очарованный странник чему учит лесков

Анализ «Очарованный странник» Лесков

очарованный странник чему учит лесков. analiz ocharovannyy strannik leskov 50334. очарованный странник чему учит лесков фото. очарованный странник чему учит лесков-analiz ocharovannyy strannik leskov 50334. картинка очарованный странник чему учит лесков. картинка analiz ocharovannyy strannik leskov 50334.

Всего получено оценок: 1581.

Всего получено оценок: 1581.

Произведение Лескова “Очарованный странник” изучается в 10 классе на уроках литературы. Оно достаточно сложное для восприятия и понимания в школьном возрасте, проблемы праведности и веры не столь актуальны для юного возраста. Для глубокого понимания и всестороннего анализа произведения, подготовке к ЕГЭ понадобятся более глубокие знания. Предлагаем вам ознакомиться с нашим вариантом анализа “Очарованного странника” по плану.

очарованный странник чему учит лесков. kuchmina nadegda 100. очарованный странник чему учит лесков фото. очарованный странник чему учит лесков-kuchmina nadegda 100. картинка очарованный странник чему учит лесков. картинка kuchmina nadegda 100.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Очарованный странник.

Год написания – 1872–1873 гг., впервые опубликован в газете “Русский мир” в том же году.

История создания – к созданию произведения автора подтолкнуло путешествие по Ладожскому озеру, удивительная природа тех мест, чудесные края, где проводят свою жизнь монахи.

Тема – праведничество, поиск своего предназначения, вера и патриотизм.

Композиция – 20 глав, связанных между собой наличием главного героя, автор не придерживается хронологии, структурные компоненты автономны.

Жанр – повесть. Произведение имеет ярко выраженные черты древнерусских житийных текстов, приключений и былин.

Направление – романтизм.

История создания

Анализ “Очарованого странника” не будет полным без предыстории написания. Идея написания повести о русском богатыре-страннике, бесприютном и морально цельном, появилась у Лескова во время путешествия по Ладожскому озеру. Именно эти места выбирают монахи для своего земного приюта, тут особая атмосфера и природа.

Взявшись за работу в 1872 году, Николай Семёнович Лесков закончил книгу за год. В 1873 году он отнёс рукопись в редакцию “Русского вестника”, однако главный редактор посчитал её недоработанной и отказался печатать. Тогда писатель изменил название произведения с “Чернозёмного Телемака” на “Очарованного странника” и передал книгу в редакцию “Русского мира”, где и была она опубликована в том же году.

Лесков посвятил повесть С. Е. Кушелеву (генералу, участвовавшему в войне на Кавказе), у него дома впервые была прочитана книга самим автором. Смысл названия заключается в удивительной способности главного героя лицезреть окружающее и восхищаться, очаровываться им, а роль странника, человека без дома и семьи уготована персонажу судьбой. Своеобразная легенда о нравственной силе и русском характере вышла из-под пера Лескова. Как отмечал сам автор, создавалась повесть “на одном дыхании”, легко и быстро.

Повесть затрагивает много животрепещущих тем, она описывает временной отрезок 1820–30-х годов. При первоначальной публикации произведение называлось “Очарованный странник. Его жизнь, опыты, мнения и приключения”. Именно эти вехи затронуты в произведении, которое входит в цикл легенд о русских праведниках. Примечательно, что образ главного героя вымышленный, но очень живой и правдоподобный.

Автор обозначает проблематику ещё в начале повествования: это история о праведничестве и православии. Праведник, по мнению автора, – не тот, кто не совершает грехов, а тот, кто осознаёт необходимость каяться и осознавать свои ошибки. Путь праведника – жизнь, наполненная испытаниями и ошибками, без которых невозможно человеческое существование.

Тема ностальгии пронизывает всё повествование: герой мучительно скучает о родине в плену, молится и плачет ночами. Он не испытывает отцовских чувств к своим некрещённым детям, родившимся от жён в татарском плену. Флягин “находит себя” в войне на Кавказе, он оказывается бесстрашным солдатом, не боится смерти, и удача благоволит ему. Тема любви затронута автором в нескольких главах, главный герой не испытывает истинной чистой любви, его опыт общения с женщинами печален: судьба распоряжается так, что Флягину не суждено быть отцом и мужем. Основная мысль повести в том, что человек рано или поздно находит своё предназначение, вся его жизнь есть движение в этом направлении.

Композиция

“Очарованный странник” состоит из двадцати глав, которые собраны воедино по принципу воспоминаний и ассоциаций главного героя-рассказчика. Присутствует некоторое подобие “рассказа в рассказе”, когда в первой главе монах Измаил плывёт на пароходе и рассказывает о своей жизни по просьбам пассажиров. Время от времени он отвечает на вопросы слушателей, что позволяет автору внести свою точку зрения и подчеркнуть особо важные моменты повествования.

Кульминацией произведения можно считать духовное перерождение героя, его приход к Богу, дар пророчества и испытания тёмных сил. Развязка впереди: герою предстоит ещё только сражаться за русский народ, желая отдать свою жизнь, если понадобится за веру, за свою родину. Особенностью композиции можно считать и то, что рассказчик использует различную лексику при передаче определённой истории (татары, жизнь у князя, любовь к цыганке Груше).

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Очарованного странника».

Традиционно принято обозначать жанр “Очарованного странника” как повесть. В первых публикациях было указано – рассказ. Однако жанровое своеобразие произведения выходит далеко за грань простого повествования.

Исследователи творчества Лескова, критики находят, что произведение сочетает в себе черты жития и особенности приключенческого романа, которые были популярны в XIX веке. С жанром жития повесть связывает структура и особая смысловая нагрузка: скитания, перипетии, поиск душевного равновесия, страдания, “хождения” и терпеливое несение своего бремени. Духовный рост героя, его сновидения, мистические моменты и многое другое – признаки житийного жанра. Древнерусские жития святых строятся по принципу сочетания нескольких самостоятельных историй из разных периодов жизни человека, причём хронологическая последовательность в этом жанре соблюдается далеко не всегда.

С жанром приключенческого романа произведение роднит смысл художественного текста: динамичное повествование со сменой разнообразных видов деятельности: главный герой – конюх, нянька, лекарь, пленный, участник боевых сражений на Кавказе, работник цирка, монах. Удивительная насыщенность событий для жизни одного простого человека. По своему внутреннему и внешнему образу главный герой напоминает персонажа русских былин – богатыря.

Источник

Анализ произведения «Очарованный странник» (Лесков)

Автор: Guru · Опубликовано 09.05.2017 · Обновлено 12.10.2017

В повести «Очарованный странник» автор предпринял попытку религиозного истолкования российской действительности. В образе Ивана Флягина Лесков изобразил подлинно русский характер, раскрыв основу ментальности нашего народа, тесно связанную с православием. В современные реалии он облачил притчу о блудном сыне и тем самым вновь поднял вечные вопросы, которыми человечество задается не первое столетие.

История создания

Николай Семенович Лесков создавал свою повесть на одном дыхании. На всю работу ушло меньше года. Летом 1872 года писатель путешествовал на Ладожском озере, том самом месте, где происходит действие в «Очарованном страннике». Автор не случайно выбрал именно эти заповедные края, ведь там располагаются острова Валаам и Корелу, старинные обиталища монахов. В этой поездке и родился замысел произведения.

Уже к концу года работа была закончена и приобрела заглавие «Чернозёмный Телемак». Автор вкладывал в название отсылку к древнегреческой мифологии и привязку к месту действия. Телемак – сын царя Итаки Одиссея и Пенелопы, героев поэмы Гомера. Он известен тем, что бесстрашно отправился на поиски пропавшего родителя. Так и персонаж Лескова пустился в долгий и опасный путь в поисках своего предназначения. Однако редактор «Русского вестника» М.Н. Катков отказался печатать повесть, ссылаясь на «сырость» материала и указывая на несоответствие названия и содержания книги. Флягин – апологет православия, а писатель сравнивает его с язычником. Поэтому литератор меняет заглавие, но относит рукопись в другое издание, газету «Русский мир». Там она и была опубликована в 1873 году.

Смысл названия

Если с первым вариантом названия все ясно, то возникает вопрос, в чем заключается смысл заглавия «Очарованный странник»? Лесков вкладывал в него не менее интересную мысль. Во-первых, оно указывает на насыщенную жизнь героя, его странствия, как на земле, так в пределах своего внутреннего мира. В течение всего жизненного пути он шел к осознанию своей миссии на земле, в этом состоял его главный поиск – поиск своего места в жизни. Во-вторых, прилагательное указывает на способность Ивана ценить красоту окружающего мира, очаровываться ею. В-третьих, писатель использует значение «колдовские чары», ведь нередко персонаж поступает неосознанно, как будто не по своей воле. Его ведут мистические силы, видения и знаки судьбы, а не разум.

Повесть называется так еще и потому, что автор указывает финал уже в заглавии, как будто исполняя предначертание. Мать предрекла сыну будущее, пообещав его Богу еще до рождения. С тех пор над ним довлеют чары судьбы, направленные на то, чтобы исполнить предназначение. Странник идет не самостоятельно, а под действием предопределения.

Композиция

Структура книги – не что иное, как модернизированная и композиция сказа (фольклорного произведения, которое подразумевает устный импровизированный рассказ с определенными жанровыми особенностями). В рамках сказа всегда есть пролог и экспозиция, которые мы видим и в «Очарованном страннике», в сцене на судне, где путешественники знакомятся между собой. Далее следуют воспоминания рассказчика, каждое из которых имеет свою сюжетную канву. Флягин повествует сказание о своей жизни в той стилистике, которая свойственна людям его сословия, более того, он передает даже речевые характеристики других людей, что являются героями его историй.

Всего в повести 20 глав, каждая из которых следует, не повинуясь хронологии событий. Рассказчик выстраивает их по своему усмотрению, основываясь на случайных ассоциациях героя. Так автор подчеркивает, что всю жизнь Флягин прожил также стихийно, как и рассказывает о ней. Все, что произошло с ним, — череда взаимосвязанных случайностей, как и его повествование – вереница историй, связанных смутными воспоминаниями.

Лесков не случайно добавил книгу в цикл легенд о русских праведниках, ведь его творение написано по канонам жития – религиозного жанра, в основе которого лежит биография святого. Композиция «Очарованного странника» это подтверждает: сначала мы узнаем об особенном детстве героя, наполненном знаками судьбы и знамениями свыше. Потом описывается его жизнь, наполненная аллегорическим смыслом. В качестве кульминации выступает сражение с искушением и бесами. В финале Бог помогает праведнику выстоять.

О чем повесть?

Два путешественника беседуют на палубе о дьячке-самоубийце и знакомятся с монахом, который едет по святым местам спасаться от искушения. Людям становится интересна жизнь этого «богатыря», и он охотно делится с ними своей историей. В этой биографии и заключается суть повести «Очарованный странник». Герой родом из крепостных крестьян, служил кучером. Его мать с трудом выносила дитя и в молитвах пообещала Богу, что ребенок будет ему служить, если родится. Сама же она умерла в родах. Но сын не хотел идти в монастырь, хоть его и преследовали видения, призывающие выполнить обещание. Пока Иван упрямился, с ним случилось много бед. Он стал виновником смерти монаха, который приснился ему и предвещал несколько «погибелей», прежде чем Флягин придет в монастырь. Но и этот прогноз не заставил задуматься молодого человека, который хотел жить для себя.

Главные герои и их характеристика

Повесть богата действующими лицами из самых разных сословий и даже национальностей. Образы героев в произведении «Очарованный странник» столь же многогранны, сколь их пестрый, неоднородный состав.

Проблемы

Богатая проблематика в повести «Очарованный странник» вмещает в себя социальные, духовные и морально-этические проблемы личности и целого народа.

Основная идея

Перед нами отрывается душа простого русского мужика, которая нелогична, а иногда даже легкомысленна в своих действиях и поступках, а страшнее всего, что она непредсказуема. Поступки героя объяснить невозможно, ведь внутренний мир этого, казалось бы, простолюдина — это лабиринт, в котором можно и заблудиться. Но, чтобы не происходило, всегда есть свет, который выведет на правильный путь. Этот свет для народа – вера, непоколебимая вера в спасение души, даже если жизнь омрачила ее грехопадениями. Таким образом, главная мысль в повести «Очарованный странник» заключается в том, что праведником может стать каждый человек, нужно лишь впустить в свое сердце Бога, раскаявшись в злых поступках. Николай Лесков, как ни кто другой из писателей, смог понять и выразить русский дух, о котором иносказательно и туманно говорил еще А.С. Пушкин. Писатель видит простом мужике, который воплотил в себе весь русский народ, веру, которую многие отрицают. Несмотря на это кажущееся отрицание, русский народ не перестает верить. Его душа всегда открыта для чуда и спасения. Она до последнего ищет что-то святое, непостижимое, духовное в своем существовании.

Идейно-художественное своеобразие книги заключается в том, что она переносит библейскую притчу о Блудном сыне в современные автору реалии и показывает, что христианская мораль не знает времени, она актуальна в каждом столетии. Иван тоже осерчал на привычный уклад вещей и покинул отчий дом, только вот его домом с самого начала была церковь, поэтому его возвращение в родную усадьбу не принесло ему покоя. Он ушел от Бога, предаваясь грешным увеселениям (алкоголь, смертельные бои, воровство) и все глубже увязая в трясине порочности. Его путь был нагромождением случайностей, в нем Н. С. Лесков показал, как пуста и нелепа жизнь без веры, как бесцельно ее течение, что всегда заносит человека не туда, где бы он хотел оказаться. В результате, как и его библейский прототип, герой возвращается к истокам, в обитель, которую ему завещала мать. Смысл произведения «Очарованный странник» кроется в обретении смысла бытия, который призывает Флягина к бескорыстному служению своему народу, к самоотречению ради высшей цели. Иван не мог сделать ничего более масштабного и правильного, чем это посвящение себя всему человечеству. В этом его праведность, в этом его счастье.

Критика

Мнения критиков о повести Лескова, как всегда, разделились из-за идеологических разногласий рецензентов. Они высказывали свои соображения в зависимости от журнала, в котором публиковались, ведь редакционная политика СМИ тех лет была подчинена определенной направленности издания, его главной идее. Были западники, славянофилы, почвенники, толстовцы и т.д. Кому-то из них, конечно, нравился «Очарованный странник» по причине того, что их взгляды нашли в книге свое обоснование, а кто-то был категорически не согласен с миропониманием автора и тем, что тот именовал «русским духом». Например, в журнале «Русское богатство» критик Н. К. Михайловский выразил свое одобрение писателю.

В смысле богатства фабулы это, может быть, самое замечательное из произведений Лескова, но в нем же особенно бросается в глаза отсутствие какого бы то ни было центра, так что и фабулы в нем, собственно говоря, нет, а есть целый ряд фабул, нанизанных как бусы на нитку, и каждая бусинка сама по себе и может быть очень удобно вынута, заменена другою, а можно и еще сколько угодно бусин нанизать на ту же нитку.

Столь же восторженно отозвался о книге критик из журнала «Русская мысль»:

Поистине чудное, способное растрогать самую черствую душу собрание высоких приме­ров добродетелей, которыми крепка земля русская и благодаря которым «стоит град»…

Н. А. Любимов, один из издателей «Русского вестника», напротив, отказался печатать рукопись и обосновал отказ в публикации тем, что «вся вещь кажется ему скорее сырым материалом для выделки фигур, теперь весьма туманных, чем выделанным описанием чего-либо в действительности возможного и происходящего». На эту реплику красноречиво ответил Б. М. Маркевич, который был первым слушателем этой книги и видел, какое хорошее впечатление она произвела на публику. Он считал произведение чем-то «в высшей степени поэтическим». Особенно ему понравились описания степи. В своем послании Любимову он написал следующие строки: «Интерес его все время поддерживается равно, и когда рассказ кон­чается, жаль становится, что он кончился. Мне кажется, лучшей похвалы нет для художественного произведения».

В газете «Варшавский дневник» рецензент сделал акцент на том, что произведение близко к фольклорной традиции и имеет истинно народное происхождение. Герой, по его мнению, обладает феноменальной, типично русской выдержкой. О своих бедах он повествует отстраненно, как о чужих несчастьях:

Об особенности русского менталитета, изображённого в образе Ивана Флягина, писал рецензент Р. Дистерло. Он подчеркнул, что Лескову удалось понять и отобразить простодушную и покорную судьбе натуру нашего народа. Иван, по его мнению, не отвечал за свои поступки, его жизнь как бы была дана ему свыше, а он смирился с нею, как с тяжестью креста. Также очарованного странника охарактеризовал Л. А. Анненский: «Герои Лескова — люди вдохновенные, очарованные, загадочные, опьяненные, отуманенные, безумные, хотя по внутренней самооценке всегда «невиноватые», всегда – праведники».

О художественном своеобразии прозы Лескова высказался литературный критик Меньшиков, подчеркнув наряду со своеобразием недостатки стилистики писателя:

Стиль его неправилен, но богат и даже страдает пороком богатства: пресыщенностью.

Сам автор реагировал на критику эмоционально и высказывался о ней с резкостью, присущей недооцененному таланту:

Нельзя от картин требовать того, что Вы требуете. Это жанр, а жанр надо брать на одну мерку: искусен он или нет? Какие же тут проводить направления? Этак оно обратится в ярмо для искусства и удавит его, как быка давит веревка, привязанная к колесу.

Источник

Анализ «Очарованный странник»

сочинение по литературе 10 класса

История создания

По мнению исследователей творчества Лескова, повесть «Очарованный странник» была написана в 1872 г. Первоначальное название произведения — «Черноземный Телемак». Под этим названием писатель предлагал опубликовать повесть в журнале «Русский вестник», но получил письменный отказ Н. А. Любимова. Сын писателя утверждал, что главу журнала М. Н. Каткова не устраивало «невыгодное освещение дворянских фигур по сравнению с нравственным обликом… Ивана Флягина».

Повесть была впервые опубликована в газете «Русский мир» за 1873 г. под названием «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения».

Смысл названия

Иван Северьяныч Флягин — уникальный человек. «Богатырь-черноризец» буквально очаровывает попутчиков своим удивительным рассказом. Все его бесконечные странствия и приключения на бескрайних российских просторах подчинены одной цели — прийти в конце концов в монастырь, тем самым выполнив материнское обещание. Сам Флягин находится под воздействием неких «чар», вызванных призраком убитого им случайно в молодости человека.

«Очарованный» с детства Флягин никак не может найти покоя и своего устойчивого места в жизни. Красноречивее всего о нем высказывается в финале лекарь: «так просто добряк, или помешался, или взаправду предсказатель». Даже монастырь и старость не позволяют Флягину успокоиться. Убежденный в неизбежности большой войны, он готов вновь стать солдатом.

Основная тема

очарованный странник чему учит лесков. %D0%90%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7 %D0%9E%D1%87%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9 %D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA. очарованный странник чему учит лесков фото. очарованный странник чему учит лесков-%D0%90%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7 %D0%9E%D1%87%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9 %D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA. картинка очарованный странник чему учит лесков. картинка %D0%90%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7 %D0%9E%D1%87%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9 %D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA.Многие критики, отмечая огромные художественные достоинства «Очарованного странника», не считали его цельным произведением. История жизни Флягина настолько невероятна и богата событиями, что практически каждую главу произведения можно считать отдельным рассказом.

Однако все приключения главного героя связаны между собой и подчинены одному замыслу автора — показать широкую и беспокойную натуру русской души.

Фигура Флягина соединяет в себе временное и вечное, прошлое и настоящее. Он олицетворяет собой древнерусского эпического богатыря, волшебным образом попавшего в другую эпоху.

В Иване Северьяныче парадоксальным образом сочетаются трезвый и расчетливый взгляд на действительность с по-детски наивной верой в Бога, чудеса, «магнетизм» и т. д.

Лесков, уподобив своего героя мифическому Телемаху, ставит его в самые крайние ситуации. Взятые по отдельности, они вполне могли случиться (и случались) с любым русским человеком. Но Флягин — обобщенный тип, символизирующий собой постоянные странствия на грани смерти.

В повести отразились впечатления и наблюдения Лескова, приобретенные в ходе многочисленных поездок по России. Благодаря этому невероятная история Флягина обретает достоверность и правдивость. Вместе с ним в произведении описаны реальные исторические лица: московский митрополит Филарет, известный дрессировщик Джон Рарей, хан Джангар.

Наивная вера и простодушие Флягина часто приводят его к беде. В то же время честная и открытая душа помогают ему с честью выходить из любых испытаний. Причиной начала странствий для молодого Голована становится совершенное им наказание над господской кошкой, напоминающее анекдот. Флягин убежден в своей правоте, поэтому решает положить конец своим унижениям путем самоубийства. Случайно подвернувшийся цыган спасает его и убеждает вместе с ним переступить закон.

Отдельное место в приключениях очарованного странника занимает его жизнь у татар. Слушателей поражает его бесчувственность по отношению к собственным детям. Но для Флягина все предельно четко и ясно: некрещеных детей он даже не считал своими.

Несмотря на хорошее отношение татар (исключая «ощетинивание» ног), Флягина тянет на родину. Его смелое и хитроумное бегство действительно заслуживает уважения.

Пережив многолетнюю неволю и вернувшись в Россию, Иван Северьяныч все равно не успокаивается. Его обеспеченная жизнь в должности конэсера обрывается из-за увлечения спиртным и истории с прекрасной цыганкой Груней.

Увлечение Флягина Груней — не просто любовная страсть. Его чувство к бедной девушке проникнуто добротой и состраданием. Убийство цыганки под давлением данной ей страшной клятвы — самый трагический эпизод в жизни главного героя. С этого момента к действующим на него «чарам» добавляется призрак убитой.

Поведение Флягина на войне лишний раз доказывает его полное пренебрежение к смерти. Он даже не считает свой смелый поступок подвигом, а произведение в офицеры не приносит ему никакой пользы.

В конце концов Иван Северьяныч вынужден совершить то, что ему было «предначертано». Но и в монастыре он отличается своими странностями. Флягина преследуют бесы, он начинает пророчествовать. Неугомонного монаха решают отправить «куда-нибудь подальше пробегаться».

В повести Ивану Северьянычу уже 53 года, но его до сих пор не оставляет неосознанная страсть к «очарованным странствиям».

Проблематика

Повесть Лескова — не просто ряд занимательных приключений главного героя. Автор называет историю Флягина «драмокомедией», вобравшей в себя характерные, положительные и отрицательные черты русского образа жизни.

Отечественные философы на рубеже XIX-XX вв. отмечали характерные для русского человека проблемы: идейное «шатание», постоянная тяга к перемене мест, неумение и нежелание занять устойчивое положение в обществе. В силу этого появлялись многочисленные землепроходцы, «божьи странники», всевозможные религиозные секты и т. д. Иван Флягин — яркий образец такого типа людей.

Поднята автором и общеизвестная русская проблема — пьянство. Трагикомически выглядит главный признак, по которому Флягин узнает своих после бегства из плена: «крестятся и водку пьют, — ну, значит, русские!».

Фактически Иван Северьяныч признается, что он — алкоголик, так как не может удержаться от периодических, необходимых ему «выходов», т. е. запоев. В то же время, предчувствуя очередной «выход», он спешит избавиться от денег, которые может пропить. Поведение Флягина у цыган, разбрасывание деньгами — удачное изображение широкой и пьяной русской души.

Композиция

Начало и финал повести — описание встречи и впечатления, которое производит странный монах. Основная часть — история жизни Ивана Флягина. Как уже отмечалось, каждый эпизод его биографии представляет собой вполне законченное небольшое произведение.

Источник

Сочинение: Смысл повести Николая Лескова «Очарованный странник»

Автор: Guru · Опубликовано 11.11.2021 · Обновлено 25.11.2021

(708 слов) Рассмотрим знаменитое произведение Николая Лескова «Очарованный странник», которое он создал ближе к концу XIX века. Повесть была написана в необычном для своего времени стиле — словно житие, и как рассказ. В ней автор поднял много важных как социальных, так и личностных проблем и вложил смысл, который весьма глубокий.

Основное место в произведении отводится теме праведного образа жизни — на примере главного героя повести автор показал нам, какова жизнь настоящего праведника, которая трудна, полна тяжб и лишений. Эта жизнь полнится ошибками, но без них ничего человеческое не обходится.

Однако, люди по-разному с этими ошибками живут — некоторые и не думают о своих ошибках, грехах, и грешат по жизни часто, даже не испытывая сомнений и не зная раскаяния за содеянное, а другие как раз по иному пути идут — каждый грех проходит через их душу, они осознают свою вину за него, и раскаиваются в нем, исправляются. Примером человека такого толка является главный герой повести — Иван Флягин.

Но, помимо темы праведничества, имеются и другие темы. Не менее важной является тема патриотизма человека — Иван очень сильно тоскует по своей родине везде, куда бы не закинула его судьба.

Еще одна, не менее интересная тема в повести — тема любви. Ивану было не суждено обрести свое счастье, создав семью, но он полюбил женщину по имени Груша. Эта любовь его спасала в критические моменты и грела его, когда он попал на войну.

Благодаря обилию этих тем, содержание наполняется идейностью и повесть получается своеобразной. Однако, в чем же заключен смысл произведения? В чем же мысль автора?

Мысль автора проста — любому человеку в свое время суждено обрести собственное предназначение в жизни, найти себя в том, для чего он рожден. Вопреки складывающейся судьбе, у всех людей выпадает шанс для выражения своего внутреннего потенциала в различных сферах деятельности.

Само название повести несет в себе смысл. Очарованный — имеется в виду, что странник-герой — человек, который имеет сильную тягу к жизни, очарован ею. Он восторгается совершенством природы и сверхъестественным замыслом, заложенным в ней. Главному герою предстоит очень сложный и долгий путь, однако в нем сильна вера в Бога, и кроме того, он верит своей интуиции — тому самому голосу изнутри, который подсказывает, как поступить в той или иной сложной ситуации. Главный герой был странником по жизни, не только в конце произведения — Флягин скитался с самого начала. И вся жизнь его — сплошные приключения, описанные автором в стиле жития, который используется при описании жизни священников и людей, причисленных к лику святых..

Ивану многое довелось пережить — он был и подвержен порокам, во многом разочаровывался, порой падал очень глубоко. А внешне Флягин похож на настоящего русского богатыря — по поступкам своим, в которых он проявил себя человеком отважным и смелым, сметливым и верным родине.

Однако на тот момент он даже не искал дороги к Богу. Впрочем, для Бога важнее один грешащий, который раскаивается в своих грехах, нежели несколько, достигших непогрешимости. Для примера можно взять историю о блудном сыне. В конце концов, блудный сын нашел в себе силы, чтобы перебороть обуявшее его искушение.

Но имеется в названии и скрытый смысл — он намекает нам на мистический подтекст и некую чертовщинку в жизни Флягина. Ведь очарованный — это тот, на ком наложены определенные чары, магия, то бишь, что-то, связанное с колдовством, с мистикой. На жизненном пути героя случалось много событий, в которых ему явно была оказана помощь свыше, и порой именно она направляла его по другой стезе.

К примеру, на войне он ни разу не был ранен, хотя сражался отважно и бесстрашно, что на фронте обычно заканчивается либо гибелью храбреца, либо долгим выведением его из строя в результате ранения. А с ним такого не случилось, и это значит, что ему суждено стать мессией в этом мире.

К этому имелись предпосылки еще до его рождения. Его мать хотела, чтобы ее ребенок служил Богу и жил по законам божьим. И его дорога к Богу была весьма непростой. Усугубляло ситуацию еще и то, что Иван в большинстве случаев, в которые попадал, исходил не из соображений, а действовал под влиянием эмоций. Однако в нем был внутренний стержень, благодаря которому он выдержал все испытания на своем жизненном пути и пришел к конечной цели — стал священнослужителем. Этот стержень был основан на очень большой силе духа его личности и вере в Бога.

Повесть имеет весьма глубокомысленный посыл. Автор на примере странника показал нам борьбу человека со своими пороками. Такое противостояние в каждой главе показывается, и человек избавляется от того, что лишает его человечности и обезображивает его облик. Таким примером является история Ивана Флягина.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *