Анализируя варианты структуры предсоревновательных этапов на 18 учебно-тренировочных сборах с пловцами международного класса на базах в Цахкадзоре (Армения), Бельмекене (Болгария), Фон-Рено (Франция), расположенных на высоте от 2000 до 2200 м над уровнем моря показал, что наиболее эффективным является этап длительностью 9 недель (Иванченко Е.И., 1993 г.).
Предсоревновательная подготовка пловцов в условиях среднегорья состоит из 4 этапов:
На этапе непосредственной подготовки к соревнованиям необходимо применять апробированные и хорошо освоенные упражнения. Это создает предпосылки для повышения скорости, выносливости, стабилизации техники.
Как известно, в этот период в организме спортсмена происходит около 90% всех приспособительных реакций. В свою очередь длительность “острого” периода разделяется на две части: 1-3 дня для тех пловцов, которые раньше тренировались в условиях среднегорья и до 5 дней для тех спортсменов, которые не проходили подготовку в горах.
У всех пловцов в первые дни пребывания в горах наблюдается падение работоспособности. В два-три раза замедляется процесс восстановления. Нарушается сон, аппетит, обостряются “притихшие” в организме заболевания. Центральная нервная система становится резко возбудимой, возникают болевые ощущения в мышцах.
Объем нагрузок в воде сохраняется в пределах 90-100% от того, какой применялся на равнине, но с преобладанием равномерного длительного плавания на отрезках от 400 м и более.
Необходимо помнить, что в среднегорье по сравнению с тренировками на равнине, чем длиннее дистанция, тем ниже скорость, но при тех же значениях ЧСС. Поэтому для получения срочной информации о реакции организма пловца на выполняемую нагрузку в среднегорье необходимо использовать данные ЧСС. Эти показатели значительно выше чем на равнине.
Со второй половины Мкц 3 постепенно применяется интервальный метод тренировки, но лучше его применять на нестандартных дистанциях. Это создает дополнительные психологические преимущества в процессе подготовки. Адаптация к различным видам мышечной деятельности в этот период происходит в различные сроки. Быстрее всего организм пловца приспосабливается к равномерному плаванию с умеренной интенсивностью. Применение с первых дней пребывания в горах повторных нагрузок замедляет процесс адаптации организма. В то же время замечено, что организм пловца быстрее адаптируется к повторным нагрузкам с применением коротких отрезков от 12-15 до 50 м.
По сравнению с тренировками на равнине в период Мкц 3 увеличиваются интервалы отдыха между проплываемыми отрезками. Причем в конце интервалы отдыха должны быть больше. По мере усиления адаптационных возможностей пловцов к гипоксии необходимо уменьшить интервалы отдыха в проплываемых сериях.
Таким обрзом, в течение Мкц 3 вся тренировочная работа направлена на развитие физических качеств, создающих основу для последующей подготовки со специальной направленностью.
В результате тренировочной работы, выполненной в период Мкц 3, спортсмены находятся в утомленном, угнетенном состоянии. На седьмой день с целью выведения пловцов из этого состояния, проводится восхождение на гору, превышающую высоту тренировочной базы более километра. Это способствует ускорению процессов восстановления и повышает психологическую устойчивость спорстменов к огромным тренировочным нагрузкам.
Рассматривая подготовку спортмена в условиях среднегорья, как тренировку в усложненных условиях, положительный эффект можно получить тогда, когда суммарный объем выполненных нагрузок, географических, климатических факторов среднегорья будет выше, чем эффект от тренировок в условиях равнины.
Пловцы выполнившие недостаточную работу “внизу” и имевшие даже незначительные заболевания до подъема в горы, успехов в соревнованиях не достигали.
Недельный объем плавания Мкц 4 и Мкц 5 достигает 90-120 км при ежедневных трехразовых тренировках в воде, плюс одна-две тренировки на суше. Работа в воде в основном направлена на повышение скорости и специальную выносливость:
В этом периоде особое внимание обращают на индивидуальную работу с каждым спортсменом. Подбираются средства, которые в наибольшей мере способствуют росту тренированности. Необходимо помнить, что допущенные в этом периоде ошибки уже устранить невозможно. В последние два-три дня пребывания в среднегрье тренировочные нагрузки снижаются.
В связи с ярко выраженной этапностью приспособления организма спортсмена к мышечной деятельности в условиях среднегорья предлагаются следующие сроки проведения подготовки в горах, способствующие улучшению результатов на равниене 20 + 3-5 дней.
Особенности реакклиматизации пловцов. В первые 5 дней пребывания на равнине необходимо снизить интенсивность тренировочных нагрузок. В противном случае наблюдается существенная потеря координации движений у спортсменов.
На 5-6 день пребывания на равнине у спортсменов появляется сонливость. В эти дни проплывается не более 8-10 км. На 7-9 день реакклиматизационные процессы, происходящие в организме, достигают своего апогея. Эти дни острого периода реакклиматизации.
Правда, в тренировках на коротких отрезках можно поддерживать высокую интенсивность, но с обязательными интервалами отдыха между ними. В это время тренировочный процесс имеет свю специфику: вырабатывается ритм готовности (работоспособности), соответствующий времени дня, в которое будут проводится соревнования. С этой целью основные тренировочные занятия планируются на время проведения соревнований.
Стабилизация работы функций организма пловца происходит к 10-12 дню после спуска с гор. С этого момента проводится обычная работа как по объему, так и по интенсивности. С 12 и до 30 дня наблюдается фаза положительной работоспособности. Лучшими сроками выступления на соревнованиях после подготовки в условиях среднегорья считается 15-21 день после спуска с гор.
Дата добавления: 2016-06-24 ; просмотров: 1280 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Структура и содержание непосредственной подготовки спортсменов высокой квалификации к главным соревнованиям
Содержание понятий «сужение» и «непосредственная подготовка». Комплексный анализ схем непосредственной подготовки спортсменов высшей квалификации к главным соревнованиям года. Суммарный объем работы в предсоревновательном мезоцикле (периода сужения).
Рубрика | Спорт и туризм |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 11.10.2018 |
Размер файла | 842,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Структура и содержание непосредственной подготовки спортсменов высокой квалификации к главным соревнованиям
Национальный университет физического воспитания и спорта Украины, Киев, Украина
Objective. To carry out a comprehensive analysis of the schemes of direct preparation of top-level athletes for the main competitions of the year or macrocycle focused on achieving the state of the highest readiness for the start.
Methods. Study and analysis of scientific literature and practice of elite athletes training for the main competitions, instrumental methods for studying the energy systems capacities, psychomotor capabilities, testing of specific working capacity, historical method, logical method, expert survey, and system integrative approach.
Results. Comparative analysis was performed of alternative models of preparation during the time immediately preceding the main competitions of the year or macrocycle. The short-term (2-3 week long) Western model of tapering is aimed at ensuring a full recovery after the previous loads, technical and tactical and psychological adjustment to the start. The Eastern European model, which is longer in duration (of up to 8 weeks), has a much broader focus. It is shown that the latter model make possible to address a wide range of tasks related to ensuring a high level of general and specialized preparation, the formation of a natural training effect as a response to the previous loads with achieving a peak of functional preparation at the time of main competitions and the highest readiness at the moment of specific events. The content of the concepts of ‘tapering’ and ‘direct preparation’ is subjected to analysis, detailed information is presented on the structure of two different schemes of tapering within direct preparation phase: the one of 5 weeks in duration with two mesocycles and the other 8 week-long with three mesocycles. Their principal advantage over the widespread 2-3-week tapering models is shown.
Keywords: high performance sport, the phase of direct preparation, tapering phase, the peak of functional preparedness, the highest readiness for starts, pre-start preparation.
Цель. Осуществить комплексный анализ схем непосредственной подготовки спортсменов высшей квалификации к главным соревнованиям года или макроцикла, ориентированных на достижения состояния наивысшей готовности к стартам.
Методы. Изучение и анализ специальной литературы и практики подготовки спортсменов высшей квалификации к главным соревнованиям, инструментальные методы изучения возможностей систем энергообеспечения, психомоторных возможностей, тестирование специальной работоспособности, исторический метод, логический метод, экспертный опрос, системно-интегративный метод.
Ключевые слова: спорт высших достижений, этап непосредственной подготовки, фаза «сужения», пик функциональной подготовленности, наивысшая готовность к стартам, предстартовая подготовка.
В условиях современных исключительно высоких тренировочных и соревновательных нагрузок, характерных для подготовки сильнейших спортсменов, готовящихся к Олимпийским играм, особую остроту приобрела проблема выхода спортсменов на уровень готовности к высшим достижениям ко времени главных соревнований. Достижение этого состояния в основном обеспечивается рациональной периодизацией годичной подготовки. Однако большое значение имеют структура и содержание непродолжительного периода, непосредственно предшествующего главным соревнованиям и связанного с такими понятиями, как нагрузка и сверхнагрузка, стресс, адаптация и переадаптация, утомление, переутомление, восстановление, срочный и отставленный тренировочный эффект.
Форбс Карлайл был сторонником огромных объемов тренировочной работы как основного фактора повышения результативности подготовки спортсменов. Однако, по его мнению, большие объемы тренировочной работы должны сопровождаться предсоревновательным периодом, в котором нагрузка должна быть снижена, что обеспечит полноценное восстановление организма спортсмена после предшествовавших нагрузок и его готовность к стартам. Этот период Карлайл предложил называть «периодом сужения» или просто «сужением» [17].
Развивая эту идею, Джеймс Каунсилмен, выдающийся тренер и крупный специалист в области теории и методики спортивной тренировки, показал, что 2-4-недельный период сужения перед главными соревнованиями сезона является исключительно важным, во многом определяющим успех всей предшествовавшей подготовки. Задачи сужения Каунсилмен видел в предоставлении спортсмену отдыха перед соревнованиями, технико-тактической и психологической подготовке к конкретным стартам, т. е. сужение предусматривало как снижение тренировочных нагрузок, так и их концентрацию на решении специальных задач подготовки к основным соревнованиям [20].
К таким же выводам пришли и многие другие специалисты, проводившие подобные исследования. К сожалению, в подавляющем большинстве случаев методология их проведения была несовершенной, так как не сопровождалась серьезным анализом содержания тренировочного процесса как в течение периода, предшествовавшего сужению, так и в течение самого периода сужения. Как правило, авторы ограничивались рассмотрением динамики объема тренировочной работы.
В соответствии с таким пониманием задач этапа непосредственной подготовки строится его содержание и определяется продолжительность.
В зависимости от нагрузки предшествовавшего этапа подготовки рекомендуется различная продолжительность периода сужения. Рекомендации по его построению строятся на основе определения оптимальной величины нагрузки, обеспечивающей эффективное протекание восстановительных реакций [21] и формирование отставленного тренировочного эффекта (рис. 1, 2). При характеристике нагрузок используются исключительно такие показатели, как объем, интенсивность и частота [13, 15, 24, 31,38].
непосредственный подготовка спортсмен квалификация
ПОНЯТИЯ «СУЖЕНИЕ» И «НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА»
Негативную роль в формировании объективной системы знаний в этой области играет термин «сужение», принятый в отношении этапа непосредственной подготовки во многих странах, в частности США, Австралии, Канаде, Великобритании и др. Этот термин изначально ориентирует на планомерное снижение объема работы и величины нагрузки, а не на сбалансированную во всех составляющих подготовку к главным стартам. Термин «сужение» в какой- то мере можно применять в отношении количественных характеристик тренировочного процесса, но никак не качественных, в частности, относящихся к психологической и интегральной подготовке.
Ориентация на этот термин привела и к тому, что в большинстве научных исследований и практических рекомендаций проблема непосредственной подготовки сведена лишь к объему тренировочной работы и динамике ее снижения, что примитивизирует исключительно сложный тренировочный процесс на завершающем этапе подготовки к главным соревнованиям. Проиллюстрируем это двумя характерными примерами.
В монографии «Сужение и выход на пик готовности» [30] возможные варианты динамики нагрузки сведены к четырем (рис. 3). Такой же подход характерен и для рекомендаций Американской ассоциации тренеров по плаванию (рис. 4). Подобные схемы приведены и в ряде других работ, в которых затрагивается вопрос непосредственной подготовки к главным соревнованиям.
Таким образом, в соответствии с этим термином без должного доказательства навязывается далеко не бесспорная, а, на наш взгляд, откровенно ошибочная, мысль о необходимости по мере приближения к соревнованиям более или менее планомерного уменьшения объема и интенсивности работы, тренировочной нагрузки, не допускающая иных вариантов динамики этих характеристик.
Когда речь идет о подготовке спортсменов к главным соревнованиям на ее заключительном, предсоревновательном этапе, непосредственно предшествующем стартам, то в поле зрения тренера должен находиться широкий комплекс задач, без решения которых напряженная тренировка в течение всего года и заключительного макроцикла не даст полноценного результата. В частности, подготовка в заключительные недели перед главными соревнованиями должна обеспечить:
полноценный отдых, физическую и психическую разгрузку, эффективное протекание восстановительных реакций;
создание оптимальных условий для проявления отставленного тренировочного эффекта как реакции на предшествующую суммарную нагрузку;
сохранение высокого уровня адаптации в отношении тех компонентов подготовленности, которые наиболее подвержены деадаптации при существенном снижении нагрузок соответствующей направленности;
дальнейшее развитие адаптации в направлении, обеспечивающем максимальную реализацию возможностей систем энергообеспечения, мышечной, нервной и других систем организма в специфических условиях соревновательной деятельности;
отработку деталей подготовленности в строгом соответствии с избранной моделью соревновательной деятельности с ее техническими и тактическими деталями, регламентом соревнований, временем стартов и реальными и существенно возросшими при разнообразном построении подготовки функциональными возможностями;
психологическую настройку на эффективную соревновательную деятельность с учетом особенностей конкретных соревнований, состава участников, сильных и слабых сторон основных конкурентов.
Вполне естественно, что достижение эффекта во всех этих направлениях не может быть обеспечено однонаправленным снижением объема тренировочной работы. Поэтому представляется логичным вместо термина «сужение» использовать термин «непосредственная подготовка», что, как будет показано ниже, существенно расширяет возможности рационального, опирающегося на достижения спортивной науки и практики, построения подготовки спортсменов к важнейшим соревнованиям на ее заключительном этапе.
СТРУКТУРА ЭТАПА НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ
Начиная с середины 1970-х годов специалисты СССР и ГДР, занимавшиеся теоретико-методическим обоснованием системы подготовки сборных команд стран к Играм Олимпиад и другим крупнейшим соревнованиям по программе межгосударственного сотрудничества, в числе других вопросов уделили внимание и изучению проблемы непосредственной подготовки к главным соревнованиям. В основу были положены достижения восточноевропейской школы спорта, относящиеся к основам периодизации годичной подготовки, формированию суммарного и кумулятивного тренировочного эффекта, наличию фазы «запаздывающей трансформации».
В результате был разработан новый подход к построению непосредственной подготовки, принципиально отличавшийся от рекомендованного специалистами Австралии и США [17, 20]. Непосредственную подготовку было предложено рассматривать не как краткосрочный (2-4 нед.) период «сужения», а как самостоятельный этап в системе годичной подготовки, в структуре которого выделились две части.
Таким образом, полноценное восстановление функциональных возможностей спортсмена перед главными соревнованиями являлось лишь необходимым фоном для реализации специальной тренировочной программы интегративного характера, призванной обеспечить его выход на пик готовности ко времени проведения главных соревнований [1,7, 11].
Решение специфических задач подготовки в заключительные недели перед стартами требовало установления оптимальных объема тренировочной работы и динамики нагрузки, сочетания занятий с тренировочными нагрузками различной направленности и величины, предоставления тренировочных нагрузок, отдыха, восстановительных мероприятий, питания в виде целостного процесса. Необходимо было также обеспечить оперативный и текущий контроль за протеканием восстановительных и адаптационных процессов, разработать совокупность мероприятий педагогического, медико-биологического и психологического характера, позволяющих вывести спортсмена на наивысший уровень готовности к конкретному старту.
Применительно к подготовке спортсменов, специализирующихся в видах спорта, связанных с проявлением выносливости (беговые виды легкой атлетики, плавание, лыжный спорт, биатлон и др.), достаточно эффективной оказалась 5-недельная модель непосредственной подготовки к главным соревнованиям макроцикла (рис. 5).
В соответствии с этой моделью первые 5-6 дней после национального чемпионата, носившего отборочный характер, посвящались активному отдыху, физическому и психическому восстановлению после предыдущих очень высоких тренировочных и соревновательных нагрузок. Затем спортсмены переезжали на одну из среднегорных баз для 3-недельной исключительно напряженной подготовки. Этот мезоцикл разделяли на две равные части, по 10 дней каждая. Между ними спортсменам предоставляли однодневный активный отдых.
Первая часть (фундаментальная, базовая) по направленности и содержанию во многом дублировала подготовку, характерную для базового мезоцикла первого этапа подготовительного периода. Такое построение тренировки в первой части среднегорной подготовки имеет два преимущества.
Во-первых, содержание и направленность тренировочного процесса позволяют восстановить уровень базовой подготовленности, который в определенной мере был утрачен в результате предшествовавшей длительной специальной подготовки к национальному чемпионату, а также в течение самого чемпионата и последовавшего за ним 5-6-дневного активного отдыха.
Во-вторых, исключительно высокая суммарная нагрузка, воздействие которой существенно усугублялось гипоксическими условиями среднегорья, рассматривалась как фактор стимуляции адаптационного скачка функциональных возможностей организма спортсменов.
Вторая часть базового мезоцикла (специально-подготовительная) носила строго специальный характер и своим содержанием соответствовала работе, ранее выполнявшейся в ударных микроциклах контрольно-подготовительного мезоцикла второго этапа подготовительного и начала соревновательного периода. Отличия касались лишь увеличения суммарной нагрузки, усугубленной горной гипоксией и большей долей работы интегрального характера.
По окончании среднегорной подготовки спортсмены возвращались на равнину, после чего планировался 2-недельный предсоревновательный мезоцикл, основными задачами которого были восстановление организма после тяжелейших нагрузок базового мезоцикла, создание оптимальных условий для формирования адаптационных перестроек как реакции на предшествовавшую напряженную тренировку, интегральная подготовка, психологическая подготовка к предстоящим соревнованиям, шлифовка деталей техники и тактики предстоящей соревновательной борьбы и др. Объем работы резко сокращался до 40-60 % характерного для предшествовавшего мезоцикла, подготовка приобретала сугубо индивидуальный характер.
Большое внимание в этом мезоцикле уделялось применению средств восстановления (фармакологических, физиотерапевтических, психологических), специальному питанию. Это в сочетании с невысокими нагрузками создало условия для выведения спортсмена на высокий уровень функциональной подготовленности ко времени главных соревнований.
Реализация многими ведущими спортсменами СССР и ГДР указанной модели позволяла им выйти на уровень своих высших достижений в крупнейших соревнованиях 19761982 гг. в среднем более чем в 60 % случаев. В одном случае был зарегистрирован редкий результат: в 1978 г. в матче сборных команд СССР и ГДР, к которому советские пловцы готовились специально и крайне напряженно, стремясь преодолеть сформировавшийся годами комплекс обреченности в соревнованиях с восточногерманскими пловцами, личные рекорды были установлены в 90 % общего количества стартов. Этот результат обеспечил советским пловцам сенсационную победу, вселил в них уверенность в собственных силах, эффективности методики подготовки. Эта победа сказалась и на результатах, показанных на чемпионате мира этого же года, по итогам которого советская команда с 16 медалями (в том числе 6 золотыми) уверенно заняла второе место, уступив лишь пловцам США и с большим преимуществом опередив пловцов Канады, Австралии, ГДР.
Однако использование этой модели выявило ряд ее недостатков и возможные пути улучшения. Необходимость совершенствования была связана с тем, что резкий переход от 5-6-дневного активного отдыха после национального чемпионата к напряженной тренировке в общеподготовительной части базового мезоцикла, проводимой в среднегорье, без предварительной адаптации к новым условиям, приводил к снижению работоспособности, замедлению восстановительных реакций, нарушению техники движений, перевозбуждению нервной системы, появлению болевых ощущений в мышцах и др. [1]. Недостатками являлись и резкий переход от активного отдыха к предельным нагрузкам, и стремительная смена (буквально в течение одного дня) направленности тренировочного процесса при переходе от первой ко второй части базового мезоцикла. Вызывала сомнение и достаточность продолжительности его общеподготовительной и специально-подготовительной частей (по 10 дней каждая) для эффективного стимулирования адаптационных реакций, которые позволили бы спортсменам достигнуть более высокого уровня функциональной подготовленности. Наконец, существенным было и то, что 14-дневная продолжительность заключительного предсоревнователь- ного мезоцикла являлась недостаточной, во всяком случае для части спортсменов, с точки зрения формирования полноценных реакций адаптации в ответ на предельные нагрузки базового мезоцикла, а также для внесения определенных изменений в технику и тактику соревновательной деятельности с учетом несколько возросшего уровня функциональных возможностей спортсмена [9].
Все это привело к разработке и апробации более продолжительных моделей непосредственной подготовки, которые по своему содержанию сформировались в специфический макроцикл.
Наиболее удачным оказался 8-недельный этап непосредственной подготовки, в котором было выделено три мезоцикла со строго очерченными задачами и соответствующим им содержанием подготовки. Эта модель преимущественно предназначена для видов спорта, связанных с проявлением выносливости и предъявляющих высокие требования к аэробной и анаэробной лактатной системам энергообеспечения. Однако основные принципы, лежащие в ее основе, приемлемы для подавляющего большинства других видов спорта и при определенной коррекции (в частности, исключение среднегорной подготовки) могут продемонстрировать высокую эффективность.
Охарактеризуем особенности этой модели, неоднократно продемонстрировавшей ее исключительно высокую эффективность, материалом спортивного плавания.
Период непосредственной подготовки общей продолжительностью 8 нед. состоял из трех мезоциклов: 2-недельного базового (на равнине), 3-недельного специально-подготовительного (в среднегорье), 3-недельного предсоревновательного (на равнине) (рис. 6).
Тренировка в 2-недельном базовом мезоцикле начиналась через 5-6 дней после активного отдыха, который планировался по окончании национального чемпионата. Работа на суше и в воде носила базовый характер и по своему содержанию соответствовала первому этапу подготовительного периода: выполнялся большой объем работы на суше, направленной на развитие силовых качеств и гибкости; работа в воде в основном была направлена на восстановление достигнутого уровня аэробной производительности и его дальнейшее повышение.
В последующие 5-6 дней для регулярно тренирующихся в среднегорье и 2-3 дня для прибывших туда впервые нагрузки резко возрастали и достигали 80-90 % максимальных показателей, характерных для подготовки на равнине.
Программа 11-го и 17-го дней предусматривала участие в контрольных соревнованиях, занятия восстановительного характера. После соревнований пловцам предоставлялся день активного отдыха.
После завершения 21-дневного периода среднегорной подготовки спортсмены переезжали на одну из равнинных баз для освоения программы заключительного 3-недельного предсоревновательного мезоцикла.
Многолетний опыт реализации различных вариантов непосредственной подготовки спортсменов, специализирующихся в плавании и других циклических видах спорта, показал, что наивысшего уровня готовности к стартам они способны достичь на 19-23-й день после окончания среднегорной подготовки. Этим и обусловлено увеличение заключительного предсоревновательного мезоцикла до 21 дня (три микроцикла продолжительностью 6-8 дней соответственно).
Значительное время отводилось упражнениям технического характера, в программы занятий в небольшом объеме включались упражнения скоростного характера, смешанного анаэробно-аэробного и преимущественно анаэробного характера. Однако большую часть занятий (свыше 70 %) занимали восстановительное плавание и работа в аэробном режиме.
Заключительный 8-дневный микроцикл предполагал резкое снижение объема тренировочной работы и суммарной нагрузки (до 25-30 % характерного для тренировки в горах), создание условий для полноценного восстановления и завершения формирования отставленного тренировочного эффекта предшествовавшей напряженной тренировки. Отрабатывались детали техники и тактики, решались задачи психологической подготовки к предстоящим стартам. За четыре-пять дней до старта планировались 2-3 занятия со значительными нагрузками специально-подготовительной направленности с использованием средств, моделирующих важнейшие компоненты планируемой соревновательной деятельности.
В целом структура и содержание этапа непосредственной подготовки спортсменов к главным соревнованиям на основе трех мезоциклов представляются значительно более обоснованными по сравнению с ранее рассмотренным вариантом. В этом случае эффективно используется принцип постепенности перехода от одного уровня нагрузки к другому, от одной преимущественной направленности тренировочного процесса к другой, создаются оптимальные условия для адаптационного скачка и формирования отставленного тренировочного эффекта и его реализации в соревнованиях.
Вторая модель, как и первая, предусматривает использование условий среднегорья как важного фактора дальнейшей стимуляции адаптации организма квалифицированных спортсменов, отличающегося высочайшим уровнем функциональной подготовленности и недостаточно реагирующего на тренировочные нагрузки в обычных условиях. Однако второй моделью предусмотрены временные промежутки (по несколько дней в начале среднегорной подготовки и по ее окончании), обеспечивающие плавную акклиматизацию спортсменов к полноценной среднегорной подготовке и реакклиматизацию после ее окончания.
Большое значение имеет и увеличение продолжительности предсоревновательного мезоцикла с двух до трех недель, что способствует лучшей адаптации спортсменов к равнинным условиям, совершенствованию деталей технико-тактического мастерства, эффективному решению задач интегральной и специальной психологической подготовки, полноценному восстановлению после нагрузки предыдущих мезоциклов и реализации ее отставленного тренировочного эффекта.
Несмотря на то что 8-недельная модель непосредственной подготовки спортсменов к главным соревнованиям была разработана еще в 1980-х годах, она в основных положениях не утратила своей актуальности и сегодня. Общие принципы остались незыблемыми. Однако достижения спортивной науки и мировой практики, особенно последних двух десятилетий, значительно расширили и дополнили представления в этой области, открыли новые возможности для совершенствования системы подготовки спортсменов к главным соревнованиям. В частности, появились объективные основания для дифференциации подготовки спортсменов, специализирующихся на дистанциях различной протяженности. Выявлена необходимость учета при построении непосредственной подготовки возраста спортсменов, этапа годичной подготовки, индивидуальных особенностей, связанных с протеканием восстановительных процессов, реакций адаптации и др. Появились возможности оптимизации тренировки в горах в плане чередования высот (среднегорье, высокогорье, низкогорье) для проживания и тренировки.
Восьминедельная модель этапа непосредственной подготовки к главным соревнованиям года с незначительной коррекцией может оказаться эффективной для всех видов спорта, связанных с проявлением выносливости, и для которых характерно использование среднегорной и высокогорной подготовки. Однако основные принципы ее построения фундаментальны и могут использоваться в подавляющем большинстве видов спорта.
В мировой спортивной практике нередко используется еще одна схема построения непосредственной подготовки к главным соревнованиям. Суть ее сводится к тому, что основные отборочные соревнования (чемпионат страны) проводятся незадолго (обычно за две-три недели) до основных стартов сезона. К чемпионату страны проводится напряженная специальная подготовка. После чемпионата спортсмены, попавшие в команду, в течение двух недель проводят тренировку по принципу построения предсоревновательных мезоциклов.
УЧАСТИЕ В СОРЕВНОВАНИЯХ И ОСОБЕННОСТИ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ
Перед главными соревнованиями года планируется полноценный этап непосредственной подготовки, ориентированной на обеспечение наивысшего уровня готовности к соревнованиям.
Существуют два подхода к определению продолжительности и содержания этапа непосредственной подготовки.
Согласно одному из них, характерному для подготовки спортсменов США, Австралии, Канады, Великобритании, этап непосредственной подготовки продолжительностью 2-4 нед. является структурой, в течение которой обеспечивается, прежде всего, полноценное восстановление спортсмена после предшествовавшей напряженной подготовки, поддерживается достигнутый уровень адаптации, отрабатываются технико-тактические детали.
Обеспечение полноценного восстановления, отработка эффективных вариантов техники, тактики и др. представляют собой лишь часть задач, решение которых должно было обеспечить наивысший уровень готовности к соревнованиям. Этот вариант, оказавшийся исключительно эффективным, был подробно рассмотрен выше.
Высокая эффективность включения в структуру макроцикла четырехнедельного мезоцикла со сверхнагрузкой непосредственно перед предсоревновательным мезоциклом как стимула для скачкообразного отставленного тренировочного эффекта в последние годы была подтверждена специалистами Испании и Австралии, в том числе и анализом выступлений многих известных спортсменов на Играх Олимпиад последних лет [29, 30]. Представленные на рисунке 7 данные свидетельствуют о том, что мезоцикл с нагрузкой, на 20 % превышающей максимальную, характерную для предшествовавшей тренировки, явился дополнительным стимулом для повышения отставленного тренировочного эффекта, который наступает через 3-4 нед. периода сужения.
Исследования этих авторов подтвердили высокую эффективность подхода к построению предсоревновательной подготовки, разработанного около 30 лет назад специалистами СССР и ГДР и многократно изложенного в специальной литературе. Удивление вызывает лишь то, что этот материал представляется как принципиально новый, своего рода открытие на современном этапе развития спортивной науки [30], хотя аналогичные данные были многократно опубликованы в монографиях и пособиях, изданных за рубежом, в том числе и в Испании, на родном для И. Муджики языке. К сожалению, это далеко не единственный пример подхода к творческому наследию восточноевропейской спортивной науки, которое отдельные специалисты стран Западной Европы, Австралии, Канады, США в последние годы представляют как свое собственное.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МЕЗОЦИКЛА
Столь существенные различия обусловлены не объективными причинами, а нечетко обозначенной целью исследований, различиями в их планировании, а также самим подходом к понятиям «непосредственная подготовка» или «сужение». Специалисты, которые ориентировались на изучение продолжительности протекания восстановительных реакций после напряженной тренировки, приходили к выводу, что для полноценного сужения достаточно 1-2 нед., а часто и 5-8 дней. Те же, кто относился к предсоревно- вательному мезоциклу как к важнейшему элементу структуры макроцикла с учетом развития отставленного тренировочного эффекта, интеграции в единое целое нового уровня функциональной подготовленности и технико-тактического мастерства, требований реализации эффективной модели соревновательной деятельности, рекомендуют 2-4-недельную продолжительность предсоревновательного мезоцикла.
О том, что отставленный тренировочный эффект в ответ на предшествующую напряженную тренировку развивается в течение 2-3 нед., свидетельствует ряд исследований, выполненных в конкретно поставленных экспериментах и с использованием информативных показателей. В частности, напряженная силовая подготовка приводит к наибольшему отставленному тренировочному эффекту обычно через три недели после ее окончания и перехода спортсмена на тренировку с 40-50-процентными нагрузками [19, 34, 39, 40]. Более короткий период сужения (11 дней) оказывается в 2-3 раза менее эффективным, не позволяющим развиться отставленному тренировочному эффекту [33].
СУММАРНЫЙ ОБЪЕМ РАБОТЫ В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ МЕЗОЦИКЛЕ
Выявлению оптимального объема работы в течение предсоревновательного мезоцикла (периода сужения) посвящено значительное количество работ, в основе которых как анализ материала передовой спортивной практики, так и данные специально организованных исследований. Обобщая их содержание, можно утверждать, что объем работы в этом периоде должен колебаться в диапазоне 40-60 %, характерного для периода напряженной предыдущей тренировки [30, 32, 41]. Большие величины затрудняют процессы восстановления и формирования отставленного тренировочного эффекта [31, 38], меньшие могут привести к проявлению деадаптации в отношении отдельных компонентов подготовленности [13]. Правильный выбор объема тренировочной работы в предсоревновательном мезоцикле существенно влияет на уровень спортивного результата (рис. 9).
Объем работы, составляющий от 40 до 60 %, характерного для ударных микроциклов предшествовавшей напряженной подготовки, позволяет обеспечить полноценное восстановление, профилактику развития процессов деадаптации в отношении значимых компонентов подготовленности спортсмена, прежде всего, возможностей систем энергообеспечения [23, 25, 30]. Одновременно такой объем работы позволяет успешно решать и задачи, связанные со скоростной и интегральной подготовкой, отработкой технико-тактических моделей соревновательной деятельности.
В среднем объем плавания был уменьшен в два раза по сравнению с периодом наиболее напряженной подготовки [16].
Великовозрастные спортсмены (28-30 лет и старше), отличающиеся менее интенсивным протеканием восстановительных реакций, должны выполнять в предсоревнова- тельном мезоцикле значительно меньшие объемы работы (на 20-30 %) по сравнению с молодыми спортсменами.
Тип телосложения также влияет на суммарный объем работы предсоревновательного мезоцикла: спортсмены с выраженным эктоморфным типом телосложения могут выполнять значительно большие объемы работы (на 10-15 %) по сравнению со спортсменами мезоморфного типа.
Различными являются объемы работы в предсоревновательных структурах различной продолжительности. Когда перед главными соревнованиями планируются продолжительные предсоревновательные мезоциклы (2-4 нед.), то, как уже отмечалось, объем работы в них составляет 40-60 % выполнявшегося в ударных микроциклах предшествовавшего мезоцикла. Принципиально иная ситуация складывается при подготовке к менее важным соревнованиям. В этих случаях подготовка к стартам осуществляется в пределах 5-10-дневных предсоревновательных микроциклов и прежде всего должна обеспечивать эффективное восстановление. Объем работы в этом случае ниже и обычно составляет 25-40 %.
ДИНАМИКА ОБЪЕМА РАБОТЫ В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ МЕЗОЦИКЛЕ
На наш взгляд, такой подход не является наилучшим. Он идет вразрез с закономерностями протекания восстановительных и адаптационных реакций. Суммарная нагрузка первого микроцикла предсоревновательного мезоцикла, составляющая около 80 % нагрузки предшествовавшего напряженного мезоцикла, наслаивающаяся на состояние недовосстановления, не способствует созданию условий для полноценного восстановления, а в отдельных случаях может и усугубить утомление.
В этом случае состояние остаточного утомления сохраняется во втором микроцикле предсоревновательного этапа, нагрузка которого (50-60 %) уже обеспечивает восстановление, однако не создает условий для полноценной тренировки, связанной с техникотактической и интегральной подготовкой в условиях проявления отставленного тренировочного эффекта.
- особенности построения тренировки в условиях соревновательного периода большой продолжительности
- особенности правоприменительной практики по договору банковского вклада