особенности богослужения великого четверга
Особенности богослужения в Великий Четверг
Тайная Вечеря. Фреска Владимирского собора Задонского мужского монастыря
В Четверг Страстной седмицы в богослужении воспоминаются четыре важнейших события, совершившихся в этот день: Тайная Вечеря, на которой Господь установил новозаветное Таинство Святого Причастия (Евхаристии) и совершил умовение ног Своим ученикам в знак глубокого смирения и любви к ним; молитва Спасителя в Гефсиманском саду и предательство Иисуса Христа Иудой Искариотом.
В Великий Четверг совершаются следующие службы: малое повечерие (со среды на четверг), утреня с 1-м часом, часы: 3-й, 6-й и 9-й с изобразительными, Литургия святого Василия Великого в соединении с вечерней.
Особенности богослужения Великого Четверга следующие:
Накануне (в среду вечером) совершается малое повечерие, на котором поется трипеснец святого Андрея Критского.
На утрене после «Аллилуиа» поется трижды особым напевом тропарь: «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души Учителю таковая дерзнувшия! Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе».
Кафизм на утрене нет. Сразу после тропаря по возгласе диакона: «И о сподобитися нам слышанию…» читается Евангелие. В Евангелии повествуется о событиях этого дня (Лк., зачало 108 «от полу»: «Приближашеся праздник опреснок», окончание в зачале 109: «По Немже идоша ученицы Его»).
По прочтении Евангелия и 50-го псалма поется полный канон Великого Четверга: «Сеченое сечется море Чермное»; полный — в ознаменование важности этого дня (молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя» перед каноном не читается).
После 9-й песни — ексапостиларий (трижды): «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». Далее совершается вседневная утреня обычным порядком с пением стихир на хвалитех, чтением великого славословия и пением стихир на стиховне.
На 1-м часе читается паремия из Книги Пророка Иеремии, в которой изображается кротость Божественного Страдальца и злоба Его врагов. Чтение паремии предваряется и завершается пением прокимнов.
Часы 3-й, 6-й и 9-й и чин изобразительных совершаются вместе, «поскору», без пения. Только в конце изобразительных, после возгласа диакона «Премудрость» поется «Достойно есть» и прочее.
Вместо Херувимской песни, причастного стиха и стиха «Тело Христово приимите» (при причащении народа) и вместо «Да исполнятся уста наша» поется песнь: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими», в которой содержится обличение Иуды и исповедание благоразумного разбойника.
Вместо «Достойно есть» на Литургии поется ирмос 9-й песни канона утрени, в котором верующие призываются насладиться гостеприимством («странствия») Господним и бессмертной Его трапезы. Задостойник Великого Четверга — ирмос 9-й песни канона: «Странствия владычня и безсмертныя трапезы на горнем месте высокими умы, вернии, приидите насладимся, возшедша Слова от Слова научившеся, Егоже величаем». (Гостеприимства (угощения) и бессмертной трапезы на горнем месте, приидите, верные, насладимся, устремив горе наш ум. Слово пришло (сюда, на горнее место, как снедь верным); это узнали мы от Самого Слова, Которое ныне про¬славляется (Ин. 12, 23).)
В конце служб Великого Четверга произносится особый отпуст, указанный в Служебнике: «Иже за превосходящую благость путь добрейший смирения показавый, внегда умыти ноги учеников, даже и до Креста и погребения снизшедый нам, Христос, истинный Бог наш».
Вечером в Великий Четверг по уставу положено совершать малое повечерие с трипеснцем.
Если в Великий Четверг случится Благовещение, то в среду вечером всенощное бдение начинается Великим повечерием. На литии и на стиховне вечерни — стихиры и тропарь Благовещения.
На утрене на «Бог Господь» поется тропарь Благовещения дважды. и на «Слава, и ныне» — «Егда славнии ученицы» (единожды). Затем полиелей и величание Благовещения. Степенны 4-го гласа — первый антифон. Прокимен, Евангелие и (по¬сле него) стихира — Благовещения. Канон праздника и дня. Катавасия — ирмосы канона Великого Четверга. На 9-й песни, вместо «Честнейшую Херувим», — припевы праздника. Светилен: праздника, «Слава» — дня, «и ныне» праздника.Часы 3-й, 6-й и 9-й и изобразительны служатся обычным порядком.
Совершается Литургия святого Василия Великого в соединении с вечерней. Паремии, прокимен, Апостол и Евангелие — дня и праздника. Вместо «Достойно есть» поется ирмос «Странствия Владычня». Если храм Благовещения, то поет¬ся задостойник: «Яко одушевленному Божию кивоту» с положенным припевом. Вместо Херувимской песни, причастна, стиха, поемого во время причащения мирян, и вместо «Да исполнятся уста наша» поется «Вечери Твоея тайныя».
Особенности богослужения в Великий Четверг
Гермоген Шиманский
В Четверг Страстной седмицы в богослужении воспоминаются четыре важнейших события, совершившихся в этот день: Тайная Вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причастия (Евхаристии) и совершил умовение ног Своим ученикам в знак глубокого смирения и любви к ним; молитва Спасителя в Гефсиманском саду и предательство Иисуса Христа Иудой Искариотом.
В Великий Четверг совершаются следующие службы: малое повечерие (со среды на четверг), утреня с 1-м часом, часы: 3-й, 6-й и 9-й с изобразительными, Литургия святого Василия Великого в соединении с вечерней.
Особенности богослужения Великого Четверга следующие:
Накануне (в среду вечером) совершается малое повечерие, на котором поется трипеснец святого Андрея Критского.
На утрене после «Аллилуиа» поется трижды особым напевом тропарь: «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души Учителю таковая дерзнувшия! Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе».
Кафизм на утрене нет. Сразу после тропаря по возгласе диакона: «И о сподобитися нам слышанию…» читается Евангелие. В Евангелии повествуется о событиях этого дня (Лк., зачало 108 «от полу»: «Приближашеся праздник опреснок», окончание в зачале 109: «По Немже идоша ученицы Его»).
По прочтении Евангелия и 50-го псалма поется полный канон Великого Четверга: «Сеченое сечется море Чермное»; полный — в ознаменование важности этого дня (молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя» перед каноном не читается).
После 9-й песни — ексапостиларий (трижды): «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный». Далее совершается вседневная утреня обычным порядком с пением стихир на хвалитех, чтением великого славословия и пением стихир на стиховне.
На 1-м часе читается паремия из Книги Пророка Иеремии, в которой изображается кротость Божественного Страдальца и злоба Его врагов. Чтение паремии предваряется и завершается пением прокимнов.
Часы 3-й, 6-й и 9-й и чин изобразительных совершаются вместе, «поскору», без пения. Только в конце изобразительных, после возгласа диакона «Премудрость» поется «Достойно есть» и прочее.
Вместо Херувимской песни, причастного стиха и стиха «Тело Христово приимите» (при причащении народа) и вместо «Да исполнятся уста наша» поется песнь: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими», в которой содержится обличение Иуды и исповедание благоразумного разбойника.
Вместо «Достойно есть» на Литургии поется ирмос 9-й песни канона утрени, в котором верующие призываются насладиться гостеприимством («странствия») Господним и бессмертной Его трапезы. Задостойник Великого Четверга — ирмос 9-й песни канона: «Странствия владычня и безсмертныя трапезы на горнем месте высокими умы, вернии, приидите насладимся, возшедша Слова от Слова научившеся, Егоже величаем». (Гостеприимства (угощения) и бессмертной трапезы на горнем месте, приидите, верные, насладимся, устремив горе наш ум. Слово пришло (сюда, на горнее место, как снедь верным); это узнали мы от Самого Слова, Которое ныне прославляется (Ин. 12:23).)
В конце служб Великого Четверга произносится особый отпуст, указанный в Служебнике: «Иже за превосходящую благость путь добрейший смирения показавый, внегда умыти ноги учеников, даже и до Креста и погребения снизшедый нам, Христос, истинный Бог наш».
Вечером в Великий Четверг по уставу положено совершать малое повечерие с трипеснцем.
Если в Великий Четверг случится Благовещение, то в среду вечером всенощное бдение начинается Великим повечерием. На литии и на стиховне вечерни — стихиры и тропарь Благовещения.
На утрене на «Бог Господь» поется тропарь Благовещения дважды. и на «Слава, и ныне» — «Егда славнии ученицы» (единожды). Затем полиелей и величание Благовещения. Степенны 4-го гласа — первый антифон. Прокимен, Евангелие и (после него) стихира — Благовещения. Канон праздника и дня. Катавасия — ирмосы канона Великого Четверга. На 9-й песни, вместо «Честнейшую Херувим», — припевы праздника. Светилен: праздника, «Слава» — дня, «и ныне» праздника.Часы 3-й, 6-й и 9-й и изобразительны служатся обычным порядком.
Совершается Литургия святого Василия Великого в соединении с вечерней. Паремии, прокимен, Апостол и Евангелие — дня и праздника. Вместо «Достойно есть» поется ирмос «Странствия Владычня». Если храм Благовещения, то поется задостойник: «Яко одушевленному Божию кивоту» с положенным припевом. Вместо Херувимской песни, причастна, стиха, поемого во время причащения мирян, и вместо «Да исполнятся уста наша» поется «Вечери Твоея тайныя».
Православное богослужение Великого четверга: происхождение и особенности
В статье рассматриваются свидетельства об особенном отношении к четвергу перед христианской Пасхой, к службам Великого Четверга в данном случае относим утреню, часы (включая изобразительны) и вечерню с Божественной литургией этого дня, а также несколько дополнительных чинопоследований: освящения мира, омовения св. престола, умовения ног, общего Елеосвящения, заготовления запасных Святых Даров.
Содержание
Иерусалим
Константинополь
Помимо описания вечерни с литургией, Типикон Великой церкви содержит информацию и о других службах Великого Четверга: утрене (совершалась без каких-либо ярких особенностей; в конце пели тропарь 4-го плагального (8-го) гласа «Днесь Царь жизни…») и тритекти – букв. «третье-шестом [часе]», дневной службе, которая во время Великого поста заменяла собой часы. Служба тритекти включала тропарь «Заушенный за род человеческий и не прогневавыйся…» и паремию Иер. 11:18–12. 15 (еще одно пророчество о страждущем Мессии) с прокимнами из Пс. 82 до нее и из Пс. 75 –после. Между утреней и тритекти совершался чин поклонения святому копию – по преданию, тому самому, которым было пронзено ребро Спасителя. Поклонение начинал после утрени сам патриарх при троекратном пении тропаря «Покланяемся копию…» (тот же тропарь повторяли и на антифонах тритекти). Сразу после тритекти совершался чин омовения святого престола. Присутствие в богослужении Великого Четверга таких последований, как освящение мира и омовение святого престола, связано с его близостью к Пасхе и одновременно меньшей, чем у Великих Пятницы и Субботы, загруженностью. В Великий Четверг храм мыли и прибирали для того, чтобы достойно встретить главный праздник церковного года, и эти приготовления начинались с омовения престола, а поскольку тот является великой святыней, его омовение сопровождалось каждением и специальными молитвами. В свою очередь, освящение мира именно в Великий Четверг связано с древней традицией совершать таинство крещения, по возможности, вечером в Великую Субботу – в начале пасхальной ночи. Вечерня и литургия Великой Субботы и в иерусалимской, и в константинопольской традиции обязательно соединялись с крещением (элементы этого доныне сохраняются в богослужении Великой Субботы). А поскольку Великая Пятница не могла выступать в качестве подготовительного дня, будучи заполнена молитвой и священными воспоминаниями, то днем приготовления необходимого для крещения мира сделался Великий Четверг.
В части рукописей Типикона Великой церкви на паннихис (служба в начале ночи) после литургии Великого Четверга предписано читать Двенадцать Евангелий, что свидетельствует о начавшемся проникновении палестинской традиции в константинопольскую. Кафедральное богослужение сопротивлялось этому достаточно долго, тогда как в современном ему богослужении византийских монастырей константинопольские и палестинские элементы уже образовывали неразрывное целое. Литургическая традиция, родившаяся в результате этого синтеза, – это и есть то богослужение, что сохраняется в Православной Церкви вплоть до нашего времени.
Впрочем, современная практика имеет одно существенное отличие от того, что предписано в различных Типиконах, не исключая и формально используемые ныне: время начала служб. Согласно уставу, утреня Великого Четверга должна начинаться задолго до рассвета, а вечерня с литургией – уже во второй половине дня, спустя несколько часов после полудня. На практике, из-за человеческой немощи (ритм жизни в крупных городах уже не предполагает ранний подъем от сна, а евхаристический пост до полудня и позже держать трудно), утреня Великого Четверга нередко служится накануне – вечером в среду, а вечерня с литургией, почти повсеместно, – в четверг с утра.
Особые чины Великого Четверга
Последний из особых чинов Великого Четверга, чин умовения ног, является одним из самых ярких с внешней стороны церковных последований. Его евангельским основанием служит рассказ апостола Иоанна Богослова о том, как Господь Иисус Христос «встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан». На просьбу апостола Петра, сначала возразившему Христу: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?», а затем, после ответа Господа, воскликнувшему: «Господи! не только ноги мои, но и руки и голову», Иисус ответил «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все». Закончив умовение, Христос преподал ученикам урок смирения и засвидетельствовал о предстоящем предательстве ( Ин.13:2–20 ).
Как бы то ни было, обычай совершения умовения ног в Великий Четверг с этим возможным крещальным умовением не связан. Чинопоследование умовения ног Великого Четверга впервые засвидетельствовано в Иерусалиме в VI–VII веках и явилось отражением общей тенденции максимально подчеркнуть изобразительную символику страстного богослужения, особенно явную при его совершении во Святом Граде. В грузинском переводе древнего иерусалимского Лекционария, где этот чин встречается впервые, он расположен между литургией Великого Четверга и бдением Великой Пятницы. Согласно этому памятнику, чин включал в себя чтение Евангелия ( Ин.13:3–30 ), ектению, молитву, собственно умовение ног и заключительный тропарь-ипакои.
Не позднее VIII века чин умовения ног перешел и в практику Константинополя. Как уже было отмечено выше, в Константинополе он первоначально совершался не после, а до литургии Великого Четверга – этот порядок отражен в Типиконе Великой церкви, а также в Типиконах монастырей Константинополя: в первоначальной редакции Студийского устава и Евергетидском. Лишь в студийских уставах афоно-итальянской группы, а затем и в Иерусалимском уставе (который продолжает линию развития Студийского устава и не должен смешиваться с древним иерусалимским богослужением) чин переносится на время после литургии.
В константинопольских памятниках чин умовения ног имеет уже несколько более сложный порядок по сравнению с иерусалимским: чин открывается мирной ектенией, затем предстоятель произносит молитву и главопреклонную молитву, и протодиакон начинает чтение евангельского рассказа. Сообразуясь с порядком чтения Евангелия и произнося отдельные реплики из него, предстоятель омывает ноги 12 других участников чина (если чин совершается в монастыре – монахов, если в кафедральном соборе – священников), один из которых изображает апостола Петра и поэтому также произносит некоторые евангельские реплики. После умовения предстоятель сам завершает чтение Евангелия и возносит Христу Богу заключительную молитву чина. Тот же порядок сохраняется и в современных изданиях богослужебных книг, лишь к началу и концу чина прибавлены некоторые песнопения: ирмос и два тропаря 5-й песни канона утрени Великого Четверга и шесть особых стихир – в начале чина; два тропаря 5-й песни канона Великой Пятницы – в конце.
К службам Великого Четверга мы в данном случае относим утреню, часы (включая изобразительны) и вечерню с Божественной литургией этого дня, а также несколько дополнительных чинопоследований: освящения мира, омовения св. престола, умовения ног, общего елеосвящения, заготовления запасных Святых Даров. Впрочем, в круг служб Великого Четверга можно включить еще и два повечерия, которые должны совершаться после литургий (соответственно, Преждеосвященной и полной) и вечерних трапез Великой Среды и Великого Четверга: эти повечерия содержат обычные рядовые псалмы (в Великую Среду это псалмы великого повечерия, в Великий Четверг – малого), но на них поются трипеснцы авторства прп. Андрея Критского, содержащие размышления на основные темы Великого Четверга: предательство Иуды, Тайная Вечеря, умовение ног, Жертва Христова. Мы сознательно начинаем перечисление служб не с вечерни накануне Великого Четверга, а с повечерия или утрени, поскольку на Страстной седмице привычная последовательность суточных служб меняется, и вечерни, как правило, не начинают собой новый богослужебный день, а завершают день уходящий (это видно, в частности, из повторения стихир утрени на последующей вечерне). Подробный анализ последования Двенадцати Евангелий, в современном богослужении интерпретируемого как утреня Великой Пятницы (хотя изначально это была служба в продолжение всей ночи, начинавшаяся вечером в Великий Четверг; соответствующее указание до сих пор содержится в богослужебных книгах), мы также оставляем за рамками настоящей публикации.
Прежде всего, это 50-е правило Лаодикийского Собора (ок. 364 г.): «В четверток последней седмицы Четыредесятницы не подобает прекращать пост» (из этого запрета следует, что в ряде общин четверг перед Пасхой праздновался особым образом), а также 50-е (по нумерации Афинской Синтагмы – 41-е) правило Карфагенского Собора (419 г.; Собор кодифицировал ряд правил более ранних Соборов 2-й пол. IV – нач. V в.): «Святое таинство алтаря [т.е. Евхаристия.– свящ. М.Ж.] да совершается теми, кто [в этот день] не ел. Исключение составляет единственный день в году, в который Вечеря Господня совершается». Маловероятно, что в процитированном правиле речь может идти о каком-то отличном от Великого Четверга дне. Ср. 29-е правило Трулльского Собора 691 г.: «Правило отцов Карфагенского Cобора повелевает, дабы священнодействие алтаря совершаемо было не иначе, как „теми, кто [в этот день еще] не ел, кроме единственного дня в году, в который Вечеря Господня совершается“. [Но] указанные святые отцы издали такое распоряжение, возможно, по некоторым местным причинам, полезным для Церкви. А поскольку нас ничто не побуждает оставить благоговейную строгость, то, следуя апостольским и отеческим преданиям, определяем: не подобает в Четыредесятницу, в четверг последней седмицы, прекращать пощение и тем самым бесчествовать Четыредесятницу» (выделение наше – свящ. М.Ж.).
См. обзор сохранившихся источников и основной литературы по теме в кн.: Bradshaw P. F., Johnson M. E. The Origins of Feasts and Seasons in Early Christianity. Collegeville (MN), 2011. P. 39–59. Необходимо также отдельно отметить обширную – свыше 500 страниц – монографию по проблеме даты празднования Пасхи: Leonhard C. The Jewish Pesach and the Origins of the Christian Easter: Open Questions in Current Research. Berlin, 2006. (= Studia Judaica. Forschungen zur Wissenschaft des Judentums; 35), хотя предложенная ее автором реконструкция этапов развития пасхального и предпасхального богослужения в Церкви до IV в. включительно нам не кажется убедительной.
Следует упомянуть здесь и теорию Анни Жобер, согласно которой Тайная Вечеря была совершена не в четверг, а во вторник: Jaubert A. La Date de la Cene: calendrier biblique et liturgie chretienne. Paris, 1957. Эта теория имеет ряд слабых мест и не соотносится с церковной традицией IV в. и позже, однако, например, в «Дидаскалии апостолов» – литургико-каноническом памятнике III в. – днем Тайной Вечери также назван не четверг (но и не вторник, а среда): The Didascalia Apostolorum in Syriac, II: Chapters X–XXVI / Translated by A. Vööbus. Louvain, 1979. (= Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium; 408. Scriptores Syri; 180). P. 196–198.
Éthérie. Journal de voyage. Paris, 1948. (= Sources chrétiennes; 21). Великому Четвергу здесь посвящен раздел 35: Ibid. P. 226–228. Рус. пер.: Паломничество по Святым местам / Пер. И.В. Помяловского // Православный Палестинский сборник. СПб., 1889. Т. 20. С. 103–172, о Великом Четверге здесь: с. 155–156.
Эгерия называет ее oblatio – букв. «приношение».
Совершение двух евхаристических литургий подряд, одна за другой, в свете позднейшей церковной практики, конечно, вызывает недоумение. Ж.-Б. Тибо высказал предположение, что повторение литургии имело целью показать, что Тайная Вечеря также была разделена на две части посредством совершенного Спасителем умовения ног (Thibaut J.-B. Ordre des offices de la semaine sainte à Jérusalem du IVe au Xe siècle. Paris, 1926. P. 160–161). Это предположение кажется нам натянутым по нескольким причинам: 1) сама реконструкция именно такого порядка Тайной Вечери сомнительна; 2) библейские чтения в иерусалимском Лекционарии V в. не включают рассказ об умовении ног, и сам чин умовения ног сложился позже (см. ниже); 3) двойная литургия, согласно Эгерии, в Иерусалиме совершалась не только в Великий Четверг, но и, например, на Пасху.
Эгерия замечает: «поется только одна песнь (ymnus)».
В те времена христианский храмовый комплекс, построенный на месте Страстей и Воскресения Христовых, включал в себя основную базилику (Мартириум), небольшую площадь за ней, в углу которой, ближе к Мартириуму, находилась Голгофа, и, на другой стороне площади, ротонду Воскресения.
Возможно, выбор именно этого места для совершения литургии был обусловлен желанием подчеркнуть связь Тайной Вечери с Крестной жертвой Спасителя.
Указатель библейских чтений и богослужебных особенностей дней церковного года; сохранился только в армянском и грузинском переводах.
Повторение чтений следует объяснять либо желанием всё же донести их содержание до оглашенных, отсутствовавших в храме во время литургии, либо, скорее, изобразительным символизмом: во второй раз эти чтения звучали в самóй Сионской горнице, где, как считалось, и состоялась историческая Тайная Вечеря.
Renoux A. Le codex arménien Jérusalem 121. Turnhout, 1969. (Patrologia Orientalis. T. 35, fasc. 1; 163). P. 265 [127]–269 [131].
Le Grand Lectionnaire de l’Église de Jérusalem (Ve–VIIIe siècle) / Trad. par M. Tarchnischvili. Louvain, 1959. T. 1 (= Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium; 189. Scriptores Iberici; 10). P. 90–92.
Без сомнения, чтение из Евангелия от Иоанна появилось здесь потому, что только в нем описано умовение ног апостолов Христом.
Песнопение в конце литургии оглашенных по иерусалимскому чину «апостола Иакова» (см.: Leeb H. Die Gesänge im Gemeindegottesdienst von Jerusalem (vom 5. bis 8. Jahrhundert). Wien, 1970. (=Wiener Beiträge zur Theologie; 28). S. 99–124; Nikiforova A. The Oldest Greek Tropologion Sin.Gr.ΜΓ565: A New Witness to the Liturgy of Jerusalem from outside Jerusalem with First Edition of the Text // Oriens Christianus: Hefte dür die Kunde des christlichen Oriens. 2015. Bd. 98. S. 138–173).
Аналог херувимской – в древнем Иерусалиме это песнопение литургии, как ряд других, менялись в зависимости от праздника.
А также, как вариант замены, тропарь «Вечери Твоея Тайныя», что является признаком «византинизации» иерусалимского богослужения (см. ниже).
Комплексы этих монострофов являются прообразами будущих гимнографических трипеснцев и канонов.
По сравнению с Лекционарием, добавлен третий тропарь после Причащения, 3-го плагального гласа: «Кий тя образ, Иудо».
L’Hymnaire de Saint-Sabas (Ve–VIIIe siècle): Le manuscrit géorgien H 2123. I. Du Samedi de Lazare à la Pentecôte / Intr., trad. et notes par Ch. Renoux. Turnhout, 2008. (= Patrologia Orientalis. T. 50, fasc. 3; 224). P. 345 [106]– 357 [117].
По предположению С. Паренти этот тропарь заимствован в палестинский Тропологий из константинопольских источников (Taft R. F., Parenti S. Il Grande Ingresso: edizione italiana rivista, aggiornata e ampliata. Grottaferrata, 2014. (= ΑΝΑΛΕΚΤΑ ΚΡΥΠΤΟΦΕΡΡΗΣ; 10). P. 180). Нам кажется более вероятным обратное заимствование. С другой стороны, тот факт, что в службе Великого Четверга согласно Древнему Иадгари этот тропарь выписан не первым, а вторым, явно указывает на его появление в сборнике позднее других песнопений.
См.: Nikiforova. The Oldest Greek Tropologion…
Букв. «Большому/долгому Четвергу большой/долгий гимн воспеваю». Смысл указания на продолжительность гимна очевиден – вместо обычного для других дней Страстной седмицы трипеснца прп. Косма посвящает Великому Четвергу полный канон. «Размеры» же Четверга могут говорить как о значении дня как такового, так и о предстоящем длительном богослужении в ночь с четверга на пятницу.
Однако в Новом Тропологии содержится, например, и отсутствующий в позднейших богослужебных книгах цикл стихир Великого Четверга, составленных по подобию стихир «Егда от древа» Великой Пятницы.
Romanos le Mélode. Hymnes. T. IV: Nouveau Testament (XXXII– XLV) / Intr., texte crit., trad. et notes par J. Grosdidier de Matons. Paris, 1967. (= Sources Chrétiennes; 128). P. 55–97.
Букв. «вступление». Именно на эти краткие строфы в последующие века перешло название «кондак».
Кондак Великого Четверга в печатных Триодях прп. Роману не принадлежит.
Iohannis Ephesini Historiae Ecclesiasticae, pars tertia / Ed. E. W. Brooks. Paris, 1936. (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium; 106. Scriptores Syri; 55). P. 78.
PG. 86β. Col. 2400C–2401A.
Подробнее см.: Taft, Parenti. Il Grande Ingresso… P. 175–179.
Le Typicon de la Grande église: Ms. Saint-Croix № 40, Xe siècle / Intr., texte crit., trad. et notes par J. Mateos. T. II: Le cycle des fêtes mobiles. Roma, 1963 (= Orientalia Christiana Periodica; 166). P. 72–79.
Полный текст чина умовения ног, как он совершался в Константинополе в ту эпоху, сохранился в рукописях Евхология; именно он лежит в основе текста этого же чина в современных богослужебных книгах.
В Типиконах указания о чтении Евангелия на утренях первых четырех дней Страстной седмицы, включая Великий Четверг, появляются лишь с XVI в., и то нерегулярно, однако в рукописях самого Евангелия эти чтения начали отмечаться значительно ранее (см.: Жуковская Л.П. Текстология и язык древнейших славянских памятников. М., 1976. С. 259–263).
Согласно некоторым Типиконам, с чтением Евангелия; согласно различным редакциям Иерусалимского устава, включая принятые ныне – с исполнением тех же тропаря и паремии, что в Типиконе Великой церкви назначались на тритекти.
Παύλος (Μενεβισόγλος), ἀρχιμ. Τὸ ἅγιον Μύρον ἐν τῇ Ὀρθοδόξῳ ἀνατολικῇ Ἐκκλησίᾳ… (Β´ ἔκδοσις). Θεσσαλονίκη, 1983 (= ΑΝΑΛΕΚΤΑ ΒΛΑΤΑΔΩΝ; 14); Παύλος (Μενεβισόγλος), μητρ. Μελετήματα περὶ ἁγίου Μύρου. Ἀθῆναι. 1999.
Евхологий, сиесть Молитвослов, или Требник. М., 1658. С. 515–519. Освящение храма: сборник. М., 2006. С. 121–125. По древней традиции, этот же чин должен использоваться при необходимости замены срачицы – нижнего облачения освященного престола (Евхологий, сиесть Молитвослов… С. 519–520; Освящение храма… С. 397–398).
См.: Дмитриевский А.А. Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Казань, 1884. С. 210–211.
Впрочем, в наше время вторым таким днем во многих греческих монастырях стало, по аналогии, навечерие Рождества Христова. Гораздо реже у греков встречается практика устраивать общее соборование еще и в четверг или пятницу первой седмицы Великого поста.
См.: Красносельцев Н.Ф. К истории правосл. богослужения: По поводу церковных служб и обрядов, ныне не употребляющихся: Материалы и исследования по рукописям Соловецкой библиотеки. Казань, 1889. С.80–103
Можно здесь отметить, что у русских дореволюционных богословов не было единого мнения по вопросу о богословской интерпретации общего елеосвящения. Так, прот. М. Архангельский, автор одного из наиболее полных богословских сочинений о елеосвящении, отказывает общему елеосвящению в праве называться таинством – в отличие от елеосвящения над болящими (см.: Архангельский М., прот. О тайне св. Елея. М., 2001 (переизд.). С.111–116), тогда как иером. (впосл. – архиеп.; принял мученический венец в 1938 г.) Венедикт (Алентов), автор лучшего – вплоть до настоящего времени – исследования по истории чина елеосвящения, уходит от ответа на этот вопрос (Венедикт (Алентов), иером. Чин таинства елеосвящения: Историко-литургический очерк. Сергиев Посад, 1917. С. 278–282).
Не в Риме, а в таких городах, как Аквилея, Медиолан и Иппон.
Подробнее см. в книге: Beatrice P. F. La lavanda dei piedi: contributo alla storia delle antiche liturgie cristiane. Roma, 1983. (Bibliotheca «Ephemerides liturgicae». Subsidia; 28).
Источник: Церковь и время. М., 2016. № 3 (76). С. 169–192.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»