особенности кредитной технологии обучения
Презентация «Система обучения по кредитной технологии»
Содержимое разработки
Система обучения по кредитной технологии
Кредитная технология обучения – способ организации учебного процесса, при котором обучающиеся имеют возможность индивидуально планировать последовательность образовательной траектории.
Суть кредитной технологии обучения состоит в том, что учет трудоемкости учебной работы ведется в кредитах, характеризующих объем преподаваемого материала.
Одной из основных задач кредитной технологии обучения является повышение роли самостоятельной работы студентов.
Целью внедрения кредитной технологии в учебный процесс учебных заведений является:
– интеграция отечественной системы образования в международное образовательное пространство;
– обеспечение академической мобильности субъектов образовательного процесса.
– унификация объема знаний студентов;
– максимальная индивидуализация обучения;
– повышение роли самостоятельной работы.
Кредитная технология обучения – образовательная технология, повышающая уровень самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации,
выборности образовательной траектории в рамках регламентации учебного процесса и учета объема знаний в виде кредитов является одной из разновидностей нелинейной системы.
Индивидуальный учебный план – документ, составляемый ежегодно самостоятельно студентом на учебный год на основании рабочего учебного плана, содержит перечень учебных дисциплин по выбору студента, количество кредитов или академических часов;
Индивидуальный учебный план отражает образовательную траекторию конкретного студента.
ИУП состоит из дисциплин, обязательных для изучения и дисциплин по вашему выбору.
Обязательный компонент – дисциплины, изучаемые студентами в обязательном порядке по программе обучения, устанавливаются государственным стандартом образования специальности.
Компонент по выбору (элективные дисциплины) – перечень учебных дисциплин и соответствующих минимальных объемов кредитов или академических часов, предлагаемых учебными заведениями, выбираемых самостоятельно и изучаемых студентами в любом академическом периоде.
Кредит – унифицированная единица измерения объема учебной работы обучающегося/преподавателя. Казахстанский кредит равен 1 академическому часу (50 минутам) аудиторной работы обучающегося в неделю на протяжении академического периода (семестра продолжительностью 15 недель).
Один академический час проходит в интерактивных формах и сопровождается в течение недели 2 часами самостоятельной работой студента (СРС) и работой под руководством преподавателя (СРСП), во время которых сдается заданная тема.
Все дисциплины обеспечиваются учебно-методическими комплексами (УМКД).
УМКД для студента включает в себя следующие документы: программу обучения по дисциплине (Syllabus); лекционный комплекс; планы практических (семинарских) занятий; методические указания по изучению дисциплины, выполнению лабораторных работ, курсовых работ (проектов); материалы для самостоятельной работы студентов, по контролю и оценке учебных достижений студентов.
Силлабус – учебная программа дисциплины, включающая в себя описание изучаемой дисциплины, цели и задачи дисциплины, краткое ее содержание, темы и продолжительность каждого занятия, задания самостоятельной работы, время консультаций, требования преподавателя, критерии оценки, расписание рубежного контроля и список литературы
Обязательная проверка усвоенного материала по дисциплине не менее 2–х раз в семестр проводится строго по расписанию на 8–ой и 15–ой неделях. Эта проверка называется «Рубежный контроль». Рубежный контроль оценивается, исходя из 100 баллов по критериям, установленным преподавателем, ведущим дисциплину. Если среднее арифметическое всех рубежных контролей меньше 50%, то студент не допускается до итогового экзамена по дисциплине и имеет академическую задолженность по дисциплине. Если студент на экзамене получает двойку, то тоже имеет задолженность.
Итоговый экзамен проводится с использованием 100% шкалы.
После экзамена в случае положительной оценки выставляется итоговая оценка по дисциплине в процентном содержании. Она подсчитывается по формуле:
где: Р1– процентное содержание оценки первого рейтинга;
Р2 – процентное содержание оценки второго рейтинга;
Э – процентное содержание экзаменационной оценки.
И% – итоговая оценка в процентном содержании.
Итоговая оценка в процентном содержании И% переводится в итоговую оценку Иитог в цифровом и буквенном эквивалентах по таблице
4. Оценивание учебных достижений на основе накопительной системы оценок.
По окончании учебного года учебное заведение подсчитывает переводной балл студента по формуле:
где: Иц1, Иц2,…..Ицn – итоговые оценки по дисциплинам в цифровом эквиваленте;
К1, К2:,…. Кn – объёмы изученных дисциплин в кредитах;
n – количество изученных дисциплин за весь пройденный период обучения.
В случае, если переводной балл студента не ниже установленного учебным заведением, то он переводится на следующий курс.
Характерные черты кредитной технологии:
1) введение системы кредитов для оценки трудозатрат обучающихся и преподавателей по каждой дисциплине;
2) свобода выбора обучающимися дисциплин из числа дисциплин по выбору, включенных в рабочий учебный план при формировании индивидуального учебного плана;
3) непосредственное участие в формировании своего индивидуального учебного плана;
4) вовлечение в учебный процесс эдвайзеров, содействующих обучающимся в выборе образовательной траектории;
5) использование балльно-рейтинговой системы оценки учебных достижений по каждой учебной дисциплине;
6) обеспечение учебного процесса всеми необходимыми учебными и методическими материалам;
7) свобода выбора студентами преподавателя при условии достаточного количества профессорско-преподавательского состава в учебном заведении
Преимущества кредитной системы обучения:
— достижение интенсификации учебного процесса через внедрение современных информационных технологий, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава и качества преподавания.
Отличия кредитной системы обучения от традиционной:
-личное участие каждого студента в формировании своего индивидуального учебного плана, т.е. определение образовательной траектории на весь период обучения;
-свобода выбора студентом части дисциплин, приведенных в учебном плане;
-введение должности эдвайзера и тьютора (консультанта) для выбора дисциплин;
-использование балльной системы для оценки текущей и рубежной успеваемости.
Кредитная технология обучения направлена на повышение уровня самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации подготовки студентов.
Обучение по кредитной технологии
Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 11:55, реферат
Краткое описание
Вместо традиционной системы организации учебного процесса вводится кредитная система обучения, которая стимулирует активную самостоятельную работу обучающихся, обеспечивает выборность индивидуальной образовательной траектории, мобильность, большую степень академической свободы бакалавров, магистрантов и докторантов, способствует признанию документов об образовании в мировом образовательном пространстве
Оглавление
I ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПО КРЕДИТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
II ПРЕИМУЩЕСТВА ВВЕДЕНИЯ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Файлы: 1 файл
кредит сист.doc
Содержание
I ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПО КРЕДИТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
II ПРЕИМУЩЕСТВА ВВЕДЕНИЯ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
«Вместо традиционной системы организации учебного процесса вводится кредитная система обучения, которая стимулирует активную самостоятельную работу обучающихся, обеспечивает выборность индивидуальной образовательной траектории, мобильность, большую степень академической свободы бакалавров, магистрантов и докторантов, способствует признанию документов об образовании в мировом образовательном пространстве».
«Программа Развития Высшего Образования
в Республике Казахстан на 2005-2010гг».
Официальный сайт
I ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПО КРЕДИТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Переход на кредитную технологию обучения казахстанских вузов был вызван:
— необходимостью вхождения в мировое образовательное пространство;
— привлечение обучающихся к участию в формировании образовательной траектории;
— академической мобильностью обучающихся;
— ориентацией подготовки специалистов на конкретного потребителя;
— внедрением в образовательный процесс информационных технологий.
При кредитной технологии обучения преподавание в институте построено на основе принципов демократизации образования, а это:
— сочетание широкой выборности курсов;
— формирование индивидуальной образовательной траектории студента;
— развитие у студентов критического мышления;
— широкое использование интерактивных методов обучения.
Кредитная технология обучения – это новая для Казахстана, но не для мировой практики высшего образования организация учебной деятельности студента. Поскольку школы не применяют кредитную технологию совсем, а вузы Казахстана только перешли к ней, то Вам нужно ознакомиться с новыми принципами и правилами обучения.
Кредитная технология основана на принципах:
Основные принципы организации обучения по кредитной технологии представлены на рис. 1.
Покажем, как практически реализуются эти принципы кредитной технологии.
1. Построение индивидуальной образовательной траектории.
Согласно этому принципу студент первого курса до 1 сентября составляет индивидуальный учебный план (ИУП) на учебный год. В выборе дисциплин для ИУП Вам помогает ЭДВАЙЗЕР – преподаватель кафедры, в обязанности которого входит представление Ваших академических интересов перед всеми службами института. На втором и последующих курсах ИУП вы должны составить до 10 июня текущего учебного года.
ИУП состоит из дисциплин, обязательных для изучения и дисциплин по вашему выбору. Первые представлены в путеводителе в разделе «Обязательный компонент для построения индивидуальной траектории обучения», вторые в Каталоге элективных дисциплин. Утвержденный ИУП Вы не имеете права менять в течение учебного года.
Рис. 1. Основные принципы
организации обучения по кредитной технологии
2. Преобладание самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины
Объем усваиваемого Вами материала по дисциплине вычисляется в кредитах. Один кредит – это 45 академических часов (1 академический час – это 50 минут контактных с преподавателем занятий, кроме физического воспитания, лабораторных работ и практик всех видов). Из этих 45 часов только 15 часов отводится на лекции и семинары, а 30 часов – на самостоятельную работу студентов, причем 15 часов студент занимается самостоятельно под руководством преподавателя, а 15 – абсолютно автономно по заданиям, которые даны преподавателем.
Основная задача вуза состоит в том, чтобы создать Вам условия для плодотворной самостоятельной работы. Для этого институт предоставляет Вам Учебно-методический комплекс по дисциплине (УМК), содержащий необходимый минимум учебной информации, а также задания для самостоятельной работы со сроками и формами отчетности по их выполнению.
3. Систематический контроль за результатами самостоятельной работы
Обязательная проверка усвоенного материала по дисциплине не менее 2–х раз в семестр проводится строго по расписанию на 8–ой и 15–ой неделях. Эта проверка называется «Рубежный контроль». Рубежный контроль оценивается, исходя из 100 баллов по критериям, установленным преподавателем, ведущим дисциплину. Если среднее арифметическое всех рубежных контролей меньше 50%, то Вы не допускаетесь до итогового экзамена по дисциплине и имеете академическую задолженность по дисциплине. Если Вы на экзамене получили двойку, то тоже имеете задолженность. Ликвидировать эту задолженность Вы можете в летнем семестре, который организуется после окончания учебного года. При этом Вы вносите оплату за повторное изучение дисциплины, снова ее изучаете и в случае выполнения всех правил прохождения рубежных контролей снова сдаете экзамен. При этом помните, что пересдача экзамена с целью повышения оценки не разрешается, однако вы можете подать заявление на апелляцию, в случае если она может повлиять на суммарный рейтинг и тем самым повысить итоговую оценку по дисциплине.
Итоговый экзамен проводится с использованием 100% шкалы.
После экзамена в случае положительной оценки выставляется итоговая оценка по дисциплине в процентном содержании. Она подсчитывается по формуле:
где: Р1– процентное содержание оценки первого рейтинга;
Р2 – процентное содержание оценки второго рейтинга;
Э – процентное содержание экзаменационной оценки.
И% – итоговая оценка в процентном содержании.
Из формулы Вы видите, что итоговая оценка по дисциплине существенно зависит от оценок, полученных на рубежных контролях, которые отражают качество Вашей самостоятельной работы. Таким образом, при кредитной технологии основную роль в высоких результатах обучения играет систематичность и качество самостоятельной работы студента.
Итоговая оценка в процентном содержании И% переводится в итоговую оценку Иитог в цифровом и буквенном эквивалентах по таблице 1.
Таблица 1. Многобалльная буквенная система оценки знаний
4. Оценивание учебных достижений на основе накопительной системы оценок.
По окончании учебного года вуз подсчитывает Ваш переводной балл по формуле:
где: Иц1, Иц2,…..Ицn – итоговые оценки по дисциплинам в цифровом эквиваленте;
К1, К2:,…. Кn – объёмы изученных дисциплин в кредитах;
n – количество изученных дисциплин за весь пройденный период обучения.
В случае, если Ваш переводной балл не ниже установленного вузом, то Вы переводитесь на следующий курс. При переводном балле, более низком, чем установленный институтом, вы становитесь второгодником.
В институте установлены следующие переводные баллы: на второй курс – не менее 1,67, на третий – не менее 2,0, на четвертый – не менее 2,25.
Вы заметили, что в подсчет GPA входят все оценки, полученные Вами в предыдущий период обучения, то есть, например, на третьем курсе в GPA войдут все оценки за 1, 2 и 3 курсы. Так что боритесь за каждую оценку, за каждый балл буквально с первого сентября
В целом переход на кредитную систему обучения позволяет адекватно оценивать уровни, ступени, академические степени образовательной сферы Республики Казахстан.
Целью внедрения кредитной технологии в учебный процесс высших учебных заведений является:
— интеграция отечественной системы образования в международное образовательное пространство;
— обеспечение академической мобильности субъектов образовательного процесса.
Кредитная система обучения – способ организации учебного процесса, при котором обучающиеся в определенных границах имеют возможность индивидуально планировать последовательность образовательной траектории
Суть кредитной системы обучения состоит в том, что учет трудоемкости учебной работы ведется в кредитах, характеризующих объем преподаваемого материала
Кредит (Credit, Credit-hour) – унифицированная единица измерения объема учебной работы обучающегося/преподавателя. При организации учебного процесса по кредитной технологии обучения следует иметь в виду, что 1 кредит равняется 3 часам работы в неделю. При этом 1 академический час сопровождается 2 часами самостоятельной работы студента (работа с учебными пособиями, выполнение домашних заданий, проведение исследовательской работы и работа с преподавателем).
Основными задачами кредитной технологии обучения являются:
— унификация объема знаний студентов;
— максимальная индивидуализация обучения;
— повышение роли самостоятельной работы.
Важное значение имеет повышение роли самостоятельной работы студентов, которая позволяет развивать творческий подход и исследовательские навыки.
Самостоятельная работа как часть процесса самообразования имеет принципиальное методологическое значение. Установка на «добывание» знаний является залогом постоянного улучшения профессионализма в будущем. Самостоятельная познавательная деятельность студента предполагает его умение ориентироваться в новой ситуации, самостоятельно видеть и ставить проблему, находить подходы и пути ее решения.
Самостоятельная работа обучающегося (СРО) – работа по определенному перечню самостоятельно осваиваемых тем, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями. Контроль СРО осуществляется посредством тестов, контрольных работ, коллоквиумов, рефератов, сочинений и отчетов. При кредитной системе обучения самостоятельная работа обучающегося имеет две составляющие:
Качество знаний оценивается по балльно-рейтинговой системе, которая представляет собой непрерывный контроль знаний на всех стадиях обучения: текущий, рубежный, домашний. Каждый вид контроля дает студенту баллы, которые определяют его рейтинг допуска к сдаче итогового контроля. По окончании учебного курса проводится итоговый контроль в форме экзамена. Баллы, полученные студентами на разных уровнях контроля, могут быть оценены в зависимости от степени усвоения учебного материала в пределах шкалы оценок от «А» до «F». По результатам успеваемости за учебный курс рассчитывается средний переводной балл GPA, который увеличивается с каждым годом обучения студента, что служит цели повышения качества знаний по специальным дисциплинам.
Министерством образования и науки проведена определенная работа по формированию нормативно-правовой базы кредитной технологии обучения, регламентирующей основные требования по организации и ведению учебного процесса в рамках кредитной системы.
В 2005 году были разработаны Правила кредитной системы обучения, реализуемой в режиме эксперимента, утвержденные приказом МОН РК от 9.12.2005 года № 753.
В соответствии с новым Законом РК «Об образовании»:
— приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 22 ноября 2007 года № 566 утверждены «Правила организации учебного процесса по кредитной технологии»;
— разработано «Инструктивное письмо об организации учебного процесса в высших учебных заведениях республики по кредитной технологии обучения» от 14 марта 2008 г. № И-01;
— приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года № 125 утверждены «Типовые правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации, обучающихся в высших учебных заведениях»;
— разработаны проекты 19 Типовых регламентов: «Академические правила высшего учебного заведения»; «Планирование учебного процесса в бакалавриате по кредитной технологии обучения»; «Учебно-методическая работа в высших учебных заведениях»; « Научно-методическая работа в высших учебных заведениях»; «Организация профессиональной практики в бакалавриате по кредитной технологии обучения»; «Учебно-методический отдел (управление, центр) высшего учебного заведения»; «По разработке и оформлению учебно-методической документации, разрабатываемой профессорско-преподавательским составом высшего учебного заведения»; «Кодекс чести профессорско- преподавательского состава высшего учебного заведения»; «Кодекс чести студента высшего учебного заведения»; «Гражданско-патриотическое образование в высших учебных заведениях»; «Организация торжественных мероприятий в высших учебных заведениях»; «Работа деканатов (дирекций) высшего учебного заведения»; «Организация итоговой аттестации по кредитной технологии обучения»; «Работа кафедры высшего учебного заведения»; «Организация учебного процесса в бакалавриате по кредитной технологии обучения»; «Организация итоговой аттестации по кредитной технологии обучения»; «Организация промежуточной аттестации обучающихся в бакалавриате по кредитной технологии обучения»; «Справочник- путеводитель студента»; «Организация самостоятельной работы обучающихся по кредитной технологии обучения».
Особенности кредитной технологии обучения
Особенности кредитной системы обучения студентов педагогического вуза.
Уже к 2000 году ECTS получила распространение более чем в 30 странах Европы; количество применяющих ее учебных заведений перевалило за тысячу. После подписания Болонской декларации стало ясно, что данная система достаточно хорошо соответствует идеологии проводимой образовательной реформы, и ее решено было использовать при составлении инновационных образовательных программ, базирующихся на компетентностном и модульном подходах. Опыт вполне удался, и сегодня 40 государств-участников Болонского процесса оценивают ECTS как один из краеугольных камней проводимых преобразований.
Переход на кредитную систему обучения начался с процесса разработки системы организационно-методических документов, определяющих:
• принципы построения учебного процесса с использованием кредитов (учебные планы);
• регламентирующих методы аттестации учащихся (регламент учебного процесса);
• методики расчета учебной нагрузки преподавателей (свод педагогической нагрузки). [ 4]
Кредитная система обучения предполагает изменение позиций студента и преподавателя в учебном процессе. При вводимой системе студент из пассивно воспринимающей стороны превращается в активного участника учебного процесса. Где-то он становится партнером преподавателя в процессе получения знаний. Вместе с тем, меняется и роль преподавателя, который теперь является не столько источником передачи информации, а сколько учит студента добывать информацию, ее переосмысливать, уметь в дальнейшем использовать знания на практике.
Кредитная система предусматривает организацию студентов на самостоятельное, активное овладение системой знаний, умений, навыков, на накопление творческого опыта, на развитие их учебно-познавательной деятельности, профессионально-познавательных потребностей, интересов.
Согласно требованиям кредитной технологии каждая учебная дисциплина предлагается для изучения как совокупность взаимосвязанных и вытекающих друг из друга проблем, которые студент должен изучить под руководством преподавателя большей частью самостоятельно. Роль преподавателя в данном случае сводится к формулировке проблемы, обоснованию ее актуальности и практической значимости и к общему руководству познавательно-творческой деятельностью студента. [5]
Применение этой технологии требует резкого сокращения объема обязательных групповых занятий студентов с преподавателем в учебной аудитории. Соответственно увеличивается количество часов, отводимых на самостоятельную работу студента и его индивидуальную работу с преподавателем. Изменяется и характер контроля за усвоением знаний студентов. Его главным назначением становится оценка эффективности активной поисково-познавательной деятельности студента.
В этой связи возникает ряд проблем психолого-педагогического плана, которые можно классифицировать следующим образом:
• адаптация студента к новой системе;
• адаптация преподавателя к новой системе.
Преимуществом кредитной системы обучения является также то, что она требует постоянного совершенствования педагогического мастерства, повышения квалификации организаторов учебного процесса, обмена передовым опытом. При данной системе необходимо обеспечение учебного процесса методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий (НИТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания. [6]
Этот процесс инициирует:
— совершенствование механизмов управления учебным процессом на основе создания банка данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов и телекоммуникационных сетей;
— совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого;
— создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять учебно-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации. [7]
Поскольку образовательной процесс в высшем учебном заведении – это процесс организации студентов на самостоятельное активное овладение системой знаний, умений, навыков, на накопление творческого опыта, на развитие их учебно-познавательной деятельности, профессионально-познавательных потребностей и интересов, то и об эффективности инноваций можно будет судить по изменениям, происходящим в образовании и развитии самих студентов.
Однако технологии обучения рассматриваются не только как деятельность преподавателя, но и как дидактические системы, которые могут выступать и как самостоятельные педагогические категории, отдающие предпочтение тем или иным формам, методам и средствам обучения, связанные с реализацией тех или иных приоритетных целей образования. Некоторые из них получили общепринятое название, например, программированное обучение, проблемное обучение, интерактивное обучение.
Несмотря на все вышеизложенное коллективами высших учебных заведений проделан большой объем методической и учебно-организационной работы: разработаны типовые учебные планы, включающие набор дисциплин в соответствии с ГОСО и элективные дисциплины, учитывающие потребности рынка труда, введены образовательные программы интегрированных учебных курсов, скорректированы названия дисциплин. Составлены типовые и рабочие программы, определена педагогическая нагрузка, выполняются методические разработки с учетом особенностей кредитной технологии, разрабатываются и внедряются в учебный процесс активные раздаточные материалы. Опыт внедрения кредитной системы обучения не велик, но планы и задачи, которые предстоит решить, огромны.