особенности обучения детей с нарушением зрения кратко
Особенности обучения детей с нарушением зрения кратко
а) Улучшение зрения. Ребенок нуждается в постоянной практике, чтобы лучшим образом развивать свое зрение. Обычно это происходит спонтанно, хотя детям с нарушением зрения требуется дополнительный стимул. Зрительному взаимодействию с окружающей средой могут препятствовать снижение остроты и сужение полей зрения, нарушение движений глаз, задержка зрительного созревания и дефицит внимания. Хотя освоение зрительных навыков продолжается на протяжении всей жизни, его большая часть приходится на младенчество. Развитие зрительной коры находится в зависимости от поступающей информации.
Визуальная среда, в которой находится ребенок, должна приносить ему удовольствие, способствовать его обучению и усложняться со временем, иначе можно упустить возможность полностью развить его зрительный потенциал. Полезную роль здесь играет зрительная стимуляция, которую следует начинать сразу же после установления диагноза. Перед началом работы специалист проверяет и оценивает зрительные функции ребенка. Важно избегать повторяющихся сигналов, таких как мерцание света, и со временем делать работу с ребенком все более полезной для его обучения. В течение дня, когда внимание ребенка достигает пика, заниматься развитием его зрения могут члены его семьи. Родителям и другим детям приносит радость участие в зрительной и неврологической реабилитации младенца.
У большинства детей с врожденным нарушением зрения, которые в раннем младенческом возрасте кажутся слепыми или слабовидящими, со временем развиваются некоторые зрительные функции. Это объясняется двумя причинами:
1. Острота и поля зрения, движения глаз и аккомодация, сенсорное и когнитивное восприятие ребенка после рождения значительно улучшаются.
2. Зрение может быть настолько снижено за счет сочетания психологических, офтальмологических и неврологических факторов, что младенцы неспособны к его спонтанному использованию. В таком случае наблюдается задержка зрительного созревания.
Ввиду того, что на процессы в зрительной коре мозга влияют внешние стимулы, необходимо побуждать младенца к развитию своего зрения.
б) Обучение детей с нарушением зрения. Нарушение зрения серьезно влияет на образовательный процесс, так как для нормального обучения требуется хорошее зрение. Обучение слепых детей является специфической областью знания. Педагоги, которые занимаются со слепыми и слабовидящими детьми, играют в их жизни важную роль. Для этой работы и составления образовательной программы от педагогов требуются соответствующие опыт и квалификация. От объема работы, профессионализма, упорства и собственной позиции педагога зависит, насколько успешной будет жизнь ребенка в зрелом возрасте. Кроме предметов общеобразовательного курса такая программа включает в себя занятия по формированию понятий, мобильности и пространственной ориентировке, навыкам бытового самообслуживания.
Незрячие учатся читать, писать, говорить, слушать и использовать специальные технические средства. Для достижения успеха педагоги должны понимать природу глазных и неврологических нарушений зрения и познавательные возможности своих учеников, знать об их сопутствующих заболеваниях. От педагогов требуется установить хорошие отношения с родителями и обращаться за информацией к лечащему офтальмологу ребенка. От остроты зрения ребенка зависит, насколько далеко от доски он может сидеть в классной комнате и как долго пользоваться доской. Детей с гомонимной гемианопсией следует рассадить так, чтобы их поле зрения охватывало учителя и остальное пространство — например, ребенок с левосторонней гемианопсией должен сидеть в правой части класса для того, чтобы ему не приходилось поворачивать голову, чтобы хорошо видеть.
Детей с нарушением периферического зрения, но нормальной остротой зрения лучше размещать на расстоянии от доски. Ученики, у которых отмечена фотосенсибилизация (например, при аниридии, снижении количества колбочек или альбинизме), не должны сидеть возле окна. Правильное освещение класса, отвечающее нуждам ребенка, чрезвычайно важно. Нарушения аккомодации, контрастной чувствительности, цветовосприятия и патологические движения глаз затрудняют обучение. Преподаватели должны различать повороты и встряхивание головой при нистагме. В ситуации, когда болезнь прогрессирует, в зависимости от скорости потери зрения следует начать обучение шрифту Брайля и вспомогательным средствам. Средства технической помощи слепым и слабовидящим более эффективны, когда их помогает освоить преподаватель.
Педагоги должны иметь детальную информацию о своих учениках, так как у многих слабовидящих детей отмечается замедленное неврологическое развитие. Часто педагоги сопровождают детей на прием к офтальмологу и другим специалистам, и в этом случае желательно, чтобы преподавателю была предоставлена копия медицинского заключения. Также предпочтительно, чтобы преподаватель участвовал в работе многопрофильной группы.
Обучение детей с церебральным нарушением зрения и глазной патологией различается. При заболеваниях глаз зрительные функции могут быть снижены, но неврологические процессы организма протекают нормально. В этом случае эффективными являются методики зрительной стимуляции и тренировки зрительного внимания, однако этот подход неприменим для детей с церебральным нарушением, когда необходимо контролировать объем зрительной информации, чтобы не допустить избыточной нервной нагрузки. Изображения, которые показываются ребенку, должны быть простыми и сменять друг друга, не смешиваясь. Во время обучения педагоги должны осваивать методы помощи детям с неврологическими заболеваниями, так как число таких детей увеличивается.
В прошлом дети с тяжелыми нарушениями зрения обучались в отдельных школах, однако сейчас во многих частях света они «интегрируются» в обычные классы, что ведет к различным положительным и отрицательным эффектам. Полная интеграция может привести к игнорированию особенностей детей и затруднению их обучения, которое лучше проводить в классе, где созданы все необходимые условия.
в) Пространственная ориентировка и мобильность. Ориентировка — это способность понимать свое положение в пространстве. Мобильность — способность к перемещению из одной точки в другую. Как дисциплина пространственная ориентировка и мобильность (ОМ) учит слепых и слабовидящих детей быстро и безопасно перемещаться в различной обстановке. Преподавателям ОМ, которые должны входить в состав междисциплинарной группы, необходимо знать о нарушениях зрения, уровне познавательного и неврологического развития и эмоциональных проблемах каждого ученика. Обучение ОМ начинается на раннем этапе, когда у ребенка появляется базовое восприятие окружающей среды. Конечно же, ОМ — не просто развитие навыка ходить с белой тростью!
ОМ нельзя научиться со слов преподавателя или на примере других — ребенок должен учиться сам, получая опыт передвижения в окружающем мире. Тренировка продолжается с младенчества вплоть до дошкольного возраста. Наиболее распространенные методы ОМ — зрячие проводники, трость, альтернативные средства мобильности, собаки-поводыри, электронные и ультразвуковые устройства и тренировка с помощью компьютера.
г) Вспомогательные средства. Для помощи людям с нарушением зрения используются технические средства, в том числе в сферах образования и обучения. Такие средства увеличивают шанс слепого или слабовидящего человека устроиться на работу. Перед использованием вспомогательных средств необходимо оценить зрительные и интеллектуальные способности больного, принять во внимание издержки и социальные моменты, правильно выбрать и настроить устройство, а затем поддерживать его работу. Дом и школа часто оснащены такими устройствами, пользоваться которыми умеют как дети, так и родители с преподавателями. Применение этих средств координируется с другими методами лечения. Вспомогательные средства являются для незрячих детей таким же естественным орудием, как бумага и карандаш для зрячих, и по мере взросления дети все чаще прибегают к таким средствам.
В интернете можно найти множество таких устройств, начиная от компьютерной экранной лупы, электронных учебников, переводчиков программного обеспечения на шрифт Брайля, электронных записных книжек, средств для ведения записи шрифтом Брайля, сканеров и голосовых синтезаторов до портативных электронных увеличителей и камер.
Следует как можно раньше обратиться к специалисту, который познакомит ребенка с этими средствами, чтобы у него была возможность научиться рисовать, писать и раскрашивать до достижения школьного возраста. Такой специалист также должен принимать участие в работе межпрофильной группы. Офтальмологические клиники, в которых работают окулисты и оптики, помогут образовать такую группу или пригласят в нее специалиста, знакомого со вспомогательными техническими средствами.
Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021
Консультация для педагогов «Особенности обучения и воспитания детей с нарушениями зрения»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад № 11
Консультация
Тема: «Особенности обучения и воспитания детей с нарушениями зрения».
Подготовила: воспитатель Кузнецова А. А.
Роль зрения в познании человеком окружающего мира исключительно велика. Очевидно, что сокращение, а тем более, полная потеря зрения ведет за собой серьезные потери в области чувственного отражения. Невозможность или существенные ограничения в получении зрительного опыта влекут за собой ограничения в психическом развитии (депривационное поражение).
Особенности обучения и воспитания детей с нарушениями зрения
Разумеется, что слепота создает огромные трудности для ребенка при вхождении его в социальное общество. Сверхкомпенсация рождается как реакция психики на чувство неполноценности, неуверенности и слабости, которые появляются у слепого ребенка. Сверхкомпенсация же направлена на формирование социально полноценной личности, на завоевание позиции в общественной жизни, она направлена на преодоление конфликта.
Коррекционно-педагогическая работа
У ребенка с нарушенным зрением компенсаторные перестройки выражаются не только на биологическом, но также и на социальном уровне, который требует целенаправленного и сознательного обучения. Развитие детей с нарушением зрения определено единым взаимодействием биологических и социальных факторов и зависит от формы заболевания органа зрения, от того, насколько сохранились слуховой, двигательный и кожный анализаторы, от уровня психического развития, от того, когда было утрачено зрение, а также от содержания, методов и форм обучения и воспитания.
Отправные идеи, касающиеся коррекции и компенсации нарушенных функций, изучения ведущей роли обучения и воспитания в развитии слабовидящих детей были разработаны Л. С. Выготским, М. И. Земцовой, Ю. А. Кулагиным, А. Г. Литваком, Л. И. Солнцевой, Л. И. Плаксиной и др. Также важно отметить особую роль социальных факторов в развитии детей, которые связанны с воспитанием и обучением. Ребенок с рождения и постоянно находится во взаимодействии и под влиянием окружающей его социальной среды, которая является очень важным условием и источником его развития.
Формирование сложных психических процессов у слепых и слабовидящих детей зависит от воспитания и обучения, имеющих коррекционную направленность. Коррекционная направленность обучения и воспитания предусматривает развитие процессов компенсации, сглаживание недостатков когнитивной деятельности и др.
Содержание и методы коррекционной работы строятся исходя из возраста детей, структуры и состава нарушенных функций, особенностями восприятия учебного материала и ориентировки в пространстве. Процессы компенсации в детском возрасте имеют свои особенности, связанные с возрастными изменениями. Из-за этого при оценке возможностей компенсации в детском возрасте рассматриваются не только уже сформированные механизмы компенсации, но и те, которые только находятся в стадии развития и становления, то, что Л. С. Выготский обозначал «зоной ближайшего развития «. Учитывание зоны ближайшего развития имеет большую важность для управления процессами компенсации и коррекции.
Основные принципы коррекционной работы
Интегрированное обучение слепых и слабовидящих детей
Толковый словарь Ушакова определяет термин «интеграция» как «объединение в целое каких-нибудь частей или элементов в процессе развития». В специальной педагогике данный термин обозначает процесс, состояние и результат, при которых люди с различными нарушениями в развитии или имеющие ограниченные возможности здоровья, физического развития, интеллекта, и т. д., не изолируются от общества, а участвуют во всех видах и сферах социальной жизни совместно и вровень с остальными. [19]
М. И. Никитина, в своей работе «проблема интеграции детей с особенностями развития»,дает такое определение: «Под процессом интеграции лиц с особенностями развития в коррекционной педагогике понимается процесс включения этих лиц во все сферы жизни общества как равноправных его членов, освоение ими достижений науки, культуры, экономики, образования».
Тема интегрированного обучения слепых и слабовидящих детей очень важна и актуальна. Как уже указывалось выше, только в процессе постоянного общения, взаимодействия, в том числе обязательно и со здоровыми детьми, ребенок, имеющий различные нарушения зрения, способен будет потом успешно «влиться» в общество зрячих. Но не редка ситуация, когда слабовидящие и слепые дети длительное время проживают в условиях изолированного, замкнутого пространства (каковым является интернат или специальная школа, потом они имеют большие трудности, а иногда и вовсе лишены возможности полноценно и самостоятельно включиться в социальную жизнь и адаптироваться в ней. По мнению автора данной работы, именно интегрированное обучение способно помочь слепому или слабовидящему ребенку наиболее полно в дальнейшем адаптироваться в мире зрячих людей. Несомненно, что совместное обучение здоровых детей и детей-инвалидов по зрению несет в себе большие сложности, как для первых, так и для вторых.
Процесс социальной компенсации, в который вовлечен ребенок с нарушенным зрением, [13] Л. С.Выготский описывает так: 1) «неприспособленность ребенка к социокультурной среде создает мощные препятствия на пути роста его психики (принцип социальной обусловленности развития); 2) эти препятствия служат стимулом для компенсаторного развития; становятся его целевой точкой и направляют весь процесс (принцип перспективы будущего); 3) наличие препятствий повышает и заставляет совершенствоваться функции и приводит к преодолению этих препятствий, а значит, к приспособленности (принцип компенсации)». Очевидно, что педагоги, работающие со слабовидящими и слепыми детьми, должны будут получить дополнительную подготовку, чтобы быть способными оказать квалифицированную помощь таким ученикам.
Для детей с различными нарушениями зрения (абсолютно слепых, слабовидящих, частично зрячих) в общеобразовательной школе нужно создать благоприятные условия, а именно адаптивную образовательную среду.Также важнейшим условием благополучной интеграции являются: успешная социальная адаптация ребенка, активное включение его в учебную деятельность, рецепторное обучение,которое основывается на использовании всех анализаторов: слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, и зрительного (если сохранилось остаточное зрение).
В заключение можно сказать, что хотя интегрированное обучение детей с нарушениями зрения и связано с трудностями, польза от него для ребенка-инвалида по зрению может быть огромной. Интегрированное обучение в общеобразовательной школе может даже подготовить слепого или слабовидящего к дальнейшему обучению в ВУЗе и значительно облегчить его адаптацию там.
По мнению автора данной работы, интегрированное обучение, несмотря на все свои недостатки и сложности, является наилучшим вариантом обучения для детей с патологией зрения, потому как включает таких детей во все сферы жизни общества как равноправных его членов. Слепой или слабовидящий ребенок, который постоянно взаимодействует со зрячими детьми, включен в их деятельность, в будущем способен успешно интегрироваться в общество зрячих.
Тактильная книга «Времена года» для детей с нарушениями зрения Цель дидактического пособия: Помочь ребенку с нарушениями зрения (слабовидение, амблиопия, расходящееся косоглазие) в обследовании и восприятии.
Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения» Д. Б. Эльконин в своих дневниках не раз высказывал мысль о том, что личностные смыслы формируются в процессе взаимодействия ребёнка и.
Консультация «Гендерный подход для решения задач обучения, развития и воспитания детей в ДОУ» В публикации представлены педагогические идеи по организации образовательного процесса в ДОУ, в основе которых лежат гендерные различия.
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с нарушениями зрения на тему «Осень» (старшая группа) Цель: Расширить представления детей о временах года (осени). Задачи: Обучающие: Вспомнить признаки осени. Развивать внимание и память детей.
Конспект занятия для детей с нарушениями зрения 5–6 лет «Маша идет в гости к мишке» «Маша идет в гости к мишке» Тип занятия: Формирование сенсорных эталонов (величина) Тема «Маша идет в гости к мишке» Цель: формирование.
Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть пятая) Уважаемые родители, уважаемые.
Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть четвертая) Уважаемые родители, уважаемые.
Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.
НОД по развитию ручной моторики у детей с нарушениями зрения в среднем дошкольном возрасте по теме «Деревья» Непосредственно образовательная деятельность по развитию ручной моторики у детей с нарушениями зрения в среднем дошкольном возрасте Тема:.
Особенности обучения детей с нарушением зрения кратко
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Дети с проблемами остроты зрения имеют особенности в развитии и требуют иного подхода к обучению, чем те, кто видит хорошо.
Статья:
Дети с проблемами остроты зрения имеют особенности в развитии и требуют иного подхода к обучению, чем те, кто видит хорошо. Прежде всего, это проявляется компенсаторным развитием других органов чувств, позволяющих познавать мир – осязания, слуха. В зависимости от степени ослабления зрения методики донесения знаний до них будут различаться.
Виды нарушений зрения
Нарушения зрения у ребенка могут быть функционального или органического характера. Первые характеризуются преходящими изменениями, которые поддаются коррекции или могут пройти самостоятельно (пример – косоглазие, близорукость, дальнозоркость, астигматизм и др.). Органические же поражения имеют в основе морфологические изменения структуры глаза или других отделов зрительного анализатора (зрительные нервы, проводящие пути и др.).
Часто при органических нарушениях зрения выявляют сопутствующие поражения нервной системы или врожденные пороки развития – ДЦП, нарушения слуха, задержка умственного развития и др.
По причине, вызвавшей нарушения зрения их классифицируют на:
По степени снижения остроты зрения детей разделяют на слабовидящих, с остаточным зрением или тотально слепых.
Особенности развития детей с нарушениями зрения
Благодаря зрению человек получает до 90% информации об окружающем мире. Поэтому, когда этот орган чувств выпадает, информация к ребенку преимущественно поступает через слух и осязание. Особенностью детей с нарушением зрения является то, что у них формируются несколько иные представления об окружающем мире, чем у зрячих, так как формируются иные чувственные образы. В воспитании таких детей важную роль играет регулярное обращение внимания на все виды слышимых звуков.
Снижение остроты зрения кроме того, что ограничивает познание мира вокруг ребенка, несколько замедляет развитие речи, внимания и памяти. Слепые дети могут неправильно понимать слова, так как слабо соотносят их с реальными предметами, которые эти слова обозначают.
Огромную роль в развитии детей с нарушением зрения играет физическая активность. При воспитании особенно важно уделять больше времени подвижным играм и развлечениям, так как они развивают координацию и умение правильно ориентироваться в пространстве, мышечное чувство, обучают важным навыкам или даже стимулируют зрение. Важно учитывать рекомендации офтальмолога и конкретный диагноз при формировании вариантов двигательной активности маленьких детей. Это необходимо для того, чтобы предупредить отрицательные последствия при неправильно подобранных нагрузках.
Другой особенностью детей с нарушением зрения является то, что при обучении конкретным навыкам и действиям требуется многократное их повторение «рука об руку». Причем это необходимо повторять до тех пор, пока действие не доведется до автоматизма.
Подбирать игрушки для маленьких детей с плохим зрением нужно крупные, яркие, с фактурной поверхностью (стимулирует развитие осязания и остаточное зрение), особенно интересны им музыкальные игрушки и те, которые издают определенные звуки.
В семье слабовидящий ребенок должен быть вовлечен в процесс реализации внутрисемейных обязанностей и выполнять их по мере возможности. Не нужно ограничивать его контакты с нормально-видящими детьми.
Психофизическая характеристика детей с нарушением зрения
В развитии слепого дошкольника можно выделить 3 общие закономерности:
Важная характеристика детей с нарушениями зрения – из-за недостаточного развития координации движения слепые дошкольники неуклюжие и недостаточно уверенные. Так, при врожденной слепоте отставание в формировании навыка ходьбы может составлять 2-3 года. Импульсивность дошкольников на том же уровне, что и зрячих, но ввиду отсутствия достаточной координации импульсивность проявляется резче и ярче.
Профилактика нарушений зрения у детей
Чтобы надолго сохранить хорошее зрение, необходима профилактика его нарушений у детей. Заниматься этим следует с первых месяцев жизни малыша. Так, первый визит к офтальмологу здоровый ребенок должен совершить вместе с мамой в возрасте 1 месяца. Врач осуществит диагностику возможных врожденных проблем с органом зрения и даст рекомендации по профилактике нарушений зрения у детей. В возрасте 2-3 лет можно уже проверить по специальным таблицам остроту зрения. Ранняя диагностика позволит избежать в будущем многих проблем с учебой в школе.
Обучение детей с нарушениями зрения должно учитывать рекомендации окулиста. Абсолютно слепые дети могут посещать специализированные детские сады и обучаться в школах-интернатах для слепых и слабовидящих. Возможно получение среднего образования на домашнем обучении. При остаточном зрении обучение детей с нарушениями может проводиться с применением специального оборудования и пособий.
Если ребенок умеет читать, он должен обязательно соблюдать правила гигиены чтения – не читать лежа, делать перерывы около 3-5 минут, выполняя специальную гимнастику для глаз. Также врачи рекомендуют ограничить просмотр телевизора и время компьютерных для игр.