особенности обучения взрослых иностранному языку
Статья «ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Мұстафа Жанат Рахматиллақызы
Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности преподавания иностранного языка взрослым обучающимся. Выявляются необходимые педагогические условия для продуктивного изучения иностранного языка взрослыми, определяются аспекты решения этого вопроса.
В наше время глобализации общества, расширения международных отношений и сотрудничества с другими странами в области политики, экономики и культуры, большое количество взрослых людей испытывает необходимость в изучении иностранного языка, чтобы стать участником международной деятельности и коммуникации. Несмотря на это, многие взрослые испытывают трудности при изучении иностранного языка. Знание и учет некоторых особенностей обучения иностранному языку взрослых обучающихся поможет оптимизировать учебный процесс и максимально эффективно использовать методические приемы.
Согласно психологам, с возрастом улучшается логическая память, но ухудшается кратковременная память. Благоприятный фактор – это взаимосвязанность и скоординированность функций, которая компенсирует отдельные недостатки [1]. Например, накопленный опыт, хорошо развитое логическое мышление поможет восполнить объем кратковременной памяти. Лингвистический опыт может демонстрировать как отрицательное, так и положительное влияние на эффективность обучения. Недостаток знаний в родном языке может затруднять понимание и усвоение грамматических и лексических конструкций.
В противоположность этому, очень высокий уровень владения родным языком может тормозить изучение иностранного языка, так как потребность взрослого обучающегося в выражении собственных мыслей, богатый жизненный опыт противоречит с возможностями в иностранном языке, из-за чего возникают многочисленные ошибки. Несмотря на это, практика доказывает, что лингвистический опыт в изучении одного иностранного языка помогает в успешном изучении и других иностранных языков.
Также, важную роль в обучении взрослых играет мотивация, которая побуждает человека к действию, мобилизует его внутреннюю энергию и направляет его поступки и действия. При работе со взрослой аудиторией требуется внимание к личности каждого обучаемого, учет его социальной роли. Для создания подходящих комфортных условий для повышения речевой активности обучающихся необходимо стремление к естественной и неформальной коммуникации, которая характеризуется отзывчивостью, участием и непосредственным вниманием к собеседнику. Тон должен быть заинтересованный и доверительный.
Помимо этого, для создания эмоционального комфорта учащихся в межличностных отношениях следует учитывать не только уровень владения языком, а также возраст участников группы. Необходимо оценивать результаты учащихся, исправлять ошибки и поощрять за успехи и старания.
Следом за А.В. Балластовым [2], можно выявить несколько педагогических условий для эффективного обучения взрослых иностранному языку. По мнению многих ученых, основные отличия взрослого обучающегося следующие:
1. Взрослый учащийся – это самостоятельная и самоуправляемая личность, которая имеет жизненный опыт, в том числе учебный.
2. Каждый взрослый учащийся имеет свою определенную мотивацию к изучению иностранного языка, которая, чаще всего, связана с его профессиональной деятельностью.
3. Взрослый обучающийся пытается сразу же применять теоретические знания на практике в повседневной и профессиональной жизни.
4. Взрослый обучающийся имеет достаточно высокие требования к качеству обучения и его результатам. Исходя из всего вышеперечисленного, основными педагогическими принципами в обучении взрослой группы учащихся являются: индивидуализация, опора на опыт, принцип совместной деятельности, практическая направленность обучения, роль преподавателя в организации обучения, предоставления консультаций и необходимых качественных знаний.
Многие психологи выделяют восемь важных особенностей в обучении взрослых.
1. У взрослых обучающихся должна появится мотивация к обучению. Их учеба будет эффективной только лишь в том случае, если у них будет сильное желание овладеть новыми навыками и умениями. Мотивацию невозможно навязать, однако можно стимулировать извне.
2. Взрослый обучающийся будет изучать лишь то, что считают для себя важным и необходимым для применения на практике.
3. Взрослые обучающиеся учатся в процессе работы. Если у них есть возможность применить полученные знания на практике, закрепить их, регулярно повторять, то новые знания удержатся дольше, чем при «пассивном» обучении.
4. При обучении взрослых необходимо использовать реалистичные проблемы из практической жизни и искать конкретное решение.
5. Предыдущий жизненный опыт оказывает большое влияние на взрослого обучающегося. То, как учащийся воспринимает новые знания напрямую зависит от его предыдущего жизненного опыта.
6. Взрослым учащимся необходима неформальная обстановка, так как с занятиями в школе у многих связаны неприятные воспоминания.
7. При обучении взрослой группы учащихся нужно помнить об использовании разных методов обучения. Обучение будет более эффективным, если новые знания воспринимаются несколькими органами чувств, например, зрением и слухом. Аудиозаписи, наглядные пособия, видеофильмы способствуют лучшему усвоению знаний. Также, дискуссионный метод обучения помогает лучше закрепить полученные знания, применить их и привлечь внимание учащегося.
8. Взрослых обучающихся надо направлять, а не «оценивать». Многие из них критически относятся к себе, своим способностям, поэтому на них может негативно сказаться конкуренция из-за боязни публичного осуждения [3].
Межличностное взаимодействие – одно из важнейших условий эффективного и успешного обучения взрослых иностранному языку. Учет психологических особенностей межличностного взаимодействия улучшает процесс обучения и ведет к наиболее эффективному обучению взрослых.
Я полагаю, что для успешного обучения взрослых иностранному языку необходимо постоянное взаимодействие обучаемого и преподавателя на всех этапах учебного процесса от планирования до результатов.
Г.А. Китайгородская отмечает необходимость «создания тех ситуационных перипетий, в которых сам обучаемый оказывается вынужденным активизировать свои творческие способности, мобилизовать свое внимание, подхлестнуть свою память под воздействием эмоционального переживания событий» [4].
Для взрослых учащихся важно безотлагательное применение новых знаний, навыков и умений, в связи с чем я обычно применяю на занятии ролевые игры, моделирование реальных ситуаций из жизни. Помимо этого, как было сказано раньше, у взрослых мотивация к учебе больше, чем у детей и подростков, поэтому преподавателю необходимо ее поддерживать и управлять ею для достижения запланированного результата. Для лучшего запоминания новых слов я использую наглядные образы и ассоциации. Также, вместо оценивания знаний учащихся преподавателем, наиболее эффективным способом является оценка результатов сначала самим обучающимся, а затем их обсуждение с преподавателем.
Таким образом, мы говорим о «компетентностном» подходе, который подразумевает под собой формирование и развитие разных компетенций, создание мнений, отношений и желания развиваться. Все эти цели соответствуют ожиданиям взрослого обучающегося.
1. Немов Р.С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. – 4-е изд. / Р. С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – 2003. – 688 с.
2. Балластов А. В. Практическое применение информационных технологий при обучении взрослых профессионально ориентированному иноязычному общению в условиях неязыкового вуза / А. В. Балластов // Вестник ТПГУ. – 2012. – № 4. – С. 74–79.
3. Козлова О. В. Интегративная технология обучения взрослых иностранному языку / О. В. Козлова // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – №8. – С. 135–137.
4. Китайгородская Г. А. Оптимальная организация учебного процесса при интенсивном обучении иностранным языкам взрослых / Г. А. Китайгородская // Психология и методика обучения иностранным языкам. – М. – 1978.
О преподавании иностранных языков взрослым
Дата публикации: 10.01.2017 2017-01-10
Статья просмотрена: 510 раз
Библиографическое описание:
Ибрагимова, Ш. Т. О преподавании иностранных языков взрослым / Ш. Т. Ибрагимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1 (135). — С. 454-456. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37879/ (дата обращения: 05.11.2021).
В статье проводится анализ опыта ведущих специалистов по поиску технологий обучения иностранным языкам различных категорий взрослых слушателей, и обсуждаются новые подходы к реализации этой задачи.
В последние годы в Республике Узбекистан была проведена большая работа по улучшению преподавания иностранных языков в учебных заведениях различного типа, начиная с младших классов школ, колледжах, лицеях, институтах и университетах, а также, учебных центрах и курсах. Кроме прочего, значительно увеличилось количество исследований по методологии преподавания, проведенных на опыте и материалах вузов языковых и неязыковых специальностей. Вместе с тем, новый тип организации образования взрослого контингента профессионалов остаётся недостаточно изученными. Очевидно, что обучение взрослых является неотъемлемой частью современной системы образования. Квалификационные требования к претендентам на те или иные — сколько-нибудь значительные — должности предполагают знание иностранного языка на уровне, позволяющем обеспечивать прямое общение с иностранными партнёрами и коллегами. Это означает, что на современном этапе развития общества особую актуальность приобретает иноязычное образование взрослых в целом и в особенности выше описанных их категорий.
Понятие обучения взрослых — в отличие от привычного обучения иностранным языкам — начало формироваться на рубеже ХХ и ХХI веков одновременно с осознанием новых приоритетов в системе образования: повышения эффективности международного сотрудничества в профессиональной сфере, расширения доступа к информации, развития личных контактов и «народной дипломатии», гуманизация отношений между людьми и т. д.
Сегодня система дополнительного образования взрослых иностранным языкам становится неотъемлемой частью непрерывного образования профессионалов, которое в западных странах внедряется уже довольно давно — на протяжении десятилетий.
Вместе с тем в последнее десятилетие на образовательной среде появилось новое педагогическое направление, которое имеет выраженные специфические особенности, отличающие их от обучения невзрослого контингента. Это педагогическое направление названо «андрогокикой» (этот термин происходит от греческого слова, означающего «взрослый человек»).
У истоков этой теории стоят: М. Ш. Ноулз, П. Джарвис, Д. Минтон и др. В российской науке в этом направлении работают С. И. Змеев, Т. Е. Змеева, А. А. Макареня, Ю. Н. Дрешер и др. (библиографию см. в [1], [4], [5]). И те и другие называют андрагогику наукой помощи взрослым в обучении, которую необходимо применять дифференцированно к разным контингентам взрослых обучаемых в зависимости от ситуации обучения.
Сравнивая педагогическую модель обучения, предполагающую формирование знаний, умений и навыков на будущее, которое не всегда ясно осознается обучаемыми, и ангдрагогическую модель обучения, результаты которой нужны уже сегодня, неизбежны выводы, что в рамках непрерывного образования в равной степени нужно и то и другое. Поэтому участники научных дискуссий неизбежно вынуждены признать, что и педагогика, и андрагогика — составные части науки об образовании. Обе они подтверждают неоспоримую идею обучения «всю жизнь», которая уже давно внедряется в других сферах профессиональной деятельности человека, как в развитых странах, так уже и на постсоветском пространстве.
Однако в условиях стремительного развития науки и быстрого обновления информации невозможно научить человека на всю жизнь, важно формировать в нем интерес к накоплению знаний, к непрерывному самообразованию. Учитывая актуальность данного процесса, представляется правомерным говорить о формировании у обучаемых, так называемой, самообразовательной компетенции (СК) как способности поддерживать и повышать в процессе самообразования уровень владения иностранным языком. Наблюдения и исследования, проведенные многими специалистами, показывают, что обсуждаемое педагогическое направление ориентировано на обучаемых, уже имеющих высшее образование, опыт работы и, соответственно, взрослый возраст. Предполагаемый уровень подготовки слушателей по иностранному языку должен быть достаточно высоким, дающим возможность профессионалу решать деловые проблемы с зарубежными партнерами на профессиональном уровне.
Данные, полученные специалистами по педагогической психологии, позволяют говорить, что высокая позитивная мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких специальных способностей или недостаточного запаса у обучаемых требуемых знаний, что особенно актуально для взрослых обучаемых [4].
Научные исследования последнего времени показали, что человек может эффективно обучаться практически на протяжении всей своей жизни, что способности к обучению взрослых людей от 20 до 60 лет существенно не меняются, а у людей умственного труда эти способности сохраняются и дольше. Кроме того, появляются такие позитивные качества, важные для процесса обучения, как жизненный опыт, рациональность умозаключений, склонность к анализу и т. п. [6]. И как результат: жизненный и профессиональный опыт обучающихся, а также высокий уровень мотивации, позволяет им понять и четко сформулировать цели изучения иностранного языка. Несомненно, что именно этот факт значительно влияет на способность к запоминанию и усвоению языка в целом. Мотивация как бы компенсирует то, что уже «потеряно» в зрелом возрасте в развитии психологических процессов.
Известно, что в зрелом возрасте повышается роль мышления и внимания при снижающемся уровне памяти. Опыт показывает, что рассматриваемый контингент обладает высоким уровнем развития вербально-логического, а не наглядно-действенного или предметного мышления, что, несомненно, накладывает свой отпечаток на методику преподавания. Например, при обучении грамматике слушатели, конечно, предпочтут схемы, графики и таблицы разнообразным картинкам или действиям и жестам.
Что касается памяти, многие психологи выделяют её основные составляющие: запечатление, сохранение и воспроизведение. Они отмечают, что с возрастом различные виды запечатления работают неравномерно и имеют тенденцию снижения. Особенно подвержено изменениям, так называемое, запечатление по слуховой модальности: его снижение намечается после 31 года (для преподавателя это прежде всего аудирование и те большие трудности, которые с ним связаны). Геронтологи утверждают, что вербальное запечатление по зрительной модальности снижается на 3–4 года позже, чем по слуховой модальности.
Значительной опорой для преподавателя иностранного языка в этих условиях является внимание обучаемых. В возрасте от 18 до 21 года оно занимает четвертое место, а в последующие — постстуденческие — годы прочно сохраняет второе место. Зрелых обучаемых характеризует развитое произвольное внимание, которое позволяет им в течение длительного времени сосредоточиваться на одном объекте при наличии необходимой установки («мне нужно много лексики, много грамматики»). При этом до 33 лет возрастные изменения объема, переключения и избирательности внимания имеют прогрессивный характер, а начиная с 34 лет, обнаруживается их общее снижение. Важную роль в усвоении языкового материала во время аудиторной работы играют именно эти особенности.
Проблемы организации внеаудиторной и самостоятельной работы возвращают нас к необходимости формировать упомянутую выше самообразовательную компетенцию (СК) обучаемых.
Это положение убедительно подтверждено исследованиями В. Я. Ляудис [6], [7], обосновавшей психологические различия традиционной и, актуальной сегодня, инновационной стратегии образования, и утверждавшей, что учение — это преобразующая деятельность, а инновационные методы — это осознание диалогической природы учения. Диалог неисчерпаем и он — «во взаимной сопряженности познающего и познаваемого».
Для преподавателя иностранного языка важно найти комплекс адекватных методических приемов, которые помогли бы обучаемым, во-первых, «сохранить» свое профессиональное достоинство и, во-вторых, значительно усовершенствовать свои иноязычные умения.
К вопросу об особенностях обучения взрослых иностранному языку
Психолингвистические особенности и различные категории трудностей обучения взрослых иностранному языку. Базовые характеристики человека в зрелом возрасте как объекта андрагогики. Обеспечение эффективных программ обучения иностранному языку взрослых.
Рубрика | Педагогика |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 05.03.2018 |
Размер файла | 25,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http: //www. allbest. ru/
К вопросу об особенностях обучения взрослых иностранному языку
У статті розглядаються основні психолінгвістичні особливості та різні категорії труднощів навчання дорослих іноземній мові. Виділені базові характеристики дорослої людини як суб’єкта навчання та об’єкта андрагогіки. Сформульовані головні принципи навчання дорослих.
Ключові слова : навчання дорослих, психолінгвістичні особливості, андрагогіка.
В статье рассматриваются основные психолингвистические особенности и различные категории трудностей обучения взрослых иностранному языку. Выделены базовые характеристики взрослого человека как субъекта обучения и объекта андрагогики. Сформулированы главные принципы обучения взрослых.
Ключевые слова : обучение взрослых, психолингвистические особенности, андрагогика.
The article describes the main psycholinguistic peculiarities and different categories of difficulties in teaching adults foreign languages. Basic characteristics of adults as teaching subject and object of and^gogy are rvealed. The principles in teaching adults are outlined.
Key words : teaching adults, psycholinguistic features, and gogy.
Расширение коммуникативного пространства и необходимость включения инновационных технологий в профессиональный инструментарий современного субъекта деятельности повышают субъективную значимость владения иностранным языком как интериоризированным инструментом взаимодействия. Стремление к конкурентоспособности на рынке труда усиливает мотивацию включения взрослого в различные образовательные программы [2].
Актуальность настоящего исследования заключается в том, что запрос на образовательные услуги в этом направлении ставит перед современной педагогической психологией задачу методологического обоснования и методического обеспечения эффективных программ обучения иностранному языку взрослых. Целью настоящего исследования является определение основных психолингвистических особенностей обучения взрослых иностранному языку, основных принципов такого обучения и путей повышения его эффективности.
В психологической науке накоплен определенный теоретический и эмпирический материал, раскрывающий специфику психологии обучения взрослых: определены психологические характеристики взрослого, как субъекта образования (Б. Г. Ананьев, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская, С. Г. Вершловский, С. Л. Рубинштейн, А. В. Брушлинский), доказана возможность успешного продвижения в образовании на различных этапах зрелости (К. А. АбульхановаСлавская, Л. И. Анцыферова, Л. С. Выготский, А. А. Бодалев, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, У. Шай и др.). Существуют исследования, отражающие особенности обучения иностранному языку взрослых (Г. А. Китайгородская, М. Г. Каспарова, М. К. Кабардов, В. Л. Житлин). Взрослый как субъект учебной деятельности характеризуется рядом специфических параметров, которые в зависимости от контекста обучения могут выступать либо резервами, либо барьерами в обучении [2].
Каждый человек, начинающий изучать иностранный язык в зрелом возрасте (после 30 и выше), сталкивается со следующими трудностями:
* в первую очередь, психологическими, так как отсутствует естественная потребность и соответственно практика в использовании иностранного языка в реальной жизни, поэтому наблюдается низкий результат, влияющий на желание продолжать обучение. От взрослого требуются значительно большие усилия, чем от ребенка, потому что психические процессы уже стабильны, что означает прекращение активного развития, как утверждает известный швейцарский психолог Э. Клапаред еще в 20-х гг. XX в.; изучение же иностранного языка требует запоминания большого количества правил, вокабулярных единиц, мозговой гибкости и пластичности для выработки умения правильно пользоваться этими правилами для выражения своих и понимания чужих мыслей [3, с. 146]; следовательно, тратится больше времени, сил по сравнению с более молодыми поколениями;
• материальными изучение иностранного языка происходит в школе или в вузе, но, как правило, этого оказывается недостаточно для овладения языком на коммуникативном уровне. Хотя многие исследователи в области методики обучения иностранным языкам в своих работах дают рекомендации о создании ситуаций, приближенных к условиям реальной жизни, например, при обучении различным видам чтения, необходима дополнительная языковая практика;
• территориальными удаленность стран изучаемого языка, их труднодоступность, отсутствие возможности регулярной практики изучаемого языка как средства общения в рецептивных и продуктивных видах речевой деятельности, например, при просмотре телепередач на изучаемом языке, как это происходит в западных странах;
• социокультурными наличие элементов другой, “чужой” культуры, отсутствующих в культуре родной страны, и которые трудно понять и принять [5, с. 67]. Для преодоления данного вида трудностей применяют, например: использование коммуникативных стратегий вежливости, особенности употребления определенных языковых элементов в различных дискурсах (например, страдательного залога в политическом дискурсе или диалектизмов на примере художественных произведений.
Современные исследователи выделяют в качестве значимых в обучении взрослых следующие группы барьеров:
— психофизиологические различия в индивидуальных системах репрезентации и восприятия информации, игнорирование особенностей темперамента;
— информационные барьеры, связанные с неправильным структурированием учебной информации, темпом ее предъявления, игнорированием законов психологии восприятия и индивидуальных особенностей когнитивной, мотивационной, эмоциональной сферы учащегося и его поведенческих ресурсов.
— оценочные барьеры обусловлены ошибкой в применении оценочных воздействий;
— эмоциональные барьеры возникают в результате актуализации негативных следов эмоциональной памяти при столкновении с учебной задачей, общего неблагоприятного индивидуального эмоционального фона активности, отвержения другого как партнера взаимодействия на основе сканирования его параметров как физического объекта.
— смысловые барьеры связаны с отвержением либо неправильной интерпретацией другого как носителя определенных смыслов, ценностей, мотивов деятельности, отношения к ситуации взаимодействия, себе и другому как партнеру совместной деятельности.
В рамках особого раздела дидактики андрагогики разработаны принципы обучения взрослых, которые отражают основную особенность обучения процесс преподавания строится с учетом того, что воля обучаемого играет в нем главную роль, в то время как доля преподавателя здесь значительно ниже, чем в случае с обучением детей и подростков. Такое становится возможным в силу того, что взрослый человек осознанно относится к процессу обучения, его мотивация к обучению, как правило, обусловлена достижением определенной значимой для него цели. Иными словами, практическая направленность обучения является в данном случае основной движущей силой процесса изучения английского языка [5, с. 67]. Взрослые люди часто желают учить язык ввиду того, что осознают реальную необходимость обучения и имеют возможности практического применения результатов обучения. Исследования О. Г. Барвенко показывают, что в качестве приобретений, получаемых с освоением иностранного языка, из опрошенных взрослых учащихся 85% отмечают влияние на скорость карьерного роста и увеличение шанса престижной работы, 76% повышение общей компетентности, 52% расширение границ общения с иноязычными партнерами, 50% возможность непосредственного доступа к различным информационным ресурсам, 21% приобщение к другой культуре [2].
Большая степень развития мотивации у взрослых по сравнению с другими возрастными классами обучающихся в равной мере способствует повышению активности взрослого в процессе изучения иностранного языка и снижению количества различного рода психологических барьеров в процессе обучения, выступает своего рода компенсатором слабых сторон обучаемости, обусловленных возрастными особенностями и фактором, играющим значительную роль в преодолении трудностей.
При этом необходимо учитывать, что, несмотря на более развитую мотивацию у данной группы обучаемых, в то же самое время их реальные возможности учиться более ограничены наличием множества семейных и социальных обязанностей, которые в целом имеют приоритет перед процессом обучения. Подобные обязанности ведут к возникновению так называемых микросоциальных барьеров в изучении иностранного языка, примерами которых, по результатам исследований вышеуказанного автора, являются “психологическая глухота” значимого социального окружения (близкие, коллеги, друзья) к потребностям взрослого как субъекта изучения иностранного языка (42% опрошенных), наличие семейных проблем материального и межличностного характера, затрудняющих успешное освоение языка (35% опрошенных), особенности функционирования разновозрастных учебных групп (отмечают 10%), барьеры интерактивного характера “преподаватель ученик” (27% опрошенных) [2].
В этой связи выделяют следующие специфические особенности взрослого человека как субъекта обучения:
• самостоятельность, осознание себя самоуправляемой личностью, преобладание самообразования, самовоспитания, саморазвития;
• наличие жизненного, личного и иного уникального опыта, который становится источником обучения его самого и других обучающихся;
• наличие профессионального опыта, готовых, опробованных алгоритмов принятия решений, к которому может апеллировать преподаватель и при осуществлении взаимодействия;
• наличие опыта обучения (умение учиться); вместе с тем, получение предыдущего опыта обучения в другой образовательной парадигме;
• наличие подсознательного опыта;
• особая мотивация на решение жизненных, профессиональных проблем, обогащение опыта, полезность, мотивация достижений (заинтересованность);
• наличие сформированной системы критериев оценки явлений (процессов, субъектов);
• стремление к безотлагательной реализации полученных знаний и умений, сформированных компетенций;
• отношение к обучению как инвестиционному проекту с желанием получения мгновенного эффекта от вложенных инвестиций в интеллектуальный капитал [1].
Исходя из вышеизложенного, а также учитывая опыт автора настоящей статьи, заключающийся в проведении курсов английского языка для преподавателей и сотрудников Херсонского национального университета, представляется возможным сформулировать основные принципы, соблюдение которых обеспечивает эффективное обучение взрослой аудитории иностранному языку:
1. Поддержка мотивации, а не ее формирование. Решение изучать иностранный язык либо усовершенствовать свою иноязычную компетенцию подразумевает у взрослых высокий уровень мотивации именно на начальном этапе. При столкновении с какими-либо трудностями она может быстро угаснуть. При обучении взрослых особенно важно проводить постоянный мониторинг уровня мотивации и вовремя поддерживать его. Поддержка может быть индивидуальной, выражающейся в проведении бесед и разъяснительной работы, а также направленной на группу в целом, обеспечивающей комфортный для обучающихся психологический климат в коллективе.
2. Принцип посильности. Этот известный дидактический принцип при обучении взрослых приобретает особое значение. Необходимо строго соблюдать систему от простого к сложному, следить за темпом занятий, не допуская возникновения сомнений обучающихся в своих умственных способностях, скорости реакции и возможностях памяти, что характерно для такой аудитории, особенно для обучающихся в возрасте за 40.
3. Активное применение групповой и командной работы. Такие формы работы оказались чрезвычайно эффективными по опыту автора настоящей статьи. Работа в группах снимает огромное количество психологических барьеров, нивелирует чувство боязни не справиться с заданием в одиночку. Особенно внимательно следует подойти к формированию групп, задействуя в рамках одной команды людей разного возраста и темперамента, что делает их взаимодействие более эффективным.
4. Уделение особого внимания социокультурному аспекту. Как правило, взрослая аудитория всегда проявляет интерес к реалиям повседневной жизни и культуре страны изучаемого языка. Такой интерес следует поддерживать, превратив его в эффективный инструмент повышения мотивации.
5. Дифференцированное обучение. Следует внимательно подходить к формированию учебных групп, учитывая уровень знаний и предшествующую подготовку.
6. Опора на понимание материала (а не память) при его закреплении.
7. Умение преподавателя адекватно отреагировать на эмоциональные проявления учащихся, повышение их самооценки в отношении своих возможностей к обучению, обозначение уже достигнутых целей.
Любые виды неудач взрослые воспринимают достаточно остро. Многие из них на момент начала обучения часто уже достигли определенных профессиональных успехов, и обучение связано с боязнью уронить свой авторитет, выглядеть некомпетентным перед окружающими. В последнем случае подобная боязнь обусловлена несоответствием между общим уровнем компетенции обучающегося и низкой компетенции в области осваиваемых знаний. Переход в роль ученика традиционно воспринимается как переход на нижнюю, подчиненную ступень, что в глазах многих взрослых слушателей ведет к потере образа солидного человека, образа, которого приходилось добиваться столь долго [5, с. 68]
Эффективность освоения иностранного языка взрослыми повышается за счет усиления внутренней мотивации, повышения самооценки компетентности в изучении иностранного языка, формирования умений прогнозирования и проектирования развития внутреннего потенциала в преодолении психологических барьеров.
Таким образом, при учете психолингвистических особенностей обучения взрослых иностранному языку, понимании специфических особенностей взрослого человека как субъекта обучения, а также следуя вышеуказанным принципам, можно добиться реализации эффективного процесса обучения, устранив специфические трудности и психологические барьеры, способствуя дальнейшему развитию личности обучаемого и его стремления к непрерывному самообразованию.
обучение иностранный язык андрагогика
1. Базарова Г. Особенности обучения взрослых [Електронний ресурс] / Г. Базарова//Менеджер по персоналу. 2009 №11. Режим доступу до джерела: http://www.ipkgos.ru/up/text/Bazarova.pdf
2. Барвенко О.Г. Психологические барьеры в обучении иностранному языку взрослых. [Електронний ресурс]: Автореф. дисс. канд. псих. наук. Ростов-на-Дону, 2004. Режим доступу до джерела: http://www.childpsy.ru/dissertations/id/18062.php
4. Старкова Д. А. Психолингвистические особенности обучения взрослых иностранному языку [Електронний ресурс] / Д. А. Старкова, Т. В. Польшина // Педагогическое образование в России. 2012 № 1 Режим доступу до джерела: http://cyberleninka.rU/article/n/psiholingvisticheskie-osobennosti obucheniva- vzroslvh-inostrannomu-vazvku
5. Попкова Е. М. Содержательные компоненты успешности в обучении взрослых английскому языку и их реализация в учебнике face2face / Е. М. Попкова // Педагогические науки. 2о09. № 6. С. 66-б9.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Специфика методики обучения иностранному языку на средней ступени. Цели и задачи обучения иностранному языку. Различные виды упражнений как ведущие средства обучения на средней ступени. Активные методы обучения и их реализация на средней ступени.
курсовая работа [60,1 K], добавлен 20.03.2011
Новейшие технологии как современная система средств обучения иностранному языку. Разработка плана урока по английскому языку с использованием технологии «Интернет». Плюсы и минусы использования данных средств. Виды средств обучения иностранному языку.
курсовая работа [50,1 K], добавлен 04.04.2010
Психолингвистическая основа школьного многоязычия. Коммуникативная компетенция как основная цель обучения английскому языку как второму иностранному. Содержание обучения английскому языку. Исследования современных методик обучения английскому языку.
курсовая работа [44,0 K], добавлен 13.05.2012
Принципы и средства, используемые в процессе обучения иностранному языку. Закономерности и оценка эффективности использования мультимедийных технологий. Разработка методических рекомендаций по использованию мультимедиа в обучении иностранному языку.
курсовая работа [66,0 K], добавлен 01.12.2014
Психолингвистическая основа школьного многоязычия. Исследования современных методик обучения английскому языку как второму иностранному (коммуникативная, интенсивная). Разработка программы обучения. Психолингвистические требования к методике обучения.
курсовая работа [95,9 K], добавлен 25.02.2011
Внедрение регионального компонента в обучение иностранному языку. Психологический и социокультурный аспекты обучения иностранному языку на региональном уровне. Проектная методика как средство повышения мотивации обучения региональной культуре.
курсовая работа [39,5 K], добавлен 27.10.2008
Анализ психолого-педагогических основ обучения иностранному языку детей дошкольного возраста. Изучение способов организации различных видов деятельности дошкольников средствами иностранного языка. Планирование и проведение занятий по иностранному языку.
дипломная работа [78,6 K], добавлен 13.10.2015