основы обучения незрячих детей
Особенности обучения слепого ребенка
Особенности обучения слепого ребенка.
Каким образом можно организовать процесс обучения слабовидящих детей и детей с глубоким нарушением зрения, чтобы он приводил к формированию полных представлений об окружающем его мире?
Восприятие слепого ребенка базируется на тактильно-осязательном и слуховом способах познания, а обучение строится на основе использования рельефно-точечной системы Брайля.
Но слепые дети младшего возраста еще не владеют приемами перцептивных действий, они испытывают трудности в нахождении основных частей даже знакомых им предметов, игрушек, это затрудняет построение целостного образа предмета. Использование метода наглядности в обучении слепых детей, способствует формированию представлений об окружающих предметах.
Наряду с несовершенством осязательных приемов обследования предметов у слепого человека имеются трудности и в пространственной ориентировке.
У ребенка в условиях дефицита сенсорной информации снижается двигательная активность и часто взрослые и сам ребенок,направляют усилия на развитие его речи: читают детские книги, разучивают стихи, тем самым компенсируется развитие через использование речи. В результате развитие ребенка становится дисгармоничным, а знания об окружающем носят формальный характер. Поэтому в первую очередь нужно уделять большое внимание развитию предметной деятельности. Это длительный и трудоемкий процесс. Обучающие задания должны вводиться последовательно и включать преемственность.
Низкий уровень развития пространственной ориентировки снижает эффективность обучения детей со зрительной патологией. Чем раньше начинается развитие ориентировки в пространстве у ребенка с нарушением зрения, тем эффективнее проходит общая реабилитация и подготовка к жизни такого ребенка.
Развитие навыков пространственной ориентировки осуществляется как на уроках русского языка, математики, физкультуры, технологии, так и на специальных занятиях ориентировки в пространстве.
Уроки физической культуры способствуют формированию навыков ориентировки в различных направлениях среди окружающих предметов.
На уроках трудового обучения дети учатся определять форму, величину предметов, их местоположение.
При изучении материала по математике осуществляется сравнение предметов по величине и форме, взаимному расположению, с плоскими и объёмными формами.
У слепых обучающихся начальной школы на всех уроках формируются элементарные пространственные навыки работы с книгой, брайлевским прибором, ориентировки на листе бумаги, на столе.
Слепые дети младшего возраста проявляют большое желание научиться самостоятельно передвигаться и все зависит от тех условий, в которых будет развиваться ребенок. Обучение предполагает использование дифференцированного подхода к обучающимся, учитывать возраст, физическое и психическое развитие.
Важно сформировать у ребенканавыки самостоятельной ориентировки в большом пространстве: территория вокруг школы, игровая площадка у дома. Человеку с нарушением зрения нужно знать, куда он идет, где он находится в каждый момент движения, то есть нужно уметь контролировать свой путь. Таким техническим средством является «Белая трость». При обследовании конкретного маршрута, необходимо научить ребенка технике ходьбы с тростью и одновременно использовать осязательные, слуховые и обонятельные ориентиры.
Особенности обучения и воспитание детей раннего возраста Задачи исследования: Изучить теоретические основы и аспекты: а) методика по изобразительной деятельности; б) методическая литература для.
Особенности обучения Лего-игре детей с ОВЗ При проведении обучения конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО умственно отсталых дошкольников необходимо учитывать следующее:.
Аутизм. Психические особенности аутичного ребенка Аутизм. Психические особенности аутичного ребенка. Термин Аутизм 1912г. в психиатрию ввел Блейлер для обозначения одного из самых типичных.
Мультимедийная консультация для родителей «Игрушка и ее роль в воспитании слепого дошкольника» Мультимедийная консультация для родителей «Игрушка и ее роль в воспитании слепого дошкольника» Консультация создана с помощью программы.
Особенности адаптации усыновленного ребенка в семье «У Вас будет ребенок». Особенности адаптации усыновленного ребенка в семье. Социальный педагог ОКУЗ СДР Котова И. С. В статье отражена.
Особенности обучения дошкольников решению арифметических задач Актуальность темы. Изучение математики в дошкольном учреждении должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Поэтому.
Особенности обучения дошкольников с нарушением интеллекта Особенности обучения дошкольников с ОВЗ (нарушение интеллекта) Специфика обучения детей дошкольного возраста с нарушениями в интеллектуальной.
Особенности ребенка с задержкой психического развития 1. Темп психического развития Темп психического развития степень быстроты личностных изменений человека. Психика постоянно изменяется.
Памятка «Способы обучения ребенка словам приветствия» Существует несколько способов, которые могут помочь в решении этой проблемы. Личный пример: Каждый день родители, взрослые в семье,люди.
Особенности обучения детей среднего дошкольного возраста рассказыванию по игрушке Потребность детей рассказывать очень велика, ее удовлетворение дает интенсивное ощущение радости жизни, вызывает желание включиться в диалог,.
Консультация для педагогов «Особенности обучения и воспитания детей с нарушениями зрения»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад № 11
Консультация
Тема: «Особенности обучения и воспитания детей с нарушениями зрения».
Подготовила: воспитатель Кузнецова А. А.
Роль зрения в познании человеком окружающего мира исключительно велика. Очевидно, что сокращение, а тем более, полная потеря зрения ведет за собой серьезные потери в области чувственного отражения. Невозможность или существенные ограничения в получении зрительного опыта влекут за собой ограничения в психическом развитии (депривационное поражение).
Особенности обучения и воспитания детей с нарушениями зрения
Разумеется, что слепота создает огромные трудности для ребенка при вхождении его в социальное общество. Сверхкомпенсация рождается как реакция психики на чувство неполноценности, неуверенности и слабости, которые появляются у слепого ребенка. Сверхкомпенсация же направлена на формирование социально полноценной личности, на завоевание позиции в общественной жизни, она направлена на преодоление конфликта.
Коррекционно-педагогическая работа
У ребенка с нарушенным зрением компенсаторные перестройки выражаются не только на биологическом, но также и на социальном уровне, который требует целенаправленного и сознательного обучения. Развитие детей с нарушением зрения определено единым взаимодействием биологических и социальных факторов и зависит от формы заболевания органа зрения, от того, насколько сохранились слуховой, двигательный и кожный анализаторы, от уровня психического развития, от того, когда было утрачено зрение, а также от содержания, методов и форм обучения и воспитания.
Отправные идеи, касающиеся коррекции и компенсации нарушенных функций, изучения ведущей роли обучения и воспитания в развитии слабовидящих детей были разработаны Л. С. Выготским, М. И. Земцовой, Ю. А. Кулагиным, А. Г. Литваком, Л. И. Солнцевой, Л. И. Плаксиной и др. Также важно отметить особую роль социальных факторов в развитии детей, которые связанны с воспитанием и обучением. Ребенок с рождения и постоянно находится во взаимодействии и под влиянием окружающей его социальной среды, которая является очень важным условием и источником его развития.
Формирование сложных психических процессов у слепых и слабовидящих детей зависит от воспитания и обучения, имеющих коррекционную направленность. Коррекционная направленность обучения и воспитания предусматривает развитие процессов компенсации, сглаживание недостатков когнитивной деятельности и др.
Содержание и методы коррекционной работы строятся исходя из возраста детей, структуры и состава нарушенных функций, особенностями восприятия учебного материала и ориентировки в пространстве. Процессы компенсации в детском возрасте имеют свои особенности, связанные с возрастными изменениями. Из-за этого при оценке возможностей компенсации в детском возрасте рассматриваются не только уже сформированные механизмы компенсации, но и те, которые только находятся в стадии развития и становления, то, что Л. С. Выготский обозначал «зоной ближайшего развития «. Учитывание зоны ближайшего развития имеет большую важность для управления процессами компенсации и коррекции.
Основные принципы коррекционной работы
Интегрированное обучение слепых и слабовидящих детей
Толковый словарь Ушакова определяет термин «интеграция» как «объединение в целое каких-нибудь частей или элементов в процессе развития». В специальной педагогике данный термин обозначает процесс, состояние и результат, при которых люди с различными нарушениями в развитии или имеющие ограниченные возможности здоровья, физического развития, интеллекта, и т. д., не изолируются от общества, а участвуют во всех видах и сферах социальной жизни совместно и вровень с остальными. [19]
М. И. Никитина, в своей работе «проблема интеграции детей с особенностями развития»,дает такое определение: «Под процессом интеграции лиц с особенностями развития в коррекционной педагогике понимается процесс включения этих лиц во все сферы жизни общества как равноправных его членов, освоение ими достижений науки, культуры, экономики, образования».
Тема интегрированного обучения слепых и слабовидящих детей очень важна и актуальна. Как уже указывалось выше, только в процессе постоянного общения, взаимодействия, в том числе обязательно и со здоровыми детьми, ребенок, имеющий различные нарушения зрения, способен будет потом успешно «влиться» в общество зрячих. Но не редка ситуация, когда слабовидящие и слепые дети длительное время проживают в условиях изолированного, замкнутого пространства (каковым является интернат или специальная школа, потом они имеют большие трудности, а иногда и вовсе лишены возможности полноценно и самостоятельно включиться в социальную жизнь и адаптироваться в ней. По мнению автора данной работы, именно интегрированное обучение способно помочь слепому или слабовидящему ребенку наиболее полно в дальнейшем адаптироваться в мире зрячих людей. Несомненно, что совместное обучение здоровых детей и детей-инвалидов по зрению несет в себе большие сложности, как для первых, так и для вторых.
Процесс социальной компенсации, в который вовлечен ребенок с нарушенным зрением, [13] Л. С.Выготский описывает так: 1) «неприспособленность ребенка к социокультурной среде создает мощные препятствия на пути роста его психики (принцип социальной обусловленности развития); 2) эти препятствия служат стимулом для компенсаторного развития; становятся его целевой точкой и направляют весь процесс (принцип перспективы будущего); 3) наличие препятствий повышает и заставляет совершенствоваться функции и приводит к преодолению этих препятствий, а значит, к приспособленности (принцип компенсации)». Очевидно, что педагоги, работающие со слабовидящими и слепыми детьми, должны будут получить дополнительную подготовку, чтобы быть способными оказать квалифицированную помощь таким ученикам.
Для детей с различными нарушениями зрения (абсолютно слепых, слабовидящих, частично зрячих) в общеобразовательной школе нужно создать благоприятные условия, а именно адаптивную образовательную среду.Также важнейшим условием благополучной интеграции являются: успешная социальная адаптация ребенка, активное включение его в учебную деятельность, рецепторное обучение,которое основывается на использовании всех анализаторов: слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, и зрительного (если сохранилось остаточное зрение).
В заключение можно сказать, что хотя интегрированное обучение детей с нарушениями зрения и связано с трудностями, польза от него для ребенка-инвалида по зрению может быть огромной. Интегрированное обучение в общеобразовательной школе может даже подготовить слепого или слабовидящего к дальнейшему обучению в ВУЗе и значительно облегчить его адаптацию там.
По мнению автора данной работы, интегрированное обучение, несмотря на все свои недостатки и сложности, является наилучшим вариантом обучения для детей с патологией зрения, потому как включает таких детей во все сферы жизни общества как равноправных его членов. Слепой или слабовидящий ребенок, который постоянно взаимодействует со зрячими детьми, включен в их деятельность, в будущем способен успешно интегрироваться в общество зрячих.
Тактильная книга «Времена года» для детей с нарушениями зрения Цель дидактического пособия: Помочь ребенку с нарушениями зрения (слабовидение, амблиопия, расходящееся косоглазие) в обследовании и восприятии.
Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения» Д. Б. Эльконин в своих дневниках не раз высказывал мысль о том, что личностные смыслы формируются в процессе взаимодействия ребёнка и.
Консультация «Гендерный подход для решения задач обучения, развития и воспитания детей в ДОУ» В публикации представлены педагогические идеи по организации образовательного процесса в ДОУ, в основе которых лежат гендерные различия.
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с нарушениями зрения на тему «Осень» (старшая группа) Цель: Расширить представления детей о временах года (осени). Задачи: Обучающие: Вспомнить признаки осени. Развивать внимание и память детей.
Конспект занятия для детей с нарушениями зрения 5–6 лет «Маша идет в гости к мишке» «Маша идет в гости к мишке» Тип занятия: Формирование сенсорных эталонов (величина) Тема «Маша идет в гости к мишке» Цель: формирование.
Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть пятая) Уважаемые родители, уважаемые.
Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть четвертая) Уважаемые родители, уважаемые.
Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.
НОД по развитию ручной моторики у детей с нарушениями зрения в среднем дошкольном возрасте по теме «Деревья» Непосредственно образовательная деятельность по развитию ручной моторики у детей с нарушениями зрения в среднем дошкольном возрасте Тема:.
Особенности обучения слабовидящих детей
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Зрение занимает в жизни ребенка особое место. Оно обеспечивает ему восприятие более 80 % информации о внешнем мире и выполнение большинства видов человеческой деятельности. Поэтому даже незначительные его нарушения могут привести к заметному ограничению информационного обмена между ребенком и окружающей средой. На практике это приводит к определенному ограничению возможностей жизнедеятельности, а именно:
• находить и узнавать объекты, оценивать их сенсорные признаки;
• соотносить услышанные слова с конкретными образами объектов;
• устанавливать между объектами и явлениями связи и отношения;
• оценивать расстояния и величины;
• определять местоположение объектов и направление их движения в пространстве;
• овладевать приемами и операциями отдельных видов деятельности (предметной, игровой, учебной, трудовой, бытовой);
• выражать эмоциональные состояния;
• подражать социальному поведению;
• овладевать средствами коммуникации;
• исполнять социальные роли.
Дефицит, дозированность информации, обусловленные данными ограничениями, могут вызвать у ребенка с нарушениями зрения хроническое психическое напряжение, усиление тревожности, эмоциональный дискомфорт, привести к росту неуверенности, пассивности, отказу от деятельности и другим, более серьезным проблемам на уровне социального взаимодействия.
Очевидно, что дети с нарушениями зрения не могут самостоятельно справиться с перечисленными трудностями. Их профилактика и преодоление сопряжены с проведением специальных коррекционно-педагогических мероприятий, продуманная система которых необходима во всех случаях, особенно, когда речь идет об образовательной интеграции.
Информацию, предназначенную для детей с нарушениями зрения, желательно структурировать. Им легче воспринимать лаконичные фразы с четко выраженным смыслом, разбитые на абзацы. Кроме того, они отдают предпочтение информации, оформленной в виде рисунков, схем и таблиц. Это позволяет быстрее осмыслить необходимые связи и отношения.
Правило «постоянства» требует обязательного возвращения предмета на «свое место». Правило «корректного употребления местоимений» обращает внимание окружающих на нежелательность их использования во взаимодействии со слабовидящими. Слова типа «это», «тот», «каждый», «который» без конкретного указания на объект обычно не несут им никакой информации.
Правило «эмоционального акцентирования» указывает на необходимость не только обращать внимание детей на наличие каких-либо объектов, но и демонстрировать свое эмоциональное отношение к ним.
При общении со слабовидящими взаимодействие организуется на близком расстоянии (не более 3-4 метров), иначе они не смогут четко видеть ваше лицо и соответственно ваши эмоциональные реакции.
Во время проведения уроков следует чаще переключать учащихся с одного вида деятельности на другой. Например, после работы, связанной с интенсивной деятельностью зрительного анализатора, надо перейти к работе, во время которой основная нагрузка падает на слуховой анализатор. Смена видов деятельности способствует повышению работоспособности. Это объясняется тем, что с изменением характера раздражителей в работу вовлекаются неутомленные участки коры головного мозга. Поэтому чтение, письмо, рисование и т.п. надо чередовать с опросом, объяснением и др.
Необходимо заранее знать, как изменяется работоспособность учащихся на протяжении урока. (СЛАЙД)
В первые 8-10 мин урока отмечается низкая работоспособность. Это связано с трудностью включения в работу. За тем работоспособность повышается. Наибольшая работоспособность наблюдается в промежутке между десятой и двадцать пятой минутами урока. В последние десять минут работоспособность снижается. Исходя из этого, наиболее трудный для усвоения материал надо предлагать учащимся в эти моменты.
Во время проведения урока педагоги должны учитывать допустимую продолжительность непрерывной зрительной нагрузки для слабовидящих школьников и длительность активного внимания учащихся разных возрастных групп.
Исследования ученых показали, что непрерывная зрительная нагрузка (например, чтение) в старших классах-15 мин. Однако для некоторых слабовидящих может быть утомительной и такая нагрузка. Поэтому к дозированию зрительной работы надо подходить строго индивидуально
Во время демонстрации учебных фильмов учащимся разрешается подходить к экрану на удобное для них расстояние. Длительность одномоментного показа не должна превышать 15 мин.
К категории слабовидящих относятся лица с остротой зрения от 0,05 до 0,2 единиц, то есть от 3 до 40 м.
В целом слабовидящие отличаются следующими особенностями, обусловливающими особенности их учебной деятельности в учреждениях профессионального образования (СЛАЙД)
1. Ограниченность внешних впечатлений оказывает отрицательное влияние на формирование качеств внимания. Поэтому для обеспечения эффективного обучения необходимо обеспечить поступление информации по сохранным каналам восприятия. Концентрация внимания на анализе информации, полученной только по одному каналу восприятия (например, только слухового или только осязательного), не может создавать у слабовидящих полного образа предмета или образа производственной операции. Это, в свою очередь, приводит к снижению точности выполнения учебной или трудовой деятельности.
Поскольку произвольность процессов внимания напрямую связана с развитием волевых и интеллектуальных свойств личности, то преподавателям следует особое внимание уделять развитию самостоятельности и активности слабовидящих обучающихся в процессе профессионального обучения, особенно в той части учебной программы, которая касается отработки практических навыков профессиональной деятельности.
Например: если я попрошу представить вас лису, то скорее всего вы закрыв глаза увидите это животное на фоне леса или поля, в движении и ярких красках. Слабовидящий ребенок, не обладающий таким ярким воображением, скорее всего, представит животное на белом листе бумаги или как рисунок в учебнике.
Эту особенность следует учитывать при обучении, особенно если необходимым компонентом профессиональной деятельности является умение чертить и понимать чертежи.
3. В качестве механизма, компенсирующего недостатки зрительного восприятия, у слабовидящих лиц выступают слуховое и осязательное восприятия. Осязательный образ формируется как развернутый процесс, поэтому скорость приема информации здесь невелика. При этом мышечно-двигательная чувствительность является важным компонентом не только процесса собственно осязания, но и процесса ориентировки в пространстве.
4. Значение слуха в деятельности слабовидящих гораздо больше, чем у лиц с нормальным зрением. Как правило, необходимость пространственной ориентации и осуществления различной деятельности, которая требует дифференцировать или локализовать источники звуков (например, определять направление звука), способствует развитию слуховой чувствительности..(СЛАЙД)
5. В запоминании и сохранении информации у слабовидящего большую роль играет значимость самой информации. Поскольку значительное количество объектов и понятий не имеет для слабовидящих того значения, как для лиц с нормальным зрением, то их запоминание и сохранение теряет смысл. Следовательно, большую роль в успешности усвоения информации в процессе профессионального обучения будет играть возможность практического применения тех или иных знаний и навыков.
Для успешного усвоения материала слабовидящими важно уточнение образов, показ значимости информации для последующей трудовой деятельности. Кроме того, для усвоения информации слабовидящим требуется большее количество повторений и тренировок по сравнению с лицами с нормальным зрением.
Учителю необходимо следить за тем, чтобы ребенок хорошо воспринимал учебный материал на доске, в таблицах, на карте и т.п. Следовательно, изобразительные наглядные пособия должны быть четкими, яркими, достаточно крупными. Если задание для самостоятельной работы написано на доске, то педагог должен убедиться в том, что ребенок хорошо видит и понимает, что там написано.
Важно учитывать, что у детей с аномальной рефракцией (близорукость, дальнозоркость) повышается утомляемость зрения. Поэтому им необходимо по возможности давать на уроке разные виды работы, т.е. чередовать зрительную работу с другими видами работ. После интенсивной зрительной работы за столом в течение 10—15 минут (чтения, письма, черчения и т.д.) ребенку необходимо сделать упражнения для снятия зрительного утомления.
Включение ребенка с нарушением зрения в работу является весьма сложной задачей для учителя, для самого ребенка и для учеников. Существует целый ряд особенностей обучения ребенка со зрительной аномалией, о которых педагог должен помнить постоянно. Так слабовидящий ребенок читает и пишет медленнее, чем зрячие ученики и не сможет успевать за всем классом. Кроме того, педагог должен помнить о том, что время зрительной работы у слабовидящего ребенка ограничено (не более 15-20 минут).
Особого внимания заслуживает организация фронтальной работы в классе. Для детей с нарушением зрения необходимо подготовить индивидуальные карточки, тексты, наглядные пособия, чтобы они могли принять участие во фронтальной работе класса.
В ходе учебно-воспитательного процесса большую роль играет речь учителя. Она должна быть четкой, ясной! выразительной. Педагог должен проговаривать все, что он делает: пишет, рисует, демонстрирует опыт и т.п.
В ходе учебной работы педагог должен внимательно наблюдать за тем, как ученик с нарушением зрения справляется с заданиями и приспосабливается к совместной работе с нормально видящими учениками. Эти наблюдения необходимы для того, чтобы регулировать рабочую нагрузку ученика, увеличивать или уменьшать время решения учебных задач.
Выполнение практических работ должно составлять примерно 80-90% учебного времени. Технические сведения сообщаются детям на специальных занятиях и в процессе выполнения ими практических работ. Выбор видов работ для практических занятий осуществляется строго индивидуально. Особое внимание обращается на соблюдение условий безопасной работы, охрану и гигиену осязания и остаточного зрения.
Все объявления, рисунки и т.п., которые вывешивают в классе, должны быть краткими, ясными и четкими. При этом следует использовать печатный шрифт. Между строками надо оставлять широкие промежутки. Весь этот материал надо располагать на уровне глаз учащихся.
Наиболее распространенными являются заболевания: миопия (близорукость), гиперметропия (дальнозоркость), амблиопия (как следствие запущенной гипеметропии), астигматизм и нистагм.
Близорукость — это распространенное заболевание глаз, причем из года в год оно молодеет. Этим заболеванием страдают как взрослые, так и дети. Не все представляют, что значит для человека — видеть плохо. Не все представляют, как видят окружающие предметы близорукие. Близорукий человек без очков видит хуже, но что видит он, и какими ему представляются рассматриваемые предметы, сложно представить людям с нормальным зрением. Однако людей, страдающих близорукостью, в мире довольно много. Интересен вопрос, как же им представляется окружающий мир?
Особенностью зрения близоруких людей является то, что человек, страдающий этим заболеванием, отчетливо не видит резких контуров: все предметы ему видятся расплывчато. Человек со 100% зрением, бросив взгляд на дерево, сможет разглядеть вплоть до отдельных листочков и веточек.
Для него четко вырисовывается контурное изображение предмета на фоне неба. Близорукому видится дерево как бесформенная масса зеленого цвета, имеющая неясные, фантастические контуры: мелкие детали при близорукости не видны.
Низкая острота зрения вблизи. Снижение зрения вблизи и вдаль одновременно.
Нечеткость контуров предметов
Ухудшение зрения вдаль.
Размытость контуров предметов.
При близорукости сохраняется хорошее зрение вблизи.
Головная боль и резь в глазах.
Чувствительность к свету.
Ухудшение зрения в сумерках, и быстрая утомляемость глаз.
Прищуривание глаз, наклоны головы
Что происходит при амблиопии
Если один глаз не может полноценно участвовать в зрительном процессе, то всю рабочую нагрузку принимает на себя второй глаз. Для нормальной работы зрительного анализатора мозг должен получать от обоих глаз одинаковые « картинки », из которых и строится восприятие целого изображения. А при амблиопии эти «картинки» не совпадают. Чтобы избежать визуальной раздвоенности, мозг начинает игнорировать изображение, полученное от амблиопичного глаза, и постепенно «выключает» этот глаз из зрительного процесса. В результате зрение становится монокулярным, что приводит к ряду проблем. Прежде всего, затрудняется ориентация в пространстве: человек не может адекватно оценить расстояние и глубину, а также объем находящихся перед глазами предметов. Здоровый глаз перенапрягается, и зрение начинает прогрессивно ухудшаться.
Астигматизм представляет собой нарушение зрения в виде размытия изображения. Существуют различные степени данного заболевания, но все они требуют соблюдения режима нагрузок и выполнение специальных упражнений. Если зарядку для глаз, гимнастику и массаж проводить регулярно, то возможно достичь положительного эффекта.
ТИФЛОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
По презентации
(с памятки)
Требования при работе с дисплеем детей с патологией зрения.
Расстояние от глаз до экрана не менее 50 см.
Глаза ребенка должны быть на уровне центра или 2/3 высоты экрана.
Использование очковой коррекции по назначению офтальмолога.
Размер шрифта не менее 14-го.
Экран и лист с печатным текстом должны находиться в одной плоскости.
Длительность работы на компьютере в течение дня:
11 класс — 20 минут на первом уроке и 15 минут на втором уроке.
Гимнастика для глаз для снятия зрительного утомления.
В процессе работы моргать каждые 3–5 секунд, глубоко дышать, часто позевывать и потягиваться.
Сидеть свободно, прямо, не втягивая живот и диафрагму, не сутулиться, руки должны опираться на поверхность стола перед клавиатурой.
Три подгруппы здоровья по характеру глазной патологии
* Подгруппа А — не требуется ограничение физической нагрузки, разрешается заниматься в спортивных секциях и участвовать в спортивных соревнованиях. Заболевания: гиперметропия всех степеней, миопия слабой степени, миопия средней степени без дистрофических изменений на глазном дне, альбинизм, стабильная атрофия зрительного нерва, не прогрессирующая тапето-ретинальная дистрофия сетчатки, помутнение роговицы, врожденная катаракта, атрофия и субатрофия глазного яблока, анофтальм.
* Подгруппа Б — требуется ограничение физической нагрузки, нет допуска к занятиям в спортивных секциях и к соревнованиям.
Заболевания: миопия средней степени с дистрофическими изменениями на глазном дне, миопия высокой степени, афакия, осложненная катаракта, увеит, хориоретинит, свежая травма глаза, дегенерация сетчатки, макулодистрофия без склонности к геморрагиям, опухоли головного мозга и глаза, компенсированная глаукома, диабетическая и гипертоноческая ангиопатии сетчатки.
ОГРАНИЧЕНИЯ: резкие наклоны головы и туловища, прыжки, упражнения с отягощением, акробатические упражнения (кувырки, стойки на голове, плечах и руках, висы вниз головой, соскоки со снарядов, упражнения с сотрясением тела и наклонным положением головы, резким перемещением положения тела и возможными травмами головы, упражнения высокой интенсивности, длительные мышечные напряжения и статические упражнения. Нагрузки с большой интенсивностью в беге, передвижение на коньках.
* Подгруппа В — противопоказания к физическим нагрузкам, только занятия по программе ЛФК. Чрезмерная физическая нагрузка может привести к кровоизлияниям (не менее 2-х лет после операции), кератопротезирование, артифакия, истонченное бельмо роговицы, острый кератоконус, подвывих хрусталиков (синдром Марфана), отслойка стекловидного тела при миопии высокой степени, последствия рецидивирующих кровоизлияний в стекловидное тело, рецидивирующие кровоизлияния в сетчатку, дистрофия сетчатки с наклонностью к геморрагиям, гипертоническая и диабетическая ретинопатии, ретиношизис, некомпенсированная глаукома, атрофия зрительного нерва сосудистого генеза.
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ: силовые упражнения, характеризующиеся натуживанием; выполнение упражнений при ЧСС свыше 180 ударов в минуту; прыжки в воду, тяжелая атлетика, бокс, борьба; хоккей, футбол, баскетбол, волейбол, велоспорт, горнолыжный спорт, мотоспорт.
Тифлопедагогические рекомендации по организации обучения слабовидящих.
Режим непрерывной зрительной нагрузки: письмо, чтение и любая работа, требующая непрерывного зрительного контроля, не более 15 минут подряд.
Расстояние от глаза до объекта зрительной работы на близком расстоянии зависит от индивидуальных возможностей ребенка. При нормальном зрении оно равно 30 см, для слабовидящих не менее 15 см.
Все записанное на доске должно быть озвучено. Необходимо комментировать свои жесты и надписи на доске и передавать словами то, что часто выражается мимикой и жестами. При чтении вслух необходимо сначала предупредить об этом. Не следует заменять чтение пересказом.
Рациональное рассаживание за партами в классе с учетом остроты зрения и особенностей глазной патологии.
Скорость выполнения заданий у слабовидящих на 60 % ниже по сравнению с аналогичными показателями зрячих, они быстрее утомляются и теряют работоспособность.
Дети с нарушениями зрения особенно нуждаются в четком структурировании различных видов деятельности. Последовательное выделение отдельных операций и действий позволяет им лучше осознать способы их выполнения, усвоить последовательность. В этой связи в работе с ними широко используются разнообразные алгоритмические предписания.
допустимая зрительная нагрузка для слабовидящих в процессе выполнения трудовых операций:
При близорукости высокой степени, осложненной и врожденной – со зрительным контролем в течение 10-15 минут, при мелкой работе – без применения зрения.
При атрофии зрительного нерва – со зрительным контролем, индивидуальная 10-15-20 минут.
Следует помнить, что учащимся с осложненной и врожденной миопией противопоказана мелкая работа, требующая значительного напряжения или связанная с длительным пребыванием в согнутом положении и наклоном головы вниз.
У детей с дальнозоркостью, осложненной амблиопией напряженная зрительная работа вблизи часто вызывает зрительное утомление, что следует учитывать и исключать продолжительную непрерывную работу.