организация процесса правового обучения
Интеграция практического образования в программу обучения студентов юридических факультетов
1. Связь теории и практики.
Я являюсь студентом юридического факультета Московского ВУЗа 4 курса бакалавриата. Имею опыт работы в арбитражном суде, юридическом отделе АО, в юридической фирме в качестве помощника юриста. Также активно участвую в студенческих конкурсах, в имитационных процессах, и для меня вопрос интеграции практического образования стоит остро и, думаю, для большинства студентов юридического факультета.
Безусловно, в каждой системе бывают свои недочеты и сбои, без падений невозможны и взлеты, и я ни в коем случае не хочу никак высказываться негативно о системе образования и, в частности, об обучении специалистов моей профессии. Моей единственной целью является раскрытие проблемы именно практической составляющей профиля обучения бакалавриата по направлению подготовки «Юриспруденция», которая выражается в отсутствии в программах обучения данной части и трудности реализации самой интеграции в имеющуюся систему.
2. Чему учат студентов.
3. Формы интеграции и сложность ее реализации.
Как было уже сказано, знаниям нужно принимать внешне выраженную форму. Толку от того, что студент знает определение понятия «договор» и его правовую природу, когда он вовсе не понимает, как его составить, из каких частей он состоит, каково его реальное применение? Для того, чтобы практическое образование могло было быть интегрировано, могут быть активно использованы следующие его формы: 1) включение в программу обучения специальных курсов, практикумов, предметов, имеющих своей задачей систематизацию знаний и развитие навыков путем создания процессуальных документов (например, гражданское право и гражданский процесс должны идти параллельно с курсом по договорному праву, дабы была возможность закрепить пройденный материал путем анализа формы того или иного договора, его непосредственного составления); 2) расширение использования внутренних муткортов в процессе обучения с активной помощью, оказываемой со стороны преподавателей, с постоянным взаимодействием и обратной связью, а также популяризация межвузовских конкурсов; 3) подкрепление изучаемого поиском судебных решений, аналогичных дел для более глубокого понимания материала; 4) возможность выбора предметов, исключение из числа обязательных узконаправленных предметов/являющихся профильными; 5) взаимодействие с другими ВУЗами в рамках сотрудничества, программ стажировок, приглашение молодых практикующих специалистов и преподавателей для обмена профессиональным опытом.
Вопросов много, а ответов мало. Тем не менее, в некоторых университетах уже имеется подобного рода практика, необходимо ее распространение, для чего сначала, все-таки, требуется осознание того самими студентами и преподавателями.
Спасибо, что прочли! Открыта к вопросам и обсуждению.
Правовое обучение и воспитание
Правовое обучение – это целенаправленный, планомерный и организованный процесс формирования и развития системных правовых знаний, навыков и умений правомерной и активной правомерной деятельности.
Признаки правового обучения:
— целенаправленный процесс. Его конечный результат – правовая обученность личности. Обучение может быть ориентированно на получение общегражданских. профессиональных знаний и навыков;
— планомерный процесс. Оно осуществляется по заранее составленному учебному плану, программам, в соответствии с которыми учебный материал и работа обучаемого распределяются на порции и этапы обучения;
— организованный процесс. Определены срок обучения, перечень осваиваемых учебных дисциплин, виды занятий (лекции, семинары, уроки и т.д.), формы контроля (экзамены, зачёты);
— формирование и развитие системных правовых знаний, навыков и умений. Даётся целостное представление о правоведении как многогранной науке, учебной дисциплине. Раскрывается соотношение (общее, особенное и взаимодействие) между различными явлениями и понятиями. В процессе обучения не меньшее внимание должно уделяться формированию и развитию правовых навыков и умений практической деятельности;
— сопровождается констатацией наличия, у обучающегося образовательного уровня (ценза) и выдачей ему по итогам обучения документа (диплома, аттестата).
Правовое воспитание – систематическая деятельность социальных институтов, лиц по передаче нравственно-правовых идеалов, ценностей, опыта правомерного поведения с целью формирования и развития правовой активности личности. Оно раскрывает не только «букву», но и «дух» права, правовых явлений, показывает их действительную миссию, предназначение в обществе.
Признаки правового воспитания:
— представляет из себя систематическую деятельность. Правовое воспитание должно проводиться постоянно, непрерывно, а ни от случая к случаю или стихийно. Начинается с детства и длиться всю жизнь;
— проводится социальными институтами, лицами. Правовыми воспитателями являются: органы законодательной (правотворческой), исполнительной, судебной власти, прокуратура, милиция, учреждения образования, общественные организации. Воспитательной работой должны заниматься профессионалы-юристы судьи, следователи, адвокаты, нотариусы и т.д. Вообще круг правовых воспитателей достаточно широк;
— направлено на передачу: нравственно-правовых идеалов, ценностей; опыта правового поведения;
— целью правового воспитания является развитие внутренней готовности к активной правомерной деятельности.
В результате правового воспитания у личности должно сформироваться:
— развитое нравственно-правовое мировоззрение, мышление;
— система нравственно-правовых ценностей и принципов;
— уважительное отношение к морали, праву, закону, органам представительной и исполнительной власти, суду, правоохранительным органам;
— понимание личностного смысла («значение для меня») нахождения индивида в правовом пространстве, предпочтительности выбора юридических форм и средств поведения.
— способность отличать правомерное поведение от неправомерного;
— негативное отношение к правонарушениям.
Организация процесса правового воспитания – один из непростых, и до сих пор до конца по настоящему нерешённых вопросов. Воспитание вообще, правовое воспитание в частности, и по сей день недостаточно регламентируется и конкретизируется нормативно-правовыми актами, отражается в учебных планах, программах. В сравнении с воспитанием, обучению в законе уделено большее внимание. Подробно регулируются содержание, система, формы, организация процесса обучения. В качестве «спасательного круга» предлагается говорить об обучающем воспитании, воспитывающем обучении. Такое сочетание понятий приемлемо, имеет место, но проблема воспитания должна получить в законе самостоятельное и более конкретное, ясное выражение в виде отдельной главы в Законе «Об образовании».
Правовое обучение и правовое воспитание являются двумя сторонами единого процесса правового образования. Правовое образование делится на профессиональное и гражданское правовое обучение и воспитание. Первое – это подготовка юристов по программам высшего, среднего и начального профессионального образования. Второе – это правовое обучение и воспитание населения (граждан). Начинаться оно должно с дошкольного возраста, продолжаться в школе, училище, техникуме и т.д.
Только тогда общество будет иметь полноценных граждан, способных грамотно участвовать в решении вопросов местного, регионального, государственного значения, со знанием дела осуществлять правовые роли: жителя, потребителя, избирателя, налогоплательщика и т.д.
Элементы правового обучения и воспитания могут даваться в формах правового просвещения, индивидуально-разъяснительной работы.
Правовым просвещением охватывается как население страны в целом, так и его отдельные группы: пенсионеры, молодежь, работники различных отраслей хозяйства и т.д.
Правовое просвещение проводится государственными органами (Министерством юстиции, прокуратурой и т.д.); общественными объединениями (союз потребителей и т.д.), должностными лицами (судьями, нотариусами и т.д.).
Особое значение при правовом просвещении имеют различные средства массовой информации: печать, телевидение, радио.