основные принципы коррекционного обучения математике учащихся с нарушениями речи
Специальные принципы обучения математике детей с нарушениями речи
Лекция 3. Принципы обучения математике учащихся с речевыми нарушениями. Содержание, методы и средства обучения математике
План лекции
1. Реализация дидактических принципов в процессе обучения математике: принцип развивающего и воспитывающего обучения, принцип сознательности, и др.
2. Специальные принципы обучения математике детей с нарушениями речи.
3. Содержание обучения математике детей с нарушениями речи.
4. Методы и средства обучения математике детей с нарушениями речи.
5. Этапы формирования умственных математических действий (по П.Я.Гальперину).
6. Использование наглядных методов при овладении математикой.
7. Значение наглядности для сознательного усвоения математических знаний учащимися школы V вида. Соотношение наглядности, предметно-практической и речевой деятельности в процессе овладения математикой.
Список основных терминов: принципы, логические операции, мыслительная деятельность, деятельностный подход, дидактика, методы обучения, средства обучения, наглядность.
Реализация дидактических принципов в процессе обучения математике
Методика преподавания математики опирается на дидактические принципы. Она представляет собой наиболее общее нормативное знание того, как надо строить, осуществлять и усовершенствовать обучение, развитие и воспитание учеников.
Принцип направленности обучения на комплексное решение задач образования, воспитания и общего развития учащихся:
· добиваться того, чтобы каждый ученик овладел знаниями, умениями и навыками, зафиксированными в программе по математике;
· осуществлять мировоззренческую направленность школьного курса математики;
· проводить работу по моральному, трудовому, эстетическому воспитанию учащихся средствами математики, осуществлять профориентацию;
· развивать мышление, устную и письменную речь учащихся;
· проводить работу по овладению логическими операциями, суждениями, логическими выводами;
· развивать в процессе изучения школьного курса математики представления, память, внимание учащихся, их волю, эмоции, интерес, способности.
· содержание школьного курса математики должно в большей степени отвечать уровню современной математической науки;
· знакомить учащихся с эмпирическими, логическими и математическими методами научного познания;
· учить школьников замечать и обосновывать математические закономерности;
· внедрять в учебный процесс элементы проблематичности, метода исследования;
· раскрывать динамику развития самой науки математики;
· следить за правильностью формулировок при определении математических понятий, построении доказательств, решении задач;
· приучать учащихся критически относится к каждому суждению, не считать доказанным то, что не обосновано; различать определения, теоремы и признаки.
Принцип активности, самостоятельности и самоосознанности:
· воспитывать у школьников ответственное отношение к учебе как к одному из главных путей формирования самоосознанности учения;
· добиваться глубокого осмысления учебного материала, вырабатывать умения использовать математические знания на практике;
· помогать ученикам выявлять и исправлять математические и логические ошибки; обучать их навыкам самоконтроля;
· внедрять различные способы и приемы обучения для того, чтобы обеспечить активное участие в учебной работе учеников с различными типами запоминания, мышления с разными интересами и способностями;
· шире внедрять в процесс обучения математике эвристическую беседу, создавать проблемные ситуации;
· использовать различные виды взаимопомощи при учении;
· расширять формы и методы самостоятельной работы учащихся;
· учить школьников использовать рациональные приемы организации учебной деятельности, умению составлять план доказательства теоремы, план ответа и т.д.;
· не допускать чрезмерной опеки учащихся;
· учить приемам развития памяти, рационального логического заучивания, сравнения, аналогии, классификации и систематизации изучаемого материала.
Принцип систематичности и последовательности:
· выделение системы понятий и наиболее важных правил, теорем, которые составляют основу изучаемого материала, определение места данного материала в системе математических знаний;
· выделение логической структуры и логического типа изучение нового материала, организация целенаправленного и систематического повторения;
· систематическое использование различных видов наглядности: таблиц, схем и т.д.;
· осуществление внутрипредметных и межпредметных связей; использование алгоритмов;
· использовать и осуществлять процесс обучения на основе реальных мыслительных способностей учащихся конкретного класса (городской или сельской школы);
· опираться в процессе обучения на возрастные и индивидуальные особенности учеников;
· выполнять требования программы к математической постановке учащихся при планировании содержания обучения;
· Опираться на знания учеников, уровень их общеучебных умений и навыков, учитывать их трудоспособность;
· не допускать умственных перегрузок, использовать различные меры помощи ученикам.
Принцип стимулирования положительного отношения учеников к учебе, формирования у них интереса к познаниям, потребности в знаниях:
· объяснять ученикам гражданскую и личную значимость изучения математики;
· раскрывать значимость знаний не только для получения высшего образования но и для творческой деятельности в сферах материального производства;
· развивать интерес учащихся к математике путем включения в процесс обучения занимательных задач, исторических экскурсов, математических игр, стихов, выдержек из художественной литературы и т.д.;
· стимулировать активную мыслительную деятельность учеников при помощи математических задач, приемов и методов обучения;
· развивать оперативную сторону обучения: учить работать со школьными учебниками с математической книгой, логически верно строить ответ проводить доказательства, решать математические задачи;
· предъявлять явные (точные, ясные) требования к учебной деятельности школьников, осуществлять контроль за результатами обучения и объективно выставлять оценки.
Принцип прочности знаний:
· во время подготовки школьников к ознакомлению с новым материалом необходимо обеспечить мотивацию и установку на осмысленное и целевое усвоение;
· изучение нового материала должно быть организованно так, чтобы учащиеся принимали в этом процессе как можно более активное участие;
· частота повторений должна соответствовать ходу кривой запоминания: наибольшее число повторений требуется сразу после ознакомления учеников с новым материалом, после чего число повторений должно постепенно снижаться, но не исчезнуть окончательно;
· важной формой закрепления пройденного является систематизация материала, применение разнообразных видов мыслительной деятельности учащихся.
· при обучении математики используются доступные виды наглядности: натуральную (природную), изобразительную (фотографии, художественные картины, рисунки), символическую (чертежи, схемы, таблицы, диаграммы);
· не увлекаться использованием большого числа наглядных пособий; они должны применяться при раскрытии наиболее сложных вопросов темы;
· нецелесообразно выставлять наглядные пособия все сразу, а использовать их в ходе преподавания;
· во время демонстраций наглядного пособия полезно несколько замедлить темп объяснения, что дает возможность ученикам лучше обдумать излагаемый материал;
· во время занятий желательно сочетать различные средства наглядности;
· необходимо добиваться активной работы учащихся с наглядными пособиями.
Принцип индивидуализации обучения:
· постоянно изучать особенности мышления каждого ученика, способности его памяти, отдельных анализаторов (слух, зрение);
· использовать различные приемы, которые учитывают усвоение материала различными учениками (дифференцированные домашние задания или классные задания, опережающие, развивающие, дополнительные индивидуальные задания, занятия кружка).
Специальные принципы обучения математике детей с нарушениями речи
1. Принцип деятельностного подхода, учет сложной структуры учебной деятельности (мотивационно-целевой, операционный этап, этап контроля).
При формировании операционного компонента учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетными операциями и т.д.) важнейшее значение приобретает учет психологической структуры процесса овладения чтением, письмом, счетными операциями и др.
В связи с этим на начальных этапах должно быть предусмотрено формирование предпосылок для овладения школьными навыками и умениями. В программах для начальных классов предусмотрена взаимосвязь в формировании перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения учебным материалом.
2. Принцип поэтапного формирования умственных действий и «пошаговое», «пооперациональное» их закрепление в устной, письменной и внутренней речи.
3. Принцип программирования при формировании психических функций.
Данный принцип позволяет формировать в развернутом виде психологическую структуру той или иной деятельности школьника. Каждая из операций сложной деятельности выносится во внешний план, отрабатывается изолированно и доводится до автоматизма. В процессе дальнейшего обучения обеспечивается интеграция различных операций в единую программу деятельности.
4. Принцип максимального включения речи на всех этапах формирования умственных действий и учебной деятельности школьника.
Это обусловлено тем, что речь является средством интеллектуальной деятельности. Она включается в учебную деятельность как на фазе ориентировки, так и на фазе реализации и контроля.
5. Принцип системного подхода к процессу коррекции и развития.
Для этого в учебный план речевой школы включены не только общеобразовательные предметы, но и коррекционные занятия. Предполагается тесная взаимосвязь в содержании программ по общеобразовательным предметам и по коррекции нарушений речи. На протяжении всего периода обучения по всем учебным предметам, включая математику, наряду с решением общеобразовательных задач должна проводиться целенаправленная и систематическая работа по коррекции нарушений речи и развитию фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя, формированию диалогической и монологической речи. Эта работа осуществляется с использованием различных методов, но имеет главной целью корригирование недостатков речевого развития детей с ТНР, создание предпосылок для овладения школьными знаниями, умениями и навыками.
Дата добавления: 2019-09-13 ; просмотров: 2241 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Особенности преподавания математики учащимся с ТНР
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Особенности преподавания математики учащимся с ТНР.
Общее недоразвитие речи учащихся проявляется и в более позднем возрасте – в 5-10 классах, поэтому учителя-математики продолжают работу учителей начальных классов по обогащению, уточнению и активизации словарного запаса учащихся с ТНР, обучают правильному произношению.
На уроках математики мы обращаем внимание на:
количественное накопление словаря, необходимого для полноценного усвоения предмета,
правильное понимание новых терминов,
активизацию словаря в речи.
Словарная работа ведется на каждом уроке. Так как память детей неустойчива, то это быстро приводит к забыванию изучаемого словаря, особенно терминологического. Над понятиями и терминами, встречающимися на протяжении всего курса математики, учителя работают несколько уроков. Наряду с лексическим толкованием, данные термины включаются в различные грамматические конструкции, требующие изменение форм числа и падежа.
Для улучшения запоминания используются зрительные опоры в виде таблиц, схем, рисунков, речевых клише, графиков, алгоритмов, таблиц, опорных схем.
У детей с ТНР постоянно формируется механизм словоупотребления:
— конструирование различных предложений с новыми словами;
-подбор слов, сочетающихся с новыми отрабатываемыми терминами и т.д.
Работа с текстом учебников неотделима от формирования словарного запаса детей. Поскольку чтение поверхностно, а силы часто тратятся на чтение, а не на понимание прочитанного, то многое остается непонятным. На уроках мы используем выборочное чтение, привлекая внимание к ключевым моментам: формулировкам теорем и определений. Изучаемые правила, мы часто упрощаем, излагаем в более простой формулировке, разбиваем на пункты.
Мы не упускаем возможности сделать словарную работу более разнообразной и занимательной, применяя игровые моменты и соревнования.
«Кто больше назовет терминов по изучаемой теме?»
Например, по теме «Функция»: функция, зависимость, аргумент, область определения, множество значений, линейная функция, прямая пропорциональность, график функции.
«Кто больше назовет терминов на заданную букву или оканчивающихся заданной буквой?»
2. Составление кроссвордов учащимися и разгадывание кроссвордов
Ц и фра 1.Знаки для обозначения чисел.
Част н ое 2.Результат деления.
Ква д рат 3.Геометрическая фигура.
Дел и мое 4.Число, которое делим.
П я ть 5.Однозначное нечетное число.
3.Математический футбол. Ученик, подготовивший задание, задает вопросы классу. Неправильный ответ принимается за гол. Например:
— как называется это выражение?
— чему равен коэффициент этого одночлена?
— чему равна степень этого одночлена?
— сколько переменных в этом одночлене?
— как представить его в виде куба некоторого одночлена?
— возведите в квадрат данный многочлен.
Здесь идет и звуковая зарядка и закрепление терминов по теме и автоматизация словаря. Математический футбол можно проводить с 5 класса.
4. Математические диктанты (устные и письменные).
Нельзя в одной статье перечислить все формы и приемы словарной работы учителей нашей школы. При отработке произношений трудных терминов мы часто обращаемся к логопедам.
Наши учащиеся не могут часто самостоятельно проанализировать условие задачи, составить план ее решения. Решая задачу самостоятельно, они часто производят случайные действия с числами, не анализируя полученные результаты, не сопоставляя их с исходными данными, т.е. процесс решения задачи представляет собой хаотическое манипулирование с числами. Но решение этой же задачи может стать доступным, если оказать помощь в организации их интеллектуальной деятельности в виде развернутого плана, или вопросов, рисунков, графических схем и таблиц.
Теоретический материал вводится небольшими дозированными порциями, дополнительные часы по математике позволяют сделать это. Отработав отдельные детали, мы соединяем материал в целое. Часто требуется многократное повторение и применением материализованных опор.
Практика обучения и коррекции учащихся подтверждают наибольшую продуктивность следующих педагогических требований и приемов:
— организация личностно-ориентированного процесса обучения, основанная на уважении личности ребенка;
— индивидуализация и дифференциация обучения с учетом психофизических и речевых особенностей и возможностей учащихся;
— обучение математики в условиях педагогического оптимизма, веры в компенсаторные возможности каждого ребенка с ТНР, создание развивающей, эмоционально-содержательной, насыщенной школьной среды; создание для каждого ученика ситуации успеха; обучение в радости;
— строгое соблюдение охранительного режима, оптимизация двигательной активности;
— использование урока как основной формы обучения с учетом единых требований к уроку.
— введение речевого компонента на всех видах уроков;
— чередование видов работ с опорой на различные анализаторы;
— широкое использование разнообразной зрительной и слуховой наглядности: опорных схем, чертежей, графиков, алгоритмов, речевых клише, тестов, рисунков, таблиц;
— ежеурочная словарная работа, направленная на освоение математической терминологии, пропидевтическое введение новых терминов, их осмысление, активизацию, ведение в экспрессивную речь;
— дозирование учебного материала на уроке, варьирование количества часов на тему в зависимости от степени усвоения ее учащимися;
— широкое применение комментирования учениками решения заданий, ссылка при выполнении действий на правила, свойства, теоремы;
— сочетание научности и доступности учебного материала;
— реализация преемственности форм и методов обучения с целью последовательности изучения, систематичности знаний и их прочного усвоения;
— стимулирующая роль оценки, приближение уровня знаний к оценке.
МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ.
— предварительное повторение перед изучением нового (актуализация знаний);
— опережающее изучение элементов сложной темы через решение поисковых, творческих задач, проблемных ситуаций;
— обучение на интересе, удивлении;
— система активного повторения и закрепления ранее изученного материала;
— применение разноуровневых тренировочных и контрольных заданий;
— целенаправленное формирование самостоятельности, ответственности и сознательности учащихся, навыков самоконтроля по образцу;
— разнообразие форм работы от фронтальной и самостоятельной до работы в парах, группах, работы с книгой, таблицей, дидактическим материалом;
— проведение математических диктантов;
— применение интеграции, прежде всего с логопедией, развитием речи, физикой, биологией, химией, географией, историей;
— приближение теоретических задач к практике, к современной жизни;
— использование занимательного, исторического, местного краеведческого материала при составлении и решении задач;
— проведение уроков в нестандартных видах:
Подводя итоги вышесказанного, выделим 13 этапов урока в коррекционных классах, комбинируя которые в соответствии с логикой того или иного занятия и используя различные педагогические техники, можно получить разнообразные варианты уроков математики для коррекционных классов.
Организационный этап (начало урока)
Этап проверки домашнего задания
Этап устного счета
Этап актуализации субъективного опыта учащихся
Этап изучения нового материала
Этап закрепления, тренировки и отработки умений
Этап применения знаний
Этап обобщения и систематизации знаний
Этап контроля и самоконтроля
Этап информации о домашнем задании
Этап подведения итогов занятия
Этап рефлексии (конец урока).
Большую коррекционную нагрузку несет внеклассная работа по математике. Она способствует росту интереса учащихся к математике. Интересны по содержанию и разнообразны по форме внеклассные мероприятия, проводимые нашими учителями: «Математические КВН», «Брейн-ринги», «Математические турниры и бои», вечер «Старинных задач», «Съезд геометрических фигур», «Путешествия в страну чисел».
Для учеников старшего звена мы предлагаем факультатив «Прикладная математика», программа которого позволяет систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся по отдельным темам математики через практическую и творческую деятельность, формировать у учащихся знания, умения и навыки, необходимые в других учебных дисциплинах, трудовых процессах, быту, так как для подавляющего большинства учащихся ценность математического образования состоит в ее практических возможностях.
В последнее время мы все больше внимания уделяем проектной деятельности. Все мы понимаем, что реалии современной жизни таковы, что востребованными оказываются люди, способные активно откликаться на возникающие проблемы, умеющие мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, а также практически решать возникающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Налицо противоречие между требованиями современного общества к уровню подготовки выпускников и фактически имеющимися у них знаниями, умениями и личностными качествами. В результате правильно организованной проектной деятельности школьники учатся
-самостоятельно приобретать недостающие знания из разных источников,
— пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач,
— приобретать коммуникативные умения, работая в различных группах,
Формирование математических представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Формирование математических представлений
у детей с тяжелыми нарушениями речи
учитель-дефектолог: Латыпова Д.В
Формировать количественные представления с учетом ведущих видов деятельности детей старшего дошкольного возраста (игровой и изобразительной).
Учить анализировать, классифицировать, обобщать, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи и отношения.
Развивать наглядно-образное мышление.
Расширять активный словарь детей, связанный с математическими представлениями.
Учить детей осуществлять счет и различные операции с множествами (пересчет, сравнение, преобразование и др.) в пределах четырех и пяти;
Формировать простейшие измерительные навыки: учить измерять, отмерять и сравнивать протяженные, сыпучие и жидкие тела с помощью условной мерки.
обогащать представления детей о свойствах предметов (форма, цвет, величина);
развивать все компоненты устной речи детей, диалогическую форму речи, монологическую речь, используя наглядные модели.
При применении принципа сознательности и активности обучения используются различные приемы и способы, позволяющие стимулировать познавательную деятельность детей, способствующие восприятию, запоминанию, сохранению, переработке учебного материала, его самостоятельному анализу и обобщению и последующему применению.
Реализация принципов научности, систематичности и доступности требует четкого соответствия между изучаемым материалом и познавательными возможностями детей.
— характер переключения умственных процессов (гибкость и стереотипность ума, быстрота или вялость установления взаимосвязей, наличие или отсутствие собственного отношения к изучаемому материалу);
— уровень знаний и умений (осознанность, действенность);
— работоспособность (возможность действовать длительное время, степень интенсивности деятельности, отвлечение внимания, утомляемость);
— уровень самостоятельности и активности;
— отношение к обучению;
— характер познавательных интересов;
— уровень волевого развития.
Принцип доступности предусматривает подбор такого материала, чтобы он был не слишком трудным. Задачи следует делить на ряд небольших заданий, планируя последовательность в их усвоении.
Принцип осознанности и активности в усвоении и применении знаний предусматривает организацию обучения на таком уровне, когда наилучшим образом соединяется активность педагога и каждого ребенка. Одним из важных показателей знаний является их осознанность, осмысленность. Таким образом, главной задачей обучения элементам математики является развитие у детей потребности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных задач. Это неразрывно связано с формированием у них «стойких» познавательных интересов.
К концу года дети должны
Различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, форму, величину).
Считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?»
Раскладывать 3 – 5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем (убывающем) порядке; рассказывать о величине каждого предмета в ряду.
Сравнивать две группы путем поштучного соотнесения предметов (составления пар).
Находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры.
Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами: длинный – короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий – узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий – низкий (одинаковые (равные) по высоте, большой – маленький, одинаковые (равные) по величине.
Определять расположение предметов относительно своего тела и направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз).
Различать левую и правую руки.
Использовать элементарные временные ориентировки в частях суток и временах года.
1. Количество и счет
Закреплять умение считать в пределах 5, пользуясь правильными приемами счета (называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд; согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным; относить последнее числительное ко всей группе).
Познакомить с цифрами от 1 до 5.
Учить писать цифры по точкам.
Учить соотносить цифры с количеством предметов.
Учить понимать отношения между числами в пределах 5.
Учить отгадывать математические загадки.
Учить порядковому счету в пределах 5, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «который?», «какой по счету?».
Учить устанавливать равенство и неравенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга, когда они различны по величине, форме, расположению.
Познакомить со стихами, загадками, считалками, в которых присутствуют числа.
2. Геометрические фигуры
Закрепить знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
Формировать представление о том, что фигуры могут быть разного размера.
Учить видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов, символических изображениях предметов.
Учить сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине (5 размеров).
Учить употреблять в речи результаты сравнения («большой», «поменьше», «еще поменьше», «самый маленький» и т.д.).
Учить выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.
Ориентировка во времени
Закрепить умение различать и правильно называть части суток: утро, день,вечер, ночь.
Закрепить умение различать и называть времена года: осень, зима, весна, лето.
Учить отгадывать загадки о частях суток, временах года. Учить различать понятия: вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами.
Учить различать понятия: быстро, медленно.
Ориентировка в пространстве
Продолжать учить различать правую и левую руку, раскладывать счетный материал, считать правой рукой слева направо.
Продолжать учить обозначать словами положение предмета относительно себя.
Учить ориентироваться на листе бумаги.
Продолжать учить решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез