ориентация алтаря в православном храме

Ориентация алтаря в православном храме

ориентация алтаря в православном храме. . ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка .

ориентация алтаря в православном храме. . ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка .

Христианские храмы строятся алтарем на восток — в сторону, где восходит солнце

Подтвержаю, большинство так и строили. В основании-фундаменте любого православного христианского храма имеет место быть крест. Вот этот фундамент и сама церковь ориентировались алтарем на восток.

1. Православная Церковь ориентирует свои храмы на восток ожидая с этой стороны пришествия Христа.
Ев. от Матфея гл. 24:27 ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого
2. Обращение православного храма алтарем на восток понятно и соответствует спасительному значению Церкви, так как если плыть от тьмы к свету, то, конечно, нужно плыть с запада на восток: на востоке был рай (Быт. 2:8); Господь Иисус Христос как Солнце Правды (Мал. 4:2) приходит с востока и Сам именуется Востоком (Зах. 6:12; Пс. 67:34) или Востоком свыше (Лк. 1:78). Таинственному Востоку — Господу соответствует зримый восток как сторона света, от которой восходит солнце, начиная новый день.
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/church2/..
Так что это несколько сложнее, чем просто отголосок солярного культа, скорее синергия факторов, действующих на объяснение.

ориентация алтаря в православном храме. . ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка .

ориентация алтаря в православном храме. . ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка .

ориентация алтаря в православном храме. deactivated 50. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-deactivated 50. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка deactivated 50.

15-25 градусов отклонения от востока к северу ))))))))))) но спишем это на отсутствие компаса у архитектора и на аномальное поведение компасов у Вас ))))).

Источник

Ориентация алтаря в православном храме

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Храмы и сакральная география. Ориентация по сторонам света. Храмы Митры.

Солнце встает на Востоке, заходит на Западе. Звезды вращаются по ночному небу, проходя один и тот же путь по окружности, в центре которой стоит Полярная звезда. Самое тепло или жара приходится на середину дня, когда солнце находится на юге.
Так или иначе, жизнь всегда была связана с этими Вселенскими процессами. Это понимание с детства приходит к каждому и, я, априори, совершенно естественным считал использовать как инструмент, для исследования прошлого, оси объектов, доживших до наших дней.
Стороны света также лежат в основе системы координат, позволившей человеку определять и описывать свое положение в пространстве и, таким образом, ориентироваться относительно других объектов. Даже умерших хоронили, в зависимости от религиозной традиции, на север, юг, восток и запад. Уже этот факт показывает, что география была сакральной изначальна.

Христианство.

Посмотрим на какой север сориентированы храмы Митры в Иране и Армении.

ориентация алтаря в православном храме. 56289 900. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-56289 900. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка 56289 900.
Север при строительстве этого сооружения был расположен, как это можно увидеть чуть ниже, в Гренландии.

И второй храм Митры в Гарни, Армения:

ориентация алтаря в православном храме. 56487 900. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-56487 900. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка 56487 900.
Тот же результат. Полюс в Гренландии.

ориентация алтаря в православном храме. 56814 900. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-56814 900. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка 56814 900.

Итак, на момент закладки двух древнейших храмов Митры зороастрийцы молились спиной к Гренландии, где как мы с вами знаем жила Снежная Королева или Ангра-Манью (всеотрицающий дух, прародитель лжи, несправедливости и беззакония), полный смерти.
Ссылка на файл KMZ: «храмы Митры на позапрошлый полюс».
Полнее информацию про здания ориентированные на полюс в гренландии можно посмотреть здесь и здесь.

Источник

Народный каталог православной архитектуры

Авторские фотографии с описаниями православных монастырей, храмов и других православных строений в России и за её пределами
ориентация алтаря в православном храме. ico facebook. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-ico facebook. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка ico facebook. | СТАТЬ СОАВТОРОМ | ПОИСК ПО САЙТУ | ОГЛАВЛЕНИЕ | КАРТА | УЧАСТНИКИ | О ПРОЕКТЕ | МОНАСТЫРИ РОССИИ | ДЕРЕВЯННЫЕ ХРАМЫ

привязка храмов и церквей на местности

привязка храмов и церквей на местности

Непрочитанное сообщение плазма » 08 дек 2007, 00:37

Re: привязка храмов и церквей на местности

Согласно канону алтарь православной церкви должен быть ориентирован на восток, а главный вход в храм – на запад. Отклонение в несколько градусов от восточного направления обычно обусловлено астрономическими координатами точки, где всходило солнце в день закладки храма.

В более поздние времена, в секуляризованном мире ориентация алтаря на север или юг оправдывалась градостроительной ситуацией и другими чисто светскими причинами, что говорит о беспомощности архитекторов решить поставленную перед ними метафизическую задачу. Бывали случаи ориентации алтаря даже на запад, в таких храмах мы лишены канонического светового пространство интерьера. Подобные случаи не могут быть примером для подражания и оправданием непрофессиональных решений, так как грубо искажают идею храма.

Сразу видно городского человека.

Точка восхода Солнца в июне и в декабре отличается от направления на восток скорее на несколько десятков градусов, чем на несколько градусов. А за Полярным кругом вообще облом, если церковь закладывать в конце июня. Солнышко-то круглые сутки на небе, не восходит и не заходит.

Чтобы не быть голословным, приведу кое-какие цифры.

На широте Москвы (55 градусов 45 минут) в конце декабря Солнце восходит практически точно на юго-востоке (азимут 133 градуса, т.е. на 43 градуса к югу от направления на восток.) Соответственно, в конце июня Солнце восходит на столько же градусов севернее направления на географический восток.

PS Для произвольной широты азимут точки восхода дается простой формулой

Cos A = Sin D / Cos Ф

(Формула не учитывает рефракцию атмосферы и предполагает, что угловые размеры светила пренебрежимо малы, что для Солнца и Луны не вполне верно.)

. для Москвы магнитное склонение в 2004 году было близко к +9.3º, то есть истинный полюс находится западнее направления, указываемого компасом, на 9.3º.

В городах, действительно, наверняка имели некие ограничения на выбор оси здания, диктуемые планировкой. Так, Казанский собор в Петербурге направлен вдоль Невского проспекта. (К нему еще пристроена сбоку полукруглая колоннада, видимо, чтобы лучше смотрелся с проспекта.)

Еще несколько примеров навскидку.

Непрочитанное сообщение Серж » 09 дек 2007, 19:40

Вообще-то многие церкви стоят вдоль улиц. Тут гениальность была, видимо, в том, что собор отнесли в сторону и пристроили колоннаду, обращенную к проспекту.

А у Исаакиевского собора, кстати, «уклон» почти 40 градусов.

ориентация алтаря в православном храме. file.php?avatar=784 1301402569. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-file.php?avatar=784 1301402569. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка file.php?avatar=784 1301402569.

Это интереснейшая тема. П.А.Раппопорт даже пытался определять точное время закладки храмов по азимуту направления алтаря (П.А.Раппопорт Строительное производство Древней Руси. СПб, 1994, с. 112). Естественно, у него ничего не получилось. Я в свое время тоже «переболел» этим вопросом (до сих пор в машине по традиции вожу компас, хотя уже давно ничего не измеряю), и у меня тоже ничего не получилось, кроме абсолютно случайного открытия (и то гипотетического) церкви Спаса в Суздале, упоминаемой среди пяти храмов Долгорукого под 1152 годом.

А с Суздалем вот как вышло (цит. по кн.: С.В.Заграевский. Зодчество Северо-Восточной Руси конца XIII-первой трети XIV века. М., 2003. С. 126):
«. Н.Н.Воронин считал церковь Спаса в Суздале, упомянутую в сообщении Типографской летописи о строительстве Юрия Долгорукого в 1152 году (ПСРЛ, 24:77), приделом к храму Мономаха (Воронин, Зодчество. Т. 1, с. 64).
Предположение о том, что церковь Спаса находилась на дворе Юрия Долгорукого в Суздале, выдвигалось О.М.Иоаннисяном (личные беседы с О.М.Иоаннисяном, 2002 г.). Исследователь полагает, что этот двор был на месте Спасо-Евфимиева монастыря. Но это видится маловероятным, так как Спасо-Евфимиев монастырь от Кремля слишком далек (почти 2 км). В роли «дальнего» княжеского двора скорее могла выступать крепость в Кидекше (около 5 км).
У автора этой книги есть основания считать, что церковь Спаса располагалась на суздальском дворе Долгорукого внутри городских стен, недалеко от валов со стороны реки (как и храмы в Переславле, Кидекше и Юрьеве-Польском).
Дело в том, что алтари подавляющего большинства русских храмов XVIII века ориентированы практически точно на восток (90 градусов). Исключением не являются и все храмы этого времени, расположенные в центре Суздаля. И только алтари церкви Успения, стоящей сразу за валами справа от въезда в Кремль, ориентированы на 60 градусов – точно так же, как и алтари домонгольского собора Рождества Богородицы.
Первым строительным периодом церкви Успения с определенной степенью вероятности является конец XVII века, а в 1617 году на этом месте стояла деревянная церковь (А.Д.Варганов. Суздаль. Ярославль, 1971. С. 133). Для XVII века существенные отклонения алтарей от востока (плюс-минус сорок пять градусов, а иногда и больше) еще характерны. Но одинаковое отклонение алтарей и церкви Успения, и собора Рождества Богородицы вряд ли можно считать простым совпадением – ведь деревянные церкви XVI–XVII веков предшествовали и тем храмам XVIII века, алтари которых ориентированы точно на 90 градусов.
Наиболее удовлетворительным объяснением этой ситуации является следующее: церковь Успения была построена на месте (возможно, даже на фундаментах) домонгольского храма, т.е. церкви Спаса в Суздале. Действительно, расстояние от этой церкви до валов – около 10 м, до реки – около 20 м, и это самое высокое место Кремля. Во второй половине XV века на этом месте находился двор Ивана III (А.Д.Варганов. Указ. соч., с. 133), и это является дополнительным аргументом в пользу того, что там же находился и двор Юрия Долгорукого.
Престол церкви Спаса мог быть переименован в Успенский в любое время между XII и XV веками. Возможно было и перенесение престола Преображения Спаса в учрежденный в 1350 году княжеский Спасо-Евфимиев монастырь. А домонгольская церковь (уже не Спасская, а Успенская) могла обрушиться, например, в Смутное время (как и построенная одновременно с ней церковь Бориса и Глеба в Кидекше), и на ее месте в 1617 году мог стоять «временный» деревянный храм, о котором говорилось в описи.
Но, конечно, подтвердить гипотезу автора о местонахождении церкви Спаса в Суздале могут только археологические исследования».

Источник

ориентация алтаря в православном храме. userinfo v8. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-userinfo v8. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка userinfo v8.dimmho

Сундучок Остатков

от диалогов

Куда ориентированы храмы и почему

«для задней же стороны скинии к западу сделай шесть брусьев» (Книга Исход 26:18-23)

«Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих.» (Псалтирь 88:35)

«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.» (Св. Евангелие от Матфея 5:17)

Первый Храм Гроба Господня, построенный Святой Еленой и освященный в 335, имел странную ориентацию. Алтарь был обращен на запад, но входы были с востока и с юга.

«Когда христиане получили возможность строить церкви, они сперва ставили их по-прежнему — “лицом”, входом на восток. Алтарь, где находится престол для совершения литургии, оказывался при этом на западе. Из 34 церквей, построенных в правление Константина Великого до 420 года, три четверти имели апсиду на западе и только четверть — на востоке»

Климент Александрийский (ок. 150 — ок. 215), говоря о том, что молитва совершается с лицом, обращенным к востоку, навстречу восходящему солнцу, отмечает: «По этой причине древнейшие храмы обращены были входом к западу, чтобы люди, стоя напротив изображений, привыкали обращаться лицом к востоку» («Строматы», кн. VII, гл. 7, § 43). Об обращении к востоку при молитве говорят затем и другие отцы церкви, в частности, Иоанн Дамаскин («Точное изложение православной веры», кн. IV, гл. 12)131. В древнерусских хронографах встречается специальная статья, озаглавленная: «Указ чесо ради покланяемся на восток».

Исключение представляют древнейшие западные церкви — главным образом римские и североафриканские, — ориентированные, напротив, на запад (т. е. имеющие апсиду на западе и вход на востоке). Такая ориентация представлена, в частности, в римских базиликах св. Иоанна в Латеране и св. Петра в Ватикане (современный собор св. Петра, строившийся в 1506-1614 гг., сохраняет ориентацию древней базилики св. Петра, созданной при императоре Константине). Такого рода храмы превалируют на Западе до середины V в.

Ориентация Собора Св.Петра прекрасно видна на гуглмапе и подобных.

И, наконец главная цитата по теме (Иоанн Дамаскин. «Точное изложение православной веры»):

О поклонении на восток

Мы поклоняемся на восток не просто и не случайно. Но так как мы сложены как из видимой, так и невидимой, то есть духовной и чувственной природы, то и поклонение Творцу предлагаем двоякое, подобно тому как и поем умом и телесными устами, и крестимся как водою, так и Духом, и двояким образом соединяемся с Господом, имея участие в Таинствах и в благодати Духа.

Итак, потому что Бог есть духовный свет (см. 1 Ин. 1, 5), и Христос в Писаниях назван Солнцем правды (Мал. 4, 2) и Востоком (Зах. 3, 8; Лк. 1, 78), для поклонения Ему должно посвятить восток. Ибо все прекрасное должно быть посвящено Богу, Которым всякое благо думается хорошим. Говорит же и божественный Давид: царства земная пойте Богу, воспойте Господеви, Возшедшему на небо небесе на востоки (Пс. 67, 33-34). А также Писание еще говорит: насади Господь Бог рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егоже созда (Быт. 2, 8 ); его, согрешившего, Он изгнал, и всели прямо рая сладости (Быт. 3, 24), без сомнения, на западе. Итак, мы, отыскивая древнее отечество и пристально смотря по направлению к нему, поклоняемся Богу. А также и скиния Моисеева на востоке имела завесу и очистилище (см. Лев. 16, 14). И колено Иудово, как более уважаемое, располагалось станом с востока (см. Чис. 2, 3). А также и в славном храме Соломоновом врата Господни находились к востоку. Но, конечно, и Господь распинаемый, смотрел на запад, и таким образом мы поклоняемся, пристально смотря на Него. И возносясь, Он поднимался по направлению к востоку, и таким образом Ему поклонились апостолы, и Он такожде приидет, имже образом увидели Его идуща на небо (Деян. 1, 11); подобно тому как Сам Господь сказал: якоже молния исходит от восток и является до запад, тако будет и пришествие Сына Человеческого (Мф. 24, 27). Итак, ожидая Его, поклоняемся на восток. Это же – незаписанное предание апостолов. Ибо они многое передали нам, не изложив письменно.

Источник

Что же не так с нашими храмами? Ответ найден.

Здравствуйте, дорогие друзья!

В этой статье будет общий анализ храмов и монастырей, посещённых в 2018 году и так же, я постараюсь ответить на вопрос, и покажу, что же именно не так, с нашими храмами и монастырями. Подчёркиваю, рассказ будет только о тех объектах, где был лично сам, или были мои помощники. Поэтому никаких диванных исследований, всё увиденное своими глазами покажем и вам.

Всё увиденное было измерено и сведено в единую базу данных, в виде таблицы, для наглядности. В этой таблице, помимо 18 объектов, про которые расскажу далее, так же содержится информация и о других храмовых постройках, посещённых мною ранее. Ссылка на файл базы данных, находится тут.

Так же в этой таблице представлены координаты всех зданий и сооружений, и каждый может всё проверить, а при желании и дополнить. Друзья, предлагаю вам, подключится к её заполнению, в своих регионах. Тогда это будет не просто таблица, а полноценная база данных. Так же прошу вас проверить, данные уже предоставленные в этой таблице, так как я мог ошибиться, или, что то упустить, а если Вы что то знаете прямо сейчас, или узнаете потом, то пишите, пожалуйста, в комментариях.

Буквально в двух словах поясню терминологию, используемую в описании канонических храмов. Согласно христианскому православному канону, храм должен быть таким:

«Алтарь» храма, расположен строго на Восток, от «основного объёма и отделён от него «Царскими» (это самые большие, посередине), «Северными» и «Южными» вратами, которые обычно задекорированы «иконостасом»:

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Кстати, Триумфальная арка императора Константина, в Риме, выглядит так же как эти врата в любом храме, и имеет ориентацию на Северо-Восток.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

То есть, если добавить к триумфальной арке апсиду, (алтарь), и основное здание храма, ты мы получим то, что сейчас называется церквями, с ориентацией алтаря на Северо-Восток.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Но это я отвлёкся. Возвращаемся к нашему плану. И так, согласно канону, с Запада, к основному объёму храма примыкает «Трапезная», а уже к ней, так же с Запада, примыкает «Колокольня», через которую, обычно, и осуществляется вход в храм.

Вот так храм выглядит со стороны, в данном случае с Юга: справа налево — алтарь, основной объём, трапезная, колокольня. Храм венчает свод, на котором расположен световой барабан, на котором расположен купол, на котором уже установлен крест, ориентированный с Севера на Юг.

Подчеркну, согласно канону, алтарь храма должен быть обращён строго на Восток, крест на куполе ориентирован с Севера на Юг, что бы прихожане, входящие в храм с Запада видели лицевую сторону креста, а не боковую грань, и сам храм должен располагаться на вершине холма, не иметь ничего лишнего, и выглядеть именно так, потому что, согласно словам некоторых церковных иерархов, цитата: «в неканоническом храме нет Божьей благодати». При этом, в наше время даже известны случаи, когда священники отказывались освящать новые храмы, так как они построены не по канону.

Также в двух словах объясню некоторые обозначения в таблице. Обратите внимание, что каждый регион располагается на своём листе. Вкладки по регионам (областям), находятся внизу таблицы.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

«Расшивка швов»: цели и задачи, для которых строится здание, определяет и саму технологию его постройки, а наличие расшивки, говорит о том, что по изначальному плану штукатурить стену не планировали, так как расшивка швов на стене, которая будет в последующем штукатурится — лишняя трата времени и сил. Все мы знаем, как красива стена из красного кирпича (пример Московский Кремль).

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Возникает вопрос, зачем может понадобиться её штукатурить? Ответ на самом деле прост: или она уже утеряла свою красоту, или нужно закрыть то, чего видеть простым людям не положено. Проще говоря, расшивка швов на кирпичной стене, присутствует там, где стены штукатурить не планировалось.

«Ориентация по сторонам света»: имеется ввиду направление алтаря; 1 — это Восток, 2— это Северо-Восток, 3— это Юго-Восток, 4— это другие направления. В монастырях, подразумевается ориентация по сторонам света основного храма.

«Отверстие в барабан»: это отверстие в верхней части купола, в месте установки светового барабана. Это важно, так как у многих храмов в результате более поздних переделок это отверстие оказалось заложено.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Так же немаловажным фактом является то, как крепился иконостас. Ни в одном из храмов, этот крепёж не был предусмотрен при строительстве, и во многих случаях выбивался в уже готовой стене.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

То же самое касается дымоходов и закладных для стропил крыши — они пробивались в уже готовой стене, а вот различные технологические отверстия и ниши, выполнялись при возведении стены, то есть сразу при строительстве.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

«Псевдофунамент» — это облицовка камнем понизу кирпичной стены на уровне грунта.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

«Архитектурная символика» — что-либо указывающее на религиозную принадлежность сооружения, выполненную в камне. Хочу отметить, что, например, крест, процарапанный гвоздём в кирпиче, так же как и деревянный или железный крест на крыше, в данном случае, архитектурной символикой не является. Это называется убранство храма, а мы рассматриваем исключительно технологии строительства. А вот если в кирпичной стене выложена фигура в форме креста, то это уже архитектурная символика.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

«Голосники» — керамические горшки, вмурованные в стену, для «улучшения акустических свойств здания», или по другой версии, для «облегчения веса конструкции».

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Думаю, остальные моменты в таблице понятны.

Друзья, по каждому представленному в таблице сооружению, имеется большой объём отснятого материала, и если Вы хотите узнать о каком то объекте более подробно, то просто проголосуйте за него в комментариях. А теперь давайте посмотрим на все эти канонические и не очень моменты, которые есть в реальности.

Храм Богоявления Господня, Москва

Ориентация алтаря — Северо-Восток. Здание трёхуровневое.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Имеется подземный этаж. Вы видите уровень грунта, от метро до алтаря. Окна смотрят землю.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Обратите внимание, есть контрфорсы. Зачем храму контрфорсы? Да ещё к тому же такие маленькие и какие-то не пропорциональные? Я знаю для чего предназначены контрфорсы, но чтобы выполнять свою прямую роль — подпор стены, для чего, собственно и строится контр-форс, он должен быть выше размерами, иначе, в таком виде, это просто лишний элемент.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Вот если откопать нижний этаж, спуск на который за автомобилями слева, то размеры этих контр-форсов, уже становятся вполне себе нормальными. Так же тут есть балкончик над арками. Похожее архитектурное решение мы можем видеть в Ново-Иерусалимском и Саввино-Сторожевском монастырях!

Храм Бориса и Глеба в Зюзино, Москва

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Обратите внимание на эти два угловых здания, которые говорят нам о крупном комплексе, который был тут, когда то расположен. Так на местности выглядит здание Юго-Западного угла:

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Обратите внимание, насколько эти два здания похожи, если не считать цвета. Верхний этаж у обоих надстроен и непропорционален, двери сделаны из окон. По периметру обоих зданий выполнен псевдофундамент из камня, но конкретно это здание, к церкви не относится.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Это здание, расположенное в Северо-Западном углу, которое уже относится к церкви. Так же надстроенный этаж, и двери, сделанные из окон, вдобавок ко всему, тут имеется подземный этаж, который используют, сделав окно прямо в тротуаре.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Тут хочу добавить, что это здание школы при церкви, это «новодел» рубежа 2000-х годов. Точнее реконструкция на более древнем фундаменте, по «старым» чертежам.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Алтарь самой церкви, направлен на Север, и по периметру имеет контр-форсы, которые, тоже непропорционально малы в таком виде, причём подчёркиваю, контр-форсы есть только на алтарной части. Обе лестницы приделаны позже.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Хочу подчеркнуть, что крест на храме не направлен на Север, а ориентирован с Запада на Восток.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

По православной традиции, крест располагается таким образом, что бы идущий в храм человек, видел так сказать лицевую сторону креста, а не боковую, а вход в этот храм с Юга, так как алтарь расположен на Севере. Храм по низу стены, имеет псведофундамент, а на крыше есть дверь для Карлсона.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Храм Успения на Чижевском подворье, Москва

Алтарь храма ориентирован на Северо-Восток.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Прямоугольный алтарь, в стене которого проглядывает заложенное окно.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

С Юго-Восточной стороны, в стене алтаря, мы видим заложенную арку и ряды кирпича, которые предназначены для связки с отходящей стеной.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Причём арка весьма широкая и расположена очень низко от поверхности земли, а стены должны были идти с обеих сторон арки. Повторюсь, эта конструкция примыкает к алтарной части храма, с Юго-Востока. Если убрать 3 метра грунта, то это будут большие ворота в прямоугольный алтарь.

Церковь Петра и Павла, Московская область

Алтарь храма направлен на Юго-Восток. Видим круглые окна, на нижнем этаже.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Есть псевдофундамент. Что характерно, сейчас, при реставрации, делают точно так же: обкладывают кирпичную стену камнем. То есть гидроизоляции там по-прежнему ни какой нет. Повсюду глина и виден уровень, на который откопали. Дальше не стали откапывать.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Церковь Вознесения Господня, Московская область

Ориентация алтаря на Восток, с небольшим смещением на Север. В данный момент отреставрирована только трапезная, а колокольня, основной объём и алтарь, так и стоят в руинах.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Проходы в алтарь, именуемые «Северные ворота» и «Южные ворота», расширены в стороны, поэтому изнутри выглядят не симметрично.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

В алтарной части есть голосники.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Обратите внимание: восточная стена основного объёма, там, где был иконостас, не оштукатурена, и здесь имеются закладные отверстия, причём некоторые заложены изначально при строительстве, а некоторые пробиты уже позже постройки.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Вполне возможно, что это было крепление иконостаса, а вполне возможно, что это было перекрытие второго этажа. На противоположной, западной стене, закладных не видно, так как она оштукатурена.

Под северным входом основного объёма, имеется какое то отверстие, идущее далеко под пол.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Низ северного входа грубо расширен, верхние дверные петли вделаны в камень, а на южном входе, такие же петли, установлены в деревянную колоду.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

При этом, в южном входе имеется камень, на месте предполагаемой установки петель, но петель там нет и камень разрушенный. Кто-то вырвал дверь, вместе с петлями?

Обратите внимание: отверстие в малую башню просто закрыто листовым материалом, так как не планировали или знали, как его использовать.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Навершие храма, было примерно, таким же, как в «храме святых Косьмы и Демьяна» в Калуге, про него так же будет рассказ далее в статье.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera. Храм святых Косьмы и Демьяна в Калуге

Рядом с храмом есть дом, с провалом внутри. Деревянный верх, каменный низ.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском, Московская область

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Это колокольня. Основной объём и трапезная – снесены. Алтарь, если он вообще, когда то существовал, был направлен на Восток. Снаружи, это квадратное по форме строение, а внутри оно круглое. Вход с Севера. Рядом было древнее кладбище.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Пирогово, Тульская область

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Перед нами величественное сооружение, очень большое и красивое. Размеры и красота этого храма просто поражают. И это в глуши, в небольшом селе. Алтарь направлен на Северо-Восток. Нет лестницы на колокольню.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Штукатурка внутри не планировалась. Выдолбленное крепление иконостаса.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

То есть технологические отверстия, при кладке стен, сделать смогли, а самое главное забыли? Отверстие в световой барабан заложено неаккуратно. Да и света он не добавлял. Уровень пола в трапезной на разной высоте. Похоже на поспешное выравнивание. С дымоходом типичная ситуация: в стене, небольшой проход был, но стену пробили, что бы к нему подключится. На окнах стоят кованые решётки с таким интересным орнаментом.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Церковь Спаса Преображения в Юрьево, Тульская область

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Как и когда образовался приход и отчего получил своё название, сведений не имеется в церковной летописи прихода. Более того, официальные источники не могут даже, определится с датой постройки самой церкви. Алтарь направлен на Восток. От храма остался только четверик основного объёма, все остальные части, если они были, то уже разрушены. Видим новодельную арку, выложенную на цементный раствор.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Изначально эта арка была ниже. Штукатурку сбивали. При строительстве использовалось два формата кирпичей: стандартный и крупноформатный. Крыша трапезной — бетонная отливка. Стены трапезной, так же на цементе. А вот развалин колокольни не видно. Швы расшиты только в склепе. На склепе, стоит дата 1898 год, и надпись на старославянском.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Однако, в конце 19-го века так уже не писали. Так же видим Мальтийский крест и полуколонны, как в храме «Всех Святых» в Плавске. Статья о Плавском храме, скоро будет опубликована, и здесь будет на неё ссылочка. Склеп выложен из отлитых блоков. Низ склепа более древней, в нём видим разрушенную кирпичную арку.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Кладка выше арки с расшивкой швов по советскому типу. Возле храма валяется каменный блок, в котором крепился штырь, залитый свинцом.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Знаменская церковь в Пятницком, Тульская область

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Согласно официальной информации, сначала была построена трапезная, а затем основной объём храма. Алтарь ориентирован на Восток, с небольшим отклонением на Север. Под алтарём хорошая кладка из правильных блоков, можно сказать новая, по сравнению с кладкой камней под самим храмом.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Видно, что используются камни, изначально стоявшие в другом месте. Рядом с церковью расположено родовое кладбище бояр Языковых, по официальной версии, основавших эту церковь. Здесь имеются чугунные надгробия, такие же, как в Ново-Иерусалимском монастыре.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Так же тут находится заштукатуренное гранитное надгробие.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Церковь Богоявления Господня в Красном, Тульская область

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Этот храм находится буквально в 400 метрах, от Красивой заводской трубы, про которую я уже рассказывал ранее. Ориентация алтаря на Северо-Восток. Храм двухэтажный. Маленькие окошки на уровне земли.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Одна петля, на заложенном арочном проходе, вторая петля, засыпана. Закопчённые кирпичи, срезанная стяжка. Уровень грунта в нижнем этаже заметно ниже, чем в проходе к нему. Потолки — швеллер и между ними арочная кладка из кирпича.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Друзья, запомните, такую конструкцию потолка, в дальнейшем мы не раз ещё её увидим. Это нижний этаж, тут всё покрыто слоем нагара. Что интересно, на прямоугольных камнях и кирпичах, лежат неотёсанные валуны.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Арки, в апсиду нижнего этажа, продалбливали вверх.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Дымоход пробивали в готовой стене и обложили современным кирпичом.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Дверь заложили, получилось окно.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Нижний этаж обложен снаружи более тёмным кирпичом. Возможно именно поэтому стиль окон на нижнем этаже и на верхних, отличаются. В некоторых местах эта облицовка отошла от основной стены.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Обратите внимание, высота двери в колокольню 5 метров.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Тут хочу подчеркнуть, что все остальные двери нормального размера. Это единственная дверь, которая такая высокая и узкая. То есть по ширине она нормальная, но по высоте не пропорциональная. А секрет этой высокой двери в том, что окно, на втором этаже, пробивали вниз, и даже стяжку для этого срезали. Изначальный вход, в теперь уже нижний этаж, засыпан и чтобы не ходить туда, был сбит подоконник на втором этаже и разбита стена до самого низа, что бы можно было подниматься сразу на второй этаж. Для этого, снаружи, к колокольне, пристроено крыльцо из современного кирпича, в результате получился такой «интересный» проход.

Перевязка колокольни с храмом есть только снизу, а выше нет перевязки, так как коридорчик — это новодел, заходить в основное здание, изначально, нужно было через нижний этаж. Крыльцо пристроено позже.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

В основном объёме, на втором этаже, видим пробитый дымоход и прямую широкую арку из трапезной в основной объём.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Подчёркиваю, этот проход, так же пробит, так как видны сколы на кирпичах. Изначально были только маленькие дверки по бокам, и не исключено, что только они одни, однако, если посередине был проход, то это уже становится похожим на Царские врата в алтарь. Но вот только алтарь, сейчас, находится дальше, за основным объёмом, а тут трапезная, поэтому, что бы было по канону, и пришлось переделывать. В трапезной, с одной стороны два окна, с другой всего одно.

Повсюду видим сбитую штукатурку. Крыши изначально не было. На куполе двойной барабан, второй снизу замазан.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Потемкино, Тульская область

По внешнему виду, храм выполнен по всем канонам: алтарь, основной объём, трапезная, колокольня, всё построено воедино.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Однако, даже не заходя внутрь, просто достав компас, мы видим, что алтарь направлен на Северо-Восток, а зайдя внутрь, сразу обращают на себя внимание грубо выбитые дымоходы.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Неизвестно, есть ли нижний этаж, но пол гораздо выше уровня грунта снаружи и выполнен в арочном стиле.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Некоторые ниши пробиты насквозь.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Видим скошенный подоконник.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Обращают на себя внимание бойницы в колокольне.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Крыша не планировалась, и что интересно бойницы сделали, а про штробы и дымоходы забыли! В низу колокольни выветренный кирпич. А вот известковая кладочная смесь до сих пор крепкая.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

В потолке нижнего яруса колокольни видим небрежно заделанное отверстие.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Имеется яма в алтаре. Сам алтарь не круглый, а восьмигранный, направлен, как я говорил, на Северо-Восток. Не видно фундамента.

Церковь Михаила Архангела в селе Драгуны, Тульская область

Как и покровская церковь, этот храм выполнен, по всем канонам, и алтарь её так же обращён на Северо-Восток.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Арочная дверь в колокольне (на фото слева) заложена позже постройки, здесь есть подъём наверх колокольни, но туда нет лестницы.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Арки в верхней части колокольни — кирпич грубо стёсан, но в целом кладка качественная. Используется много оплавленного кирпича.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Крыльцо у колокольни ни как не привязано к ней. Каменные плиты возле колокольни похожи на отливку.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Пол в колокольне из грубого камня — не привязан к стенам, выложен позже, даже скорее можно сказать, засыпан позже.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Верх колокольни пирамидальный.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Пирамидальный верх колокольни, мы уже видели на засыпанном заводе Демидовых. Статья о нём здесь.

Чётко видна штроба на колокольне, то есть крышу над трапезной, сделали после того, как её построили, значит, климат изменился не сразу.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Внутри храма, с внутренней стороны стены, видим фундамент. Если это ленточный фундамент, то предполагалась обратная засыпка, тогда зачем делать внутреннюю стену фундамента такой ровной и гладкой?

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Купол восьмигранный. Снаружи у основного четверика, фундамент слишком разрушенный, по сравнению с трапезной.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Очень похоже, что было крыльцо, и оно даже было перевязано со стеной. Солея (амвон, подиум у алтаря) — это отливка.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Снова видим, как дымоход грубо пробит в стене основного объёма и в трапезной.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Окна в трапезной, как в обычном деревенском доме. Трапезная построена воедино с основным объёмом. Барабан на куполе — внутри пустой.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Борзуново, Тульская область

Алтарь храма направлен на Восток, с небольшим отклонением на Север. Дверные петли с обеих сторон двери. Штукатурку сбивали. Проход в трапезную уменьшали, заложив арку и нарушив симметрию.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

А это окно в трапезную из основного объёма, пробивали вниз, и смотрите, теперь эта стена похожа на алтарную стену с Царскими вратами. Друзья, не кажется ли вам, что если убрать все пристройки, то получится квадратное здание, в каждой стене которого, будет большая дверь посередине и окна по краям? А может, так и было изначально задумано?

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

В трапезной одно окно на Север и два на Юг, а где же симметрия? На своде трапезной вырос «культурный» слой.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Уровень пола слишком высоко, и это не только из-за обвалившегося свода. Используются кирпичи двух форматов.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Есть яма в алтаре. Гидроизоляции под стенами нет. Под углами основного объёма видны камни. Основной объём и трапезная, судя по всему, были построены одновременно. Через алтарь и трапезную, проходит двойной контур стяжек.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Во многих местах стяжки перерезаны автогеном. Над трапезной изначально не было двускатной крыши. Видим заплатки в стене из позднего кирпича, причём некоторые кирпичи в заплатках — оплавленные.

Троицкая церковь в Шилово, Тульская область

Квадратный алтарь с двумя окнами, одно из которых переделано в дверь, ориентация алтаря на Юго-Восток.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Звонница выглядит вот так.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Колокола сделаны из порезанных газовых баллонов, но при этом они довольно хорошо звучат. Имеются закопчённые кирпичи в разных местах кладки. Сами кирпичи стандартные, современного размера, при этом совершенно не соответствует году постройки храма 1767. Степень выветривания, может говорить о большом возрасте постройки, что опять же не вяжется с размером кирпича.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Качество кладки просто ужасное: толстые кладочные швы. Такое ощущение, что строители торопились. Дверные петли вставлены в кирпич, это при том, что конкретно в этой местности, природный камень выходит на поверхность, но видимо обработать его не могли, в отличие от местностей, где камня на поверхности нет, но петли стоят в камне. Дымоход отсутствует. Используется печь с оцинкованной трубой, выведенной прямо через стену.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Это современное решение, которое имеет право на жизнь, но зададимся вопросом, а как было в прошлом? Изначально крыши не было. Это видно по шробам над алтарём.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Колокольная надстроена, это видно по разной степени разрушения кладки и по стилю кладки.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Покровская церковь, в Ситово, Тульская область

Алтарь ориентирован на Восток, с небольшим отклонением на Север.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Верх колокольни и световой барабан обиты кровельным железом. Есть псевдофундамент. Стены надёжно армированы: стяжки идут как по верху, так и по низу здания. Камень это отливка, но затем он механически обработан. Запоры для проёмов в колокольне — прибиты к стене, а не замурованы в неё, то есть это поздняя переделка.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Видны потемневшие кирпичи. Снаружи, вероятно от погоды, внутри, есть оплавленные, но стоят по одиночке. Такая же картина и в трапезной — имеются одиночные оплавленные кирпичи. В основном четверике, такого нет. Своды трапезной все разрушены.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Судя по всему колокольня и трапезная, построены позже основного объёма. Имеются поздние переделки

Есть ещё одна церковь, обитая железом, в Оренбургской области, Бугурусланский район, близ села Муравейник.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Друзья, если Вы знаете, зачем стены церкви покрывали металлом, или видели похожие сооружения, то пишите, пожалуйста, в комментариях.

Церковь Воскресения Христова в селе Роща, Калужская область

Храм направлен алтарём на Северо-восток.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

На куполе, с овальными окнами, стоит световой барабан, и что примечательно, он соединён с основным объёмом храма, то есть этот проход ещё не заложен, как это часто бывает.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Крыша изначально не планировалась, это видно по маленьким окошкам, которые перекрывает скат крыши.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

С этой стороны, окно даже заложили, хотя на старых фото, ещё видно его открытым.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Ступеньки на колокольню деревянные, расположены в узкой кирпичной трубе.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Дверь очень узкая, хоть по высоте и нормальная. На верху, в колокольне, имеются тёмные кирпичи, но в основном на подоконниках окон. Вероятно, это просто погодное потемнение. Брёвна для колоколов, удачно установлены на карнизы вверху колон.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Церковь Святых Косьмы и Демьяна, г. Калуга

Ориентация алтаря на Юго-Восток. Очень необычный стиль и красивое сооружение.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Имеется портик над входом, в нём есть знакомый глаз, в треугольнике.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Проём в световой барабан не закрыт. Много круглых окон. Внутри много пространства, при этом площадь пола не очень большая, то есть разместиться не очень много людей.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

И так друзья, это была краткая обзорная экскурсия, по некоторым храмам Московской, Тульской и Калужской областей. Повторюсь, Более полные данные, по каждому сооружению, находятся в таблице, посмотреть её можно здесь. Друзья, если Вам интересно узнать более развёрнуто, про какой то конкретный объект, то прошу Вас проголосовать за него в комментариях.

В качестве подведения итогов, могу сказать следующее. В конце 19-го века, большинство храмов, если не все, подвергались ремонту или переделке. Читая книгу «Приходы и церкви Тульской епархии: извлечение из церковно-приходских летописей», издание Тула, 1895 года, бросается в глаза, что очень часто, о времени постройки храма, или основании прихода, вообще ничего не известно. Почитайте книгу сами, здесь ссылка на неё.

Если её читать внимательно, то складывается стойкое ощущение, что в прошлом, где то были храмы, сёла, жили люди, и никому до этого не было дела, как вдруг, в конце 19 века, почему то вспомнили, про эти храмы, которые стоят по всей Тульской губернии, решили провести их перепись и составить подробный список; как будто не было в древности статистического учёта и пожертвования приходов, в вышестоящие церковные управления, так же видимо ни кто не отправлял, пока однажды не спохватились и не решились все приходы пересчитать и записать. И оказалось, что об истории происхождения многих церквей и приходов, вообще ни кто ничего не знает, кто их основал и когда, но зато точно известно, когда была переделка или реконструкция церкви! Подчёркиваю, уже в 1895 году, историй возникновения церквей и приходов ни кто не знал! А как же бабушки и дедушки, которые, по словам некоторых диванных скептиков, видели Наполеона, почему они ничего не помнили и не рассказали?

Что касается ориентации алтаря, мы видим, что большинство храмов не ориентированы по канону, строго на Восток, они вообще ни как не ориентированы. Даже среди храмов, имеющих направление на Северо-Восток, отклонение достигает 20 градусов в обе стороны. Не говоря уже об ориентации на Юго-Восток или Север.

Официальные объяснения, звучат так, что эти храмы ориентировали не по сторонам света, а по восходу Солнца, или что в то время не было компаса.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Но это всего лишь объяснения, причём лживые. Обратите внимание, что большинство храмов, имеющих неправильную ориентацию, построены, якобы в 18 веке (17хх года), при этом есть храмы (например, в Лужецком монастыре), которые построены гораздо раньше, и имеют правильную ориентацию. Тут ещё вспомним, что согласно официальной истории, Америка была открыта Колумбом, аж в 1492 году.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

То есть, Колумб, видимо не имея компаса, пересекает Атлантический океан и открывает Америку, а спустя 300 лет, согласно той же официальной истории, в России не могу правильно сориентировать церковь, потому как, нет компаса. И мы должны принимать эту официальную точку зрения за истину в последней инстанции?

Про то, что для пересечения океана, нужен не только компас, а ещё много разных точных навигационных приборов, думаю, Вы сами знаете. Но сейчас не про открытие Америки Колумбом, хотя эта ещё та история, и достойна отдельного рассказа. Сейчас речь об ориентации храмов по сторонам света. Ведь в случае необходимости, компас можно сделать даже из иголки и лужи. И вот, неужели, люди, умевшие выплавлять металл, которой не ржавеет столетиями, люди, которые могли строить такие красивые здания, неужели эти люди не знали такого способа? Или наши предки были настолько лапотные и дикие, что не имели швейных игл? Ребят, это уже даже не смешно. Официальная версия истории просто шита белыми нитками.

И так, наши предки могли без проблем определить стороны света, думаю, с этим все согласны. Тогда возвращаемся к нашим, так называемым, храмам. Почему тогда они сориентированы, как попало? Ответ как всегда предельно прост — при проектировании этих зданий, учитывалось всё, что было необходимо для функционирования этого здания.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

А если ориентация по сторонам света, не была учтена, значит, она не имела никакого значения.

Про гидроизоляцию. В большинстве случаев её нет, от слова «совсем». Но не может быть, что бы наши предки, не знали о расширении воды при замерзании. Конечно, знали, но гидроизоляцию не сделали, почему? Да потому что в ней не было необходимости!

Наличие такого элемента как «четверть», в дверных и оконных проёмах, подразумевает использование оконных и дверных рам. Причём, это было запроектировано сразу, при постройке.

Друзья, про расшивку швов я уже говорил вначале статьи и повторюсь снова, что если швы расшиты, то изначально штукатурить не планировали. Если после постройки, предполагалось оштукатурившие стен, то зачем так заморачиваться с затиркой швов? И вот в большинстве случаев, мы видим расшитые швы внутри храмов. Согласитесь, нам трудно представить не штукатуренную изнутри церковь — не на чём писать фрески. Если это, конечно, церковь изначально.

И так. Крепление иконостаса — выбито. Дымоход — выбит. Крыша изначально не планировалась, штробы и закладные для крыши выбивались в уже готовой стене.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

В то же самое время, различные ниши и технологические отверстия, делались сразу, при возведении стены и это проблемой не было. А все версии, что проще сначала построить, а потом продолбить, это не более чем сказка, так как стены выложены на известковый раствор, и известь долго набирает прочность. В статье про Тульское епархиальное училище, подробно объяснён этот вопрос, кто не согласен, сначала прочтите её, а затем можем подискутировать. Ссылочка на статью здесь.

Друзья, здесь хочу сделать замечание, что во всех посещённых заброшенных храмах, мы нигде не видели заложенную при строительстве двухскатную крышу. Имеется ввиду не крыша вообще, своды были; речь идёт о двухскатной крыше. Я постоянно про это говорю в фильмах и статьях. Здания, называемые сейчас церквями, не рассчитывались для эксплуатации в холодное время года и в условиях большого количества осадков. Но при этом здания красивые и прочные, то есть строить-то умели! Объяснение этому только одно — в то время не требовалось делать отопление и скатную крышу. Не было в этом необходимости. А потом необходимость появилась. Стало вдруг холодно зимой, и стало много снега.

Версию про холодную и тёплую церковь, я знаю, скоро на эту тему так же будет статья, под названием «Храм или не храм вот в чём вопрос». Дискуссию о тёплых и холодных храмах, если кто хочет, продолжим там, после выхода этой статьи.

Про стяжки. Для религиозного здания, эксплуатирующегося в щадящем режиме, такое армирование более чем избыточное. Как по количеству стяжек, так и по их толщине.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Такое армирование необходимо, только если здание находится в сейсмоопасной зоне, или подвергается вибрационным воздействиям изнутри (например, компрессорное или кузнечное оборудование). К тому же такое избыточное армирование ведёт к огромному перерасходу металла. Если бы это был единичный случай, то это можно было бы как то объяснить, например щедростью меценатов, или отсутствием более тонких полос металла, но мы видим такое армирование на всех храмовых постройках, и не только храмовых. Старинные заводы имеют такую же армировку.

Теперь о кирпичах. Требование клеймить кирпичи, согласно официальной истории, ввёл ещё Пётр I, но в его время, кирпичи должны были иметь в длину 280 мм, ширину 140 мм, толщину 70 мм.

ориентация алтаря в православном храме. placeholder camera. ориентация алтаря в православном храме фото. ориентация алтаря в православном храме-placeholder camera. картинка ориентация алтаря в православном храме. картинка placeholder camera.

Нам клейма на кирпичах попадались очень редко. Размеры кирпичей в разных регионах разные! Более того, даже в одном регионе имеется несколько форматов кирпича, что противоречит официальной истории, утверждающей, что в 1833 году, правительством были определены длина кирпича 265 мм, ширина 133 мм, толщина 67 мм, с обязательным нанесением клейма. Как мы видим, размеры кирпича ни одной церкви, построенной якобы после 1833 года, не соответствуют этому стандарту, а отсутствие клейма, ещё больше подтверждает выводы — в каждом регионе, в каждой общине, делали свой кирпич, по своим размерам, и указания центрального правительства, или просто игнорировались, или вообще ни как не регулировали данную сферу.

Говоря совсем простыми словами, мы имеем множество древних красивых, укреплённых зданий, не рассчитанных на эксплуатацию зимой и ориентированных в пространстве как попало. Все здания, имеют признаки индустриального объекта, связанного с промышленностью. Для строительства этих зданий, был использован единый стандарт по прочностным характеристикам и расчёту несущих стен и перекрытий, но все здания выполнены по индивидуальному проекту и индивидуальным строительным материалом.

Видеосъёмки с мест:

Друзья, это общие выводы, о том, что нас окружает. Конкретные выводы, уже по всей картине в целом, будут сделаны в следующих статьях. Сейчас больше не стану вас загружать, так как информации было очень много.

И как вы уже поняли, впереди ещё много интересного, поэтому я с вами не прощаюсь, а говорю — до скорой встречи, всего вам доброго, до свидания!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *