основные компоненты необходимые для эффективной реализации икт в обучении

Использование ИКТ для повышения эффективности обучения

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Использование ИКТ для повышения эффективности обучения

На сегодняшний день очень актуален вопрос о компьютеризации школ, в которой можно выделить три основные цели:

обеспечение всеобщей компьютерной грамотности (в этом случае компьютер является объектом изучения);

развитие высших психических функций, формирование качеств личности – образованности, самостоятельности, критичности, ответственности;

использование компьютера в качестве средства, повышающего эффективность обучения.

Перед школой стоят новые задачи, одна из которых – подготовка детей к самостоятельной жизни. Для этого следует обеспечить учеников знаниями, умениями и навыками, необходимыми в современном обществе. Неотъемлемой частью этих навыков является умение использовать компьютерные технологии, поскольку в наше время ИКТ охватывают все сферы человеческой деятельности.

В образовательном процессе компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, т.е. возможны два направления использования компьютерных технологий. При первом – усвоение знаний, умений и навыков ведет к осознанию возможностей компьютерных технологий, к формированию умений их использования при решении разнообразных задач. При втором – компьютерные технологии являются мощным средством повышения эффективности организации учебно-воспитательного процесса.

Компьютер как помощник учителю

Компьютер является хорошим помощником для преподавателя. Применение ИКТ позволяет учителю, не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решить определенные задачи:

повышать мотивацию и наглядность в обучении;

дифференцировать работу учащихся при выполнении ими тренировочных упражнений;

облегчить мониторинг знаний и умений учащихся.

Использование электронных средств на уроках позволяет сделать преподавание эффективнее, содержательнее и эмоциональнее для учащихся. Обучение с использованием ИКТ становится для детей творческим поиском, от которого можно получить удовольствие и удовлетворение. Учащиеся могут использовать компьютер в подготовке к урокам, тем самым, развивая творческое мышление, умение находить информацию, анализировать и систематизировать ее. Преподаватель в свою очередь, с помощью компьютерной анимации, может создавать на уроке игровую познавательную ситуацию, в результате чего урок приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности.

наглядно-действенное — генетически наиболее ранняя форма мышления, наблюдаемая у ребенка от года до трех, до овладения им активной речью. Ребенок уже понимает слова, но для него они тесно связаны с тем, как он воспринимает предмет, видит, слышит, осязает его. Например, словом «ключ» он обозначает все блестящие предметы. Одним словом может называть плюшевую собачку, шубу и живую кошку, классифицируя их по наличию меха

наглядно-образное мышление характерно для детей 4-6 лет. В их сознании образ предмета и его название уже не связано с каким-то конкретным предметом; он понимает, что «девочкой» является не только его сестра, но и существо из соседнего подъезда, и рисунок девочки в книжке. Но для того, чтобы мыслить и говорить об этом, ему очень важно видеть предмет разговора. Известно, что дошкольнику легче всего что-то объяснить, нарисовав или показав. Умозаключения о свойствах объекта делаются на основании своих органов чувств. В экспериментах Ж. Пиаже семилетним детям показывали два одинаковых шарика из теста. Ребенок внимательно рассматривал шарики и говорил, что они равны. Затем один шарик раскатывали в лепешку. Хотя дети видели, что изменилась просто форма предмета, они начинали считать, что в лепешке больше теста. Дети не могли абстрагироваться от внешних свойств предмета.

словесно-логическое мышление осуществляется при помощи логических операций с понятиями, без опоры на реальный предмет или конкретный образ. Например, вычисления в уме. Или мысленное «проигрывание» развития ситуации. Этот вид мышления характерен для взрослых людей, так как он быстрее и удобнее, не требует внешнего антуража. Правда, иногда и взрослому человеку, чтобы понять конструкцию чего-то, требуется увидеть изображение или проделать какое-то действие.

Использование ИКТ на уроках обеспечивает эффективное достижение развивающих и воспитательных целей, которые ставит учитель:

воспитывать умение работать с информацией;

воспитывать уважение к предмету, интерес к его изучению;

развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, их интеллектуальные качества;

формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли;

развивать пространственное воображение учащихся.

Урок, проведенный с использованием мультимедийных средств, имеет неоспоримые преимущества:

учебный материал представляется более иллюстративно

улучшается усвоение нового материала, так как в результате преобладания наглядно – образного мышления школьники легче воспринимают подаваемую таким образом информацию.

увеличивается уровень активности детей на уроке

появляется возможность оперативного тестирования.

Следует заметить, что компьютерные технологии не только помогают учителю подготовить интересный, занимательный урок, но и дают возможность участвовать в обучающих вебинарах, проходить дополнительные курсы по предмету в режиме он-лайн. А грамотный учитель воспитывает грамотных, всесторонне развитых детей.

Рассмотрим конкретные факты влияния компьютера на здоровье ребенка.

1. Компьютер негативно влияет на осанку ребенка.

Конечно же, поза «сидя за компьютером» не является естественной, поскольку позвоночник, мышцы шеи, головы, рук находятся в напряженном состоянии. Но следует заметить, что в таком же состоянии находятся мышцы и во время сидения за партой во время работы в тетради. Однозначно можно заявить, что 30-40 минут за партой оказывают более негативное влияние на еще несформированный скелет первоклассников, чем 10-15 минут за компьютером.

2. Во время работы за компьютером ребенок находится под воздействием электромагнитного излучения.

Естественно, это так. Но следует заметить, что уровень электромагнитного излучения монитора в несколько раз ниже, чем от телевизора, а в ЖК-мониторах он практически отсутствует.

3. Ухудшение зрения в результате регулярной работы за компьютером.

Усовершенствование мониторов значительно уменьшило нагрузку на зрение. Тем не менее следует придерживаться некоторых правил:

Через определенные промежутки времени (для младших школьников это 5-7 минут) – переводить взгляд от монитора на любой объект

Через 7-10 минут на протяжении 15 секунд выполнять упражнения для снятия зрительного напряжения

Можно использовать следующие упражнения:

Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, а затем широко раскрыть и посмотреть вдаль поверх монитора. Посмотреть на кончик носа, затем перевести взгляд вдаль.

Делать круговые движения глазами, не поворачивая головы. Сначала в одну сторону, затем в другую. По окончании упражнения посмотреть вдаль.

Движения по диагонали в одну и другую стороны

Движения вверх-вниз, влево-вправо.

Посмотреть на указательный палец, который сначала удален от глаз на расстоянии 25-30 см, затем не сводя с пальца глаз приближается к кончику носа. По окончании посмотреть вдаль.

Каждое из этих упражнений необходимо выполнять 4-5 раз.

Дети представляют, что их носик – это карандаш, и пытаются в воздухе «написать» ним продиктованную учителем фразу

Игра «Фигуры на потолке»

Не поворачивая головы, дети глазами «рисуют» на потолке простые фигуры (круг, квадрат, линию, треугольник и прочее)

4. Перенапряжение суставов рук

Придерживаясь установленного времени работы за компьютером, перенапряжение суставов рук можно избежать.

Следует заметить, что работа с клавиатурой развивает моторику пальцев.

5. Компьютерная зависимость.

Данная проблема возникает в результате длительных игр за компьютером, а также провождения времени в Интернете.

Вывод: компьютер не причиняет вреда здоровью ребенка, если придерживаться установленных санитарно-гигиенических норм и контролировать время нахождения за компьютером.

Источник

Статья на тему «Эффективное использование ИКТ в учебном процессе»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

над методической темой «Эффективное использование ИКТ в учебном процессе».

Добрый день, меня зовут Колбасенко Надежда Николаевна, я учитель математики в Сещинской средней общеобразовательной школе.

Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности, формирование новых коммуникаций информационной среды стали началом преобразования традиционной системы образования и первым шагом к формированию информационного общества.

Передо мной встала проблема: как повысить познавательный интерес учащихся на уроках, повысить качество образования по математике, используя информационно-коммуникативные технологии, ведь, с одной стороны, необходимо дать прочные знания в рамках школьного курса и сформировать у них навыки практической грамотности. С другой стороны, необходимо приобщить своих учеников к информационной культуре.

Современный урок немыслим теперь без компьютерных технологий. Поэтому, я считаю, что эффективное использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном-воспитательном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

При использовании мультимедийных технологий знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), поэтому лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок.

Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий стимулирует познавательный интерес, создавая условия для мотивации к изучению предметов, способствуют повышению эффективности обучения и самообучения, повышению качества образования.

Теоретическая интерпретация опыта

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности.

Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного образования.

В своей работе я использую технологию применения средств ИКТ в предметном обучении, технологию компьютерного урока.

Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, но и открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации. ИКТ позволяет по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение этих информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм.

Доступность обращения, широкие возможности компьютера, качественный подбор программного обеспечения по предмету позволяет использовать персональный компьютер на уроках, активизируя учебный процесс, помогая учащимся реализовать в той или иной мере свой скрытый интеллект и творческий потенциал. Систематическое использование компьютерных видеосюжетов и демонстрационных презентаций развивает воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому учебному материалу и предмету в целом. В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности, в виде таблиц, схем, опорных конспектов, которые демонстрируют не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания.

Грамотное, обоснованное использование ИКТ способствует повышению эффективности качества обучения и сформированности ключевых и предметных компетенций школьников.

Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают урок более интересным.

Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.

Существенны преимущества использования компьютера в обучении перед традиционными занятиями.

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий.

Где я использую информационные технологии в обучении? Информационные технологии в обучении использую:

1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы «Живая математика», «Графики»; программа презентаций Power Point);

2) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);

3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);

4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа «Репетитор», энциклопедии, развивающие программы);

6) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление ).

Перед информатизацией образования стоят наиважнейшие задачи:

-повышение качества образования на основе использования в учебном процессе информационных технологий;

-повышение мотивации обучения;

-развитие познавательной активности учащихся;

-стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам;

-совершенствование форм и методов организации учебного процесса.

Новизна опыта заключается в творческом использовании средств ИКТ в обучении в условиях работы обычной сельской школы.

Ведущая педагогическая идея

На мой взгляд, применение информационных технологий в учебном процессе способствует:

— повышению качества обучения;

-эффективной организации познавательной деятельности учащихся и формированию высокого уровня мотивации, интереса к учебной деятельности;

-развитию у каждого школьника собственной образовательной траектории в связи с появлением неограниченных возможностей для индивидуали­зации и дифференциации учебного процесса;

-развитию самостоятельности учащихся;

К достоинствам компьютерной поддержки как одного из видов использования новых информационных технологий в обучении можно отнести следующие: возможность конструирования компьютерного материала для конкретного урока; возможность сочетания разных программных средств; а также побуждающий аспект активизации деятельности учащихся.

На мой взгляд, компьютер выполняет различные функции: источника учебной информации; наглядного пособия качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации; тренажера; средства диагностики и контроля; текстового редактора.

Вместе с тем, уроки с использованием компьютера следует проводить наряду с обычными занятиями; компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться только там, где это целесообразно.

Методика применения технологии компьютерного урока на уроках

Проектирование компьютерных уроков я начинаю с составления календарно-тематического плана изучения темы, в котором использование средств ИКТ оптимально распределяю по всем урокам. При этом обязательно учитываю следующее: содержание изучаемого материала; наличие компьютерных средств; необходимость чередования различных типов компьютерных средств; классические требования к уроку.

Для плана конкретного компьютерного урока составляю временную структуру урока, отбираю наиболее эффективные средства, рассматриваю целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами. Отобранные материалы оцениваю во времени, так как их продолжительность не должна превышать санитарных норм. При недостатке компьютерного иллюстрированного или программного материала провожу поиск в Интернете. Тогда из найденных материалов составляю презентационную программу.

Большие возможности использования ИКТ предоставляют уроки

математики. Возможности компьютера я использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков, при подготовке к ГИА.

На этапе изучения нового материала я координирую, направляю, организую учебный процесс. Применяю демонстрационный материл, имеющийся для каждого класса, что позволяет чередовать разнообразные методические приемы.

Методически грамотная подача материала в компьютерной программе способствует успешному формированию личностных компетенций обучающихся при изучении этой темы.

На этапе закрепления изученного материала я организую внутриклассную групповую дифференциацию. Обычно класс делю на три группы:

учащиеся с низкой успеваемостью, не уверенные в своих знаниях, не умеющие их применять;

учащиеся со средней и хорошей успеваемостью, способные осмыслить связи между понятиями и обладающие навыком самостоятельной работы;

учащиеся, умеющие обобщать, выделять главное, отыскивать нешаблонное, рациональное решение.

Каждая группа работает по своему варианту. С учащимися первой

группы занимаюсь сама, а учащиеся второй и третьей группы справляясь с основным заданием, получают право выполнить упражнение с помощью компьютерного тренажера. Использование ИКТ позволяет дифференцированно подходить каждому ребенку (средние и даже слабые ученики неплохо справляются с заданием компьютера).

При повторении в начале урока в компьютерном варианте я использую

любой формат (текст, изображение): репродуктивное тестирование, развивающую игру проблемную ситуацию. Если ученик ошибся, может воспользоваться озвученными подсказками.

В результате все ученики включены в мыслительную деятельность,

готовы к восприятию нового материала. Степень самостоятельности при таком виде деятельности может быть либо полной, либо частичной.

При обобщающем повторении для обобщения и систематизации знаний использую итоговое тестирование, которым завершается каждая тема в компьютерной программе. Все ученики выполняют контрольный тест, который занимает 7-10 минуты. Большой интерес вызывают у учащихся презентации.

На этапе контроля знаний, умений, навыков компьютерный контроль знаний имеет существенные преимущества по сравнению с традиционным.

Использую разнообразные формы контроля: тесты, самоконтроль, взаимоконтроль, рейтинговый контроль.

Преимущества состоят в следующем:

-осуществляется индивидуализация контроля знаний;

-повышается объективность оценки;

-ученик видит детальную картину своих недоработок;

-оценка может выдаваться не только по окончании работы, но и после каждого вопроса;

-на процедуру оценивания затрачивается минимальное количество времени.

Компьютер помогает мне в управлении учебным процессом, выдает результаты выполнения учащимися контрольных заданий с учетом допущенных в теме ошибок и затраченного времени.

Важным этапом урока является домашнее задание.

В качестве домашнего задания каждый желающий может получить индивидуальное задание: составить мини-презентацию по теме урока (теория, практика), тестирование, проблемную ситуацию.

Важным пунктом применения ИКТ технологий становится подготовка к ГИА.

Она начинается с выполнения тестовых заданий на уроках математики. Тесты могут быть представлены в электронном виде и в интерактивном режиме. Если дети затрудняются при ответе на какой-либо вопрос, тогда даём развернутый ответ с объяснением и пояснениями. Объяснение стараюсь проводить, опираясь на наглядный материал электронных носителей, или использую собственные презентации уроков. В конце каждого занятия провожу тестирование. После этого на экране вывожу готовые ответы для проверки. Если есть ошибки, то вместе с детьми ищем правильный ответ и даем ему обоснование. Таким образом, учащиеся концентрируют внимание на правильном ответе, и в дальнейшем уже по этой теме не бывает ошибок. На последних занятиях даю различные варианты КИМ, чтобы учащиеся увидели свои результаты, где и по каким темах есть пробелы в знаниях, на что еще нужно обратить внимание.

Применение ИКТ при подготовке к ГИА дает новое качество в передаче и усвоении системы знаний, так как активизирует все виды деятельности ученика, что позволяет ускорить процесс усвоения материала.

Использование ИКТ на уроках математики в течение нескольких лет привело к следующим результатам:

-повышение качества знаний учащихся: при стабильной 100%

-успеваемости, качество знаний повысилось с 43% до 65%

-результаты ГИА по математике качество- 71%;

-повышение интереса к предмету;

-качественное изменение контроля за деятельностью учащихся, создание ситуации «успеха для каждого ученика»;

-развитие творческих способностей учащихся, формирование навыков исследовательской деятельности;

-учащиеся стали представлять творческие работы в виде презентаций, чаще использовать Интернет при подготовке к урокам и творческим конкурсам;

-большинство классных часов и внеклассных мероприятий проводится с использованием ИКТ.

Для меня, как учителя, использование ИКТ в обучении – это профессиональный рост.

Эффективное его использование возможно при наличии в кабинете мультимедийного оборудования.

Источник

Использование ИКТ на уроках

Зачем нужны ИКТ-технологии в учебном процессе?

Часто педагоги задаются вопросом: так ли это необходимо для учителя, в совершенстве владеть компьютерной техникой и совершенствовать навыки использования информационных технологий?

Цели использования информационных технологий в школе достаточно разнообразны, однако главные из них — всесторонне облегчить работу педагога и при этом повысить помочь ему выйти на новый уровень качества преподавания, которого требует современность.

Кроме того, важно помнить, что одна из актуальных задач сегодняшнего педагога — развить у учеников информационную грамотность, научить их владению информационными технологиями, помочь обрести стиль мышления, актуальный для информационного общества.

В каких учебных ситуациях актуально использование ИКТ?

При объяснении нового материала. С помощью ИКТ можно эффектно представить учащимся новую тему, обозначить проблему; яркая мультимедийная презентация может сопровождать речь учителя, иллюстрируя ее видео- и аудиоматериалами, картинками, схемами.

При организации самостоятельной работы учащихся. Информационные технологии позволяют организовать как индивидуальную, так и групповую работу. На уроке ученики могут заниматься поиском и отбором информации, готовить творческие задания и создавать мультимедиа-продукты.

При оценке и контроле успеваемости. ИКТ дают возможность проводить контрольные и самостоятельные работы в современной форме (интерактивные онлайн-тесты, викторины), а также быстро осуществлять проверку и заносить полученные результаты в базы данных.

основные компоненты необходимые для эффективной реализации икт в обучении. 91a5a847963ef4abd412d5d1fb29f54b. основные компоненты необходимые для эффективной реализации икт в обучении фото. основные компоненты необходимые для эффективной реализации икт в обучении-91a5a847963ef4abd412d5d1fb29f54b. картинка основные компоненты необходимые для эффективной реализации икт в обучении. картинка 91a5a847963ef4abd412d5d1fb29f54b.

Наиболее частые направления использования ИКТ в учебном процессе

Создание мультимедийных презентаций. Это один из самых простых и доступных способов ярко и наглядно представить учебный материал. В качестве авторов презентаций выступают как педагоги, так и учащиеся: в первом случае презентация готовится к уроку как средство эффективной подачи нового материала, во втором — как форма творческой самостоятельной работы.

Использование интернет-ресурсов. Включает в себя не только поиск актуальной информации, но и оперативный обмен данными. Интернет предоставляет учащимся и учителям удобные площадки для групповой работы вне урока.

Работа с дидактическими играми и обучающими программами. Способствует геймификации образовательного процесса, стимулирует мотивацию учащихся, позволяет осуществлять контроль и систематизацию полученных знаний в увлекательной для школьников форме.

Чтобы применение ИКТ на уроках в школе было действительно полезным, для педагога крайне важно:

А) Постоянно совершенствоваться во владении компьютерными технологиями. Мы живем во времена, когда техника и технология стремительно эволюционируют. Учитель должен быть готов идти в ногу со временем, постоянно обучаться новым приемам подачи информации.

Б) Не увлекаться ИКТ сверх меры. Применение компьютерных технологий не должно быть самоцелью. Достичь эффективности в обучении можно только в том случае, если использование компьютерных технологий в данном случае уместно и оправдано.

В) Показывать все возможности компьютерных программ и сервисов на личном примере. Если педагог использует достижения ИКТ в своей повседневной практике, то и для учеников не составит труда овладеть основными приемами. Главное — понимать, что за каждой ситуацией использования ИКТ стоит конкретная учебная задача, а порой и педагогическая стратегия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *