организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе
Предпрофильная подготовка в школе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Профориентационная работа в школе.
В период между старшим подростковым и ранним юношеским возрастом перед школьником неизбежно возникает проблема выбора профессионального пути. Поиск ответа на вопрос: «Кем быть?» становится важным не только для самого учащегося, но и для окружающих в целом, поскольку от качества профессионального выбора, а следовательно, и удовлетворенности трудовой деятельностью во многом будет зависеть уровень социальной стабильности в России.
Профессиональное самоопределение является центральной проблемой в жизни старшеклассников. Ее решение связано с осуществлением поиска смысла жизни, самого себя.
Профессиональное самоопределение есть процесс развития самопознания личности относительно будущей профессиональной деятельности.
Одной из главных трудностей профессионального самоопределения является неумение старшеклассников соотносить особенности своей личности с требованием профессии, отчетливо осознавать профессионально значимые качества личности и анализировать себя с точки зрения профессии.
Для осуществления личностью осознанного выбора в конкретной профессиональной области необходимо заблаговременное и целенаправленное проведение учебно-воспитательной работы, важная роль в которой традиционно принадлежит школе.
В современной школе предпрофильная подготовка является важнейшим компонентом, одним из условий индивидуализации обучения и подготовки учащихся к жизненно важному выбору, точность которого будет зависеть от умения реально оценивать свои силы, принимать и осуществлять решения, нести ответственность за свой выбор.
В соответствии с Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования ведётся профильное обучение. Очевидно, что основная школа должна активно включиться в этот процесс: необходимо проведение системной подготовительной работы в конце обучения в основной школе.
В Концепции профильного обучения отмечается, что «реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора — предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности».
Важность подготовки к этому ответственному выбору — профиля обучения, а в перспективе и будущей профессии — определяет серьезное значение предпрофильной подготовки в основной школе.
На сегодняшний день можно сказать, что предпрофильная подготовка — это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и ориентационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности.
Предпрофильная подготовка является частью профильного обучения, выполняя подготовительные функции, помогая ученику девятого, еще лучше восьмого класса, определиться с направлением его дальнейшего обучения.
Школа не избирает профессию, а лишь профиль, по которому ученик будет обучаться в 10-11 классах или ином учебном заведении. Т.е. он сам выбирает образовательную траекторию после окончания основной школы.
Основная цель предпрофильной подготовки в основной школе: формирование у детей способности делать осознанный выбор дальнейшего профиля образования.
Школьники должны уметь объективно оценивать свои способности в выборе профиля, быть готовыми для получения качественного образования.
Основными составляющими предпрофильной подготовки являются:
Курсы по выбору, которые должны помочь учащимся реально оценить свои возможности и сориентировать их в дальнейшем выборе профиля обучения.
Создание образовательной сети, которая будет включать в себя самые разные типы образовательных учреждений: школы, учреждения дополнительного образования, профессионального обучения.
Информационная работа, т.е. спланированные действия по информированию учащихся и их семей об образовательных возможностях территориально доступной им образовательной сети.
Образовательный рейтинг выпускника основной школы определяется:
— результатами итоговой аттестации;
— «портфолио», т. е. совокупностью индивидуальных образовательных достижений (личный «портфель учебных достижений»), достигнутых учеником во образовательной деятельности.
Основной целью нашей школы является создание условий для организации эффективной системы предпрофильной подготовки, способствующей самоопределению обучающихся относительно выбираемых ими профилей дальнейшего обучения и выбору способа получения дальнейшего образования.
Описание опыта работы по предпровильной подготовке обучающихся в МОУ Левобережная школа г.Тутаева Ярославской области.
Расширение представления о мире профессий происходит, начиная с начальной школы.
В начальной школе дети в игровой форме знакомятся с миром профессий. Принимают участие в ролевых играх, в интерактивных викторинах, ребенок получает возможность, соответственно своему возрасту, освоить первичную информацию о профессиональном поле.
Готовясь к переходу в среднее звено, каждый ученик принимает участие в проектах «Кем я хочу быть», «Профессии моих родителей», «Я и моя будущая работа», в конкурсе рисунков «Моя будущая профессия».
В 2006 года наша школа стала муниципальной экспериментальной площадкой «Школа – ресурсный центр» по созданию сети сельских общеобразовательных школ по предпрофильной подготовке. В сеть «Школа – ресурсный центр» входит Левобережная школа города Тутаев и семь сельских школ, которые находятся от города на расстоянии от 3 до 15 км.
Организация предпрофильной подготовки в ресурсном центре осуществляется в соответствии с нормативными и информационными документами муниципального, городского и школьного уровней и включает в себя систему курсов по выбору, обязательного курса «Путь к профессии» а также проведение профориентационной и информационной работы.
Цель ресурсного центра:
создание условий для оптимизации предпрофильной подготовки обучающихся школ Левобережья.
выявление профессиональных интересов учащихся;
проверка возможностей ученика на основе широкой палитры небольших курсов, охватывающих основные области знания;
составление представления о характере профессионального труда людей на основе личного опыта;
подготовка к профильному обучению.
Задачи ресурсного центра:
Выявление интересов и склонностей, способностей школьников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе;
Оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе, связанных с профессиональным становлением;
Формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии (профессиональной траектории).
Развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности.
Основные идеи ресурсного центра:
введение за счет школьного компонента курсов по выбору: предметных, межпредметных, ориентационных;
введение краткосрочных 10 – 14- часовых курсов предпрофильной подготовки;
прохождение всеми учащимися 9-х классов курса «Путь к профессии»
введение активных методов преподавания курсов по выбору;
использование в предпрофильном обучении очно-заочных, дистанционных форм получения образования и сетевое обучение учащихся в малых группах;
обучение в одной группе учащихся разных школ;
безотметочная система предпрофильного обучения учащихся
Этапы предпрофильной подготовки в ресурсном центре:
пропедевтический (8-й класс);
Задачи пропедевтического этапа:
выявление интересов, склонностей и способностей школьников;
оказание психолого-педагогической помощи в приобретении опыта, связанного с профессиональным становлением;
развитие познавательных интересов, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
подготовка родителей к совместной работе по предпрофильной подготовке обучающихся.
Формы организации обучения:
диагностика интересов, склонностей, образовательных запросов школьников;
консультации педагогов и психологов;
1. анкетирование обучающихся с целью изучения образовательного запроса учеников с учетом мнения их родителей; изучения целей, мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей обучающихся;
2. психологическая диагностика, целью которой было:
изучить и проанализировать личностно-психологические особенности, склонности и интересы детей;
соотнести их желания со способностями, интересами и возможностями;
3. индивидуальные консультации по методике выбора профиля обучения;
Актуально, чтобы обучающиеся старших и средних классов совместно с родителями имели необходимую информацию о перспективах, потребностях рынка труда, С этой целью школа
работает в тесном контакте с Центром занятости населения;
организует экскурсии на предприятия города (библиотека, швейная фабрика, пекарня и др.);
организует встречи с представителями учебных заведений города Туаева и Ярославской области
Для организации информационной работы в условиях предпрофильной подготовки школа проводит следующие мероприятия:
классные и общешкольные родительские собрания с целью ознакомления с задачами предпрофильного обучения, ожидаемыми результатами работы;
индивидуальные консультации, беседы;
анкетирование обучающихся 8-9х классов и их родителей;
оформление информационных стендов «Мой выбор», «Куда пойти учиться»
Таким образом, в 8–9-м классах в ходе предпрофильной подготовки ученики получают информацию о возможных путях продолжения образования, возможность оценить свои силы и принять решение по выбору профиля.
Задачи основного этапа:
обучить способам принятия решений о выборе направлений будущего обучения и профессиональной деятельности;
оказать помощь в формировании индивидуального образовательного маршрута обучающихся;
обеспечить информационное и психолого-педагогическое сопровождение работы по предпрофильной подготовке и предпрофессиональному самоопределению обучающихся.
Содержание основного этапа:
повторная диагностика интересов, склонностей, образовательных запросов школьников;
комплектование мобильных групп для изучения курсов по выбору;
формирование индивидуальных учебных планов обучающихся в соответствии с их интересами, склонностями, образовательными запросами;
составление оптимального расписания курсов по выбору;
проведение информационной работы, индивидуального консультирования обучающихся и их родителей по вопросам профессионального выбора;
формирование «Портфолио достижений» девятиклассников;
проведение предметных и ориентационных курсов по выбору.
Формы организации обучения:
обязательный курс предпрофильной подготовки «Путь к профессии. Знакомство с профессией».
курсы по выбору (предметные, ориентационные);
консультации педагогов и психологов;
ознакомление с особенностями различных профилей обучения и профессий; построение индивидуальных учебных планов;
профориентационные встречи с работниками СУЗов и ВУЗов
Работа ресурсного центра требует такой организации педагогического процесса, чтобы обучающиеся не испытывали интеллектуальных, моральных и физических перегрузок. Поэтому занятия проводятся по утвержденному директором школы плану и расписанию.
Ребята занимаются в малых сформированных по интересам детей группах каждую вторую и четвертую субботу месяца. Подвоз обучающихся осуществляется школьными автобусами. Занятия проходят парами с перерывом на завтрак после первой пары. Занятия распределены по триместрам: 1 триместр – это курсы по 14 часов, 2 и 3 триместр – курсы по 10 часов.
Большое значение для успешной реализации задач школьного образования имеет представление учащимся возможности изучения курсов по выбору, содержание которых предусматривает расширение и углубление знаний, развитие познавательных интересов, предпрофильную ориентацию учеников.
Выбор курсов обучающимися проходит на «Ярмарке курсов по выбору», которая проходит в начале сентября.
На выбор обучающимся предлагается множество различных курсов, которые охватывают все разделы деятельности человека.
Цель : обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования, ценности существования других людей.
Предмет труда: человек, группы людей, коллективы (бригада, класс, хор и т. д.).
Общие требования к работникам: высокие моральные качества; доброжелательность; вежливость; психологическая сдержанность; воспитанность; выдержка.
Цели труда: распознавать, разбираться, проверять, организовывать, оказывать влияние, изобретать, придумывать, находить новые варианты.
Орудия труда: функциональные средства человека (голос, жесты, мимика и др.), ручные орудия, машинное оборудование.
Условия труда: повышенная моральная ответственность, микроклимат бытового помещения, на открытом воздухе.
Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе (из опыта работы)
Современная ситуация в стране и в мире предъявляет новые требования к организации процесса обучения на старшей ступени образования. Актуальным становится раннее выявление образовательной области, успешной для обучающегося, что должно создать положительную мотивацию к образованию. Задача усложняется тем, что существует высокая вариативность образовательных запросов старшеклассников. Поэтому основная задача обновления старшей школы состоит в том, что обучение должно быть индивидуализированным, функционально эффективным. Главное – грамотно определить на ранней стадии склонности обучающегося с целью оказать ему педагогическое содействие в выборе своей будущей образовательной траектории.
В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования отмечается, что реализация идеи профилизации на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
В связи с этим предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершении основного общего образования.
Цель, задачи и этапы предпрофильной подготовки
Цель: проведение системной подготовительной предпрофильной и предпрофессиональной работы в основной школе для обеспечения предварительного самоопределения обучающихся в отношении профилирующих направлений будущего обучения.
Задачи:
Этапы предпрофильной подготовки:
Пропедевтический этап
Задачи пропедевтического этапа:
Формы организации обучения: элективный курс «Основы выбора профессии и профессионального самоопределения»; диагностика интересов, склонностей, образовательных запросов школьников; консультации педагогов и психологов; экскурсии; кружки.
Основной этап
Задачи основного этапа:
Содержание основного этапа:
Формы организации обучения: элективные курсы (предметные, ориентационные); консультации педагогов и психологов; ознакомление с особенностями различных профилей обучения и профессий; построение индивидуальных учебных планов; экскурсии; кружки.
В 2010-2011 учебном году обучающиеся 9-х классов посещали 22 элективных курса. Группы были сформированы на основе письменных заявлений обучающихся. Каждый ученик должен был посетить в течение учебного года 6 курсов (по 2 в каждом триместре). Курсы проводились во второй половине дня по отдельному расписанию.
Темы элективных курсов, предложенных обучающимся для выбора:
Как видно, предлагаемые курсы носили вариативный характер, их количество являлось избыточным, т.е. у учеников была возможность реального выбора в зависимости от тех целей, которые они ставили перед собой.
Заключительный этап
Задачи заключительного этапа:
Содержание заключительного этапа:
Формы и методы работы:
С целью выявления положительных и отрицательных моментов в организации элективных курсов, определения применяемых методов обучения, организации деятельности обучающихся, создания познавательной атмосферы для дальнейшего профессионального самоопределения, учебного взаимодействия учителя и ученика в течение учебного года проводилось анкетирование учителей, ведущих элективные курсы. Данные проведенной диагностики помогли подтвердить в целом правильность выбранных перспективных направлений для организационно-содержательных преобразований в предпрофильной подготовке: направленность и содержание элективных курсов, состав педагогов, модель, организационную и информационную подготовительную работу, проводимую администрацией школы, что позволяет учителям достигать поставленных целей.
Результаты анкетирования педагогов показали, что учителя используют различные педагогические технологии, методы стимулирования и мотивации обучающихся, разнообразные формы проведения занятий элективных курсов:
Практика работы показала, что сложность в организации работы обучающихся на занятиях элективных курсов связана с разным уровнем подготовки обучающихся, поэтому при планировании работы на текущий учебный год были учтены пожелания и предложения по организации элективных курсов, высказанные учителями, ведущими элективные курсы не первый год:
1) анкетирование обучающихся с целью изучения образовательного запроса учеников с учетом мнения их родителей; изучения целей, мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей обучающихся;
2) психологическая диагностика, целью которой было:
3) индивидуальные консультации по методике выбора профиля обучения;
4) элективный курс «Основы выбора профессии и профессионального самоопределения».
Чрезвычайно актуально, чтобы обучающиеся старших классов совместно с родителями имели необходимую информацию о перспективах, потребностях рынка труда, системе профтехобразования округа. С этой целью школа работает в тесном контакте с Центром занятости населения, организует экскурсии на предприятия города, встречи с представителями учебных заведений округа.
Также для организации информационной работы в условиях предпрофильной подготовки школа проводила следующие мероприятия:
Таким образом, в 8–9-м классах в ходе предпрофильной подготовки ученики получают информацию о возможных путях продолжения образования, возможность оценить свои силы и принять решение по выбору профиля.
Профильное обучение
Различные федеральные нормативные правовые документы, регламентирующие государственную политику в сфере общего образования, главной его задачей определяют обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Среди мер, обеспечивающих государственные гарантии качественного образования, выделяется отработка системы профильного обучения в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Профильное обучение, как одно из условий повышения качества общего образования за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса, позволяет более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно ориентированного образовательного процесса. На протяжении нескольких лет в школе и в городе отрабатывались различные модели профильного обучения (однопрофильные и многопрофильные классы, группы сетевого взаимодействия).
В 2010-2011 учебном году в школе сформированы два 11-х класса – 42 обучающихся и один 10 класс общей численностью – 29 обучающихся. По результатам анализа образовательных запросов обучающихся и анализа возможностей для их удовлетворения был сделан выбор организационной модели обучения старшеклассников – модели внутришкольной профилизации, поэтому в текущем учебном году в школе реализуется модель многопрофильного обучения на основе индивидуальных учебных планов (ИУП). Тем самым при организации учебного процесса на старшей ступени обучения сочетается традиционная классно-урочная система (для реализации обязательного базисного компонента учебного плана и совпавших выборов предметов федерального компонента) и предметно-групповая форма обучения (для индивидуальных выборов предметов федерального и регионального компонентов, а также элективных курсов).
Таким образом, были сформированы группы по следующим профилям:
С целью создания условий для дифференциации и индивидуализации содержания обучения старшеклассников, помимо профильных предметов им были предложены элективные курсы. По своему назначению они поделены на три типа.
1) Обеспечивают более высокий уровень изучения базовых учебных предметов, помогают подготовиться к сдаче ЕГЭ;
2) обеспечивают повышенный уровень изучения одного из профильных предметов;
3) способствуют удовлетворению познавательных интересов, решению жизненно важных проблем, приобретению школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда.
Темы элективных курсов:
Реализация целей профильного обучения возможна при условии создания профильных УМК, материально-технической базы и подготовки учителей, способных работать в системе профильного обучения.
Для отслеживания результатов профильного обучения, выявления проблем, планирования дальнейшей работы проводится анкетирование обучающихся, родителей, педагогов, осуществляется промежуточный и итоговый контроль, показывающий, насколько эффективна система профильного обучения.
Результативность работы профильных классов
Профили
Кол-во выпускников профильных классов
Кол-во выпускников профильных классов, поступивших по профилю
Статья Организация предпрофильной и профильной подготовки обучающихся
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе
Современная ситуация в стране и в мире предъявляет новые требования к организации процесса обучения на старшей ступени образования. Актуальным становится раннее выявление образовательной области, успешной для обучающегося, что должно создать положительную мотивацию к образованию. Задача усложняется тем, что существует высокая вариативность образовательных запросов старшеклассников. Поэтому основная задача обновления старшей школы состоит в том, что обучение должно быть индивидуализированным, функционально эффективным.
Главное – грамотно определить на ранней стадии склонности обучающегося с целью оказать ему педагогическое содействие в выборе своей будущей образовательной траектории.
В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования отмечается, что реализация идеи профилизации на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
В связи с этим предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки обучающихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершении основного общего образования.
Цель, задачи и этапы предпрофильной подготовки
Цель: проведение системной подготовительной предпрофильной и предпрофессиональной работы в основной школе для обеспечения предварительного самоопределения обучающихся в отношении профилирующих направлений будущего обучения.
оказать обучающимся помощь в осмыслении и оценке их образовательных интересов и возможностей;
обеспечить обучающихся информацией о возможных путях продолжения образования;
обеспечить информационное, научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение работы по предпрофильной подготовке и предпрофессиональному самоопределению обучающихся;
развитие познавательных интересов, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
формирование способности принимать адекватное решение о выборе направления дальнейшего образования, профиля обучения на 3-й ступени;
ориентирование не только на усвоение знаний, но и на развитие мышления, выработку практических навыков и повышение роли самообразовательной работы обучающихся.
Этапы предпрофильной подготовки:
пропедевтический (8-й класс);
заключительный (9-й класс).
Задачи пропедевтического этапа:
выявление интересов и склонностей, способностей школьников;
оказание психолого-педагогической помощи в приобретении опыта, связанного с профессиональным становлением;
развитие познавательных интересов, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
подготовка родителей к совместной работе по предпрофильной подготовке обучающихся.
Формы организации обучения: элективный курс «Основы выбора профессии и профессионального самоопределения»; диагностика интересов, склонностей, образовательных запросов обучающихся; консультации педагогов и психологов; экскурсии; кружки.
Задачи основного этапа:
обучить способам принятия решений о выборе направлений будущего обучения и профессиональной деятельности;
оказать помощь в формировании индивидуального образовательного маршрута обучающихся;
обеспечить информационное и психолого-педагогическое сопровождение работы по предпрофильной подготовке и предпрофессиональному самоопределению обучающихся.
Содержание основного этапа:
повторная диагностика интересов, склонностей, образовательных запросов школьников;
комплектование мобильных групп для изучения курсов по выбору;
формирование индивидуальных учебных планов обучающихся в соответствии с их интересами, склонностями, образовательными запросами;
составление оптимального расписания курсов по выбору;
проведение информационной работы, индивидуального консультирования обучающихся и их родителей по вопросам профессионального выбора;
проведение предметных и ориентационных курсов по выбору.
Формы организации обучения: элективные курсы (предметные, ориентационные); консультации педагогов и психологов; ознакомление с особенностями различных профилей обучения и профессий; построение индивидуальных учебных планов; экскурсии; кружки.
Задачи заключительного этапа:
собрать и обработать всю информацию, которая может обеспечить оптимальный выбор обучающимися профиля дальнейшего обучения;
предоставить обучающимся полную информацию о перспективе выбранного ими профиля обучения;
сформировать учебный план профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся.
Содержание заключительного этапа:
анализ эффективности проведенной предпрофильной подготовки;
ознакомление с перспективами профессионального обучения и трудоустройства;
сбор и аналитическая обработка информации по выбору обучающимися того или иного профиля, а также элективных курсов;
формирование профилей на основе индивидуальных учебных планов обучающихся;
комплектование профильных групп.
Формы и методы работы:
анкетирование обучающихся и их родителей;
анализ образовательного рейтинга обучающихся;
С целью выявления положительных и отрицательных моментов в организации элективных курсов, определения применяемых методов обучения, организации деятельности обучающихся, создания познавательной атмосферы для дальнейшего профессионального самоопределения, учебного взаимодействия учителя и ученика в течение учебного года проводилось анкетирование учителей, ведущих элективные курсы. Данные проведенной диагностики помогли подтвердить в целом правильность выбранных перспективных направлений для организационно-содержательных преобразований в предпрофильной подготовке: направленность и содержание элективных курсов, состав педагогов, модель, организационную и информационную подготовительную работу, проводимую администрацией школы, что позволяет учителям достигать поставленных целей.
Результаты анкетирования педагогов показали, что учителя используют различные педагогические технологии, методы стимулирования и мотивации обучающихся, разнообразные формы проведения занятий элективных курсов:
подготовка и защита проектов, рефератов;
проведение практических занятий, исследований, экспериментов;
деловые и ролевые игры;
Практика работы показала, что сложность в организации работы обучающихся на занятиях элективных курсов связана с разным уровнем подготовки обучающихся, поэтому при планировании работы на текущий учебный год были учтены пожелания и предложения по организации элективных курсов, высказанные учителями, ведущими элективные курсы не первый год:
для того чтобы обучающиеся более осознанно подходили к выбору профиля были даны консультации педагогами, классными руководителями, педагогом- психологом;
созданы группы мотивированных обучающихся на профиль.
1) анкетирование обучающихся с целью изучения образовательного запроса учеников с учетом мнения их родителей; изучения целей, мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей обучающихся;
2) психологическая диагностика, целью которой было:
изучить и проанализировать личностно-психологические особенности, склонности и интересы детей;
индивидуальные и групповые консультации с педагогом-психологом, целью которых было соотнести желания обучающихся со способностями, интересами и возможностями;
3) индивидуальные консультации по методике выбора профиля обучения;
4) элективный курс «Основы выбора профессии и профессионального самоопределения».
Чрезвычайно актуально, чтобы обучающиеся старших классов совместно с родителями имели необходимую информацию о перспективах, потребностях рынка труда, системе профтехобразования округа. С этой целью школа работает в тесном контакте с Центром занятости населения, организует экскурсии на предприятия города, встречи с представителями учебных заведений округа.
Также для организации информационной работы в условиях предпрофильной подготовки школа проводила следующие мероприятия:
классные и общешкольные родительские собрания с целью ознакомления с задачами предпрофильного и профильного обучения, ожидаемыми результатами работы;
индивидуальные консультации, беседы;
анкетирование обучающихся 8-9х классов и их родителей;
Таким образом, в 8–9-м классах в ходе предпрофильной подготовки ученики получают информацию о возможных путях продолжения образования, возможность оценить свои силы и принять решение по выбору профиля.
Федеральные нормативные правовые документы, регламентирующие государственную политику в сфере общего образования, главной его задачей определяют обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Среди мер, обеспечивающих государственные гарантии качественного образования, выделяется отработка системы профильного обучения в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Профильное обучение, как одно из условий повышения качества общего образования за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса, позволяет более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно ориентированного образовательного процесса.
Таким образом, на основе письменных заявлений обучающихся были сформированы группы по следующим профилям:
10 класс – химико-биологический; социально-гуманитарный; физико-математический.
С целью создания условий для дифференциации и индивидуализации содержания обучения старшеклассников, помимо профильных предметов им были предложены элективные курсы. По своему назначению они поделены на три типа.
1) Обеспечивают более высокий уровень изучения базовых учебных предметов, помогают подготовиться к сдаче ЕГЭ;
2) обеспечивают повышенный уровень изучения одного из профильных предметов;
3) способствуют удовлетворению познавательных интересов, решению жизненно важных проблем, приобретению школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда.
Темы элективных курсов:
Трудные случаи синтаксиса»;
«Уравнения и неравенства с параметрами»;
«Тригонометрия в системе»;
«Трудные и дискуссионные вопросы истории»;
«Основы экономических знаний»;
«Трудные вопросы в курсе биологии»;
«Химия в задачах и ответах»;
Реализация целей профильного обучения возможна при условии создания профильных групп, материально-технической базы и подготовки учителей, способных работать в системе профильного обучения.
Для отслеживания результатов профильного обучения, выявления проблем, планирования дальнейшей работы проводится анкетирование обучающихся, родителей, педагогов, осуществляется промежуточный и итоговый контроль, показывающий, насколько эффективна система профильного обучения.
Результативность работы профильных групп
Количество обучающихся 10 классов, выбравших профиль
Как показывает диаграмма: в 2014-2015 учебном году обучающиеся 10 классов выбирали социально-гуманитарный профиль (8), физико-математический(5), в 2015-2016 учебном году обучающиеся 10 класса выбирали социально-гуманитарный профиль (8), химико-биологический (3).
Количество обучающихся 11 классов, выбравших профиль
Как показывает диаграмма: в 2014-2015 учебном году обучающиеся 11 класса выбирали социально=гуманитарный профиль (5), химико-биологический (4), в 2015-2016 учебном году обучающиеся 11 класса выбирали социально=гуманитарный профиль (8), физико-математический (5).
Как показывает диаграмма: в 2014-2015 учебном году обучающиеся 10 классов выбирали социально=гуманитарный профиль (8), физико-математический(5), в 2015-2016 учебном году обучающиеся 10 класса выбирали социально=гуманитарный профиль (8), химико-биологический(3).