обязательное всеобщее начальное обучение
О всеобщем обязательном начальном обучении, 1930
В императорской России на повестку дня многократно выносился вопрос о введении обязательного обучения для всех слоев населения, однако эта инициатива так и не была поддержана на высшем уровне. Подобная идея была реализована только после Октябрьской революции: работа над осуществлением плана велась поэтапно, и в 1930 году ЦИК СССР постановил ввести всеобщее обязательное начальное обучение детей.
Постановление Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров
О всеобщем обязательном начальном обучении
Для успешного социалистического строительства необходимо в кратчайший срок изжить культурную и техническую отсталость широких масс трудящихся. Эта задача не может быть разрешена без введения всеобщего начального обязательного обучения.
По сравнению с дореволюционным временем начальным обучением охвачен гораздо более широкий круг детей школьного возраста.
Однако подготовка и проведение всеобщего начального обучения шли до сих пор неудовлетворительным темпом. Советские органы, в частности народные комиссариаты просвещения и местные исполнительные комитеты, а также профессиональные и общественные организации уделяли этому делу совершенно недостаточное внимание.
Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров Союза ССР обращают внимание всех центральных и местных органов власти на то что всеобщее начальное обучение является важнейшей политической задачей ближайшего времени. Вместе с тем Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров Союза ССР подчеркивают, что действительных успехов в этом деле можно достигнуть только при условии активнейшего участия широких масс трудящихся и общественных организаций.
Призывая профессиональные, комсомольские, кооперативные и другие общественные организации, а также всех рабочих, трудящихся крестьян, особенно колхозников, и советскую интеллигенцию проявить наибольшую самодеятельность и энергию и добиться решительной победы на фронте всеобщего начального обучения, Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров Союза ССР постановляют:
1. Ввести с 1930‑1931 г. повсеместно в Союзе ССР всеобщее обязательное обучение детей (мальчиков и девочек) в возрасте 8, 9 и 10 лет в объеме не менее четырехлетнего курса начальной школы. В соответствии с этим принять осенью 1930 г. в трудовую школу всех детей этих возрастов, которые до настоящего времени не обучаются в школе.
Установить с 1930‑1931 г. обязательное прохождение всего курса школы I ступени (первых четырех групп трудовой школы) для всех детей, обучающихся в этих школах, независимо от возраста.
2. Ввести с 1930‑1931 г. обязательное обучение детей (мальчиков и девочек) в возрасте от 11 до 15 лет, не прошедших первых четырех групп трудовой школы. Для них организуются ускоренные специальные двухгодичные и одногодичные школы-курсы и группы при школах (в зависимости от их подготовки).
3. Ввести с 1930‑1931 г. всеобщее обязательное начальное обучение детей (мальчиков и девочек) в объеме школы семилетки в промышленных городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках, установив обязательное прохождение всего курса семилетней школы для всех детей, оканчивающих школу I ступени (первые четыре группы трудовой школы), начиная с окончивших в 1929‑1930 г.
Установить в тех же местностях с 1930‑1931 г. обязательное прохождение всего курса школы семилетки для всех детей, обучающихся в этих школах. В этих местностях должно быть обращено особое внимание на развертывание сети фабрично-заводских школ семилеток.
Правительства союзных и автономных республик и краевые (областные) исполнительные комитеты, а также районные исполнительные комитеты могут вводить обязательное семилетнее обучение и в других местностях, в первую очередь в районах сплошной коллективизации.
4. Значительно усилить с 1930‑1931 г. развертывание школ колхозной молодежи (как дневных, так и вечерних) с таким расчетом, чтобы в 1932‑1933 г. охватить ими основную массу колхозной молодежи.
5. В связи с особыми бытовыми и организационными трудностями допустить для внегородских поселений в отдельных культурно-отсталых республиках и автономных областях и некоторых отдаленных районах отступление (не более, чем на 1‑2 года) от указанных выше сроков проведения всеобщего обязательного начального обучения.
Эти отступления разрешаются в каждом отдельном случае правительствами соответствующих союзных республик.
6. Обязанность посылать в школу детей, для которых введено обязательное обучение, возлагается на их родителей, а также на тех лиц и на те учреждения на попечении которых находятся дети.
За неисполнение этой обязанности устанавливается ответственность в порядке законодательства союзных республик.
7. Ответственность за проведение всех практических мероприятий, обеспечивающих осуществление всеобщего обязательного начального обучения, возлагается на городские, поселковые и сельские советы и районные исполнительные комитеты.
8. Чтобы обеспечить всеобщее обязательное начальное обучение необходимыми средствами, принять следующие меры:
а) начиная с 1930‑1931 г. должны быть значительно усилены ассигнования как по местному, так и по единому государственному бюджету, в частности по фондам на строительство школ, со специальной дотацией из общесоюзного бюджета; размер этой дотации устанавливается Советом народных комиссаров Союза ССР;
б) к финансированию всеобщего обучения, а также к строительству, ремонту и оборудованию школ всеобщего обучения должны быть привлечены хозяйственные, профсоюзные, кооперативные и другие общественные организации; в финансовых планах хозяйственных органов по крупному капитальному строительству должны предусматриваться капитальные вложения на строительство школ для всеобщего обучения в размерах, утверждаемых правительством Союза ССР и правительствами союзных республик, по принадлежности;
в) должна быть привлечена самодеятельность широких трудящихся масс на основе социалистического соревнования (специальные отчисления, поступления от коллективной запашки культурных гектаров земли, помощь шефов, бесплатное трудовое участие и проч.).
9. При расходовании средств на школьное строительство в первую очередь удовлетворять нужды основных промышленных районов и рабочих центров, совхозов, районов сплошной коллективизации, а также культурно-отсталых национальных районов.
10. Чтобы обеспечить всеобщее обучение необходимыми школьными помещениями, предложить правительствам союзных республик издать постановления об использовании по прямому назначению школьных помещений, занятых для других надобностей, а также об использовании под школы всеобщего обучения бывших помещичьих усадеб, конфискованных кулацких домов
11. Поручить правительствам союзных республик, а также органам, распределяющим строительные материалы, принять меры к обеспечению строительства и капитального ремонта школ всеобщего обучения необходимыми строительными материалами в полном соответствии с планом осуществления всеобщего начального обучения.
Городские, поселковые и сельские советы, а также районные исполнительные комитеты должны заканчивать ремонт школьных зданий и мебели, а также заготовку топлива, книг, учебных пособий и письменных принадлежностей до начала наступающего учебного года.
12. Чтобы обеспечить школы всеобщего начального обучения необходимыми педагогическими кадрами в соответствии с планами проведения всеобщего обучения, поручить правительствам союзных республик провести следующие мероприятия:
а) срочно развернуть сеть педагогических институтов и техникумов, а также специальных педагогических курсов, увеличить количество учащихся в них, а также усилить применение других форм подготовки учителей;
б) принять меры к привлечению на педагогическую работу учителей, работающих не по специальности;
в) привлечь к работе по всеобщему обучению в порядке производственной практики учащихся педагогических учебных заведений;
г) усилить коммунистическое и рабочее ядро среди учителей.
13. Поручить правительствам союзных республик установить нормальное количество учащихся на одного учителя.
14. Поручить правительствам союзных республик пересмотреть учебные планы и программы педагогических институтов, техникумов и курсов и провести в жизнь мероприятия, обеспечивающие марксистско-ленинскую и политехническую подготовку учителей.
15. Учитывай важность и сложность новых задач, возлагаемых на учительство, поручить правительствам союзных республик значительно улучшить материальное положение учителей трудовой школы.
Обеспечить с 1930‑1931 г. снабжение учителей сельской трудовой школы продовольствием и промышленными товарами по нормам, установленным для промышленных рабочих.
16. Чтобы улучшить обучение и чтобы предоставить детям наименее обеспеченных рабочих, батраков и бедноты действительную возможность успешно учиться, принять следующие меры:
а) с 1930‑1931 г. значительно усилить материальную помощь этим детям в виде бесплатного снабжения учебниками, письменными принадлежностями, обувью, одеждой, питанием, транспортом ;
для этого должны быть увеличены бюджетные ассигнования на эту помощь, привлечены средства общественных организаций, а также должны быть образованы специальные фонды в порядке, устанавливаемом Советом народных комиссаров Союза ССР;
предложить Народному комиссариату внешней и внутренней торговли Союза ССР и Центральному союзу потребительских обществ Союза ССР принять меры к созданию на местах фондов продовольствия, обуви и одежды для удовлетворения нуждающихся учащихся школ всеобщего обучения;
б) широко развернуть дополнительные занятия с отстающими школьниками, а также предварительную, до поступления в начальную школу, подготовку детей рабочих, батраков и деревенской бедноты; к этому необходимо привлечь в порядке общественной работы учителей, актив родителей, учащихся старших групп, пионерские организации, а также использовать в порядке производственной практики учащихся педагогических высших учебных заведений и техникумов;
в) всемерно усилить политехнический характер школ всеобщего обучения;
г) поручить правительствам союзных республик установить в трудовой школе нормальную продолжительность учебного года, как правило, не менее 225 учебных дней, с учетом местных особенностей.
17. В целях мобилизации средств и сил советской общественности для проведения всеобщего обязательного начального обучения создать в срочном порядке при краевых (областных) исполнительных комитетах, районных исполнительных комитетах, городских, поселковых и сельских советах комитеты содействия всеобщему обязательному обучению.
18. Поручить правительствам союзных республик на основе настоящего постановления:
а) не позднее, чем в 10‑дневный срок издать постановления о введении всеобщего обязательного начального обучения;
б) при пересмотре пятилетнего плана культурного строительства разработать планы проведения всеобщего обязательного начального обучения, предусмотрев необходимость обеспечить выполнение этих планов средствами, школьными помещениями и педагогическими силами.
19. Поручить Народному комиссариату рабоче-крестьянской инспекции Союза ССР и народным комиссариатам рабоче-крестьянской инспекции союзных республик установить систематическое наблюдение за проведением всеобщего обязательного начального обучения.
Председатель ЦИК Союза ССР М. Калинин
Зам. Председателя СНК Союза ССР Я. Рудзутак
Секретарь ЦИК Союза ССР А. Енукидзе
Распубликовано в № 224 Известий ЦИК Союза ССР и ВЦИК от 15 августа 1930 г.
Постановление ЦК ВКП (б) о всеобщем начальном обучении. Справка
25 июля 2010 года исполняется 80 лет с того дня, как было принято постановление КЦ ВКП о введении всеобщего начального обучения.
В дореволюционной России вопрос о введении всеобщего обучения поднимался неоднократно, но так и не нашел поддержки на общегосударственном уровне. Установление советской власти вновь выдвинуло проблему на повестку дня, и в октябре 1918 г. ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР», которое узаконило обязательное бесплатное и совместное обучение всех детей школьного возраста от 8 до 17 лет в школах 1‑й и 2‑й ступеней. В 1919 г. на 8‑м съезде РКП(б) была поставлена задача обеспечения бесплатного и обязательного общего и политехнического образования для всех детей обоего пола до 17 лет и широкое развитие профессионального образования для лиц старше 17‑летнего возраста.
В 1923 г. началась разработка плана введения всеобщего обучения в союзном государстве.
Центральный Комитет Коммунистической партии в постановлении от 25 июля 1930 года «О всеобщем обязательном начальном обучении» признал необходимым ввести с 1930/1931 учебного года повсеместное всеобщее обязательное начальное обучение детей в возрасте 8‑9‑10 лет, с последующим распространением обязательности начального обучения для детей 11 лет в 1931/1932 учебном году.
Для обеспечения осуществления всеобщего обязательного начального обучения предполагалось увеличение бюджетных ассигнований, всемерное привлечение к финансированию всеобщего обучения, а также к строительству, ремонту и оборудованию начальных школ хозяйственных, профсоюзных, кооперативных и других общественных организаций, а также инициативу широких масс.
Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) и Совет народных комиссаров РСФСР в развитие постановления ЦК ВКП(б) от 25 июля 1930 года приняли 14 августа 1930 года постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении», узаконившее обязательное обучение детей обоего пола в возрасте от 8 до 15 лет в объеме четырехлетнего курса начальной школы.
Параллельно шла реализация плана по введению обязательного семилетнего обучения в городах и рабочих поселках. К 1934 г. начальное обучение было внедрено в СССР повсеместно. В 1933‑1937 годах в СССР было введено обязательное семилетнее обучение. В послевоенный период основное внимание уделялось развитию всеобщего среднего обязательного образования.
Обязательность получения общего образования, включающего в себя три ступени: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, зафиксирована и в ныне действующем законе Российской Федерации «Об образовании», принятом в 1992 г.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
25 июля 1930 — принято постановление ЦК ВКП(б) о введении всеобщего начального обучения.
О всеобщем обязательном начальном обучении. (Утверждено Политбюро ЦК ВКП(б) 25.VII.1930 г.) Приложение № 1 к п. 10 пр. ПБ № 2.
О всеобщем обязательном начальном обучении.
(Утверждено Политбюро ЦК ВКП(б) 25.VII.1930 г.).
Развитие социалистического строительства и связанные с этим огромные задачи по подготовке кадров, ликвидации культурно-технической отсталости и по коммунистическому воспитанию широких масс требуют скорейшего проведения всеобщего обязательного начального обучения, как важнейшей предпосылки дальнейшего развития культурной революции.
Успешное осуществление всеобщего обязательного обучения — “будет величайшей победой не только на культурном, но и на политическом и хозяйственном фронтах” (СТАЛИН).
Несмотря на значительно возросший по сравнению с дореволюционным положением охват детей начальной школой, ЦК признает совершенно неудовлетворительным темп подготовки и проведения всеобщего обязательного начального обучения. Отмечая слабую работу по введению всеобщего обучения со стороны советских органов, в особенности наркомпросов, их органов на местах и исполкомов в большинстве республик и областей, а также совершенно недостаточное внимание и содействие этой работе со стороны партийных, профессиональных и других организаций, ЦК признает необходимым:
1. Ввести с 1930/31 года повсеместное всеобщее обязательное начальное обучение детей в возрасте 8‑9‑10 лет, с последующим распространением обязательности начального обучения для детей 11 лет в 1931/32 г.
В связи с особыми бытовыми и организационными трудностями допустить для внегородских поселений отдельных национальных республик и областей и некоторых отдаленных районов отступление (не более, чем на 1‑2 года) от указанного выше срока проведения обязательного начального обучения, с разрешения в каждом случае правительств соответствующих союзных республик.
Ввести с 30/31 года обязательное обучение переростков (от 11 до 15 лет, не прошедших курса начальной школы) на основе ускоренных форм обучения — 2‑годичные и 1‑годичные школы-курсы.
Приступить с 30/31 г, к введению всеобщего обязательного обучения в объеме школы-семилетки в промышленных городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках, установив обязательность обучения в школе-семилетке для кончающих в этом году начальную школу (1 ступень).
Обратить особое внимание на развертывание фабрично-заводских семилеток.
Усилить развертывание школ колхозной молодежи (как дневных, так и вечерних) с таким расчетом, чтобы к концу пятилетки охватить ими основную массу колхозной молодежи.
2. Для обеспечения осуществления всеобщего начального обучения, наряду со значительном увеличением бюджетных ассигнований, всемерно привлечь к финансированию всеобщего обучения, а также к строительству, ремонту и оборудованию начальных школ хозяйственные, профсоюзные, кооперативные и другие общественные организации, а также инициативу широких масс (в порядке соц. соревнования, специальных отчислений, поступлений от культурных гектаров коллективных запашек, помощи шефов, бесплатного трудового участия и проч.
Установить, что в промфинпланах хозорганоз по крупному капитальному строительству, должны быть предусматриваемы, по решениям СНК Союза и СНК’омов союзных республик, капитальные вложения на строительство школ всеобщего обучения.
Значительно усилить с 30/31 года размеры ассигнований по центральному и местному судостроительным фондам на школы начального обучения со специальными дотациями, в связи с введением всеобщего обязательного обучения, со стороны общесоюзного бюджета для союзных республик. Размеры этих дотаций устанавливаются СНК’омом СССР в соответствии с планом всеобщего обучения.
Освобождать для использования по прямому назначению школьные здания, занятые для других надобностей, а также использовать в первую очередь под школы бывшие помещичьи усадьбы, конфискуемые кулацкие дома и т. п.
При расходовании средств на школьное строительство иметь в виду первоочередное удовлетворение нужд основных индустриальных районов, рабочих центров и районов сплошной коллективизации, а также всех культурно-отсталых национальных районов.
3. В целях обеспечения школ всеобщего обучения необходимыми педкадрами:
а) Срочно развернуть сеть и контингенты пединститутов, педтехникумов, а также специальных педагогических курсов и прочих форм подготовки педагогов.
б) Учитывая растущие новые задачи, возлагаемые на учительство, значительно улучшить материальное положение педкадров начального обучения, Обеспечить для педагогов сельской школы нормы рабочего снабжения.
в) Обратить особое внимание на марксистско-ленинскую подготовку и политехническую квалификацию педкадров.
Принять меры по усилению коммунистического и рабочего ядра среди педагогических кадров. Предложить ЦК комсомола в течение 3‑х лет выделять и направлять в порядке мобилизации ежегодно не менее 20.000 членов ВЛКСМ для работы в школах всеобщего обучения и для комплектования педучебных заведений.
4. В целях обеспечения действительной доступности школы, повышения качества обучения и решительной борьбы с второгодничеством и отсевами в начальной школе, значительно усилить с 30/31 года материальную помощь (в виде бесплатного снабжения учебными пособиями, обувью, одеждой, питанием, транспортом и проч.) учащимся, детям менее обеспеченных рабочих, батраков и бедноты, путем увеличения бюджетных ассигнований на эту помощь, привлечения средств из общественных организаций, а также за счет средств от специально для этого образуемых фондов в порядке, устанавливаемом СНК’омом Союза. Одновременно с этим широко развернуть в порядке культпохода практику подготовительных (нулевых) групп и занятий до поступления в школу для детей рабочих, батрачества и деревенской бедноты.
5. В целях усиления руководства делом подготовки и введения всеобщего обучения со стороны парторганизаций, ЦК предлагает всем парторганизациям:
а) Рассматривать введение всеобщего обязательного начального обучения как важнейшую политическую кампанию на весь ближайший период;
б) Добиться систематического и активного участия членов партии в работе комитетов содействия всеобщему обязательному обучению и в выборных организациях школы (школьные советы, совсоды, родительские комитеты и проч.);
в) Парткомам не реже 2‑х раз в год заслушивать доклады фракций исполкомов и советов о работе по развертыванию всеобщего обучения; на общих собраниях партячеек ставить систематически вопросы практического проведения всеобщего обязательного обучения применительно к местным условиям (фабрично-заводского района, поселка, села).
6. Осуществление в кратчайший срок всеобщего обязательного начального обучения связано с рядом крупнейших трудностей. Решительное преодоление этих трудностей может быть достигнуто лишь при условии когда дело проведения всеобщего обучения превратится в массовую общественно-политическую кампанию, опирающуюся на инициативу и самодеятельность всей пролетарской общественности и на широкое использование таких методов работы, как культпоход, соц. соревнование, шефство предприятий над школами, общественные смотры, массовые конференции и т. п.
В целях мобилизации средств и сил в работе по осуществлению всеобщего обучения, ЦК считает необходимым создание при городских и сельских советах и исполкомах, а также при советах фабрично-заводских поселений комитетов содействия всеобщему обязательному обучению, с участием в них отделов народного образования, профсоюзных организаций, комсомола, ОДН, ОДД, активистов культурников из передовых рабочих и колхозников.
ЦК предлагает центральной и местной печати широко развернуть кампанию по вопросам проведения всеобщего обязательного обучения, систематически освещая ход этой работы.
Без опубликования.
1. Принять к сведению, что проведение всеобщего обязательного начального обучения с учетом дополнительных расходов по ликвидации неграмотности среди переростков и обязательной семилетке в промышленных городах и рабочих районах требует на ближайшие три года (1930/31‑32/33 г.г.) ориентировочно 3.600 млн. руб. (по всем источникам покрытия).
2. В отношении 1930/31 г. установить общую сумму расходов на всеобщее обязательное начальное обучение в 1.010 млн. рублей со следующими источниками покрытия этой суммы: 160 млн. рублей — специальная субвенция союзным республикам из бюджета Союза на всеобщее обязательное обучение; 530 млн. рублей по местному бюджету; 45 млн. руб. — по самообложению; 56 млн. руб. — мероприятия НКПС, передаваемые местным бюджетам и компенсируемые доходными источниками от транспорта; кроме того внебюджетные источники в сумме 199 млн. рублей, а именно: 25 млн. рублей от промышленности, 23 — от кооперации, 22 — от профсоюзов, 14 — от прочих источников и 115 млн. руб. за счет трудового участия населения и использования конфискуемых домов кулачества.
3. Придавая особое значение введению всеобщего начального обучения и необходимости обеспечения школы квалифицированными педагогами, установить среднюю тарифную ставку учителя 1‑й ступени на 1930/31 г. в 68 рублей, а также приравнять учительство в отношении натурального снабжения к индустриальным рабочим.
4. Для реального обеспечения плана всеобщего обучения поручить СНК СССР:
a) в соответствии с основными установками по всеобщему обучению дать директивы правительствам союзных республик и местным органам о разработке в срочном порядке планов всеобщего обязательного начального обучения по отдельным районам и нац. автономиям с обеспечением реального финансового покрытия этих планов, а также разработать и издать декреты о порядке осуществления всеобщего обязательного начального обучения;
б) определить минимум необходимых средств, подлежащих отпуску в текущем бюджетном году для подготовки проведения всеобщего начального обучение в будущем учебном году, а также источники их покрытия, обеспечив срочное их раз’ассигнование;
в) предусмотреть по общесоюзной части единого госбюджета на 1930/31 г, специальную субвенцию на мероприятия по проведению всеобщего обязательного начального обучения в сумме 180 млн. рублей;
г) в отношении расходов на 1931/32 и 1932/33 г.г., принимая в основном расчеты комиссии (при возражении со стороны НКФина против размеров ставок заработной платы учителей), уточнить эти расчеты при составлении финпланов и бюджетов на каждый в отдельности год;
д) обеспечить своевременное снабжение начальных школ строительными материалами, оборудованием, учебниками, тетрадями и писчебумажными принадлежностями.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Постановление ЦК ВКП (б) о всеобщем начальном обучении (1930)
Всеобщее обучение является одной из фундаментальных педагогических идей, издавна привлекавших внимание мыслителей и теоретиков образования. Первый практический опыт воплощения этой идеи был предпринят в Германии в XVII веке.
Процессы индустриализации, проходившие в развитых капиталистических странах в XIX — начале XX века, способствовали широкомасштабной реализации всеобщего начального обучения, в том числе, на бесплатной основе, поскольку новая техника требовала наличия большого числа грамотных специалистов, а государство стало рассматривать систему образования как средство воспитания подданных.
В дореволюционной России вопрос о введении всеобщего обучения поднимался неоднократно, но так и не нашел поддержки на общегосударственном уровне.
В дореволюционной России население было почти сплошь неграмотным. После Октябрьской революции в октябре 1918 года Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР», которое узаконивало обязательное бесплатное и совместное обучение всех детей школьного возраста от восьми до 17 лет в школах первой и второй ступеней. На VIII съезде Российской социал-демократической рабочей партии была поставлена задача обеспечения бесплатного и обязательного общего и политехнического образования для всех детей обоего пола до 17 лет и широкое развитие профессионального образования для лиц старше 17-летнего возраста.
В 1923 году Совет народных комиссаров (СНК) РСФСР принял решение приступить к разработке плана всеобщего образования.
Всероссийский центральный исполнительный комитет и СНК РСФСР постановлением от 31 августа 1925 года определили ввести всеобщее начальное образование до 1933/1934 учебного года. Аналогичные законы были приняты правительством Украинской ССР (1925) и Белорусской ССР (1926).
Центральный Комитет ВКП (б) в постановлении от 25 июля 1930 года «О всеобщем обязательном начальном обучении» признал необходимым ввести с 1930/1931 учебного года повсеместное всеобщее обязательное начальное обучение детей в возрасте восьми-десяти лет, с последующим распространением обязательности начального обучения для детей 11 лет в 1931/1932 учебном году.
Для осуществления всеобщего обязательного начального обучения предполагалось увеличение бюджетных ассигнований, всемерное привлечение к финансированию всеобщего обучения, а также к строительству, ремонту и оборудованию начальных школ хозяйственных, профсоюзных, кооперативных и других общественных организаций, а также инициативу широких масс.
ВЦИК и Совет народных комиссаров РСФСР в развитие постановления ЦК ВКП(б) от 25 июля 1930 года приняли 14 августа 1930 года постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении», узаконившее обязательное обучение детей обоего пола в возрасте от восьми до 15 лет в объеме четырехлетнего курса начальной школы.
К 1934 году начальное обучение было внедрено в СССР повсеместно. В 1933-1937 годах в СССР было введено обязательное семилетнее обучение.
По постановлению СНК СССР (1943) начато школьное обучение детей с семи лет. В 1950-1956 годах в СССР осуществлено семилетнее, а в 1958-1962 — восьмилетнее всеобщее образование.
Закон Российской Федерации об образовании (1992) установил обязательным получение основного общего образования.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (2012), в РФ гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников