основными коллективными формами обучения родителей являются
Основными коллективными формами обучения родителей являются
61. Одна из основных форм работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов, — это:
• родительское собрание
62. Одним из первых психологов, предложивших помогать родителям устанавливать демократические отношения в семье, был:
• А. Адлер
63. Оптимальная продолжительность семинара составляет:
• около двух часов
64. Основные принципы проектирования работы с родителями — это:
• научность, целенаправленность, плановость, прогностичность, связь с педагогической практикой и проблемами семьи
65. Основные принципы социального партнерства — это:
• демократичность, законность, добровольность принятия обязательств и обязательность их исполнение, равноправие сторон
66. Основными индивидуальными формами работы с родителями являются:
• инструктирование, собеседование, рекомендации по изучению литературы или практическому решению учебно-воспитательных задач
67. Основными коллективными формами обучения родителей являются:
• собрания, семинары, дискуссии, решение практических задач, тематические консультации, тренинги, деловые игры и др
68. Основными компонентами системы взаимодействия семьи и школы выступают:
• ценностно-смысловое ядро, субъекты, деятельность, среда и управление
69. Особые качества преподавателя, определяемые именно спецификой труда в образовательном учреждении, — это:
• специально-педагогические способности
70. Осуществление педагогом контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя, — это:
• рефлексивные умения
71. Отношения между субъектами, процесс разработки, принятия и реализации согласованной политики, исходя из норм законодательства, целей и задач, решаемых социальными партерами, — это __________________ партнерства.
• предмет социального
73. Педагогический проект начинается с:
• определения ценностей педагогического действия
74. Педагогическое консультирование носит характер
• индивидуальный
75. Первичная психопрофилактика направлена на:
• детей, имеющих незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства
Доклад «Коллективные и наглядно-информационные формы работы с семьей»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
на тему: «Коллективные и наглядно-информационные формы работы с семьей»
Ионова Марина Алексеевна,
Формы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе
По силе, глубине своего специфического воздействия на ребенка семья — важнейший фактор, необходимое условие правильного развития и формирования малыша как человека. Но для воспитания полноценной личности необходимо и детское сообщество в дошкольном учреждении, где он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению.
Необходимость работы по воспитанию родителей основывается на:
· потребности родителей в поддержке;
· праве ребенка на педагогически образованных родителей;
· стремлении общества защитить себя и предотвратить появление социальных проблем (преступность, алкоголизм, психические отклонения и т.п.).
Следовательно, воспитание родителей необходимо, с одной стороны, для оптимизации процесса воспитания ребенка, с другой — для здоровья самого общества. В конечном итоге речь идет о праве детей на таких родителей, которые способны обеспечить ему возможность всестороннего развития и благополучия. Сущность связей этого вида можно выразить формулой: «Детский сад — семье».
Второй вид характеризует включение взрослых в воспитательно-образовательный процесс детского сада, что не является новым. Впервые эта идея была предложена в начале XX века Маргарет Макмилан — основоположницей английского дошкольного воспитания. Сущность этих связей — «Семья — детскому саду». Оба вида связей называются компенсаторными.
Третий вид связей — координационные. Они возникают тогда, когда родители и педагоги становятся партнерами и совместно реализуют свои специфические возможности в воспитании детей.
Готовясь к сотрудничеству с семьей, требуется четко продумывать формы и методы работы и обеспечивать их соответствие поставленным задачам, особенностям предполагаемых партнеров по взаимодействию. Это необходимо для того, чтобы вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, пробудить их интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, активизировать участие в различных мероприятиях.
Все формы работы подразделяются на индивидуальные, коллективные и наглядно-информационные.
Коллективные формы работы с родителями
Групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Практика показывает, что если педагоги творчески готовятся к собранию, активно привлекают к участию в нем родителей, приводят примеры организации жизни и деятельности детей в семьях, то оно проходит живо, интересно, результативно. При подготовке к собранию можно пользоваться следующим планом:
1. Анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания, их результаты используются в ходе его проведения.
2. Изготовление приглашений каждой семье (в виде аппликации). Важно, чтобы в изготовлении приглашений принимали участие дети.
3. Изготовление памяток с советами на тему собрания. Их содержание должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.
4. Подготовка конкурсов, выставок.
5. Запись на магнитофон ответов детей по теме собрания.
6. Приглашение на собрание сказочного героя.
7. Подготовка плакатов по теме собрания.
8. Проведение заседания родительского комитета.
Повышает активность мам и пап на собраниях участие детей. Это может быть проведение какого-либо развлечения, драматизация сказки, показ худо жественной самодеятельности. Во время беседы воспитателя с родителями на собрании необходимо соблюдать некоторые требования:
· Не следует упрекать и поучать родителей.
· Чаще нужно использовать в качестве примеров момент из жизни группы.
· Рассказывая о нежелательных поступках детей, не следует называть их фамилии.
· Беседу лучше вести при мягком освещении.
· Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой.
· Разбираемые ситуации по возможности лучше инсценировать.
Если собрания проводятся в удобное для родителей время и организованы интересно, то его участники получают не только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом.
Эффективной нетрадиционной формой работы с родителями можно считать мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющих ее позицию в семейном воспитании. На такие встречи приглашаются и семьи, находящиеся в поиске по вопросу, который будет обсуждаться на мини-собраниях. За чашкой чая происходит спокойное, доверительное общение. Изучается и передается опыт семейного воспитания.
Одной из форм повышения педагогической культуры родителей является родительская конференция. Ценность ее в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. Темы могут обсуждаться самые разные: мо ральное воспитание ребенка, подготовка к школе, ответственность родителей за воспитание своих детей и т.д. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, учителя, психологи — все, кто работает в системе образования. Происходит обмен опытом семейного воспитания, организуются выставки рисунков, поделок родителей и детей, совместные концерты художественной самодеятельности.
Дни открытых дверей — это возможность для родителей присутствовать на любом занятии, прогулке, принимать участие в разных мероприятиях дошкольного учреждения.
Цель создания клубов отцов, бабушек, дедушек — увеличение круга взаимодействия семьи и детского сада. Их можно проводить в форме лектория для молодых родителей, чтобы дать молодым папам и мамам не только теоретические знания, но и научить их применять эти знания на практике. Темы таких лекто риев могут быть самые разнообразные, например: «Как успокоить ребенка, если он капризничает?», «Как и чем накормить ребенка, как приготовить вкусную и богатую витаминами пищу?», «Как привить малышу культурно-гигиенические навыки?». Здесь могут также проводиться конкурсы, выставки, лекции и т.д. Можно привлечь к участию и бабушек, которые иногда большую часть времени проводят со своими внуками и в то же время остаются за рамками совместной работы детского сада и семьи.
На совместных встречах в родительском клубе, за «круглым столом», во время дискуссии родители и педагоги имеют возможность лучше узнать друг друга, получить новую информацию. Общение в клубе позволяет каждому из участников не только высказать свое мнение, но и быть услышанным, сравнить свою позицию с позицией других родителей и педагогов.
Родительские тренинги (тренинговые игровые упражнения и задания) помогают выработать оценку разным способам воздействия на ребенка, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины. Например, невозможно испытывать чувства злости и гнева на ребенка и одновременно быть счастливым родителем; сея в душе ребенка негативные эмоции, нельзя получать взамен его улыбку и любовь.
Одной из форм работы с родителями на современном этапе является проведение различных конкурсов — вечеров вопросов и ответов. Такие формы работы позволяют родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, обменяться знаниями друг с другом, обсудить некоторые проблемы развития детей. Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как совместный досуг детей и родителей, где последние выступают полноправными участниками. При их подготовке роди тели задействованы практически во всех мероприятиях:
· обмене идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;
· помощи в разработке сценария;
· разучивании стихов, песен, танцев, работе над ролью;
· помощи в оформлении помещения;
· пошиве праздничных костюмов;
· подготовке отдельных номеров;
· изготовлении сюрпризов и подарков;
· подготовке праздничного стола.
Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству родителей, детей и воспитателей, устраняет отчужденность между ними, вселяет уверенность в успехе совместной работы, решает многие проблемы. Еще праздники позволяют взрослым поиграть, дают им возможность стать «равными» ребенку в игре.
Семьи с удовольствием участвуют в экскурсиях, походах выходного дня. Общение родителей между собой сплачивает и детей, помогает общению. Образуется общее поле интересов, действий детско-родительского сообщества в детском саду и дома. Наряду с этим устанавливается более тесная связь до школьных учреждений и семьи, что положительно влияет на воспитательную и оздоровительную работу с детьми. Участие родителей в соревнованиях способствует сближению членов семьи, формирует интерес к физической культуре, а через нее — к здоровому образу жизни.
По прежнему в этой группе лидируют следующие традиционные коллективные формы общения:
Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей. Как показал наш опыт проведения «заочной» консультации, родители задавали разнообразные вопросы, о которых не желали говорить вслух.
· наличие сведений об особенностях конкретной семьи;
· определение мер помощи родителям в воспитании ребенка;
· разработка программы в целях индивидуальной коррекции поведения родителей.
Групповые собрания родителей — это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).
Рекомендуется проводить 3-4 собрания в год продолжительностью до 1,5 ч. Темы необходимо формулировать проблемно, например: «Послушен ли ваш ребенок?», «Как играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать детей?» и др.
При подготовке к родительскому собранию следует придерживаться следующих правил:
· собрание должно быть целенаправленным;
· отвечать запросам и интересам родителей;
· иметь четко обозначенный практический характер;
· проводиться в форме диалога;
· на собрании не стоит придавать гласности неудачи детей, просчеты родителей в воспитании.
Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Традиционно она включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить, лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. По мнению лекторов, «чтение по бумажке вызывает сон с открытыми глазами». Не рекомендуется применять в работе с родителями казенных слов типа «доклад», «мероприятия», «повестка дня», «явка строго обязательна». Если педагог читает текст, не отрываясь, складывается впечатление, что он некомпетентен в излагаемых вопросах. В сообщении важно представить особенности жизни группы и каждого ребенка. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, психолог и др.), а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист, библиотекарь и др.).
Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3—5 дней. В объявлении можно поместить небольшие задания для родителей, например, понаблюдать за поведением детей, сформированными навыками, обратить внимание на детские вопросы и т.д. Задания обусловлены темой предстоящего собрания. Как показывает опыт, родители активнее реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их подготовке принимали участие дети.
При подготовке к собранию можно пользоваться следующим планом:
· Анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания, их результаты используются в ходе его проведения.
· Изготовление приглашений каждой семье (в виде аппликации, рисунка, открытки и т.д.). Важно, чтобы в изготовлении приглашений принимали участие дети.
· Изготовление памяток с советами на тему собрания. Их содержание должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.
· Подготовка конкурсов, выставок.
· Запись на магнитофон ответов детей по теме собрания.
· Приглашение на собрание сказочного героя (использование сюрпризного момента).
· Подготовка плакатов по теме собрания и т.д.
Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами. Где в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания
Открытые занятия с детьми в дошкольном учреждении для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в дошкольном учреждении. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.
Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы можно рассматривать и как нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и других. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей. К таким «старым формам на новый лад» можно отнести:
«Дни открытых дверей». В настоящее время они приобретают широкое распространение. Однако сегодня можно говорить о данной форме общения педагогов и родителей как нетрадиционной, в связи с изменением принципов взаимодействия педагогов и родителей. По мнению исследователей, дошкольное учреждение способно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при условии, что оно является открытой системой. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры), имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.
«Родительский университет». Для того чтобы работа «Родительского университета» была более продуктивной, дошкольному учреждению деятельность с родителями можно организовать на разных уровнях: общесадовском, внутригрупповом, индивидуально-семейном.
В нём могут работать разные кафедры по потребностям родителей:
«Кафедра грамотного материнства» (Быть мамой – моя новая профессия).
«Кафедра эффективного родительства» (Мама и папа – первые и главные учителя).
«Кафедра семейных традиций» (Бабушки и дедушки – хранители семейных традиций).
Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.
Подобные формы: Дни общения, День папы (бабушки, дедушки и т.д.)
Наглядно-информационные формы работы с родителями
Прежде всего, это уголки для родителей с различной информацией:
· Выставки детских работ по определенной тематике.
· Информационные листки, которые могут содержать следующий материал:
· объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;
· информацию о событиях в детском саду;
· обсуждение текущих событий в группе;
· рекомендации по проведению домашних занятий;
· благодарность добровольным помощникам.
· Памятки для родителей.
· Выставки книг, статей из газет или журналов по проблемам семейного воспитания.
· Папки-передвижки, которые формируются по тематическому принципу: «Чтобы ваши дети не болели», «Занятия с детьми дома», «Роль отца в воспитании детей» и др.
· Папки-ширмы, содержащие краткие советы и рекомендации родителям по конкретным вопросам. Материал должен быть небольшим по объему, текст заполнен зарисовками, иллюстрациями, фотографиями.
· Родительская газета, которая оформляется самими родителями. В такой газете они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам; описывают, как проводят выходные, чем любит заниматься их ребенок дома, какие у него любимые игрушки, какие семейные праздники они отмечают; делятся рецептами приготовления любимых блюд. Газета может быть посвящена какой-то конкретной теме воспитания, а может быть оформлена в виде фотографий, рисунков родителей и детей. Например: «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома», «Я помогаю маме» и т.д.
1. Башлакова-Ласминская Л.Н., Брыскина С.А. Сотрудничество детского сада и семьи в условиях открытой образовательной системы. Методические рекоменда ции. — Мн., 2001.
2. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Н.Ф.Виноградовой. — М.: Просвещение, 1989.
3. Громыко Н.М., Лапицкая И.В. Проектно-тематический подход к обучению дошкольников. — Мн., 2000.
4. Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 1. — С. 41—48; № 2. — С. 44-49.
5. Детский сад и семья /Под ред. Т.А.Марковой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Про свещение, 1986.
6. Детский сад и семья — рука об руку / Под ред. А.П. Халиповой, Н.Ф. Телепиевой. Из опыта работы. — Мозырь, 2004.
7. Дуброва В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи. — Мн., 1997.
8. Ерошенко В.Г. Первый шаг. Проектно-тематическое планирование в детском саду. — Мн.: «МЕТ», 2002.
9. Лобанок Т.С. и др. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. — Мозырь, 2004.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Технологии сотрудничества педагога с родителями. Тест с ответами
1. «Утверждение силы», эмоциональные наказания и «объясняющая, призывающая» техника — это:
• техники поддержания дисциплины
2. Достижение объективного понимания родителями проблем ребенка, его личности в целом, определение своей воспитательной стратегии в общении с ним и способов взаимодействия с другими участниками образовательного процесса — это:
• главная цель консультации
3. Форма педагогического информирования, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей, метод объединения активных родительских сил — это:
• конференция
4. Процесс получения знаний их об особенностях развития личности ребенка и способах взаимодействия с ним, построенный в контексте жизнедеятельности субъектов взаимодействия в соответствии с ценностями культуры, — это:
• педагогическое информирование родителей
5. Способность педагога расчленять педагогические явления на составляющие элементы и осмысливать каждую часть в связи с целым и во взаимодействии с ведущими сторонами — это __________________ умения.
• аналитические
6. Прием, предполагающий уровень осмысления, анализа критической ситуации и диссоциированную позицию партнёров по общению, — это:
• «техника вопросов»
7. По способу организации семейные клубы подразделяются на:
• самоорганизующиеся и организуемые
8. Процесс, в ходе которого человек с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе, — это:
• социализация
9. Способ освоения и преобразования действительности, отличающийся необходимостью действовать в условиях неполноты информации, выбора альтернативных средств системного рассмотрения объектов и процессов, — это:
• проектирование
10. Форма обучения, проводящаяся по запросам самих родителей, сталкивающихся с проблемой в воспитании ребенка, которую самостоятельно решить не могут, — это:
• индивидуальная консультация
11. Специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства, — это:
• психопрофилактика
12. Авторитарный характер действий, неумение трансформировать современные социальные требования и установки в педагогические задачи; низкая педагогическая культура — это:
• факторы в позиции учителя, тормозящие сотрудничество
13. Социальный деятель, призванный выполнять социальный заказ общества и удовлетворять его потребность в молодых кадрах, способных обеспечить будущее благополучие российского общества и его граждан, — это:
• преподаватель
14. Фемецитологическая функция семьи — это:
• ощущение счастья в семье
15. Форма просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей по какой-то узкой тематике — это:
• конференция
16. Информация для родителей по источникам поступления подразделяется на:
• внутришкольную, ведомственную и вневедомственную
17. Основными коллективными формами обучения родителей являются:
• собрания, семинары, дискуссии, решение практических задач, тематические консультации, тренинги, деловые игры и др
18. Встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями целесообразно проводить:
• ежегодно
20. Начинается со звукобуквенного анализа слов с использованием графической схемы и выделения ударного гласного звука — это:
• современная методика обучения чтению
21. Первостепенная ячейка общества, осуществляющая базисную социализацию детей благодаря усилий всех ее членов, — это:
• семья
22. Интеллигентность, развитый интеллект, мышление и речевые способности, педагогическая наблюдательность и память, интерес к вопросам обучения и творчеству — это __________________ способности преподавателя.
• дидактические
23. Отношения между субъектами, процесс разработки, принятия и реализации согласованной политики, исходя из норм законодательства, целей и задач, решаемых социальными партерами, — это __________________ партнерства.
• предмет социального
24. Обмен мнениями по проблемам воспитания — это:
• диспут, дискуссия
25. Взаимодействие, характеризующееся внешней согласованностью, но внутренней разобщенностью воспитательных усилий социального педагога и родителей, — это __________________ тип сотрудничества школы и семьи.
• декларативно-согласованный
26. Первый педагогический кружок появился в:
• начале 80-х годов XIX века в Санкт-Петербурге
27. Составление характеристик семей обучающихся и организация диагностической работы по изучению семей — это:
• основные направления организации сотрудничества работы с семьей
28. Форма просвещения, когда существует возможность обсудить различные ситуации в воспитании учащихся, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему воспитания детей, — это:
• родительский ринг
29. В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность детских групп, сформированных:
• с учётом интересов и симпатий детей
30. Социальная депривация, педагогическая запущенность ребенка, плохие условия воспитания и жизнеобеспечения, жестко нормативный стиль семейного воспитания и иные психотравмирующие воздействия среды — это:
• социально-психологические причины отклонений
31. Основными индивидуальными формами работы с родителями являются:
• инструктирование, собеседование, рекомендации по изучению литературы или практическому решению учебно-воспитательных задач
32. Наиболее полное и объективное знание психических и характерологических особенностей ребенка, его интересов и увлечений, склонностей, учет индивидуального своеобразия ребенка — это:
• адекватное представление о ребенке
33. Назначение педагогического практикума — это:
• формировать первичный профессиональный опыт у родителей
34. Недооценка роли сотрудничества в воспитательном процессе, отсутствие должного внимания к воспитанию детей, субъективный подход к оценке поведения и черт характера ребенка — это:
• факторы, сдерживающие продуктивность сотрудничества в позиции родителей
35. Мотивы, при которых за декларируемым мотивом обращения помочь ребенку стоят попытки добиться каких-то выигрышей, используя вмешательство психолога, — это __________________ мотивы.
• манипулятивные
36. Установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать — это:
• основная цель сотрудничества с семьей
37. Навязывание ребенку представления о его беспомощности, зависимости — это:
• инфантилизация
38. Социальное партнерство реализуется во взаимодействии
• с учреждениями профессионального образования, с промышленными предприятиями, с бюджетными организациями
39. Одним из первых психологов, предложивших помогать родителям устанавливать демократические отношения в семье, был:
• А. Адлер
40. Форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности школы — это:
• педагогический мониторинг
42. Совместная деятельность педагогов и родителей по обучению и воспитанию детей — это __________________ взаимодействия семьи и школы.
• объект
43. Взаимодействие, характеризующееся взаимными упреками, обвинениями, подозрительностью, доходящей до неприязни во взаимоотношениях, — это __________________ тип сотрудничества школы и семьи.
• конфликтный
44. Типология родителей определяется по:
• уровню педагогической компетентности и уровню удовлетворенности характером взаимодействия
45. Групповые формы работы, посвященные какой-то конкретной проблеме, актуальной для родителей, — это:
• семинары-практикумы
46. Педагогический проект начинается с:
• определения ценностей педагогического действия
47. В отечественной психологии в структуре семейного воспитания исследователи выделяют следующие компоненты:
• адекватное и неадекватное представление родителей о ребенке, отношение к нему и характер обращения с ребенком
48. Поддержка инноваций, проектной, экспериментальной деятельности учителей — это:
• особые функции совета партнеров школы
49. Родительские тренинги предназначены для:
• наиболее «продвинутых» родителей
50. Совокупность различных видов ресурсов, включая интеллектуальные, экономические, кадровые, организационные, методические, необходимые для осуществления эффективной деятельности образовательного учреждения, — это:
• потенциал социального партнерства
51. Понятие «воспитание родителей» появилось в:
• конце XIX в
52. Рекреативная функция семьи — это:
• физическая, материальная, моральная поддержка
54. Склонность и интерес к работе с людьми, общительность и способность привлекать к себе людей, способность разбираться в людях и открытость, доступность, интерес к вопросам воспитания и способность находить подход к людям, сдержанность и терпеливость — это __________________ способности преподавателя.
• воспитательные
55. Активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным, — это:
• родительские тренинги
56. Активная форма повышения педагогической культуры родителей, предусматривающая обсуждение актуальных проблем воспитания детей в семье, — это:
• дискуссия
57. Рассмотрение спектра мнений по тому или иному вопросу, а не навязывание «правильной» позиции родителям — это:
• установка
58. Целеполагание, реализация идей гражданского, гуманистического воспитания, открытость, взаимное доверие, взаимное уважение, взаимопомощь, поддержание авторитета друг друга — это:
• принципы взаимодействия семьи и школы
59. Первичная психопрофилактика направлена на:
• детей, имеющих незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства
60. Оптимальная продолжительность семинара составляет:
• около двух часов
61. Повышение роли семьи в реализации прав детей на образование, активизация позиции семьи в образовании детей, в приобщении их к общечеловеческим ценностям; создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей — это:
• задачи сотрудничества образовательного учреждения с семьей
62. Широкий класс методов направленного изменения психических свойств личности, основанный на практическом и многократном выполнении определенных упражнений в определенной ситуации, — это:
• тренинг
63. Групповые формы работы, затрагивающие вопросы коррекционных технологий, которые могут быть использованы родителями в домашней обстановке, — это:
• тематические консультации
64. Цель родительского клуба — это:
• вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания
65. Форма повышения педагогической культуры родителей, позволяющая вырабатывать у родителей педагогические умения по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических проблем в ходе своеобразной тренировки педагогического мышления родителей-воспитателей, — это:
• психолого-педагогический практикум
66. Приведение поведения, качеств личности ребенка в соответствии с рациональными представлениями родителей — это:
• дисциплинарный контроль
67. Форма коллективной творческой деятельности родителей по изучению уровня сформированности педагогических умений у взрослых — это:
• деловые игры
68. Умения и привычки правильно и полно использовать свободное от занятий время для самосовершенствования и подготовки к очередным темам — это:
• культура личного педагогического труда
69. Занятия, предполагающие обсуждение актуальной темы с привлечением компетентных специалистов, — это:
• семинары
70. Контакт-группы, тренинги личностного роста, группы психодрамы, арт-терапия — это:
• формы проведения тренинга
71. Система побуждений преподавателя, определяющая притягательность педагогической деятельности и включенность в нее его сил и способностей, — это:
• педагогическая направленность
72. Когда в поведении педагогов исчезает импульсивность, прежде чем совершить действие, они задумываются о том, как выглядят в собственных глазах и глазах окружающих, — это:
• рефлексивный эффект семинара
73. Одна из основных форм работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов, — это:
• родительское собрание
74. Информирование строится по принципу
• добровольности
75. Основные принципы социального партнерства — это:
• демократичность, законность, добровольность принятия обязательств и обязательность их исполнение, равноправие сторон
76. Основными компонентами системы взаимодействия семьи и школы выступают:
• ценностно-смысловое ядро, субъекты, деятельность, среда и управление
77. Информация для родителей, по целевому назначению, подразделяется на:
• директивную, ознакомительную и рекомендательную
78. Целью педагогического информирования или обучения родителей является:
• формирование оптимальной родительской позиции
79. Принципы, на которых должна строиться совместная деятельность с родительской общественностью, — это:
• открытость, прозрачность, доступность, законность, добровольность, сотрудничество
80. Особые качества преподавателя, определяемые именно спецификой труда в образовательном учреждении, — это:
• специально-педагогические способности
81. Действительно преследуемые цели при преподавании, представления о критериях его успешности, удовлетворяющих данного преподавателя, — это:
• педагогическая целеустремленность
82. Чтобы тренинг был результативен, он должен включать в себя
• 5-8 занятий
84. Обучение родителей, как учителей своих детей, обычно проходит в:
• форме обучающих семинаров, практикумов, решений практических задач
85. До революции 1917 г. школьное воспитание рассматривалось как:
• дополнительное к основному воспитанию в семье
86. Семейные клубы на основе количественного параметра условно подразделяются на:
• малые, средние и большие
87. Союз партнеров школы (СПШ) создается:
• Советом школы
88. Процесс пропаганды и распространения культуры, предполагающий относительно самостоятельный и свободный отбор индивидами сообщаемой информации, — это:
• информирование
89. Взаимодействие, характеризующееся пониманием задач воспитания, стремлением действовать согласованно, однако реализация задач сдерживается рядом субъективных причин (недостаточность опыта, знаний), — это __________________ тип сотрудничества школы и семьи.
• разумно-согласованный
90. Первый съезд по семейному воспитанию проходил в России в:
• 1912 г
91. Педагогическое консультирование носит характер
• индивидуальный
92. Родители в школе являются:
• субъектами воспитательного процесса
93. В состав консультативной службы, где учителя, классные руководители могли бы получить советы, рекомендации, консультации, методическую помощь, решая задачи сотрудничества семьи и школы, входят:
• заместитель директора, опытные классные руководители, учителя-предметники, психолог, социальный педагог некоторые родители, библиотекарь
94. Результат взаимодействия таких форм действительности, как событие, происшедшее в жизни ученика, действия педагога на основе анализа этого события в соответствии с поставленной им задачей, действия учащихся и педагогический результат действий учителя — это:
• педагогическое явление
95. Выбор представителей, средств, методов, действий в конкретной ситуации взаимодействия сторон — это:
• тактика партнёрских отношений
96. Когда создаются предпосылки для инициирования и оформления осознанного интереса у педагогов к психологии общения — это:
• пропедевтический эффект семинара
97. Совокупность индивидуально-психологических особенностей преподавателя, благоприятствующих быстрому овладению преподавательским делом, непрерывному совершенствованию в нем и достижению высоких результатов — это:
• педагогические способности
98. Приписывание болезненности — это:
• инвалидизация
99. Высокая степень развития личных качеств и подготовки, отвечающих специфике преподавательского, педагогического, по существу, труда и обеспечивающих максимально возможную эффективность, — это:
• педагогическая культура педагога
100. Уровни социального партнерства — это:
• федеральная законодательная база, региональные нормативные документы и локальные акты, которые разрабатываются на основе этой федеральной базы в школе
101. Приписывание социальной неуспешности — это:
• социальная инвалидизация
102. Родительские тренинги может проводить:
• только высококвалифицированный психолог
104. Занятия, на которых присутствующие родители являются не наблюдателями, а участниками действия, — это:
• совместные уроки
105. Хорошая организация, создание доверительных отношений, компетентность, взаимоуважение — это:
• основные принципы консультирования
106. Родительский клуб проводится в форме
• встреч
107. Причины школьной неуспешности на начальных этапах обучения имеют __________________ характер.
• биологический и социальный
108. Совместно распределенная деятельность социальных элементов — представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, принимаемые всеми участниками этой деятельности, — это:
• социальное партнерство в широком смысле
109. Осуществление педагогом контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя, — это:
• рефлексивные умения
110. Перевод цели и содержания образования родителей в педагогические задачи, планирование индивидуальной работы с родителями — это:
• проективные умения педагога
111. По концептуальной цели, решаемой семьями в пространстве клуба, выделяются клубы:
• детоцентрического, семья-центрического и социоцентрического типа
112. На вечера вопросов и ответов, которые проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов, приглашаются родители
• с учётом возрастных особенностей детей
113. Согласованная общая политика сторон, направленная на сохранение стабильности отношений и движение к реализации образовательных целей, — это __________________ партнерства.
• стратегия социального
114. В ходе проведения совместных мероприятий и привлечения к участию в общественной жизни школы происходит обучение родителей как:
• социальных партнеров
115. Предмет взаимодействия семьи и школы — это:
• педагогические технологии взаимодействия педагогов и родителей
116. Неформальное полифункциональное разновозрастное объединение родителей и детей, создаваемое на добровольной основе для осуществления различных видов деятельности, — это:
• семейный клуб
117. Компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье, — это:
• педагогическая культура
118. Взаимодействие, характеризующееся большой ответственностью и заинтересованностью сторон в решении воспитательных задач, — это __________________ тип сотрудничества школы и семьи.
• деятельно-продуктивный
119. Система взаимоотношений между работниками, органами государственной власти, органами местного самоуправления и образовательными учреждениями, направленная на обеспечение согласования интересов по вопросам регулирования непосредственно связанных с ними отношений, — это:
• социальное партнёрство
120. С точки зрения однородности состава, семейные клубы подразделяются на:
• гомогенные и гетерогенные
121. Консультирование по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка и его социализацией, — это __________________ консультирование.
• психологическое
122. Прием, предполагающий анализ ситуации и попытку определить свои позиции в процессе разговора, — это:
• «переговоры»
123. Субъекты социальных отношений, представляющих общественную сторону в государственно-общественном механизме воздействия на образование, — это:
• партнеры
125. Лекции, как одна из самых распространенных форм, наиболее эффективны
• на начальном этапе информирования
126. Контроль, наказание, поощрение — это:
• воспитательные воздействия
127. Периодичность проведения классных родительских собраний — это:
• один раз в четверть
128. Реальная психологическая и воспитательная направленность матери и отца, основанная на бессознательной оценке ребенка, выражающаяся в определенных способах и нормах взаимодействия с ним, — это:
• родительская позиция
129. Сотрудничество, позволяющее достигать общие цели и результаты воспитания подрастающего поколения, — это:
• партнерство в рамках деятельности школы
130. Информация для родителей по функциям управления подразделяется на:
• аналитическую, оценочную, конструктивную и организационную
131. Вторичная психопрофилактика направлена на:
• «группу риска», т.е. на тех детей, у которых проблемы уже начались
132. Внутренне принятые принципиальные идеи образования, построения образовательного процесса и способы осуществления — это:
• профессионально-педагогическая концепция, кредо деятельности
133. Владение преподавателем системой педагогических и психолого-педагогических знаний, навыков и умений по организации образовательного процесса и его эффективному осуществлению, — это:
• педагогическое мастерство
134. Наличие у педагогического работника развитых качеств духовности, гражданственности, гуманности, моральности и деловитости — это:
• социально-педагогические способности
135. Взаимодействие, характеризующееся отсутствием открытости, стремления идти навстречу друг другу в решении воспитательных задач, — это:
• тип взаимного недоверия
136. Равноправие сторон, уважение и учёт интересов сторон, заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях — это:
• принципы социального партнерства
137. Тип поведения, когда родитель искренне расстраивается, испытывает неловкость, чувство вины, соглашается с претензиями педагога, старается выполнить рекомендации, чтобы изменить ситуацию, называется:
• «Виолончель»
138. Правовую основу системы социального партнёрства составляют:
• Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации другие нормативные правовые акты Российской Федерации
139. Способность педагога перевести на педагогический язык цели обучения и воспитания, их максимальная конкретизация и обоснование способов их поэтапной реализации — это:
• проективные умения
140. Форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении, — это:
• родительские чтения
141. Тип поведения, когда родитель приходит в школу по вызову педагога, внешне спокоен, но чувствуется напряжение, какая-то собранность, готовность к защите своих позиций — называется:
• «Контрабас»
142. Уровни развития педагогической культуры следующие
• допрофессиональный, начальный профессиональный, средний профессиональный и высший профессиональный
143. Различные системы воздействия и способы обращения родителей с ребенком, виды отношения к нему, а также представление о нем — это:
• типы семейного воспитания
144. Способы внушения и убеждения, предписания и запретов, мер принуждения и давления вплоть до применения физического насилия, система способов выражения признания, отличия, наград — это:
• санкция
145. Совокупность мер организационного, правового, экономического характера, направленных на упорядочение интересов в области отношений между партерами в области образования, — это __________________ социального партнерства.
• система
146. В эмоциональном компоненте родительского отношения выделяют следующие основания эмоционально-ценностного отношения человека к человеку:
• «симпатия-антипатия», «уважение-неуважение», «близость-отдаленность»
147. Обучение родителя как воспитателя частично начинается с:
• педагогического просвещения
148. Просвещение родителей — это __________________ функция школы.
• социальная
149. Периодичность проведения общешкольных родительских собраний — это:
• два раза в год
150. Научно-практическая, теоретическая, читательская — это:
• виды конференций
151. Основные принципы проектирования работы с родителями — это:
• научность, целенаправленность, плановость, прогностичность, связь с педагогической практикой и проблемами семьи
152. Тип поведения, когда родитель — манипулятор, который завуалировано воздействует на сознание и поведение, называется:
• «Арфа»
153. Тип поведения, когда родитель приходит в школу по собственной инициативе, возмущённый, негодующий, возбуждённый, с претензиями в открытой форме, уверенный в неправильных действиях педагога, требует отчёта и оправданий, — это:
• «Тромбон»
154. В психопрофилактике выделяют:
• три уровня
155. Взаимодействие педагогов и родителей в широком смысле — это:
• многообразие организации совместной деятельности и общения
156. Общественная, некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе физических и юридических лиц, заинтересованных в реализации образовательных потребностей школы, — это:
• совет партнеров школы
157. Выдвижение педагогических целей и задач по работе с родителями, отбор способов достижения педагогических целей, предвидение результата, возможных отклонений и нежелательных явлений, распределение времени, планирование совместно с учащимися жизнедеятельности — это:
• прогностические умения
158. Консультирование по вопросам освоения образовательной программы, индивидуального образовательного маршрута, способов дополнительного образования — это:
• методическое консультирование