оказание первой помощи периодичность обучения для педагогов
В какой срок и каким работникам учреждения нужно проходить курсы повышения квалификации по оказанию первой медицинской помощи?
Е. М. Тараненко
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам
Вопрос
Вопросы по поводу прохождения курсов повышения квалификации по оказанию первой медицинской помощи в образовательном учреждении для педагогов. В какой срок нужно проходить эти курсы? Только ли педагоги должны их проходить или все сотрудники образовательного учреждения?
Ответ
Законом не установлен срок для прохождения педагогическим работниками курсов повышения квалификации по оказанию первой медицинской помощи. Представляется, что данное обучение организовывается в сроки, устанавливаемые образовательным учреждением с соблюдением периодичности обучения (1 раз в 3 года).
При этом обучение по оказанию первой медицинской помощи должны проходить все сотрудники образовательного учреждения. Обучение проводится 1 раз в год для работников рабочих профессий, 1 раз в 3 года для руководителей и специалистов организаций в рамках специального обучения по охране труда.
Обоснование
Образовательные организации обязаны организовать обучение педагогических работников навыкам оказания первой медицинской помощи в рамках дополнительного профессионального образования (в соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ, а также ст. 196 ТК) либо в рамках обучения по охране труда (в соответствии с Межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения»).
Согласно части 2 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Как рассматривается в Путеводителе по кадровым вопросам. Охрана труда. Требования охраны труда, обучение оказанию первой помощи пострадавшим организуется работодателем или уполномоченным им лицом для всех лиц, поступающих на работу, и работников, переводимых на другую работу (ч. 2 ст. 225 ТК РФ). Порядок, форма и оформление результатов этого обучения определяются работодателем (Письмо Минтруда России от 06.04.2017 N 15-2/ООГ-963).
Руководители и специалисты организаций проходят обучение оказанию первой помощи пострадавшим в соответствии с п. 2.3.1 Порядка обучения один раз в три года в рамках специального обучения по охране труда (Письмо Минтруда России от 07.07.2017 N 15-2/В-1755).
Полагаем, что специальное обучение по охране труда в рамках должностных обязанностей, которое проходят руководители и специалисты организации в течение первого месяца с момента поступления на работу, включает обучение оказанию первой помощи пострадавшим. Такой вывод следует из совокупности норм абз. 8 ч. 2 ст. 212, ч. 2 ст. 225, абз. 4 ст. 214 ТК РФ, абз. 1 п. 2.3.1 Порядка обучения.
Е. М. Тараненко
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам
Оказание первой помощи периодичность обучения для педагогов
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 апреля 2017 г. № 15-2/В-950 Об обучении работников оказанию первой помощи пострадавшим
Департамент условий и охраны труда рассмотрел письмо по вопросу, связанному с обучением по оказанию первой помощи, и сообщает следующее.
Согласно пункту 5.16 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 610, дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
Согласно пункту 2.3.4 Порядка Министерство труда и социального развития Российской Федерации разрабатывает и утверждает примерные учебные планы и программы обучения по охране труда, включающие изучение межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, других нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда.
Обучающие организации на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда разрабатывают и утверждают рабочие учебные планы и программы обучения по охране труда по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.
Обучение по охране труда руководителей и специалистов в организации проводится по программам обучения по охране труда, разрабатываемым на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда, утверждаемым работодателем.
Приказом Росстандарта от 09.06.2016 № 600-ст введен в действие «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» (ГОСТ 12.0.004-2015), который предусматривает, в частности, что обучение работников приемам оказания первой помощи пострадавшим может проводиться либо в ходе инструктажей или обучения требованиям охраны труда, либо в виде специального обучающего курса (тренинга), посвященного только изучению приемов оказания первой помощи пострадавшим на производстве (пункт 12.3). Обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим в виде специального обучающего курса (тренинга) проводится по учебным программам, разработанным и утвержденным организатором обучения.
Так, в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если данным Федеральным законом не установлено иное.
Приказом Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н были утверждены перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи.
При этом полагаем, что обучение работников оказанию первой помощи пострадавшим должно проводиться лицами, прошедшими специальную подготовку, позволяющую проводить данное обучение.
Заместитель директора Департамента условий и охраны труда | П.С. Сергеев |
Обзор документа
В соответствии с ТК РФ все работники, в т. ч. руководители организаций и ИП, обязаны проходить обучение по охране труда, в т. ч. по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.
Порядок такого обучения утвержден в 2003 г. постановлением Минтруда России и Минобразования России N 1/29. Так, в нем предусмотрено прохождение такой подготовки не реже раза в год для рабочих и раза в 3 года для руководителей и специалистов.
Минтруд России разрабатывает и утверждает примерные учебные планы и программы обучения. На их основе обучающие организации разрабатывают рабочие учебные планы и программы.
В 2016 г. введен в действие межгосударственный стандарт по организации обучения (приказ Росстандарта от 2016 N 600-ст). Он, в частности, предусматривает, что обучение приемам оказания первой помощи может проводиться либо в ходе инструктажей или обучения требованиям охраны труда, либо в виде спецкурса (тренинга).
Приказом Минздравсоцразвития России от 2012 г. N 477н утверждены перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень соответствующих мероприятий.
О порядке проведения обучения педагогических работников навыкам оказания первой помощи
Уважаемые коллеги!
В целях разъяснения по п.11 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части обучения педагогических работников навыкам оказания первой помощи представляем рекомендации о порядке проведения обучения педагогических работников навыкам оказания первой помощи.
Федеральным законом от 03.07.2016 № 313-ФЗ в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» внесены изменения, которые устанавливают, что охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи (п.11 ч.1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Порядок такого обучения законом или подзаконными актами, разъяснениями или письма Министерства образования и науки Российской Федерации не установлен. В связи с этим возникает множество вопросов о том, каким образом должно быть организовано такое обучение, какими документами должно быть подтверждено обучение педагогических работников и за счёт каких средств такое обучение финансируется.
В настоящее время, пока порядок обучения не утвержден, работодатель может действовать по аналогии с положениями Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Министерства труда Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2003 № 1/29 (далее – Порядок обучения).
Данный Порядок устанавливает обязательства работодателя по обучению работников оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.
В соответствии Порядком обучения руководители и специалисты организаций проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве в рамках специального обучения по охране труда 1 раз в три года (пункт 2.3.1 Порядка), работники рабочих профессий – 1 раз в год (пункт 2.2.4 Порядка).
Вновь принимаемые на работу проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные работодателем (или уполномоченным им лицом), но не позднее одного месяца после приёма на работу.
В настоящее время форма документа, подтверждающего прохождение обучения по первой помощи, не установлена. В связи с этим до утверждения единообразной формы документа, подтверждающего прохождение обучения по первой помощи, формальное подтверждение прохождения обучения правилам оказания первой помощи возможно только в случае, если изучение первой помощи является составной частью образовательного процесса, по завершении которого выдаётся документ государственного или установленного образца.
Письмо Министерства труда Российской Федерации от 09.12.2015 № 15-2/ООГ-6230 разъясняет, что порядок, форма и оформление результатов обучения по оказанию первой помощи пострадавшим определяются работодателем. Департамент условий и охраны труда Министерства труда Российской Федерации рекомендует проводить обучение работников оказанию первой помощи пострадавшим лицами, прошедшими специальную подготовку, позволяющую проводить данное обучение.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.05.2014 № АК-1261/06 «Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО» разъясняет, что обучение по охране труда и проверке знаний требований охраны труда не является реализацией дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) в связи с тем, что проверка знаний не заканчивается итоговой аттестацией. Поскольку квалификационные требования к должностям педагогических работников в связи с введением в Закон указанной нормы не изменяются, то проходить такое обучение в рамках повышения квалификации не обязательно, хотя в дальнейшем такое требования может появиться.
Тем не менее, работодатель по своему желанию вправе проводить обучение по охране труда по дополнительным профессиональным программам в организациях, имеющих лицензию на реализацию данных программ. В этом случае, лицам, успешно освоившим дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверения о повышении квалификации.
Таким образом, можно заключить, что:
1. По общему правилу обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи не является реализацией дополнительных профессиональных программ.
2. В соответствии с законодательством Российской Федерации обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи не нуждается в документальном подтверждении. Тем не менее, по решению образовательной организации педагогическим работникам могут быть выданы документы, подтверждающие прохождение обучения. Документами об образовании в смысле ст. 60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» такие документы не являются.
3. Обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи осуществляется за счёт средств образовательных организаций.
Рекомендации
о порядке проведения обучения педагогических работников
навыкам оказания первой помощи
По закону работодатель обязан обучать работников оказанию первой помощи (ст. 212 ТК РФ), а работник обязан проходить обучение безопасным методам, приёмам выполнения работ и оказанию первой помощи, пострадавшим на производстве (ст.214 ТК РФ). Но порядок обучения не урегулирован ни одним документом.
Как организовать процесс
Кого обучать оказанию первой помощи
Учиться оказывать первую помощь должны все работники организации, в том числе ее руководитель (п. 1.5 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29).
Где проводить обучение
Работодатель сам определяет порядок и форму обучения оказанию первой помощи. Можно отправлять всех работников на обучение в специализированный учебный центр или заняться обучением внутри организации.
Если работодатель решил обучать работников внутри организации, возможно придётся приглашать сторонних специалистов, либо работодатель направляет для обучения в специализированную организацию, имеющую соответствующую лицензию (аккредитацию), специалиста, уполномоченного работодателем на оказание первой помощи пострадавшим на производстве в своей организации.
Этот же специалист проводит и обучение работников оказанию первой помощи. При этом порядок и сроки проведения обучения работников оказанию первой помощи работодатель должен определять самостоятельно с учётом специфики трудовой деятельности работников. Минтруд России в письме от 26.08.2015 № 15-2/ООГ-4636 разъясняет, что обучать работников рабочих профессий должен человек со специальной подготовкой. В соответствии с ч.4 ст.31 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» водители транспортных средств и другие лица вправе оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.
Для обучения первой помощи в учреждении работодателю потребуется:
1. Разработать программу обучения первой помощи, которую можно назвать «Обучение оказанию первой помощи».
Важно: Программа должна четко соответствовать требованиям ст. 212 ТК РФ и учитывать требования приказа Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи».
Обучение приёмам оказания первой помощи пострадавшим в виде специального обучающего курса (тренинга) проводится по учебным программам, разработанным и утвержденным организатором обучения (приложение Б, программа Б.3 ГОСТ 12.0.004-2015 «Организация обучения безопасности труда. Общие положения»).
2. Разработать инструкцию по оказанию первой помощи и утвердить руководителем организации.
Составить такую инструкцию поможет перечень мероприятий по оказанию первой помощи, установленных прил.2 к приказу Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 №477н, учебное пособие «Алгоритмы первой помощи», учебник «Первая помощь», рекомендованных письмом Минздравсоцразвития России от 29.02.2012 №14-8/10/2-1759, Инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве ОАО РАО «ЕЭС России». Можно также воспользоваться Атласом добровольного спасателя. МЧС России рекомендует его для массового обучения населения, личного состава спасательных служб, персонала опасных видов производства и транспорта навыкам оказания первой медицинской помощи на месте происшествия.
3. Создать комиссию по обучению по охране труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.
4. Определить порядок и сроки проведения обучения работников оказанию первой помощи с учетом специфики трудовой деятельности работников.
5. Для неформального подхода к обучению потребуются видеофильмы, учебные материалы и учебники, манекен (робот-тренажер), отвечающий требованиям технических условий, одобренных МЧС, и имеющий заводскую инструкцию по эксплуатации.
Для отработки практических навыков оказания первой помощи работникам нужны: носилки (мягкие, жесткие); шейный корсет; жгуты кровоостанавливающие (несколько видов для сравнения действий при наложении); защитная маска с обратным клапаном для искусственной вентиляции легких; гипотермические пакеты; складные шины.
6. Проверить укомплектованность аптечек для изучения содержимого и отработки действий по его применению.
Важно: Содержимое аптечки должно соответствовать приказу Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 № 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам».
Материал подготовлен специалистами Приморской краевой организации Общероссийского Профсоюза образования.
Педагогов могут обязать проходить обучение по оказанию медпомощи и получать соответствующую аккредитацию
Matej Kastelic / Shutterstock.com |
С 15 июля прошлого года обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи стало одной из составляющих охраны здоровья обучающихся (п. 11 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). На данный момент Минздрав России совместно с Минобрнауки России принимают решение о том, следует ли обязать учителей проходить обучение по оказанию медицинской помощи и получать соответствующую аккредитацию или установить добровольный порядок такого обучения. Об этом рассказала вчера в ходе Всероссийского сетевого форума «Национальная стратегия действий в интересах детей: навстречу Десятилетию детства» заместитель Министра здравоохранения РФ Татьяна Яковлева. Указанный вопрос может быть решен в рамках объявленного Президентом РФ с 2018 по 2027 годы Десятилетия детства (Указ Президента РФ от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»).
Помимо этого, представитель Минздрава России упомянула и о других предложениях ведомства, связанных с грядущим Десятилетием детства. Среди них:
Правительство РФ должно было подготовить и утвердить план основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства, еще к концу августа – началу сентября, однако документ до сих пор находится в работе. «Нам хочется, чтобы этот план включал как можно больше мнений сторон, поэтому мы не торопимся с его сиюминутным утверждением. Хочется достичь консенсуса и поставить себе посильные задачи», – пояснил Первый заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Алексей Вовченко.
Ознакомиться с проектом плана можно на сайте министерства. Среди указанных мероприятий там отмечены, например, продление и развитие программы материнского капитала, решение проблемы обеспечения жильем многодетных семей и семей с ребенком-инвалидом, увеличение расходов на предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, совершенствование организации питания школьников, проведение Года детского туризма, разработка «дорожной карты» по устройству в семьи детей-сирот, подготовка Плана мероприятий по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних и т. д. Кроме того, проект предусматривает создание до конца текущего года Координационного совета при Правительстве РФ по проведению Десятилетия детства. «До 2030 года у нас образуется демографическая яма, и мы должны в этот период все усилия приложить для того, чтобы предотвратить проблему снижения рождаемости, поддержать демографию. Как никогда кстати здесь провозглашенное Десятилетие детства», – уверен Вовченко.
Вместе с тем первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин надеется, что приуроченные к Десятилетию детства мероприятия помогут решить проблему псевдоинклюзии. «Инклюзия – общемировая тенденция. Но это не просто совместное обучение детей с инвалидностью и без, это совместное обучение таких детей в специально созданных условиях. Когда специальные условия не создаются, это не инклюзия», – заявил депутат. По его словам, количество коррекционных учебных заведений за последние несколько лет сократилось более чем на 300 единиц. В связи с этим Смолин планирует предложить поправку к закону, согласно которой ликвидация или реорганизация таких учебных заведений должна будет осуществляться исключительно с согласия общего собрания родителей. «Убедили родителей, что в новых условиях их детям будет лучше, нет проблем. Не убедили – продолжайте убеждать. В педагогике, в образовании, как и в медицине, должен соблюдаться принцип «не навреди»», – отметил он.
При этом есть и инициатива, у которой есть все шансы на реализацию в ближайшее время, – инвалидам может быть предоставлено право на бесплатное поступление в ссузы вне конкурса по квоте, аналогичной для приема в вузы. Соответствующий законопроект 1 был внесен в Госдуму 6 октября.
Еще одно важное нововведение вступит в силу с 1 января 2018 года. С этого дня будет введен новый вид социальной пенсии – социальная пенсия детям, родители которых неизвестны. Она установлена в той же сумме, что и пенсия детям по потере кормильца. С 1 января будущего года ее размер составит 10 068,53 руб. Как подчеркнула член Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству, член Координационного совета при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы Ольга Баталина, благодаря реализации этой инициативы будет устранена существовавшая ранее вопиющая несправедливость. «Если родители лишены родительских прав, то на спецсчете ребенка накапливаются алименты, и к совершеннолетию именно это образует финансовую основу поддержки вхождения ребенка во взрослую жизнь. Если родители или один родитель умер или погиб, то государство выплачивает пенсию по потере кормильца. Дилемма была в отношении тех детей, родители которых были неизвестны, – невозможно было однозначно зафиксировать, что родители погибли, на это не было никаких оснований, но и нельзя было сказать, что они когда-нибудь заплатят алименты, потому что это не имело никаких перспектив. Очень хорошо, что эту проблему удалось решить», – заключила она.
Как часто нужно обучаться педагогу?
Я бы ответила сразу: всю жизнь. Но это абстрактно и без нормативки.
Предлагаю разобраться в вопросе: кому, когда и сколько обучений проходить.
Перечень документов для проверки не маленький, но проверяемый. Я в качестве шпаргалки возьму приказ 461, по которому проверки организовывает Рособрнадзор, а дополнительно подниму ФГОСы, квалификационные справочники, профстандарт.
Начну с Закона об образовании.
2 73-ФЗ
Статья 41. Охрана здоровья обучающихся
11) обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
7) систематически повышать свой профессиональный уровень;
10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
ВЫВОД. Обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи указано без периодичности. Соответственно образовательная организация может сама трактовать эту периодичность: от одного раза в год до 1 раза за весь период работы педагога, например, сразу после трудоустройства. При этом данное обучение — это не обязательно программа ПК, можно провести внутреннее обучение, главное его зафиксировать. Повышение профессионального уровня можно зафиксировать как повышение квалификации, которое педагоги проходят каждые 3 года. Обучение и проверка знаний. Обучение по охране труда нужно регулировать по отдельному положению, его я разберу ниже.
П риказ Минобразования РФ от 15.04.2003 N 1612
«О принятии мер по усилению противопожарного режима в образовательных учреждениях»
2 б) организация и проведение обучения и проверки знаний требований пожарной безопасности руководителей и специалистов образовательных учреждений и органов управления образованием всех уровней Ежегодно
8. Организация и проведение в образовательных учреждениях изучения «Правил пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений образовательных учреждений и организаций» По графику
9. Разработка схем и инструкций по эвакуации людей, оборудования и материальных ценностей на случай пожара. Доведение схем и инструкций по эвакуации обучающихся, преподавателей и сотрудников образовательного учреждения. Организация и проведение тренировок по эвакуации людей не реже одного раза в полугодие Ежегодно
11. Разработка графика и организация в соответствии с ним профилактической работы по обеспечению пожарной безопасности в энергосистемах, на электрооборудовании, электроустановках, в вычислительных центрах. Проверка состояния и правильности монтажа осветительных и бытовых электросистем Ежегодно
ВЫВОД. Изучения «Правил пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений образовательных учреждений и организаций» — не реже раза в год, т.к. график составляется ежегодно. Организация и проведение тренировок по эвакуации людей не реже одного раза в полугодие. Это внутреннее обучение, ПК не обязательно.
П риказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 N 48226)
5. При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:
организации обеспечивают соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников организации;
ВЫВОД. С одной стороны обучать педагогов (и не только их) нужно, если у вас есть ЭО и ДОТ. С другой стороны, правительство взяло курс на цифровизацию ВСЕГО. Уже в прошлом году на совещаниях по аккредитации стали поднимать вопросы ЭО и ДОТ. Настоятельно рекомендую обучить своих педагогов как минимум.
Приказ Минобрнауки России от 23.01.2014 N 36 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования»
Строго говоря прямого указание на обучение здесь нет. Однако приемная комиссия должна четко следовать установленному порядку и выполнять требования законодательства:
6. Образовательная организация осуществляет передачу, обработку и предоставление полученных в связи с приемом в образовательную организацию персональных данных поступающих в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
10. Состав, полномочия и порядок деятельности приемной комиссии регламентируются положением о ней, утверждаемым руководителем образовательной организации.
11. Работу приемной комиссии и делопроизводство, а также личный прием поступающих и их родителей (законных представителей) организует ответственный секретарь приемной комиссии, который назначается руководителем образовательной организации.
12. Для организации и проведения вступительных испытаний по специальностям, требующим наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств (далее — вступительные испытания), председателем приемной комиссии утверждаются составы экзаменационных и апелляционных комиссий. Полномочия и порядок деятельности экзаменационных и апелляционных комиссий определяются положениями о них, утвержденными председателем приемной комиссии.
13. При приеме в образовательную организацию обеспечиваются соблюдение прав граждан в области образования, установленных законодательством Российской Федерации, гласность и открытость работы приемной комиссии.
ВЫВОД. Специального обучения данный приказ не требует. Однако перед началом приемной кампании стоит запланировать внутренние инструктажи (как минимум) или обучение (по своей программе) для членов приемной комиссии. На весну 2020 поступила просьба провести повышение квалификации для ответственных секретарей приемной комиссии СПО. Если есть необходимость — возьмите на заметку.
П риказ Минобрнауки России от 14.06.2013 N 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»
Под специальными условиями для получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
44… С учетом особых потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья образовательной организацией обеспечивается предоставление учебных, лекционных материалов в электронном виде
ВЫВОД. Приказ не предъявляет требований по обучению педработников, но на случай появления инвалидов и лиц с ОВЗ педагоги, способные оказывать техническую помощь, должны быть. Наличие учебных и лекционных материалов накладывают требование информационной грамотности на педагога.
П риказ Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 (ред. от 18.08.2016) «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»
12. Оценка соответствия уровня обеспечения доступности для инвалидов услуг осуществляется с использованием следующих показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования:
в) доля работников органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, прошедших инструктирование или обучение для работы с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, от общего числа работников органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования;
ВЫВОД. Приказ не говорит о том, сколько работников должно быть обучено работе с инвалидами. Следовательно, стоит предусмотреть обучение как минимум одного, как максимум — всех педагогов. Обязательного требования с количественными характеристиками нет.
2.1.1. Для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда.
2.3.1. Руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее — по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
Обучение по охране труда проходят:
руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели — физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ; педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования — преподаватели дисциплин «охрана труда», «безопасность жизнедеятельности», «безопасность технологических процессов и производств», а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся— в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;
ВЫВОД: всем педагогам регулярно проводятся инструктажи на рабочем месте, преподаватели охраны труда, БЖД, руководители практики каждые три года проходят специальное обучение по охране труда
Ф ГОС СПО 3+
ППКРС
7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 — 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
ППССЗ
7.15. Реализация ППССЗ по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
ВЫВОД: каждые три года ПК+стажировка в профильной организации. Профиль не уточняется, можно брать профиль по преподаваемому предмету, дисциплине, модулю
Ф ГОС СПО по ТОП-50 и актуализированные
ППКРС
4.4.2. Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах (при наличии).
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.6 настоящего ФГОС СПО, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
ППССЗ
4.4.2. Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах (при наличии).
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.6 настоящего ФГОС СПО, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
ВЫВОД. Для всех педагогов каждые три года обязательно ПК+стажировка на предприятиях по профилю образовательной программы
Ф ГОС СОО
Непрерывность профессионального развития работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную образовательную программу среднего общего образования, должна обеспечиваться освоением ими дополнительных профессиональных программ по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
ВЫВОД. Для всех педагогов каждые три года обязательно ПК по профилю педагогической деятельности
К валификационный справочник
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
ВЫВОД: квалиф. справочник не требует ПК, дополнительных условий не ставит
П рофстандарт
Требования к образованию и обучению
Для преподавания дисциплин (модулей) профессионального учебного цикла программ среднего профессионального образования обязательно обучение по дополнительным профессиональным программам — программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года. Педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года
ВЫВОД. ПК по педагогическому профилю — раз в три года. ПК по профессиональному профилю для педагогов проф. цикла — раз в три года. Обучение по охране труда — обязательно