Описание учителя как человека
Исторический экскурс
История такой профессии как учитель берет начало в глубокой древности. Любые приобретенные навыки нуждались в людях, которые бы хранили и передавали их новым поколениям. Благодаря наставникам, сохранялись старые знания и приобретались новые. Эта деятельность становилась все более необходимой по мере развития человечества и появления множества узкоспециализированных направлений труда.
Обучение и воспитание объединились в важную самостоятельную профессиональную ветвь. Упоминания о носителях знаний появились задолго до нашей эры в странах древнего Востока. Как правило, ими являлась привилегированная каста жрецов.
Дальнейшее развитие культуры, письменности, наук объясняет возникновение и становление педагогической профессии. В Древней Греции возникло само определение деятельности: слово «педагогика» в буквальном переводе — «детоводство». Именно там, а затем в Римской Республике процветали все формы просвещения, образовывались первые учебные заведения и социальные институты, получившие широкую известность.
В темные средние века передача знаний происходила исключительно в церквях, которые имели огромную власть. Позже, в эпоху Возрождения, возникли закрытые школы, куда имела доступ только элита общества, которая получала многопрофильное образование. Остальные же оставались темной неграмотной массой вплоть до 18 века.
Позже появляются небезызвестные общественные школы, в которых стали обучаться и простые люди. Человечество вышло на новый виток своего развития. А в советское время образовательная система охватила все население. Именно тогда профессия учителя получила свою высокую востребованность, которая неизменна до сих пор.
Особенности профессии
Преподавание — тяжелый труд, который сопряжен с повышенными умственной концентрацией и нервным напряжением. Основная деятельность учителя заключена в проведении уроков, обеспечивающих поступление новых знаний его предмета, закрепление ранее данного материала, контроль успеваемости и ее оценивание, организация самостоятельного поля деятельности учеников. Специальность не лишена ежедневной рутины, однако имеет большой простор для творчества.
Специфика деятельности педагога зависит от возраста тех, кого он обучает. Например, профессия учителя начальных классов накладывает огромную моральную ответственность. Ведь для малышей такой преподаватель становится практически «родителем», который прежде всего является воспитателем, трепетно относящимся к эмоциям ребенка, а только потом учителем, дающим первый багаж знаний. Главное здесь — умение общаться и ладить с детьми, завоевывать доверие.
Полностью наоборот происходит со старшими классами. Педагог для подростков — это информатор. Сфера учительской деятельности здесь изначально направлена на обучение, а уже затем — на воспитание. Здесь очень важен авторитет.
Задачи и обязанности педагога
Главная задача учителя — стать примером и другом для учеников. Формирование личности человека, его принципов и правильных взглядов на жизнь происходит под неусыпным контролем наставника. Помимо умения подобрать индивидуальный подход обучения к каждому подопечному, преподаватель реализует следующее:
Современный учитель должен грамотно направлять сознательность вверенных ему детей, чтобы после окончания школы они умели пользоваться полученными знаниями и осознавали свое значение в обществе. Для своей успешной деятельности по достижению поставленных задач преподаватель должен быть тщательно подготовлен. В его обязанности входят:
Количество различных функций, которые ложатся на преподавателя, огромно. Помимо множества собственных обязанностей, он подвергается гражданским, общественным и семейным нагрузкам. Работа требует большого нервного напряжения, это необходимо учитывать тем, кто стоит перед выбором профессии.
Требования к преподавателю
Деятельность учителя удивительно многообразна. Требования к человеку, решившему посвятить жизнь этому занятию, очень высоки. Для того чтобы стать квалифицированным специалистом, необходимо иметь множество качеств. Так, в характеристику педагога должны входить:
Условий много, но если есть изначальная предрасположенность к работе с детьми, они не покажутся столь многочисленными и трудновыполнимыми. К тому же положительных сторон в работе педагога немало. Плюсы: общение с молодежью, умственная нагрузка, статусность, признание общественностью, стабильность, наличие длительного отпуска. Минусы тоже есть, конечно: постоянные психологические нагрузки, ответственность, относительно невысокая зарплата.
Учитель как призвание
Время современных технологий предъявляет к преподавателю очень непростые требования — факт. Учитель должен быть универсальным. Дети хотят видеть перед собой красивого, адекватного, интеллигентного, образованного, понимающего человека, к образу которого они будут стремиться.
Отсутствие истинного призвания в этой нелегкой профессии — самое страшное, что может случиться. Дети мгновенно чувствуют равнодушие или фальшь, а учитель должен быть честен, иначе уважения от учеников ему никогда не увидеть. Человеку, не любящему детей, не стоит работать в школе.
Преподаватель — это целый мир для ребенка, поэтому он должен поделиться своим внутренним богатством с доверяющими ему маленькими людьми. Совершенство владения своим предметом, интересное ведение обучения, запоминающиеся уроки, понимание детских трудностей, индивидуальный подход и любовь к каждому подопечному делают учителя уважаемым взрослым другом и примером для подражания.
Умение увидеть особенность каждого ребенка, выявить уникальные черты или таланты, заранее распознать предрасположенность к тем или иным предметам делают рядового учителя несравненным педагогом. Под влиянием школы происходит полноценное становление личности. Статья призвана показать тем, кто только выбирает свой путь, что учитель — это призвание, образ жизни. Профессия гордо звучит, поэтому нужно ей соответствовать.
Личность современного педагога и ее составляющие
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Личность современного педагога
Раскройте основные подходы к классификации качеств личности учителя. Какими качествами должен обладать педагог-профессионал?
Важным фактором, влияющим на эффективность деятельности учителя, являются его личностные качества. Молодой человек, независимо от выбора своей будущей профессии, должен быть нацелен на выработку в себе таких личностных качеств, которые позволили бы не только общаться с другими людьми на основе общепризнанных норм человеческой морали, но и обогащать этот процесс новым содержанием. Однако каждая профессия предъявляет специфические требования к личностным качествам потенциального работника, который должен осуществлять профессиональную деятельность успешно.
Ещё в конце XIX века П.Ф. Каптерев, выдающийся русский педагог и психолог, показал в своих исследованиях, что одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются личностные качества учителя. Он указал на необходимость наличия у учителя таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, причём особое внимание он уделял остроумию, ораторским способностям, артистичности. К важнейшим качествам личности учителя можно и нужно отнести готовность к эмпатии, т.е. к пониманию психического состояния учеников, сопереживанию и потребность к социальному взаимодействию. В трудах учёных большое значение придаётся педагогическому такту, в проявлении которого выражается общая культура учителя и высокий профессионализм его педагогической деятельности.
При рассмотрении качеств педагога как субъекта деятельности исследователи как бы разграничивают профессионально-педагогические качества, которые могут быть очень близки к способностям, и собственно личностные. К важным профессиональным качествам педагога А.К. Маркова относит: эрудицию, целеполагание, практическое и диагностическое мышление, интуиция, импровизация, наблюдательность, оптимизм, находчивость, предвидение и рефлексия, причём все эти качества в данном контексте понимаются только в педагогическом аспекте (например, педагогическая эрудиция, педагогическое мышление и т.д.). Профессионально-значимые качества личности учителя у А. К. Марковой близки к понятию «способность». Например, «педагогическая наблюдательность — способность по выразительным движениям читать человека, словно книгу» (перцептивные способности) «педагогическое целеполагание — это способность учителя вырабатывать сплав из целей общества и своих собственных и затем предлагать их для принятия и обсуждения ученикам. Существенно, что многие из этих «качеств» (способностей) соотнесены непосредственно с самой педагогической деятельностью.
Рассматривая так же, как и А.К. Маркова, профессионально-значимые качества педагога (педагогическую направленность, целеполагание, мышление, рефлексию, такт), Л.М. Митина соотносит их с двумя уровнями педагогических способностей — проективными и рефлексивно-перцептивными. В исследовании Л.М. Митиной были выделены более пятидесяти личностных свойств учителя (как профессионально-значимых качеств, так и собственно личностных характеристик). Приведём список этих свойств: вежливость, вдумчивость, взыскательность, впечатлительность, воспитанность, внимательность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброта, добросовестность, доброжелательность, идейная убеждённость, инициативность, искренность, коллективизм, политическая сознательность, наблюдательность, настойчивость, критичность, логичность, любовь к детям, ответственность, отзывчивость, организованность, общительность, порядочность, патриотизм, правдивость, педагогическая эрудиция, предусмотрительность, принципиальность, самостоятельность, самокритичность, скромность, справедливость, сообразительность, смелость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность.
Этот общий перечень свойств составляет психологический портрет идеального учителя. Стержнем его, его сердцевиной являются собственно личностные качества — направленность, уровень притязаний, самооценка, образ «Я».
Доминантными являются качества, отсутствие любого из которых влечёт невозможность эффективного осуществления педагогической деятельности. Под периферийными понимаются качества, которые не оказывают решающего влияния на эффективность деятельности, однако способствующие её успешности. Негативными являются качества, влекущие снижение эффективности педагогического труда, а профессионально недопустимые ведут к профессиональной непригодности учителя. Рассмотрим эти качества подробнее.
1. Социальная активность, готовность и способность деятельно содействовать решению общественных проблем в сфере профессионально-педагогической деятельности.
2. Целеустремленность — умение направлять и использовать все качества своей личности на достижение поставленных педагогических задач.
3. Уравновешенность — способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях.
4. Желание работать со школьниками — получение духовного удовлетворения от общения с детьми в ходе учебно-воспитательного процесса.
5. Способность не теряться в экстремальных ситуациях — умение оперативно принимать оптимальные педагогические решения и действовать в соответствии с ними.
6. Обаяние — сплав духовности, привлекательности и вкуса.
7. Честность — искренность в общении, добросовестность в деятельности.
8. Справедливость — способность действовать беспристрастно.
9. Современность — осознание учителем собственной принадлежности к одной эпохе с учениками (проявляется в стремлении найти общность интересов).
10. Гуманность — стремление и умение оказать квалифицированную педагогическую помощь ученикам в их личностном развитии.
11. Эрудиция — широкий кругозор в сочетании с глубокими познаниями в области предмета преподавания.
12. Педагогический такт — соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия с детьми с учётом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей.
13. Толерантность — терпеливость в работе с детьми.
14. Педагогический оптимизм — вера в ученика и его способности.
Периферийные качества: доброжелательность, приветливость, чувство юмора, артистичность, мудрость (наличие жизненного опыта), внешняя привлекательность.
1. Пристрастность — выделение из среды учащихся «любимчиков» и «постылых», публичное выражение симпатий и антипатий по отношению к воспитанникам.
2. Неуравновешенность — неумение контролировать свое временное психическое состояние, настроение.
3. Мстительность — свойство личности, проявляющееся в стремлении сводить личные счеты с учеником.
4. Высокомерие — педагогически нецелесообразное подчеркивание своего превосходства над учеником.
5. Рассеянность — забывчивость, несобранность.
1. Наличие вредных привычек, признанных обществом социально опасными (алкоголизм, наркомания и др.).
2. Нравственная нечистоплотность.
6. Некомпетентность в вопросах преподавания и воспитания.
Индивидуальный стиль деятельности учителя определяют не сами по себе профессионально-значимые качества, а неповторимое многообразие их комбинаций. Можно выделить следующие типы комбинаций профессионально-значимых качеств личности учителя во взаимосвязи с уровнем продуктивности (эффективности) его деятельности:
Первый тип комбинаций («положительный, без предосудительного») соответствует высокому уровню работы учителя.
Второй тип («положительный с предосудительным, но извинительным») характеризуется преобладанием положительных качеств над негативными. Продуктивность работы оказывается достаточной. Негативное, по мнению коллег и учеников, признается несущественным и извинительным.
Третий тип («позитив, нейтрализуемый негативом») соответствует малопродуктивному уровню педагогической деятельности. Для учителей этого типа главное в работе — направленность на себя, самовыражение, карьерный рост. В силу наличия у них ряда развитых педагогических способностей и позитивных личностных качеств они могут в отдельные периоды работать успешно. Однако искаженность мотивов их профессиональной активности, как правило, приводит к низкому конечному результату.
Таким образом, знание профессионально-значимых личностных качеств современного педагога, их роли в профессиональной деятельности способствует стремлению каждого учителя к совершенствованию этих качеств, что в конечном итоге ведет к качественным изменениям в учебно-воспитательной работе с детьми.
гражданственность (социальная ответственность; готовность личности деятельно, энергично содействовать решению общественных проблем);
любовь к детям (гуманизм, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, внимательность, душевность, вежливость и т.д.);
оптимизм (вера в силы и возможности позитивного развития ученика);
справедливость (честность, совестливость, способность действовать беспристрастно);
общительность (педагогический такт, коммуникабельность);
требовательность к себе и к детям (ответственность, организованность, самокритичность, добросовестность, правдивость, дисциплинированность, гордость, чувство собственного достоинства, разумность, скромность, инициативность, активность);
альтруизм – бecкopыcтиe (бескорыстная забота о благе других);
волевые качества (целеустремленность – «рефлекс цели», по выражению И.П. Павлова; выдержка, самообладание, уравновешенность, настойчивость, энергичность, решительность, терпеливость, смелость);
толерантность – терпимость, снисходительность к людям;
педагогическая наблюдательность (проницательность, педагогическая зоркость);
эмпатия (умение понимать внутреннее, психическое (эмоциональное) состояние ученика и сопереживать с ним это состояние не только на словах, но и на деле; эмоциональная отзывчивость) – совет № 4 В.А. Сухомлинского из книги «100 советов учителю»;
интеллигентность (обаяние, духовность);
современность (наличие у учителя ощущения своей принадлежности к одной эпохе с учениками);
доминантность (деловитость, склонность вести за собой, принятие ответственности за других, умение руководить);
Какую позицию занимает педагог в современном образовательном пространстве?
Под позицией педагога мы понимаем систему тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности, которые являются источником его активности. С одной стороны, она определяется требованиями, ожиданиями и возможностями, предъявляемыми и предоставляемыми ему обществом. А с другой стороны, необходимо учитывать действие внутренних источников активности личности педагога — его влечения, переживания, мотивы, цели, ценностные ориентации, мировоззрение и идеалы. Другими словами, в позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности. Позицию педагога в этой связи можно трактовать как совокупность и взаимодействие двух её составляющих — социальной и профессиональной.
Социальная позиция педагога базируется на системы взглядов, убеждений и ценностных ориентации, сформированных у выпускника общеобразовательной школы, намеревающегося посвятить себя учительской профессии. Одним из ведущих, стержневых образований личности учителя, определяющих её целостность и готовность к деятельности, является профессионально-ценностная ориентация. Она может быть охарактеризована как избирательное отношение учителя к педагогической профессии, к личности воспитанника, к самому себе, формирующееся на основе широкого спектра духовных отношений личности, во всех видах деятельности, профессионально значимых для неё. Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию. Однако здесь нет какой бы то ни было прямой зависимости, поскольку воспитание всегда строится на основе личностного взаимодействия. Именно поэтому педагог, чётко осознавая свои действия, не всегда может подробно объяснить их мотивы, почему он нередко поступает вопреки здравому смыслу и логике. Никакой психоанализ не поможет выявить источники активности педагога в сложившейся ситуации, если он сам объясняет свое решение интуицией. На выбор профессиональной позиции педагога оказывают влияние многие факторы. Однако решающими среди них являются его профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности личности, темперамент и характер.
Охарактеризуйте профессиональные функции современного педагога-воспитателя.
При осуществлении воспитания и обучения подрастающего поколения учитель выполняет важнейшую функцию образования как специфической сферы духовного производства, которая состоит в «производстве» самого человека как социальной личности.
Социализация является процессом и результатом вовлечения личности в систему социальных отношений, социальную практику в целом; это усвоение и воспроизводство человеком социального опыта. Социализация состоит из двух взаимосвязанных составляющих: социальной адаптации – приспособления личности к социальным условиям и индивидуализации (обособления) – осознания ею неповторимости своей индивидуальности, внутренней свободы и независимости, возможности оставаться самой собой и реализовать свой творческий потенциал. Все это осуществляет не столько адаптацию личности к социальным условиям, но и готовность к их преобразованию.
Учитель должен всегда иметь в виду две эти взаимосвязанные грани социализации, так как успешная адаптация человека в обществе напрямую зависит от степени развития ее индивидуальности. Самоопределение, а не «приспособление» становится основным механизмом социализации в настоящий момент.
Учитель должен помочь молодому человеку самоопределиться в существующем мире: в системе общественных норм и ценностей, в отношениях с окружающими людьми, обретении смысла своей жизни и учебной деятельности, которая является для него ведущей, произведении профессионального выбора и самоопределения.
Необходимость социализации человека устанавливает определенные требования к построению наставником своей педагогической деятельности, которая должна не останавливаться на научении, а обеспечивать моделирование и воспроизводство в учебно-воспитательном процессе разнообразия всех жизненных отношений личности.
Одной из значительных частей социализации в ранней юности становится профессионализация личности, которая заключается в подготовке ее к осознанному выбору профессии и дальнейшему освоению профессиональных образовательных программ.
Осуществление данной функции связано с направленностью педагога на решение таких задач:
– развития смысложизненных установок учащихся, осознания ими своего призвания, возможностей;
– помощи в проектировании ими своего жизненного и профессионального пути;
– обнаружения познавательных и профессиональных возможностей, интересов и намерений школьников;
– обеспечения необходимого уровня их подготовки в областях знаний, находящихся в основе выбранной профессии;
– вырабатывания готовности к самоопределению в системе межличностных и деловых отношений, изучения умений и навыков общения;
– развития организаторских способностей, вырабатывания готовности к принятию социально и профессионально ценных решений в сложных ситуациях жизни и профессиональной деятельности. То есть успешность социализации и профессионализации определяется ориентацией педагога на развитие индивидуальности ученика, его творческого потенциала, на становление его социальной позиции.
Подберите пословицы, поговорки об учителе и педагогической профессии.
Строгость учителя полезнее ласки родителей.
По ученику и об учителе судят.
Нужно учить не рассказом, а работой и показом.
Учение — путь к умению.
Учение в детстве, как резьба на камне.
Ученого учить — как мертвого лечить.
Ученого учить — только портить.
Ученому везде дорога.
Ученый без дела, как туча без дождя.
Ученый идет, а неученый спотыкается.
Ученье без уменья не польза, а беда.
Ученье в счастье украшает, а при несчастье — утешает.
Ученье и труд — все перетрут.
Ученье лучше богатства.
Ученье — путь к уменью.
Ученье — свет, а не ученье — тьма.
Учи других — и сам поймешь.
Учи показом, а не рассказом.
Учиться никогда не поздно.
Выпишите высказывания философов, педагогов, писателей о социальной роли учителя в обществе, о требованиях к учителю.
Должность учителя настолько превосходна, как никакая
другая под солнцем.
Воспитатель сам должен быть тем, кем он хочет сделать
воспитанника.
Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений.
Чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им своё сердце.
Мария фон Эбнер-Эшенбах
Человек, взявший на себя труд обучать других, не имея для этого глубоких знаний, поступает безнравственно.
Учитель учит до тех пор, пока учится сам. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель.
Профессия учитель – описание, история, плюсы и минусы, особенности, необходимые навыки
Эта профессия является уникальной. Потребность в педагогах существовала со времен появления человечества. Актуальна она и в настоящий момент. Люди рождаются с навыками и знаниями, которые спрятаны очень глубоко. Профессия учитель предназначена для того, чтобы развить скрытые способности человека и научить его основным навыкам, необходимым в жизни.
Описание профессии учитель
Основная цель специалиста – передавать знания другим людям и делиться какими-либо навыками. Учитель – не просто профессия, это призвание. Педагоги должны иметь высокие моральные качества, интеллект и широкий кругозор. Им необходимо постоянно повышать свою квалификацию, чтобы дать ученикам самые актуальные знания, которые потребуются от них на рынке труда.
Специальность остается актуальной и по сей день, хотя престижность ее немного утрачена. Педагоги влияют на то, какие люди будут управлять страной в будущем. Они несут социальную и моральную ответственность за подрастающие поколения. Профессия учитель востребована в крупных и средних городах, населенных пунктах, деревенских поселениях. Ее не могут заменить обучающие дистанционные курсы или тренинги, потому что учитель в отличие от компьютерной программы, может найти индивидуальный подход к каждому.
История появления профессии учитель
Впервые слово «педагог» стали использовать в Древней Греции. Этим термином именовали раба, который воспитывал и занимался людьми, передавал им свои практические и теоретические знания. Когда не было разделения труда, учителями считались старейшины общины или определенной группы людей. От них новички набирались опыта и удовлетворяли интерес любознательности.
Возникновение и становление профессии учитель произошло после появления орудий труда. С этого момента все люди поделились на группы, в зависимости от сферы занятости: одни обрабатывали землю, другие готовили, третьи охотились. Человек накапливал все больше жизненного опыта, и возникла необходимость передать навыки потомкам, так появились первые педагоги. Их ключевой целью было повышение морального и нравственного уровня последующих поколений.
Зачем нужна профессия учитель?
В сферу деятельности входит множество задач. Учитель – это древняя профессия, поэтому его обязанности и права были утверждены давно. Рассмотрим подробнее, зачем нужен педагог и что входит в сферу его деятельности (ответственности):
Плюсы и минусы профессии учитель
Как и у любой другой специальности, у педагогической деятельности имеется ряд преимуществ и недостатков. Она считается одной из самых сложных и подходит не всем. Плюсы профессии учителя:
Следует обозначить и минусы профессии учитель:
Особенности профессии учитель
Сложилось так, что учитель не может выработать четкого рабочего графика. Тем, кто решил посвятить себя этому непростому делу, приходится вкладывать все силы и душу в учеников. В противном случае долго продержаться на этом рабочем месте не получится. Характеристика профессии учитель должна включать в себя любовь к детям. Важно, чтобы педагог умел найти контакт с обучаемыми и войти к ним в доверие.
Особенности профессии учитель связаны со спецификой работы. Например, для учеников младших классов преподаватель становится вторым родителем. Классные руководители уделяют больше времени и внимания взаимоотношениям в коллективе, решают конфликтные ситуации. Преподаватель физкультуры должен прививать детям стремление к активному образу жизни и толерантному отношению к окружающим.
Востребованность профессии учитель
Рассматриваемая специальность является одной из самых актуальных. Престижность профессии учителя доказывается тем, что школы и другие учебные заведения с удовольствие предоставляют рабочее место молодым сотрудникам. Особенно это относится к бюджетным организациям. Однако молодые кадры не задерживаются в обычных школах из-за низкого уровня оплаты труда.
Карьерная лестница у педагогов короткая. Преподаватель с хорошими организаторскими способностями может дослужиться до завуча, максимум до директора. В последнем случае учителю придется заниматься не только образовательной, но и административной работой. При выборе профессии стоит ориентироваться не только на ее престиж и востребованность. Важно, чтобы человеку нравилось заниматься преподавательской деятельностью и она подходила ему по особенностям характера.
Оплата труда педагога зависит от того, в какой организации он числится. Работать учителем можно в начальных классах, средней и старшей школе, в высших учебных заведениях. При этом ставка будет меняться в зависимости от условий. В бюджетных структурах заработок на порядок ниже, чем в частных. Для того чтобы увеличить оклад, учитель может брать в нагрузку дополнительные часы или заниматься с учениками индивидуально. Средняя зарплата по регионам страны:
Навыки учителя
При подаче резюме начинающие специалисты могут увидеть в вакансиях ряд требований, характерных для их профессии. Специальность учителя включает в себя следующие знания и навыки:
Личные качества учителя
Профессия подходит не всем. Учитель – сложная деятельность, поэтому соискателям необходимо знать о ключевых чертах характера, которые пригодятся для работы в школе:
Что самое трудное в профессии учителя?
Работа педагога всегда сопряжена с нервными напряжениями. Это связано с тем, что учителям нередко приходится работать с трудными детьми или выслушивать недовольство родителей. Кроме того, из-за выполнения прямых обязанностей, заполнения документации и проверок тетрадей, у представителей профессии практически не остается времени на личную жизнь. Стрессы и постоянное напряжение приводит к проблемам со здоровьем.
Самое сложное в профессии учителя – низкая отдача от учеников. Лишь единицы из современных детей искренне желают получить хорошие знания. Для того чтобы конкретный ребенок понял необходимость и пользу обучения, учителям приходится тратить годы. К другим трудностям профессии можно отнести частое повторение одного и того же материала и не оплачиваемые общественные работы: походы с классом в театр, подомовой обход учеников и так далее.
Кому подходит профессия учителя?
Работа в школе подходит тем, кто умеет сдерживать себя и проявлять лояльность по отношению к ученикам. Если педагог будет добр к детям и не поскупится на похвалу за успешно выполненное задание, то они отблагодарят его своим стремлением к знаниям и хорошим поведением. Учитель начальных классов школы должен обладать внимательностью, потому что от него зависит безопасность детей. Рассматриваемый вид работы также подходит тем, кто свободно и легко излагает свои мысли, не боится учиться новому и обладает четкой и грамотной речью.
Как получить профессию учитель?
Юноши девушки, выбирающие для себя данную специальность, подают документы в профильные учебные учреждения: педагогические институты и колледжи. Высшее образование позволяет работать учителем в старших классах и ВУЗах. В 2010 году был введен закон о том, что преподавать в бюджетных организациях могут лица без профильного образования, поэтому получить благородную профессию – учитель стало проще.
Однако согласно закону, у педагога должно быть высшее или среднее образование в смежных профессиях. Например, экономист, прошедший курсы профессиональной переподготовки, может работать учителем математики в школе, но преподавать гуманитарные науки у него не получится. То же самое касается и людей с филологическим образованием. При необходимости они могут пройти курсы и стать учителями русского, литературы.
Смежные с учителем профессии
Не у всех есть желание длительное время работать в школе. Это обусловлено высокой моральной и психологической нагрузкой, отсутствием карьерного роста. Учитель старших классов, который хорошо знает психологию подростков, может работать в организациях правопорядка (в приемниках или колониях для детей). Другие профессии, где может проявить себя педагог:
Почему учителя бросают профессию?
Интересные факты о профессии учителя
Педагог для ребенка – это не только наставник, это пример для подражания и ориентир. Реалии внешнего мира меняются, но суть профессии учитель остается прежней. Интересные факты о педагогической деятельности: