описание иконы рождество христово кратко

Икона «Рождество Христово» — описание святого лика

Святой образ преисполнен чувствами ликования и духовной радости, он стал значимым не только для верующих, но и для исследователей и различных художественных выставок. Два тысячелетия иконописцы создают фрески и иконы, на которых демонстрируется Младенец в яслях, Пречистая Богородица, её супруг Иосиф и животные рядом с ними. Образ под названием «Рождество Христово» ведает о великих событиях, произошедших множество столетий назад.

История создания образа

Первые упоминания о празднестве относятся к IV столетию, появление его связано со стремлением Церкви искоренить языческий культ, в котором поклонялись Солнцу. Православные в день 7 января встречают друг друга фразой: «Христос родился!», а в ответ слышат — «Славим Его!».

Согласно древним историческим сведениям, написание иконы рождение Христа относится к периоду «средней античности», включающий в свою хронологическую последовательность начало 15 века.

Тогда, в основе её изготовления, автором использовалась липовая доска. До нашего времени, рождение Иисуса Христа удалось сохранить в утраченном, но тем не менее подлинном и целостном состоянии.

Поскольку главным директором, заведующий одним новгородским музеем, тайно удалось переправить православную икону «Рождество Христово» в главный центр России.

Доставленная экспозиция была долгое время скрыта под замаскированным слоем тонкой краски, пока в один прекрасный момент московскими реставраторами не стала известна такая информация.

Описание иконы

Священный рождественский образ создан А. Рублевым, он считается художественным произведением и вызывает духовный восторг у истинных христиан. Основным материалом полотна выступила липа.

Полотно разделено на несколько сюжетных линий, каждая из которых символизирует какую-то определенную тему:

В основе создания иконы рождение Христа было использовано несколько цветных оттенков, включая такие цвета как зелёный, желтый и белые тона. Их сочетание позволяет художественному образу быть ярким и естественным, изображая контуры главных героев в более правдоподобном виде.

В центре данного библейского замысла отчетливо видно Богоматерь, которая, опираясь на своё правое предплечье, придерживает руками своего малыша.

Задумка автора сразу дает понять, что Пресвятая Богородица является ключевой фигурой в рождении Христа

В верхней части произведения представлены ангелы, которые собрались вместе для того, чтобы прославить появившегося на свет Иисуса Христа. Две служанки, изображенные в нижней части святыне, согласно евангельским писаниям, демонстрируют сцену купания новорожденного младенца.

Прямо около яслей можно заметить выглядывающие головы вола и осла. Они являются символическими знаками иконы «Рождество Христово», демонстрирующие национальности разных народов, которые получили спасение от Иисуса Христа. Так, например, вол, по задумке Андрея Рублева характеризует иудейскую нацию, а осёл язычников.

Таким образом, сцена иконы рождества Христова рассказывает людям главную библейскую историю появления на свет Иисуса, которая является великим праздником.

Дополнительные сюжеты иконы

Около яслей наблюдатель может заметить головы священных животных — осла и вола. Они являются символами объединения людей разных национальностей, которые вскоре получат спасение от Мессии.

В чем помогает

Молитва перед рождественской иконой избавляет человека от финансовых проблем и безработицы, а также помогает исцелиться от различных болезней и душевных переживаний. В самом прошении восхваляется день появления Христа на свет, православный народ обращается к Господу за помощью и желает обрести мир и гармонию.

Каждый обязан понять, взирая на икону, что Господь всемогущ, а Его Сын отдал жизнь ради всех остальных. Необходимо мысленно пройти путь от пещеры до Голгофы вместе со Спасителем и осознать связь между человеком и Богом.

Слово «Вифлеем» переводится с иврита как «дом хлеба», этот город не являлся крупным населенным пунктом, но стал свидетелем грандиозного религиозного события.

Древние христиане построили над пещерой Рождества Христова небольшую церковь, которая устояла перед набегами персов, увидевших на фресках своих предков и отступивших в страхе. В этом соборе хранится икона Вифлеемской Богородицы. Христиане обращаются к иконе, чтобы исцелиться от болезней и перебороть финансовые неприятности.

Молитва иконе

Молитва перед иконой Рождество Христово звучит следующим образом:

Господи Боже, славься тот день, когда случилось Рождение Твое! Обращаемся мы, грешные, к Тебе за помощью и просим избавить нас от трудностей и проблем повседневных. Услышь молитвы наши и помоги нам обрести душевный покой, мир и гармонию. Явись же к нам да помоги нам, к Тебе, Великому Спасителю, обращающимся. Аминь.

Величание Рождеству Христову

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию Рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии.

Тропарь Рождеству Христову

Рождество Твоё, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащий, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе.

Кондак, глас 3-й

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог.

Празднование

Праздник появления на свет Мессии символизирует начало новой эры в истории христианской религии. Торжество считается двунадесятым (одним из 12 важнейших) и отмечается 7 января, ему предшествует Рождественский пост.

Этот день адресован появлению главного спасителя, который по сей день продолжает оберегать и защищать людей от многих жизненных обстоятельств.

В знак почтения и уважения к Господу Богу, люди всей семьей отправляются на религиозные службы, вовремя и по окончанию которых, они молятся Иисусу Христу, благодаря его за то, что он не перестает слышать и всегда приходит на помощь.

Источник

Иконография Рождества Христова

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Рождество Христово, приход в наш мир Спасителя — важнейшее событие Священной Истории. Ранние изображения этого События были сделаны еще первыми христианами в римских катакомбах. Уже позднее, постепенно византийское искусство вырабатывало иконографию Рождества Христова.

Иконография Рождества Христова появилась, поскольку за основу взяты были Евангелия (о Рождестве рассказывается в Евангелии от Матфея и от Луки) и церковное Предание.

Среди различных византийских образцов можно назвать мозаику в монастыре Хосиос Лукас (Фокида, Греция, 1030-. 0-е года), икона XII века из Синайского монастыря, фреску XIV века из церкви святых Иоакима и Анны монастыря Студеница (Сербия).

Из Византии иконография Рождества Христова пришла на Русь. Из известных сегодня древних изображений можно назвать роспись в разрушенном фашистами храме Спаса на Нередице (1198 год), роспись в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря во Пскове (1156 год).

В общих чертах иконография Рождества Христова такова.

Иконография праздника Рождества Христова относится к многосюжетному типу — на одной иконе изображено сразу несколько сцен, посвященных одному событию.

Центральным изображением на иконе являются фигуры Божией Матери и Богомладенца Христа, Которые лежат в пещере (вертепе) — месте, где, согласно Евангелию, и родился Господь.

Богомладенец Иисус Христос изображается лежащим в яслях (кормушке для скота). Его окружают животные (осел и вол), которые, по преданию, присутствовали при рождении Спасителя и согревали своим дыханием Новорожденного. Также перед Господом изображаются склоненные волхвы, пришедшие по зову Вифлеемской звезды поклониться Мессии и принести Ему свои дары — золото, ладан и смирну.

Эти же волхвы изображаются в левом верхнем углу иконы — здесь они еще только находятся на пути к Вифлеему, следуя за светом звезды.

В правом верхнем углу иконы по традиции пишутся образы ангелов, которые славословят рождение Христа.

Справа посредине образа изображаются пастухи, которые получили весть о рождении Спасителя от ангелов и, как и волхвы, поспешили к Вифлеемской пещере.

В правом нижнем углу иконы изображается сюжет омовения Богомладенца Христа после родов.

В левом нижнем углу по обычаю пишутся сразу две фигуры: более крупно — праведный Иосиф, который сидит у ног Пресвятой Богородицы, мельче — фигура святого пророка Исайи, который еще в ветхозаветные времена предрек рождение Мессии от Девы.

В целом вся икона Рождества Христова пишется яркими красками, что отражает радость, торжество всего видимого и невидимого мира от того, что родился Спаситель.

Сложившаяся иконография Рождества Христова предполагает размещение в верхней части композиции ангельского воинства, славословящего Бога.

Внизу иконы можно увидеть сцену омовения Младенца и изображение Иосифа Обручника. В некоторых иконах около святого Иосифа изображается непонятный человек. Некоторые исследователи предполагают, что это бес, искушающий святого, вносящий в его душу сомнения по поводу происходящего.

Иконография Рождества Христова предполагает, что в композицию может входить и бегство Святого семейства в Египет.

В Русской церковном искусстве среди лучших примеров иконографии Рождества Христова — работы преподобного Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия.

Источник

Икона Рождества Христова

Икона Рождества Христова, на первый взгляд, имеет довольно простой сюжет. Но так ли это на самом деле? Читайте подробную аналитику в статье на «Правмире».

Икона Рождества Христова и её смысл

Сюжет иконы Рождества на первый взгляд прост. Однако если посмотреть на икону внимательно, рассмотреть ее детали, вспомнить тексты богослужения и Священного Писания, то содержание иконы открывается во всем богатстве и красоте. Рассмотреть и понять икону помогает прот. Александр САЛТЫКОВ, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

описание иконы рождество христово кратко. A Rublev Rogdestvo Hristovo. описание иконы рождество христово кратко фото. описание иконы рождество христово кратко-A Rublev Rogdestvo Hristovo. картинка описание иконы рождество христово кратко. картинка A Rublev Rogdestvo Hristovo.

Андрей Рублев. Рождество Христово

Рождество Христово — праздник великого обновления мира, день спасения и всеобщей радости навечно. С самых ранних времен Церковь славит Господа и в песнопениях, и в живописных произведениях. Иконопочитание развивалось практически параллельно со сложением богослужебного чина и распространением веры. В греко-римском мире изобразительные искусства стояли очень высоко. В середине III века по Р.Х. святой Григорий Неокесарийский в слове на праздник Рождества Христова говорил, выражая мнение своих современников: «Люди, считая глаза более верными свидетелями, чем уши, верят тому, что видят, и сомневаются в том, чего не видят».

Величайшее событие — приход на землю Сына Божия в Вифлеемской пещере — Церковь торжественно представляет в величественной композиции, основные черты которой сложились к VI — VII векам и которая была распространена вплоть до XVII века. Она хорошо известна: в центре — пещера, где лежит в яслях Младенец, рядом с Ним — Богоматерь, тут же животные: вол и ослик, над пещерой — звезда. А вокруг дополнительные сцены: благоговейно сосредоточенный Иосиф, волхвы с дарами, пастыри и ангелы, славящие Господа, омовение Младенца. Такую композицию мы называем каноническим изображением праздника. Оно в буквальном смысле соответствует рождественским песнопениям, например, кондаку праздника: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог». Таким образом, в канонической иконографии Рождества Христова отчетливо выражено литургическое значение образа. Икона должна помогать верующему человеку в его духовном делании. И при взгляде на подобный образ во время богослужения особенно вдохновенно поются в верующем сердце радостные рождественские песнопения.

Однако древнейшее изображение, рассказывающее о Боговоплощении (оно находится в катакомбах Каллиста в Риме и относится к концу II века), показывает нам не само Рождество, а осуществленное пророчество. Мы видим Матерь Божию с Младенцем (тип изображения — Млекопитательница, что подчеркивает реальность Боговоплощения), перед нею — пророк (скорее всего, Исайя), указывающий поднятой рукой на звезду. В III веке появляются изображения волхвов, несущих дары Богородице и Богомладенцу. Такая композиция также имеется в катакомбах Каллиста. В IV веке в катакомбах Севастиана появляется спеленутый Младенец, рядом — Богоматерь и двое животных. Эта композиция стала основной и в нее со временем были включены изображения «персидских царей» и другие сцены.

Основная мысль всей этой иконографии достаточно понятна: изображения наглядно свидетельствуют о тайне воплощения Слова Божия, которая и есть тайна человеческой истории и, по мнению некоторых мыслителей, ее смысл. Он в том, что приходит новый Адам — предвечное Слово Божие, и жизнь человечества приобретает смысл в соединении с Ним и в познании тайны бытия, как тайны божественной любви. «Новые чудеса поражают меня страхом, — говорит уже упомянутый св. Григорий Неокесарийский. — Ветхий Деньми стал Младенцем, чтобы сделать людей чадами Божиими. Сидящий в славе на небесах, ради любви к людям, покоится в яслях бессловесных животных. Бесстрастный, Бестелесный, Непостижимый влачится человеческими руками…» В жизнь человечества вошло совершенно новое, ранее небывалое понимание всех вообще связей и отношений и внутри человечества, и вне его: и в отношениях человека с Богом, и в отношениях с ангельским миром, и друг с другом, и с материальной, наименее совершенной природой. «Ликуй, вселенная, услышавши, прослави со Ангелы и пастырьми хотящего явитися…», — воспевается в службе навечерия.

Изменилось понимание самого бытия, последовавшее через воплощение Сына Божия. Отныне на земле — мир, что и выражено в иконографии праздника. И ангелы, и люди, впервые со времен грехопадения Адама, вместе славят Младенца Христа. Богомладенец родился не во дворце, а в жалкой пещере; но вся природа — Его храм! Пещера превращена в хлев, там животные; но в шестой день миротворения, прежде создания первого Адама, земля произвела, по повелению Бога, животных, наполнивших леса, поля, горы, пещеры… «И увидел Бог, что это хорошо…». Первая глава книги Бытия читается на паремиях праздника. Теперь Он пришел, в зраке раба, приняв собственный образ и подобие, в мир падшего человека и падшей с ним природы, и пещера наполнилась невыразимым светом Божественной любви к роду человеческому и ко всей природе — видимой и невидимой.

Итак, мы рассматриваем каноническую иконографию Рождества Христова как свидетельство Церкви о спасительной тайне Боговоплощения. Но в творчестве существует художественная свобода. Иконописец имеет в своем распоряжении ряд изобразительных элементов: прежде всего, это образы Богомладенца Христа и Божией Матери, также образ Иосифа, ангелов, пастырей, волхвов, служанок; затем, это природные образы: земля, пещера, вол и осел, овцы, космические символы — звезда и небесный сегмент, из которого она исходит в световом луче. Из всех этих составляющих художник творит образ в рамках литургического назначения его произведения. Он творчески располагает их, сопоставляет, вводит во взаимодействие с целью наиболее полного и глубокого выявления значения и смысла события. Здесь все в особом измерении, здесь нет привычного пространства и обыденного времени. Все стало знаком обновления мира. Пещера — один из первичных общечеловеческих символов с глубоким и многогранным значением. Но для нас существенно, что как бы ни понимался в разных культурах символ пещеры, отныне в ее мрак внесен Божественный свет. Образно говоря, человечество перестало быть «пещерным». Там, в непостижимости преображенной земной глубины, со Своим Младенцем пребывает Дева, которая была взращена в Святом Святых, которую питали Ангелы, ныне воспевающие «слава в вышних Богу и на земле мир…». Она представлена либо мирно возлежащей, либо торжественно сидящей; иногда Ее глава отвернута как бы в сторону от Младенца; но она обращена к приносящим дары персидским путешественникам, и не только к ним, но и ко всем, приносящим дары Богу. Она обращена к человечеству, имея особую силу любви, дарованную Ей Божественным Сыном. В центре всегда изображен Младенец, лежащий, спеленутый. А внизу — сцена омовения Новорожденного. Она вошла в иконографию несколько позднее и по-видимому, дидактически напоминает о крещении христианских детей. Во многих случаях иконописцы придают лику Младенца особую выразительность, иногда у Него строгий, либо наоборот бесстрастный взгляд, иногда с оттенком скорби. Вообще лики на иконе всегда несут в себе покой, поскольку мудрость пребывает в тишине и покое.

К вершинам художественного воплощения образа относится, как нам представляется, фреска XIV века (1360-1370-е годы) в церкви Перивлепты в Мистре (Греция).

Вы прочитали статью Икона Рождества Христова — как её понять? Читайте также:

Источник

История и описание иконы «Рождество Христово»

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Рождество Христово — рождение Бога во плоти — один из двунадесятых христианских праздников, посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа. Это точка отсчета, поделившая время на «до» и «после». Христиане отмечают это событие уже около двух тысяч лет.

История рождения Христа

Пророчества о Боговоплощении появились еще в ветхозаветные времена, задолго до рождения Младенца:

Рождество как свершившееся событие описывается уже в Новом Завете, повествующем о земной жизни Христа.

описание иконы рождество христово кратко. Rozhdestvo Hristovo 5803. описание иконы рождество христово кратко фото. описание иконы рождество христово кратко-Rozhdestvo Hristovo 5803. картинка описание иконы рождество христово кратко. картинка Rozhdestvo Hristovo 5803.

Иконография: Рождество Христово Датировки: XVI в. Вторая половина XVI в. Иконописная школа или художественный центр: Сольвычегодск.Происхождение: поступила из Сольвычегодского историко-художественного музея (Благовещенский собор)Материал: Дерево, ковчег, левкас, темпераРазмеры иконы: высота 100 см, ширина 79 см Икона относится к развернутому изводу «Рождества Христова», и помимо традиционных изображений вифлеемской пещеры с Младенцем Христом в яслях, Богоматерью и поклоняющимися ангелами, благовестия пастухам, сомнений Иосифа и омовения Младенца Христа, включает в себя дополнительные сцены: «Путешествие в Вифлеем», Путешествие волхвов», «Сон волхвов», «Возвращение волхвов», «Ирод отдает приказ об избиении младенцев», «Избиение младенцев», «Спасение Елизаветы и Иоанна Предтечи в горе», «Спасение младенца Нафанаила» и «Бегство в Египет». Инв. №ДРЖ-819. © Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» Литература: Иконы Русского Севера. Шедевры древнерусской живописи Архангельского музея изобразительных искусств. М., 2007. Т. 1. № 77. С. 370.

Об этом упоминают два евангелиста – Матфей и Лука. Но только у последнего есть указание на причины, побудившие Богоматерь отправиться в далекий путь накануне рождения Младенца и вынужденно остановиться на ночлег в Вифлееме – месте появления Мессии, указанном в пророчестве задолго до рождения Её Сына:

По мнению исследователей, с документальной точностью упомянутая в Евангелие от Луки перепись населения включает Иисуса в контекст подлинных исторических событий, позволяет придать Ему осязаемые черты смертного человека, а не мифического героя.

Это напрямую связывает Богочеловека с пророчеством о том месте, где он должен воплотиться.

Полезные материалы

Дева Мария и ее названный муж Иосиф происходили из рода Давидова, поэтому и отправились в город Давида — Вифлеем. Дева Мария, ожидавшая скорого появления Сына, взяла в дорогу и пелена для Него.

Неблизким оказался путь из Назарета для уставших путников. Иосиф взял с собой в дорогу вола, чтобы продать его и так расплатиться с данью кесарю. Осел же был взят для беременной Девы Марии, чтобы облегчить Ей дальнюю дорогу.

Но, достигнув, наконец, цели, названные супруги нигде не смогли найти приюта: город наводнило огромное количество паломников. Вынужденным пристанищем для супругов стала пещера, расположенная недалеко от Вифлеема – место, пригодное скорее для скота, нежели человека.

На какое-то время Иосиф оставил жену, чтобы привести старицу Саломию для услужения Ей. За время, что понадобилось Иосифу, чтобы добраться до своей родственницы, случилось великое таинство – появление на свет Богомладенца.

Пресвятая Дева без какой-либо помощи повивальной бабки произвела его на свет. Роды прошли безболезненно, поскольку и зачат Он был не во грехе. Она сама спеленала Его чистыми¸ приготовленными заранее льняными пеленами, и положила в ясли.

Иосиф и Саломия, придя в пещеру, увидели, что всё уже свершилось; Младенец, укутанный в чистые пелена, лежал в яслях, а привязанные к ним вол и осел согревали Его своим дыханием.

Первыми, кто узнал о рождении Иисуса и пришел Ему поклониться, были пастухи, которые оберегали своё стадо недалеко от пещеры. Благую весть о рождении Богомладенца принес им ангел. Он поведал напуганным неожиданным видением пастырям о рождении Богочеловека:

До рождения Иисуса Бог никогда прежде не воплощался в земной жизни. Пастухам, невольно оказавшимся рядом, была дана возможность первыми поклониться пришедшему в мир Спасителю.

В этих строках заключен особый смысл: пастухи в евангельской трактовке – люди с добрым сердцем, очищенные от греховных помыслов. Они становятся и первыми проповедниками Христа.

Согласно Евангелию от Матфея, знамение о рождении Спасителя получили и волхвы, сопоставив свои астрологические познания с древними пророчествами.

На появление Мессии им указала звезда, которая и привела их из Вавилона в Иерусалим. Узнав, что восточные мудрецы ищут Царя Иудейского, Ирод, царь Иерусалима, насторожился. Он опасался лишиться власти, полагая, что новорожденный Спаситель может лишить его трона.

Не выказывая внешней заинтересованности, он просил волхвов сказать ему, где находится Младенец, чтобы и он смог поклониться Ему. На самом же деле он желал лишь избавиться от возможного соперника.

Вскоре волхвы нашли дом, где к тому времени обитало святое семейство. Поклонившись Господу, они вручили ему свои дары – золото, ладан и смирну.

Каждый из даров глубоко символичен. Золото означает царское достоинство, ладан – Его Божественную природу, смирна символизировала будущее погребение.

Волхвы не стали возвращаться к Ироду и направились в свою страну, минуя его дворец: им явился Ангел и поведал об истинных намерениях царя.

В западной традиции волхвов соотносят с магами. Есть и иной перевод — вавилонские жрецы-астрологи. Принадлежность к этой касте также выводит евангельское повествование в плоскость реальных исторических событий, поскольку Вавилон в тот период являлся центром астрологии.

В пользу достоверности событий, описанных в Евангелии от Матфея, говорит и то, что поведение восточных жрецов согласуется с существующими на тот момент религиозными верованиями и политической обстановкой.

Иконография

Иконография Рождества складывалась на протяжении нескольких веков. Православные верующие интересуются значением иконы Рождества Христова и в чём она помогает.

Первые изображения, повествующие об этом событии, относятся к III-IV векам и обнаружены в римских катакомбах. Они лаконичны и включают в себя только ключевые сцены: Богоматерь с Младенцем, поклонение волхвов.

Позже, когда христианство становится признанной религией, иконографические повествование становится более развернутым, многосюжетным.

описание иконы рождество христово кратко. Rozhdestvo Hristovo 1993. описание иконы рождество христово кратко фото. описание иконы рождество христово кратко-Rozhdestvo Hristovo 1993. картинка описание иконы рождество христово кратко. картинка Rozhdestvo Hristovo 1993.

Иконография: Рождество Христово Датировки: XVI в. Середина XVI века.Материал: Дерево, темпераРазмеры иконы: высота 94,7 см, ширина 76,4 см В центре, у яслей, возлежит Богородица. Над лежащим в яслях Младенцем склонились осёл и вол. Инв. № ДРЖ-3170. © Русский музей, Санкт-Петербург, 2011

В изобразительную канву вводятся события, происходившие не только во время, но также до и после рождения Спасителя: путь волхвов к месту рождения Мессии, их беседа с царем Иродом, избиение младенцев, бегство святого семейства в Египет, сомнения Иосифа в истинности бессеменного Рождества, омовение новорожденного Иисуса, песнь Ангелов, поклонение пастухов.

Евангельское повествование от Луки и Матфея, относящееся к разным периодам времени, визуально располагается в одной плоскости.

Многие связывают такую подачу с отсутствием на тот период времени понимания построения перспективы, которое действительно сформировалось лишь в эпоху Возрождения.

Однако есть и другое объяснение: мастера иконописи воспринимают время не с позиций мирских, а с точки зрения Создателя, существующего вне его, над ним. И одна плоскость изображения — возможность показать непривязанность к земному времени, единовременность происходящего с точки зрения предвечного Бога.

В центре композиции — Богоматерь с Младенцем. Она возлежит на земной твердыне перед входом в пещеру. Ярко-красный цвет Ее ложа повторяет очертаний Её силуэта. Цветовая палитра трактуется довольно широко: это и Воскресение, и искупление грехов, и материнская любовь.

Внутри пещеры расположены ясли с Богомладенцем. Цвет пелен Младенца всегда белый. Он контрастирует с зияющей пещерной чернотой – символом зла, адской бездны, грехом.

Цветовая антитеза, заложенная в этом фрагменте, – символ вечного противоборства света и тьмы, добра и зла, греха и праведности. Сюжет перекликается со строками из Священного Писания:

Христос в своем человеческом воплощении соединился с человеческой природой, но не с грехом, поэтому чернота пещеры не может поглотить его.

Рядом с Младенцем изображены пастухи. Согласно символико-религиозному толкованию, это представители человеческого рода, чьи души очищены от дурных мыслей и желаний. И это, по мысли иконописцев, символизирует самый короткий путь к Богу.

Рядом с яслями новорожденного Иисуса находятся вол и осел — символы иудейского и языческого народов, которым Иисус принес освобождение. Они согревают Младенца своим дыханием. Появление на иконе этих животных — следование библейским текстам:

Неотъемлемой частью иконографии Рождества являются волхвы. Сцена их поклонения символизирует обращение ко Христу языческих народов из далёких стран.

Традиционно изображается 3 волхва – три этапа жизни человека: молодость, зрелость и старость, воплощая мысль о том, что в любой период своей жизни человек нуждается в Божьей помощи.

В кратких изводах иконы изображается также омовение Младенца служанками, задумавшийся Иосиф Обручник. Более развернутое иконописное повествование включает и другие евангельские сюжеты, относящиеся к этому событию.

Поскольку русская иконография Рождества сформировалась под влиянием византийских канонов, русские мастера четко следовали этой традиции, допуская лишь незначительные отступления.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *