оптина пустынь монастырь сколько монахов там
Старцы Оптиной Пустыни
Ставропигиальный мужской монастырь Введенская Оптина пустынь известен во всем мире. Его часто называют «прообразом Царства Небесного», «осколком земного рая», «вместилищем христианской любви и средоточия подвижничества «. Это потому, что там, как нигде, люди приближаются к идеалу христианских отно-шений, недоступной в обыденной жизни духовной высоте. Со времени появления в Оптиной пустыни старчества (1829 г.) на нее в полной мере нисходит благодать Святого Духа. В 1918 году монастырь был закрыт, а во время Великой Отечествен-ной войны он использовался как сельхозартель, санаторий и даже концлагерь, но вопреки всем потрясениям в 80-ые годы XX века был восстановлен. В наше время паломники из всех уголков мира продолжают съезжаться к святым Оптинским старцам со своими сомнениями, болью или просто за советом в непростых ситуа-циях.
Как попасть к старцу в Оптиной Пустыни в настоя-щее время
Оптина пустынь находится примерно в 300 км от Москвы, недалеко от Козель-ска Калужской области. Прямого железнодорожного сообщения между Москвой и Козельском нет, поэтому лучше воспользоваться личным автотранспортом или присоединиться к нашей автобусной экскурсии. Профессионально подготовленные экскурсоводы помогут узнать много нового об истории Оптиной пустыни, а также разрешить вопросы, связанные с православным мировоззрением. В рамках поездки в Оптину пустынь с нами паломники могут посетить мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь в селе Клыково и Казанскую Свято-Амвросиевскую женскую пустынь (Шамордино) в Калужской области.
Старцы и новомученики Оптиной пустыни
На иконе «Собор Преподобных Оптинских старцев» традиционно изображаются 14 старцев: иеросхимонах Лев (Наголкин) 1768–1841, Иеросхимонах Макарий (Иванов) 1788–1860, Схиархимандрит Моисей (Путилов) 1782–1862, Схиигумен Антоний (Путилов) 1795–1865, Иеросхимонах Иларион (Пономарев) 1805–1873, Иеросхимонах Амвросий (Гренков) 1812–1891, Иеросхимонах Анатолий (Зерца-лов) 1824–1894, Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) 1810–1894, Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) 1837–1911, Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) 1845–1913, Иеросхимонах Анатолий (Потапов) 1855–1922, Иеросхимонах Нектарий Оп-тинский 1853–1928, Иеромонах Никон (Беляев) 1888–1931, Архимандрит Исаакий II (Бобраков) 1865–1938. Молитва старцев имеет благодатную силу, поэтому так важно для многих попасть в Оптину, чтоб поклониться святыням.
Канонизация собора Оптинских старцев состоялась в 1996 году. Это событие ознаменовало дальнейшее развитие Оптинской пустыни и приток большого числа паломников в последующие годы. Празднование памяти преподобных старцев Оп-тинских – 24 октября.
Русской Православной Церковью прославлены в лике новомучеников и испо-ведников 15 человек из числа тех, кто пострадал в годы репрессий XX века. А в 1993 году Россию потрясло убийство трех Оптинских монахов на Пасху: иеромо-наха Василия (Рослякова), инока Трофима (Татарникова) и инока Ферапонта (Пуш-карева). Книга Нины Павловой «Пасха красная» повествует об этих событиях и чи-тается на одном дыхании.
Старец Илия
Имя схиархимандрита Илии (Ноздрина) (родился в 1932 году) традиционно связывают с Оптиной, так как он является духовником братии Оптиной. В право-славной среде его считают одним из самых авторитетных старцев нашего време-ни. Многие называют его последним Оптинским старцем.
Еще в годы обучения в Духовной академии Алексей Ноздрин, будущий старец Илия, познакомился с будущим патриархом Московским Кириллом. С 2009 года старец Илия является личным духовником патриарха Кирилла. Сейчас старец Илия служит в храме Спаса Преображения в Переделкино на территории патриаршего подворья. Многие едут к нему за советом и помощью.
Старец Амвросий Оптинский
Преподобный Амвросий – третий Оптинский старец, в миру – Александр Грен-ков (1812–1891), ставший преемником преподобных Льва и Макария Оптинских. Он оказал огромное влияние на духовное состояние общества XIX века. К молит-венному заступничеству иеросхимонаха Амвросия обращались люди, приезжаю-щие в Оптину при его жизни, продолжают они съезжаться к мощам иеросхимонаха Амвросия и сейчас. Рака с мощами старца Амвросия установлена во Введенском храме Оптиной пустыни. Среди тех, кто обращался к прeподобному за помощью и советом, были известнейшие люди того времени: например, сейчас опубликована переписка преподобного с Л. Н. Толстым и Ф. М. Достоевским. Именно святой старец Амвросий стал прототипом старца Зосимы из «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского.
Родился Александр, будущий Амвросий Оптинский, в многодетной благочес-тивой семье в селе Большая Липовица Тамбовской губернии. Отец его был поно-марем, а дед – священником. Воспитывали мальчика в атмосфере христианской строгости. Александр отличался бойким нравом и сообразительностью. При этом он никогда не был очень послушным. Мальчику легко давались науки и любое учение. Учителя прочили ему большую карьеру. В 1830–1836 годах он учился в Тамбовском духовном училище, которое окончил с отличием, затем была Тамбов-ская духовная академия. Выбор монашеского пути дался ему непросто: слишком крутым был жизненный поворот.
О даре прозорливости старца Амвросия ходят легенды. Он мог полунамеком указать человеку на его грех, сделать это тонко, невзначай, чем привести его к ис-креннему покаянию. Он понимал, с чем приехал страждущий до того, как тот об-ращался к нему с вопросом. Известны случаи, как он спасал людей от верной гибе-ли, когда те не помышляли еще об угрозе их жизни. Великие дары от Господа давались старцу за его смирение и величайшую любовь и внимание к людям. Иеросхимонах Амвросий прославлен на Поместном соборе 1988 года.
Преподобный Амвросий умел выслушать и дать совет каждому, кому это было нужно, проявить сострадание и духовное наставничество, чтобы поддержать того, кто сбился с пути. В своих наставлениях и проповедях говорил он очень просто. По собственным словам старца, он просил этой простоты у Господа много лет. Из-вестно огромное множество чудесных исцелений у мощей великого преподобного. Благодаря молитвенному заступничеству отца Амвросия перед Господом людям приходила помощь, открывались пути решения жизненных проблем, наступало прозрение. Духовное руководство в мире необходимо каждому: христианская муд-рость делает нас лучше, добрее и приближает к Господу. «Если хочешь иметь лю-бовь, то делай дела любви, хоть сначала и без любви», – говорил старец Амвросий.
Преподобный отче Амвросий, моли Бога о нас!
Действующие храмы и святыни Оптиной пусты-ни
Сейчас в Оптиной Пустыни восемь действующих храмов. Из них Введенский, Казанский, Владимирский и Преображенский храмы в дневное время всегда от-крыты. Всем желающим благословляется доступ к святыням: почитаемым иконам и святым мощам преподобных старцев Оптинских:
Мощи преп. Нектария и Амвросия – во Введенском соборе;
Мощи преп. Исаакия І, Антония, Моисея – в Казанском храме;
Мощи преп. Льва, Илариона, Макария, Анатолия (Зерцалова), Анатолия (Потапова), Варсонофия, Иосифа – во Владимирском храме;
Мощи преп. Рафаила, исповедника – в Храме Преображения Господня.
В главном храме монастыря расположена особо почитаемая святыня – Казанская икона Божьей Матери.
Тайны Оптиной Пустыни
Старица Сепфора, перешагнувшая столетний рубеж, ходила по развалинам Оптиной в конце 1980-х и приговаривала: «Благодать! Сколько здесь благодати!»
Войдите через Святые врата в древнюю обитель, начало которой положено в XV веке. Вдохните аромат цветов, которые цветут и радуют взор здесь, когда в окрестностях уже сохнет пожухлая трава.
Полюбуйтесь белоснежным храмом Казанской иконы Божией Матери. Чуть дальше храм-усыпальница в честь Владимирской иконы Божией Матери бережно хранит семь мощей преподобных Оптинских старцев. Зайдите с благоговением в главный храм обители – чудесный, самый старинный Введенский с его жемчужиной – ракой с мощами великого преподобного Амвросия Оптинского, чудотворца.
Замрите на короткий миг под перезвон оптинских колоколов. Пусть душа ваша отдохнет от мирской музыки, и пусть захватит дух от пения братского хора.
Сотни людей приезжают в Оптину каждый день. Зачем они едут? Тратят на дорогу деньги, устают в пути… Они едут к Оптинским старцам! Помните пословицу: «К пустому колодцу за водой не ходят»?
Приложитесь к мощам Оптинских старцев. Они всё о нас знают, знают лучше, чем мы сами о себе знаем и понимаем. Проникают своим духовным ведением в глубину души, видят прошлое и будущее, боль и скорбь.
Мощи под спудом, тяжелые каменные гробницы… Но вы чувствуете живой ответ! Старцы отвечают вам. Потому что у Бога все живы! Потому что они продолжают душу свою полагать за своих чад! И вы, обратившись к преподобным Оптинским старцам с верой, – теперь тоже под их молитвенным покровом.
Оглянитесь вокруг. Прекрасная обитель, не правда ли? А когда в 1988 году, после 65 лет разрухи, первая братия вошла в эти стены, они увидели только мерзость запустения на святом месте. Крапива в рост человека. Разбитые надгробия. Разрушенные храмы. Всё, что можно было осквернить, разрушить, – было осквернено, поругано, разрушено. Но Господь поругаем не бывает! Оптина восстала из пепла еще прекрасней!
А знаете – почему? Да потому что не может человек разрушить то, что создано по воле Божией!
Тайны Оптиной. Прикоснитесь к ним и попытайтесь понять законы духовной жизни. Мы часто живем в страхе перед завтрашним днем, надеемся на себя, на друзей и родных, на кредит в банке.
А преподобный Моисей и брат его преподобный Антоний надеялись только на Господа. Монахи-пустынники, они приехали сюда по благословению Калужского архипастыря, преосвященного Филарета, в 1821 году и своими руками корчевали пни, очищали от многовековых сосновых деревьев участок, строили небольшие братские келлии и деревянную церковь во имя святого Иоанна, Предтечи Господня.
Преподобный Моисей, будучи в течение 37 лет настоятелем Оптиной, часто начинал многотысячное строительство, имея в монастырской казне всего 10–15 рублей. По нашим мирским меркам – затея несбыточная, невыполнимая.
Практическому человеку, надеющемуся на свой карман, отец Моисей отвечал: «А про Бога-то ты забыл. У меня нет, так у Него есть».
О чем ему и объявляли люди практические. Такому практическому человеку, возлагающему надежду на свой карман, отец Моисей отвечал: «А про Бога-то ты забыл. У меня нет, так у Него есть».
И таинственным образом появлялись благодетели, которые эти деньги жертвовали. И шло строительство. А также отец-настоятель кормил всех бедных, убогих, помогал всем, кто обращался за помощью.
Когда отец Моисей почил, в ящике стола его, где хранилась монастырская казна, обнаружили один гривенник, и тот закатился куда-то сбоку, так что брат его, преподобный Антоний, только улыбнулся: «Эх, не разглядел батюшка гривенник, а то и его бы истратил на бедных!»
И вот: остался после смерти человека один гривенник – и Оптина, в полном расцвете! Фруктовые сады, расширенные соборы, огромная монастырская библиотека, построенные храмы, трапеза, гостиницы, конный и скотный дворы, семь корпусов келлий, два завода, мельница и знаменитая белая оптинская ограда.
Тайны Оптиной… Преподобный Амвросий исцелял больных и страждущих. Исцелениям не было числа. И эти исцеления старец всячески прикрывал. Однажды чтец, читавший молитвы, страдал сильной зубной болью. Вдруг старец ударил его. Присутствующие усмехнулись, думая, что чтец, верно, сделал ошибку в чтении. На деле же у него прекратилась зубная боль. Зная старца, некоторые женщины обращались к нему: «Батюшка Абросим! Побей меня, у меня голова болит».
Мы очень ценим свое здоровье, заботимся о нем, желаем его родным и близким. А преподобный Амвросий, исцелявший неизлечимые болезни, поднимавший со смертного одра умирающих, сам был болен настолько, что врачи говорили: «Если бы он не был старцем, умер бы в течение получаса!» На нем сбывались слова: «Сила Божия в немощи совершается». Сие есть тайна духовная.
Оптинские преподобные имели все дары Святого Духа: дар духовного рассуждения, дар исцеления душ и телес человеческих, дар прозорливости, дар чудесной молитвы, что как молния возносится к небу. Они могли назвать незнакомого человека по имени, читали письма, не распечатывая, прозревали духом прошлое и будущее человека, открывали на исповеди людям забытые грехи, возвращали слух и речь глухонемым, но главным чудом считали чудо Евхаристии, а главным даром – покаяние – метанойю.
Мы тщимся выглядеть умнее и успешнее, а преподобный Нектарий свое духовное величие скрывал юродством – шутками, чудачеством, неожиданными резкостями или непривычной простотой в обращении со знатными и заносчивыми посетителями. Играл игрушками. Была у него птичка-свисток, и он заставлял в нее дуть взрослых людей, которые приходили к нему с пустыми горестями. Был волчок, который он давал запускать своим посетителям. Были детские книги, которые он раздавал читать взрослым людям.
И это всё – тайны Оптиной Пустыни.
Во многих монастырях подвизались старцы, те, кто достиг высот духовной жизни. Но только в Оптиной эстафета старчества, это благодатное чудо, не пресекалась более 100 лет: с 1829 года – приезда в Оптину старца Льва – до закрытия монастыря в 1923 году и мученического окончания земного пути в 1930-х годах последних Оптинских старцев того времени: преподобного Никона и преподобного Исаакия Второго. И это тоже чудо и тайна.
Господь устраивал так премудро, что Оптинские преподобные были воспитанниками старцев, а затем сами наставниками.
Как передавалась эстафета старчества?
Умирает великий старец Амвросий, и для той любви и преданности, которую питали все к нему, было очень тяжело перейти к другому наставнику. Но все давно уже почувствовали, что один дух с почившим старцем живет в его преемнике – преподобном Иосифе. Даже наружность отца Иосифа стала походить на облик отца Амвросия, и это таинственное сближение душ двух старцев ощущалось всеми.
И сознание того, что преподобный Иосиф скажет именно то, что сказал бы отец Амвросий, это духовное единение, видимая осязательная преемственность великого дара старчества, – всё это позволило отцу Иосифу принять эстафету старчества Оптиной Пустыни.
Были Оптинские старцы разными и похожими одновременно. Каждый старец имел свои особенности: благодать не отменяет индивидуальные черты характера, особенности темперамента, но придает им возвышенность и духовность, как огранка бриллианту.
Волевой, сильный, решительный отец Лев, преодолевший все нарекания, гонения, клевету, как ледокол, очистивший фарватер для своих чад. Живой, ласковый, веселый старец Амвросий, дары которого напоминают великих старцев прошлого, воскрешавших умирающих и исцелявших безнадежных. И преподобный Макарий между ними – «с чистой, любвеобильной и смиренной душой, редкое соединение простоты, тихости и смирения, делавшее его доступным всем и каждому».
Путь старцев в Оптину Пустынь тоже был различным: кто-то пришел в Оптину юношей, как преподобный Иосиф, которому было 24 года, а кто-то, как преподобный Варсонофий, на 47-м году жизни, когда седина уже обильно пробивалась в волосах.
Оптинские старцы могли быть архимандритами, как преподобные Варсонофий, Моисей, Исаакий Первый, а могли не иметь чинов и званий и быть иеромонахами, как преподобные Нектарий, Иосиф, Иларион…
Оптинские старцы заботились не только об иноках монастыря, но обо всех, кого приводил к ним Господь.
Иногда говорят, что мирянам достаточно просто жить по заповедям. Да, заповедь дана нам, но в жизни она может исполняться в разных обстоятельствах по-разному. И не всегда легко понять, что происходит: искушение ли это или то, чего хочет от тебя Господь.
Духовная жизнь не означает только пребывание в облаках… Она заключается в раскрытии законов духовной жизни, насколько они применимы к данному человеку в его ситуации, в его условиях. И Оптинские старцы раскрывали эти духовные законы мирским людям, помогали им понять и осмыслить духовно жизненные обстоятельства, наставляли их на пути к спасению.
Все Оптинские старцы были духовными руководителями мирян. Духовное руководство, окормление происходило лично и через переписку, через духовные наставления.
Старец Иосиф: «Верую в то, что каждый приходящий в Оптину в крайней своей потребности найдет удовлетворение Милостью Божией…»
Оптинский старец Иосиф писал: «Верую в то, что каждый приходящий в Оптину Пустынь в крайней своей потребности найдет удовлетворение Милостью Божией… за молитвы великих наших отец».
Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас!
Оптина пустынь: история монастыря, что посмотреть и как добраться
Подробный путеводитель по монастырю Оптина пустынь в Козельске
Рядом с городом Козельск в Калужской области на берегу небольшой реки Жиздры находится один из самых известных российских монастырей – Оптина пустынь. Наш небольшой путеводитель поможет тем, кто собирается посетить эту обитель.
История Оптиной пустыни
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь – именно так официально сейчас называется эта обитель – один из древнейших в России. Кто решил его основать – доподлинно неизвестно. В источниках упоминается только, что Романовы пожертвовали уже существующему монастырю земли, а при Петре I некоторые малочисленные пустыни, в том числе пустынь близ Козельска, были упразднены. Всего в тот период по всей Руси закрылось около 500 монастырей. Оптинских монахов перевели в Преображенский монастырь городка Белева, но через пару лет пустынь вновь открыли, однако средств для существования у братии почти не было.
Настоящее возрождение обители началось в конце XVIII столетия, когда на Оптину пустынь обратил внимание митрополит Московский и Калужский Платон, а через три десятилетия местный Калужский епископ (который впоследствии станет митрополитом Киевским Филаретом) повелел обустроить в ней скит. Оптина стала одним из духовных центров России.
Святые врата Оптиной пустыни
В начале XX века Оптина пустынь была большим процветающим монастырем. Богослужения совершались в 6 храмах обители и двух храмах Иоанна-Предтеченского скита. В библиотеке хранилось около 60 тысяч книг и рукописей.
После революции в 1918 году монастырь был закрыт. Сразу начались аресты руководителей монастыря и обыски в братских кельях. Сначала из трудоспособных монахов организовали артель «Оптина пустынь», но в 1923 году закрыли и ее. Около 300 иноков были изгнаны, некоторых их них арестовали и отправили в лагеря. Земли и скотный двор, стадо коров, ранее принадлежавшие монастырю, отошли к «Семхозу». На некоторое время на территории обители открыли в музей, но уже в 1927 году его деятельность прекратилась. Имущество обители был разобрано местными жителями, часть вещей распродали на аукционе, устроенном прямо на папертях собора. В это же время было разорено кладбище: чугунные памятники и ограды отправили на переплавку, мраморные и гранитные надгробия сложили грудами, могильные холмы сравняли с землей. Редкие книги из собрания отправили в Москву в библиотеку имени Ленина, остальные за бесценок разобрали местные жители для хозяйственных нужд.
Здания обители много раз меняли хозяев: в них располагались коммунальные квартиры, лесопилка, дом отдыха, концлагерь для поляков, воинская часть. После войны строения, в том числе и монастырскую стену, начали разбирать на кирпичи.
Последний оптинский монах из живших в обители до революции скончался в 1981 году, не дожив всего 6 лет до момента, когда Оптину пустынь вернули церкви. С 1987 года начинается восстановление обители.
Почему Оптина пустынь так называется
С пустынью все просто – так издревле называли уединённый монастырь в малолюдной пустынной местности. А почему Оптина? Самая популярная версия заключается в том, что монастырь основал раскаявшийся разбойник, которого звали Опта. Однако этимологи выдвигают другую версию: ранее обитель была общей для монахов и монахинь, они жили там вместе, то есть «оптом», что было допустимо до принятия Соборного определения 1503 года, которое ввело разделение монастырей на мужские и женские.
Чем славится Оптина пустынь
Часто монастыри становятся известными благодаря чудотворным иконам и мощам святых, однако на протяжении XIX-XX веков верующие знали Оптину пустынь благодаря старцам: преподобным Льву и Макарию, Моисею и Антонию, Амвросию и их последователям.
Цветник в Оптиной пустыни (источник https://www.optina.ru)
Возрождение древних традиций старчества в Оптиной пустыни относится к первой половине XIX века. До этого братия больше обращала больше внимания на внешнюю сторону монашества, соблюдая посты, ведя аскетическую жизнь. В 1829 году в монастырь переселяется преподобный Лев, и ему поручают руководство иноками. Старец Лев старался следовать тому, что проповедовал Паисий Величковский: для монахов прежде всего должна быть важна духовная жизнь, следует читать творения святых отцов и применять их принципы в монашеской жизни.
В середине XIX века преподобный Макарий и его помощники начинают не только изучать, но и переводить, и издавать греческие и славянские святоотеческие труды. Все свободное от богослужений время монахи посвящали чтению. Из восточной патристики (работ святых отцов церкви) они получали советы и руководства о жизни и начали осуществлять духовное наставничество. Так в Оптиной возникло старчество, окончательно утвердившееся в обители в 1840-х годах.
По определению преподобного Амвросия Оптинского, старчество – это особый духовный союз, который состоит в искреннем духовном послушании духовных детей своему духовному отцу, в частом исповедании старцу всех движений мысли и сердца и испрашивании совета и благословения на любые действия. Ученик полностью доверяет своему учителю, отказываясь от произвола своего падшего разума, который не способен понять замысел Творца, в отличие от старца, достигшего бесстрастия и чистоты сердечной, кому открывается воля Божия.
К старцам в Оптину пустынь приезжали Н. В. Гоголь и В. А. Жуковский, Ф. И. Тютчев и И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский и П. И. Чайковский и многие другие известные представители русской культуры. В издании книг старцу Макарию помогал его духовный сын славянофил Иван Киреевский (он похоронен на территории монастыря). Несколько раз бывал в монастыре и беседовал со старцем Амвросием Л. Н. Толстой.
В 1988 году преподобный Амвросий Оптинский был прославлен Поместным Собором Русской Православной Церкви. 26-27 июля 1996 года были причислены к лику местночтимых святых остальные тринадцать преподобных оптинских старцев. В 2000 году они были прославлены Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания, и сейчас верующие могут обратиться к ним в молитве.
Оптина пустынь – не единственный монастырь в Российской Империи, прославившийся традицией старчества. Так, соответствующий устав, восходящий к преподобному Паисию Величковскому, был и в Глинской пустыни – сейчас этот мужской ставропигиальный монастырь принадлежит Украинской Православной Церкви.
Экскурсия по Оптиной пустыни
Перед входом в Оптину пустынь есть довольно большая парковка, где можно оставить машину. Далее примерно пару сотен метров до входа от шлагбаума до ворот нужно пройти пешком. Слева от вас будет небольшой магазинчик с продуктами, где, кроме всего прочего, варят вкусный настоящий кофе.
Также слева вы увидите киоск с монастырскими продуктами: хлебом, пирожками, медом.
Пройдите к воротам: справа и слева от вас будут небольшие аккуратные домики, в которых располагаются помещения гостиницы. Также гостиничный корпус и трапезная находятся у стены монастыря правее от входа.
Стена монастыря Оптина пустынь
Храмы и другие строения на территории Оптиной пустыни
Вы войдете в Оптину пустынь через Святые врата. Если женщины в брюках, здесь они могут взять юбки. В этом же здании находится экскурсионная служба монастыря.
Время работы экскурсионной службы — ежедневно с 8.30 до 17.00.
Средняя продолжительность экскурсии — 1–1,5 часа
Сумма пожертвований зависит от количества экскурсантов в группе: 150–200 рублей для взрослого человека и 50 рублей для детей. Возможно также проведение индивидуальных экскурсий для небольших групп (от 1 до 10 человек), пожертвования 2000 рублей. Более подробную информацию и контакты для заказа экскурсий вы можете узнать на официальном сайте Оптиной пустыни.
Несколько шагов вперед, и слева от вас будет небольшая однокупольная церковь Преображения Господня. Она была построен в 2007 году в псевдорусском стиле. В храме ежедневно совершаются заказные молебны с водосвятием. В нем покоятся мощи преподобного Рафаила (Шейченко).
Церковь Преображения Господня и колокольня Оптиной пустыни
Чуть впереди справа возвышается строгий массивный однокупольный храм Казанской иконы Божией Матери. Самый большой храм Оптиной пустыни был построен в 1811 году и восстановлен в 1996 году. Это была единственная церковь, где с момента закрытия обители братия продолжала совершать богослужения до 1923 года. В храме под спудом находятся святые мощи преподобных Оптинских старцев Моисея, Антония и Исаакия. Сейчас в нем ежедневно совершаются поздняя Литургия и вечернее богослужение. В воскресные и праздничные дни — всенощные бдения и поздние Литургии.
Храм Казанской иконы Божией Матери в Оптиной пустыни
Далее за ним по правую сторону от вас располагается главный собор Оптиной пустыни. Он посвящен Введению Пресвятой Богородицы во храм. Раньше на его месте находилась другая каменная церковь, но она была разобрана в 1689 году, и на ее места в 1750-1771 годах возвели новый храм с пятью главами на высоких изящных барабанах в стиле русского барокко. В соборе находятся мощи Оптинских старцев: в северном приделе – преподобного Амвросия, в трапезной части у южной стены – преподобного Нектария, а также особо почитаемая Казанская икона Божией Матери. Во Введенском храме ежедневно совершаются полунощница, ранняя литургия, панихида, молебен с акафистом преподобному Амвросию, а в воскресные дни: ранняя литургия, молебен с акафистом преподобному Амвросию.
Собор Введения Пресвятой Богородицы во храм
Вы зашли в Оптину пустынь через современные Святые ворота, однако до революции главный вход находился в другом месте. Слева от вас напротив Введенского собора вы увидите изнутри еще одни ныне запертые ворота, но, к сожалению, не сможете посмотреть на длинную величественную лестницу, ведущую от берега Жиздры – она сохранилась лишь на фотографиях. А раньше паломники могли попасть в обитель только переправившись через реку и преодолев множество ступеней.
Над этим старинным входом находится надвратная Владимирская церковь, освященная в 1988 году. Она стала первым местом, где стали проводить регулярные богослужения после того как здания монастыря вернули церкви.
Далее по левую руку от вас находится здание братской трапезной, построенное в 1858 году, а по правую – храм преподобной Марии Египетской и святой праведной Анны. Первоначально в 1820-х годах трапезная для братии находилась в нем, но после того как напротив возвели другое здание, в этом здании обустроили церковь и освятили ее в 1858 году. В 1880-х годах по инициативе старца Амвросия храм был сильно перестроен: в нем появились два предела. Сейчас часть помещений храма занимает издательство и иконописная мастерская.
Храм преподобной Марии Египетской и святой праведной Анны
Вернемся немного назад и, пройдя главный Введенский собор, свернем налево. Там вы увидите небольшую звонницу. В этом месте в 1993 году на Пасху были жестоко заколоты двое иноков Трофим (Татарников) и Ферапонт (Пушкарёв). Третью жертву – иеромонаха Василия (Рослякова) убийца настиг неподалеку от скитской башни.
Левее расположен лаконичный однокупольный храм Владимирской иконы Божией Матери. Он построен в конце прошлого века на месте полностью разрушенной больничной церкви 1809-1811 годов. Сейчас это храм-усыпальница: в нем находятся святые мощи преподобных Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Анатолия (Потапова), Иосифа – обретенные в 1998 году. В храме ежедневно совершаются исповедь и молебен с акафистом преподобным Старцам Оптинским.
Храм Владимирской иконы Божией Матери в Оптиной пустыни
Если пройти еще немного, то правее будет монастырское кладбище и небольшая построенная в 2008 году часовня на месте погребения убиенных в 1993 году оптинских братий. В ней по субботам совершается заупокойная лития.
Скит и окрестности Оптиной пустыни
С восточной стороны от монастыря находится скит святого Иоанна Предтечи. Выйдя из ворот Оптиной пустыни, идите вдоль стены налево. Вскоре вы попадете в лес с высокими красивыми древними деревьями. Идите по тропинке, она выведет вас к Скиту. Начало пустынножительству в Оптиной пустыни положил схимонах Иоанникий, поселившийся в начале XIX века в глубине леса на малой пасеке. После его смерти в это место переселились несколько старцев-отшельников из Рославльских лесов. Они начали обустраивать скит.
Старинная гравюра: вид Предтеченского Скита (источник https://www.optina.ru)
Как выглядел Скит до революции можно легко представить, прочитав, как Ф. М. Достоевский описал обитель в «Братьях Карамазовых»: «Небольшая розовая колоколенка из кирпича возвышалась над вратами; с двух сторон, вне ограды, расположены были «хибарки» — род приемных, куда выходили старцы для беседы с женщинами: вход в скит был им запрещен. В нем царило безмолвие. Это был прекрасный сад, полный многокрасочных цветов, растущих вокруг церкви и келий. В такой обстановке русское старчество взращивало свои лучшие духовные плоды в течение почти целого столетия».
Недалеко от входа в скит правее вы заметите Амвросиевский колодец. По преданию, его выкопали по благословению старца Амвросия, на указанном им месте. Источник освящен в честь святого Амвросия Медиоланского, небесного покровителя преподобного старца. До революции к этому колодцу из Скита совершали крестные ходы, воду в нем освящали. Существует несколько описаний чудесных исцелений.
После революции колодцем продолжили пользоваться миряне, поселившиеся на территории Скита. Когда в обитель вернулись монахи, они заново освятили Амвросиевский колодец и по дореволюционным фотографиям восстановили его внешний облик.
Амвросиевский колодец у скита святого Иоанна Предтечи
Ранее паломники могли попасть в Скит только в престольные праздники четыре раза в год. Однако недавно, по решению патриарха, доступ в Скит мирянам закрыли.
Скит святого Иоанна Предтечи
На территории Скита находятся две церкви: храм святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня и храм святителя Льва Катанского и преподобного Иоанна Рыльского.
Проживание в Оптиной пустыни
Для паломников рядом с монастырем есть гостиница, в которой можно поселиться в одно-, двух- и трехместных номерах. Также на территории обители расположена гостиница для священнослужителей. Для бронирования мест нужно заранее обращаться по телефону +7 4844 25 0166 с 8.00 до 17.00 часов.
Комфортабельные комнаты, апартаментов или даже дома можно снять в Козельске и в ближайших к Оптиной пустыни деревнях.
Как добраться до Оптиной пустыни на автомобиле, поезде и автобусе
На собственном автомобиле от Москвы до Оптиной пустыни, если не будет особых пробок, вы доберетесь примерно за 4-4,5 часа. Ехать можно по Киевскому или по Калужскому шоссе, следуя в Козельск. Чуть более длинный, но иногда из-за дорожной ситуации более комфортный путь – через Подольск по Симферопольскому шоссе на Серпухов и далее – на Козельск. Монастырь находится в 4 километрах на северо-восток от этого города.
Если у вас нет машины, то самый удобный путь (но не самый дешевый) такой: от Киевского вокзала в Москве доехать до станции Сухиничи на современном комфортабельном поезде «Иван Паристый»: время в пути – около 3 часов, стоимость билета – около 650 рублей (все цены по состоянию на май 2021 года). От Сухиничей до Оптиной пустыни можно добраться на такси: время в пути – около часа, стоимость – около 800 рублей.
Поезд «Иван Паристый» ходит два раза в день. Если вы не хотите быть «привязаны» к определенному времени, рассмотрите вариант добираться до монастыря через Калугу. Обычные электрички в этот город ходят примерно раз в час-полтора, время в пути – около 3 часов, стоимость билета – около 500-600 рублей. От Калуги до Оптиной пустыни такси обойдется в 900-1200 рублей.
Еще один вариант – наиболее бюджетный, но не очень удобный: от автовокзала у метро «Саларьево» до Козельска несколько раз в день ходит автобус. Время в пути – чуть более 5 часов, стоимость – около 900 рублей. От Козельска до обители за 10-30 минут можно добраться на такси ли на автобусе.