организация и содержание коррекционно развивающего обучения

Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения

Возможность положительных результатов коррекционно-педагогической работы и достижения педагогической реабилитации детей с ЗПР определила особый подход к обучению детей данной категории. При условии особой организации образовательного процесса, оказания коррекционно-педагогической помощи дети с ЗПР способны овладеть программой детского сада и основной школы и в большинстве случаев продолжить образование.

С целью оказания специальной помощи детям с ЗПР в нашей стране была создана система коррекционно-развивающего образования и компенсирующего обучения. Это качественно новый уровень организации образовательного процесса, который позволяет удовлетворить интересы и образовательные потребности конкретного ребенка, учесть его индивидуальные способности, обеспечить полноценное образование и сохранить здоровье.

Сложившаяся к настоящему времени система коррекционно-развивающего обучения отражает разработанную в 1993 г. в Институте коррекционной педагогики РАО концепцию коррекционно-развивающего обучения (КРО) в условиях общеобразовательной школы (В. И. Лубовский, Н.А.Никашина, Т.В.Егорова, С. Г.Шевченко, Р.Д.Тригер, Г.М.Капустина и др.).

Министерство образования РФ рекомендует для ориентировки в подходах к обучению детей со стойкими затруднениями в образовательных учреждениях общего назначения использовать два нормативных документа:

Система комплексной помощи детям с ЗПР в нашей стране включает в себя:

В нашей стране существует сеть консультативно-диагностических, медико-психолого-социальных, коррекционно-развивающих центров для оказания помощи детям с ЗПР и семье. Разработаны диагностические методики, позволяющие отграничить эту категорию детей как от умственно отсталых, так и от детей с общим недоразвитием речи. Открываются новые образовательные учреждения для детей с ЗПР дошкольного и школьного возраста, создаются условия для профилактической, лечебно-оздоровительной и коррекционно-развивающей работы с детьми этой категории.

Главными при определении стратегии и технологии обучения и воспитания детей с ЗПР являются профилактика и ранняя коррекция отставания в развитии у детей дошкольного возраста. В основу положен принцип единства диагностики и коррекции, предполагающей построение коррекционной работы в соответствии с результатами диагностики. Практика показывает, что предупреждение трудностей в обучении и адаптации к школе детей целесообразно начинать в условиях детского сада.

Для этого существует специальная модель дошкольного образовательного учреждения — ДОУ компенсирующего вида для детей с ЗПР, в котором коррекционная работа ведется в трех направлениях: диагностико-консультативная, лечебно-оздоровительная и коррекционно-развивающая.

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками ведется специалистами-дефектологами (логопедами, олигофренопедагогами), воспитателями при участии семьи ребенка. Адаптивная программа учитывает состояние и уровень развития ребенка и предполагает обучение по разным направлениям: ознакомление с окружающим миром и развитие речи, формирование правильного звукопроизношения, обучение игровой деятельности и ее развитие, ознакомление с художественной литературой, развитие элементарных математических представлений, подготовка к обучению грамоте, трудовое, физическое и художественно-эстетическое воспитание и развитие.

В школе коррекционная работа строится по адаптированным программам и учебным планам в соответствии со специальным образовательным стандартом.

Коррекционная направленность обучения достигается благодаря введению специальных предметов: ознакомление с окружающим миром и развитие речи, ритмика, трудовое обучение. На уроках педагоги применяют коррекционно-педагогические технологии, помогающие успешно осваивать учебный материал.

Значительное место занимает индивидуально-групповая коррекционная работа (логопедические занятия, работа по восполнению пробелов предшествующего обучения или пропедевтика новых и трудных тем). С учетом интересов детей и в целях развития индивидуальных склонностей вводятся факультативные курсы (художественно-эстетические, музыкальные, трудовые, спортивные и т.д.).

Обучение ребенка в классе коррекционно-развивающего обучения строится с учетом его актуальных возможностей, на основе охраны и укрепления здоровья, создания благоприятной образовательной среды, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и развитие личности ребенка.

Успех коррекционной работы с ребенком с ЗПР и в дошкольном образовательном учреждении, и в школе обеспечивается многими составляющими, среди которых важную роль играет педагогическое взаимодействие с семьей.

Важно, чтобы родители ребенка с ЗПР стали активными участниками коррекционно-развивающего процесса, поверили в возможности своего ребенка и в положительный результат коррекционно-развивающего обучения, не рассматривали определение ребенка в группу или класс коррекционно-развивающего обучения как своеобразную сегрегацию, перемещение в менее качественную образовательную среду.

Необходимы распространение среди родителей специальных педагогических и психологических знаний, разъяснение достоинств и преимуществ образования ребенка в условиях класса коррекционно-развивающего обучения, укрепление доверия к психолого-педагогическому персоналу и желания сотрудничать в деле помощи ребенку с затруднениями в обучении. Для учителя класса, педагога группы должны стать правилами: посещение семьи ребенка, наблюдение за ним в домашних условиях. Общение и взаимодействие с родителями на дому.

Источник

Вопрос 27. Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения детей с зпр

Дети с задержкой психического развития посещают в основном дошкольные образовательные учреждения компенсирующего и комбинированного вида, а также группы кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии (как отмечает Е.А. Екжанова).

Направление в специальное дошкольное учреждение или группу осуществляется на основании решения постоянно действующей психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Медицинскими показаниями для приема ребенка являются типы задержки психического развития, отраженные в классификации К.С. Лебединской: конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического генеза.

Для оказания помощи открываются следующие группы:• младшая (от 2,5 до 3,5 лет); • средняя (от 3,5 до 5 лет);• старшая (для детей в возрасте 5—6 лет).

По окончании специального дошкольного учреждения или группы ребенок переводится (в зависимости от диагностических показателей):

• в школу (или) класс для детей с ЗПР;

• специальную школу соответствующего типа.

2. В специализированном дошкольном учреждении решаются задачи:• диагностические;• воспитательные; • коррекционно-развивающие;• оздоровительные;• образовательные.

Основными направлениями деятельности детей в специализированном дошкольном учреждении являются:

• общее и коммуникативное взаимодействие;

• развитие тонкой ручной моторики и зрительно-пространствен-;! ной координации;

• предметная деятельность и игра;

• развитие продуктивной деятельности;

• подготовка к школьному обучению.

Виды групповых и подгрупповых занятий, которые проводит воспитатель: уроки здоровья; лепка; аппликация; рисование; конструирование; ручной труд; физическое и трудовое воспитание; обучение игре;

социальное развитие; ознакомление с окружающим миром.

Виды подгрупповых и индивидуальных занятий, проводимых дефектологом: социальное и познавательное развитие; ознакомление с окружающим миром; обучение игре; математика; развитие речи и тонкой ручной моторики; подготовка к обучению грамоте.

Координационно-развивающая работа ведется при участии семьи ребенка.

Школьники с задержкой психического развития могут обучаться:

в специальных образовательных учреждениях (школах VII вида), сеть которых была организована в нашей стране в начале 80-х гг.;

в коррекционных классах при общеобразовательных школах (на основании приказа Минобразования России «О введении в действие нормативных документов, регламентирующих деятельность специальных образовательных школ для детей с ЗПР», 1981).

Особенности обучения в коррекционном классе:

адаптированные программы и учебные планы (в соответствии со специальным образовательным стандартом);

изучение специальных предметов (развитие речи, ознакомление с окружающим миром, ритмика и др.);

индивидуально-групповая коррекционная работа (логопедические занятия, восполнение пробелов в знаниях, пропедевтика нового учебного материала);

факультативные курсы (художественно-эстетические, музыкальные, трудовые, спортивные и т. п.).

Образовательный процесс в классе коррекционно-развиваюшего обучения осуществляется (как отмечает Е.А. Медведева) на основе: учета актуальных возможностей ребенка; охраны и укрепления его здоровья; создания благожелательной образовательной среды; _ взаимодействия с родителями.

4. В нашей стране функционирует система комплексной помощи детям с ЗПР, которая, по определению Е.А. Медведевой, включает в себя:

различные модели специальных образовательных учреждений (дошкольные образовательные учреждения (группы) компенсационного вида, специальные школы и школы-интернаты для детей с ЗП Р, классы коррекционно-развивающего обучения при школе общего назначения;

ранее выявление детей ЗПР, удовлетворение их особых образовательных потребностей, обеспечение преемственности форм и методов коррекционной работы в системе дошкольного и школьного образования;

совершенствование системы медицинского, педагогического и психологического диагностирования (для определения особенностей организации коррекционно-образовательного процесса, сохранения и укрепления здоровья детей);

нормативное и учебно-методическое обеспечение практики, образования детей с ЗПР;

определение задач и содержания профессиональной ориентации профессионально-трудовой подготовки и социально-трудовой адаптации выпускников;

создание и применение критериев и методов оценки эффективности коррекционно-развивающего образовательного процесса;

разработку моделей служб консультативной помощи семье;

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития в условиях специальной коррекционной группы детского сада. Опыт работы

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития

в условиях специальной коррекционной группы

Выполнила: Середова Ольга Назифовна,

коррекционной группы VII вида

1. Основные категории нарушений развития у детей………………………………. 6

2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с задержкой

3. Организация коррекционно-образовательного процесса в специальной

коррекционной группе VII вида…………………………………………………. 12

Формирование и развитие основных видов деятельности детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………21

Формы организации основных занятий с детьми специальной коррекционной группы VII вида….……………………………………………………………….26

Использование ИКТ на занятиях в специальной коррекционной группе…..28

Социально-педагогический блок………………………………………………. 30

Преемственность в работе детского сада и школы в работе с детьми с задержкой психического развития……………………………………………………………. 36

Главное, чем все годы был озабочен мой ум

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии является весьма острой актуальной на сегодняшний день. Как показывают исследования ученных, этот процесс должен быть комплексным, проходить с участием специалистов различного профиля: дефектологов, педагогов-психологов, логопедов, педагогов, психиатров, психоневрологов.

Актуальность вопросов диагностики, обучения и воспитания дошкольников, имеющих проблемы в развитии, заметно возросла в последние годы не только в связи с повсеместным ухудшением экологической обстановки, но и в связи и известными последствиями социально-экономического кризиса, коснувшегося, прежде всего, семьи, дошкольного образования и школы.

Ощущается отсутствие специализированных служб, в структуре которых возможно продуктивное взаимодействие специалистов разного профиля (в частности, постоянно действующих психолого-медико-педагогических консультаций и диагностических центров), необходимых для выявления и своевременного оказания помощи детям дошкольного возраста, относящимся к «группе риска», т.е. детям, у которых вероятность формирования нервно-психических расстройств высока.

Комплексное изучение задержки психического развития (далее ЗПР) как специфической аномалии детского развития в настоящее время приобретает острую потребность. Переход школы на новые усложненные программы усугубил положение в школе стойко неуспевающих учащихся. В то же время накопленный опыт разработки проблем диагностики способствовал развертыванию комплексного психолого-медико-педагогического изучения детей этой категории. Дети ЗПР не являются умственно отсталыми, но в то же время стойко не успевают в массовой школе вследствие полиморфной клинической симптоматики – незрелости сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности. Неблагоприятные условия жизни в воспитании нарушают их сенсорное развитие, общение с окружающими, а на этой основе задерживается умственное развитие, ущербно формируется личность.

Идея ранней коррекции любого дефекта у ребенка давно находится на вооружении дефектологии. Но проблема ЗПР в том, что задержка трудно распознаваема в детском возрасте, она часто обнаруживается только в процессе школьного обучения. Принцип «лучше раньше, чем позже» разделяется всеми исследователями, но реализуется в основном в младшем школьном возрасте.

Современные условия развития общества и перемены в системе образования диктуют необходимость изменения содержания образования, серьезную организационно-методическую перестройку образовательного процесса. Процесс реорганизации всей системы образования подразумевает появление новых более эффективных психолого-педагогических подходов к организации воспитания и обучения, особенно в системе дошкольного образования, как первой его ступени.

Новые подходы требуются и к построению образовательной среды для детей с ЗПР.

До настоящего времени не разработана система коррекционной – развивающей работы с дошкольниками с ЗПР, не сформирована комплексная модель коррекционно-развивающей программы, направленной на психологическую готовность этих детей к школьному обучению.

Актуальность проблемы построения коррекционно-образовательной среды для дошкольников с ЗПР обусловлена теоретической неразработанностью содержания коррекционно-педагогического процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения. Открытия науки, результаты исследований в области специальной педагогики и специальной психологии, передовой опыт по вопросам работы с детьми, имеющими проблемы в развитии, в массовой практике учреждений компенсирующего вида внедряются крайне медленно, в отличие от практики общеобразовательных дошкольных учреждений. Именно поэтому возникла необходимость организации коррекционно-образовательного пространства специальной коррекционной группы VII вида для детей с ЗПР в условиях дошкольного учреждения комбинированного вида.

Такая специальная коррекционная группа существует на базе МДОУ №5 «Журавлик» шесть лет. С детьми работают специально подготовленные и не равнодушные к проблемам детей педагоги.

За годы существования группы накоплена нормативно-правовая база, необходимые диагностические и методические материалы. Группа оборудована современной мебелью, игровыми, развивающими и методическими пособиями. Функционирует сенсорная комната.

Но в момент открытия группы педагоги столкнулись с проблемой отсутствия специальной коррекционно-развивающей программы, необходимого диагностического инструментария.

Совместными усилиями, используя опыт передовых коррекционных специалистов, психологов и дефектологов, опираясь на имеющиеся программы С.Г.Шевченко, Е.А.Стребелевой, Т.Г.Неретиной (образовательная программа «Детский сад 2100»), была составлена своя образовательная программа, и учебный план адаптированные к условиями специальной коррекционной группы в рамках ДОУ комбинированного вида с учетом региональных особенностей, разработана система оздоровительных мероприятий для детей с особыми образовательными потребностями (ЗПР).

Основные категории нарушений развития у детей.

Типы нарушений психического развития различаются психофизиологическими и психофизическими особенностями. Вместе с тем возможна классификация этих нарушений и по другому принципу – по характеру нарушения развития, т.е. по типу дизонтогенеза. Такая классификация разработана В.В.Лебединским (1985), использовавшим клинические классификации вариантов дизонтогенеза психиатров Г.Е.Сухаревой, Л.Каннера и В.В.Ковалева. В ней выделяются шесть типов дизонтогенеза.

Недоразвитие, под которым понимается общее стойкое отставание в развитии всех функций вследствие раннего органического поражения (прежде всего – коры больших полушарий). Поражение может иметь наследственную природу (эндогенную) или быть результатом внешних (экзогенных) факторов, действующих во внутриутробный, природовой периоды или в раннем детстве. Это самая распространенная форма умственной отсталости – олигофрения.

Задержанное развитие – замедление темпа всего психического развития, возникающее чаще всего в результате слабо выраженных органических поражений коры головного мозга или длительных тяжелых соматических заболеваний.

Поврежденное психическое развитие, представленной органической деменцией – нарушением психического развития в конце раннего возраста или уже после трех лет вследствие массивных травм мозга, нейроинфекций, наследственных дегенеративных заболеваний. Во многих случаях органическая деменция носит прогредиентный характер.

Дефицитарное психическое развитие. Наиболее ярко выражено при недостаточности анализаторных систем – зрении, слуха и мышечно-кинестетической системы.

Искаженное психическое развитие – разные варианты сложных сочетаний общего недоразвития, задержанного, ускоренного и поврежденного развития, причинами которых являются некоторые процессуальные наследственные заболевания (шизофрения, врожденная недостаточность обменных процессов. Ранний детский аутизм – наиболее яркий пример этого типа.

Дисгармоническое психическое развитие, связанное с нарушением формирования эмоционально-волевой сферы. К нему относятся психопатии и случаи патологического развития личности вследствие крайне неблагоприятных условий воспитания.

Среди представителей каждого типа нарушенного развития наблюдаются значительные индивидуально-групповые различия, которые зависят от причин нарушения, периода действия и интенсивности фактора, вызвавшего нарушение.

В данной работе изучаются дети младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Проведем более подробную характеристику именно этой группы.

Психолого-педагогическая характеристика дошкольников

с задержкой психического развития.

Задержка психического развития (ЗПР) – одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. ЗПР – это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.

В системе психологической помощи детям с ЗПР на первое место ставят не дефект, а формирование и развитие целостной личности ребенка, способной направить свои усилия под руководством взрослых на компенсацию нарушений и реализацию своих потенциальных возможностей успешного вхождения в социальную среду.

Л.С.Выготский выделил две взаимосвязанные линии развития: биологическая и социально-психологическая. Идея о взаимообусловленности биологических и социальных детерминант развития не только позволяет оценить вклад каждого фактора в характер развития, но и дает возможность определить их взаимосвязи.

Второе известное положение Л.С.Выготского состоит в том, что основные закономерности развития нормально развивающегося ребенка сохраняют свою силу и при аномальном развитии. Вместе с тем ученый неоднократно отмечал существование специфических закономерностей аномального развития.

История обследования детей с названным типом развития имеет глубокую традицию. Подобные дети описывались под разными названиями: «отстающие в педагогическом отношении», «псевдонормальные», «запоздавшие» и др.

Первоначальную проблему задержки психического развития в отечественных исследованиях обосновали клиницисты. Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е Сухаревой. Исследуемый феномен характеризуется прежде всего замедленным темпом психического развития,

личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации к обратному развитию. На этом основании Г.Е.Сухарева выделила 6 типов состояния, которые следует отделить от понятия «олигофрения»:

интеллектуальные нарушения, наблюдающиеся у детей с замедленным (или задержанным) темпом развития в связи с неблагоприятными условиями воспитания;

интеллектуальные расстройства при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями;

нарушения интеллектуальной деятельности при различных формах инфантилизма;

вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с поражением слуха, зрения, дефектами речи, чтения и письма;

интеллектуальные нарушения, наблюдаемые у детей в резидуальной стадии и отдаленном периоде инфекций и травм центральной нервной системы;

интеллектуальные нарушения при прогредиентных нервно-психических заболеваниях.

М.С.Певзнер также рассматривала «задержки психического развития» вне рамок умственной отсталости, а как самостоятельную группу заболеваний и состояний в детском возрасте. Автор различает две основные формы:

задержку психического развития, обусловленную психическим и психофизическим инфантилизмом, и

задержку психического развития, обусловленную длительными астеническими и церебрастеническими состояниями.

Таким образом, в отечественной психопатологии классификация ЗПР строилась по этипатогенетическому принципу, когда форма ЗПР определяется причиной и

механизмами ее возникновения и формирования.

В исследованиях В.В.Ковалева предлагается классификация пограничных состояний интеллектуальной недостаточности, в том числе задержки темпа психического развития, где ведущая роль в патогенезе отводится какому-либо одному фактору. В.В.Ковалев выделяет 4 основных формы ЗПР:

дизонтогенетическая форма ЗПР, при которой недостаточность обусловлена механизмами задержанного или искаженного психического развития ребенка;

энцефалопатическая форма ЗПР, в основе которой лежит органическое повреждение мозговых механизмов на ранних этапах онтогенеза;

ЗПР в связи с недоразвитием анализаторов (слепота, глухота, недоразвитие речи и пр.), обусловленная действием механизма сенсорной депривации;

ЗПР, вызванная дефектами воспитания и информационным дефицитом с раннего детства (педагогической запущенностью).

Наиболее информативной является классификация К.С.Лебединской. Также как и классификация В.В.Ковалева, она строится исходя из этиологического принципа и включает 4 варианта ЗПР:

задержку психического развития конституционального происхождения4

задержку психического развития соматогенного происхождения;

задержку психического развития психогенного происхождения4

задержку психического развития церебрально-органического генеза.

В клинико-психологической структуре каждого из перечисленных вариантов ЗПР имеется специфическое сочетание личностной незрелости, недоразвитие эмоциональной и интеллектуальной сферы.

Каждый из представленных вариантов ЗПР, подчеркивает автор, может быть осложнен соматическими, энцефалопатическими, неврологическими и другими заболеваниями и иметь свою клинико-психологическую структуру, свои особенности эмоционально-волевой сферы и нарушений познавательной

Следует подчеркнуть, что существенных различий в классификациях ЗПР, представленных в работах Г.Е.Сухаревой, К.С.Лебединской и В.В.Ковалева, не наблюдается.

В рамках психолого-педагогического подхода накоплен достаточно большой материал, свидетельствующий о специфических особенностях детей с ЗПР, отличающих их, с одной стороны, от детей с нормальным психическим развитием, а с другой стороны – от умственно отсталых детей.

Развитие психики ребенка понимается как исключительно сложный противоречивый процесс, подчиненный взаимодействию многих факторов. Степень нарушения темпа созревания мозговых структур, а следовательно и темпа психического развития может быть обусловлена своеобразным сочетанием неблагоприятных биологических, социальных и психологических факторов.

Особенности познавательной сферы детей с ЗПР хорошо освещены в литературе (В.И.Лубовский, И.Ю.Кулагинаи др.). В.И.Лубовский отмечает недостаточную сформированность произвольного внимания детей с ЗПР, дефицитарность основных свойств внимания: концентрации, объема, распределения. Явное отставание детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников авторы отмечают при анализе их мыслительных процессов. Отставание характеризуется недостаточно высоким уровнем сформированности всех основных мыслительных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса (Т.П.Артемьева, Л.В Кузнецова и др.) Отмечается специфика познавательной деятельности детей с ЗПР. С.Г.Шевченко, изучая речевые особенности речевого развития таких детей, отмечает, что дефекты речи у них проявляются на фоне недостаточно сформированности познавательной деятельности. В гораздо меньшей степени изучены личностные особенности детей с ЗПР (Л.В Кузнецова, Н.Л.Белопольская). Психологи отмечают характерные для этих детей слабость волевых процессов, эмоциональную неустойчивость, импульсивность либо вялость и апатичность.

У детей с ЗПР отмечается проявление синдромов гиперактивности, импульсивности, а также повышения уровня тревоги и агрессии (М.С.Певзнер).

Измененная динамика формирования самосознания проявляется у детей с ЗПР в своеобразном построении взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Отношения отличаются эмоциональной нестабильностью, неустойчивостью, проявлением черт детскости в деятельности и поведении.

Можно дать обобщенную характеристику задержки психического развития по отношению к нормально развивающимся детям .

Первое, из общих проявлений, поведение этих детей соответствует более младшему возрасту (разница в 2-3 года). По сравнению с нормально развивающимися детьми они более зависимы от взрослого, значительно менее активны, безынициативны, у них слабо выражены познавательные интересы, проявляющиеся в бесконечных вопросах нормально развивающихся дошкольников. Значительно отстают они и по сформированности регуляции и саморегуляции поведения, в результате чего не могут относительно долго сосредоточиться на каком-либо одном занятии, да и «главное занятие» этого возраста – игровая деятельность – тоже недостаточно сформирована. А также наблюдается отставание в речевом развитии.

Эффективная динамика развития детей отмечается тогда, когда своевременно осуществляется клиническая, психологическая, педагогическая диагностика и реализуется необходимая психологическая коррекция, психотерапия, биологическая терапия, а педагогическая коррекция и обучение ведутся с учетом всей сложности, неравномерности и дисгармоничности развития интеллекта и личности детей.

Выделяются общие подходы в работе с детьми с ЗПР:

учет психофизических и возрастных особенностей детей;

индивидуальный подход, доброжелательная атмосфера общения с детьми;

предотвращение наступления утомляемости, частая смена видов деятельности;

обеспечение положительной мотивации на любой вид деятельности;

широкое использование игровых приемов обучения;

своевременная коррекция всех видов деятельности, разумное сочетание форм коррекционной работы.

Концентрическое планирование занятий с постепенным усложнением изучаемого материала, осуществление переноса полученных знаний в новые условия.

Организация коррекционно-образовательного процесса в специальной коррекционной группе VII вида.

Основу системы коррекционной работы составляет продуманное распределение учебного материала. Для распределения учебного материала на весь год составлен учебный план, который определяет содержание коррекционного обучения – базисные компоненты коррекционного обучения, видовое содержание коррекционной деятельности вне занятий, направленное на коррекционное воздействие на ребенка и отражающее психо-эмоциональное благополучие детей, формы работы с детьми; распределение часов на указанные дисциплины, распределение дисциплин между специалистами, воспитателями, педагогами.

Учебный план обеспечивает плавную адаптацию детей к школьному обучению.

Для достижения максимальной эффективности при проведении коррекционно-образовательной работы необходимо учитывать:

структуру отклоняющегося развития и вариант ЗПР;

информацию о здоровье ребенка;

условия жизни и воспитания в семье;

возраст ребенка на момент поступления в СКОУ (специальное коррекционное образовательное учреждение);

длительность пребывания ребенка в учреждении компенсирующего вида и др.

В соответствии с современной концепцией коррекционно-разивающего обучения

(С.Г.Шевченко, 1999), в структуру коррекционно-педагогического процесса в специальной коррекционной группе VII вида включаются следующие блоки:

Каждый из перечисленных блоков имеет свои цели, задачи и содержание, которые реализуются с опорой на основные линии развития ребенка-дошкольника. Основными линиями развития принято считать: физическое, социально-нравственное, эстетическое, познавательное и речевое развитие.

Все пребывание ребенка в СКОУ имеет коррекционно-развивающую направленность, а деятельность специалистов и воспитателей строится на диагностической основе. Диагностический блок занимает особое место в педагогическом процессе и играет роль индикатора результативности оздоровительного, коррекционно-развивающего и образовательно-воспитательного воздействия.

При планировании конкретного содержания оздоровительной и педагогической работы в каждой возрастной группе учитываются:

принципы специального обучения и воспитания;

результаты диагностического обследования группы и каждого ребенка с целью разработки или корректировки планов коррекционно-развивающей и воспитательно-образовательной работы;

задачи и содержание основных разделов образовательной программы.

Рассмотрим содержание коррекционно-педагогической работы в специальной коррекционной группе VII вида (на примере МДОУ №5 г.Миньяр).

Диагностическое обследование в условиях специальной коррекционной группы детского сада для детей с задержкой психического развития отличается по задачам и методам обследования на ПМПК. Ведущей задачей ПМПК является выявление и отклонений в развитии, определение их характера и выбор оптимального образовательного маршрута. Приоритетной является задача дифференциальной диагностики.

В условиях специальной группы на первый план выступают задачи комплексного, всестороннего качественного анализа особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностного развития, а также исследование сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, имеющихся у ребенка. Диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса.

Углубленное всестороннее обследование позволяет построить адекватные индивидуальные и групповые коррекционно-образовательные программы и определить эффективность коррекционно-развивающего воздействия.

Основными задачами обследования являются:

изучение качественных особенностей психического развития ребенка;

выявление «уровня обученности», т.е степени овладения знаниями, умениями, навыками в соответствии с возрастными возможностями;

определение характера динамики развития обучаемости;

дифференциация сходных состояний на основе длительного психолого-педагогического наблюдения и изучения динамики развития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

В период подготовки ребенка к школе встает еще одна важная задача обследования – определение параметров школьной зрелости и выбор наиболее эффективной формы школьного обучения.

Диагностическая работа в специальной коррекционной группе строится с опорой на основные психолого-диагностические принципы, признанные отечественно специальной психологией и коррекционной педагогикой и раскрытые в трудах Л.С.Выготского, А.Р.Лурии, В.И.Лубовского, Д.Б.Эльконина. При обследовании предполагается использование апробированных методов и диагностических методик изучения детей дошкольного возраста, в том числе и детей с отклонениям в развитии. Это широко известные методики и диагностические комплексы Л.А.Венгера, С.Д.Забрамной, И.Ю.Левченко, Е.А.Стребелевой, У.В.Ульенковой и другие.

Сочетание экспериментально-психологических исследований и длительного наблюдения обеспечивает объективность оценки показателей развития ребенка и позволяет выбрать наиболее эффективные методы психолого-педагогического воздействия.

В структуре психолого-педагогического изучения ребенка можно выявить несколько направлений. Одно из них предполагает уточнение структуры и степени выраженности нарушений, выявление психологических особенностей воспитанников. Следующее направление ориентировано на изучение сферы знаний и представлений об окружающем мире, а также умений и навыков, необходимых для дальнейшего усвоения образовательной программы в условиях СКОУ. Также большое внимание уделяется изучению речевого развития дошкольников с ЗПР.

В течение года специалисты и воспитатели проводят обследование в три этапа.

Первый этап (сентябрь). Цель обследования на начальном этапе – выявить особенности психического и речевого развития каждого воспитанника, определить исходный уровень обученности, т.е. овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы.

Помимо этого, собираются анамнестические сведения о развитии ребенка, изучаются микросоциальные условия жизни и воспитания в семье. Результаты обобщаются и заносятся в «Диагностико-эволюционую карту». (Приложение 1).

С их учетом формируются подгруппы детей для проведения занятий дефектологом и воспитателем, выстраиваются «уровневые» программы коррекционного обучения.

На основе данных медицинского обследования выявляются особенности нервно-психического и соматического здоровья, возможных функциональных нарушений со стороны ЦНС, моторного развития и физического состояния.

Второй этап (2 недели января). Основной целью обследования на втором этапе является выявление особенностей динамики развития каждого ребенка в специально-организованных условиях. Динамическое диагностическое исследование позволяет оценить правильность выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы. В программу вносятся коррективы, определяются цели и задачи коррекционно-педагогической работы во втором полугодии.

Третий этап. (2 недели мая). Цель- определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого ребенка. На основе результатов обследования осуществляется перевод ребенка в следующую возрастную группу или выпуск в школу.

Все результаты обследования заносятся в специально разработанные таблицы. (Приложения 2,3,4,5).

Основной целью физкультурно-оздоровительной работы в СКОУ является оздоровление ребенка, физическое развитие и совершенствование техники движений, а также воспитание положительного отношения к своему здоровью и формирование стремления к здоровому образу жизни.

Реализация задач физкультурно-оздоровительного блока предполагает:

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья для полноценного физического развития детей.

Медицинский контроль и профилактику заболеваемости.

Включение оздоровительных технологий в педагогический процесс.

Обучение педагогов оздоровительным технологиями методам коррекционного воздействия на психомоторное развитие ребенка.

Специально организованную работу по физическому воспитанию, формированию двигательных навыков у детей.

Остановимся подробнее на содержании работы в специальной коррекционной группе VI вида МДОУ №5 по каждому направлению.

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья,

для полноценного развития детей.

Обеспечение условий для жизни и деятельности детей, отвечающих санитарно-гигиеническим нормативам (соответствующая мебель, регулируемые по высоте столы и стулья, т.к группа разновозрастная, освещение, воздушный режим, кварцевание помещений в период повышенной заболеваемости и т.д.).

Проектирование охранительного и двигательного режима.

Обеспечение полноценного питания и витаминизация.

Проведение закаливающих мероприятий (сухое обтирание рукавицей, воздушные ванны, обширное умывание после сна, хождение по дорожкам здоровья и т.д.).

Оснащение специализированным оздоровительным оборудованием (оздоровительный комплекс, оборудован кварцевыми лампами, люстрой Чижевского, детские тренажеры и т.д.).

Оборудование спортивного зала и спортивной площадки (соответствующий спортивный инвентарь для занятий физкультурой).

Медицинский контроль и профилактика заболеваемости.

Профилактический осмотр врачами детской консультации (1 раз в год).

Текущий медицинский контроль и профилактика заболеваемости медицинской сестрой ДОУ и педиатром.

Проведение оздоровительных мероприятий и процедур (профилактический массаж 2 раза в год, витаминизированный чай, полоскание ротовой полости отваром трав, наблюдение и лечение детей с нарушением зрения врачом окулистом т.д.).

Включение оздоровительных технологий в педагогический процесс.

Предупреждение гиподинамии и обеспечение оптимального двигательного режима (утренняя гимнастика, двигательные разминки в режиме дня и в процессе занятий).

Использование различных видов гимнастики для развития и коррекции моторных функций, снятия психического и мышечного напряжения, профилактики нарушения зрения (артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, двигательные разминки, упражнения для релаксации, занятия в сенсорной комнате, гимнастика пробуждения, корригирующая гимнастика).

Формирование у детей первоначальных представлений о здоровом образе жизни (формирование культурно-гигиенических навыков, обучение приемам самомассажа, точечного массажа, беседы и занятия по валеологии и т.д.).

Обучение педагогов оздоровительным технологиям и методам коррекционного воздействия на психомоторное развитие ребенка.

Методическое обеспечение педагогического процесса соответствующей литературой, пособиями и оборудованием.

Организация методический мероприятий для педагогов (консультации, семинары, методические объединения).

Специально организованная работа по физическому воспитанию, формированию двигательных навыков у детей.

Организация занятий по физической культуре и дополнительные кружки (Гномик Здоровячок).

Включение в педагогический процесс специальных занятий по ритмике (музыкальный руководитель).

Использование в свободной деятельности и различных режимных моментах игр и физических упражнений, направленных на развитие и коррекцию психомоторных функций.

Организация спортивных праздников и досугов с привлечением родителей.

Воспитательно-образовательная работа в специальной коррекционной группе детского сада строится на основе «Образовательной программы» учреждения с учетом психологических особенностей детей с ЗПР и специфических задач коррекционно-развивающего обучения и воспитания.

Эти задачи реализуются посредством создания специальных условий обучения и воспитания, организации различных форм работы с детьми. Содержание воспитательно-образовательной работы определяется с учетом основных линий развития ребенка-дошкольника, ведущей деятельностью возраста и находит отражение в учебном плане образовательного учреждения. (Приложение 6).

В содержании воспитательно-образовательной работы можно выделить несколько разделов:

Формирование основных видов деятельности детей дошкольного возраста.

Раскроем содержание перечисленных разделов.

Задача социально-нравственно развития детей с ЗПР является одной из наиболее важных задач коррекционного обучения и воспитания. В структуре нарушения у данной категории детей, наряду с недостатками познавательной деятельности отмечается эмоционально-личностная незрелость. У них сужен круг представлений о явлениях социальной действительности. Эти недостатки затрудняют социальную адаптацию, взаимодействие со взрослыми и детьми.

Задачи социально-нравственного воспитания реализуются в процессе ряда занятий, предусмотренным учебным планом, а также при проведении режимных моментов в свободной деятельности.

В младшей и средней группах организуются специально спроектированные игры и ситуации, позволяющие развивать нравственно-этическую сферу ребенка.

Значительные возможности для решения задач социально-нравственного развития представляет сюжетно-ролевая игра, в которой моделируются социальные отношения. Особенностью педагогического процесса в специальной коррекционной группе VII вида является то, что игра организуется не только как свободная деятельность, но и становится основным содержанием специальных занятий « Обучение игре ».

В старшей и подготовительной группах проводятся специальные занятия « Социальное развитие ». В процессе этих занятий формируются представления о нормах и правилах поведения, культуре общения.

При « Ознакомлении с художественной литературой » решаются задачи нравственно-патриотического воспитания, приобщения к культурно-историческим ценностям, к устному народному творчеству. Обогащаются представления детей о человеческих характерах и поступках, формируются умения давать им нравственную оценку.

Особое место в коррекционно-педагогическом процессе занимает трудовое воспитание. В плане социально-нравственного развития важно пробудить у детей желание трудиться, сформировать умение взаимодействовать со сверстниками при выполнении трудовых поручений, развивать умения и навыки в различных видах элементарной трудовой деятельности.

У детей с ЗПР недостаточно сформирована способность к эстетическому восприятию окружающего мира. Они не замечают красоты окружающей природы, не проявляют выраженной заинтересованности при восприятии музыкальных, литературных и художественных произведений. Эти особенности обусловлены недостатками внимания, восприятия, мышления и эмоционального развития.

Задачи эстетического воспитания реализуются в процессе:

музыкального воспитания (занятия проводит музыкальный руководитель);

изобразительной деятельности (руководитель ИЗО-студии);

театрализованной деятельности (воспитатель);

ознакомление с художественной литературой и произведениями изобразительного искусства.

Изобразительная деятельность является одним из продуктивных видов деятельности и имеет моделирующий характер. Она отражает уровень интеллектуального и эмоционального развития детей. Большое значение имеет уровень развития пространственных представлений, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, сенсорного развития, памяти, внимания.

На занятиях по ИЗО деятельности решаются не только традиционные задачи по формированию изобразительных умений и навыков, но и специфические задачи по коррекции и развитию эмоциональной и познавательной сферы ребенка. Большое значение ИЗО деятельность имеет для формирования навыков планирования. Проводятся специальные коррекционные занятия, на которых детей учат с помощью наглядных опор составлять план предстоящей деятельности, проговаривать всю последовательность действий, а затем поэтапно ее выполнять и сравнивать полученный результат с запланированным. Таким образом, ИЗО деятельность можно рассматривать не только как один из любимых детьми видов деятельности, но и как инструмент коррекции и развития.

В рамках ИЗО детей обучают рисованию, лепке, аппликации.

На занятиях лепки дети учатся приемам обследования, анализу строения предметов, что способствует развитию сенсорно-перцептивной и аналетико-синтетической деятельности. После лепки предмет изображают в технике аппликации. Детей учат правильно располагать элементы относительно друг друга, выстраивать композицию на листе. Сначала дети работают с готовыми элементами, а затем отбирают необходимые из нескольких предложенных на основе сформированного представления о предмете. На следующем этапе детей учат техническим приемам изображения предмета в рисунке.

Формирование и развитие основных видов деятельности детей дошкольного возраста.

В специальной коррекционной группе VII вида организуются такие же виды деятельности, как и в общеобразовательных группах дошкольного учреждения. Перечислим их.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *