официальный сайт мужского монастыря в пензе
Совершаемые требы
Акафист святителю Луке Войно-Ясенецкому о здравии на 40 дней | 200 Р |
Панихида (на 40 дней) | 350 Р |
Акафист святителю Луке Войно-Ясенецкому о здравии | 10 Р |
Лития о упокоении | 10 Р |
Поминовение о здравии на проскомидии (обедня) | 10 Р |
Поминовение об упокоении на проскомидии (обедня) | 10 Р |
Панихида | 20 Р |
Молебен (Заказать молебен можно Спасителю, Божией Матери и всем православным Святым) | 10 Р |
Сорокоуст (с выниманием частиц) о здравии | 200 Р |
Сорокоуст (с выниманием частиц) об упокоении | 200 Р |
Поминовение на 1 месяц (без вынимания частиц) о здравии | 50 Р |
Поминовение на 1 месяц (без вынимания частиц) об упокоении | 50 Р |
Поминовение на 6 месяцев о здравии | 300 Р |
Поминовение на 6 месяцев об упокоении | 300 Р |
Поминовение на 1 год о здравии | 600 Р |
Поминовение на 1 год об упокоении | 600 Р |
Каждый четверг после вечернего богослужения совершается молебен святителю Луке Крымскому перед частицей его мощей.
Храмы монастыря открыты ежедневно:
Нижний храм Казанской иконы Божией Матери с 6.30 до 19 часов без перерыва.
Верхний храм Преображения Господня с 6.30 до 15 часов, перерыв с 12.00 до 13.00.
© Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
© Русская Православная Церковь
© Московский Патриархат
© Пензенская епархия
Богослужения
Спасо-Преображенский мужской монастырь
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ НА НОЯБРЬ 2021 ГОДА
Праздник
Служба
Седмица 20 по Пятидесятнице
Прор. Иоиля. Прп. Иоанна Рыльского. Мч. Уара и иже с ним. Блж. Клеопатры и Иоанна. Сщмч. Садока и иных.
Литургия
Полиелей
Прп. Гавриила Самтаврийского
Вмч. Артемия. Прав. Отрока Артемия Веркольского
Прп. Илариона Великого, Свт. Илариона, еп. Меглинского. Прпп. Илариона Печерского, Илариона Псковоезерского,
Феофила и Иакова Омучских. Мчч. Дасия, Гаия и Зотика.
Всенощное бдение
15:50
04.11.
Четверг
Казанской иконы Божией Матери.
Равноап. Аверкия. Семи отроков Ефесских. Мчч. Александра еп., Ираклия воина и жен Елисаветы, Феодотии и Гликерии. Андрониковской иконы Божией Матери.
Литургия
Славословие
Акафист свт.Луке
Ап. Иакова, брата Господня по плоти. Прпп. Иакова, Елисея. Свт. Игнатия
Димитриевская родительская суббота
Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Мчч. Арефы и иных, Синклитикии и дщерей ее. Прп. Арефы,
Сисоя и Феофила. Блж. Елезвоя. Свт. Афанасия.
Всенощное бдение
15:50
07.11.
Воскр.
Неделя 20-я по Пятидесятнице
Прп. Матроны исп. Мчч. Маркиана, Мартирия, Прп. Мартирия диакона и Мартирия затворника, Печерских. Мч. Анастасия.
Прав. Тавифы.
Литургия (раняя)
Литургия (поздняя)
Вечернее богослужение
Полиелей
15:50
Понед.
Седмица 21-я по Пятидесятнице
Вмч. Димитрия Солунского. Прпп. Феофила, Афанасия,
Литургия
Мч. Нестора. Прп. Нестора Летописца. Блгв. Кн. Андрея.
Мчч. Капитолины и Еротииды, Мч. Марка и иже с ним.
Полиелей (Б)
15:50
10.11.
Свт. Димитрия Ростовского. Прп. Иова Почаевского.
Мц. Параскевы Пятницы. Мчч. Терентия, Неониллы и чад их, Африкана и иных, Прпп. Стефана, Иова, Нестора, Иоанна.
Прмц. Анастасии Римляныни. Прпп. Аврамия, Анны. Блж. Марии. Мчч. Клавдия, Астерия, Неона и Феониллы.
Акафист свт.Луке
Сщмч. Зиновия и Зиновии. Апп. Тертия, Марка, Иуста и Артемы. Сщмч. Маркиана. Мцц. Евтропии, Анастасии. Свв. Стефана,
Драгутина и Елены. Озерянской иконы Божией Матери.
Апп. Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула. Мч. Епимаха. Сщмч. Протоиерея Иоанна.
Прпп. Спиридона, Никодима, Мавры.
Всенощное бдение
15:50
14.11.
Воскр.
Неделя 21-я по Пятидесятнице
Бесср. Косьмы и Дамиана,прп. Феодотии. Сщмчч. Иоанна и
Иакова. Мчч. Ерминингельда, Кириены и Иулиании, Кесария, Дасия и иже с ним.
Литургия (ранняя)
Литургия (поздняя)
Седмица 22-я по Пятидесятнице
Мчч. Акиндина, Пигасия и иных. Прп. Маркиана.
Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери.
Мчч. Акепсима, Иосифа и Аифала.
Обновление храма вмч. Георгия в Лидде. Мчч. Аттика, Агапия и дружины их. Прп. Акепсима. Прав. Снадулии.
Среда.
Прп. Иоанникия Великого. Сщмч. Никандра и Ермея.
Прп. Меркурия Печерского.
Полиелей (Б)
Свт. Тихона, патриарха Московского, отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг. Мчч. Галактиона и
Епистимии. Апп. От 70 Патрова, Ерма, Лина, Гаия, Филолога. Свт. Григория, архиеп. Александрийского.Свт. Ионы, архиеп. Новогородского.
Вечернее богослужение (А)
Акафист свт.Луке
Свтт. Павла, Германа. Прпп. Луки, Варлаама. Мцц. Текусы, Александры и иных.Прп. ВарлаамаХутынского.
Мчч. Мелитинских. Прпп. Лазаря, Зосимы, Кирилла.
Мчч. Феодота, Меласиппа, Касинии и Антонина, Авкта, Тавриона и Фессалоникии. Иконы Божией Матери «Взыграние».
Всенощное бдение
15:50
21.11.
Воскр.
Неделя 22-я по Пятидесятнице
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила,
Иегудиила, Варахиила и Иеремиила.
Литургия(ранняя)
Литургия(поздняя)
Полиелей (А)
15:50
22.11.
Понед.
Седмица 23-я по Пятидесятнице
Иконы Божией Матери «Скоропослушница».
Мчч. Онисифора и Портирия, Александра, Антония.
Прпп. Матроны, Феоктисты, Онисифора, Иоанна, Евстолии и Сосипатры.
Литургия
Апп. Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта и Тертия.
Мчч. Ореста, Константина. Сщмч. Милия и учеников его.
Прп. Феостирикта. Колесование вмч. Георгия.
Вечернее богослужение (А)
24.11.
Вмч. Мины. Мчч. Виктора, Стефаниды, Стефана, Викентия. Прпп. Феодора Студита, Мартирия. Блж. Максима Московского.
Свт. Иоанна Милостивого, патр. Александрийского. Прп. Нила постника. Блж. Иоанна Ростовского. Прор. Ахии. Иконы Божией Матери «Милостивая».
Всенощное бдение
15:50
26.11.
Пятница
Свт. Иоанна Златоустого.
Мчч. Антонина, Никифора и Германа. Мц. Манефы.
Литургия
Полиелей
Апостола Филиппа. Заговенье на Рождественский (Филиппов ) пост. Прп. Филиппа. Прав. Царя Иустианина, царицы Феодоры. Свт. Григория Паламы.
Всенощное бдение
15:50
28.11.
Воскр.
Неделя 23-я по Пятидесятнице
Начало Рождественского поста.
Мчч. и испп. Гурия, Самона и Авива. Прп. Паисия Величковского. Мчч. Елпидия, Маркелла и Евстохия. Мч. Димитрия.
Купятицкой иконы Божией Матери.
Литургия(ранняя)
Литургия(поздняя)
Полиелей
15:50
Седмица 24-я по Пятидесятнице
Апостола и евангелиста Матфея.
Прав. Фулвиана, кн. Ефиопского.
Литургия
Славословие (Б)
Прп. Никона Радонежского. Свт. Григория Неокесарийского.
Прп. Лазаря. Мч. Гоброна и иже с ним.
Мчч. Платона, Романа и Варула, Закхея и Алфея.
События
В канун престольного праздника митрополит Серафим совершил всенощное бдение в Спасо-Преображенском монастыре
Вечером 3 ноября 2021 года, в канун празднования Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году), митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил всенощное бдение в Спасо-Преображенском мужском монастыре города Пензы, нижний храм которого освящен в честь иконы Пресвятой Богородицы, именуемой «Казанская».
В день своего рождения митрополит Серафим совершил литургию в Спасо-Преображенском мужском монастыре
25 сентября 2021 года, в день перенесения мощей праведного Симеона Верхотурского (1704 г.), в день отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском мужском монастыре г. Пензы.
Митрополит Серафим совершил литургию в Спасо-Преображенском мужском монастыре в день Усекновения главы Иоанна Предтечи
11 сентября 2021 года, в день празднования Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском мужском монастыре г. Пензы.
Митрополит Серафим совершил всенощное бдение в Спасо-Преображенском мужском монастыре в канун Усекновения главы Иоанна Предтечи
Вечером 10 сентября 2021 года, накануне дня памяти Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил всенощное бдение в Спасо-Преображенском мужском монастыре.
В день престольного праздника митрополит Серафим совершил литургию в Спасо-Преображенском мужском монастыре
19 августа 2021 года, в день празднования Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском мужском монастыре города Пензы.
Митрополит Серафим совершил монашеский постриг в Спасо-Преображенском мужском монастыре
Вечером 19 августа 2021 года митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим посетил Спасо-Преображенский мужской монастырь города Пензы, где совершил монашеский постриг инока и послушника обители. Инок Андрей Чепаров в монашестве был наречен Ираклием в честь мученика Ираклия Севастийского, послушник Александр Шалимов был наречен Митрофаном в честь святителя Митрофана, епископа Воронежского.
Накануне престольного праздника митрополит Серафим совершил всенощное бдение в Спасо-Преображенском мужском монастыре
Вечером 18 августа 2021 года, накануне празднования Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил всенощное бдение в Спасо-Преображенском мужском монастыре города Пензы.
В праздник Рождества святого Иоанна Предтечи митрополит Серафим совершил литургию в Спасо-Преображенском мужском монастыре
7 июля 2021 года, в день празднования Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском мужском монастыре города Пензы.
В канун Рождества Иоанна Предтечи митрополит Серафим совершил всенощное бдение в Спасо-Преображенском мужском монастыре
Вечером 6 июля 2021 года, в канун празднования Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил всенощное бдение в Спасо-Преображенском мужском монастыре города Пензы.
Спасо-Преображенский мужской монастырь приглашает верующих поклониться мощам святителя Луки Крымского
В Неделю о слепом митрополит Серафим совершил Литургию в Спасо-Преображенском мужском монастыре
6 июня 2021 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил Божественн ую литургию в Спасо-Преображенском мужском монастыре города Пензы.
В день первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи митрополит Серафим совершил Литургию в Спасо-Преображенском мужском монастыре
9 марта 2021 года Православная Церковь празднует первое и второе обретение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В этот день митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском мужском монастыре города Пензы.
В день памяти святителя Иоанна Златоуста митрополит Серафим совершил Литургию в Спасо-Преображенском мужском монастыре
9 февраля 2021 года, в день перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста из Коман в Константинополь (438), митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил Бож ественную литургию в Спасо-Преображенском мужском монастыре города Пенз ы.
В канун Недели по Богоявлении митрополит Серафим совершил всенощное бдение в Спасо-Преображенском мужском монастыре
Вечером 23 января 2021 года, в канун Недели 33-й по Пятидесятнице, по Богоявлении, накануне дня памяти преподобного Феодосия Великого, общих житий начальника (529), митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил всенощное бдение в Спасо-Преображенском мужском монастыре города Пензы.
В канун Недели 30-й по Пятидесятнице митрополит Серафим совершил всенощное бдение в Спасо-Преображенском мужском монастыре
Вечером 2 января 2020 года, в канун Недели 30-й по Пятидесятнице, перед Рождеством Христовым, святых отец, накануне дня памяти святителя Петра, митрополита Московского и всея России чудотворца (1326), митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил всенощное бдение в Спасо-Преображенском мужском монастыре города Пензы.
В Неделю 23-ю по Пятидесятнице митрополит Серафим совершил Литургию в Спасо-Преображенском мужском монастыре
15 ноября 2020 года, в неделю 23-ю по Пятидесятнице, в день памяти мчч. Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора, Анемподиста и иже с ними (ок. 341-345), митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском мужском монастыре города Пензы.
Выпуск программы «Вопросы веры» посвятили Спасо-Преображенскому мужскому монастырю
Новый выпуск информационно-просветительской программы Пензенской митрополии «Вопросы веры», которая выходит на телеканале «Союз», посвящен престольному празднику Спасо-Преображенской обители в Пензе.
В праздник Преображения Господня митрополит Серафим возглавил Литургию в Спасо-Преображенском мужском монастыре
19 августа 2020 года, в день празднования Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Высокопреосвященнейший Серафим, митрополит Пензенский и Нижнеломовский, Преосвященнейший Вениамин, епископ Ардатовский и Атяшевский, совершили Божественную литургию в Спасо-Преображенском мужском монастыре города Пензы.
Накануне Преображения Господня митрополит Серафим совершил всенощное бдение в Спасо-Преображенской обители
Вечером 18 августа 2020 года, накануне празднования Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил всенощное бдение в Спасо-Преображенском мужском монастыре города Пензы.
В канун престольного праздника владыка Серафим совершил всенощное бдение в Спасо-Преображенском мужском монастыре
Вечером 20 июля 2020 года, в канун празднования явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579), митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил всенощное бдение в Спасо-Преображенском мужском монастыре города Пензы, нижний храм которого освящен в честь иконы Пресвятой Богородицы, именуемой «Казанская».
© Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
© Русская Православная Церковь
© Московский Патриархат
© Пензенская епархия
О монастыре
Спасо-Преображенская обитель – одна из самых старинных в Пензе. Принято считать, что монастырь был основан в 1688/89 г., на горе между рекой и новопостроенной крепостью Пензой, «по данной грамоте Государей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и Великой Княжны Софии Алексеевны всея великия, и малыя, и белыя России самодержцев». Но его зачатки могли складываться и раньше. Есть сведения, что в 1674, 1667-1689 и 1691 гг. в Пензе упоминаются некие три мужские монашеские общины (не соотносимые с Предтечевым монастырем за Сурой); предполагают, что Спасо-Преображенский монастырь возник при их слиянии в одну.
В апреле 1691 г. был дан антиминс к освящению «церкви Преображения Господня на посаде, на Пензу, в монастырь», в 1707 г. – выдан антиминс и в новопостроенную монастырскую Казанскую церковь. В 1724 г. сюда перенесли церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи из упраздненного Пензенского Предтечева монастыря; в обитель перешла оттуда и братия.
В первой половине XVIII в., когда Пенза еще не была центром наместничества и губернии, Спасо-Преображенский (Спасский) монастырь уже играл главенствующую роль среди окрестных храмов и обителей. Саранский исследователь С. Б. Бахмустов пишет: «Спасо-Преображенский монастырь сыграл серьезную роль в колонизации и христианизации Понизовья: его монахи славились ученостью, и даже самое первое духовное училище (в 1730-х годах) тоже открыли спасские старцы, осуществлявшие, кроме всего прочего, общий надзор за благочиниями обширного региона в междуречье Мокши и Суры – так называемой четвертой школы (округа) Синодальной области. В школу, кроме Пензы и Пензенского уезда, входили монастыри и храмы Саранского, Петровского, Борисоглебского, Темниковского, Краснослободского, Керенского уездов и Белополья, то есть тяготевшего к Тамбову поречья Вада, Выши, Ломовки и верховий Суры. В количественном отношении четвертая школа складывалась из 20 монастырей и 360 храмов, иными словами духовное правление, сложившееся из чернецов пензенской обители, явилось прообразом епархиальной канцелярии». Встречаются документы середины XVIII в., в которых игумены Спасо-Преображенского монастыря вершат власть над окрестными приходами, почти как архиереи.
И действительно, именно в этой обители возникло первое в Пензенском крае учебное заведение. Правда, увы, «школа не сделала ни одного выпуска из-за злоупотребления средствами».
Деятельным настоятелем показал себя игумен Никон (Волоский). Именно его трудам мы обязаны появлением самого древнего в Пензе каменного здания, сохранившегося до наших дней, – соборного Преображенского храма в монастыре. В 1735 г., по его прошению, было велено «вместо ветхих деревянных Преображенской и Казанской церквей, построить вновь каменную церковь в верху во имя Преображения Господня, а под нею наисподи Казанския Пресвятыя Богородицы». Окончили стройку в 1750 г.
В 1738 г. одну из ветхих деревянных церквей отдали из монастыря на строительство Петропавловской, приписной к городскому Покровскому храму. В том же 1738 г. в обители была достроена и освящена деревянная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Опись 1764 г. дает представление о храмах обители. «В том монастыре каменных церквей две: одна о двух апартаментах, в ней престолов – в верхнем Спасо-Преображения Господня; в нижнем Казанския Богородицы, да в трапезе по сторонам по правую Иоанна Предтечи, а по левую Иоанна Златоустого… Да при оной церкви на колокольне железные большие часы, которые за повреждением ходу не имеют. Вторая церковь, застроенная в 1756 г. … строением окончена в 760 г. во имя Пресвятыя Богородицы Тихвинския, но токмо в оной иконостаса и иконного писания за неимением к тому денег не окончено». В это время монастырю принадлежала пригородная деревня Пензятка с 34 душами мужского пола крепостных, 50 четвертей земли, сенные покосы, рыбные ловли, пчельник.
После секуляризации в монастырь в 1765 г. перевели братию упраздненного Мокшанского Казанского монастыря во главе со строителем иеромонахом Питиримом. Сам Спасо-Преображенский монастырь упразднен не был, но остался за штатом. Лишь в 1798 г., когда упразднили Ферапонтов монастырь в Новгородской епархии, Пензенский Спасо-Преображенский (по ходатайству тамбовского епископа Феофила) занял его место, и все же попал в число штатных третьеклассных (из Ферапонтова же в Пензу перевели иноков).
В 1764 г. севернее монастыря появился еще один храм – деревянная часовня Божией Матери Живоносного Источника над святым родником. Она дважды заново отстраивалась – в 1804 г. деревянной и в 1850 г. каменной. Почитание родника продолжалось вплоть до революции, в середине 20-х гг. храм Живоносного Источника снесли.
Второй период в истории монастыря отсчитывается с конца XVIII в. В 1791 г., вскоре после екатерининской перепланировки города, расположение обители на горе, в самом центре Пензы, было найдено неудобным. Кроме того, тамбовский краевед Г. Хитров глухо упоминает о ссорах и беспорядках среди братии. Он же пишет: «Город строился по новому, Высочайше утвержденному плану, по которому немалая часть монастырской усадьбы назначена была к занятию частными строениями. Для входа в монастырь оставался один неудобный крутой спуск с горы. Существование его приходилось не у места. С другой стороны, самые церкви монастырские почти отказывались от поправки и обновления. Двухэтажная церковь Спасо-Преображенская, при многих расселинах, угрожала падением; церковь Тихвинская, стоявшая на вратах, по своей ветхости скоро могла свалиться под гору». Епископ Тамбовский и Пензенский Феофил предложил перенести обитель. И в 1794 г. монахов перевели за южную окраину губернского центра, на место Вознесенского кладбища. Преображенская церковь стала приходской, Тихвинскую разобрали и использовали при строительстве нового монастыря.
Первым храмом обители на новом месте стала Вознесенская кладбищенская церковь, построена в 1779-1784 гг. Вскоре построили каменную ограду, корпуса – три братских и трапезный с храмом Божией Матери Всех Скорбящих Радости (1796; разобран в 1832).
Величественный монастырский ансамбль формировался постепенно. В 1798 г. была построена трехъярусная 56-метровая колокольня с церковью Тихвинской иконы Божией Матери. В 1821-1828 гг. возводился Преображенский собор. Наконец, в 1849 г. известная пензенская благотворительница Мария Михайловна Киселева построила над могилой мужа Троицкий храм (он же Вифлиемо-Воскресенский, Киселевский) – двухэтажный, с приделами Живоначальной Троицы и Обновления Храма Воскресения Христова наверху и Казанским, Александро-Невским и Христорождественским внизу (освящены в 1852-1855 гг.). Рождественский придел неизменно привлекал богомольцев тем, что представлял собой точную копию храма Рождества в Вифлиеме.
Монастырское кладбище считалось самым престижным некрополем в губернии, здесь были похоронены губернские предводители дворянства А. Н. Арапов (1801-1872) и Д. К. Гевлич (1837-1913), первый председатель губернской земской управы А. Н. Бекетов (1824-1898), основоположник пензенского церковного краеведения протоиерей Я. П. Бурлуцкий (1819-1886), врач-психиатр К. Р. Евграфов (1859-1917), благотворительница М. М. Киселева (1798-1887), мемуарист И. И. Мешков (1766-1844), губернатор А. А. Панчулидзев (1789-1867), городской голова П. П. Сергеев (1799-1874), архитектор А. С. Федотов (1842-1909), родители писателя М. Н. Загоскина, и многие другие замечательные пензенцы.
В монастырской земле нашел свой последний приют и Александр Михайлович Евреинов (1773-1816), с 1804 г. – пензенский вице-губернатор, деятельный чиновник, в 1807-1808 гг. исполнявший обязанности губернатора. Его вдова Александра Алексеевна (1777-1842), урожденная Столыпина, родная сестра Елизаветы Алексеевны Арсеньевой – бабушки Михаила Лермонтова, в 1816-1817 гг. построила над могилой мужа Александро-Невский храм. Достоверно известно, что на погребении зятя присутствовала Елизавета Арсеньева; выскажем предположение, что позже она могла бывать здесь и со своим маленьким внуком. Повзрослев, поэт общался с сыном Евреиновых Павлом (1805-1857), своим троюродным братом.
Монастырь, несмотря на свое значение, местоположение и доходы, никогда не был многолюдным. В 1723 г. здесь было 15 насельников, в 1764 г. – 7 монахов (а также здесь проживали 7 человек белого духовенства и 12 отставных военных с семьями), в середине 1850-х гг. – 25 (в т.ч. 12 собственно монахов), в 1896 г. – 26 (в т.ч. монашествующих 9), в 1907 г. – 14 (в т.ч. монашествующих 7), в 1908 г. – 24 (в т.ч. монашествующих 8).
Но лучше, чем скупые факты, помогут представить себе всю красоту обители строки мемуариста. В июне 1838 г. в ходе своей поездки по Европейской России в Пензе побывал чиновник министерства внутренних дел Михаил Павлович Жданов; позже в своих записках он оставил строки о посещении им Спасо-Преображенского монастыря и знакомстве с архимандритом Антонием. «На лугу р. Пензы стоит монастырь, он так красив, так привлекателен своей архитектурою, чистою белизною, что невольно поедешь посмотреть его. Это Спасо-Преображенский монастырь, существующий уже лет 60. Добрый архимандрит сам водил меня в церковь, ризницу и на трапезу. Собор, или главная церковь, отделан очень просто, на царских вратах Благовещение резное, а не живописное, что встречается очень редко; другая, зимняя церковь деревянная, в ней очень мало образов. Около церквей несколько памятников, невеликолепных. При монастыре разводится небольшой сад».
В годы гражданской войны в обители жили управляющие епархией – епископы Иоанн (Поммер), будущий священномученик Рижский, и Григорий (Соколов). «Нападение на меня чекистов в день Пасхи, угрозы монастырю, где находилось мое жилище, тюрьма, пытки… – вот те обстоятельства, в которых мне приходилось работать», – вспоминал десятилетие спустя Владыка Иоанн о своем служении в Пензе.
Его биограф, игумен Феофан (Пожидаев), добавляет: в конце мая 1918 г., во время белочешского мятежа в Пензе, «большевики безо всякого повода открыли артиллерийский огонь по Преображенскому монастырю, где пребывал Архиепископ. Центром обстрела было занимаемое им помещение. Несколько снарядов попали в келии, смежные с келией Владыки. Большевики объяснили этот случай недоразумением, однако в нечаянность акции трудно было поверить. Народ истолковывал это «недоразумение» как покушение на Архиепископа и заявил протест местным властям.
В сентябре 1918 года был произведен тщательный обыск в келии и канцелярии Архиепископа, не давший никаких результатов, а сам Архиепископ был увезен в Губчека на очную ставку с одним из заключенных перед расстрелом. Был вечер. В храмах начинали служить всенощную. Когда верующим стало известно, что Архиепископ увезен в «дом, откуда не возвращаются», люди решили, что Владыка расстрелян вместе с другими заключенными. Когда архиепископ Иоанн с большим опозданием все-таки прибыл на богослужение, то застал не всенощное бдение, а панихиду по «новопреставленному» архиепископу Иоанну».
Скорее всего, именно в Спасо-Преображенской обители в 1920 г. Преосвященный Иоанн рукоположил во диаконы старца Иоанна Оленевского (Ивана Васильевича Калинина, ок.1862-1951), будущего священноисповедника, и здесь же тот проходил сорокоуст. Последний настоятель монастыря архимандрит Иоанникий был духовником старца.
Формально монастырь был закрыт в 1918 г., в 1919-1921 гг. здесь уже помещалась «колония дефективных детей», а с 1924 г. на территории обители организовали конный обоз по вывозу нечистот. Часть помещений отняли под конюшни и квартиры рабочих обоза. Но монашеская жизнь еще теплилась здесь вплоть до ареста в 1932 г. последнего настоятеля архимандрита Иоанникия (Жаркова).
В 1928-1929 гг. службы в монастырских храмах совершали архимандрит Иоаникий и иеромонахи Евфимий (Милованов) и Макарий (Матюхин), чуть позже к ним присоединились Нектарий и Сергий (Соловьев). Скорее всего, они и должны считаться последними насельниками обители. В это время основные службы шли в Спасо-Преображенской церкви, но не были отняты и остальные: Вознесенская, Вифлиемская и колокольня.
С 1927 г. вокруг монастыря разрешили частную застройку, постепенно здесь появились улицы Индустриальная, Отдельная, Полевая. Позже этот микрорайон получил название «Свинтрест».
Один из монастырских храмов заняли «сушилкой» в 1929 г., другой разобрали к 1932 г., еще один в 1931 г. передали конторе «Установка» под школу по подготовке кадров, Спасо-Преображенский собор закрыли в 1934 г. В 1931 г. монастырское хозяйство передали «Продуктпереработке» для огородного пригородного совхоза. В апреле 1933 г. было принято решение о ликвидации уцелевших построек для использования территории под электростанцию, и к маю 1934 г. площадь уже была освобождена. Красивейший монастырский ансамбль перестал существовать физически.
Архимандрита Иоанникия посадили в 1932 г. на три года, позже он жил в Моршанске, в 1937 г. там был арестован вторично и расстрелян.
Уничтожение монастырского некрополя началось практически сразу после революции, в 1925 г. кладбище было официально закрыто, в 1940-60-х гг. все надгробия вывезли, зарыли в траншеях, использовали на поделочный камень.
Н. И. Ткач пишет: «В 1950-е годы, когда начали вбивать сваи под фундамент строящихся зданий, они стали проваливаться в могильные склепы. Тогда с помощью строительной техники на месте кладбища расчистили пространство под котлован, а сохранившиеся полуистлевшие гробы вывозили неподалеку в болотистое место, оставшееся после осушения небольшого озера, находившегося близ монастырской рощи. В остатках захоронений находили кресты, иконы, драгоценности.
Дольше всего простояли монастырская каланча и стена (параллельно ей строилась улица Индустриальная). Окончательно они были разрушены в середине 1970-х годов, когда на их месте строилось административное здание спецавтобазы».
Территорию Спасо-Преображенской обители постепенно заняли различные организации – автобаза МЧС, корпус Кузнецкого мебельного комбината, жилые дома уже упоминавшегося района «Свинтрест». В 2002 г. в «мебельном» корпусе, по стечению обстоятельств, разместилась архитектурно-творческая мастерская «Дабор», занимающаяся строительством храмов. Ее руководитель архитектор Дмитрий Александрович Борунов решил в память об уничтоженной обители устроить в корпусе Вознесенский молитвенный дом. В 2005 г. здесь прошла первая литургия. В 2006 г. были обнаружены надгробия А. Н. Арапова, Д. К. Гевлича, М. А. Сабуровой и Загоскиных с монастырского кладбища, их перенесли на территорию мастерской «Дабор».
Преображенская церковь после переноса загород монастыря стала приходской. Здесь многие годы молился, а потом был отпет архитектор Михаил Андреевич Рудкевич (1846-1914), здесь же крестили его сына, восприемницей которого была благотворительница Мария Киселева. В 1900 г. под руководством Рудкевича производился ремонт старейшей в городе Преображенской церкви, тогда был укреплен бутовый фундамент, частично заменена кирпичная кладка, но алтарная часть при этом не перестраивалась. Это случай считается одним из первых примеров реставрации памятников истории и культуры в Пензенской губернии.
Закрыли Преображенскую церковь в 1931 г. У храма уничтожили колокольню и пятиглавие, пристроили к нему двухэтажное северное крыло. До 1984 г. здесь размещался областной архив, затем хранилище библиотеки им. Лермонтова. В 1993 г. здание вернули епархии, на Преображение 1995 г. в нем возобновили службы – сначала в нижнем Казанском храме, а в 2010 г. освятили и верхний, Преображенский. По благословению архиепископа Пензенского и Кузнецкого Серафима (Тихонова), над восстановлением святыни трудился первый в новой истории настоятель церкви, священник Иоанн Яворский.
С 2001 г. Преображенская церковь была подворьем Керенского Тихвинского монастыря, с 2008 г. – Нижнеломовского Казанского. Здесь постоянно жили несколько иноков, и, таким образом, Спасо-Преображенский монастырь постепенно возрождался на своем первоначальном месте. На подворье всегда останавливался, когда бывал в Пензе, любимый всей православной Россией старец схиархимандрит Питирим (Перегудов, 1920-2010) из Санаксарского монастыря.
26 июля 2010 г., согласно прошению епископа Пензенского и Кузнецкого Вениамина, Священный Синод благословил преобразование подворья в самостоятельный Спасо-Преображенский мужской монастырь. Одна из старейших монашеских обителей Пензенского края вновь заняла достойное место среди святых мест области. Обязанности наместника были возложены на иеромонаха Нестора (Люберанского, ныне епископ Кузнецкий и Никольский).
В сентябре 2010 г. монастырю в качестве скита передали Тихвинский храм на Семи Ключах в Шемышейском районе. Здесь за последующие несколько лет был возведен двухэтажный кирпичный братский корпус, посажен фруктовый сад, проведено электричество.
Благоустраивался и сам монастырь. В 2012-2013 гг. около южной стены храма, по проекту архитектора Льва Ходоса и усердием ктитора Сергея Богомолова, построили часовню-усыпальницу, в которой 21 сентября 2013 г. были перезахоронены супруги-благотворители Киселевы. 26 сентября митрополит Вениамин освятил часовню.
Параллельно преображался и храм. В 2013-2014 гг. была перекрыта медью крыша четверика и трапезной.
© Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
© Русская Православная Церковь
© Московский Патриархат
© Пензенская епархия