осипов троице сергиева лавра
Отлучен и очень опасен
Новый Гришка Распутин появился в Семхозе
Уж кто-кто, а люди набожные знают, где соломки подстелить, прежде чем упасть.
И все равно они упрямо ехали в Троице-Сергиеву лавру, к теперь уже бывшему игумену Киприану, в миру Евгению Цибульскому. Чтоб исповедаться, покаяться в грехах своих тяжких, спасти душу.
Правда, после таких таинств с духовником некоторые молодые прихожанки до сих пор испытывают “демонские нападения”. А люди постарше и поопытнее пытаются отсудить свое конституционное право на жилье.
Как там у Высоцкого? “Нет, и в церкви все не так, все не так, ребята. ”
— С отцом Киприаном я познакомилась на исповеди осенью 2000 г., — вспоминает москвичка, 24-летняя Вера Шувалова. — Сначала он приглашал меня к себе в келью, где просил сделать массаж. Мне показалось странным, когда он положил руку мне на талию. Но батюшка заверил, что этим самым вырабатывает у меня бесстрастие. Он действовал расчетливо, приучая меня к блуду. И, когда посадил к себе на колени, я отнеслась и к этому спокойно — посчитав, что это такое послушание, которое нужно исполнять.
Впервые монах поцеловал девушку аж через два года после знакомства — на Пасху в 2002 г. К этому времени Вера уже была совершенно ослеплена своим духовником и безропотно выполняла все его приказания. По 5 часов в день делала массаж его обнаженного (!) тела, после чего у нее тряслись руки. Но их она даже не мыла, пребывая в уверенности, что прикасается к святой плоти и эта святость передается ей, грешнице.
— Наконец, летом 2003 года, — продолжает она, — в своей квартире в Сергиевом Посаде он просто овладел мною. Обвил мое тело, как змея. И сблизился со мной, как со своей женой.
На испуганный вопрос девушки (уже женщины): “Что же вы делаете? Ведь вы монах!” — отец Киприан буднично ответил: “Какой я монах? Монахи в пустыне. ”
Веру (по понятным причинам ее фамилия изменена) после череды таких “исповедей” начали мучить блудные сны. Как-то она сообщила об этом игумену. И сама же осталась виноватой: мол, эти похотливые желания тебе внушают бесы. Молись!
В интимные отношения с прихожанкой “монах” вступал и накануне дня причастия — что не могут себе позволить даже женатые священники, не говоря про аскетов-монахов! Зачарованная “духовником”, Вера продолжала считать, что это не блуд, а такое послушание, своего рода борьба с бесовскими силами. Иногда в такие минуты спрашивала: “Что же вы со мной делаете?” “Я тебя смиряю”, — отвечал игумен. Когда к нему на квартиру приходили и другие девушки, Вера не унималась: “Вы и их так “смиряете?” “Не твое дело!” — отвечал монах.
И только позже поняла, что под видом послушания совершала смертный грех. Сейчас, когда Вера уже в другом храме становится на молитву у иконы Спаса Нерукотворного, ей кажется, что лик Спасителя каким-то образом делается похожим на Цибульского. И ей становится страшно.
Когда похождения похотливого игумена стали известны наместнику лавры и Духовному собору Троице-Сергиевой лавры, разразился большой скандал. Решением Духовного собора лавры от 29 октября 2003 года, утвержденного патриархом, игумен Киприан (Евгений Цибульский) был запрещен в священнослужении и отчислен из братии лавры за грубые нарушения православной пастырской деятельности. А позже, когда открылись и другие его делишки, лишен священного сана, извержен из монашества и отлучен от церковного общения за растление приходивших к нему на исповедь девушек.
В материалах церковного дела, по которому старцы лавры принимали столь важное решение, собраны десятки страниц документов: показания потерпевших, заключения экспертов. Все они свидетельствуют о том, что батюшка, пользуясь безграничной властью духовника над своим чадом, использовал эту власть в корыстных, в том числе плотских целях.
Как говорится, ничто человеческое ему не было чуждо. Одна девушка признается на исповеди, что на ум ей пришло богохульное слово, ей очень стыдно, она не знает, как быстрее избавиться от этого наваждения. “Напиши это слово 100 раз!” — требует игумен. “Но батюшка, это же. ” — изумляется прихожанка. “Я сказал — пиши!”
Она пишет 100, 1000 раз. Это слово, уже конкретным образом, начинает сниться по ночам — духовник времени даром не теряет, навязчиво ищет с ней сексуальной близости. Все под благородным предлогом антибесовской “закалки”.
Важно было изгнать паршивую овцу, чтобы сохранить неповрежденным стадо. И мы понимаем суровость решения Духовного собора лавры — до игумена Киприана лишь один человек за последние 30 лет подвергся такому же строгому наказанию: бывший экзарх Украины митрополит Филарет (Денисенко) за подобные деяния был запрещен в священнослужении и извержен из сана монашества.
Однако ставить точку в этой истории пока рано. В Сергиевом Посаде есть люди, которые из-за собственной доверчивости пострадали от кипучей пастырской деятельности Киприана. В результате чего оказались на улице: без семьи, без детей, без квартиры.
38-летний Алексей Самойлюк — один из них. Свою жизнь он четко делит на три этапа: до Киприана; вместе с Киприаном; и, соответственно, без Киприана.
Родился и вырос Алексей в офицерской семье, окончил Калининградское высшее военно-морское училище, служил в Севастополе, там был женат первым браком.
С Цибульским познакомился в 91-м, когда еще служил офицером. Видимо, какая-то власть над человеком у Евгения Аркадьевича все-таки есть. Алексей, который раньше не особенно задумывался над вечным, вдруг стал ходить в церковь, изучать религиозную литературу, наконец — исповедоваться. У кого? Естественно, у отца Киприана. Сегодня для душеспасительной беседы тысячи километров (Киприан служил в лавре, а Алексей — в Севастополе) не преграда. Они часто звонили друг другу, обменивались письмами.
По странному стечению обстоятельств жизнь военно-морского офицера с тех самых пор и начала запутываться.
— Что-то со мной произошло, — вспоминает Алексей, — я стал слепо выполнять советы духовника. Грубо относился к жене — Киприан предостерегал меня, чтобы я не стал “подкаблучником”. Перестал помогать ей по хозяйству, а вскоре наш брак — опять же по совету духовника — превратился в формальность, мы не жили как муж и жена.
Дальше — больше. В 1992 году Алексей оставил службу в звании старшего лейтенанта, приехал в Сергиев Посад поступать в Московскую духовную семинарию. В это время Россия и Украина делили между собой военно-морской флот, вся мощь отчизны рушилась на его глазах. И он окончательно и бесповоротно решил уйти туда, где, казалось бы, нет никаких потрясений. Лавра, колокола, купола, игумен. Что может поколебать эти священные устои?!
С 1994 по 1998 г. учился в семинарии, с 1998 по 2002 г. — в духовной академии. Разумеется, все это время он ни на день не прерывал связь со своим духовником, отцом Киприаном то есть. Под видом послушания построил гараж и забор вокруг его участка в городе. С другими, такими же, как он, семинаристами сделал обширную пристройку к однокомнатной квартире монаха в Сергиевом Посаде: она находится на первом этаже и теперь стала комфортабельной двухкомнатной квартирой.
Идиллия, казалось бы, полная. Но в один совсем не прекрасный день отец Киприан стал упрекать свое чадо в сребролюбии, в отсутствии всякого милосердия и заботы о ближнем.
— Нет у тебя, сын мой, жертвенности, которая присуща православию. О себе только думаешь. О своем.
Алексей очень огорчался — ведь поводов к таким замечаниям не давал. Напротив, свою квартиру в городе он получил по духовному завещанию от старой уборщицы в семинарии, за которой ухаживал. Из скромных семинарских доходов оплачивал ее жилье, коммунальные услуги, покупал продукты, провожал вечерами домой. Перед смертью свои апартаменты старушка завещала молодому семинаристу.
Оказывается, эту самую квартиру игумен и имел в виду. Чтоб избавиться от сребролюбия, духовник предложил Самойлюку заключить договор купли-продажи его (Самойлюка) квартиры в свою (Киприанову) пользу. Договор, как заверил духовник, чисто формальный, Алексей будет по-прежнему владеть этим жилищем, но уже сам факт наличия такой бумаги поможет Самойлюку избавиться от пороков, спасти душу и тело.
Христиане безгранично верят своим духовникам, ведь через них они общаются с Создателем, через них Господь просветляет, наставляет на путь истинный. И 21 февраля 2003 года такой документ был подписан у нотариуса, затем зарегистрирован в Регистрационной палате.
К этому времени Алексей, выпускник Московской духовной академии, по благословению Киприана готовился к заключению брака с Надеждой Котовой: в церкви уже состоялось их венчание. Невеста, что немаловажно, тоже являлась духовной дочерью отца Киприана.
Так прошел месяц, за ним второй, третий. В августе Самойлюк поставил перед пастырем вопрос ребром: хотим перебраться к своим пенаты, жена ребеночка ждет — да и вообще, с какой стати скитаться по чужим углам, когда есть своя квартира?!
Киприану такие настроения духовных чад не понравились. Он решительно отказал в благословении этого “своеволия”. Как выяснилось чуть позже, в квартире уже поселились какие-то молдаване.
Самойлюк подал иск в суд, собрал документы, подтверждающие, что духовник завладел его квартирой обманным путем.
— Я попал под власть этого человека, — вздыхает Алексей, — он не православный проповедник, а типичный сектант. И методы его работы с паствой тоже сектантские. Манипулирует сознанием, запугивает людей.
Чтоб эффективно бороться с демонскими страстями, все Киприановы ученики каждый день открывали батюшке свои помыслы. Даже в нехороших мыслях (не говоря уже о поступках) религия видит грех. Посмотрел, допустим, на девушку в городе, что-то внутри зашевелилось — согрешил. Восхитился роскошной иномаркой у супермаркета — кайся. И так далее и тому подобное.
В первых веках от Рождества Христова миряне открывали помыслы духовникам и чистосердечно в них раскаивались. Мир за две тысячи лет сильно изменился, соблазнов стало куда больше. Сегодня в православии помыслы, как правило, контролируют только монахи. Отец Киприан, известный своим “благочестием”, требовал этого и от рядовых прихожан.
Вот почему они обменивались с духовником письмами, в которых признавались во всех грехах. Как-то Алексей и его жена отпросились у Киприана на молебен в лавру. Он их благословил, но с оговоркой: в храм — и обратно! Молодожены значения этому не придали, после молебна поднялись на колокольню, потом побродили по территории лавры.
Надя простудилась. О чем сразу же сообщила и покаялась Киприану. Вот что он написал ей в ответ: “Ты заболела от праздного шатания, а точнее, от страстей своего мужа, потому что пошла у него на поводу. Хотя душа тебе говорила, что ты согрешаешь, но ты проявила малодушие и предпочла угодить мужу, а не Богу. Почему и будешь страдать от человекоугодия и лукавства, пока не исправишься. Повредила и Алексею, и себе, и будущим детям — если доживете до них, т.к. вы с Алексеем только разрушаете семью.
Алексею не служба нужна и не общение с Богом — т.к. он не живет по Богу. Ему нужен выход в свет, развлечения. И ты его в этом поддержала. Вы слукавили оба, как Анания и Сапфира в “Деяниях” — пытались обмануть Духа Святого и оба замертво упали. Вы не понимаете, чем играетесь. ”
В этом коротком письмеце батюшка ненавязчиво сравнил себя самого со Святым Духом и припугнул чад: доживете ли до своих детей? Не умрете ли, как Анания и Сапфира?
В общении с прихожанами 49-летний Киприан любил нагнать страху. Вот страничка из дневника той же Нади Котовой, датированная декабрем 2001 г. Ее мы процитируем с некоторыми поправками: у Нади образование — три класса. “27 ноября 2001 г. к нам приехал батюшка, он заболел, у него хронический бронхит, он приехал погреться на печке.
Я тоже тогда болела и лежала у себя в комнате. Батюшка зашел ко мне и сказал: “Пойдем, ты меня расчешешь”. Я взяла расчески, пришла на печь и стала не спеша расчесывать, потому что волосы у него были весьма запутанные. И сказала, что на своей голове нашла несколько седых волос: “Я же, батюшка, к 20 годам совсем поседею!”
— А сколько тебе лет? — спросил он.
— Э-э, голубушка, — сказал он, — да ты не доживешь до 20. От силы еще года 2—3 протянешь, а там похороним, лишь бы покаяться успела. ”
Так и общаются с духовником его чада. Кто-то страдает морально, а кто-то, как Самойлюк, — материально. Теперь он натуральный бомж. У него нет семьи, жилья (по решению сергиевопосадского суда, который состоялся почему-то без его участия, Самойлюк выписан из квартиры в декабре прошлого года) и, соответственно, работы.
Убежал экс-офицер от мирской суеты в лоно Церкви, чтобы спастись, найти душевное спокойствие. А, получив высшее религиозное образование, остался ни с чем, не вылезает из судов.
Все его внимательно слушают, сокрушенно качают головой и возмущаются отцом Киприаном: каков фрукт! Отец Анатолий (Берестов) — профессор, доктор медицинских наук, руководитель центра антисектантских исследований — в своем заключении, приобщенном к материалам дела, заявляет, что, подписывая договор купли-продажи своей квартиры, Самойлюк не отдавал отчета в действиях. Так как “зомбировался непосредственно Цибульским, принимал разные гомеопатические вещества, которые в секте у Цибульского употреблялись под видом лекарств и пищи”.
Но, хотя собрана куча документов, обличающих пастырскую деятельность Киприана, в райсуде батюшке почему-то верят больше. У него главный аргумент: будучи студентом семинарии, а потом и академии, Самойлюк не мог материально поддерживать старушку, завещавшую ему квартиру. У Алексея, дескать, самого денег не было. А поддерживали ее финансово и духовно он, Киприан, и Ольга Котова (теща Самойлюка), которая убирала в квартире, хлопотала по хозяйству.
Значит, делает вывод бывший монах, все по справедливости, жилье принадлежит тому, кто его и заслужил.
В свою очередь, Самойлюк заверяет, что деньги у него были. Он подрабатывал, являлся дежурным помощником проректора духовной академии. К тому же бабушка, которая завещала ему квартиру, ни за что бы не оставила ее Киприану. Ибо она была не просто уборщицей в семинарии, а тайной инокиней — это особый вид монашества, своего рода внутренний подвиг: быть настоящим монахом, но жить в миру, и никто, кроме узкого круга духовных лиц, не догадывается, кто ты есть на самом деле!
Даже если бы Киприан эту инокиню перед смертью осыпал золотом, она никогда бы не оставила ему квартиру. Прежде всего потому, что Киприан — монах. При постриге он давал обет нестяжания — добровольной нищеты. У него для служения Богу есть келья, и больше быть ничего не должно!
Оказывается, забыл монах про свой обет — есть у бывшего батюшки и квартира, и недвижимость, и загородный дом.
10 лет назад в поселке Семхоз (в пяти километрах от Сергиева Посада) он создал собственную православную общину. Расположена она на ул. Хотьковской и занимает 30 соток. Примерно половина территории — постройки: огромный дом, хозблоки, гараж.
Откуда деньги на строительство? Ведь и сегодня там не утихают работы, хозяйство общины расширяется не по дням, а по часам.
Когда-то давно все это добро принадлежало диакону Дмитрию — мужу Ольги Котовой, которая, в свою очередь, является тещей Алексея Самойлюка. Нетрудно предположить, что она тоже исповедуется у Киприана.
Вот с тех пор, как они познакомились, все смешалось в доме Котовых. Диакон по простоте душевной переписал собственность на имя жены — после чего их счастливый брак затрещал по швам, а четверо детей отреклись от своего отца! В новоявленной “православной общине” (свято место пусто не бывает) обосновался расстрига Киприан.
Трудно сказать, сколько обитает там человек. Ольга Котова (она заняла место “правой руки” батюшки), двое ее дочерей (Надя и Даша), две племянницы расстриги Киприана и еще очень много семей из Москвы, Твери, других областей, которые периодически сюда то приезжают, то уезжают. Бывают дни, когда здесь собираются по 30—40 человек. Однако эта цифра не окончательная. Расстрига со свойственной ему страстью ведет активную переписку с верующими из Тюмени, Новороссийска, других регионов. Они верят в его святость, и неизвестно, куда может завести эта слепая вера.
Тем, кому удалось вырваться из Семхоза (батюшка без обиняков предупреждает своих чад: “Уйдешь — погибнешь!”), очень долго адаптировались к окружающему миру, их преследовали кошмары. Нам удалось поговорить с одной из бывших прихожанок общины.
— Это настоящая секта, — считает она. — Нам запрещалось общаться с родственниками, на все вводились ограничения. Например, отец Киприан в день разрешал мне съедать по одной чайной ложке меда и варенья, по одной галете и по пачке кукурузных палочек — но ее он выдавал уже на месяц. Все время хотелось есть, но мы работали круглые сутки. Рыли ямы, носили землю, таскали бревна, подавали кирпичи. Все эти порядки противоречат православию. Меня он каждый день заставлял учить правила — свод молитв, каноны, Псалтырь. Запомнить все это под силу только монахам, а не простым прихожанам. До сих пор не пойму, как могла верить этому человеку.
Словом, порядочки в Семхозе еще те. По каким-то причинам нескольких девчонок из общины по приказу игумена обрили наголо. Никакого сопротивления с их стороны: чада почитают Киприана за святого старца. Чтобы расчесать его патлатые волосы (помните страничку из дневника Нади Котовой?), выстраивается целая очередь. Юные прихожанки выпрашивают у батюшки его нижнюю рубашку и мечтают быть похороненными в ней.
Как тут не вспомнить про знаменитого Гришку Распутина — они даже внешне очень похожи!
Тяжелая физическая работа в общине-секте считается послушанием. Отказ от пищи — воспитанием, порка детскими скакалками молоденьких прихожанок — смирением гордыни. Многие воспитанницы так привыкли к унизительным побоям, что испытывали при этом наслаждение и часто сами просили, чтобы их наказали.
Бывшие чада расстриги и впрямь считают, что наказаны за свою гордыню. В Троице-Сергиевой лавре обитает немало истинных монахов, отказавшихся ради служения Господу от всего мирского. И каждая девушка, впервые приходившая на исповедь, поначалу шла к другим духовникам.
Но как-то так получалось, что вдруг они узнавали об игумене Киприане. О том, что только он и есть настоящий монах, что только он и сможет наставить на путь истинный. И ноги сами шли к Киприану — ведь он лучше других. Это и есть гордыня: выбрать себе духовника особенного, который к тому же выделяется и ростом (у Киприана под 2 метра), и голубыми глазами.
“Православную общину” расстриги Цибульского профессор-иеромонах Анатолий Берестов считает сектой по нескольким причинам: туда шла обманная вербовка членов; человек ставился в материальную зависимость от секты — лишался собственного имущества в пользу лидера секты. Наконец, членство в “общине” часто приводило к разрыву родственных отношений, к распаду семей. Разрушались даже браки, венчанные в церкви!
Расстригу нисколько не смущало, что венчанные браки никем не могут быть расторгнуты. Он легко благословлял такие разводы.
За примером далеко ходить не надо. Надя Котова (вторая жена Самойлюка) еще не успела родить ребенка, как ее насильно увезли в Семхоз, в эту самую якобы православную общину. И оформили развод с законным мужем. Ее мать, Ольга Котова, венчанная с диаконом Дмитрием, тоже бросила мужа. “Настоящий православный монах” в столь щепетильных делах позволял себе очень многое. Жене Алексея, Наде Котовой, на момент их венчания в церкви еще не исполнилось 16 лет. По канонам венчать их священник не имел права. Священника “благословил” Киприан — и дело было сделано. Когда батюшкой занялся Московский патриархат, священника сослали куда-то в провинцию.
А расстрига продолжает в Семхозе активно строить раскольничью общину. И свято верит, что не перевелись еще простаки на Святой Руси!
День народного единства: Как икона из Казани сплотила Россию
На призыв откликаются нижегородцы. К ним присоединяются казанские дружины, которые и принесли с собой список Казанской иконы Божьей Матери Дмитрию Пожарскому, возглавившему ополчение. С этого момента перед иконой совершаются постоянные молебны.
Четыре столетия спустя, нам, атеистам и маловерам, связь между победой и молитвами пусть даже и к знаменитой иконе кажется неочевидной, но вот как происходившее объясняет Сергей Соловьев. «Когда ударили бури Смутного времени, то потрясли они и свеяли много слоев общества, находившихся на поверхности, но когда коснулись оснований общественных, то встретили и людей основных, о силу которых напор этих бурь должен был сокрушиться». Среди таких людей, ставших основой общества, людей несгибаемых и верных, историк называет и насельников Троице-Сергиева монастыря, кстати, устоявшего под натиском поляков, превосходящих нас даже численно. После мученической кончины патриарха Гермогена, «уморенного голодом», в народ, по городам и весям «вместо грамот патриарших шли призывные грамоты от властей прославленного недавно новою славою Троице-Сергиева монастыря, от архимандрита Дионисия и келаря Авраамия Палицына».
Причем православные постились, особо подчеркивает летопись, «по своему изволению». То есть понимание того, что нравственное очищение каждого есть необходимое условие для очищения всей Родины, не навязывается кем-то, а именно возникает само. «Народ, не видя никакой внешней помощи, углубился во внутренний, духовный мир свой, чтоб оттуда извлечь средства спасения». Покаяние и молитвенное обновление каждого стало той силой, что воспрепятствовала идущим полным ходом процессам атомизации русского общества. Сплотило индивидуумов в народ.
Прозрения такой глубины открываются людям в годины великих потрясений. И не приведи нам Господь забыть об этом в те дни, когда Смута всего лишь страница из учебника истории.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Свято-Троицкая Сергиева Лавра запись закреплена
«С Богом быть – на всяком месте дом и отечество; без Бога же и дом и отечество – ссылка и плен».
свт. Тихон Задонский
Свято-Троицкая Сергиева Лавра запись закреплена
Митрополит Московский и Коломенский Сергий, император Николай II, императрица Александра Фёдоровна, вдовствующая императрица Мария Фёдоровна в Троице-Сергиевой Лавре.
Снимок сделан предположительно в 1896 году.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра запись закреплена
Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением.
Послание к Колосянам апостола Павла 4:2
Свято-Троицкая Сергиева Лавра запись закреплена
Сегодня Церковь чтит память апостола Луки. Святой за свою долгую жизнь оставил верующим великое духовное сокровище. Он написал одно из Евангелий и стал первым в истории Церкви иконописцем, запечатлевшим лик Пречистой Божией Матери.
30 и 31 октября в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре прошли воскресные богослужения, на которых почтили память апостола от 70-ти, евангелиста Луки. Вечернее богослужение в Трапезном храме возглавил архимандрит Макарий (Веретенников). Литургию совершил епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома. По запричастном стихе с проповедью к присутствующим в храме обратился иеромонах Моисей (Дроздов).
Свято-Троицкая Сергиева Лавра запись закреплена
Плод молитвы состоит в просвещении ума умилении сердца, в оживлении души жизнью Духа.
свт. Игнатий Брянчанинов
Плод молитвы состоит в просвещении ума умилении сердца, в оживлении души жизнью Духа.
свт. Игнатий Брянчанинов
Когда просим Бога просветить наш ум, умягчить наше сердце, оживить душу Духом Святым, Бог с радостью дает просимое. Все доброе, что происходит с душой человека, происходит исключительно по благодати Божия, есть дар Божия.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра запись закреплена
29 октября (19 октября ст.ст.) 1608 года защитники Троице-Сергиевой лавры совершили вылазку в стан врага.
19 Октября, видя малое число неприятелей в огородах монастырских, стрельцы и Козаки без повеления Воевод спустились на веревках со стены, напали и перерезали там всех Ляхов. Пользуясь сею ревностию, Князь Долгорукий и Голохвастов тогда же сделали смелую вылазку с конными и пехотными дружинами к турам Красной горы, чтобы разрушить неприятельские бойницы; но в жестокой сече лишились многих добрых воинов. Никто не отдался в плен; раненых и мертвых принесли в Лавру, всего более жалея о храбром чиновнике Брехове: он еще дышал, и был вместе с другими умирающими пострижен в Монахи. В возмездие за верную службу Царю земному, отечество передавало их в Образе Ангельском Царю Небесному.
Гордясь сим делом как победою, неприятель хотел довершить ее: в темную осеннюю ночь (25 Октября), когда огни едва светились и все затихло в Лавре, дремлющие воины встрепенулись от незапного шума: Ляхи и Российские изменники под громом всех своих бойниц, с криком и воплем, стремились к монастырю, достигли рва и соломою с берестом зажгли острог: яркое пламя озарило их толпы как бы днем, в цель пушкам и пищалям. Сильною стрельбою и гранатами осажденные побили множество смелейших Ляхов и не дали им сжечь острога; неприятель ушел в свои законы, но и в них не остался: при свете восходящего солнца видя на стенах церковные хоругви, воинов, Священников, которые пели там благодарственный молебен за победу, он устрашился нападения и бежал в стан укрепленный. Несколько дней минуло в бездействии».
Свято-Троицкая Сергиева Лавра запись закреплена
Что может быть отраднее всего для путешественника? Пение птиц? Окружающая природа? А может быть, хорошая погода на протяжении всего пути? Всё это, безусловно, ценно для каждого любителя походов, но самым дорогим во всяком путешествии остается именно конечная цель — достижение желаемого места.
Показать полностью.
Для одних это недосягаемые вершины гор, для других — заповедные, неизведанные места, а третьи своей целью ставят древние обители и монастыри.
На Руси такие путешественники издавна назывались паломниками или богомольцами, преодолевающими ради Бога многие километры и все тяготы пути. И одной из наиболее известных дорог, проторенных нескончаемым людским потоком, является «тропа преподобного Сергия», ведущая от столицы к духовному центру России — Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
Так, 15 октября в пеший шестидневный поход к преподобному Сергию Радонежскому отправилась группа детей из Русской классической школы поселка Вырица. Мальчики и девочки, взрослые и еще совсем юные, — все 29 паломников преодолели 120 километров лесов и парков и 21 октября вошли в Лавру, основанную Игуменом всей Русской земли, чтобы приложиться к святыням древней обители и помолиться за Литургией в Троицком и Успенском соборах.
В обители Преподобного дети побывали на Литургии, а после им провели экскурсию по музею Академии и лаврской колокольне.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра запись закреплена
В IX веке, при императоре Феофиле (829–842), иконоборцы повсеместно уничтожали святыни. Когда близ города Никеи они ворвались в дом благочестивой христианки и обнаружили в нем образ Царицы Небесной — один из воинов ударил копьем в лик Пречистой, и тогда совершилось чудо. Из пораженного места стала течь кровь. Это глубоко потрясло гонителей, и они бежали. Впоследствии икону стали хранить в Иверском монастыре. Слава о чудотворном образе распространилась далеко за пределы горы Афон, и поэтому в XVII веке Святейший Патриарх Никон заказал и для Русской земли список Иверской иконы. 13 октября 1648 года ее торжественно перевезли в Москву, а сам день перенесения стали почитать как праздник.
25 и 26 октября в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре прошли уставные богослужения, на которых молитвенно почтили образ Иверской иконы Божией Матери. Вечернее богослужение в Трапезном храме возглавил архимандрит Агафодор (Маркевич). Литургию в Троицком соборе совершил епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра запись закреплена
27 октября в Троице-Сергиевой Лавре празднуется память ее святого насельника прмч. Максимилиана (Марченко), игумена, новомученика Радонежского.
Игумен Максимилиан родился в 1871 году, из семьи священника. Получил домашнее образование. 4 февр. 1896 г. принят послушником в Троице-Сергиеву лавру. 30 марта 1902 г. пострижен в монашество с именем Максимилиан.
Показать полностью. В 1904 г. рукоположен во диакона, в 1910 г.- во иерея. В 1912 г. стал помощником благочинного лавры. С 1913 г. блюститель лаврской церкви в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. В 1914 г. командирован в Ставку Верховного главнокомандующего с чудотворным образом прп. Сергия из Троице-Сергиевой лавры. Служил священником в церкви при Ставке, окормлял раненых в учрежденном там же лазарете. Как вспоминал протопресв. Георгий Шавельский: «Простой и неученый, но добрый, сердечный, услужливый и притом со всеми ласковый и словоохотливый, о. Максимилиан скоро стал общим любимцем: и больных, и врачебного персонала»
В 1918 г. назначен уставщиком лаврского Троицкого собора. Был возведен в сан игумена. В 1919 г. числился в сельскохозяйственной артели, учрежденной монахами при Гефсиманском скиту. Позднее работал сторожем при музее-заповеднике в закрытой властями Троице-Сергиевой лавре. 22 мая 1928 г. арестован «как бывший монах. не сочувствующий социалистическому строительству». Помещен в Бутырскую тюрьму в Москве. Проходил по коллективному делу «Антисоветской группы черносотенных элементов в г. Сергиеве Московской области», по которому было привлечено к следствию более 80 чел. 8 июня того же года приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 3 годам лагерей. Отправлен на Соловецкие о-ва, где находился в заключении до 1931 г., после чего вернулся в г. Загорск (ныне Сергиев Посад). Служил при храме во имя Всех святых на Кукуевском кладбище, где окормлялись многие из братии закрытой лавры.
21 октября 1935 г. был арестован вместе с архим. прмч. Маврикием (Полетаевым), также служившим во Всехсвятском храме. Был переведен в московскую Бутырскую тюрьму. Отца Максимилиана обвиняли в принадлежности к «контрреволюционной группировке церковников и бывших монахов», а также в распространении «контрреволюционных слухов» и хранении книги С. А. Нилуса. Также в обвинительном заключении было упомянуто, что игумен Максимилиан «во время империалистической войны служил попом в ставке б[ывшего] царя Николая II-го». 8 янв. 1936 г. приговорен особым совещанием при НКВД СССР к 3 годам ссылки в Казахстан. Ссылку отбывал в пос. Кармакчи Южно-Казахстанской обл. 25 декабря 1937 был арестован и заключен в тюрьму при Кармакчинском райотделе НКВД. Не скрывал, что регулярно посещал устроенный ссыльными молельный дом для молитвы, но отвергал все обвинения в «антисоветской агитации». 30 декабря того же года приговорен Особой тройкой при УНКВД Южно-Казахстанской области к 10 годам ИТЛ. По свидетельству одного из соузников, в 1938 г. скончался от тягот заключения в лагере.
Прославлен Архиерейским юбилейным Собором 2000 г.