охарактеризуйте классно урочную систему обучения
Классно-урочная система обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Основы классно-урочной системы
Классно-урочная система обучения – это организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются в классы с постоянным составом с целью проведения занятий, а основной формой обучения считается полноценный урок.
Дидактически хороший урок характеризуется единством дидактической цели, объединяющей содержание работы учителя и учащихся, определённостью структуры, диктуемой каждый раз конкретными условиями и закономерностями усвоения учебного материала.
В единой схеме организации классно-урочной системы различаются вертикальное и горизонтальное соединения классов. Вертикальное соединение означает, что классы надстраиваются один над другим и отображают содержательно-временные ступеньки в обучении, именуемые порядковыми числительными. Горизонтальное соединение подразумевает размещение классов, работающих по одинаковым учебным программам, их именуют «параллельными» и традиционно классифицируют буквами при числительных, отражающих их место по вертикали.
Развитие классно-урочной системы
Первоначальное теоретическое обоснование классно-урочной системы дал знаменитый чешский педагог Я. А. Коменский, который представлял ее не только как педагогически эффективную систему, но и как одно из средств демократизации школьного образования. Существенный вклад в становление и разностороннее развитие классно-урочной системы в свое время внесли выдающиеся педагоги, такие как И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарт, А. Дистервег, К. Д. Ушинский.
В XVII веке классно-урочная система получила общее признание и в XIX веке стала базой организации школьного обучения почти во всех государствах. В российских школах она начала повсеместно применяться в конце XVIII века и также впоследствии стала основополагающей в обучении.
В процессе развития и совершенствования классно-урочной системы в конце XIX – начале XX веков, когда многие государства ввели законы об обязательном образовании, выявился ряд сложных и актуальных вопросов, таких как классификация учащихся, перевод в следующие классы, индивидуализация обучения и других.
Уже в начале XX века были предприняты попытки решить данные вопросы при помощи распределения учащихся в параллельных классах по способностям. Это привело к дифференциации классов на «сильные», «средние» и «слабые». В соответствии с этим стали различаться и учебные программы, сроки изучения материала, методы преподавания. Однако возможность перехода из «слабых» в «средние» и «сильные» классы практически исключалась. Набор учащихся в такие классы проводился согласно с показаниями тестовых заданий.
Данный опыт выявил ряд недостатков, заключавшихся в том, что уже заранее предполагались конкретные превосходства одних учеников над другими, в первую очередь в умственном отношении. Фактически же дифференциация классов на практике оказалась затруднительной по нескольким причинам, главной из которых считается отсутствие научно обоснованных приемов справедливой оценки способностей учащихся и неминуемое несоблюдение однородности состава класса из-за неравномерности развития детей и их различий в интересах, склонностях.
Работать в таких классах, конечно, труднее, но опыт лучших школ и учителей говорит, что данные проблемы преодолимы. Развитие интересов и возможностей каждого учащегося, формирование творческой особенности поддерживается сочетанием достаточно гибких и разнородных видов преподавания на уроках с факультативными занятиями и разными формами внеклассной и внешкольной работы.
Современные учителя-практики, теоретики, педагоги-новаторы и психологи постепенно вносят собственный вклад в совершенствование классно-урочной системы обучения. Она существует уже около 450 лет, за это время была неоднократно проверена на практике и сегодня считается главной формой обучения в школах почти всех стран.
Отличительные особенности
Классно-урочная система характеризуется некоторыми особенностями, которые отличают ее среди других форм организации учебного процесса. Они проявляются в следующем: