орган в домском соборе в риге
Орган в домском соборе в риге
Days of Latvian Music «LATVIJAS RUDENS 2021»
Ilona Birģele organ
Aija Veismane-Garkeviča soprano
Mārtiņš Zvīgulis tenor
Chamber Choir AVE SOL
conductors Andris Veismanis and Jurģis Cābulis
Programme: Jānis Ivanovs, Jāzeps Vītols, L. Garūta, A. Krilova
Supported by Valsts Kultūrkapitāla fonds
THOUGHTS
Days of Latvian Music «LATVIJAS RUDENS 2021»
Kristīne Adamaite organ
Liene Denisjuka-Straupe flute
Ieva Sumeja Soprano
Riga Cathedral Girls’ Choir TIARA
conductor Aira Birziņa
Programme: R. Dubra (premiere), A. Kalējs, D. Aperāne, S. Mence (premiere), M. Vidmonte, R. Liede, A. Grīnbergs
Supported by Valsts Kultūrkapitāla fonds
ENTRANCE WITH COVID-19 CERTIFICATE ONLY, FACE MASKS and PASSPORT/ ID
THOUGHTS
POSTPONED TO 12.11.2021.
Days of Latvian Music «LATVIJAS RUDENS 2021»
Kristīne Adamaite organ
Liene Denisjuka-Straupe flute
Ieva Sumeja soprano
Riga Cathedral Girls’ Choir TIARA
conductor Aira Birziņa
Programme: R. Dubra (premiere), A. Kalējs, D. Aperāne, S. Mence (premiere), M. Vidmonte, R. Liede, A. Grīnbergs
Supported by Valsts Kultūrkapitāla fonds
Главный символ Риги — Домский собор: история, описание, концерты и посещение
Рижский Домский собор (латыш. Rīgas Doms, нем. Dom zu Riga) — важнейшее здание Евангелическо-Лютеранской Церкви Латвии. Кто не бывал в нем, не видел города. Название, данное собору, является производным от латинских выражений — «Domus Dei» («Дом Бога») и «D.О.М.» (сокращение от Deo Optimo Maximo, «Всеблагому Величайшему Богу»). Это самое крупное сооружение Средневековья, возведенное церковью в Прибалтике и дожившее до наших дней.
В текущий момент Собор принадлежит Евангелическо-Лютеранской Церкви Латвии и отвечает не только духовным, но и культурным запросам жителей республики.
История
Главенствующим направлением архитектуры того времени была готика. Собор возводили весь XIII век, потом несколько раз перестраивали, поэтому пристройки выполнялись уже в стиле барокко. Считают, что возведение хоровой части нефа с крестовыми сводами закончилось к 1226 году, так как по историческим записям в тот год папский посланник епископ Модены Вильгельм вел здесь консилиум.
Основываясь на мнение ученых известно, что Рижский Домский собор изначально планировался как строение типа базилики, но потом его построили как храм с огромным залом.
В конце XIV- начале XV веков внутреннюю часть расширили, пристроив западные нефы и боковые капеллы. Приподняли центральную часть зала. Здание превратили в базилику, как было задумано изначально. Также в высь устремилась башня с восьмиугольным шпилем. С этого времени она становится в Риге высочайшей, что отмечено на картах того времени, в том числе на космографии Себастиана Мюнстера (1559 г.).
Собор получил значительные повреждения в результате пожара 1547 года, после него в 1595 году была сооружена новая крыша с пирамидальным шпилем и двумя галереями, на башню установили знаменитого петушка, особенностью которого стало окрашивание в различные цвета. Одна сторона была выкрашена золотой краской, другая- черной. По положению петушка судили об успехе торговли и наблюдали за ветром.
В 1766 году шпиль перестроили в стиле барокко. Длина куполообразной иглы вместе с петушком стала 96 метров.
Кроме этих двух направлений в архитектуре собора встречаются Ренессанс, романский стиль, югендстиль.
Заметно расположение уровня пола ниже брусчатой мостовой. Связано это с тем, что на протяжение веков для защиты от разлива Даугавы улицы постоянно подсыпали. Во время реставрационных работ в середине XX века на Домской площади был снят культурный слой, составивший 2 м.
Реставрационные и перестроечные работы в храме проводились много раз. Так работы, проводившиеся в 1881-1914 годах, оставили нам здание в том виде, который известен сейчас. Каждая сторона башни собора украшена часами, а купол башни по-прежнему венчает золотой петушок.
Интересные факты и легенды
Основателя Риги, епископа Альберт, скончавшегося в 1229 г., захоронили в недостроенном соборе «под третьим камнем, под светильником». Местоположение могилы не известно до сих пор. Поэтому живо предание о подземном ходе из алтаря собора, заканчивавшемся в подземелье с огромными драгоценностями. План подземелья и ключи от хода хранятся в Ватикане.
Существует также версия, что в под собором зарыт клад рыцарей ордена тамплиеров, спасшихся после уничтожения из Франции. В благодарность за помощь жителями Прибалтики они построили множество замков и зданий на территории Латвии. На поиски клада направлялось множество исследователей, в том числе и знаменитая немецкая организация «Аненербе». Но поиски оканчивались провалом.
Также клад искали после великой Отечественной войны. Возможно, сильнейшие наводнения Даугавы, случавшиеся в 1709 и 1744 годах, затопили проход к нему.
Во время реставрации в 2011 году были обнаружены скрытые фрески, покрытые штукатуркой времен Реформации. Фрески являют собой сюжеты «Коронация Девы Марии»и изображение библейских пророков Даниила и Иезекииля. Может быть, они скрывают тайну тамплиеров. Во всяком случае ученые не исключают такую возможность.
Собор хранит могилы богатых горожан, которые уносили с собой на то свет богатства, нажитые при жизни. При раскопках 2006 года в подвалах были обнаружены 38 захоронений и золотые шведские и русские монеты, но крупный клад так и не был найден.
Рядом с копией картины Рафаэля«Преображение Христа», созданной в 1819 году в Риме Германом Боссе, расположена золотая церковная мышь. О ней существуют две легенды:
Состояние на сегодняшний день
В текущее время ведутся крупнейшие за все время работы по реставрации, которые субсидирует Европейский фонд регионального развития и Латвийская Евангелическо-лютеранская церковь. Их окончание планируется к 2021 году.
За 800 лет собор пережил многое и нуждается в аккуратном восстановлении: крыша собора, знаменитая башня, фасады, витражи, а также часть внутренних помещений, все это включено в план предстоящих работ. Несмотря на строительные леса, окружающие здание, в храме продолжаются службы и проводятся культурные мероприятия.
Где расположен?
Официальный адрес нахождения Главного собора Прибалтики: площадь Гердера, 6, Рига, Латвия.
Наряду с тем, что в соборе сохранено огромнейшее количество культовых сокровищ, особой притягательностью служит знаменитый орган, служащий эмблемой Латвии во всем мире. Домский орган — один из известнейших исторических инструментов на планете. Это огромнейший корильон, построенный немецким мастерами в 1883-1884 году. Он пришел на смену прежнему, прослужившему 300 лет, начиная с 1603 года.
Размеры органа: ширина инструмента составляет 11 м, а высота 25 м. В конструкцию, имеющую 124 регистра, входят 6718 труб длиной от 13 мм до 10 м. Центральная часть органа отделана фигурами ангелов, причудливых животных и цветочными гирляндами.
Знаменитый венгерский композитор Ференц Лист для органа Домского собора написал специальную композицию «Восхваляя Бога». Акустика Домского собора помогает слушать звуки органа с постоянным удовольствием. В 1981-1984 годах нидерландская фирма органов «Flentrop Orgelbouw Zaandam» проводила реконструкцию органа.
Музеи в архитектурном ансамбле
Во внутреннем дворе здания находится галерея, имеющая длину 118 м. Она предназначалась для шествий церковнослужителей из кафедрального собора в монастырские помещения.
В Крестовой галерее в настоящее время расположен музей истории города Риги и мореходства, основанный еще в 1773 году. Также там хранится голова Саласпилского идола и первый золотой петушок с башни собора.
Расписание концертов
В соборе можно заблаговременно приобрести билеты на концерты органной музыки, которые проводятся еженедельно по пятницам.
Расписание ближайших концертов:
Отели, находящиеся поблизости
Столицу Латвии посещает множество туристов, которые могут остановиться в отелях, находящихся поблизости с Главным собором столицы:
Расписание посещений
Собор работает ежедневно. Вход бесплатный.
Билеты необходимо приобрести для посещения музея истории и мореходства.
Каждый гость столицы Латвии, побывавший в Домском соборе, увозит незабываемые впечатления о витражах и органе на всю оставшуюся жизнь. Желание послушать впечатляющую музыку органа, манит сюда обратно. Кафедральный сбор, ставший символом все Прибалтики, сегодня служит людям, как и много веков подряд. В тишину центрального зала люди приходят помолиться и провести время наедине с Богом.
Орган Домского собора – один из символов Риги. Это самый впечатляющий по звучанию инструмент Латвии. Кроме того, он входит в пятёрку крупнейший органов в мире.
Церковь св. девы Марии – таково правильное название Домского собора – была заложена восемь веков назад в 1211 году по приказу епископа Альберта. С тех пор она не раз перестраивалась и в результате только выиграла от наслоений архитектурных стилей разных эпох.
В отличие от западно-европейских культовых зданий красота Домского собора не в кружеве скульптурного декора, а в пропорциях и в ясности массивных объёмов.
Наружные стены собора украшены сдержанно, что вполне сообразно местному менталитету. Внешним формам соответствует аскетичный интерьер, украшением которого служат витражи в северной части здания, а также знаменитый резной проспект знаменитого домского органа.
Орган Домского собора признан мировой культурной ценностью. Он построен в 1884 году. Самые первые сведения об органе своими корнями уходят в 1541 год. Старинный инструмент был уничтожен в пожаре 1547 года. В конце 16-го столетия создали новый орган, который наполнял собор звуками на протяжении 280 лет.
До наших дней сохранился проспект великого инструмента. Он был создан в 1601 году резчиком Якоб Раб, выходцем из Любека. В более поздние эпохи органный фасад дополнили декором рук других талантливых мастеров. Проспект, высотой в 16 метров и шириной в 20 метров, венчает фигура Иоанна Крестителя. По обеим сторонам от центра скульптурные изображения ангелов.
Судьба органа Домского собора в 80-ых годах 19-го века круто изменилась. Произошло это благодаря двум рижанам – отца и сына Бергнеров. Латвийские музыковеды называют их главными представителями немецкой музыкальной традиции в Латвии во второй половине 19-го века.
Отец Вильгельм Бергнер был органистом церкви св. Петра, директором Рижского музыкального общества и основателем детской хоровой школы в Риге. Много сочинял. Особенно был популярен сборник его хоралов, изданный впервые в 1850 году.
Бергнер-младший служил органистом Домского собора. Почти 40 лет – с 1868 по 1906 год. В 1865 году он основал рижское баховское общество, затем домский хор. И он подал идею администрации Домского собора расширить 102 регистра органа ещё на 18. Во время реконструкции мастер добавил ещё четыре. Перестройку инструмента завершили в 1883 году. На тот момент орган Домского собора со 124 регистрами был самым большим в мире.
Новый орган, изготовленный фирмой E.F.Walcker & Co из города Людвигсбург, торжественно открыли 19 января (по старому стилю) 1884 года. в программе концерта прозвучала, посвящённое новому инструменту произведение Ференца Листа, хорал «Восхваляя Господа». С того времени орган стали активно использовать в концертах. Большая часть органистов приезжала из Германии.
По заверению авторов книги «Домский собор», изданной в 1980 году, у органа 6768 деревянных и металлических труб. По другим сведениям 6718. Трубы разной формы и размеров – от 13 мм до 10 метров в длину. Примерно половина труб изготовлена из сплава олова и свинца. Для деревянных использовали древесину груши, яблони, клёна, дуба и сосны.
С помощью электромотора в меха нагнетается воздух, который затем потом подаётся в трубы. Звучание получается необыкновенно красивым! Орган способен передать звук любого инструмента, а также человеческого голоса, морской волны, ветра. За эту его способность орган называют королём инструментов.
Сегодня в Риге очень популярны органные концерты piccolo, которые длятся всего 20 минут. Исполняется самая популярная органная музыка. Многие гости города поражаются, что произведения исполняет всего лишь один человек, а не целый оркестр.
Позиционирование Домского собора в качестве главной достопримечательности Риги началось с 1960-ых годов. После реставрации здания, проведённой под руководством архитектора Эдгарса Славиетиса, и реконструкции органа церковь на 40 лет стала филиалом городского музея и концертным залом.
Функции Евангелистского лютеранского храма вернут собору только после восстановления независимости Латвии в 90-ых годах. До перестройки орган Домского собора был самым известным на всём советском пространстве. Посещение собора входило в обязательную программу туристических маршрутов.
Концерты органной музыки в Домском соборе пользовались невероятным успехом. Билеты раскупались мгновенно. На весь зал в 1200 мест. Очередь закручивалась спиралью на Домской площади.
В Домском соборе играли Екаб Мединьш, Индулис Калниньш, Паул Дамбис, Петерис Васкс, Имантс Земзарис, Айварс Калейс, Атис Степиньш. Полоение слушателей постарше помнят знаменитых органистов Петериса Сиполниекса, Ольгертса Цинтиньша. В наши дни их место заняли Таливалдис Декснис, Евгения Лисицина, Лариса Булава, Вита Калнциема. Приезжают также мировые знаменитости.
Всего в Латвии около 300 исторических органов. Самый старый из них – орган в церкви Угале. Ему более 300 лет. Уникален инструмент церкви св. Троицы в Лиепае. До 1912 года этот орган со 131 регистром, 4 мануалами и более 7000 труб считался самым большим в мире. Сегодня это самый большой орган в Латвии.
Орган Рижского Домского собора
Орган Рижского Домского собора
История этого инструмента началась 16 ноября 1881 года в Домском соборе города Риги, когда был подписан договор с органной фирмой E. F. Walcker & Co в Людвигсбурге. Фирма уже в то время была известна своими органами в Штутгарте, Франкфурте, Мюнхене, Улме, Таллине и Петербурге. Администрация Домского заказала орган с 102 звучащими голосами, органостроители обещали за 18-20 месяцев изготовить и собрать инструмент за 75 000 марок. Органист и музыкальный директор Рижского Домского собора Вильгельм Бергнер (Wilhelm Bergner 1837–1907) сподвигнул собрать еще дополнительные 6300 рублей, чтобы в органе было 120 регистров. Органостроитель Карл Валкер (Karl Walcker) добавил еще 4 регистра, чтобы поднять престиж фирмы. В январе 1884 года в Рижском Домском соборе зазвучал в то время самый большой в мире орган с 124 регистрами, в котором были использованы самые совершенные технические решения: рычаг Баркера, crescendo валик, приготовленные и свободная комбинации.
После Северной войны в 1721 году в Рижском Домском соборе произошли значительные ремонтные работы, во время которых был перестроен также и органный проспект. Реконструирована фигура ратмана, добавлены четыре больших резных фрагмента, и весь проспект перекрасили в синий цвет.
Последней перестройкой проспекта в 1773-1776 годах руководил органостроитель Генрих Андреас Конциус (Heinrich Andreas Contius 1708–1786), которого знаменитый композитор И. С. Бах рекомендовал одной из церквей Лейпцига как «значительного мастера из Галле». К проспекту Домского органа Конциус пристроил симметричные башни с педальными трубами, которые украшают орнаментальные мотивы в стиле рококо. Новые части проспекта покрасили в синие тона, стараясь стилистически согласовать с цветом синего мрамора его старинных деталей. Последняя реставрация проспекта была проведена в 2000-2018 годах.
utvamu
В поисках утраченного
Советская тоталитарная демократия как она есть
Рижский Домский собор — кафедральный собор города Риги, его символ и одна из главных достопримечательностей. Является крупнейшим средневековым храмом стран Балтии. Название собора происходит от латинских выражений — «Domus Dei» («Дом Бога») и «D.О.М.» (сокращение от Deo Optimo Maximo, «Всеблагому Величайшему Богу»).
Главной достопримечательностью Домского собора является его орган, установленный в 1883-1884 годах. Он заменил прежний инструмент, работавший с конца XVI века (порядка 280 лет). На момент постройки нового органа он был самым большим в мире.
Орган Домского собора
Бах – Токката и фуга ре минор. Орган Домского собора
Бах – Прелюдия соль минор. Орган Домского собора
Периодически органу пытались придать более современный вид. Примерно во второй половине 17-го века к проспекту приложился резчик по дереву Х. Зирах, дополнив его растительным орнаментом в стиле барокко.
Бах – Трио соната соль мажор мажор. Орган Домского собора
Спустя сто лет проспект был подновлен Х.А. Конциус, который оставил после себя ряды маленьких труб и боковые басовые башни, украшенные резьбой в стиле рококо.
В 1881 году церковная администрация подписала с немецкой фирмой WALKER & Co из Людвигсбурга контракт о постройке нового инструмента. Немцы отнеслись к культурному наследию очень уважительно и, хотя инструмент был построен заново, его внешний вид почти не изменился.
Орган способен передать звук любого инструмента, а также человеческого голоса, морской волны, ветра.
Произведения для органа Домского собора писали, в числе прочих, и такие известные композиторы, как Ференц Лист и Макс Регер. Специально для этого органа Ференц Лист написал хорал «Восхваляя Господа».