особенности обучения предмету технология на этапе основного общего образования
Об особенностях преподавания учебного предмета «Технология».
Автор: Митюкова Людмила Клементьевна
Основными задачами школы являются вооружение учащихся определенной суммой знаний и практических умений, воспитание к труду, подготовка к сознательному выбору профессии, формирование высокой гражданской сознательности — т. е. всесторонняя подготовка к жизни. Решение этих задач происходит в процессе обучения, основной формой которого являётся урок.
Урок — это ограниченный рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса, в течение которого учитель проводит занятия с постоянным составом учащихся (классом) по твердому расписанию. Эта форма организации учебно-воспитательной работы проверена и оправдана долголетней практикой. Однако с течением времени меняются требования к уроку, а, следовательно, и к учителю.
Готовясь к уроку, учитель должен ясно представлять себе те задачи, которые ему предстоит решать. Ведь основная цель учителя — помочь учащимся в усвоении знаний по предмету. Поэтому очень важно определить, какие знания и на каком уровне должны быть усвоены учащимися на уроке. Можно определить три уровня усвоения знаний:
1.Уровень восприятия, осмысления и запоминания знаний.
2.Уровень применения знаний в сходной ситуации (по образцу).
3.Уровень применения знаний в новой ситуации, требующей проявления творческой деятельности.
Учитель должен применять разнообразные методы и формы организации занятий, позволяющие добиться глубокого и прочного усвоения учащимися основ наук, умения применять их на практике. С этой целью учитель должен хорошо овладеть уже известными методами обучения и постоянно изыскивать пути и средства активизации учебной работы школьников на уроке.
Обычно урок состоит из нескольких частей: организационного момента, опроса учащихся, объяснения нового материала, его закрепления (чаще всего — практическая работа). Такая структура урока стала традиционной, и часто учитель старается точно соблюдать ее. Но всегда ли это необходимо? Не будет ли полезным иногда отказаться от привычной формы или несколько изменить ее?
Возьмем первый этап урока — организационный момент. Он заключается в том, что учащиеся организованно занимают свои места, быстро готовят все необходимое для работы на данном уроке, учитель отмечает отсутствующих и класс приступает к занятиям. А ведь можно все это сделать и по-другому: список отсутствующих дежурный положит на стол учителя во время перемены, к занятию ученики подготовят все в конце предыдущего урока, необходимые инструменты и материалы дежурные раздадут до начала урока. А для того чтобы организовать учащихся, создать рабочий настрой— учитель должен сразу включить весь класс в работу. В этом случае урок начинается как бы со второго этапа — повторения пройденного на предыдущем уроке.
Но и на втором этапе целесообразно иногда отказаться от традиционного опроса, так как в это время учитель по существу работает с одним учеником, а остальные остаются пассивными. Для активизации деятельности возможно большего числа школьников удобнее проводить проверку знаний в форме коротких, тщательно продуманных самостоятельных работ, коллективной беседы или игры-викторины, в которой участвует весь класс. Например, при повторении признаков, характеризующих лицевую и изнаночную стороны ткани ( V класс— урок материаловедения), можно провести со всем классом такую игру. Учитель (или вызванная ученица) называет вразбивку признаки лицевой или изнаночной стороны ткани (четкий рисунок, наличие или отсутствие большого количества ворсинок и узелков на гладкокрашеной ткани, ворс у вельвета, матовая поверхность у сатина и др.), а учащиеся должны поднять руку только в том случае, если назван признак лицевой стороны ткани. Во время этой игры легко следить за работой всего класса, выявить учениц, слабо усвоивших материал. Такую игру-викторину можно провести и при повторении материала любого раздела программы.
Следующий этап работы — объяснение нового материала. На уроках труда практическая работа занимает большую часть времени. Поэтому объяснение нового материала тесно связано с проведением вводного инструктажа, что часто осложняет работу учащихся.
Опыт работы показал, что новый материал целесообразно преподносить частями, закрепляя каждую из них отдельно. Усвоение каждой части необходимо немедленно проверить, лишь после этого школьники могут приступить к изучению следующего вопроса темы урока и к выполнению практического задания.
Так, например, в VI классе на уроке обработки низа юбки учитель вначале рассказывает о способах обработки срезов швейных деталей. Далее в процессе беседы учащиеся вспоминают, какими способами обрабатывались срезы деталей передника, выясняют, что их можно обрабатывать швом в подгибку. Затем учитель объясняет, что низ юбки имеет сложную конфигурацию и показывает способы обработки низа юбки. После этого, пользуясь инструкционной картой, учащиеся выполняют практическую работу. Далее учитель объясняет последовательность и приемы обработки срезов. Учащиеся выполняют эту работу по инструкционным картам. В заключительном инструктаже учитель рассказывает об окончательной отделке низа юбки (удаление обметки и влажно-тепловая обработка срезов).
Такая организация работы по сообщению новых знаний и инструктажу для выполнения практических работ предупреждает образование пробелов в знаниях слабых уче ниц и отставание при выполнении практических работ. При этом учитель получает возможность постоянно управлять процессом приобретения учащимися знаний и практических умений.
Таким образом, для достижения большего эффекта обучения иногда полезно изменять традиционную структуру урока, изыскивать новые формы организации и проведения занятий.
Концепция преподавания учебного предмета «Технология»
КОНЦЕПЦИЯ
преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы
Настоящая Концепция предметной области «Технология» в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (далее соответственно – Концепция, образовательные организации), представляет собой систему взглядов на основные проблемы, базовые принципы, цели, задачи и направления развития предметной области «Технология» как важнейшего элемента овладением компетенциями, в том числе метапредметными, навыками XXI века,
в рамках освоения основных общеобразовательных программ (далее по тексту – технологическое образование) в образовательных организациях.
Концепция разработана на основании поручения Президента Российской Федерации от 4 мая 2016 г. с учетом Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642, Национальной технологической инициативы, (постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы») и Программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р.
II.Значение технологического образования
Высокий уровень исследований и разработок, постоянно возрастающая значимость усвоения и практического использования новых знаний для создания инновационной продукции являются ключевыми факторами, определяющими конкурентоспособность национальных экономик и эффективность национальных стратегий безопасности.
Для реализации указанных в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации приоритетов необходимы определенные модели мышления и поведения личности, которые, как показывает опыт многих стран, формируются в
школьном возрасте.
Технологическое образование является необходимым компонентом общего образования, предоставляя обучающимся возможность применять на практике знания основ наук, осваивать общие принципы и конкретные навыки преобразующей деятельности человека, различные формы информационной и материальной культуры, а также создания новых продуктов и услуг. Технологическое образование обеспечивает решение ключевых задач воспитания.
Предметная область «Технология» является организующим ядром вхождения в мир технологий, в том числе: материальных, информационных, коммуникационных, когнитивных и социальных. В рамках освоения предметной области «Технология» происходит приобретение базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием, освоение современных технологий, знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся на деятельность в различных социальных сферах, обеспечивается преемственность перехода обучающихся от общего образования к среднему профессиональному, высшему образованию и трудовой деятельности. Для инновационной экономики одинаково важны как высокий уровень владения современными технологиями, так и способность осваивать новые и разрабатывать не существующие еще сегодня технологии.
Различные виды технологий, в том числе обозначенные в Национальной технологической инициативе (далее – НТИ), являются основой инновационного развития внутреннего рынка, устойчивого положения России на внешнем рынке. Для эффективного ответа на вызовы времени с учетом взаимодействия человека и природы, человека и техники, социальных институтов глобального конвергентного развития, в том числе через использование методов гуманитарных и социальных наук, на каждом из уровней образования соответствующим образом и преемственно должны быть представлены следующие технологии: цифровые технологии, интеллектуальные производственные технологии, технологии здоровьесбережения, природоподобные технологии, современные технологии сферы услуг, гуманитарные и социальные технологии как комплексы методов управления социальными системами.
Накопленный в нашей стране опыт преподавания предметной области «Технология» является базой для ее модернизации. Успешный опыт включения России в международное движение «WorldSkills International» при этом является основой для оценки качества образования и трансляции практики по модернизации содержания профессионального обучения. Особенно это актуально по направлениям перспективных профессий и профессий цифровой экономики.
III. Цели и задачи Концепции
Целью Концепции является создание условий для формирования технологической грамотности, критического и креативного мышления, глобальных компетенций, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
IV.Основные направления реализации Концепции
Реализация Концепции требует достижения указанных в настоящем разделе ориентиров, основанных на системно-деятельностном подходе.
1. Общие направления
В предметной области «Технология» на всех уровнях общего образования реализуются три взаимосвязанных ключевых направления:
Предметная область «Технология» играет значительную роль в формировании универсальных учебных действий, навыков XXI века, в равной мере применимых в учебных и жизненных ситуациях.
Ведущей формой учебной деятельности в ходе освоения предметной области «Технология» является проектная деятельность в полном цикле: «от выделения проблемы до внедрения результата». Именно проектная деятельность органично устанавливает связи между образовательным и жизненным пространством, имеющие для обучающегося ценность и личностный смысл. Разработка и реализация проекта в предметной области «Технология» связаны с исследовательской деятельностью и систематическим использованием фундаментального знания.
Проектная деятельность служит основой интеграции учебных предметов и реализуется в различных формах, включая учебно-производственные бригады, агроклассы.
Приоритетными результатами освоения предметной области «Технология» являются:
ответственное отношение к труду и навыки сотрудничества;
владение проектным подходом;
знакомство с жизненным циклом продукта и методами проектирования, решения изобретательских задач;
знакомство с историей развития технологий, традиционных ремесел, современных перспективных технологий; освоение их важнейших базовых элементов;
знакомство с региональным рынком труда и опыт профессионального самоопределения;
овладение опытом конструирования и проектирования; навыками применения ИКТ в ходе учебной деятельности;
базовые навыки применения основных видов ручного инструмента (в том числе электрического) как ресурса для решения технологических задач, в том числе в быту;
умение использовать технологии программирования, обработки и анализа больших массивов данных и машинного обучения.
Содержание предметной области «Технология» осваивается через учебные предметы «Технология» и «Информатика и ИКТ», другие учебные предметы, а также через общественно полезный труд и творческую деятельность в пространстве образовательной организации и вне его, внеурочную и внешкольную деятельность, дополнительное образование, а также проект «Урок «Технологии» на базе высокотехнологичных организаций, в том числе на базе мобильных детских технопарков «Кванториум», проект ранней профессиональной ориентации обучающихся «Билет в будущее», систему открытых онлайн уроков «Проектория». При этом учитывается специфика образовательной организации, привлекаемого ею кадрового потенциала, ее социально-экономического окружения, включая систему дополнительного образования. Целесообразно интегрировать ИКТ в учебный предмет «Технология»; при этом учитель информатики может обеспечивать преподавание информатики в рамках предметной области «Математика и информатика» и преподавание ИКТ в предметной области «Технология» при расширении доли ИКТ в технологии в соответствии с потребностями образовательного процесса и интересами обучающихся.
Для эффективной реализации основных задач предметной области «Технология» необходимо:
2. Начальное общее образование
Предметная область «Технология» и проектная деятельность на уровне начального общего образования обеспечивают развитие творческого потенциала детей и изобретательства, а также являются мотивирующим фактором для освоения других предметных областей. Наряду с этим при решении мотивирующих обучающегося задач формируется настойчивость и трудолюбие.
С целью формирования технологического мышления создается образовательная среда, позволяющая приобрести компетенции, необходимые
для дальнейшего развития, проектной и исследовательской деятельности. Технологическое образование на уровне начального общего образования включает следующие направления:
3. Основное общее образование
Важнейшими элементами образовательной деятельности в рамках предметной области «Технология» являются:
Учебный предмет «Технология» обеспечивает оперативное введение в образовательную деятельность содержания, адекватно отражающего смену жизненных реалий и формирование пространства профессиональной ориентации
и самоопределения личности, в том числе: компьютерное черчение, промышленный дизайн; 3D-моделирование, прототипирование, технологии цифрового производства в области обработки материалов (ручной и станочной, в том числе станками с числовым программным управлением и лазерной обработкой), аддитивные технологии; нанотехнологии; робототехника и системы автоматического управления; технологии электротехники, электроники и электроэнергетики; строительство; транспорт; агро- и биотехнологии; обработка пищевых продуктов; технологии умного дома и интернета вещей, СМИ, реклама, маркетинг. Все перечисленные направления должны быть разработаны с учетом общемировых стандартов (на основе стандартов Ворлдскиллс) и специфики и потребностей региона.
На уровне основного общего образования базовые элементы ИКТ и их применение во всех учебных предметах могут также осваиваться в предметной области «Технология».
4. Среднее общее образование
Обучающимся предоставляются возможности одновременно с получением среднего общего образования (возможно и раньше) пройти профессиональное обучение, освоить отдельные модули среднего профессионального образования
и высшего образования в соответствии с профилем обучения по выбранным ими профессиям, основы предпринимательства, в том числе с использованием инфраструктуры образовательных организаций профессионального образования и высшего образования.
Одним из решений может стать разработка модулей на основе компетенций Ворлдскиллс с учетом специфики и потребностей региона. Из большого разнообразия модулей для рабочей программы учебного предмета «Технология» могут быть выбраны те, которые наиболее востребованы и значимы для региона.
В партнерстве с системой профессионального образования можно использовать практику демонстрационного экзамена, успешно применяемую в Ворлдскиллс.
5. Поддержка технологического творчества
Создание условий для выявления талантливой молодежи, построения успешной карьеры в области науки, технологий, инноваций и развитие интеллектуального потенциала страны достигаются путем формирования современной системы научно-технического творчества детей и молодежи, включая систему оценивания индивидуальных достижений.
создание условий для фиксации хода и результатов проектов, выполненных обучающимися, в информационной среде образовательной организации;
представление обучающимися выполненных ими проектов в ходе открытых презентаций (в том числе представленных в социальных сетях и на специализированных порталах), соревнований, конкурсов и т.д.;
оценивание результатов проектной деятельности с участием в этой системе известных изобретателей, ученых, бизнесменов с целью популяризации технологического образования;
модернизация содержания всероссийской олимпиады школьников по технологии через введение (расширение) номинаций по наиболее интересным и перспективным технологическим направлениям, ее преобразование (с использованием опыта Ворлдскиллс) в конкурс выполнения заданий, выявляющий способности формулировать прикладные задачи и проектировать их решения;
введение командного формата соревнований, в том числе инженерных, позволяющего обучающимся осваивать основы разделения труда, принципы командной работы, основы межличностного взаимодействия и деловой этики;
создание всероссийского конкурса профессиональных компетенций на основе Ворлдскиллс среди обучающихся;
расширение сети региональных модельных центров дополнительного образования, а также создание центров выявления и поддержки одаренных детей, в том числе на базе ведущих образовательных организаций, с учетом опыта Образовательного Фонда «Талант и успех» и федеральной сети детских технопарков «Кванториум».
6. Подготовка кадров и эффективное использование человеческого потенциала
Технологическое образование в образовательных организациях должно опираться на кадровые ресурсы учителей технологии, информатики и ИКТ, преподавателей дополнительного образования, профессионального образования
и потребности экономики региона проживания обучающихся.
Совершенствование содержания и методов технологического образования требует опережающей подготовки педагогических работников и их дополнительного профессионального образования, учитывающих разрабатываемые примерные рабочие программы по технологии для общего образования, а также современные образовательные технологии и ресурсы, включая дистанционные, технологии автоматизированного сбора и анализа данных об учебном прогрессе обучающихся.
разработку и реализацию образовательных программ высшего образования (в том числе в сетевой форме) по направлению подготовки высшего образования «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата) (Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки));
разработку и реализацию образовательных программ высшего образования (в том числе в сетевой форме) по направлению подготовки высшего образования «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата), ориентированных на осуществление выпускниками одновременно научной и педагогической деятельности;
разработку и реализацию образовательных программ высшего образования (в том числе в сетевой форме) по направлению подготовки высшего образования «Педагогическое образование» (уровень магистратуры), ориентированных на специалистов, имеющих высшее образование и опыт работы в области управления современными технологическими процессами и оборудованием;
разработку и реализацию программ повышения квалификации в области владения современными технологиями педагогических работников, преподающих учебные предметы в рамках предметной области «Технология» в соответствии
с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования;
создание системы поддержки работающих с детьми профессионалов, обладающих компетенциями и опытом в области технологического образования;
профессиональную переподготовку в области образования лиц, владеющих современными технологическими процессами, опытом проектной деятельности и работы с техническими устройствами, с учетом квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям;
поддержку регионов, развивающих целевую подготовку учителей технологии в программах педагогического образования;
создание программ грантовой поддержки образовательных организаций для участия в выставках современных образовательных технологий;
поддержку образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования по направлению подготовки высшего образования «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата), осуществляющих целевую подготовку учителей технологии;
развитие института наставничества, в том числе разработку образовательных программ для наставников в предметной области «Технология» и привлечение наставников из предприятий для работы с обучающимися в рамках уроков «Технология» и «Информатика и ИКТ».
7. Модернизация материально-информационной среды общего образования
Будут разработаны и апробированы:
учебно-методические комплексы для учебного предмета «Технология» и межпредметной проектной деятельности;
примерный перечень оборудования с учетом стандартов Ворлдскиллс и рекомендации по формированию функциональных зон образовательной деятельности предметной области «Технология»: проектная, производственная, сборочная.
Освоение учебного предмета «Технология» может осуществляться как в образовательных организациях, так и в организациях-партнерах, в том числе в модели учебно-производственных комбинатов и технопарков.
V. Реализация Концепции
Реализация Концепции обеспечит переход изучения предметной области «Технология» на уровень, адекватный задачам страны в области технологического развития, будет способствовать развитию всех уровней системы образования. Планируемым механизмом реализации Концепции является включение соответствующих задач в разработку нормативных и методических документов, регламентирующих данную предметную область, в осуществляемые мероприятия целевых федеральных и региональных программ, программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, а также через привлечение спонсорских средств и средств государственных корпораций.
Лекция «Особенности преподавания предметной области «Технология» в современных условиях»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Галанова О.Г., к.т.н., методист
Мобильного технопарка «Кванториум»
«Особенности преподавания предметной области «Технология» в современных условиях»
1.Ознакомиться с теоретическим материалом.
Организация преподавания курса «Технология» в общеобразовательных организациях необходима с учетом «Концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы». Предлагается начинать реализацию вышеуказанной Концепции через мероприятия внеурочной деятельности.
Основные задачи, определенные Концепцией:
— создание системы преемственного технологического образования на всех уровнях общего образования;
— изменение статуса предметной области «Технология» в соответствии с ее ключевой ролью в обеспечении связи фундаментального знания с преобразующей деятельностью человека и взаимодействия между содержанием общего образования и окружающим миром;
— формирование ключевых навыков в сфере информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в рамках учебного предмета «Технология» и их использование в ходе изучения других предметных областей (учебных предметов);
— формирование у обучающихся культуры проектной и исследовательской деятельности, использование проектного метода во всех видах образовательной деятельности (в урочной и внеурочной деятельности, дополнительном образовании);
— модернизация содержания, методик и технологий преподавания предметной области «Технология», ее материально-технического и кадрового обеспечения (включая педагогическое образование); усиление воспитательного эффекта; изучение элементов как традиционных, так и наиболее перспективных технологических направлений, включая обозначенные в НТИ, и соответствующих стандартам Ворлдскиллс;
— поддержка лидеров технологического образования (организаций, коллективов, отдельных педагогических работников, работающих с детьми, профессионалов – носителей передовых компетенций); популяризация передовых практик обучения и стимулирование разнообразия форм технологического образования, формирование открытого интернет-банка модулей технологического образования, создаваемых лидерами технологического образования различных регионов, для выбора этих модулей при разработке общеобразовательной организацией рабочей программы по предметной области «Технология».
Предметная область «Технология» является организующим ядром вхождения в мир технологий, в том числе: материальных, информационных, коммуникационных, когнитивных и социальных. В рамках освоения предметной области «Технология» происходит приобретение базовых навыков работы с современным технологическим оборудованием, освоение современных технологий, знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся на деятельность в различных социальных сферах, обеспечивается преемственность перехода обучающихся от общего образования к среднему профессиональному, высшему образованию и трудовой деятельности.
Совершенствование содержания и методов технологического образования требует модернизации материально-информационной среды общего образования, а также опережающей подготовки педагогических работников и их дополнительного профессионального образования.
При реализации ФГОС, деление класса на подгруппы для освоения образовательной программы по определенным предметам принимается самостоятельно образовательной организацией (ч.1 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 3 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Данное решение может быть принято на Управляющем совете и согласовано с учредителем. Деление по гендерному принципу (на мальчиков и девочек) не устанавливается ни одним нормативно-правовым документом.
Решение о том, по какому принципу класс будет разделен на группы на урок технологии (с учетом норм по предельно допустимой наполняемости групп), принимаются общеобразовательной организацией и фиксируется в ее Основной образовательной программе основного общего образования. Такое решение может быть принято в соответствии:
— с основными целями образовательной организации, сформированными в Основной образовательной программе основного общего образования;
— с особенностями имеющейся учебно-материальной базы по технологии;
— с уровнем квалификации и специализации учителей технологии образовательной организации.
Освоение обучающимися ФГОС ООО
Количество часов на изучение предметной области «Технология» в классах, реализующих ФГОС ООО, определяется следующим образом:
Основное общее образование:
Часы учебного предмета «Технология» в 9 классе могут быть выделены за счет вариативной части учебного плана для организации предпрофильной подготовки обучающихся (реализуется элективными курсами, в том числе по профориентации) и внеурочной деятельности.
При реализации основных общеобразовательных программ основного общего образования при проведении учебных занятий по учебного предмету «Технология» осуществляется деление класса на две группы (при наполняемости класса 25 и более человек).
Новые направления в предметной области «Технология»
Новые направления в преподавании Технологии: робототехника, 3D-моделирование, прототипирование в процессе реализации внеурочной деятельности
традиционные линейные и новые нелинейные формы организации курсов, участие в игровой, творческой и конкурсной деятельности, работа в разновозрастных группах с учетом интересов и способностей обучающихся.
Эти направления тесно связаны друг с другом и во многом пересекаются. Для большего понимания направлений при выборе программы внеурочной деятельности ознакомимся с определениями соответствующих терминов.
Робототе́хника (от «робот» и «техника»; англ. robotics — роботехника) — прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем и являющаяся важнейшей технической основой интенсификации производства. Робототехника опирается на такие дисциплины, как электроника, механика, телемеханика, механотроника, информатика, а также радиотехника и электротехника. Выделяют строительную, промышленную, бытовую, авиационную и экстремальную (военную, космическую, подводную) робототехнику.
3D-моделирование — это процесс создания трёхмерной модели объекта. Задача 3Dмоделирования — разработать визуальный объёмный образ желаемого объекта. При этом модель может как соответствовать объектам из реального мира (автомобили, здания, ураган, астероид), так и быть полностью абстрактной.
Прототипи́рование (англ. prototyping от др.-греч. πρῶτος — первый и τύπος — отпечаток, оттиск; первообраз) — быстрая «черновая» реализация базовой функциональности для анализа работы системы в целом. На этапе прототипирования малыми усилиями создается работающая система (возможно неэффективно, с ошибками, и не в полной мере). Во время прототипирования видна более детальная картина устройства системы. Используется в машино- и приборостроении, программировании и во многих других областях техники.
Прототипирование, по мнению некоторых разработчиков, является самым важным этапом разработки. После этапа прототипирования обязательно следуют этапы пересмотра архитектуры системы, разработки, реализации и тестирования конечного продукта.
Внеурочная деятельность может быть организована как непосредственно (территориально) в общеобразовательном учреждении, так и за его пределами. Так, при отсутствии в образовательном учреждении возможностей для реализации внеурочной деятельности (кадровых, материально-технических и др.) образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.
В связи с этим следует уточнить, что одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС может быть интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности. Формы организации образовательной деятельности, чередование учебной (урочной и внеурочной) деятельности в рамках реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования определяет образовательная организация.
Выбор программ внеурочной деятельности осуществляется общеобразовательной организацией в зависимости от условий: материально-технического обеспечения (наличия соответствующей компьютерной техники, программного обеспечения, мастерских, оборудования, приспособлений и инструментов); кадрового состава общеобразовательной организации или возможностей реализации сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Метод проектов как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
При изучении обновленного содержания технологии целесообразно использовать проектный метод обучения, так как в Концепции проектная и исследовательская деятельность в преподавании предмета считается приоритетной, перед учителем ставится новая задача: знакомство обучающихся с жизненным циклом продукта, использование принципов дизайна при проектировании изделий, решения изобретательских задач в рамках проектной деятельности.
Примерные темы проектов, связанные с обновлением
содержания предметной области Технология»
Робототехника и системы автоматического управления
Изготовление ветряной электростанции
Использование энергии солнца для освещения помещений
Современные строительные материалы в архитектуре городов
Наноматериалы в строительстве
Изготовление радиоуправляемой автомодели
Изготовление сушилки для сушки ягод и фруктов
Изготовление приспособлений для обработки
Междисциплинарная интеграция. Осуществление межпредметных связей способствует приобщению обучающихся к системному методу мышления, формированию системы научных знаний и мировоззрения, развитию умений обучающихся обобщать знания по разным предметам, в единичном видеть общее и с позиций общего оценивать единичное. Систематические межпредметные связи способствуют решению и сугубо учебных задач закрепления предметных знаний обучающихся в процессе их постоянного применения при обучении разным предметам.
В предметной Концепции делается акцент на необходимость обеспечения связей фундаментального знания с преобразующей деятельностью человека и взаимодействия между содержанием общего образования и окружающим миром. Предметная область «Технология», синтезирующая естественнонаучные, научно-технические, технологические, предпринимательские и гуманитарные знания, раскрывает способы их применения в различных областях деятельности человека, что может быть достигнуто посредством применения на уроках технологии межпредметных связей, стимулирующих интерес и облегчающих освоение других предметов.
Межпредметные связи учебных предметов «Технология» и «Физика»:
Межпредметная связь и
швейная машина (устройство)
Взаимодействие тел, сила трения
Подготовка инструмен та к работе
Вставка резца в шерхебель.
Техника безопасности при работе с токарным станком
Технология работы с тонколистным металлом
Принцип работы ножниц по металлу и их сравнение с канцелярскими ножницами
Условия сушки древесины
Действие электрического тока, напряжение,
проводники электриче ского тока
Подробнее можно познакомиться с примерами междисциплинарной интеграции в статьях:
Интеграция учебного предмета «Технология» с другими учебными предметами
https ://nsportal. ru/shkola/tekhno 1 о gi va/li brarv/2 016/01/1 1/integratsiva- uchebnogo-predmeta- tehnologiva-s-drugimi
Интерактивное образование. Информационно-публицистический образовательный журнал.
Всероссийская конференция по результатам мониторинга реализации концепций учебных предметов.
Предметная область «Технология»
content/uploads/2017/10/10 4 interactiv- 2.pdf
Реализация междисциплинарных связей в интегрированных уроках технологии
Метапредметные результаты обучения школьников при реализации междисциплинарных связей на уроках технологии
Рекомендации по работе с одаренными детьми
и профессиональной ориентации школьников
Основными целями и задачами олимпиады являются:
— повышение престижности и качества технологической подготовки
— выявление и поощрение наиболее способных учащихся и творчески работающих учителей технологии.
Олимпиады включают тестирование учащихся, выполнение практических работ, презентацию проектов. В олимпиаде принимают участие обучающиеся 7-9, 10-11 классов общеобразовательных организаций.
Тесты для учащихся должны отражать все разделы минимума содержания, федерального компонента государственного стандарта по технологии и программ основного общего и среднего (полного) общего образования.
Практические работы должны показать, что участники олимпиады обладают определенными знаниями и умениями чертить простые принципиальные электрические цепи, собирать цепи, по заданным чертежам изделия составлять план действий, изготавливать изделия в соответствии с заданными размерами, пользоваться измерительными приборами.
Обзор действующих учебно-методических комплектов, обеспечивающих преподавание учебного предмета «Технология»
Согласно статье 8, части 1, пункта 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочию органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций субъектов Российской Федерации учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ. При этом выбор учебников и учебных пособий относится к компетенции образовательного учреждения в соответствии со статьей 18 части 4 и пункта 9, статье 28 части 3 Федерального закона. В связи со значительным сокращением количества наименований учебников в Федеральном перечне учебников, выбор учебников осуществляется с учетом информации об исключении и включении учебников в Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями). С целью сохранения преемственности в обучении школьников, при организации работы по выбору учебников, необходимо тщательно провести анализ взаимозаменяемости учебно-методических линий для предотвращения возможных проблем при реализации стандарта, продумать возможность по бесконфликтному замещению данных предметных линий альтернативными учебниками.
Линия УМК В. Д. Казакевича В.М. Технология (5-9 классы) Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации основного общего, среднего общего образования в федеральный перечень включены новые учебники по Технологии:
Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семёнова Г.Ю. и др./под ред.Казакевича В.М.
Технология 5кл АО «Издательство «Просвещение»
Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семёнова Г.Ю. и др./под ред.Казакевича В.М.
Технология 6кл АО «Издательство «Просвещение»
Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семёнова Г.Ю. и др./под ред.Казакевича В.М.
Технология 7кл АО «Издательство «Просвещение»
Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семёнова Г.Ю. и др./под ред.Казакевича В.М.
Технология 8-9 кл АО «Издательство «Просвещение»
Учебно-методический комплект разработан на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО) 2015г. и требований, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) и Концепции преподавания предмета «Технология» (опубликовано 30 декабря 2018г.).
Особенности нового УМК:
o Знакомство как с традиционными, так и с современными и перспективными технологиями.
o Содержание – от простого к сложному: каждая тема развивается от технологии ручного труда к робототехнике и нанотехнологиям.
o Практические, исследовательские и проектные задания для работы у учебных кабинетах, мастерских и на пришкольном участке.
o Актуальная информация о мире профессий в различных сферах производства.
o Универсальный курс: возможен для обучения как в городских, так и сельских школах.
o Богатый иллюстративный и наглядный материал.
Состав учебно-методического комплекта:
o Рабочие программы. 5-9 классы
o Учебник (в печатной и электронной формах)
o Пособие для учащихся
o Методическое пособие. 5-9 классы
o Моя будущую профессия. Тесты по профессиональной ориентации школьников. 8-9 классы
Программа реализуется из расчёта: в 5-7 классах 2 часа в неделю, в 8 классе 1 час в неделю, в 9 классе – часы, используемые в вариативной части учебного плана и внеурочной деятельности. В соответствии с ПООП ООО 2015 г. при проведении занятий по технологии (в 5-9 классах) осуществляется деление классов на две группы с учётом норм по предельно допустимой наполняемости групп.
Примерное тематическое планирование учебного предмета «Технология» предполагает вариативность изучения учебного материала. Вариант А направлен на более подробное изучение технологии получения и преобразования древесины, технологии получения и преобразования металлов. Вариант В нацелен на более подробное изучение технологии получения и преобразования текстильных материалов, технологии обработки пищевых продуктов. Учитель технологии при разработке рабочей программы вправе изменить количество часов на изучение тех или иных тем при сохранении всего материала и объёма часов. Это даёт возможность разработать рабочую программу под каждую группу с учётом её интересов и материально-технической базы.
УМК по предметной области «Технология», не включенные в федеральный перечень
Линия УМК В. Д. Симоненко. Технология (Универсальная линия) (5-8 классы)
Программа по учебному предмету «Технология» для 5-8 классов общеобразовательных учреждений подготовлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (2010 г.). Программа реализована в предметной линии учебников «Технология» для 5– 8 классов (универсальная линия), подготовленных авторским коллективом (Н.В. Синица, П.С. Самородский, В.Д. Симоненко, О.В. Яковенко) в развитие учебников, созданных под руководством профессора В.Д. Симоненко и изданных Издательским центром «Вентана-Граф». К программе прилагается диск с тематическим планированием, который поможет учителям и методистам подготовить рабочую программу курса. Комбинированная программа сочетает в себе два основных направления технологии: «Индустриальные технологии» и «Технологии ведения дома», что дает возможность использования УМК в малокомплектных школах и неделимых классах. Включает общую характеристику учебного предмета «Технология», личностные, метапредметные и предметные результаты его освоения, содержание курса, примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, описание учебно-методического и материальнотехнического обеспечения образовательного процесса, планируемые результаты изучения учебного предмета. Содержание учебников способствует развитию мотивации к учению, интеллектуальной и творческой деятельности обучающихся, реализации системнодеятельностного подхода, обеспечивает формирование навыков самооценки и самоанализа. Содержание и построение учебного материала позволяет использовать его как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учебники одобрены экспертными организациями РАО и РАН и не включены в Федеральный перечень 2018 г.; содержат задания для организации учебно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся.
Рабочие тетради содержат вспомогательный графический и контрольный материал к практическим занятиям. Специально разработанные тесты помогут проверить уровень достижения планируемых результатов по технологии. Линия включает ЭФУ (электронную форму учебника), методические пособия, структура и содержание которых соответствуют структуре и содержанию учебников. Помимо необходимого методического обеспечения для планирования и организации образовательной деятельности по УМК, методические пособия включают дополнительные материалы для учителя, необходимые для организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся, контроля уровня достижения планируемых результатов, методические комментарии по разделам учебника.
Линия УМК В.Д. Симоненко. Технология (Традиционная линия) (5-8 классы) Программа по учебному предмету «Технология» для 5-8 классов общеобразовательных учреждений подготовлена в соответствии с федеральным государственным стандартом (2010 г.) основного общего образования второго поколения и требованиями к уровню подготовки учащихся общеобразовательных учреждений. Программа изложена в рамках двух направлений: «Индустриальные технологии» и «Технологии ведения дома». Программа реализована в линии новых учебников по технологии, подготовленных авторским коллективом в развитие существовавших ранее учебников, созданных под руководством проф. В.Д. Симоненко и изданных Издательским центром «Вентана-Граф».
Линия УМК И. А. Сасовой. Технология (Метод проектов) (5-8 классы)
Программа позволяет всем участникам образовательных отношений получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами предмета «Технология», задает тематическое и примерное распределение учебных часов по разделам курса и вариант последовательности их изучения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебной деятельности, возрастных особенностей обучающихся. Отличительная особенность учебников состоит в построении содержания технологического образования на основе проектной деятельности. Это позволяет интегрировать технологические, экономические, экологические, предпринимательские и другие знания и умения, развить творческий потенциал личности. Учебники содержат специальные технико-технологические упражнения, развивающие творческие и интеллектуальные способности обучающихся. Использование метода проектов в технологическом образовании школьников способствует формированию у них понятия о технологии как способе создания рукотворного мира для удовлетворения потребностей человека и общества, развивает творческое мышление, инициативу.
Линия УМК О.А. Кожиной. Технология (5-8 классы)
Рабочая программа к учебникам «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией О. А. Кожиной составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках направления «Технология ведения дома» общего образования и Требований к результатам обучения, представленных в Стандарте основного общего образования. Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание сюжетных линий образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и вариант последовательности изучения блоков, разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства России, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляя им широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учетом позиции педагога, индивидуальных способностей и потребностей учащихся, материальной базы образовательных учреждений, местных социально-экономических условий, национальных традиций и характера рынка труда. Программа может использоваться в общеобразовательных учебных заведениях разного профиля. Учебники, переработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, являются основой учебнометодического комплекса по технологии для 5-8 классов, в который также входят рабочая тетрадь и методическое пособие. Учебно-методический комплекс завершает авторский курс «Технология. Обслуживающий труд» и реализует идею творческого развития учащихся в процессе получения навыков приготовления пищи, изготовления швейных изделий, создания изделий в технике валяния, а также даёт основные сведения по составлению бюджета семьи, планированию расходов и правилам эксплуатации электротехнических приборов в быту. Издание хорошо иллюстрировано. Учебник входит в состав завершённой линии учебников. Линия УМК А. Т. Тищенко, Н. В. Синицы. Технология (5-9 классы) Программа включает общую характеристику учебного предмета «Технология» для 5-9 класса, личностные, метапредметные и предметные результаты его освоения, содержание курса, примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, описание учебно методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, планируемые результаты изучения учебного предмета. Содержание учебников выстроено на основе интеграции со всеми учебными предметами ступени основного общего образования, способствует развитию мотивации к обучению, интеллектуальной и творческой деятельности обучающихся, реализации системно-деятельностного подхода в обучении, обеспечивает формирование навыков самооценки и самоанализа. В учебниках предложена система заданий, которая позволяет вовлечь обучающихся в различные виды деятельности и помочь им в выборе своей индивидуальной образовательной траектории. В каждый раздел включена информация о различных профессиях с описанием их специфики. Учебники одобрены экспертными организациями РАО и РАН и включены в Федеральный перечень. В рабочих тетрадях содержится вспомогательный графический и контрольный материал к практическим занятиям и по проектированию, специально разработанные тесты для контроля планируемых результатов по предмету. Методические пособия включают содержание программы и поурочно тематическое планирование по предмету, методические рекомендации к проведению уроков, а также материалы, необходимые для организации учебно исследовательской и проектной деятельности обучающихся, контроля планируемых результатов обучения; раскрывают особенности работы обучающихся и учителя с учебниками и рабочими тетрадями по технологии.
Цифровые образовательные ресурсы в преподавании предметной области «Технология»
Предметная область «Технология» является организующим ядром вхождения в мир технологий, в том числе: материальных, информационных, коммуникационных, когнитивных и социальных. В рамках освоения предметной области «Технология» происходит приобретение базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием, освоение современных технологий, знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся на деятельность в различных социальных сферах, обеспечивается преемственность перехода обучающихся от общего образования к среднему профессиональному, высшему образованию.
Для инновационной экономики одинаково важны как высокий уровень владения современными технологиями, так и способность осваивать новые и разрабатывать не существующие еще сегодня технологии.
Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования. Использование цифровых образовательных ресурсов позволяет осуществить задуманное, сделать урок современным. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют уйти от пассивного усвоения материала, так как обучающиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию активно. Информационно-коммуникационные технологии позволяют учителю использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, карты, видео- экскурсии, видеофрагменты, аудиофрагменты), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, проецируя их на большой экран.
Современный учебный процесс, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требует существенного расширения арсенала средств обучения, связанных, в частности, с использованием цифровых образовательных ресурсов, под которыми мы понимаем специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенных для использования в образовательном процессе. ЦОР безусловно являются проверенным и отличным ресурсом для всех участников образовательного процесса. Создание собственной базы ЦОР существенно упрощает учебный процесс для учителя и обучающегося, кроме того, делает его более ярким и насыщенным.
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов. Подборка учебных модулей по предметам. ЦОР в данной коллекциях представлены основными типами (как и для других предметов):
— информационный (направленный на формирование новых знаний);
-практический (направленный на закрепление знаний и отработку умений применять полученные знания в различных ситуациях);
— контрольный (направленные на проверку знаний)
В Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов имеется несколько рубрик («Наборы цифровых ресурсов к учебникам», «Инновационные учебные материалы», «Коллекции», «Инструменты учебной деятельности»). Методические материалы, тематические коллекции, программные средства для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса
Образовательный портал «Знак качества». Презентации по предметам, документы, видеолекции
Мультимедийный российский онлайн- ресурс Мегаэнциклопедия Кирилла и
Рабочие программы, тематическое планирование, тесты, вебинары по
Имеется опыт применения следующих видов ИКТ на уроках технологии:
— работа в Word: тексты документально-методических комплексов, контрольные работы, дидактический раздаточный материал;
— работа с Google формами: создание тестов, совместный поиск и хранение информации;
Применение данных форм работы позволяет стимулировать и развивать познавательный интерес обучающихся, формировать у них навыки работы с информацией.
Различные компьютерные программы также помогают решать инженерно-технологические задачи, развивать пространственное мышление, логику. Так, при изучении темы «Интерьер дома», можно использовать программу SweetHome 3D. В программе SketchUp можно строить виртуальные объекты: от простых геометрических тел и чертежей до сложных 3 D-моделей. Данную программу можно использовать при изучении тем по черчению, «Интерьер дома», «Творческий проект».
Презентация как форма преподавания позволяет сделать процесс обучения более наглядным и привлекательным. Эта форма ЦОР является наиболее распространенной. Также самостоятельное конструирование презентаций является одним из видов самостоятельной работы обучающихся.
Презентации и мультимедийные ресурсы по Технологии: