охарактеризовать средства обучения по курсу обществознания

Охарактеризовать средства обучения по курсу обществознания

Психологической особенностью детей младшего школьного возраста является преобладание наглядно- образного мышления, в этом возрасте сильна роль наглядно- действенного мышления и только формируется навыки абстрагирования. Поэтому необходимо правильно использовать средства обучения.

Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения

Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания, и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.

Представляя исторический материал, мы неизбежно упоминаем географические понятия- название частей света, стран, городов, рек и так далее. Чтобы эти сведения имели конкретное значение нужно научить работать с картой. Формирование умений работать с исторический картой является одной из важнейших задач.

Коллекции предметов материальной культуры позволяет прикоснуться к историческому прошлому, увидеть реальные объекты, представляемые в воображении, лучше понять для чего служили эти предметы и как их использование.

Выбор средств обучения определяется:

Функции средств обучения:

Все функции выступают в учебном процессе в единстве, дополняя друг друга.

Классификации средств обучения:

Диапозитивы и диафильмы представляют собой ряд изображений, проектируемых на экране. Диафильмы – это ряд изображений с жестко закрепленной последовательностью кадров, диапозитивы – это слайды, последовательность которых можно воспроизводить. В начальной школе предпочтительнее использовать цветные диафильмы и слайды, так как они вызывают больше эмоций.

Видеофильмы являются одним из самых любимых учениками средств обучения. Сочетая в себе изобразительный ряд, комментирующий его рассказ и музыкальное сопровождение. Они помогает погрузиться в событие, выделит в нем роль исторических персонажей, дать им личностные характеристики, представить различные точки зрения на событие, повести теле экскурсию. При использовании ТСО необходимо обучать учащихся пользоваться ими и воспринимать их. Например, перед просмотром видеофильма дать учащимся инструктаж: когда и на что обратить внимание; дать задание: что запомнить, что записать.

Перед началом демонстрации сделать вступительное слово, а после демонстрации провести собеседование по итогам просмотра.

Избегать длительного показа учебных фильмов, так как учащиеся быстро утомляются и их внимание рассевается (в младших классах рекомендуемая длительность не более 10 минут).

Использовать прием немого демонстрирования фильмов с комментарием учителя.

При демонстрации сложного материала следует делать паузы для комментария учителя и записи учениками информации.

В настоящее время стали издаваться средства обучения к курсу истории начальной школе. Не малую роль могут сыграть в обучение младших школьников новые информационные технологии. Использование персональных компьютеров в обучении приобретает широкое распространение.

Современные персональные компьютеры являются мультимедийными: позволяют показывать цветное динамическое изображение со стереозвуком. Имеется большое количество разнообразных компьютерных обучающих программ по большинству школьных предметов.

С помощью Интернета ученики могут получать информацию с любого компьютера и баз данных – все это значительно расширяет возможности учителя и учащихся на уроке.

Появились электронные проекторы (их называют еще мультимедиа-проекторы), которые подключаются к компьютеру и позволяют демонстрировать яркие цветные динамически компьютерные изображения с высоким разрешением, иногда с аудиосистемой (динамики и звуковые колонки).

Появились электронные копировальные классные доски. Такие доски внешне выглядят как обычные белые доски. Все, что пишется учителем на ее поверхности, мгновенно переносится на компьютер и может быть сохранено в его памяти или распечатано на обычном принтере. Надписи на доске могут делаться специальными цветными маркерами, а копии распечатываться на цветном принтере.

Классная доска то же претерпела сильное изменение, она теперь имеет магнитную поверхность и стала светлой, на ней пишут вовсе не мелом, а разноцветными фломастерами, а написанное стирают мокрой губкой.

Источник

Методы и средства, используемые на уроках истории и обществознания в дистанционной форме обучения.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

учитель истории и обществознания

Методы и средства, используемые на уроках истории и обществознания в дистанционной форме обучения.

В современной жизни компьютерные технологии прочно заняли своё место, внеся изменения и в систему российского образования. Процесс развития дистанционной формы образования всех уровней стал необратимым. Существование такой формы образования, несомненно, расширило социальную активность, в том числе и познавательную, многих россиян. Без ограничений теперь открыты пути и возможности получения образования. Но, по-прежнему, актуальным в профессиональной среде педагогов являются вопросы: как учить?, как повысить мотивацию учащихся? Решение этих вопросов учителя могут найти, овладев современными методами обучения.

Методы обучения — это способы организации учебного материала и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. Выбирая те или иные методы, учитель, прежде всего, должен определить цель их применения. Затем следует подобрать конкретные действия и выбрать те средства обучения, которые приведут к достижению цели, дадут нужный результат. Следует отметить, что редко на своих уроках учитель какой-либо один метод использует в чистом виде, обычно сочетаются несколько. Сегодня на уроках истории и обществознания можно увидеть применение объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, проблемного, частично-поискового, исследовательского методов обучения.

Наиболее эффективными на уроках истории и обществознания являются следующие методы обучения: проблемный, исследовательский и частично-поисковый. Они предполагают активный подход, то есть направлены на реализацию деятельностного отношения учащегося к процессу обучения. Применение этих методы обучения, при создании необходимых условий, позволяет раскрыть потенциальные возможности учащегося.

Подробнее остановимся на использовании исследовательского метода. Он предполагает обязательную постановку учителем поисковой задачи для учащегося при работе с историческими документами, художественными иллюстрациями, фотоматериалами, историческими картами, схемами и др. Результаты проведенного исследования (идея и доказательства) могут быть представлены учащимся (группой учащихся) в презентативной или письменной форме (сообщение, доклад или реферат) или устно.

Исследовательский метод, можно применять и на уроках изучения новой темы. Если на изучение темы отведено несколько уроков, то на первом уроке учитель может провести вводную беседу, познакомить с кругом исторических источников, предложить для ознакомительной работы, например, отрывки из воспоминаний современников событий, законодательные акты, видеоматериалы, аудиофайлы. Учитель обязательно при этом должен поставить перед учащимися задачи и вопросы для будущего исследования. Учебные действия ученика на таком занятии (вводном в новую тему) могут быть в виде письменной работы по составлению плана (простого или сложного), тезисов, опорного конспекта, словаря (хронологического, тематического, персонального). Далее планируется алгоритм самостоятельной исследовательской деятельности учащихся над поставленными задачами, например на уроках-практикумах.

На уроках-практикумах учащиеся решают поставленные перед ними познавательные задачи. Их правильное решение в результате может позволить составить, например, характеристику какого-либо исторического процесса, явления или события общественной жизни. На таких уроках учащиеся должны чётко уметь регламентировать свою работу, возможно распределить её, если выполнение задачи поставленно перед группой, определить источники, необходимые для достижения цели и получения результата. Учащиеся, в зависимости от поставленного задания, могут, например, работать с исторической картой, контурной картой, составлять описания материальных объектов, памятников национальной или мировой культуры, проводить анализ исторических документов. Исследовательская работа с текстами (документы, мемуары, публицистические статьи) и видео- и аудиофайлами (например, документальные сюжеты, голосовые записи выступлений государственных или общественных деятелей) особенно эффективна при изучении событий, остающимися в исторической науке дискуссионными («Правление Ивана Грозного», «Реформы 1860-х гг», ««Россия ХХ век: аграрная реформа П.А.Столыпина», «События 1917 года в России», «НЭП» и др.).

На уроках обществознания через работу с текстами действующих Российских законов, с материалами СМИ, можно анализировать различные ситуации из современной жизни, актуализируя тем самым программные темы курса.

Сегодня, уже не подлежит сомнению то, что, сформированное умение учащихся проводить самостоятельную работу зависит, прежде всего, от мастерства учителя, проявляющемся в том, как он управляет уроком, какими средствами своего предмета учитель способен представить возможности для развития личности ребёнка. Какими же средствами учитель истории и обществознания может развивать способность к самостоятельности учащихся на уроках?

Немаловажным при планировании использования определённых средств обучения является умение определять соответствующие приёмы учебной деятельности ( способы деятельности учителя и адекватные им способы деятельности учеников на уроке).

На мой взгляд, к наиболее эффективным средствам обучения с соответствующими им методическими приёмами относятся:

— словесные средства обучения, например, это может быть монолог, беседа с элементами дискуссии, диалоговое взаимодействие. Приёмы: написание рассказа с продолжением предложенного учителем сюжета, составление рецензии на выступление другого учащегося (группы).

— печатные средства: учебник, хрестоматия, газеты, журналы. Приёмы: анализ исторических материалов (документов); сопоставление текстов, написание комментария к тексту, составление словаря из основных понятий и терминов темы.

— наглядные средства: учебные иллюстрации, репродукции картин, карикатуры, исторические карты, диаграммы, схемы, учебные фильмы, звукозаписи, мультимедийные презентации, образовательные интернет-сайты. Приёмы: сравнение, анализ иллюстраций, работа с контурной картой, сюжетный анализ просмотренного видеоматериала (фильма).

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что, как известно, главный враг успеха — это однообразие и монотонность, рождающие скуку. Только благодаря внедрению в учебный процесс активных методов обучения, разнообразных средств и приёмов обучения можно развить познавательный интерес учеников, результатом которой и станет активная творческая самостоятельная познавательная деятельность.

Источник

Современные методы и приёмы обучения на уроках истории и обществознания.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Современные методы и приёмы обучения на уроках истории и обществознания.

Цели и задачи современной системы исторического образования:

— приобретение знаний о функционировании общества во всём его противоречивости и многообразии;

— формирование личности, ответственной перед обществом и государством;

— формирование умений и навыков самостоятельного поиска знаний, работы с историческим материалом его системного анализа;

— воспитание чувства гордости, любви к своей Родине;

— социализация современного школьника

— использование компьютерных технологий в обучении и развитии ученика.

Инновационные технологии сегодня:

-технология проблемного обучения

-технология проектного обучения

-технология развивающего обучения

— технологии критического мышления

— метод инверсии ( эвристический)

— метод свободных ассоциаций

В современном обществе большое внимание уделяется инновациям. Знания даются только заинтересованному в них человеку, но сегодня в школе у учащихся среднего и старшего звена, к сожалению, слабая мотивация к учёбе и задача учителя – обеспечить положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность различными приёмами и методами.

Именно образование должно давать ответы на «вызовы» времени, меняться, реагируя на изменения в обществе. На современном этапе получение знаний и применение их на практике дополнено новой целью – развивать самостоятельность учащихся, учить их приобретать и творчески применять новые знания.

В связи с реализацией ФГОС ООО, ситуация в образовании принципиально изменилась. Вместе с организационными преобразованиями, целевым отбором содержания исторического образования, она включила экспериментальную проверку новых технологий обучения и новых методик, которые дают возможность получить объективную информацию о различных сторонах педагогического процесса и его результатах.

Метод – это способ достижения цели. В процессе обучения метод – способ взаимодействия учителя и ученика в достижении учебно – воспитательных целей. Поэтому, каждый метод включает в себя обучающую работу учителя ( объяснение нового) и организацию активной учебно- познавательной деятельности учащихся.

Сегодня сам учитель должен не объяснять новый материал, а определять его тему, провести вступительную беседу, проинструктировать учащихся к предстоящей учебной деятельности, предложить им самим осмыслить и усвоить материал по учебнику, по иным источникам.

Приведённые мною приёмы и методы обучения истории и обществознанию, формируют у моих учеников навыки поиска ответа, помогают активному усвоению новых знаний и успешному их закреплению. Это даёт возможность организовать эффективное занятие, целью которого будет не простое усвоение и закрепление материала, а формирование всестороннего представления учащихся о фактах прошлого, критического отношения к источникам и их интерпретации, развитие умения самостоятельно анализировать и оценивать факты, вырабатывать собственный взгляд на события и их последствия.

Использование современных технологий в обучении не решает всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи конкретного урока, характер материала, возможности учащихся. Наибольшего успеха можно достичь, сочетая традиционные и современные технологии обучения, в их взаимосвязи и дополнении друг друга.

В дидактике распространённым является термин «приёмы обучения». Приём – составная часть метода. В процессе обучения приёмы и методы применяются в различных сочетаниях, один и тот же способ деятельности в одних случаях выступает как самостоятельный метод, а в других- как приём обучения. Совокупность приёмов и методов составляет технологии обучения. Я выбрала те, что хорошо зарекомендовали себя на моих уроках.

Технологии критического мышления.

1. Критическое мышление – способность ставить смысловые вопросы, вырабатывать аргументы, принимать продуманные решения. Учащиеся включаются в активную и эффективную учебно- познавательную деятельность. Обучение становится субъективным, осознанным. Учитель уделяет большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слышать других, отстаивать собственную точку зрения. Основа данной методики включает три стадии, которые должны присутствовать на уроке:

Технология предполагает разнообразный набор приёмов:

Верные и неверные утверждения

Знаем. Узнали. Хотим узнать.

2. Смысловое чтение. Для лучшего понимания прочитанного большое значение имеет так называемое «предчтение»: актуализация предшествующих знаний, смысловые догадки о возможном содержании нового текста на основе анализа его названия, поиск связи между понятиями и определениями, датами и событиями. Как результат – работа на проверочных листах с заранее подготовленными вопросами.

3. Групповые технологии я широко применяю в своей работе. Эта форма позволяет реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, распределение обязанностей, взаимозависимость и контроль. Ценность технологии- взаимное обогащение знаниями, организация совместных действий, ведущая к активизации учебно – познавательных процессов, распределение действий, коммуникация, обмен и взаимопонимание. Последним этапом является рефлексия, через которую устанавливается отношение участника группы к собственному действию и обеспечивается коррекция этого действия. При групповой форме работы возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся со стороны учителя и товарищей. К групповым технологиям можно отнести многие технологии нетрадиционных уроков, где есть разделение класса: урок-конференция, урок-путешествие, урок-суд, интегрированный урок. При групповой работе использую различные приёмы:

— Исправление ошибок в тексте

— решение проблемы с точки зрения участников события

— решение группами одной проблемы и выявление преимущества каждого решения

— разбивка нового материала на смысловые отрезки по количеству групп и его подача каждой группой по плану.

— ассоциативный ряд (каждой группе даётся своё понятие, к которому подбираются слова- ассоциации, из которых впоследствии составляются определения).

— смысловой ряд. Данный приём более востребован на уроках обществознания, его я применяю в двух вариантах: дать общее понятие к определённому ряду терминов, или убрать из ряда лишнее понятие.

— эссе. Его написание полезно после изучения знаменательных событий в жизни исторических личностей, для определения отношения самих учащихся к ним.

— кто это? По заданным датам, портретным характеристикам, жизненным ситуациям, значении в истории определить исторического персонажа.

4. Метод проектов. Цель- овладение определёнными практическими и теоретическими знаниями; достижение дидактической цели через детальную разработку проблемы с обязательным получением оформленного результата. По виду деятельности проекты бывают: прикладные, исследовательские, информационные, игровые. Первые два чаще использую в старших классах, игровой и информационный- в 5-7 классах. При проектировании использую моделирование ситуации, эксперимент, социологический опрос. Возрастную группу для опроса определяют учащиеся, или сам учитель (на первоначальном этапе).

5. Метод свободных ассоциаций – способствует развитию творческой активности и логического мышления, совершенствует механизмы запоминания, обогащает словарный запас. Соответственно, этот метод повышает интерес к учебному процессу, усиливает мотивацию в обучении. Эффективность данного метода во многом зависит от эмоциональности учителя; делает урок увлекательным, способствует лучшему запоминанию материала.

Как известно, главный враг успеха – однообразие и монотонность, рождающие скуку. Благодаря внедрению в учебный процесс активных методов обучения, разнообразию средств и приёмов, можно развить познавательный интерес учеников, результатом которой станет активная творческая самостоятельная познавательная деятельность.

Источник

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Одним из важнейших факторов повышения эффективности образовательного процесса является мультимедийная поддержка обучения на основе использования современных технических средств обучения. Практика показывает, что их использование оказывает позитивное влияние на отношение обучающихся к учению, формирует положительную мотивацию, интерес к изучаемому предмету.

Для обеспечения визуализации учебной информации мною были разработаны компьютерные презентации для демонстрации учебного материала и контроля знаний. В данном случае обеспечение наглядности реализуется на принципиально новом, более высоком уровне, позволяя увеличить долю усваиваемого материала, так как параллельно задействованы органы зрения и слуха. Как современное средство обучения, влияющее на основные каналы восприятия материала, компьютерные демонстрации имеют ярко выраженную направленность на активизацию учебной деятельности обучающихся. Этому способствуют такие их особенности, как необычность предъявляемой информации, возможность визуального предъявления проблемной ситуации и постановки познавательных задач, особое эмоциональное воздействие на обучающихся.

Данный урок был проведен в группе секретарей-референтов. Группа была разбита на три подгруппы:

– специалисты по Востоку;

– специалисты по Западу;

– специалисты по России.

На протяжении всего занятия прослеживалась связь с практикой: учащимися были заранее подготовлены презентации на тему: «Экологический кризис», «Проблема войны и мира», которые они защищали.

На этапе закрепления учебного материала обучающиеся выполняли упражнения с использованием компьютера.

НПО, профессия: секретарь-референт, III курс

Тема: Целостность и противоречивость современного мира.

– создать условия для формирования у обучающихся знаний о глобализации мира, об экономической глобализации, о международной торговле, глобальных проблемах современного мира;

– раскрыть взаимосвязи между глобальными проблемами, показать их значимость;

– развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, работать с понятийным материалом; подходить объективно к изучаемым событиям, фактам и явлениям;

– вырабатывать умения применять полученные знания;

— воспитывать уважительное отношение к обществу, уважение к своим товарищам;

— осуществлять патриотическое и нравственное воспитание

— учебник для 11 класса (ч. 2). Человек и общество. Обществознание. Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, политическая карта мира, раздаточный материал (упражнения), диск по обществознанию

Тип урока: комбинированный

Организационный момент (1 мин.)

сообщение о гостях, присутствующих на уроке

Повторение изученного материала (9 мин.)

Беседа с экспертами

1. Что вы понимаете под словом цивилизация?

2. Что такое ценности?

3. Чем характеризуется цивилизация?

4. В чем же проявляется многообразие современного мира?

Дискуссия со специалистами по Востоку и Западу

Учитель: Мир многообразен, но, несмотря на такое многообразие, он делится на две мегосистемы – это Восточную и Западную.

Ответ: Традиционное общество.

2. Западное общество – это какое общество?

Ответ: Индустриальное общество.

Охарактеризуйте традиционное и индустриальное общество.

Ответы специалистов по Востоку и Западу (парируют друг другу)

1. Специалист по Востоку

«Непрерывность» исторического процесса.

1. Специалист по Западу

История движется неравномерно, разрывы м/у эпохами очевидны.

2. Специалист по Востоку

Неприменимость европейской концепции линейного прогресса к характеристике особенностей исторического развития.

2. Специалист по Западу

Общественно-исторический прогресс достаточно очевиден и может быть «изменен» посредством разных критериев.

3. Специалист по Востоку

Тип отношений общества и природы построен не на принципе победы над нею, а на идее слияния с нею.

3. Специалист по Западу

Общество стремится властвовать над природой, подчиняя ее.

4. Специалист по Востоку

Основа экономической системы – общинно-государственные формы собственности.

4. Специалист по Западу

Основа экономики – институт достигшей высокого развития частной собственности.

5. Специалист по Востоку

Уровень социальной мобильности невысок, границы м/у социальными общностями устойчивы.

5. Специалист по Западу

Социальная мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически неограниченны.

6. Специалист по Востоку

Государство подчиняет к себе общество.

6. Специалист по Западу

Общество автономно от государства, сложилось развитое гражданское общество.

7. Специалист по Востоку

Принцип автономии свободной от государства и общностей личности отсутствует.

7. Специалист по Западу

Автономия, свободы и права личности закреплены конституционно. Отношения м/у личностью и обществом строятся на взаимной ответственности. (Игнатова)

8. Специалист по Востоку

Главный регулятор общественной жизни – традиция, обычай, следование нормам жизни предшествующих поколений.

8. Специалист по Западу

Важнейшими социальными ценностями признаны способность и готовность к изменениям, новациям.

Беседа с экспертами

Учитель: Именно Запад перешел от индустрии к постиндустрии. Так чем же характеризуется постиндустриальное общество?

Ответ: Благодаря научно-технической революции появились:

1. Ресурсно-сберегающие технологии, что сократило применение природного сырья.

2. На базе электронно-вычислительной техники началась революция в управлении производством.

3. Мелкосерийное производство

4. Расширение коммуникативных возможностей: появление многоканального и спутникового телевидения, печатных изданий, личных компьютеров и т.д.

5. Этнические, культурные различия не рассматриваются теперь как помеха на пути развития общества.

Беседа со специалистами по России

Учитель: А какое же место в этом мире занимает Россия? Чем характеризуется Российское общество?

Российское общество проходит полосу глубоких перемен. Все признают, что страна переживает переходный период. А для переходных состояний характерно наличие элементов старого (прежних учреждений, законов, традиций, привычек и т.д.) и элементов нового (зарождающихся организаций, правовых норм, отношений и т.д.). Их взаимодействие противоречиво и порождает сложную, быстро меняющуюся ситуацию в общественно-политической жизни.

Ученые, историки, философы, политологи – высказывали различные суждения о том, какая общественная система сложилась в СССР в 30-40-х гг. Одни говорили, что это было раннесоциалистическое общество, подвергшееся впоследствии значительным деформациям. Другие утверждали, что созданный общественный строй ничего общего с социализмом не имеет. Третьи полагали, что возникшую общественную систему следует рассматривать как худший из возможных вариантов социализма.

Несмотря на предисловия инакомыслящих, в 60-70-х гг. усилилась критика сложившейся административно-бюрократической системы, рождались проекты реформ в экономике и политике. Во второй половине 80-х гг. состоялось проведение общественных преобразований. Однако представление о том, какие изменения необходимы, какие общественные порядки следует создавать, сложилось не сразу.

Решительные шаги по пути реформ были сделаны после событий 1991г. Для человека должны быть созданы условия жизни и труда, достойные современной цивилизации. Таким образом, речь идет о формировании механизмов гражданского общества и правового государства. Обновленное общество не может быть не чем иным, как воплощением достижений мировой цивилизации и исторического творчества народов России. Ряд процессов, происходящих в нашем обществе, имеет общецивилизационный характер, поскольку в той или иной форме они имели и имеют место в других странах, что позволяет не только заимствовать имеющийся опыт, но и совместно искать пути решения наиболее остро стоящих проблем. Перспектива нашей страны – постепенное движение к российскому варианту общества постиндустриального типа.

Объяснение нового материала. (25 мин.)

(На экране слайд № 2 « В чем заключается целостность и противоречивость современного мира?»)

В конце урока мы должны будем ответить на этот вопрос.

А чтобы на него ответить мы должны рассмотреть следующие пункты плана: (На экране слайд № 3

Что способствует развитию глобализации экономики?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *