один отец значит больше чем сто учителей
Один отец значит больше чем сто учителей
ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ ЭССЕ
» Один отец даст больше, чем сто учителей» Гербер
В данном высказывании автор поднимает проблему роли семьи в жизни человека, отдавая большое значение именно отцовскому воспитанию. Как мне кажется, он говорит о том, что именно отец оказывает то влияние на формирование человека, которое не может оказать никто — даже, например, учителя.
Семья — это социальная группа, члены которой связаны кровным родством, общностью быта и взаимной социальной ответственностью. Основные наиболее важные функции семьи- это экономическая репродуктивная, рекреативная, коммуникативная, регулятивная и воспитательная. О последней хотелось бы поговорить подробнее.
Воспитательная функция семьи- это осуществление первичной социализации, то есть процесса становления и развития личности и воспитание детей вплоть до достижения ими социальной зрелости. Под воспитанием же подразумевается привитие ребенку определенных воззрений, норм и образцов поведения, а также определенных нравственно- психологических и физических качеств. Какова же роль отца в этом?
Другой пример, это семья, в которой вырос будущий император России Петр 1. Важное значение, например, в его воспитании уделялось развитию физических сил и воспитанию нравственных качеств. Кроме того, как- то в четырехлетнем возрасте отец Петра 1 Алексей Михайлович заметил в сыне влечение к военному делу. Чтобы придать этому увлечению особый характер, он составил для него целый полк из его ровесников, который позже получил название Петров полк. Так, благодаря отцу Петр 1 изучал военное дело не по книжкам, а на деле.
Один отец значит больше, чем сто учителей.
Общеизвестно, что отец в семье символизирует силу и защиту, и, когда отца нет, ребенок этой защиты лишается. «Нет отца» – это еще не значит, что семья неполная и мать воспитывает ребенка одна. Дело в том, что отец может «присутствовать» в семье физически, а психологически быть ребенком и как значимое лицо не восприниматься. Вот и получается, что вроде и есть отец, и нет его. И не к кому ребенку идти, когда ему страшно. Мама – это ласка, доброта, нежность, но мама не защитник и никогда им не будет. Или папа будет для ребенка защитой, или защитника у ребенка не будет никакого.
В одной из школ был проведен эксперимент: учитель предложил детям рассказать, что они думают о своих отцах. Что же оказалось?
Во-первых, более чем у половины детей не было отцов – большинство из них ушли из семьи, когда дети были совсем маленькими и перестали с ними общаться.
Во-вторых, незначительная часть детей высоко оценивала достоинства своих отцов, а большинство отзывались о них неопределенно. Лишь единицы гордились своими отцами. Многие вообще старались не упоминать о своих отцах или скрывали их очевидные недостатки.
Причины тому были разные, но сводились они к следующим:
Прокомментируйте!
Выскажите Ваше мнение:
Вакансии для учителей
Один отец значит больше, чем сто учителей
Всем знакомы выражения «женщина-хранительница очага» или «материнский инстинкт». А по отношению к мужчинам подобных понятий как будто не предусмотрено. Но, несмотря на столь обидную несправедливость, многие из них с видимым удовольствием из «добытчиков» и «охотников» перевоплощаются в весьма заботливых нянь и талантливых воспитателей. И не беда, что порой их слишком смелые педагогические изыскания приводят в ужас и молодых матерей, и опытных бабушек.
В нашем образовательном учреждении уделяют огромное внимание роли отца в воспитании детей. С этой целью педагогом-психологом с участием воспитателей и других специалистов ДОУ была организована работа клуба «Мудрый папа».
Целью клуба «Мудрый папа» является раскрытие актуальных форм и методов работы с отцами, необходимых для повышения значимости роли отца в воспитании ребенка.
По результатам анкетирования, проведенного среди отцов, вновь прибывших воспитанников детского сада, мы можем сделать вывод, что им было бы интересно поучаствовать в работе клуба. Нами запланированы 10 встреч, на которых мы хотели бы рассказать папам много полезной информации о воспитании ребенка, а также провести ряд практических занятий, способствующих сближению и наибольшему взаимопониманию отцов и детей.
К воспитанию детей мужчины подходят принципиально иначе, по сравнению со слабым полом. Женщины проводят с ребенком большую часть времени. Это время, как правило, четко структурировано, подчинено режиму. Мужчина же не имеет возможности столько времени проводить с ребенком и поэтому вынужден компенсировать этот недостаток динамичностью поведения, своим творческим подходом и эмоциональностью.
В общении с детьми мужчина сам становится ребенком, причем не зависимо от возраста и семейного статуса (отец, дедушка, прадедушка). Мать же всегда остается матерью – опекающей, заботящейся, воспитывающей.
Ребенку нужен отец, исполняющий свою отцовскую роль. Мужественность нельзя усвоить из курса лекций. Она усваивается в обыденной жизни от отца, который служит образцом. Еще Фрейд говорил: «У ребенка нет более сильной потребности, чем потребность в отцовской защите». Таким образом, ребенок с самого раннего младенчества должен знать, что у него есть отец, который защитит его от опасности.
Отец – наиболее естественный источник познания о мире, труде и технике. Он способствует ориентировке на будущую профессию и создаёт социально полезные цели и идеалы. Лишь отец может сформировать у ребёнка способность к инициативе и противостоянию групповому давлению.
Чем больше ребёнок привязан к матери (по сравнению с отцом), тем менее активно он может противостоять агрессии окружающих. Чем меньше ребёнок привязан к отцу, тем ниже самооценка ребёнка, тем меньше он придаёт значение духовным и социальным ценностям.
Личные качества отца, в число которых входит и любовь к своим детям, оказывают значительное влияние на развитие ребёнка. Любовь отца даёт ощущение особого эмоционально-психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить одинокая женщина-мать. Любовь отца учит и сына, и дочь тому, как может проявлять любовь мужчина к детям, к жене и к окружающим.
Необходимость отцовского участия в процессе воспитания ребенка не вызывает сомнений. Более того, научные данные из области детской и семейной психологии свидетельствуют о важности наличия в сфере сознания ребенка достаточно определенных, четких и разносторонних представлений о своем отце на каждом возрастном этапе.
Н.С. Бурлакова отмечает, что к 4-5 годам восприятие ребенком отца становится в большей мере социально окрашенным и рационально оформленным. Ребенок начинает приписывать отцу такие социальные предикаты, как способность охранять, обладать иными способностями и являться предметом восхищения.
Наряду с этим допускается возможность совершения отцом ошибок, а также возможность терпеть или причинять ущерб другим в процессе межличностного взаимодействия. Оппозиция «большой – маленький» в отношениях с отцом интерпретируется ребенком как социально и культурно неизбежная. Развитая социальная категоризация уже позволяет формировать представления об отце в терминах восприятия «изнутри» (например, «злой», «сердитый»), в отличие от «внешнего» восприятия в предыдущем возрасте («страшный»). Ребенок начинает понимать реактивность, социальную обусловленность внутренних состояний отца, но пока еще переносит свой личный опыт переживаний на отцовскую фигуру, зачастую приписывая свои переживания и причины их возникновения отцу.
Таким образом, обобщая приведенные данные, можно отметить, что нормой в раннем и дошкольном возрасте в восприятии отца ребенком является:
Можно предположить, что ребенок воспринимает отца и строит свои представления о нем в следующих планах:
Анализ работ Е.Е. Сапоговой, Д.Ш. Болен, Ю.В. Евсеенковой, А.Г. Портновой, Р.В. Овчаровой показал, что в общественном сознании существуют различные «модели отца», раскрывающие способы реализации мужчиной отцовской роли: его поведение, особенности осознания.
У дошкольника 4-6 лет уже достаточно сформированы, хотя и в меньшей мере, когнитивные представления об отце: он в целом, безусловно, знает, кто такой отец, какой статус в семье он имеет. Представления о физических особенностях отца носят еще менее выраженный характер: восприятие ребенка пока не позволяет ему концентрироваться на мало проявленных и индивидуальных чертах внешности отца, и он строит обобщенный, эмоционально окрашенный образ большого, сильного, красивого родителя.
Представления в поведенческом плане восприятия также выражены в меньшей, по сравнению с эмоциональным планом, степени. Это может быть связано с тем, что у ребенка представления об отце складываются на основе наблюдения за его поведением и поступками в семейном окружении, а не за его пределами, и уже на основании этих наблюдений ребенок строит предположения о том, как ведет себя отец с другими людьми. Именно этим могут объясняться относительно высокие показатели по признаку социального статуса: ребенок переносит свои представления о главенствующем месте отца в семье на другие сферы жизнедеятельности.
Таким образом, представление ребенка-дошкольника об отце дополняет существующие на сегодняшний день психологические знания об отцовско-детских взаимоотношениях, сущности отцовства в целом и представлениях ребенка о своем отце в частности.
Таким образом, хочется отметить, что личные качества отца, в число которых входит и любовь к своим детям, оказывают значительное влияние на развитие ребёнка. Любовь отца даёт ощущение особого эмоционально-психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить одинокая женщина-мать. Любовь отца учит и сына, и дочь тому, как может проявлять любовь мужчина к детям, к жене и к окружающим. Мы видим необходимость в повышении знаний у отцов о воспитании детей. Исходя из этого, нами и был организован клуб для отцов «Мудрый папа».
Автор: Серова Елена Юрьевна, старший воспитатель МАДОУ ДС КВ «Огонек», город Новый Уренгой, Тюменская область.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Статистика
Один отец значит больше, чем сто учителей.
* * *
Никогда не отмечай сходства детей с их отцом: это может вызвать неприятное изумление.
Станислав Ежи Лец
* * *
Один отец значит больше, чем сто учителей.
Джордж Еерберт
* * *
Одно неловкое движение, и вы отец.
Михаил Жванецкий
* * *
Он крепко стоял на папиных плечах.
Олег Кузнецов
* * *
Отец — рука Господня, а безотцовщина — пригляд его.
Равиль Алеев
* * *
Отец любит свое дитя, потому что оно его рождение; но он должен любить его еще как будущего человека. Только такая любовь к детям истинна и достойна называться любовью. Всякая же другая есть эгоизм, холодное самолюбие.
Виссарион Белинский
* * *
Отец с сыном, решив сообразить на троих, третьим призвали святой дух.
Валерий Афонченко
* * *
Отцов не должно быть ни видно, ни слышно. Только на этой основе можно построить прочную семью.
Оскар Уайльд
* * *
Отцовская любовь ничем не отличается от любви к самому себе.
Люк де Вовенарг
* * *
Отцовские и сыновние чувства различны: отец питает любовь к сыну; сын питает любовь к памяти отца.
Неизвестный
* * *
Отцовские руки держат счастье ребенка, детские руки держат отцовское счастье.
Константин Мадей
* * *
Отцом называется тот, кто платит алименты.
Дон-Аминадо
* * *
Отцу семейства пристойней продавать, а не покупать.
Катон Старший
* * *
Отцы лгут, уверяя, будто делают карьеру ради своих сыновей. Им стыдно признаться, что они ее делают для своих мам.
Болеслав Пашковский
* * *
Плохо иметь отцом блудного сына.
Веслав Врудзиньский
* * *
Представление отца о себе неотрывно от представления о сыне, разве что последний каким-нибудь своим свойством противоречит этому представлению.
Люк де Вовенарг
* * *
При словах «посаженный отец» вспоминал Павлика Морозова.
Виктор Шендерович
* * *
Привычки отцов, и дурные и хорошие, превращаются в пороки детей.
Демокрит
* * *
Родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью, которая портит их. Есть другая любовь, внимательная и спокойная, которая делает их честными. И такова настоящая любовь отца.
Дени Дидро
* * *
Самое неподходящее время становиться отцом — за восемнадцать лет до начала войны.
Э. В. Уайт
* * *
Сразу после Бога идет отец.
Вольфганг Амадей Моцарт
* * *
Стать отцом совсем легко. Быть отцом, напротив, трудно.
В. Буш
* * *
Сын выиграл у отца в поддавки, но был недоволен, считая, что отец поддавался.
Владимир Семенов
* * *
У ребенка должен быть отец! Или хотя бы велосипед.
Неизвестный
* * *
Что за комиссия, создатель,
Быть взрослой дочери отцом!
Александр Грибоедов
Конференция отцов «Один отец значит больше, чем сто учителей»
1) Обратить внимание отцов на их роль в воспитании детей в семье.
2) Формировать мотивации активного участия в воспитании детей в семье.
3) Способствовать приобретению нового эмоционально-чувственного опыта и потребности в изменении взглядов на воспитание детей.
Подготовка к конференции.
1. Написать плакаты:
“Человечеству добрые мужчины нужны еще больше, чем великие”. Дж. Родари.
“Учи жену без детей, а детей без людей”. Русская пословица.
“Стать отцом очень легко. Быть отцом, напротив, очень трудно”. Вильгельм Буш.
“Легче отцу иметь детей, чем детям – отца”. Папа Иоан 23.
2. Оформить приглашение отцам.
3. Провести анкетирование отцов.
4. Оформить выставку рисунков “Мой папа”.
5. Провести сочинение о папе.
В прекрасном имени Мужчина
Сложились мужество и стать,
Уменье думать и мечтать,
Быть вдохновенным без причины.
Уметь любить, уметь дарить.
Желаем вам здоровья и удачи.
Пусть рядом будут радость и мечта.
И пусть из всех мужских моральных качеств
Сильнейшим остается доброта.
Но наше собрание не возможно без знакомства. Перед вами сегодня выступит психолого-социально-логопедическая служба: (представление).
Семейное воспитание – это разумное совмещение отцовской и материнской позиции. Если желаете получить результат, позаботьтесь о его достижении!
Мужчина, считающий воспитание сугубо женским делом, является отцом лишь формально и не должен удивляться, что ребенок растет не таким, каким хочется ему.
Действительно, в семье для детей необходимо как женское, так и мужское влияние. Мать, как правило, действует на них лаской, добротой. Она играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера. А вот формирование у детей целеустремленности, настойчивости, смелости – это забота отца.
Мужское отношение к миру, к своему долгу, правильное понимание своего места в жизни, наконец, “рыцарство” способен сформировать у мальчика именно отец, своим примером, поступком.
В результате анкетирования отцов, на вопрос: сколько времени вы проводите со своим ребенком и чем занимаетесь в свободное время? Большинство отцов ответили, что уделяют ребенку мало времени, основными занятиями являются:
Играем в шашки, шахматы, морской бой, собираем пазлы – 26 чел. – 36%
Гуляем – 19 чел. – 26%
Играем на компьютере – 7 чел. – 10%
Занимаемся спортом – 7 чел. – 10%
Делаем уроки – 7 чел. – 10%
Общаемся – 7 чел. – 10%
Смотрим фильмы – 7 чел. – 10%
Почти все отцы считают, себя авторитетом перед детьми.
Очень часто дети просят поиграть пап с ними, рассказать о чем-либо, но не всегда это получается, вы стараетесь объяснить причину вашего невнимания, уделяете время ребенку, отправляете к маме или просто отмалчиваетесь. Но, не смотря на это, почти все папы ответили, что у всех есть общие интересы и занятия с ребенком, дети вас слушаются, добиваетесь вы этого объяснениями, убеждениями, а некоторые и наказанием. Но встречаются и такие семьи, где контакта между отцом и ребенком нет.
Поэтому главное – буквально с первых дней воспитывать и в себе, и в ребенке потребность проводить как можно больше времени вместе. Вы строите дом из кубиков, возводите крепость из песка, читаете по очереди вслух газету, обсуждаете последние новости и каждый раз, не отдавая себе отчета, внушаете своему ребенку, то ощущение уверенности в себе, защищенности, которое нельзя сравнить ни с каким другим.
На всех жизненных поворотах ребенка поддерживает сознание: мой отец все может, все умеет. Пока воспитание детей протекает, по видимости спокойно Вы, придя с работы, отгораживаетесь газетой от тех маленьких странностей и неприятностей, которые, бывают, обнаруживаются в поведении сына или дочери. Проблема отцов и детей всплывает, когда дети взрослеют. Переходный период проходит безболезненно в семьях, где у папы и ребенка дружеские отношения с раннего детства, где ребенок уверен – отцу все интересно в его жизни, а не только оценки и поведение, где вместе читают, вместе путешествуют, где родители разделяют увлечения детей, будь то марки, выпиливание, рисование и т.д. И этот процесс протекает крайне болезненно в семьях, где такого контакта нет, где сын с горечью говорит: “папа меня не понимает”. А таких примеров в жизни немало. Это происходит по разным причинам, одну из них вы сейчас услышите в стихотворении Иванова “Почему”.
Сын пришел к отцу с вопросом:
— Папа! Папа! Вот смешно!
Почему, скажи мне, просом
Называется пшено?
Почему сосед – новатор?
Что такое экскаватор?
Как без спичек жили раньше?
Почему бывает дым?
— Да отстань же ты,
Отстань же
С почемуканьем своим!
— Папа! – сын вернулся вскоре. –
А бывал в пустыне ты?
А приплыть в Донское море
Могут, думаешь, киты?
Почему с усами жито?
Папа, что такое “грань”?
Поглядел отец сердито:
— После! Некогда! Отстань!
Исследования показывают, что время общения родителей со своими детьми, сократилось до 3-4 часов в неделю. Совместный воскресный отдых практикует не более чем в 1/3 семей, имеющих детей. Все это ведет к нарушению детьми режима дня, крайне неблагоприятно сказывается на здоровье детей и в конечном итоге выливается в безнадзорность. Ведь за последние 5 лет ухудшилось и здоровье детей. Одной из причин ухудшения здоровья является алкоголизм родителей и пивной алкоголизм учащихся. За последние 7 лет в 2 раза увеличилось число детей, больных этим страшным недугом. Детей токсикоманов стало в 3,3 раза больше, а наркоманов в 17,5 раза. От них никто не застрахован. Наркоманами становятся как дети из бедных семей, так и из обеспеченных. Распространение наркомании приводит к росту ВИЧ инфицированных.
Сегодня многие родители, чтобы обеспечить свою семью, вынуждены работать на 2 – 3 работах. Им физически не хватает времени на воспитание детей. А у родителей, которые имеют и время, и желание заниматься с детьми, часто отсутствуют элементарные знания. Есть, к сожалению, такие папы и мамы, которые самоустраняются от воспитания своих детей. В результате в стране насчитывается 2,5 млн. безнадзорных и беспризорных детей. Это намного больше, чем в военные и послевоенные годы. В России появились дети, не умеющие читать и писать.
О том, к какому выводу пришли отец и сын по вопросам курения вы узнаете из следующей сценки.
Завоевание доверия ребенка не означает выпытывания, у него каких то признаний. Ребенок должен сам заговорить о себе, задать беспокоящие его вопросы. Но это возможно в том случае, если Вы сами пойдете ему на встречу, и сможете ответить на поставленный им вопрос, сможете говорить с ним обо всем: о планах проведения выходного дня, о последнем хоккейном мачте. Не думайте, что Ваш ребенок мал и ничего не поймет. Поймет, но, конечно, по своему. Главное – он почувствует, что вы откровенны, относитесь к нему, как к взрослому, а он вас ведь любит. Предлагаем Вам послушать отрывки из сочинений детей.
Отрывки из сочинений детей
Безусловно дети вас любят, но им все-таки не хватает вашего внимания, поэтому чаще обращайтесь к ребенку с вопросами: что нового произошло за сегодняшний день? Во что играли? Кто выиграл? Как ты думаешь у тебя хороший друг? Почему? Как бы ты поступил на моем месте?
Не рубите с плеча: какая дурацкая песня, что ты ее без конца поешь! Не спешите навязывать ребенку свои умозаключения и выводы.
Больше говорите с детьми, и вы убедитесь, что постепенно инициативу красноречивого рассказчика возьмет на себя ребенок. Он увлеченно заговорит о своих ребячьих делах. Считайте, что ваш контакт состоялся – ребенок поверил в ваш интерес к нему. Теперь нужно закрепить достигнутый успех.
Не стесняйтесь бегать с ребенком наперегонки во весь дух, превращаясь в лошадку, Бармалея, удивляться совместным открытиям в природе. Если хотите войти в душу ребенка, надо поверить в его детский мир, принять его таким, каков он есть. Вы, конечно, не думаете, что этого легко добиться. Главное – не опоздать!
Дорогие папы! Прошу Вас задуматься над тем, чтобы Ваши дела и Ваши слова не противоречили друг другу. Если у вас доброе сердце и порой Вы балуете своего сынишку прогулками, подарками и если Ваш ребенок принимает вас как такого человека, каким хочет стать, то он без особых усилий может воспринять вашу доброту вместе с вашим пристрастием к курению, алкоголю, праздности. Так вот, давайте воспитывать наших детей не только словами, сколько примером, достойным всякого подражания.
Знайте: гордость за своих родителей – это моральный фундамент для взлета личности ребенка. Стыд за своих родителей – это тяжесть на сердце, не позволяющая ребенку взлететь до полной высоты. Запомните: “Стать отцом очень легко. Быть отцом, напротив, очень трудно”. Мы вам желаем, чтобы вы были настоящими отцами для своих детей.
А я стихотворение мужчинам подарю!
Мы счастливы с вами гулять,
Мы рады с вами играть,
Так хочется, чтоб вы обняли,
Погладили нас, приласкали.
Вы сильные, умные,
Вы добрые и строгие,
Но часто очень заняты
И нас не замечаете.
А вообще-то, мы вас очень любим.
На минуту не забудем!
Расставаться нам нельзя,
Мы ведь – лучшие друзья!
Еще раз поздравляем Вас дорогие папы с праздником, желаем, чтобы ваши дети стали вашей гордостью, а вы гордостью своих детей. За активное участие в жизни класса хотелось бы отметить следующих пап: