олонецкий монастырь официальный сайт
СЯНДЕМСКИЙ УСПЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Сяндемский Успенский женский монастырь
Петрозаводской и Карельской Епархии (Московский Патриархат)
Игумения Варвара (Иванова)
Республика Карелия, Олонецкий район, д. Сяндеба
Показать полностью.
Начало Сяндемскому Успенскому монастырю было положено во второй половине XVI века прп. Афанасием, учеником прп. Александра Свирского.
адрес группы: http://vk.com/club27242299
эл. почта монастыря: siandema@mail.ru
Телефоны для справок:
+7(921) 804-77-47
+7(921) 465-62-29
СЯНДЕМСКИЙ УСПЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ запись закреплена
2 ноября — день памяти св. прп. Гавриила Самтаврийского
Мирское имя отца Гавриила — Годердзи Ургебадзе. Родился он 26 августа 1929 года в Тбилиси, в семье убежденного коммуниста. Отец рано скончaлся, и родные назывaли мaльчикa отцовским именем — Вaсико.
Показать полностью.
Уверовал в Бога в детстве. Однажды соседки ругались, и одна из них сказала: «Ты меня распяла, как Христа». Мальчику стало интересно, что это значит — «распять» и кто такой Христос. Взрослые отправили ребенка в церковь, где сторож посоветовал ему прочитать Евангелие. Он накопил денег, купил Евангелие и через несколько лет знал текст практически наизусть.
Желание монашества возникло в нем еще в юные годы. Позже старец говорил: «Большего героизма, чем монашество, нет». Мать его долгое время была против стремления сына к монашеству, но под конец жизни примирилась с его выбором, а затем и сама приняла постриг и была похоронена в монастыре Самтавро.
Монашеский постриг он принял в 26 лет, получив имя преподобного Гавриила Афонского — старца, который прошел по воде и принес на афонский берег приплывшую по морю Иверскую икону Божией Матери. Отец Гавриил особо почитал чудотворный список Иверской, хранящийся в монастыре Самтавро.
Во дворе своего дома на тбилисской улице Тетрицкаройской отец Гавриил построил многоглавую церковь. Он возводил ее своими руками и закончил около 1962 года. Иконы для этой церкви отец Гавриил находил на городских свалках, куда в те годы свозили и выкидывали вместе с мусором многочисленные святыни. Иногда он целыми днями бродил по свалкам. У него была небольшая мастерская, где он очищал иконы, делал им оклады из разных материалов. Стены его церкви сплошь были увешаны образами. Даже фотографии и изображения икон из светских журналов он помещал в рамочки.
1 мая 1965 года во время демонстрации иеромонах Гавриил сжег 12-метровый портрет Ленина, вывешенный на здании Верховного Совета Грузинской ССР, и стал проповедовать собравшимся людям Христа. Его за это сильно избили и посадили в изолятор КГБ Грузии. На допросе отец Гавриил говорил: он это сделал потому, что «нельзя боготворить человека. Там, на месте портрета Ленина, должно висеть Распятие Христа. Слава не нужна человеку. Надо писать: «Слава Господу Иисусу Христу»». В августе того года был помещён в психиатрическую больницу на обследование. Там был признан сумасшедшим. Старцу поставили диагноз: «психопатическая личность, верит в Бога и ангелов». Ему выдали «белый билет».
Впоследствии церковные иерархи, в угоду светским властям, не разрешали ему заходить в церковь, не пускали на службы, прогоняли. У батюшки не было возможности причаститься, а он желал этого всей душой. Он мог по несколько дней обходиться без еды, подолгу не спать, но очень тяжело переносил невозможность отчуждение от церкви. Старец часто от бессилия плакал, открывая душу своим сестрам.
В 1980-е годы поселился в монастыре Самтавро. В последнее время он жил в круглой башне. Монахини некоторое время удивлялись чудачествам батюшки, пока не увидели в них особый подвиг. Поначалу им казалось странным, что он какое-то время жил в курятнике, где были большие щели, зимой ходил босиком. Потом сестры стали чувствовать, что от него исходит необыкновенная любовь: он любит всех. Часто старец кричал на сестер, требовал от них послушания, заставлял что-то делать или мог заставить их есть из грязной посуды. Но обижаться на него было невозможно — в его глазах светилась нежная любовь.
Игуменью Феодору, когда она была еще монахиней, он брал с собой в Тбилиси и заставлял попрошайничать. Они вдвоем просили милостыню, а потом старец раздавал всё нищим. Если они возвращались на такси, он мог накричать на таксиста и совсем не дать денег, а мог и заплатить во много раз больше.
В Страстную седмицу из его кельи доносился постоянный плач. Некоторые видели, как во время молитвы он поднимался над землей на 40–50 сантиметров и от него исходил свет. Верующие люди почитали отца Гавриила великим подвижником, они приходили к нему как к живому святому.
Отец Гавриил умер 2 ноября 1995 года от водянки. По завещанию старца его тело обернули в циновку и предали земле там, где подвизалась святая Нина.
24 декабря 2012 года решением Священного Синода Грузинской Православной Церкви старец Гавриил прославлен в лике святых как преподобный. Это произошло в невероятно короткий срок после его кончины — через 17 лет.
22 февраля 2014 года были обретены нетленные мощи святого.
25 декабря 2014 года Священный Синод Русской православной церкви постановил «включить в месяцеслов и Русской Православной Церкви имя преподобного Гавриила Самтаврийского с установлением празднования его памяти 2 ноября, как это установлено в Грузинской Православной Церкви».
Молитва преподобному Гавриилу Самтаврийскому
О́, блаже́нне Гаврии́ле, древним отцем подо́бниче и тве́рдый веры испове́дниче, от младенства Госпо́да всем сердцем возлюбивый и ре́вностно Ему после́довавый! Мы же, яко раби́ недостойнии, благочестия и смире́ния не имущии, обаче себе́ на всяк день в души́ велича́ющии, ближних осуждающии, не и́мамы пред Бо́гом, чим оправдатися! Сего ради молим тя: моли́ за нас Господа, да пода́ст нам ум, сло́во Его разуме́ти, да бу́дем не то́кмо слы́шателие, но и ревностнии его творцы и да разуме́ем, я́ко ничесо́же мо́жем, кроме́ по́мощи Бо́жия.
Ей, святче Божий! Помози нам Господа возлюбити и Тому прилепитися все́ю душе́ю свое́ю, всем се́рдцем и помышле́нием, да пода́ст нам ра́дость, мир, долготерпение и утеше́ние в ско́рбех по неизрече́нней Свое́й ми́лости, Ему́же подобает всякая сла́ва, честь и держа́ва во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Как доехать
Добраться до Сяндемского монастыря можно следующими способами:
Из Москвы с Ленинградского вокзала до станции Лодейное Поле (справочная Ленинградского вокзала +7 (495) 262-91-43)
Далее можно добраться на такси.
Из Санкт-Петербурга с автовокзала (ст.метро «Обводный канал») на рейсовом автобусе доехать до г. Олонца (справочная автовокзалов +7 (812) 766-57-77; +7 (812) 405-7516/17/19, www.avokzal.ru).
Из Петрозаводска на рейсовом автобусе доехать до г.Олонца.
Из г.Олонца до монастыря можно добраться на такси.
СПРАВКА: от федеральной трассы Р21/Е105 до монастыря около 17 км.
Из городов Лодейное Поле, Олонец и Петрозаводск до самого монастыря можно добраться на такси. От ж/д вокзала г. Лодейное Поле до монастыря время составит около 1 ч. 30 мин. От ж/д вокзала г. Петрозаводска до монастыря время составит около 2 ч. 30 мин. Из г. Олонца до монастыря время составит около 30 мин.
ВНИМАНИЕ! Не пользуйтесь навигаторами, т.к. они показывают неверную дорогу! ДОБРАТЬСЯ МОЖНО ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ д. НУРМОЛИЦА! Через д.Тулокса и п.Ковера дороги в монастырь НЕТ!
По федеральной трассе Р21/Е105 (прежнее название М18) свернуть налево у указателей «Сяндемский Успенский женский монастырь», «Нурмолица», если ехать со стороны Ленинградской области (294-й км).
По федеральной трассе Р21/Е105 (прежнее название М18) свернуть направо у указателей «Сяндемский Успенский женский монастырь», «Нурмолица», если ехать из Петрозаводска.
Важно! Прежде, чем отправиться в монастырь на несколько дней, просим Вас позвонить нам по телефону 89214656229.
Как доехать до Сяндемского Успенского женского монастыря
От трассы Р21/Е105 (Санкт-Петербург — Мурманск, «Кола») до монастыря:
О монастыре
Начало Сяндемскому Успенскому монастырю было положено во второй половине XVI века. Основателем пустыни является святой преподобный Афанасий Сяндемский. Известно, что родом он был олончанин. В юных годах пришел на о.Валаам под духовное руководство святого преподобного Александра Свирского. Несмотря на возраст, по своей иноческой жизни он вскоре стал не только любимым учеником, но и сомолитвенником своего учителя.
По преставлении своего учителя прп. Афанасий, будучи в преклонных годах, с несколькими учениками удалился из Свирского монастыря в непроходимые карельские леса и на холме перешейка двух озер Сяндема и Рощинского (вблизи г. Олонца) была основана Сяндемская пустынь. Место это поразило иноков своей красотой и находилось в те времена в ведении Новгородской епархии. По благословению Новгородского архиепископа Пимена, преподобный поставил часовню в честь Пресвятой Троицы и восемь келий, и собралось к нему в пустынь 10 братий.
Местные жители оклеветали прп. Афанасия перед архиепископом Пименом, и он был вынужден вернуться в Свирский монастырь, где был избран игуменом.
Долго ли управлял прп. Афанасий обителью своего наставника, остается неизвестным, только имеются данные, что в конце XVI века он называется уже бывшим игуменом Александро-Свирского монастыря и просит у Новгородского архиепископа Александра «позволения на месте Сяндемской пустыни устроить монастырь с храмом во имя Живоначальной Троицы и отвести монастырю земли под пашни». Такое благословение было дано и прп. Афанасий организовал Сяндемскую мужскую обитель, устав которой гласил, что братия должна была питаться трудами рук своих, в чем преподобный сам подавал пример.
Преподобный Афанасий преставился в своей обители в глубокой старости и был погребен на одном из мысов Рощинского озера. Над могилой была воздвигнута церковь во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских.
Нашествие Литвы и шведов в начале XVII века истребило все письменные свидетельства о времени и трудах первоначальника пустыни. До этого события обитель процветала: храмы Божии удивляли своим благолепием, хозяйство изобиловало всеми угодьями.
В начале ХVIIIвека обитель сгорела дотла. В это время и были обретены честные мощи преподобного Афанасия. После пожара при копании рва под фундамент церкви обрели святое тело его нетленным, причем даже четки и хартия с разрешительной молитвой в руках угодника Божия были совершенно целы. Несколько суток святые мощи оставались на земной поверхности и потом были погребены в прежней могиле. Над мощами внутри храма была воздвигнута рака красного дерева с образом преподобного; у южных дверей была установлена его икона в полный рост, а за левым клиросом изображено посещение Пресвятой Богородицы, которого преподобный Афанасий сподобился вместе с преподобным учителем своим.
В годы проведения монастырской реформы в России Сяндемский мужской монастырь закрыли. Лишь в XIX веке монастырь вновь восстановили в духовных штатах. По отчетам о состоянии видно, что в обители стояли два храма: деревянный — во имя Успения Божией Матери с папертью и колокольней и каменный — во имя Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских. Во вновь отстроенной в 1865 г. церкви во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских мощи Преподобного были захоронены у стены под правым клиросом.
С 1909 года обитель была преобразована в Сяндемский Успенский женский монастырь с просветительско — миссионерскими целями в Карельском крае. Материальное положение обители оставалось крайне стеснительным. Монастырские здания были ветхие и требовали основательного ремонта. Крупные пожертвования случались редко. Однако были денежные вклады от членов царской семьи: в 1909 году от великого князя Михаила Александровича, в 1911 году — от великой княгини Елизаветы Федоровны и великих князей Дмитрия и Константина.
С началом прихода советской власти, на базе монастырей началось создание совхозов, коммун и артелей, поскольку они имели сельскохозяйственные угодья. На первом этапе, монашествующие самостоятельно пытались объединиться в совхозы, чтобы на новых условиях сохранить свои обители как центры религиозной жизни. Затем монастырское имущество было все национализировано, а созданное монашествующими хозяйства реорганизованы. Последняя настоятельница обители матушка Елисавета стала невольной свидетельницей организации в монастыре совхоза им. Ленина. Поначалу ее назначили управляющим совхоза. Затем церковь разорили, здание каменной церкви передали Гушкальскому лесозаготовительному пункту.
В 1941 году рядом с монастырем проходил оборонительный рубеж. Финны рвались к Свири, чтобы, соединившись с немцами в районе Тихвина, напасть на Ленинград. Стрелковые полки ленинградцев поспешили занять оборону на реке Сяндебка. Под перекрестный огонь попали здания монастыря. Впоследствии оставшиеся строения монастыря были разобраны до основания местными жителями для своих нужд.
Но, несмотря на то, что от Сяндемского Успенского женского монастыря, который воздвигли благоговейные руки наших православных предков, не осталось даже фундамента, Господь и Божия Матерь не оставили этого места. 25 августе 2009 г. Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил отслужил молебен у Поклонного креста, воздвигнутого на территории бывшего Сяндемского Успенского женского монастыря, а 31 января 2010 года, после почти 90-летнего перерыва, была совершена первая Божественная Литургия в небольшом деревянном храме во имя Пресвятой Живоначальной Троицы.
В связи с прошением Преосвященного архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила Священный Синод Русской Православной Церкви 27 июля 2011 года благословил открытие Сяндемского Успенского женского монастыря.
День памяти святого отмечается 2/15 мая (старый стиль/новый стиль) и 18/31 января.
Расписание Богослужений
1 ноября. Понедельник. Прор. Иоиля. Мч. Уара и с ним семи учителей христианских.
2 ноября. Вторник. Вмч. Артемия. Прп. Гавриила Самтаврийского.
3 ноября. Среда. Прп. Илариона Великого. Сщмч. Дамиана, архиеп. Курского.
4 ноября. Четверг. Празднование Казанской иконе Божией Матери.
5 ноября. Пятница. Апостола Иакова, брата Господня по плоти.
6 ноября. Димитриевская родительская суббота. Мч. Арефы и с ним 4 299 мучеников.
7 ноября. Неделя 20-я по Пятидесятнице. Глас 3-й. Собор новомучеников и исповедников земли Карельской.
Поделиться:
Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.). Равноап. Аверкия, еп. Иерапольского, чудотворца (ок. 167). Семи отроко́в, иже во Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Константина (Ексакустодиана) и Иоанна (ок. 250; 408–450).
Мчч. Александра еп., Ираклия воина и жен Анны, Елисаветы, Феодотии и Гликерии (II–III).
Сщмчч. Серафима, архиеп. Угличского, и с ним Владимира Соболева, Александра Андреева, Василия Богоявленского, Александра Лебедева пресвитеров и прмчч. Германа Полянского и Мины Шелаева (1937); сщмчч. Николая Богословского, Николая Ушакова пресвитеров и прмч. Григория Воробьева (1937). Обре́тение мощей сщмч. Никодима, еп. Белгородского (2012).
Андрониковской и Якобштадтской (XVII) икон Божией Матери.
Памяти испанских добровольцев
30 июня 2019 года, в дни празднования 75-летия освобождения города Олонца и Олонецкого района от фашистских захватчиков, по благословению митрополита Петрозаводского и Карельского Константина в деревне Сяндеба Олонецкого района, на мемориальном комплексе в честь воинов 2-го (Приморского) полка 3-й Ленинградской дивизии народного ополчения, состоялось торжественное открытие памятного знака с новыми именами испанских добровольцев, сражавшихся на Карельском фронте.
Эта история началась еще в 1937-1938 годах во время Гражданской войны в Испании, когда испанских детей эвакуировали с целью спасти от военных действий, из них более 3 тысяч прибыли в СССР.
Большинство привезённых детей поместили в детские дома, деятельность которых курировал специально созданный «Отдел детских домов специального назначения» при наркомате просвещения СССР. В России детские дома в основном были сосредоточены под Москвой и Ленинградом.
Во время Великой Отечественной войны многие ребята уходили на фронт добровольцами. Так на Карельском фронте оказалось 78 испанцев, которым было всего 16-17 лет. Это совсем юные ребята, принявшие решение сражаться против фашизма, отдавая свои жизни. Из 78 человек с войны вернулись лишь единицы.
24 июня 2018 года состоялось открытие основного памятного знака «Памяти испанских юношей-добровольцев, павших на Карельском фронте 1941-1944», состоящего из двух гранитных плит с именами 23 юных ополченцев из Испании. Сейчас данный монумент пополнился еще одной плитой с двумя именами испанских добровольцев, сражавшихся в Карелии, — Игнасио Моро Дельгадо и Эчеваррия Арансобала Энрике.
На торжественном открытии памятного знака присутствовали: Глава Республики Карелия Артур Олегович Парфенчиков; Министр национальной и региональной политики республики Карелия Киселев Сергей Викторович, глава администрации Олонецкого района Прокопьев Сергей Константинович, глава Олонецкого района Аутио Ирина Ильинична, Президент испанского Центра в Москве Маритереза Анхеловна Трубкина, руководитель военно-исторического клуба «Патриот» Ольга Геннадьевна Пятунина с поисковым отрядом, гости и жители Республики Карелия.
Особую значимость событию придало присутствие на нем Испанской делегации, специально прибывшей в Карелию по приглашению Сяндемского Успенского женского монастыря. В составе делегации были: заместитель председателя Союза Организаций Российских соотечественников (СОРС) в Испании Александрова Елена Александровна, родственники погибших испанских добровольцев Пеньи Онтория Мартина и Игнасио Моро Дельгадо, испанские ветераны, эвакуированные в 1938 году из Испании в СССР и впоследствии вернувшиеся на свою историческую Родину, а также их родственники.
Представители Испанской делегации зачитали на русском и испанском языках послания благодарности в адрес Сяндемского монастыря за сохранение исторической памяти от Правительства Страны Басков; Союза Организаций Российских соотечественников в Испании; генерального секретаря Архива Гражданской войны в Испании и изгнания Долорес Кабра и председателя Фонда «Ностальгия» Мануэля Арсе. В знак признательности от Правительства Страны Басков Сяндемской Обители был передан Баскский флаг. Родственники погибших ополченцев также горячо благодарили всех причастных к увековечиванию памяти испанских добровольцев.
После открытия памятного знака штатным священником Сяндемского Успенского женского монастыря иереем Симеоном Ряппиевым была совершена панихида по воинам, павшим на Карельском фронте в годы Великой Отечественной войны.
Все участники по завершении мероприятия были приглашены на праздничную трапезу в Сяндемский Успенский женский монастырь.