обязательно ли на дистанционном обучении включать камеру
Насколько законно требование преподавателя включить камеру при дистанционном обучении
Доброго времени суток, уважаемые подписчики, читатели и гости этого сайта!
В настоящее время учителя требуют от учеников не просто присутствия на онлайн-уроке, а прослушивания материала с включенными камерами и микрофонами. Учителей можно понять. Многие ученики злоупотребляют своими правами на дистанционном обучении и отключают звук и изображение на уроках, ссылаясь на проблемы с интернетом.
Преимущество включенной камеры для учителей в том, что происходит контроль за учебой и выполнением заданий детьми. Учитель видит, что ученики его слушают и заняты обучением в текущий момент, а не ушли гулять или пить чай.
Конечно, урок можно провести и без камеры: дети, для которых важно получение образования, будут учиться и без дополнительного контроля. Некоторые учителя сами говорят, что для них включенные камеры необязательны, а важнее качественно выполненные домашние и проверочные задания. Другие же учителя доходят до крайностей и требуют, чтобы дети выполняли и всю домашнюю работу на камеру. Преподаватели хотят быть уверенными в том, что за них проверочные задания не делают другие члены семьи или одноклассники.
Требование преподавателя включить камеру – насколько это законно
Нигде законодательно не прописана обязанность учеников находиться на уроках с включенными камерами и микрофонами. Если школа не обеспечивает всех учащихся таким оборудованием, то и требовать его использования она не может.
обязанности ученика включают следующие пункты:
Если школьник исполняет свои обязательства, то этого достаточно.
На основании статьи 152.1 Гражданского кодекса Подробнее ➤ использование изображений граждан допускается только с его личного согласия (или с согласия законных представителей).
Поэтому родители могут сами решить, передавать ли изображение ребенка на урок или для отчета о выполненной работе либо достаточно будет передать аудиозапись.
Обычно вопрос о работе камер на уроке решается по договоренности между родителями и классным руководителем. Учитель может попросить включить камеру – например, при перекличке или во время ответа ученика на заданный вопрос, но требовать ее непрерывной работы он не может. Родители и дети сами решают, прислушаться ли к просьбе учителя.
Что делать, если преподаватель требует включить камеру, а учащийся не хочет или у него нет такой возможности
Если преподаватель требует включить камеру, ученик может попробовать самостоятельно уладить проблемную ситуацию с учителем и разъяснить свое нежелание или отсутствие технической возможности включить камеру. Например, объяснить, что у родителей нет средств на то, чтобы купить нужное оборудование.
Когда это не помогает, то в таком случае вправе вмешаться родитель и потребовать нормативный документ, который обязывает учеников слушать уроки при включенной камере. На некорректные действия учителя можно пожаловаться руководству образовательного учреждения или в местный департамент образования.
Таким образом, нет таких законов, которые делают включенную камеру обязательным элементом образовательного процесса. Если школа злоупотребляет своими правами и лишает ребенка доступа к образовательной программе из-за отсутствия камеры, то родители могут пожаловаться на учреждение в департамент образования.
Использована информация: https://clck.ru/TTP8h
Благодарю за внимание! Читайте, оценивайте, комментируйте!
«Я говорю, а в ответ — черные экраны и тишина». Учителя — о выключенных камерах на онлайн-уроках
Главное не камера, а обратная связь
— Ситуации, когда ученики не включают камеры во время урока, случаются постоянно. Особенно часто это происходит в старших классах. Дети говорят, что у них то проблемы со звуком, то нет камеры, то еще что-то.
Тех, кто не включает камеру, я прошу писать ответы в чате или присылать решения. Но выяснять отношения на уроке, задавать вопрос каждому, почему он не включил камеру, — на это просто нет времени. За 30 минут надо и объяснить, и спросить, на решение технических вопросов ничего не остается.
Применять какие-то санкции, например, не допускать на урок тех, кто не включает камеру, мы не можем. Я пускаю всех и в любое время, даже за 10 минут до конца урока. Мало ли, что у них могло случиться — у кого-то сломался модем, у кого-то еще что-то, бывает всякое.
Видео дети не включают по многим причинам. Чаще это делают старшеклассники. Я думаю, что многие не сидят за столом с ручкой и тетрадкой, они могут лежать на диване или заниматься какими-то своими делами. Я понимаю, что такое возможно.
Что-то придумывать, как-то увещевать, убеждать — не думаю, что это их простимулирует. Наиболее ответственные и так всегда отвечают и включают камеру, они всегда на виду. А тем, кто не включает камеру и не отвечает на уроке, я даю потом индивидуальное задание. Нельзя совсем закрывать глаза, если нет обратной связи.
Сама по себе включенная камера мне не принципиальна, потому что все равно я не могу увидеть всех. Урок идет по презентации, на каждом слайде мы выполняем какие-то действия и весь экран занят, я вижу только активные окна — тех, кто отвечает. А целиком весь класс не видно. То есть смысла всем быть с включенными камерами постоянно нет. Возможно, на устных предметах, на английском, истории, литературе, это нужно, но на математике это не всегда оправданно.
Хочется, чтобы мы все друг друга видели
Наталья Волкова, детский писатель, преподаватель английского языка и литературного творчества:
— Я заметила, что если весной камеры были включены на уроках всегда, то сейчас этого не происходит. Наступила какая-то общая усталость и нежелание вылезать из кровати, наряжаться и садиться перед включенной камерой. Детям уже не хочется напрягаться, и камеру они не включают.
Странное, конечно, ощущение, когда не видишь реакции. То ли разговариваешь с самим собой, то ли с бездной.
Если детям помладше можно просто сказать, что нужно включить камеру, и они это делают, то с подростками уже сложнее. С ними приходится каким-то образом лавировать, чтобы удержать их внимание. Поэтому сказать им в приказном порядке, что нужно включить камеру, я не могу.
Половина занятий проходит в формате, когда я делюсь экраном и тогда детей не видно, в таких ситуациях неважно, включена или выключена камера. Поэтому я прошу включить в те моменты, когда нужно видеть, как они артикулируют, или во время групповой работы. И они обычно идут навстречу, конфликтов по этому поводу у нас не бывает.
Удобнее, безусловно, с камерами, потому что видно реакцию детей. Возможно, это субъективное восприятие и дело привычки — хочется, чтобы мы все друг друга видели. То есть для меня это было бы более комфортно.
Даже когда читаешь лекцию, хочется какой-то реакции на это, а не вещать в пустоту. Тем более что не всегда бывает хорошая связь и иногда я что-то говорю, а в ответ черные экраны и тишина, тогда вообще непонятно, они меня слышат или нет. Приходится периодически останавливаться и говорить: «Если вы меня слышите, дайте знак, напишите в чат цифру 1».
Я считаю, что с подростками нужно договариваться, угрозы с ними не пройдут. Нельзя ставить ультиматумы, говорить: «Если ты сейчас не включишь камеру, то уходи с занятий». В ответ ребенок может просто оборвать с нами связь. Для меня это не вариант, я лучше переведу все в шутку и найду какой-то компромисс.
Борьба за включенные камеры — это не про учебу
Наталия Смирнова, учитель русского языка и литературы, Москва:
— С октября я работаю дистанционно. Это нормальная практика, когда дети не включают камеры во время урока. Скорее, когда они их включают — это уже исключение из правил.
Вначале мне казалось естественным, что все должны быть с включенным видео. Я не понимала, почему ученик не включает камеру. Теперь понимаю, дети мне это объяснили. И сама, просидев два с лишним месяца на дистанте, могу сказать, что иногда нет желания ее включать.
С одной стороны, это неприятно, когда вместо детей я вижу черные квадратики. Но когда я включаю демонстрацию экрана, я уже не вижу ни тех, у кого включены камеры, ни тех, у кого отключены.
Бороться с этим я не пытаюсь, считаю, что это личное дело. Я понимаю, что некоторым детям некомфортно сидеть постоянно перед камерой.
Учитель должен в первую очередь задать себе вопрос — в чем смысл, чтобы 25 камер были включены? Чтобы контролировать, что дети учатся?
Но проконтролировать, что ребенок делает при включенной камере, невозможно. Он может, например, листать параллельно открытый фейсбук, заниматься своими делами, а не уроком. Да и в целом я не вижу себя в роли контролера. Учитель не должен быть контролером, это явно не про школу.
«Я общаюсь с моим представлением о детях, а не с ними самими»
Марина Бреннер, учитель истории в русской школе «Солнышко», Ницца–Страсбург, Франция:
— Ситуации, когда ученики выключают камеры на уроке, случаются постоянно. Когда пандемия только началась, меня это раздражало. Казалось, что это неуважение ко мне как к учителю. А сейчас я очень спокойно к этому отношусь.
Я, конечно, очень люблю видеть своих учеников. Так мне легче понять все реакции, где что-то осталось непонятым или, наоборот, все понятно и можно не замедляться, а двигаться в более быстром темпе.
Конечно, я бы предпочла, чтобы у всех были идеальные условия, чтобы все могли спокойно учиться из дома, ничто не мешало включать камеру и микрофон и так далее. Но в реальности, чтобы весь класс был с включенными камерами, так не получается.
Я честно говорю детям, что мне очень приятно видеть их глаза, мне очень хочется увидеть их мимику, как они реагируют, но если по каким-то причинам ребенок не может или не хочет включать камеру, то я не настаиваю.
В одной школе, где я работаю с детьми помладше, у нас есть договоренность с родителями, что они обеспечивают включенные камеры, и, как правило, никаких проблем не возникает.
В другой школе, где более старшие дети, на уроках преимущественно выключенные камеры, но и позиция администрации такова, что все школьники находятся в разных условиях и учителю нужно быть лояльным и оказывать поддержку, а не давить и не усугублять стресс. Мы проверяем вовлеченность учеников в урок не включенной камерой, а той активностью, которую они проявляют в заданиях и вопросах.
Я говорю своим ученикам, что общаюсь с моим представлением о них, а не с ними самими, и если они включат камеры, то мне этим помогут. Но обычно на уроке меньше трети учеников с включенными камерами. Главное требование, чтобы они присутствовали на уроке. Я обращаюсь к ним голосом, в чате идет общение, они выполняют задания, и я понимаю, что они присутствуют на уроке, вовлечены в работу, а визуально они могут не быть представлены по каким-то причинам, например, им не комфортно или какие-то домашние обстоятельства не позволяют это сделать. Мы исходим из того, что доверяем детям.
У меня нет какого-то недовольства, ощущения, что они назло или специально выключают камеры. Я исхожу из того, что они хотели бы, но не всегда получается.
Обязательно ли на дистанционном обучении включать камеру
Однако юристы с такой позицией не согласны. Ученик обязан включать камеру, и вот почему:
— Юрист Оксана Малюта: «Если родители ученика подписали согласие (либо не было отказа с их стороны) о прохождении дистанционного обучения, то ученик его обязан проходить и ст. 24 конституции тут вообще не при чем (бред в интернете, написанный не грамотными в правовом поле людьми не читайте). Либо пусть родители пишут отказ от дистанционного обучения, переход на индивид программу обучения и тогда у ученика не будет обязанности включать камеру».
— Юрист Павел Смирнов: «Если вы не соглашаетесь с правилами дистанционного урока вы можете не посещать его, но это будет расцениваться как пропуск без уважительной причины. Все дистанционные занятия, онлайн уроки, задания для самостоятельного выполнения и иные задания учителя в рамках программы обязательны для всех обучающихся».
По закону, согласно статьи 43 Закона «Об образовании в РФ» учащийся обязан добросовестно осваивать образовательную программу, в том числе посещать предусмотренные учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.
Без включения камеры дистанционный урок будет неполноценный, вы можете повернуть компьютер с камерой к окну, к стене где ваше жилище будет не видно.»
Может ли преподаватель заставить включить камеру на дистанционке. Юридическая сторона вопроса
– Класс, в котором учится мой ребенок, перевели на дистанционное обучение. В связи с этим у меня вопрос: может ли учитель требовать от ребенка включать камеру на дистанционном уроке? А также обязательно ли прислать видеоподтверждение выполненных заданий: их, например, запрашивает учитель физкультуры и английского языка.
– Требование от ученика обязательного присутствия на онлайн-уроках с включенной камерой, а также запрашивание видеоподтверждения выполненных заданий является неправомерным. Законодательство об образовании не содержит требований о включенной камере на уроках.
📸 Насколько нужна работающая камера при дистанционном обучении
В настоящий момент учителя требуют от учеников не просто присутствия на онлайн-уроке, а прослушивания материала с включенными камерами и микрофонами. Учителей можно понять. Многие ученики могут злоупотреблять своими правами на дистанционном обучении и отключать звук и изображение на уроках, ссылаясь на проблемы с интернетом, а сами могут заниматься в это время своими делами.
Преимущества включенной камеры для учителей заключаются в возможности более эффективного контроля за учебой и выполнением заданий детьми. Учитель понимает, что ученики его слушают и действительно заняты обучением в текущий момент, а не ушли гулять или пить чай.
Сами родители отмечают, что при дистанционном обучении дети чащи отвлекаются и хуже концентрируются на уроке, поэтому без дополнительных инструментов контроля за учениками организовать качественный образовательный процесс очень сложно.
Конечно, потенциально урок можно провести и без камеры: дети, для которых важно получение образования, будут учиться и без дополнительного контроля. Некоторые учителя сами отмечают, что для них включенные камеры необязательны, а важнее – качественно выполненные домашние и проверочные задания. Другие же учителя доходят до крайностей и требуют, чтобы дети выполняли и всю домашнюю работу на камеру. Преподаватели хотят удостовериться, что за них проверочные задания не делают другие члены семьи или одноклассники.
У детей и родителей есть свои контраргументы против использования камеры на уроках:
В конце концов, у ученика может быть уважительная причина для неиспользования камеры: оборудование может сломаться, а у родителей – нет денег на покупку нового дополнительного оборудования (оно не выдается бесплатно).
Требование преподавателя включить камеру – насколько это законно
Законодательство в виде №273-ФЗ «Об образовании в РФ» содержит лишь общий порядок дистанционного образования. Конкретные правила и условия его реализации определяет руководство образовательной организации. Потенциально в правила организации дистанционного обучения может быть включен пункт о камерах на уроках, но локальные документы школы не должны противоречить положениям закона.
Нигде законодательно не прописана обязанность учеников находиться на уроках с включенными камерами и микрофонами. Если школа не обеспечивает всех учащихся таким оборудованием, то и требовать его использования она не может.
На основании статьи 43 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» обязанности ученика включают следующие пункты:
Если школьник исполняет свои обязательства, то этого достаточно.
На основании статьи 152.1 Гражданского кодекса использование изображений граждан допускается только с его личного согласия (или с согласия законных представителей). Поэтому родители могут сами решить, передавать ли изображение ребенка на урок или для отчета о выполненной работе либо достаточно будет передать аудиозапись.
Обычно вопрос о работе камер на уроке решается по договоренности между родителями и классным руководителем. Учитель может попросить включить камеру – например, при перекличке или во время ответа ученика на заданный вопрос, но требовать ее непрерывной работы он не может. Родители и дети сами решают, прислушаться ли к просьбе учителя.
Отсутствие включенной камеры не может стать основанием для применения к ребенку каких-либо санкций. Например, неправомерно поставить ему отгул или отстранить от обучения.
Что делать, если преподаватель требует включить камеру, а учащийся не хочет или у него нет такой возможности
Если преподаватель требует включить камеру, ученик может попробовать самостоятельно уладить проблемную ситуацию с учителем и разъяснить свое нежелание или отсутствие технической возможности включить камеру. Например, объяснить, что он стесняется выполнять физические упражнения на камеру или у родителей нет средств на то, чтобы купить нужное оборудование.
Когда это не помогает, то в спор вправе вмешаться родитель и потребовать нормативный документ, который обязывает учеников слушать уроки при включенной камере. На некорректные действия учителя можно пожаловаться руководству образовательного учреждения или в местный департамент образования.
💫 Итоги
Таким образом, включать камеру на уроках или нет, – решается на усмотрение учеников и родителей. Нет таких законов, которые делают включенную камеру обязательным элементом образовательного процесса. Если школа злоупотребляет своими правами и лишает ребенка доступа к образовательной программе из-за отсутствия камеры, то родители могут пожаловаться на учреждение в департамент образования.
Обязан ли я включать камеру на дистанционном обучении.
Обязан ли я включать камеру на дистанционном обучении.
Ответы на вопрос:
Присутствует ли какой то закон?
Ответы на уточнение:
152-ФЗ о персональных данных, например.
Похожие вопросы
Обязательно ли, включать камеру ребёнку пр дистанционном обучение на уроке. У нас сложилась такая ситуация, что камера на ноутбуке сломалась и учитель говорит, больше тройки не поставит. Так как камера выключена.
Время урока-40 минут. Из них учитель первые 10 рассказывает о том, почему нужно включать камеру, говорит что напишет докладную на класс и не начнет урок до того, как ученики не включат камеры. Учащиеся действительно должны включать камеры?
Как понять обучение в автошколе экстерном?
И как понять обучение в автошколе дистанционным обучением?
А обязательно включать камеру при обучении?