охотники за разумом netflix
Рецензия на первый сезон сериала «Охотник за разумом»
Захватывающий исторический сериал о становлении науки о поведении серийных убийц, снятый с кинематографическим размахом и драматизмом
Трейлер
Молодой специальный агент ФБР Холден Форд занимается переговорами с преступниками, захватившими заложников. После того как очередной разговор с убийцей закончился тем, что злоумышленник пустил себе пулю в голову, Форд приходит к выводу, что может на основе косвенных данных составить психологический портрет преступника и тем самым предугадать его последующие ходы. Агент пытается развить эту мысль, но не находит поддержки у руководства, ведь фактически он предлагает отслеживать потенциальных убийц и пресекать их деятельность еще до совершения преступления. Зато поддержка обнаруживается в лице коллеги Билла Тенча, занимающегося бихевиоризмом, и университетского психолога доктора Карр, исследующей поведение серийных убийц. Колеся по Америке с обучающей программой для полицейских, агенты проводят несколько любопытных интервью с содержащимися в тюрьмах преступниками и составляют психологические портреты, в которых пытаются найти закономерности, позволяющие затем останавливать потенциальных маньяков до совершения ими убийств.
Кадр из сериала «Охотник за разумом»
Дэвида Финчера сегодня можно назвать наиболее отважным голливудским режиссером, бесстрашно исследующим самые темные уголки подсознания своих героев и намеренно загоняющим персонажей своих фильмов в ситуации, где они вынуждены проявлять наиболее мрачные черты своего характера. Кто еще может похвастать подобным списком работ? «Семь», «Бойцовский клуб», «Комната страха», «Зодиак», «Девушка с татуировкой дракона», «Исчезнувшая» – каждая из этих картин погружает зрителя в мир опасных психических отклонений, в царство боли и страха, в ловушку кошмаров и неврозов, которые, впрочем, часто рассказывают о героях больше, любые другие эмоции. Было бы странно ожидать от новой работы Финчера чего-то радикально иного – комедии, мелодрамы или семейного развлечения, – в «Охотнике за разумом», новом сериале Netflix, режиссер возвращается в привычное русло и снова «потрошит» маньяков на радость своим преданным фанатам.
Кадр из сериала «Охотник за разумом»
Для настоящих поклонников истории криминалистики и даже для простых любителей пощекотать себе нервы кровавыми историями реальных преступлений сюжет сериала «Охотник за разумом» не будет сюрпризом. Книга «Охотник за разумом: Внутри специального отдела ФБР», написанная Джоном Дугласом и Марком Олшейкером и положенная в основу сценария, – исследование довольно известное и авторитетное в полицейских кругах. Ее фрагменты можно найти и на русском, а уж подробные описания преступлений сериальных убийц сегодня не обходятся без ссылок на этот труд – все-таки Дуглас, один из авторов, знает, о чем пишет, он действительно лично встречался со всеми именитыми маньяками. Об этих встречах повествует книга, им же посвящен и телепроект, рассказывающий об истоках тех техник и способов поиска преступников, что сегодня используются повсеместно.
Кадр из сериала «Охотник за разумом»
Авторы сериала отказались от точного следования документам эпохи и изменили имена, характеры и возраст ведущих героев, но оставили практически нетронутыми подробности дел, которые изучали экранные детективы, так что в какой-то мере «Охотника» можно считать одним из наиболее точных исследований серийных убийц в истории Америки. В первом сезоне зрители узнают подробности кровавых «подвигов» Эда Кемпера, Ричарда Спека и Джерри Брудоса, а подготовка к своим убийствам Денниса Рейдера пройдет красной нитью через весь сезон. Материал, нужно отметить, подается со всеми шокирующими подробностями, так что слабонервным стоит переключиться на другие сериалы, ну а остальных ждет уникальное погружение в бездну, которая, как говорит философ, смотрит прямо на вас.
Кадр из сериала «Охотник за разумом»
Финчер, впрочем, не был бы собой, если бы просто перечислил жертв и продемонстрировал места преступлений. Нет, ему интереснее смотреть на человека, столкнувшегося с немыслимым и пытающегося как-то этот ужас «переварить». Герои Джонатана Грофф и Холта МакКаллани – не железные парни, у них есть слабые места, уязвимости, которые интервьюируемые ими маньяки моментально обнаруживают. И психологическое противостояние в такие моменты превращается в жуткую игру, которая грозит рассудку и уверенности в своих силах даже видавшему виды копу. А ведь с этим агентам еще и приходится жить – приходить домой, обнимать жен и подруг, воспитывать детей, постоянно помня о тех жутких фото из дел об убийствах, изнасилованиях и расчленении. «Охотник» – это не истории маньяков, а рассказ о тех, кто эти истории перерабатывает, классифицирует, раскладывает на части, про тех, кто делает из них выводы, иногда в ущерб собственным эмоциям, чувствам и разуму.
Зрителям стоит быть готовыми к тому, что сериал не особенно ярок. В нем, за исключением открывающей сцены, нет стрельбы, здесь не будет погонь и полицейских операций – это разговорная драма, в которой два агента колесят по городам и задают вопросы невзрачным лысеющим мужикам в тюремных робах. Но поскольку сценаристы и режиссеры шоу умеют из любого делать выпуклую личность, даже рассказы о щекотке в школе будут приковывать внимание и заставят ожидать взрыва, пусть не физического, так эмоционального. И последнего будет в достатке, это же Финчер.
По неподтвержденным данным, Дэвид Финчер обсуждает с Netflix третий сезон «Охотника за разумом»
Популярный психологический триллер Дэвида Финчера «Охотник за разумом» может все-таки продолжиться, причем третий сезон проекта может состояться гораздо быстрее, чем анонсировался ранее. По слухам, на волне успеха черно-белой драмы «Манк» Netflix более охотно стал обсуждать с режиссером продолжение сериала.
Напомним, в январе прошлого года стример освободил звезд шоу Джонатана Гроффа, Холта МакКэллани и Анну Торв от обязательств перед проектом, а сам он был заморожен на неопределенное время. Финчер в интервью пояснил, что производственный бюджет сериала не окупался из-за сравнительно низкого зрительского интереса. Также режиссер отметил, что после того, как сценарий третьего сезона был написан, он категорически не понравился постановщику, поэтому Финчер решил «начать с чистого листа». Позже один из продюсеров Netflix говорил о том, что если у криминальной драмы и есть будущее, то выйдет третий сезон не раньше чем через пять лет.
Впрочем, оказывается, новые эпизоды могут увидеть свет гораздо раньше. Как сообщает издание Small Screen со ссылкой на источники, близкие к Netflix, режиссер активно ведет переговоры с руководством платформы. Говорить об их исходе преждевременно, но, по словам источника, Финчер настроен весьма оптимистично.
Напомним, сериал «Охотник за разумом» рассказывает об агентах ФБР, которые изучают и анализируют поведение заключенных серийных убийц, чтобы с помощью полученных данных ловить тех маньяков, которые еще на свободе. Шоу вышло на Netflix 13 октября 2017 года.
Охотник за разумом смотреть online
Специальные агенты ФБР Форд и Тенч состоят в отделе бихевиоральной психологии Академии ФБР. На дворе конец 70-х, и такие понятия, как криминальная психология и профилирование, у представителей внутренней разведки вызывает либо недоумение, либо злую усмешку. Тем не менее Форд и Тенч, заручившись поддержкой психолога Венди Карр, намерены разобраться в ходе мыслей преступников, чтобы в будущем упростить процесс их поимки.
Сбежала от славы: Кудрявцеву без макияжа перепутали с Ким Кардашьян
«Могли бы предупредить»: актер «Сватов» вскрыл правду о вражде с Добронравовым
Довел Прилучный? Мирославу Карпович заподозрили в анорексии на почве нервов
Жена Моргенштерна тряхнула пышными формами в пикантном видео
Погуляла на премиальные: стало известно, сколько Пересильд потратила на отдых на Мальдивах
«Голос» объединяет: Агутин прижался к блеснувшей декольте блондинке
Дети смотрят: Милохин в фривольном трико перепугал судью «Ледникового периода»
«Саша, держись!»: Домогаров перепугал россиян сообщением о болезни
«Мне можно»: 60-летнюю Розанову в растянутых трениках перепутали с Собчак
«Секрет на миллион» бойкотируют после скандального признания звезды «Интернов»
«О чем с вами разговаривать»: вдова Караченцова разнесла звезду «Дом 2»
«Не знаю, что с вами делать»: Градский на глазах у всех обласкал молодую певицу
Зная всё о кино, хочется поделиться этим с другими. Делитесь фильмами, трейлерами, персонами и новостями в социальных сетях, присваивайте рейтинги фильмам и обсуждайте их с друзьями и подписчиками!
Интересные фильмы, ближайшие кинотеатры и любимых актеров можно добавлять в «Избранное». Система покажет все связанные с ними новости и новые трейлеры, подскажет, когда можно купить билет в кино на интересующую премьеру. Присоединяйтесь!
Резать людей тяжело: сериал «Охотник за разумом» Дэвида Финчера. Рецензия Романа Волобуева
Новый номер журнала «Искусство кино» наконец-то целиком посвящен сериалам. Режиссер и экс-кинокритик Роман Волобуев в первой своей за долгие годы рецензии и первом за 18 лет тексте для «Искусства кино» разбирает работу Дэвида Финчера для телевидения — сериал «Охотник за разумом», второй сезон которого вышел на Netflix, а производство третьего заморожено до лучших времен.
«Зайди в переполненный лифт и встань не как все, а спиной к дверям — и люди в лифте занервничают. Им станет неуютно — по причине, которую никто из них не сможет внятно объяснить. Но встань нормально, и все сразу расслабятся».
Этот простенький эксперимент из курса социальной психологии, пересказанный одним агентом ФБР другому у бассейна в конце первой серии «Охотника за разумом», достаточно точно описывает технику, уже почти 30 лет применяемую Дэвидом Финчером против своей аудитории. Чувство дискомфорта, переходящее в тихую панику, всегда было для него любимым зрительским состоянием. «Охотник за разумом» — второй, после двух открывающих сезонов «Карточного домика», финчеровский заход в телевизор — доводит эту любовь до абсолюта, полагаясь на чистую психосоматику чаще и больше, чем на драматургию и смыслы.
19 монотонных эпизодов с виртуозно запинающимся и (спойлер для самых наивных) рвущимся на полуслове сквозным сюжетом формально основаны на мемуарах настоящего спецагента Дугласа, в конце 1970-х придумавшего интервьюировать осужденных за массовые убийства и работать с результатами этих разговоров как с базой данных. Идея, поначалу казавшаяся всем глупостью и тратой денег, в итоге принесла большую пользу жанровой литературе и кино (см. цикл о приключениях доктора Лектера, где один из положительных персонажей второго плана был списан с Дугласа) и значительно менее очевидную реальной правоохранительной практике: отдел поведенческого анализа ФБР, на момент событий сериала состоящий из трех человек и находящийся в подвале, сейчас занимает пять этажей, но как именно работает практикуемое там «психологическое профилирование» и работает ли оно вообще — предмет многолетних академических споров с употреблением слов «псевдонаука» и «мошенничество». Кроме того, тогда, в 1977-м, в перерыве между беседами с интересными людьми, отбывающими пожизненное в разных концах Америки, напарник Дугласа якобы первым произнес словосочетание «серийный убийца». И если первый шаг к осмыслению феномена — это придумать ему элегантное название, то события «Охотника за разумом», закрывающие временной пробел между двумя предыдущими финчеровскими эпосами на ту же тему (к началу первой серии Зодиак уже вышел на пенсию, а Джон Доу из «Семи», видимо, заканчивает школу), — это такой нулевой километр, возвращение пусть не к истокам явления, так к первой официально задокументированной попытке его системно понять.
Запредельное мастерство и технические ресурсы, брошенные на оба направления, подчеркивают здесь не только рассинхрон между явно выдуманным миром добра и очевидно реальным злом, но и заведомо огромный дисбаланс сил между ними. Пока чудесные канадец Кэмерон Бриттон (играет ныне здравствующего некрофила Эда Кэмпера в первом сезоне) и австралиец Дэймон Херриман (покойный Чарли Мэнсон во втором) прожигают обаянием экран на радость фан-клубам, симпатичный основной состав растерянно мнется и хлопает глазами. Комический дуэт двух фэбээровцев — пытливого, но нервного младшего и знающего жизнь старшего — как Чип и Дейл, которые ни к кому не спешат на помощь, потому что у них пока недостаточно теоретической базы (для усиления эффекта приставленная к ним психолог — натуральная Гаечка).
Придуманные герои понятны. Их проблемы, метания в поисках ответов и посттравматические взбрыки знакомы по сотням других сериалов и фильмов. Насмотренная часть аудитории, наверное, имела бы полное право слегка кривиться на все это, если бы в часе езды от красивого подвального офиса с умными книжками и кафетерием не сидела за решеткой реальность с психофизикой черной дыры и хлипкими наручниками на огромных руках. У добра и зла в «Охотнике за разумом» не просто разная полярность, у них — несопоставимо разная атомная масса. Даже простой физический контакт между двумя этими мирами — как дружеское объятие между младшим дознавателем и убийцей в финале первого сезона — грозит сплющить и разорвать на молекулы один из них, и абсолютно понятно какой.
Для крупного автора, чья звезда взошла в выпендрежные индивидуалистические 1990-е, когда любой мало-мальски приличный режиссер легко приближался по статусу к рок-звезде, Финчер — и тогда, и все прошедшие с тех пор годы — поразительно мало сообщил публике о себе лично. Часто цитируемый, но мало кем осуществляемый на практике постулат Оскара Уайльда про то, что искусству хорошо бы скрывать за собой автора, как раз про него: спустя десять фильмов и два сериала Финчер так же надежно спрятан от уже второго поколения обожателей, как 30 лет назад, когда парня, нарядно снимавшего рекламу кроссовок и клипы Мадонны, по продюсерскому недосмотру позвали сделать «Чужого 3».
Трудно найти голливудского режиссера, с которым после стольких лет знакомства все было бы по-прежнему настолько неясно, как с Финчером. У него нет ярко выраженных обсессий и магистральных тем (имея навык критической эквилибристики, можно, наверное, впихнуть Тайлера Дёрдена, Бенджамина Баттона и Цукерберга в общую клетку героев-аутсайдеров, но кого мы обманываем). Его авторский почерк — с каждым разом все более каллиграфический и вместе с тем все более унифицированный, последовательно теряющий выразительность и то, что принято называть индивидуальностью. Виртуозность, с которой он работает, давно отбила у большинства желание задавать вопросы про то, что он, собственно, делает, сконцентрировавшись на более интересном и простом вопросе: «Как?» Запланированные на компьютере и потом на нем же вычищенные мизансцены, легендарные 99 дублей, доводящие артистов до состояния, в котором те забывают, как их звать, и могут только в изнеможении шептать нужный текст (хорошенький артист Грофф, номинально играющий в «Охотнике за разумом» главного героя, явно этим так деморализован, что подергиваться перестает только к третьей серии, когда на замену Финчеру выходят режиссеры попроще), — вся эта сто раз мифологизированная технологическая часть надежно прячет его от нас. И многолетний интерес к серийным убийцам — едва ли не единственная ниточка, за которую можно попробовать зацепиться.
Все это веселье тогда принято было трактовать как протест — рвотную реакцию на запах плесени от общечеловеческих норм, узурпированных в очередной раз моральным большинством: ситуация, в которой даже чистое зло начинало казаться по-панковски обаятельным и искренним. И Финчер с его холодным глянцевым профессионализмом и подрывной повесткой (настолько тайной, что спросить, в чем она собственно заключается, казалось бестактностью) был идеальным автором для времени, когда девиантность, контролируемое безумие и легкая аморальность по умолчанию входили в минимальный джентльменский любого заслуживающего внимания художника.
«Никто почему-то не задумывается о том, какой тяжелый труд — физически и психологически — резать людей»,
— на второй минуте знакомства сообщает герою человек-гора, убивший шестерых студенток, дедушку, бабушку и маму. Капризная интонация недооцененного кинематографиста, которому наконец дали шанс рассказать, как на самом деле непросто снять фильм, здесь слышится краем уха — как, в общем, и все финчеровские шутки: довольно убийственное чувство юмора он последнее время прячет так мастерски, что уже не все в курсе, что оно у него в принципе есть.
Факт, что минимум один из пяти известных серийных убийц в какой-то момент сравнивал свою деятельность с искусством: чаще, правда, с живописью и литературой, но это, видимо, потому что в кинотеатрах, куда они ходили, показывали мало серьезного. И странно представить, чтобы человек, половина фильмографии которого посвящена маньякам (к трилогии, сложенной из незавершенного пока «Охотника за разумом», «Зодиака» и «Семи», добавим на птичьих правах «Девушку с татуировкой дракона», да и «Карточный домик», если подумать, тоже), не имел хоть какой-то точки соприкосновения с предметом. Когда вышел фильм «Семь», автор каждой второй рецензии в последнем абзаце приходил к оригинальной мысли, что Финчер в каком-то смысле отчасти и есть Джон Доу.
В 1995 году, когда опасность идей, снятых на кинопленку, было принято преувеличивать, ни для кого не было проблемой поставить знак равенства между человеком с ножом и человеком за камерой. Больших проблем с этим выводом нет и теперь: в конце концов, в любом сюжете убийца — это всегда сам автор; европейский режиссер из того же поколения, что Финчер, в позапрошлом году даже снял про этот парадокс целый фильм. В отличие от фон Триера, Дэвид никогда не выставлял себя напоказ — его собственные трансгрессии слишком хорошо скрыты за кадром, чтобы думать, что введение зала в состояние немотивированной паники по-прежнему главная цель (в скобках заметим: в его последнем на сегодня полнометражном кино самая смешная сцена включает в себя перерезание человеку горла в момент оргазма). Но трудно отделаться от ощущения, что из всех развлечений, доступных работникам искусства, его любимое — это зайти в переполненный лифт, стать лицом к едущим в нем и спокойно смотреть, как те начинают нервничать, сами не понимая почему.
Текст Романа Волобуева «Метод и безумие» впервые опубликован в журнале «Искусство кино» (2020, №5/6).