особенности обучения детей с ограниченными возможностями обучения
Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы
Яхонтова Наталья Анатольевна
Учитель начальных классов
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36»
В настоящее время около 4,5% детей дошкольного и школьного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. По данным исследования до 60% детей, рождающихся в России, имеют ту, или иную степень речевого нарушения.
« Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися» (Закон «Об образовании» статья 79 п. 2) [4, с.49]. Таким образом, в современной школе осуществляется попытка интегрировать детей с ограниченными возможностями в массовую школу.
В современной психолого-педагогической литературе часто встречаются два понятия «Интеграция» и «Инклюзия». Эти понятия очень близки, но различаются по глубине интеграционных процессов, которые ими характеризуются:
Интеграция – выборочное помещение учеников с ограниченными возможностями здоровья в обычные общеобразовательные школы или создание специальных классов, ученики которых часть учебного времени проводят со своими сверстниками с нормативным темпом развития [3, с.28].
Инклюзия – глубокое погружение ребенка в адаптированную образовательную среду и оказание ему и членам его семьи различных
поддерживающих услуг [3, с.29]
Целью инклюзивного образования является создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.
Инклюзивное образование обеспечивает:
— исключение дискриминации детей;
— толерантное отношение ко всем участникам образовательного процесса;
— индивидуальный подход к обучающемуся;
— получение необходимых образовательных услуг и поддержки;
— возможность учиться рядом с домом, жить в семье, быть вместе со своими сверстниками;
— способствует успешной социализации личности.
Существуют определенные модели инклюзивного образования:
1) Полная инклюзия. Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) посещают школу наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальным учебным планам, которые могут совпадать с учебным планом соответствующего класса. Могут посещать кружки, секции, различные внеклассные мероприятия.
2) Частичная инклюзия. Дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются на дому по индивидуальному учебному плану и частично посещают школу (по согласованию с родителями). Могут посещать кружки, секции, различные внеклассные мероприятия.
3) Внеурочная инклюзия. Дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются только на дому по индивидуальному учебному плану и (по согласованию с родителями) посещают кружки, секции, различные внеклассные мероприятия.
4) Специальные (коррекционные) классы. Дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются в специальном классе какого-либо вида по специальному учебному плану, по направлению психолого-медико-педагогическую комиссию. Посещают кружки, секции, различные внеклассные мероприятия.
Как уже было сказано ранее, для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо создание определенных условий в общеобразовательном учреждении, чтобы ребенок мог в комфортных условиях получать образование наряду с обучающимися с «нормальным» развитием. Для этого необходимо соблюдение следующих условий:
— наличие высококвалифицированных педагогических кадров, узких специалистов;
— необходимое методическое обеспечение;
— соответствующая материально-техническая база.
В школе существует определенная система работы с данными обучающимися.
Начинается работа с распределения обучающихся в специальные (коррекционные) классы V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи, которое происходит после прохождения данными обучающимися областной или городской психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), где детям дается заключение о необходимости обучения в данном классе. Таким образом, после определения особых образовательных потребностей ребенка, он поступает в специальный (коррекционный) класс.
В школе выполняется определенный алгоритм сопровождения обучающихся классов V вида.
Цель : изучение личности обучающегося, выявление пробелов в знаниях, умениях, навыках, проблем в развитии и поведении; выявление уровня
адаптации в условиях нового учебного учреждения.
У каждого специалиста существует своя задача на диагностическом этапе:
Врач – проводит первичный осмотр, изучает медицинские карты, определяет состояние здоровья.
Учитель-логопед – определяет степень нарушения речи.
2 этап – Коррекционно-развивающий.
Цель: создание условий, способствующих преодолению трудностей в развитии, обучении, социализации обучающегося.
Воспитатель группы продленного дня – реализует индивидуальные воспитательные планы, создает ситуацию личностного успеха.
Социальный педагог – реализует программу социальной адаптации, осуществляет правовую защиту.
Педагог-психолог – осуществляет психологическую коррекцию.
Учитель-логопед – осуществляет коррекцию речи.
3 этап – Диагностический (промежуточный).
Цель: отслеживание динамики развития обучающегося, корректировка программ сопровождения, заполнение индивидуальной карты сопровождения результатами промежуточной диагностики, динамики развития.
На данном этапе 1 раз в четверть проводится заседание школьного психолого-медико-педагогического консилиума, на котором обсуждаются результаты обучения и воспитания обучающихся, необходимость корректировки индивидуальных программ сопровождения.
4 этап – Диагностический (итоговый).
Цель: подведение итогов сопровождения.
Обучающиеся специального (коррекционного) класса V вида обучаются в нашей школе с 1 по 4 класс. По окончании начальной школы дети проходят итоговое переосвидетельствование для определения дальнейшего образовательного маршрута: класс «нормы», речевой интернат, либо другие виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
При подведении итогов сопровождения каждый специалист, работающий в данных классах, составляет свое заключение.
Таким образом, осуществляется сопровождение специалистами в специальном (коррекционном) классе V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Кроме того, для обучающихся существуют специальные коррекционные программы обучения, которые направлены на исправление недостатков устной и письменной речи учеников. Это, прежде всего, «Лингвистический курс», который включает в себя такие специальные предметы, как «Произношение», «Развитие речи», «Обучение грамоте», «Чтение», «Фонетика, грамматика, правописание». Так как большинство детей имеют замедленное психическое развитие, на математику отводится больше на 1 час (5 часов в неделю). В учебный план так же включены индивидуальные и групповые логопедические занятия, которые проводит логопед во внеурочное время.
Если обучение детей с ограниченными возможностями здоровья проводится в специальных классах, по специальным программам, то воспитательная деятельность организуется совместно с обучающимися «нормы». Это, прежде всего, совместное проведение внеклассных, спортивно-оздоровительных мероприятий, праздников, акций и т.д. Таким образом, вся внеклассная жизнь детей с ограниченными возможностями здоровья проходит с обучающимися, не имеющими отклонения в развитии. Благодаря такой организации воспитательного процесса, решается ряд важных задач:
Во-первых, дети с ограниченными возможностями здоровья, обучаясь в школе с детьми «нормы» лучше адаптируются, социализируются в обществе. Они не чувствуют своей «ущербности», как это часто происходит в специальных (коррекционных) учреждениях, где дети изолированы в стенах интерната, проживая там в течение недели.
Во-вторых, у детей, не имеющих отклонений в развитии, развивается
толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет воспитывать гуманное, человечное отношение к людям в обществе.
Список использованной литературы
Особенности обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Особенности работы с детьми ОВЗ_семинар.docx
Семинар-практикум по теме:
«Особенности обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе»
В настоящее время в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению рождения детей с различной патологией. Категория таких детей крайне неоднородна, однако их общей основной особенностью является нарушение или задержка в развитии. По данным Комитета по образованию (на 1 сентября 2016 года) в нашем районе 46 детей-инвалидов, 80 детей школьного возраста имеют статус ребенка с ОВЗ, из которых 71 учится по адаптированной программе с нарушением интеллекта.В нашей школе обучается 9 детей-инвалидов, из которых 4 ребенка имеют инвалидность по заболеванию, а 5 человек – по развитию.6 человек имеют статус ОВЗ, т.к. у них имеются рекомендации ПМПК, 4 ребенка обучается на дому.
Нормативно-правовая ФГОС обучающихся с ОВЗ
6. Примеры адаптированных основных общеобразовательных программ от22 декабря 2015 г. (располагаются во http://fgosreestr.ru/)
В Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В Концепции модернизации российского образования отмечается,что : «Все дети-инвалиды и дети с ОВЗ школьного возраста имеют право на обучение в общеобразовательных школах по месту жительства».
Основные термины, используемые при обучении детей с ОВЗ:
ФГОС О у/о— федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
АООП— адаптированная основная общеобразовательная программа.
СИПР— специальная индивидуальная программа развития.
Т.е. ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид – это разные понятия. Статус «обучающегося с ОВЗ» дается только тому ребенку, у которого есть заключение ПМПК и который не может обучаться без создания специальных образовательных условий, удовлетворяющих его особые потребности. Для установления статуса ребёнку необходимо пройти обследование на территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, которые являются начальным и связующим звеном между организациями общего и специального образования по включению детей с ОВЗ в общеобразовательный процесс. Вариант АООП определяется на основе рекомендаций ПМПК по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования (при инвалидности – с учетом ИПР) и мнения родителей (законных представителей).
Группа обучающихся с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития:
Стоит отметить, что рекомендации, которые дают ПМПК в своем заключении являются обязательными к исполнению в образовательном учреждении.
Обучение в общеобразовательной школе детей с ОВЗ может быть представлено следующими вариантами:
инклюзивное обучение в общеобразовательном классе по адаптированным общеобразовательным программам;
специальный (коррекционный) класс, обучающийся по адаптированным общеобразовательным программам;
Для полноценного развития ребенка с ОВЗ в школе необходимо :
1. Наличие психолого-педагогического консилиума в образовательном учреждении.
2. Разработка нормативно-правовой базы.
3. Согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по адаптированной образовательной программе.
4. Составление индивидуального учебного плана. Организация коррекционной работы.
5. Разработка индивидуальной адаптированной общеобразовательной программы учащегося – ребенка с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами.
6. Адаптация методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям обучающихся и воспитанников с ОВЗ.
7.Комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации.
8. Портфолио ребенка с ОВЗ.
9. Тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения.
10. Адаптивная образовательная среда.
11. Взаимодействие с родителями. Организация помощи родителям в процессе усвоения практических знаний и умений, необходимых при воспитании и обучении детей с ОВЗ.
12. Развитие инклюзивной культуры. Сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи
13. Ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.
Программно-методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса отражается в трех документах:
— адаптированной основной общеобразовательной программе;
— программе коррекционной работы, являющейся составной частью основной образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией на основе рекомендуемого перечня общеобразовательных программ.
Адаптированная программа должна быть разработана с учетом особенностей развития ребенка, основной целью должна быть коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.
Адаптированная основная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. ( ст.79, п. 5. ФЗ № 273 от 29.12.2012).
Адаптированная рабочая программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы, с учетом адаптированной основной образовательной программы и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ. (ст. 2.ФЗ № 273 от 29.12.2012).
Программа коррекционной работы в образовательном учреждении должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
Закон «Об образовании» выделил некоторые особенности при реализации АООП. В частности, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.
Прием лиц с ОВЗ в школу проходит в соответствии с общим порядком поступления ребенка в школу. Здесь стоит отметить, что результаты медицинского обследования перед поступлением в школу и результаты обследования ПМПК не должны содержать в заключение противопоказаний к поступлению в массовую школу. Поэтому, если нет противопоказаний, то ребенку с ОВЗ не могут отказать в поступлении в школу. Совместное воспитание и обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, не должно отрицательно сказываться на результатах обучения последних.
АООП реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Урочная деятельность состоит из часов обязательной части и части, формируемой участниками отношений.
Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, а остальные — на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей (СанПиН).
Адаптация к школе у особых детей проходит дольше и сложнее. Темп работы в классе, большое количество учеников в классе, как следствие отсутствие индивидуального подхода — неполный перечень трудностей, с которыми дети с ОВЗ могут столкнуться в школе. Задача родителей прислушаться к рекомендациям специалистов по организации обучения особенного ребенка. Задача школы в данном случае создание специальных условий обучения.
Урок в классе, где обучаются совместно обычные школьники и школьники с особенностями в развитии, должен быть отличным от уроков в классах, где обучаются равные по способностям к обучению воспитанники.
Методы, приемы, технологии обучения детей с ОВЗ, которые нужно использовать
1.Использование наглядности и зрительных стимулов
2.Использование сигнальных карточек при выполнении заданий
3.Деление крупного материала на мелкие, связанные между собой части
4.Узелки на память
5.Внедрение современных компьютерных технологий
6.Использование сюрпризных моментов
7.Активные методы рефлексии
Обучение детей с особыми потребностями в массовой школе — это возможность продемонстрировать пример толерантного отношения детского и взрослого сообщества по отношению к учащимся с ОВЗ. Школа должна стать для таких детей комфортной и безопасной средой, где каждый сможет найти свое место и раскрыть свои способности.
Формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Инклюзия
Инклюзивное обучение предполагает максимальное включение детей с ОВЗ в активную общественную жизнь. При такой форме обучения ребёнок должен посещать занятия каждый день. Материал осваивается на уроке и закрепляется выполнением домашних заданий. Оценка знаний производится посредством выполнения самостоятельных и контрольных работ. Возможно выбрать дневную или вечернюю форму обучения. По окончании школы выдаётся стандартный аттестат.
Выделяются следующие типы инклюзивных форм обучения:
Класс с инклюзивным обучением в школе. Организовывается специальное учебное помещение с нужным оснащением. Сразу несколько детей с ОВЗ учатся в таком классе.
Полная форма обучения. Ученик с ОВЗ посещает занятия вместе со здоровыми одноклассниками. Участвует во всех школьных и внеклассных мероприятиях.
Частичная форма обучения.Синтез домашнего обучения и посещения занятий в школе. Участие во внеклассных мероприятиях. Количество предметов и учебных часов рекомендует Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (ЦПМПК).
Точечная форма обучения. Школьник с ОВЗ посещает только внеклассные мероприятия.
В первую очередь — социализация. Ребёнок с ОВЗ не чувствует себя ущемлённым, общается со сверстниками, адаптируется в обществе. У здоровых детей развиваются чувства милосердия, взаимовыручки, толерантности.
Стоит признать, что не все школы в плане оснащения и квалификации педагогов готовы принимать в свои стены детей с ОВЗ.Отсутствие элементарных пандусов и лифтов, специального медицинского оборудования, психологов в штате, отсутствие специальных образовательных программ — всё это препятствует вовлечению ребёнка с ограниченными возможностями в обычный образовательный процесс в школе.
Также стоит отметить и школьную атмосферу. К сожалению, не все дети и учителя способны правильно вести себя в обществе детей с ОВЗ. Отсюда наблюдаются две крайности: либо снисхождение и завышенные оценки, либо озлобленность и пренебрежение.
Другие материалы по теме:
Домашнее обучение
Существует два вида индивидуальных программ для обучения детей с ОВЗ преподавателями на дому.
Общая. Ребёнок с ОВЗ учится точно так же, как и его одноклассники: занятия (от 10 минут до 2 часов, в зависимости от психофизического состояния ребёнка), контрольные, экзамены — только всё проводится дома. В конце обучения ребёнок получает стандартный аттестат об окончании школы.
Вспомогательная. Создаётся специальная программа, учитывающая состояние здоровья ребёнка. В конце обучения выдаётся аттестат особого образца с указанием программы обучения.
«Дома и стены помогают» — это про домашнее обучение. Домашняя комфортная обстановка, исключение физических и психологических травм, индивидуальный подход к обучению — всё будет подстроено под особенности здоровья ребёнка с ОВЗ.
Отсутствует социализация, приспособленность к плюсам и минусам жизни «вне дома».
Расписание изучаемых предметов обычно претерпевает сильные изменения: чаще всего, это один предмет в день, причём даётся сразу несколько новых тем этого предмета, что влечет переизбыток однотипной информации.
Сосредоточенность родителей и учителей вокруг ребёнка способствует развитию у него эгоистичности и инфантильности.
Заочное семейное обучение. Экстернат
Ребёнок с ОВЗ обучается по индивидуальной программе. Родители самостоятельно организовывают учёбу, предварительно согласовав этот вопрос с органами местного самоуправления.
Чаще всего учёба проходит посредством дистанционного обучения частных организаций. Основой такого обучения становится самостоятельная работа ребёнка, который посредством современного оборудования организовывает себе занятия в удобное для него время.
Для сдачи промежуточных экзаменов и полной аттестации следует выбрать один из предложенных вариантов. Первый вариант состоит во временном прикреплении к любой школе, сдаче нужных экзаменов и последующем отчислении ученика. Второй вариант предполагает сдачу платных экзаменов в онлайн-школах.
Обучение экстерном отличается от вышеописанного более короткими сроками обучения.
Удобный режим обучения, подстроенный под конкретного ребёнка; оперативность работы педагога с учеником, индивидуальная методика — значительные плюсы такого обучения. Также ребёнок может изучать курс по одному и тому же предмету в нескольких школах, что обеспечивает более глубокое и всестороннее знание предмета. Богатый выбор в использовании источников информации для учёбы, укрепление коммуникативных навыков благодаря онлайн-общению с педагогами и другими детьми также являются положительными сторонами заочного семейного обучения.
К сожалению, интернет-общение не способно заменить общение эмоциональное и живое при реальном контакте. Поскольку прохождение работы зависит от самостоятельности ученика, результаты могут быть неудовлетворительными. Постоянное использование интернет-ресурсов, банков информации, презентаций создаёт некую однобокость обучения, способную утомить ребёнка.
Наиболее оптимальная форма обучения для детей с ОВЗ подбирается при прохождении ЦПМПК. Специалисты оценивают психофизическое состояние здоровья и помогают подобрать лучший вариант обучения, в том числе и инклюзивные формы.
Особенности обучения детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в общеобразовательной школе
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.
В настоящее время существуют специальные (коррекционных) образовательные учреждения, предназначенных для обучения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако в Концепции модернизации российского образования отмечается, что «дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства».
Право ребенка с ограниченными возможностями здоровья на получение образования по месту жительства может быть реализовано путем организации интегрированного обучения их с нормально развивающимися сверстниками.
Однако, в нашем обществе существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка-инвалида в школьное пространство по месту жительства: