оплата за обучение на дистанционном обучении
Проект закона о снижении стоимости за обучение в дистанционном формате более двух недель поступил в Госдуму
pav2@ukr.net / Depositphotos.com |
В Госдуму поступил еще один законопроект о необходимости снижения стоимости платных образовательных услуг в связи с переводом обучающихся на дистанционную форму обучения, авторами которого стали депутаты от ЛДПР. Напомним, в настоящее время в комитетах Госдумы проходит обсуждение похожая инициатива, предложенная депутатами фракции «Справедливая Россия», которой предлагается наделить Минобрнауки России полномочиями определять основания и порядок снижения стоимости образовательных услуг и снижать стоимость в случае перехода на дистанционный формат обучения.
Законопроект 1 ЛДПР обязывает непосредственно образовательные организации снижать стоимость по договору об оказании платных образовательных услуг в случае временного перехода на дистанционное обучение. При этом уточняется период времени, когда вузам стоит задуматься об уменьшении такой стоимости, – в случае продолжительности дистанционного обучения более двух рабочих недель подряд при реализации программ, по которым такой вид обучения не допускается. Согласно документу снизить плату за обучение образовательные организации должны и в случае угрозы возникновения и (или) возникновения отдельных ЧС, введения режима повышенной готовности или ЧС на всей территории страны или на ее части. Порядок снижения стоимости образовательные организации должны установить локальным нормативным актом и довести до сведения обучающихся. Соответствующее дополнение планируется внести в ст. 54 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что вследствие режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции с весны этого года российские вузы вынуждены были перейти с очного формата обучения на дистанционный: лекции, практические и лабораторные работы, а также промежуточные государственные формы контроля осуществляются с помощью онлайн-платформ. «Фактическая вовлеченность студентов в процесс обучения в разы уменьшилась и не позволяет передать обучающимся знания и навыки в полноценном виде, как и проверить усвоение этих знаний», – полагают разработчики законопроекта, в связи с чем предлагаемые меры им представляются оправданными и справедливыми ввиду существенного различия методов обучения в очном и дистанционном форматах.
Ожидается, что с учетом ответственности вузов за качество образования снижение стоимости обучения в случае перехода на дистанционные технологии позволит им более ответственно выстраивать дистанционную систему образования, а студентам получить компенсацию за качественно изменившиеся условия обучения.
1 С текстом законопроекта №1065006-7 «О внесении изменения в статью 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
Иск к вузу: есть ли шанс вернуть деньги за онлайн-обучение
«Пренебрежение и равнодушие» ведущего вуза
«Я чувствовал полное пренебрежение и равнодушие со стороны администрации университета. Думаю, что, как нам и объяснили в этом году, добиться справедливости можно через систему права», – сказал 23-летний Абраам Баркхордар (Abraham Barkhordar), студент Гарвардской школы права, в интервью ABC News. Он подал иск к университету, потому что стоимость обучения не изменилась, несмотря на переход в онлайн из-за пандемии коронавируса.
В марте, в середине семестра, Баркхордара, студента юридического факультета, попросили срочно выехать из кампуса из-за пандемии. Он решил отправиться домой. Это означало пересечь полстраны и жить с родственниками в одном доме. Условия для учебы были так себе, рассказал студент: приходилось вставать в 5 утра на занятия, не было библиотеки, неотъемлемой части студенческой жизни, а также привычного обучения в группах. В итоге он начал отставать.
Тогда студент пошел в суд. Пока его иск касается только весеннего семестра, но теперь в него могут включить и осень.
К концу семестра иски получили более 50 американских вузов. В числе ответчиков – Drexel University в Филадельфии, Columbia University в Нью-Йорке, Беркли, Университет Колорадо и другие. Истцы утверждают, что в изоляции не было полноценного обучения, и требуют компенсации.
Претензии студента
В иске против Гарварда Баркхордар выдвигает три претензии. Первая – несоблюдение условий контракта. «Студенты подписались под оговорёнными условиями, оплатили обучение и предполагали, что занятия будут очными в течение всего семестра. Но это условие не было выполнено, потому что половина занятий прошла онлайн, а это нарушает условия договора», – отмечает один из представителей Баркхордара. Вторая претензия – неосновательное обогащение. Студенты платят за то, что они в итоге не получают. Третий пункт – вузы конвертировали деньги за обучение в собственный доход, но не предоставили ничего взамен.
Юристы рассчитывают, что иск станет групповым (Class action) и к нему присоединятся другие студенты Гарварда.
В самом университете отказались от комментариев. На сайте вуза говорится, что в приоритете сейчас здоровье студентов, а также перечислены онлайн-инструменты, помогающие при удаленном обучении.
По мнению студента, вуз может позволить себе поддержать студентов в сложной ситуации.
«Это один из самых престижных вузов мира. Просто смешно, что они открещиваются от запросов студентов. Например, предлагают за свои деньги арендовать офис для учёбы. Я рад, что правосудие дает мне возможность этому противостоять», – говорит студент Гарварда.
Его юристы, выпускники того же вуза, уверены, что очное обучение не идет ни в какое сравнение с онлайн-обучением, где студенты лишены главного – реального взаимодействия с профессорами, политиками и судьями.
Ситуация в России
В марте комитет Госдумы по образованию и науке предлагал снизить стоимость обучения в вузах для студентов очного отделения при переводе на длительное дистанционное обучение из-за пандемии. Рекомендации перевести студентов на удалёнку дало Минобрнауки, поэтому занятия в вузах проводились с помощью Zoom, Skype и других платформ. То, что формат поменялся, а цена осталась прежней, многих не устроило и вызвало вопросы к вузам. Руководство отвечало, что снижать стоимость «не планируется» – такой ответ на вопрос и сегодня указан на сайте ВШЭ.
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков в апреле заявил, что вопрос об изменении стоимости правомерно ставить только в том случае, если качество образовательных услуг «очевидным образом» снизилось (цитата – РБК). Он добавил, что в других случаях стоимость и другие условия обучения регулирует договор между вузом и студентом. Университеты же не торопятся идти навстречу студентам и дают формальные ответы. Так, «Коммерсант» цитировал директора Института развития образования Высшей школы экономики Ирину Абанкину, которая настаивала: «Дистант – это не другая форма обучения. Если говорить строго юридически, у нас формы обучения есть такие, как очная, очно-заочная, то есть вечерняя, и заочная. Дистантная у нас относится к образовательным технологиям». Другие ссылаются на то, что вузам пришлось потратиться на переход в онлайн.
Студенты в России просили вузы пересчитать стоимость обучения в этом году, но ответы вузов их не удовлетворили, поэтому учащиеся подписывали петиции (например, так поступили студенты ВШЭ и РГГУ). До суда дело не дошло (о подобных спорах у «Право.ru» нет информации). Но даже если кто-то обратится с иском к Минобрнауки и собственному вузу, то добиться перерасчёта стоимости за онлайн-семестр будет тяжело.
По ее словам, когда речь идет о платных образовательных услугах, смотреть в случае иска нужно не на закон об образовании, а на договор между студентом-платником и самим вузом. Но в нем вряд ли прописаны изменения в связи с коронавирусом. Добиться на этом основании изменения стоимости маловероятно.
«Конечно, попробовать подать иск можно. Для этого нужны веские доказательства, аргументы и квалифицированный юрист в сфере образования», – говорит Кожемякина. Многие в качестве доводов говорят, что не смогли получить новые знания и лишь решали текущие задания в онлайне, а хозяйственные и другие расходы вуза в это время снизились. У учебных заведений контраргументов не меньше: нагрузка на преподавателей не упала, а даже выросла, вузы потратились на подключение онлайн-платформ и т. д. Более того, затраты они могут и подкрепить отчетами.
Перевод обучения в онлайн – это не инициатива вузов, а следствие пандемии и режима повышенной готовности.
«Многое в суде будет зависеть от аргументации и доказательств сторон, но перспективы таких исков я вижу весьма туманными», – признает Кожемякина.
Тем временем российские вузы объявили цены на следующий год обучения. В большинстве случаев ниже они не стали.
Из чего складывается оплата за учебу в условиях «дистанционки»
С переходом на дистанционное обучение некоторые студенты-контрактники очных отделений вузов забили тревогу: платили за очное образование, а в итоге получаем заочное.
Из чего складывается оплата за учебу в условиях дистанта, и почему нельзя приравнивать ее к заочному образованию, «РГ» рассказали эксперты.
Любовь Духанина, зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке
Поэтому и фактическая стоимость организации учебного процесса в таком формате зачастую может быть даже выше, чем при очной форме обучения: техпомощь преподавателям в круглосуточном режиме, поддержание работоспособности серверов, аренда платформ видеоконференций, создание уникального контента, организация работы, методистов, кураторов.
А вот те образовательные организации, которые фактически подменили дистанционное обучение заочным, рискуют столкнуться с вполне обоснованными требованиями снизить плату за обучение.
Алексей Семенов, академик РАН и РАО, завкафедрой МГУ
Дистант позволяет повысить качество образования за счет того, что весь процесс записывается (в цифровой форме). Студенты получают задания и выполняют их на цифровой платформе. Действительно качественное обучение будет требовать от преподавателя гораздо больших временных затрат. С другой стороны, виднее станет и некачественное преподавание, будь то лекция, повторяющая то же, что было десять лет назад, сведение всей аттестации к ответу на тесты с выбором ответа и т.д.
Справятся ли вузы с повышением нагрузки? Сумеют ли они использовать дистанционный формат для реального повышения качества, для анализа своей работы? Можно надеяться, что да. Хотя может возникнуть проблема несоответствия какого-то преподавателя занимаемой должности, компенсации дополнительных затрат. Вузам придется решать и кадровую проблему, и финансовую. Частичным решением кадровой проблемы может стать перераспределение нагрузки между преподавателями, ведущими одну и ту же программу в разных вузах. Ведь при дистанционном процессе необязательно находиться в одном городе. А вот дополнительные средства для учебных расходов можно найти, если вузу удастся сократить расходы по обслуживанию своих зданий, коммунальные расходы. Таким образом, ориентиром на ближайшие годы станет повышение качества, оптимальное использование учебных помещений и образовательных цифровых платформ при сохранении стоимости обучения.
Виктор Болотов, научный руководитель Института образования ВШЭ
Как снизить плату за обучение, если вуз перевел студентов на дистанционку?
Я учусь в платном вузе по договору, стоимость обучения — 42 000 Р за семестр.
Дистанционный формат обучения лишает студентов возможности получать тот объем и качество образовательных услуг, на которые они рассчитывали, когда заключали с вузом договор. Поэтому требование пересчитать и уменьшить плату за обучение справедливо.
Но в законах нет прямых норм, которые обязывают вузы снизить стоимость обучения, если изменился его формат, — в этом основная проблема. Студентам приходится либо рассчитывать на уступки учебного заведения, либо принуждать к этому через претензии и жалобы. Расскажу про все возможные варианты.
Заявление с просьбой о перерасчете
Заявление надо писать на имя ректора. В нем нужно указать:
В финальной части заявления зафиксируйте главный довод: дистанционное обучение не аналог очной учебы, оно не может полноценно ее заменить, поэтому стоимость обучения вуз должен снизить.
Наверняка многие, если не все, ваши одногруппники и однокурсники, которые учатся платно, тоже заинтересованы в снижении стоимости обучения. Более эффективно действовать сообща. Подготовьте и направьте в ректорат как можно больше заявлений или одно коллективное — так выше шансы, что вас услышат и пойдут на уступки.
Претензия с требованием о перерасчете
Это более серьезный шаг, чем заявление с просьбой. В основу претензии ложатся нарушения договора с вузом или закона. Именно со ссылкой на такие нарушения вы будете требовать — именно требовать, а не просить — пересчитать и снизить плату за обучение.
Если решите писать претензию, обратите внимание на то, что это запуск досудебного урегулирования спора. Поэтому если в вашем договоре с вузом есть порядок досудебного урегулирования, то нужно его придерживаться. Если про претензию в договоре ничего нет, пишите ее в свободной форме.
Главная сложность — найти в договоре такие нарушения, которые послужили бы основанием требовать уменьшения платы за обучение. Среди таких оснований точно нет перевода на дистанционное обучение. Поэтому можно рассмотреть два варианта, как обосновать претензию и сформулировать требования:
По закону если студент докажет ненадлежащее качество обучения, то сможет потребовать соразмерно уменьшить его стоимость.
Вот какие недостатки качества обучения могут быть при переводе на дистанционку:
Доказать наличие недостатков качества образовательных услуг вы можете с помощью свидетельств одногруппников об этом, жалоб студентов на проблемы с учебным процессом. Пригодятся и заявления студентов с просьбой пересчитать плату за обучение, которые вы направили в ректорат.
Также можно ссылаться на приказы и распоряжения вуза, которыми вносились изменения в программы и учебные планы из-за перевода студентов на удаленку.
Технические сбои можно подтвердить скриншотами онлайн-занятий, на которых зафиксированы проблемы со связью.
К претензии можно приложить мнение о качестве обучения специалиста — преподавателя другого вуза по той же специальности со схожей программой обучения.
Кроме того, чтобы оценить качество образовательных услуг и помочь защитить свои права, можно привлечь студенческое объединение, общественный совет или иную организацию, которая занимается разрешением споров между студентами и вашим учебным заведением.
Если по вашей специализации есть не только очная, но и заочная или очно-заочная формы обучения, можно сравнить их стоимость. Очное обучение всегда дороже. Соглашаясь на его стоимость, студент изначально рассчитывал, что формат обучения не изменится.
Решение изменить договор в сторону уменьшения платы за обучение не может быть односторонним. Либо студент и вуз договорятся, либо вопрос придется решать в суде.
Ненадлежащее качество образовательных услуг и изменение существенных условий договора проще доказывать, когда обучение по определенной специальности исключает какие-либо иные формы, кроме очной. При этом изначально делается акцент на том, что только очная форма обеспечивает надлежащее качество обучения. Яркий пример — учеба на медицинском факультете.
Обращение в суд
Возможен и такой вариант, но его нужно рассматривать в крайнем случае.
Но есть хорошая новость: в Госдуму в конце октября 2020 года внесли законопроект, который направлен именно на решение проблемы возврата денег за платное обучение студентов-очников. Законопроект появился как раз из-за большого числа жалоб студентов на отказ вузов снижать стоимость обучения при переводе на удаленку.
Если закон примут, то плату за обучение при переводе на дистанционный формат обязаны будут снизить. Основания и порядок снижения стоимости будет определять Минобрнауки.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
Государство заплатит 50% за обучение цифровой профессии. Или можно вообще не платить
Программа уже работает, а список профессий постоянно расширяется.
Что это за программа
Это государственная программа, которая действует с 2019 года. Раньше государство полностью оплачивало обучение сертификатом, но сумма была ограничена 30 тысячами рублей. В 2019 году программой воспользовались 3800 человек, в 2020 году — уже 39 тысяч, а с 2021 года она заработала во всех регионах. В прошлом году учиться можно было в 109 организациях, а в 2021 их более 200.
В 2021 году государство готово на условиях софинансирования компенсировать стоимость обучения 25 тысячам человек. Сейчас этот проект курирует Минцифры, а оператором выступает Центр компетенций по кадрам для цифровой экономики Университета 20.35.
Работает все так: можно выбрать курс — например по маркетингу, дизайну, защите данных, программированию — и получить скидку 50% за счет бюджета. Остальное платит сам обучающийся или его работодатель.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Кто может участвовать в программе
Программа действует в любом регионе. Специальность по диплому не имеет значения. Заявку можно подать до конца 2021 года.
На каких курсах можно учиться
Программу обучения можно выбрать по своему желанию или с учетом рекомендаций после профориентации:
Зарегистрироваться можно только на одну программу обучения.
Программа рассчитана на дополнительное образование — пройти обучение в магистратуре вуза там не получится. После обучения выдается диплом о профессиональной переподготовке.
Как записаться на обучение с господдержкой
После этого нужно пройти диагностику — несколько тестов, которые будут не такими уж простыми. Проходить их надо будет на время.
После этого нужно ждать результата рассмотрения заявки. Ее могут отклонить или одобрить.
Но есть те, кому заявку одобрили.
После одобрения вам нужно уплатить свою часть стоимости курса. Затем откроется доступ к курсу. Образовательная организация автоматически получит часть денег из бюджета, а вы сэкономите.
Как получить доступ к курсам бесплатно
Желающие освоить цифровую профессию могут не только получить скидку, но и вообще ничего не платить. Но для этого нужно постараться: проходить бесплатные курсы и активно их обсуждать — в программе это называется рефлексией. Тогда постепенно будут открываться новые уровни, которые позволят выбирать продвинутые платные курсы и ничего за них не платить.
Из бесплатных курсов на многие записи уже нет, но кое-что еще можно выбрать.
Что делать дальше
А дальше нужно учиться: проходить лекции, выполнять практические задания, сдавать тесты. После обучения выдается официальный сертификат, который подтверждает освоение новой профессии. В будущем все это может помочь переориентироваться или сменить работу.
Если пока не определились, почитайте статьи: