очевидным назначением оценивания обучения является

Оценивание для обучения и оценивание обучения

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«ОЦЕНИНИВАНИЕ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И ОЦЕНИВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ»

«Завышая оценку человеку,
даёшь ему крылья, занижая – делаешь
из него изворачивающегося червя.
И только разумный не спалит крылья
и выберется из земли».

«Оценивание для обучения – это процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и их учителями для определения этапа, на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения, направления, в котором следует развиваться, и установления, как лучше достигнуть необходимого уровня» (Руководство для учителя стр.163).

Модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения» стал для меня открытием. Я не понимала разницы между оценкой и отметкой и между формативным и суммативным оцениванием, хотя использовала некоторые приемы. Формативное оценивание применяла лишь в словесной форме («молодец!», «хорошо», замечательно») и записями в тетрадях («отличная работа!). Даже выставляя суммативные оценки я, зачастую, делала это по факту выполненной работы на уроке, без учета каких-либо критериев.

Теперь я узнала, что формативное оценивание- это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика.

Не случайно категория «оценивания» означает в переводе с латинского языка «сидеть рядом», поскольку характерным признаком оценивания является то, что один субъект внимательно наблюдает за тем, что говорит или делает другой, либо в случае самооценивания размышляет о своих собственных знаниях, понимании или поведении. Данное предложение касается всего спектра оценивания от официальных тестов и экзаменов до неформального оценивания, проводимого учителями в классах сотни раз в день.

Изучая литературу по оцениванию, сделала вывод, что форма, которую принимает оценивание, может быть разной: одни тесты проводятся с карандашом в руках и бумагой, а другие осно­вываются на постановке вопросов в процессе обычного общения в классе. Все виды оценивания имеют общие характеристики и предполагают процессы:

интерпретации полученных данных;

заключения для определения дальнейших действий.

Целью формативного оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. Корректировка деятельности предполагает постановку задач учителем или совместно с учащимися для улучшении результатов обучения. Формативное оценивание дает возможность учителю отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и помогает учителю корректировать учебный процесс на ранних этапах, а ученику осознавать большую степень ответственности за своё образование. Формативное оценивание используется в повседневной практике, применяется в форме как для учащихся так и для учителя. «Оценивание в классе не является лишь техническим приемом. Учителя оценивают, выставляя оценки в письменной или в устной форме. За любой используемой ими формой оценивания значатся не только объективные или недостаточно объективные нормы и стандарты, но и понятия о развитии, обучении и мотивации ученика, а также ценности, касающиеся таких категорий, как самооценка, способности и усилия» (Александер, 2001). Формативное оценивание это уже не конечный результат, а длительный процесс. Как невозможно организовать групповую работу лишь посадив пять человек за один стол, так и невозможно сразу научиться всем тонкостям формативного оценивания и научить этому других. По-моему отдельное место в этом модуле занимают взаимооценивание и самооценивание, которое раньше носило эпизодический характер, чаще всего на открытых уроках, но не в повседневной работе.

Одной из ключевых концепций данного модуля я считаю обеспечение обратной связи, свидетельствующей о достижениях (для учеников, учителей и родителей). «Такая обратная связь может варьироваться от неформального оценивания «впечатления» до официальных письменных тестов, но главной целью является постоянное уведомление учеников и учителей о достижения и развитии, например, знаний, понимания, навыков и т.д.» (Руководство для учителя, с.161) Ученик имеет право получить обратную связь от учителя на каждом этапе его деятельности и дать оценку деятельности учителя. Я была удивлена многообразием формативного оценивания и получения обратной связи, я думаю что это возможно будет осуществить в серии последовательных уроков, есть с чем поработать в будущем. Процесс формативного оценивания способствует более успешному обучению учеников и более эффективному преподаванию учителя, что позволяет учителю исследовать, как в классе происходит учение и через понимание этого изменять собственное преподавание.

Для того чтобы процесс формативного оценивания проходил более эффективно, учителю необходимо постоянно задавать себе вопросы: «Какие существенные знания и умения я должен преподать своим ученикам?», «Как я могу выяснить, научились ли они этому?» и «Как я могу помочь им учиться лучше?» Мне, как учителю, важно определить уровень знаний каждого учащегося, с учетом этого создавать планирование уроков. Для того чтобы оценивание для обучения было эффективным необходимо понимание учебного материала, мотивация и желание действовать, конструктивно реагировать на информацию, получаемую в результате обратной связи. Ученики должны уметь анализировать собственную деятельность, выявлять проблемные моменты в обучении и определять способы их преодоления. Непосредственно перед серией уроков нужно составить критерии оценивания разных видов работ и расписать дескрипторы для каждой оценки.. По-моему отдельное место в этом модуле занимают взаимооценивание и самооценивание, которое раньше носило эпизодический характер, чаще всего на открытых уроках, но не в повседневной работе. В своей работе планирую при взаимооценивании применять кластеры, постеры с разработанными ранее критериями оценивания, стратегию «Две звезды, одно желание » этот вид оценивания вызовет большой интерес. Детям будет интересно прочитать формативные отзывы своих одноклассников так же взаимооценивание при работе в парах например идею «ключевые слова» где могут дать формативный отзыв друг другу. Также при рефлексии можно использовать приём «Мини(минутный) обзор» В течение последних нескольких минут урока попросить учеников ответить на половинке листка бумаги на следующие вопросы: «Какой момент был наиболее важным в том, что вы сегодня изучали?» и «Какой момент остался наименее ясным?» Просмотреть ответы и отметить наиболее полезные комментарии. цель этого приёма – получить данные о том, как ученики поняли то, что проходили в классе

На следующем уроке можно акцентировать те пункты, которые высветились благодаря комментариям учеников. «Тестовые вопросы составленные учениками» позволят ученикам написать по какой-либо теме вопросы для теста и возможные ответы к ним в формате, соответствующем экзаменационному. Это позволит им оценить пройденную тему, отрефлектировать, что они поняли и какие вопросы подходят для теста. Оценить качество вопросов, взять наиболее интересные за основу и организовать обсуждение в классе. Можно также использовать вопросы для экзамена, предварительно их обработав.

Принципиально важно, чтобы на каждом уроке ученик переживал радость открытия, чтобы у него формировалась вера в собственные силы и познавательный интерес Одним из сильных мотивов учебной деятельности является интерес. Интерес определяют как положительное оценочное отношение субъекта к его виду деятельности. В своих исследованиях Л.С. Выготский отмечает, что интерес учащихся не должен быть связан лишь с похвалой, страхом, желанием угодить и пр. Интерес учащихся, по его мнению, зарождается и сохраняется лишь в том случае, если вся школьная система построена «: в непосредственной близости к жизни, учит детей тому, что их интересует, начинает с того что им знакомо и естественно возбуждает интерес

Суммативное оценивание предназначено для определения уровня сформированности знаний умений навыков, компетентностей при завершении изучении темы, раздела к определённому периоду времени. Суммативное оценивание проводится по результатам выполнения различных видов проверочных работ (тест, контрольная работа, сочинение, эссе, устная презентация и т.д.). Отметки, выставленные за проверочные работы, являются основой для определения итоговой оценки. Цель суммативного оценивания- констатирование уровня усвоенности знаний и сформированности умений и компетентности у учащихся к определённому периоду времени и определение соответствия полученных результатов требованием стандарта. Существующая практика суммативного оценивания предполагает проведение различного вида контрольно-проверочных работ. При разработке контрольно-проверочных заданий вопросы составляются на основе учебного содержания государственного образовательного стандарта и учебных программ. Для проверки достижения учащихся учителя обычно пользуются разработанными вариантами вопросов, тестов или используют вопросы, предложенные в конце глав, параграфов учебников. Учителя также могут самостоятельно разрабатывать задания и вопросы, используя дополнительные источники и собственный опыт.

Иногда суммативные данные могут быть использованы формативно к примеру если просто осведомить ученика о том, что он достиг определенного уровня, это не поможет ему понять, что предпринять, чтобы достигнуть лучшего результата; в то время как, если вместе с учениками проанализировать, что в его работе привело к такому результату и объяснить критерии оценивания, это позволит ему понять, что делать дальше для улучшения этого результата. В этом контексте суммативное оценивание ( в числовой форме) не является главным, и учитель возвращается к данным

(наблюдение и интерпритация), на которых оно и основано. Затем учитель составляет формативное оценивание ( в устной форме) о том, как эти данные определяют уровень обучения ученика, какого уровня ему необходимо достичь и как лучше это сделать.

Путем изменения характера оценивания, оценивание обучения может быть трансформировано в оценивание для обучения. Однако ввиду того, что оно не было запланировано для извлечения данных, непосредственно вносящих вклад в обучение, оно может быть менее подходящим для данной цели по сравнению с оцениванием, запланированным с учетом оценки для обучения.Внешние тесты являются еще более проблематичными, чем суммативное оценивание, проводимое учителями, так как учителя редко имеют доступ к достаточным данным, на которых основаны баллы и уровни, вместе с тем учитель может использовать метод анализа типичных ошибок.

Формативное оценивание не только рассматривает плюсы и минусы проделанной работы, но и дает рекомендации, как сделать лучше. Если мы хотим входить в число развитых стран мира, нам необходимо воспитывать не безголосую массу, а критически мыслящую молодежь, способную давать отчет собственной деятельности и умеющую анализировать и оценивать деятельность других в рамках одной семьи или целого государства

Модуль: «Оценивание для обучения и оценивание обучения» буду реализовывать в течение всех уроков, используя формативное оценивание, критерикальное оценивание групповой работы и презентаций, самооценивание и взаимооценивание. На каждых уроках планирую использовать рефлексию для выявления уровня осознания содержания пройденного. Так же буду применять приемы рефлексии эмоционального состояния, это карточки с изображением смайликов и солнышки и тучки.

С целью повысить мотивацию обучаемых и эффективность процесса обучения, а так же для, оценки, воспроизводства.

Современный мир – мир необычайного роста нового знания. Трудно предсказать, какие профессиональные задачи будут решать нынешние школьники, и какие технологии они будут использовать через несколько лет. Задача современной школы – перевести учащегося в режим саморазвития. И решить эту задачу невозможно старыми педагогическими технологиями и приемами. Перед учителем стоит сложная профессиональная задача выбора педагогических средств достижения планируемых результатов, включая оценку.

Источник

Статья «Оценивание обучения и оценивание для обучения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Оценивание обучения и оценивание для обучения»

Дубовская Эльвина Геннадьевна

ГУ « Средняя общеобразовательная школа № 29 »

Казахстан г. Павлодар

В основных направлениях развития общего образования Республики Казахстан говорится, что школе необходимо перейти на новый более качественный уровень образования. Что же делается на сегодняшний день в нашем образовательном учреждении в этом направлении? И над чем нам еще предстоит работать?

Раннее под целью оцениванием подразумевалось подведение итогов обучения для выставления отметок, процедуры продвижения обучения.

В серию своих запланированных уроков я включила различные виды оценивания. На первых уроках данный модуль вызвал у меня огромное затруднение. Так как я работала на школьной практике в 1 классе, дети испытывали большие затруднения при оценивании своей деятельности. При работе на уроках я старалась использовать различные приёмы оценивания: оценивание на различных этапах работы на листах оценивания. Дети проводили как взаимооценивание, так и самооценивание по критериям приведённые учителем.

Одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у школьников умений оценивать свои результаты, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида.

Очень плодотворно на морально-психологический климат подействовало оценивание, такое, как аплодисменты (одна из форм формативного оценивания). Дети настолько стали более активнее и позитивнее.. После выступления спикера, аплодисменты стали хорошим мотиватором и двигателем активности на уроке. Раннее в классе передо мной стояла проблема. Как вовлечь на 100 % учащихся в учебную деятельность, как вызвать у них активность и повышения работоспособности. При внедрении различных форм оценивания, я пронаблюдала, что у детей повышается работоспособность, познавательный интерес в связи с тем, что деятельность исходящая во время работы будет обязательно оценена. Я старалась принципиально менять процедуру оценивания и свою позицию в ней: организует оценивание как совместное действие, постепенно передавая инициативу оценивания ученического действия в руки самих детей.

При проверке знаний я использовала суммативное оценивание, в виде теста по пройденным темам. Тест включал в себя определение уровня знаний по пройденному материалу. При подведении итогов суммативного оценивания, я пришла к выводу, что положительный моментом является то, что мы видим более полную картину по усвоенным знаниям, умение применять знания в жизни.

Активно занимаясь взаимооцениванием в ходе учебного процесса, ученики лучше понимают необходимость и роль оценивания и оценки. Самооценка направлена на развитие самостоятельности школьников и их ответственности. Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которое оформляется в классе и дома соответствующим образом.

После работы я меня интересовало мнение родителей «Скажите мне, пожалуйста, сильно ли отличаются ваши оценки друг от друга? Какую оценку вам легче всего было поставить? Какие виды оценивания были применены? Какая оценка была наиболее объективная и почему?» Они ответили, что применили самооценивание, взаимооценивание и критериальное оценивание, что оценки отличаются друг от друга, так как при самооценивании они были самокритично и поставили низкую оценку, легче всего им было оценить по критериям. И наиболее объективной оценкой, на их взгляд была та, что по критериям. Я думаю, что благодаря удачно выбранному заданию я смогла донести не только виды оценивания, но и о необходимости критериев для выставления оценки. А также хочу отметить, что при критериальном оценивании мною был предоставлен готовый критериальный лист, я думаю не надо было давать готовый критериальный лист, а лучше было бы если мы вместе с родителями разработали бы критерии оценки совместно, тогда они смогли понять, как это делать.

Следующей моей задачей было, чтобы родители не только практически, но и теоретически узнали о видах оценивания, и я приготовила презентацию и рассказала о сумативном и формативном оценивании, важности критериального оценивания для успешности обучения. Родителям было очень интересно, так как они узнали о новых подходах оценивании. Далее было обсуждение: как бы они оценивали своих детей.

Итоги своего собрания я подвела при помощи приема критического мышления «Горячий стул». Этот прием удачно был применен в процессе рефлексии.

После проведения собрания я сделала для себя выводы:

Список использованной литературы:

Руководство для учителя. [161,162 ]

Практическое пособие для учителя [5,6 ]

Источник

Третий модуль. Оценивание для обучения и оценивание обучения.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Третий модуль обучения

Оценивание для обучения и оценивание обучения

Оценивание – это не технический приём .

— объективные нормы и стандарты,

— понятия о развитии, обучении и мотивации ученика,

— ценности, касающиеся таких категорий, как самооценка, способности и усилия (Александер, 2001).

Оценивание – категория, используемая для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем обучении.

определение возможностей. итогов обучения для

ля обучения » « оценивание обучения »

Приоритетные цели оценивания

Определение сложностей обучения

— В школе могут использоваться тесты для определения проблем в области, например, грамотности или арифметики;

— может проводиться специфическое корректирующее обучение;

Обеспечение обратной связи

— обратная связь может варьироваться от неформального оценивания «впечатления» до официальных письменных тестов;

— постоянное уведомление учеников и учителей о достижениях и развитии, например, знаний, понимания, навыков…

— обратная связь часто выступает в качестве мотива;

— перспективы теста или экзамена концентрируют мышление и действия некоторых учеников и учителей;

— внешний стимул может являться источником поощрения для обучения.

Прогнозирование и отбор

— оценивание имеющихся знаний и навыков учителя могут прогнозировать будущее поведение и развитие учеников;

— форма оценивания до того, как ученики будут отобраны для распределения в группы и классы.

Контроль и исполнение стандартов

— оценивание может проводиться с целью присуждения квалификации, установления освоения уровня образования;

— контроль над соответствием стандартам на микро- и макроуровнях используются государственные тесты, а также тесты, разработанные организацией образования.

Контроль над содержанием образовательной программы и стилем преподавания и обучения

— технические приёмы и частота оценивания и проведения экзаменов оказывает существенное влияние как на содержание образовательной программы, так и методику преподавания.

Важность оценивания для обучения

В центре внимания решения проблемы совершенствования процессов преподавания и обучения – постановка вопроса: «Почему подход Оценивание для Обучения находится в центре внимания?»

Оценивание для Обучения требует принципиального изменения нашего сознания.

Сущность процесса оценивания

Характерный признак оценивания – один субъект внимательно наблюдает за тем, ЧТО говорит или делает другой, либо в случае самооценивания размышляет о своих собственных знаниях, понимании или поведении.

Это предположение – основа всего спектра оценивания:

— от официальных тестов и экзаменов до неформального оценивания, проводимого учителями в классах.

Форма оценивания может быть разной.

Общие характеристики видов оценивания

Интерпретация полученных данных ( объяснение, что должны сделать );

Заключения для определения дальнейших действий ( оценка ).

Для того чтобы провести оценивание, необходимо выяснить

знают и умеют делать и сложностями они

— слушая общение людей,

— наблюдая за учениками, выполняющими задание,

— проверяя выполнение ими классной или домашней работы,

Письменное задание или тест могут содействовать достижению поставленных целей.

Ответы учеников на вопросы должны быть интерпретированы учителем.

Оценивающее лицо должно определить значение полученных данных.

Интерпретация проводится в отношении того, что вызывает интерес, например,

— различные виды знаний.

Такие параметры называют критериями и относят их к целям обучения или задачам.

Наблюдение – часть оценивания, которое производится по заранее сформулированным критериям,

иногда учителя наблюдают за незапланированным взаимодействием или результатами и применяют критерии ретроспективно.

описывает или пытается объяснить поведение;

выступает как логический вывод из поведения, например, то, что говорит ученик, является результатом его умственного размышления.

Интерпретация – это логический вывод.

На основе интерпретации данных делается заключение, что предполагает процедуру оценивания.

Процесс оценивания представляется по – разному.

Оценивание для обучения

Оценивание для обучения концентрирует внимание на полученных данных о том, на каком этапе в процессе обучения находятся ученики, в частности, характер и причины их сильных и слабых сторон.

Заключение оценивания для обучения сконцентрировано на том, ЧТО учитель и ученики могут предпринять, чтобы развиваться дальше.

направления, в котором следует развиваться,

— установления, как лучше достигнуть необходимого уровня.

Значимый элементакцент на использовании данных учениками.

Учителя – не являются единственными оценивающими лицами.

Ученики могут быть вовлечены в процесс оценивания своих одноклассников и самих себя.

Когда учителя активно проводят оценивание, ученики должны активно в данном процессе участвовать.

Тот, кто учится, способен научиться для того, чтобы усовершенствовать своё обучение.

Необходимо реагировать на информацию, получаему. В результате обратной связи, что требует понимания, мотивации и желания действовать.

ЦЕЛЬ оценивания обучения – суммирование того, что изучал ученик на данный конкретный момент.

— могут формулироваться в форме « соответствует / не соответствует » стандарту

— могут быть представлены в виде шкалы баллов или уровней и других символических обозначений критериев и стандартов, на которых они основаны.

Назначение данного вида оценивания информации –

Могут ли суммативные данные

быть использованы формативно?

Собранные суммативные данные способствуют идентифицированию работ и обращению особого внимания учителей к группам, работающим выше или ниже ожидаемого уровня.

Собранные данные помогут в дальнейшем установить причины тех или иных результатов и разработать план дальнейшего действия.

На уровне отдельного ученика суммативное оценивание используется для определения уровней достижений и последующих уровней, задаваемых как цель для дальнейшего развития ученика.

Качественная информация относительно основных аспектов выполненного задания может быть использована для обратной связи с учениками.

Учитель составляет формативное оценивание (в устной форме) о том,

— как эти данные определяют уровень обучения ученика,

— какого уровня ему необходимо достичь и

— как лучше это сделать.

8. Учитель может использовать метод анализа типичных ошибок.

5 ключевых факторов,

от которых зависит совершенствование обучения

Обеспечение эффективной обратной связи с учениками.

Активное участие учеников в собственном обучении.

Изменение преподавания с учётом результатов оценивания.

Признание значительного влияния оценивания на мотивацию и самооценку учеников, что в свою очередь решающим образом влияет на обучение.

Необходимость того, чтобы ученики могли оценивать себя и понимать, как улучшить своё обучение.

Развитие самооценивания учащихся

Работа внутри «чёрного ящика»

Источник

Роль оценивания для обучения

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Роль оценивания для обучения школьников

Любой учитель может обоснованно задать вопрос, почему нечто, называемое «Оцениванием для Обучения» находится в центре внимания решения проблемы усовершенствования преподавания и обучения. По своему прошлому опыту многие учителя, ученики и их родители рассматривают оценивание как нечто, что происходит после преподавания и обучения. Утверждение о том, что оценивание является неотъемлемой частью преподавания и обучения, требует значительного изменения нашего сознания, но именно это и предполагает «Оценивание для Обучения».

«Оценивание в классе не является лишь техническим приёмом. Учителя оценивают, выставляя оценки в письменной или в устной форме. За любой используемой ими формой оценивания значатся не только объективные или недостаточно объективные нормы и стандарты, но и понятия о развитии, обучении и мотивации ученика, а также ценности, касающиеся таких категорий, как самооценка, способности и усилия».

Во все периоды развития общества, происходящие процессы требовали оценки. Для успешной и эффективной деятельности оценка необходима, чтобы человек мог в ней совершенствоваться. Именно поэтому оценивание является одним из важнейших компонентов практически любой модели обучения, главная цель которой – это ученик способный к самореализации, саморазвитию, самоорганизации, самоконтролю и самосовершенствованию, способный быть субъектом учебной деятельности.

«Оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей, является оцениванием для обучения».

Оценивание для обучения предполагает определение сложностей обучения. С этой целью на уроках домашним заданием предлагаю ответить на вопросы теста для определения проблем в пересказе текста.

Данный тест показывает целесообразность стратегий и приёмов развития критического мышления, используемых на уроке. Таким образом, посредством тестов можно проследить какова прочность запоминания сюжета литературного произведения на уроке с использованием новых подходов в обучении.

«Обеспечение обратной связи, свидетельствующей о достижениях (для учеников, учителей и родителей) может варьироваться от неформального оценивания «впечатления» до официальных письменных тестов, но главной целью является постоянное уведомление учеников и учителей о достижениях и развитии, например, знаний, понимания, навыков».

С целью внесения корректив в свою деятельность по результатам обратной связи, а также улучшения процесса обучения в ходе уроков, можно применить формирующее оценивание.

Оценивание предназначено для определения уровня освоения знаний, навыков в процессе повседневной работы в классе или дома. Оно осуществляется в различных формах и позволяет учителю и ученику скорректировать свою работу и устранить возможные пробелы и недочеты до проведения суммативной оценки.

( «Светофор», «Смайлы», «Жесты», «Оценочные листы»).

Цель такого вида оценивания: научить учащихся различным видам самооценивания и взаимооценивания. Такой вид оценивания помогает добиться следующих результатов: учащиеся учатся оценивать свою работу на уроках по предложенным критериям; умеют адекватно реагировать на оценку, поставленную им товарищами; учатся оценивать работу группы и своих одноклассников.

Данные приёмы так же дают детям эмоциональную разрядку, которая способствует дальнейшей продуктивной работе учащихся. Учащиеся с удовольствием оценивают друг друга и самих себя, внимательно выслушивают рекомендации друг друга.

Неслучайно термин «оценивание» происходит от латинского слова, обозначающего «сидеть рядом», поскольку характерным признаком оценивания является то, что один человек тщательно наблюдает за тем, что говорит или делает другой, либо, в случае самооценивания, размышляет о своих собственных знаниях, понимании или поведении. Данное предположение касается всего спектра оценивания: от официальных тестов и экзаменов до неформального оценивания, проводимого учителями в классах сотни раз в день. Несмотря на это, форма, которую принимает оценивание, может быть разной: одни тесты проводятся с карандашом в руках и бумагой, в то время, как другие основываются на постановке вопросов в процессе обычного общения в классе. Все виды оценивания имеют одинаковые общие характеристики и включают в себя:

б) интерпретацию полученных данных;

в) заключения, которые могут использоваться для определения дальнейших действий.

Для того чтобы провести оценивание, необходимо выяснить, что знают и умеют делать ученики, а также, с какими сложностями они сталкиваются. Наблюдая за повседневной деятельностью в классе, слушая общение детей, наблюдая за учениками, выполняющими задание, либо проверяя выполнение ими классной или домашней работы, можно получить необходимую информацию. Хотя в отдельных случаях, возможно, понадобится использование особого продуманного способа получения необходимой информации. Так, письменное задание или тест способны реализовывать вышеуказанные цели, но не менее эффективным может оказаться правильно выбранный устный вопрос. Ответы учеников на вопросы должны быть интерпретированы. Иными словами, оценивающее лицо должно определить значение полученных данных.

Интерпретация проводится в отношении того, что вызывает интерес, например, особые навыки, точки зрения или различные виды знаний. Такие параметры часто называют критериями и относят их к целям обучения или задачам. Обычно наблюдение, как часть оценивания, производится по заранее сформулированным критериям, но иногда учителя наблюдают за незапланированным взаимодействием или результатами и применяют критерии ретроспективно. При помощи интерпретации можно описать или попытаться объяснить поведение; либо интерпретация выступает как логический вывод из поведения, например, то, что говорит ребенок, является результатом его умственного мышления. В этой связи интерпретацию иногда называют логическим выводом.

Я считаю, что при любом оценивании должны быть разработаны критерии, видя которые учащиеся могут правильно оценить себя и других. При этом у каждого ученика развивается критическое мышление, так как он старается, не только оценить себя, но и справиться с этой задачей оценивая друга без завышения, соответствуя критериям. Согласно этому, вместе с учащимися, перед проведением уроков вырабатываются единые критерии получения оценки на уроках. Данные критерии предусматривают умение учащихся выполнять самооценку и взаимооценку.

На уроках в начальных классах значение взаимооценивания заключается в том, чтобы научиться непредвзято оценивать своего товарища или группу одноклассников, зная, что тебя в это же время оценивают другие. Взaимooценкa так же играет одну из ведущих ролей для мотивации когнитивных способностей, так как учащиеся стараются, чтобы их оценка не была ниже, чем у товарищей, а так же, мотивируют это тем, что хотели бы проверить не только свои знания, но и учесть ошибки других, что показывает элементы саморегулируемого обучения.

«Оценивание для обучения – это процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и их учителями для определения этапа, на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения, направления, в котором следует развиваться, и установления, как лучше достигнуть необходимого уровня.

Одним из значимых элементов этого определения является акцент на использовании данных учениками. При этом обращается внимание на то, что учителя не являются единственными оценивающими лицами. Ученики могут быть вовлечены в процесс оценивания своих одноклассников и самих себя, и даже, когда учителя активно проводят оценивание, ученики должны столь же активно в данном процессе участвовать.

Лишь тот, кто учится, способен научиться и в этой связи для того, чтобы усовершенствовать свое обучение, необходимо реагировать на информацию, получаемую в результате обратной связи, что требует понимания, мотивации и желания действовать».

В Руководстве для учителя сказано, что совершенствование обучения через оценивание зависит от пяти обманчиво простых на первый взгляд ключевых факторов:

1. Обеспечение эффективной обратной связи с учениками.

2. Активное участие учеников в собственном обучении.

3. Изменение преподавания с учетом результатов оценивания.

4. Признание значительного влияния оценивания на мотивацию и самооценку учеников, что в свою очередь решающим образом влияет на обучение.

5. Необходимость того, чтобы ученики могли оценивать сами себя и понимать, как улучшить свое обучение.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что любая работа должна быть оценена. Получив оценку, ребенок может работать дальше, либо, улучшая свою работу, либо переходить на следующий этап. Для каждого ребенка оценка имеет свое значение – одному это стимул для дальнейшей работы, другому это просто оценивание проделанной работы.

2. В чём заключаются особенности техник внутриклассного оценивания?

Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и, наконец , адекватно оценивать свои достижения.

Здесь возникает довольно острая для нашего образования проблема: для того, чтобы этот процесс реализовался на практике, ученику необходим доступ к оцениванию, так как согласно ФГОС, оценка – это особое действие, которое должно отражать то, чему научился обучающийся, насколько он продвинулся к цели, что нового узнал. То есть учитель, всегда остававшийся контролёром должен поделиться с учеником инструментами оценивания, раскрыть ему основания, или критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах.

Существует два подхода к вопросу оценивания:

Разница между ними в том, для чего используется информация.

Именно это стоит за определением формирующего оценивания как оценивания для обучения.

Таким образом, формирующие оценивание — это процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом.

Чтобы начать внедрение какой – либо техники, необходимо:

Этапы введения техник внутриклассного оценивани я :

1. решить, что надо узнать посредством внутриклассного оценивания;

2. выбрать техники, соответствующие стилю работы преподавателя и легко вводимые в данный класс;

3. объяснить цель происходящего ученикам;

4. после завершения оценить результаты и определить, что надо изменить в учебном проце ссе;

5. дать информацию детям о том, что узнал преподаватель и как он собирается это использовать.

Техника недельных отчетов

− Чему я научился за эту неделю?

− Какие вопросы остались для меня неясными?

− Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Недельные отчёты дают ученикам возможность отрефлексировать вновь приобретённые знания, задать вопросы о том, что им неясно.

Читая отчёты, преподаватель может :

− Узнать о концептуальных затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников.

− Получить полезную обратную связь и реорганизовать содержания курса.

− Проникнуть в то, как ученик осознаёт собственную учебную деятельность.

Если недельные отчёты хорошо организованы, они служат полезным и легко воспринимаемым инструментом. Возможно, наиболее существенным ограничением этой оценочной техники является то, что ученики должны серьёзно попрактиковаться, прежде чем она станет полезным средством обратной связи для них и учителя. Но, как правило, с этим они справляются в течение нескольких недель.

Еще одним эффективным оценочным инструмент

выполнять картирование в группах по 3–4 человека. Это упражнение обычно дает детям весьма богатый и полезный опыт обсуждения, аргументирования и защиты своей позиции. Результат этого процесса – обмен и взаимное обогащение идеями, которые к тому же становятся очевидными для учителя.

Заполнение карт. Преподаватель предварительно строит карту понятий, а затем убирает все подписи в рамках сохраняя подписанные связи-линки. Затем учеников просят подписать пустые рамки так, чтобы вся структура, изображенная на карте, приобрела смысл.

Выборочное заполнение карты понятий . Возможно сделать карту и убрать часть понятий из рамок – примерно 1/3. Извлеченные из карты понятия надо поместить в пронумерованный список, приложенный к карте, для того чтобы ученики выбрали нужные и вставили их в соответствующие рамки. Оценивать выполнение этого задания можно по проценту правильных ответов.

Карта для выборочных понятий . Можно приготовить список из 10–20 понятий и попросить учеников построить карту, используя только эти термины. Акцент здесь делается на установлении взаимосвязей и постепенном усложнении тех структурных конструкций, которые могут построить ученики, опираясь на свои знания в данной области.

Картирование-выращивание . Рассмотрим вариант, известный как «микрокартирование». Учитель задает маленькую сеть, объединяющую всего 5–10 понятий, и предлагает ученикам построить карту, используя эти понятия плюс такое же число понятий, которые они добавят, опираясь на собственные знания данной темы.

Если преподаватель и ученики приобрели опыт работы с картами, можно применить для их количественного оценивания одну или несколько оценочных рубрик. В наиболее распространенной схеме оценивания 1 балл дается за каждую корректную связь между двумя соседними понятиями; 5 баллов – за каждый правильно установленный иерархический уровень, 10 –за каждую содержательную и точную связь понятий из разных частей карты сквозной линк) и 1 балл – за каждый пример.

Ещё один инструмент формирующего оценивания

Они дают информацию о том, как ученики воспринимают происходящее на уроках, включая общее отношение к уроку, предмету, к собственному учению. Получив информацию из самоотчетов, можно определить, какие элементы в преподавании максимально поддерживают учебную деятельность ученика.

Что представляет собой опросник?

Опросники могут быть разнообразными по форме, но, как правило, они состоят из ряда утверждений, которые ученик должен рассмотреть и определить степень своего согласия или несогласия с ними по определенной шкале.

(АН – абсолютно не согласен; Н – не согласен; О – одинаково; С – согласен; АС – абсолютно согласен; НП – не понял).

В зависимости от содержания вопросов учитель может получить информацию об учебном стиле ученика, о тех способах работы, которые он предпочитает. Это позволяет педагогу выбрать те формы обучения, которые отвечают потребностям ученика. Он также может сделать вывод о том, какие элементы содержания и преподавания являются наиболее существенными для обучения.

Еще одно преимущество этой формы опросника состоит в том, что он побуждает учеников к рефлексии собственного учебного стиля, своих сильных и слабых сторон. Это часто помогает им лучше организоваться и найти более продуктивный способ работы.

Техники внутриклассного оценивания, сфокусированные на критериальном оценивании являются – Рубрики.

Каждая рубрика содержит набор оценочных критериев и соответствующих им баллов. Эти баллы аккумулируются и определяют рейтинг ученика на определенном этапе. Такой подход позволяет определить средний уровень учеников в классе или в школе.

Оценивание необходимо рассматривать как механизм, обеспечивающий преподавателя информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать преподавание, находить наиболее эффективные методы обучения, а также мотивировать учеников более активно включиться в своё учение.

Применяя данные методики формирующего оценивания, учителю следует придерживаться следующих рекомендаций :

— Будьте уверены, что каждый ученик может стать лучше.

— Создавайте среду, способствующую партнёрству учителя и учеников.

— Используйте оценивание, чтобы получать информацию об учении и преподавании.

— Обсуждайте с учениками результаты оценивания и вместе устанавливайте ясные и достижимые учебные цели.

— Давайте обратную связь, помогая ученикам определить свои следующие шаги и то, как их осуществить.

3. Каковы действия учителя при внедрении системы формирующего оценивания в деятельности образовательной организации?

Мы изучили литературу по формирующему и критериальному оцениванию, провели семинар, на котором рассмотрели что такое формирующее оценивание, познакомились с техниками формирующего оценивания. Разработали несколько критериев самооценивания. А самое главное, попытались внедрить эти техники в практику и поделились своим опытом.

Работа продолжается, и в этом году провели опрос среди учителей и учащихся. Учителям предложила проанализировать свою работу.

-практически все педагоги после семинара начали использовать в своей практике групповую работу,

— еженедельно проводится критериальное оценивание,

-чаще всего оценивание проводится на уроках математики, русского языка, окружающего мира.

Анализ детских анкет

-ребята указывают на то, что им нравится работать в парах и группах;

-практически ежедневно ребята оценивают свою деятельность;

— эта работа проводится на уроках математики, русского языка, иногда – чтения, окружающего мира;

-умеют оценивать свою работу и работу одноклассников – 60% учеников;

-знают критерии, по которым учитель оценивает их работу – 80%;

-оценка учителя включает комментарии и рекомендации о том, как дальше улучшить работу, считают – 70%.

Опрос учащихся заставил задуматься над такой проблемой: не всем детям нравиться оценивать свою работу. Вернее, нравиться давать положительную оценку и не нравиться критиковать свою деятельность. Действительно, это противоречит детской психологии. Ведь учащимся начальных классов свойственна завышенная самооценка, а мы заставляем детей занижать эту оценку, причём делать это собственноручно. Поэтому на вопрос «Понимаешь ли ты, над чем тебе предстоит работать» не все дети дают положительный ответ. Трудно смириться с тем, что у меня что-то получается плохо. И ребёнок указывают на то, что над этим ему трудно работать, трудно найти причину своих неудач. Раньше всё было понятно – причина – учитель, который ставит мне плохую отметку. А сейчас….

Поэтому формирующее оценивание внедряется в 4 этапа:

I этап – 1 класс. Оценивается:

— собственное «самочувствие» на уроке,

— соблюдение «правил игры» во время урока,

— оценка собственных действий;

— знаково-символическая деятельность (умение читать схемы, графический язык),

— проблемы и трудности, возникающие в ходе выполнения заданий,

— критерии оценки заданий, выдвигаемых одноклассниками и учителем.

III и IV этапы оценивания внедряются в средней и старшей школе.

Вот с какими проблемами столкнулись ученики. А с какими проблемами столкнулись мы? Нас окружает множество проблем. Как же понять, мы с ними справляемся или они с нами?

Прения по вопросу «Что не удаётся, с какими трудностями сталкиваемся».

— пятибалльная система оценивания (её не хватает). Ребёнок в диктанте допускал 24 ошибки – это «2». После работы над ошибками, дополнительных упражнений он допускает 18 ошибок. Для ребёнка это прогресс, но отметка остаётся – «2». Выходит, необходима ещё одна отметка, отметка за рост ученика в той или иной деятельности.

-нет документального оформления в локальных актах

Как выращивать такую образовательную самостоятельность?

О приёмах, стратегиях формирующего оценивания.

Нужно строить внутри образовательного процесса вначале ограниченные, а потом всё расширяющиеся ситуации принятия самими детьми решений по поводу своего образования, обеспечивать фактическое соучастие детей в образовательных процессах. В том числе и в процессах оценивания!

Основные стратегии оценивания:

для определения потребностей учащихся;

для поощрения самоуправления и сотрудничества;

наблюдение за прогрессом;

проверки понимания и поддержки метапознания;

доказывающее понимание и умения

Прежде чем сказать: «Какую оценку ты себе поставишь?», надо ввести правило, которое составляет основу оценивания (Самооценка).

Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки». В первом классе алгоритм состоит из четырёх вопросов:

1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)

2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)

3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)

4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

Вопросы, помогающие ребенку освоить рефлексивное оценивание, могут быть такого рода:

– Что нового ты узнал, чему научился?

– Насколько продвинулся к цели? Как решал учебную задачу? Что можешь изменить в своем учении?

Задания на прогностическую оценку:

– Что из этого ты сможешь выполнить сразу?

– Для выполнения каких заданий потребуется помощь учителя (товарища)?

Задания на ретроспективную оценку:

– Отметь задания, которые оказались для тебя трудными.

– Сравни свое мнение (точку зрения, способ) с тем, что было раньше. Что изменилось?

– Какие вопросы (задания) из предложенных требуют (указывается конкретное действие или условие)?

– Над какими вопросами (заданиями) тебе еще надо поработать?

– Что нового узнал при изучении темы? Чему научился?

– Насколько достиг цели?

– Оцени предложенные способы выполнения учебной работы:

в) быстрее дает решение;

– Чему ты учился, выполняя задание.

– Сравни и оцени суждения.

– Какие способы контроля ты использовал?

– Какие эвристические приёмы использованы?

– Сгруппируй высказывания. Как ты рассуждал?

– Составь задания по теме… (указывается тема). Почему ты выбрал именно эти задания?

– Попробуй оценить идею решения (способ).

В учебной деятельности предметом контроля являются результат и процесс решения учебной задачи (правильность и полнота выполненных действий, возможность другого способа решения).

В передаче контроля ребенку могут помочь вопросы:

– Что будешь контролировать?

– Соответствуют ли твои действия цели и условиям задачи?

– Как, каким способом будешь контролировать свое продвижение в решении учебной задачи? Можно ли решить задачу по-другому?

– Какие вопросы, задания для контроля учебной работы ты составишь, выберешь?

– Что вызвало трудности в работе? Что помогло их преодолеть?

– Какие действия, способы требуют дальнейшей тренировки?

– За какой помощью в учебной работе ты обратишься к товарищу? Учителю?

– Работая с товарищем, придумайте друг другу такие задания, которые бы связывали… (указывается содержание учебного материала). Проверьте правильность выполнения задания, осуществите взаимоконтроль и взаимооценку.

– Составь задание на выведение формулы… (указывается).

– Каким способом характеризуется запись чисел в десятичной системе счисления?

Некоторые педагогические приёмы, которые помогают учителю формировать учебные действия контроля и оценки у младших школьников в начальной школе:

— приём «волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал школьниками);

— приём «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи);

— приём «задания-ловушки» (готовые «ловушки» на рефлексию освоения способа действия);

— приём «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);

— приём «сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия);

— приём «составление задачи, подобной данной» (направлены на вычленение существенного в представленной задачи);

— приём «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия»);

— приём «составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к словесному описанию);

— приём «обнаружение причин ошибок и способы их устранения» (умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации);

— приём «создание «помощника» для проверки работы» (умение найти или изготовить себе «помощника» с помощью которого можно точно проверить выполненное задание. Другими словами, куда нужно посмотреть, чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно);

— приём «составление проверочных заданий» (работа над выделением критериев и на их основе разработка проверочных заданий);

— приём «обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями, например, методика «диктант для робота»);

— приём «многоступенчатый выбор» (умение работать со столом «заданий»);

— приём « орфографические или математические софизмы» (умение обнаружить и опровергнуть псевдологичное рассуждение при решении той или иной задачи);

— приём «разноцветные поправки» (умение работать над совершенствованием своего текста (работы), формирует потребность у учащихся к неоднократному возврату за продолжительный отрезок времени);

— приём «умные вопросы» (умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю: « я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю…»).

Оценивания без критериев не бывает

Из анкет учащихся видим, что на уроках рисования ребята не оценивают свои работы. Почему? Видимо потому, что нет критериев оценки детских рисунков.

Критерии оценивания детского рисунка:

правильное расположение альбомного листа;

рисунку на листе «не тесно», «не просторно»;

тема рисунку соответствует заданной теме;

подобраны верные цвета;

краски сочетаются (холодные и тёплые).

Качество формирующего оценивания недостаточно развито в школе, поэтому мы продолжаем работать по этой теме.

«Оценка – понятие многомерное», – говорят нам специалисты, однако в уме держат не пространственную, а временную логику: «как только, так сразу». Есть не только поверхность, но и глубина. Формирующее оценивание – это «помощь в процессе». Оно повернуто к человеку, к его внутренней силе и является условием развития этой силы.

Формирующее оценивание ориентировано на обучающихся; помогает отслеживать прогресс каждого обучающегося; формирует непредметные компетенции, которые позволят стать успешным в любом виде деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *