обучение сочинению в начальной школе 4 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Русский язык. 4 класс. УМК « Школа России».
Тема урока: Написание сочинения «Вот и осень пришла!» по опорным словам.
Цель: создание благоприятных условий для развития у обучающихся связной, письменной речи, обучения написанию сочинения, орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию связной письменной речи, при написании сочинения на тему «Вот и осень пришла!»
Развивающие: способствовать развитию связной письменной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления, орфографической и пунктуационной грамотности, выделять главное, определять главную мысль , каллиграфических навыков письма при написании сочинения.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности применение на уроке ТСО в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминутки.
Личностные: воспитание интереса к предмету, формирование положительной мотивации к обучению и познанию, воспитание личностных качеств: аккуратности, ответственности, трудолюбия, волевых качеств, воспитание уважительного, бережного отношения к родному языку.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умения выполнять учебные действия: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку и самооценку результативности; развитие самостоятельности, осуществление пошагового контроля по ходу выполнения заданий под руководством учителя.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умения построения монологической и диалогической речи, умения слушать, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы; адекватно реагировать на замечания учителя.
Формирование познавательных универсальных учебных действий : умения находить наиболее эффективные способы решения орфографических задач, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать.
Предметные: умение правильно писать и подбирать проверочные слова, различать зависимые и второстепенные члены предложения, умение работать с текстом, выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения.
Основные образовательные ресурсы: белые листы бумаги, индивидуальные карточки с заданием, иллюстрация осени.
Организация начала урока.
— Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня урок русского языка проведу у вас я, меня зовут Надежда Владиславовна.
2. Проверка готовности к уроку.
— Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.
3. Мотивация к обучению и познанию.
— Перед началом нашего урока, давайте встанем ровно, выпрямим спину и настроимся на урок.
Спинку ровненько держу,
Все я знаю, все смогу, все красиво напишу!
Открытие темы урока. Целеполагание.
— Назовите приметы осени.
— Прочтём стихотворение (хоровое чтение в пол голоса)
Дождик моросит. (А. Плещеев)
— Какое настроение вызывают у вас эти строки? Почему?
— Какие слова рассказали о грустной и дождливой осени?
Осень. Вода в реке потемнела. Небо покрылось тяжёлыми серыми облаками. Часто идёт мелкий осенний дождь. Холодный ветер обрывает последнюю листву с деревьев. Покраснела осина, дрожит от осеннего холода. Трепещет жёлтой листвой берёза. Потянулись на юг журавли. Их прощальный крик далеко разносит по степи ветер.
— Расскажите какие картинки можно нарисовать к тексту
— Красные, жёлтые листья падают, вьются, летят. В садах и в лесах листопад. Осенний холод уже окрасил листья в разноцветные краски, а осенний ветерок погнал их по дорожкам сада.
— Холодно. Сыро. Небо серое, неприветливое, хмурое. Часто идут дожди. Это пришла осень.
— Чем ещё можно дополнить этот рассказ из своих наблюдений?
— Рассмотрите картинку. Расскажите, какое небо, деревья, осень?
— Кто же догадался, как звучит тема нашего урока?
— Правильно. Тема нашего урока: «Вот и осень пришла!»
— Про что вы будете писать в сочинении? (про осень, листья, как природа готовится ко сну, краски осени)
Открытие новых умений и знаний.
— Обратите внимание на план сочинения (на доске):
— Подумайте, что можно написать во вступлении?
— Что напишем в основной части?
— И в заключении?
— Прочитайте опорные слова. Напишите по опорным словам сочинение.
Осень, красивый лес, красные и жёлтые листья, вьются, летят, осенний холод, разноцветные краски.
Дождь, утро, тонкий ледок, лужи, как прозрачное зеркало, на траве, иней, холодно, пришла осень.
Открытие новых умений и знаний (продолжение)
Самостоятельное письмо сочинения.
— Сколько должно получиться красных строк в сочинении?
— Опираемся на план сочинения. Сначала пишем название сочинения:
«Вот и осень пришла»
— Берём чистые листы и приступаем к написанию сочинения. (20-25 минут)
– Каждый из вас старался воспроизвести текст по памяти, правильно его оформить на письме. Прочтите ещё раз свою запись и постарайтесь проанализировать, все ли у вас получилось.
Статья на тему «Методика работы над сочинением в 1-4 классах»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
« Методика работы над сочинением в 1-4 классах»
В начальной школе ученики знакомятся с основными видами сочинений: сочинение – повествование, сочинение – описание, сочинение – рассуждение.
Примерный порядок работы над сочинением :
1. устное высказывание по теме сочинения.
2. чтение плана записанного учителем на доске до урока, или коллективная работа над планом;
3. составление ответов на каждый вопрос плана, коллективное обсуждение;
5. связный рассказ по плану;
6. списывание сочинения с доски самостоятельно или под руководством учителя;
7. проверка написанного.
В ходе записи сочинения учитель оказывает индивидуальную помощь слабым учащимся.
После проверки сочинений учитель отводит несколько минут следующего урока на их анализ. Учащимся допустившим, ошибки учитель даёт, индивидуальные задания.
Небольшие сюжетные рассказы с элементами описания
Сочинения по наблюдениям (сочинения – описания).
Сочинения на заданную тему
План работы над сочинением во втором классе:
1. Подготовительная беседа. Вместо беседы иногда допускается свободное устное рассказывание по теме с последующим обсуждением.
2. Коллективное составление плана .
3.Коллективное составление рассказа. Рассказы составляются коллективно, затем два – три ученика их повторяют. Постепенно количество повторений сокращается до одного.
4.Запись учащимися составленного рассказа.
В начальных классах рекомендуются следующие виды описаний:
1) описание отдельного предмета по непосредственному наблюдению ( «Часы», «Кукла,»Игрушка») или по прошлым наблюдениям («Берёза весной и осенью»);
2) описание трудового процесса, который выполнялся учеником;
3) описание картин природы и других явлений.
К сочинениям миниатюрам предъявляются те же требования, что и к сочинениям более крупных форм. Работа сокращена:
беседа очень короткая(2-3 вопроса), план составляется устно, меньше времени уделяется подготовке устного текста.
Начальный и важный этап работы над сочинением- выбор учителем темы, а при планировании на длительный период- определение тематики сочинений.
В работе над сочинением можно идти от накопительного материала к теме или от назначенной темы, через наблюдения – к материалу для сочинения.
Сочинения рассказы с элементами описания.
Сочинения с элементами рассуждения.
Система упражнений при подготовке к сочинению (из опыта)
Сочинение-творческая работа. Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесение чего–то своего, личного в текст. Оно способствует становлению личности учащегося. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции рассказа, отбор материала, установление логических связей, проверка орфографии – весь этот сложный комплекс действий требует от ребенка высокого напряжения всех его творческих сил.
Обдумывая работу над будущим сочинением, я имею ввиду три понятия, важные для успешной работы: жанр речи, стиль речи, типы речи.
Самым актуальным для младших школьников, для их письменной речи, можно считать повествование и описание предмета.
Чему же надо учить детей при создании любых повествований и описаний?
Во–первых, я учу вычленять детали: в повествовании детализировать действия, а в описании предмета выделять те его части, которые и будут характеризоваться.
Во–вторых, учу пользоваться разнообразием речевых средств. Для повествования особенно важны видовременные формы глаголов, глагольная лексика, для описания предмета – слова, называющие признаки, характеризующие предмет.
В–третьих, учу тому, как избежать повтора слов в названии действующего лица, в названии предмета, и других элементах повествования и описания.
Большую часть должна оказать детям работа на этапе предварительной подготовки, когда они еще не знают, что готовятся к сочинению. На этом этапе помогаю школьникам накопить определенный речевой опыт: собственные наблюдения, впечатления, нужные слова, конструкции, вчитаться в художественные зарисовки, сделанные писателями, которые могут пробудить собственное воображение, послужить толчком к поиску своих деталей, а для их изображения и своих языковых средств. Полезны задания для индивидуальных наблюдений, например, постараться не пропустить, когда пойдет первый снег, посмотреть, как будет меняться все вокруг, попробовать поймать снежинку и успеть рассмотреть ее, решить, на что она похожа, какими словами ее можно нарисовать.
Выполнение различных грамматико-орфографических упражнений полезно сочетать с наблюдениями над настроением подлинных художественных зарисовок, над отбором деталей, над использованием языковых средств.
Работая с текстами, не нацеливаю детей на запоминание авторских слов, а просто вместе с ними вслушиваюсь в рисуемые картинки, убеждаясь: можно рисовать и словом, нужно находить языковые средства, особенно важные для картинки, проводить лингвистические картины, проводить лингвистические эксперименты, то есть заменять, убирать слова, перестраивать предложения, давая тем самым возможность самим убедиться в точности авторского выбора. При этом обращаю внимание детей не только на лексику, на образные слова и выражения, но и на формы слов.
Такой работой на уроках готовлю базу для проведения новых наблюдений, уже коллективных на экскурсии.
— Вам нравится? А как об этом сказать?
— Постоим тихо-тихо… послушаем…
— Всмотритесь… потрогайте… попробуйте найти точные слова.
— А на что похоже, с чем можно сравнить?
— Разойдитесь, найдите каждый свое, то, что хотели бы словами нарисовать.
— Поедете с горки, понаблюдайте: постарайтесь отметить каждое свое движение.
Проведение подобных наблюдений с одновременной работой над отбором содержания и поиском языковых средств – это компонент непосредственной подготовки к сочинению.
Следующий шаг подготовки – это работа на уроке непосредственно перед написанием сочинения. Уточнение речевой ситуации, жанра и его особенностей, обсуждение конкретного содержания, то есть рисуемых деталей, передаваемого настроения, последовательности картинок, общего заголовка, а также языковых средств, которые помогут реализовать авторский замысел – вот программа подготовки работы на уроке.
Если у учеников еще нет достаточного опыта, то предлагаю готовое начало, или обсудить возможные варианты. Важно, чтобы дети поняли, что они пишут не отчет, а рисуют как бы с натуры. Такая картина требует особого начала.
— Вот и оделось все вокруг в зимний наряд!
— Вот и дождались зимы! Вы любите, когда идет снег?
— Наконец – то зима! Коньки, лыжи, санки! Сегодня я первый раз съехал с горы!
— Вчера был такой липкий снег! Ну, как не слепить снеговика!
— Ну и снеговика мы вчера сделали!
Непосредственно перед написанием стоит попросить учеников еще раз представить себе ту картину, которую они захотят рисовать, и все время стараться держать ее перед глазами – это поможет им быть художниками слова.
При подготовке к сочинению создаю вспомогательные опорные таблицы:
“Подбери красочные определения”
день – пасмурный, ненастный;
воздух – свежий, морозный, обжигающий;
небо – хмурое, серое;
туча – пухлая, серая, тяжелая;
зима – белоснежная, красавица, величавая, волшебница, снежная, вьюжная, суровая, морозная.
Дети, пользуясь собственными наблюдениями, составляли словосочетания, включали их в предложения.
Снежинки – узорчатые, нежные, серебристые, хрустальные, ажурные, похожие на цветочки, на звездочки, падают, порхают, кружатся, искрятся.
Снег – пушистый, белый, как сахар.
Воздух – прозрачен, как хрусталь, обжигает огнем.
Использую и такую подготовку, как написание сочинений – миниатюр после прослушивания музыкальных произведений. Такой вид работы очень труден, но его нужно использовать, чтобы развивать воображение, речь детей. (Чайковский “Времена года”).
Использую и такой вид работы, как составление предложений по открыткам с зимним пейзажам. Потом эти предложения разбирались, дополнялись, редактировались, обогащались более выразительными средствами.
Наша речь должна быть богата по содержанию, правильной по форме, образной. Поэтому учу избегать неоправданности повторов (тавтологии).
“Подбери синонимы” (сочинение по картине)
художник – живописец, мастер кисти, пейзажист;
создает – пишет, но не рисует;
картина – полотно, репродукция;
блестит – искрится, сверкает, сияет;
поражает – удивляет, изумляет.
Найди неточное употребленное слово и замени его
— Солнце окрасило снег в розоватые, голубоватые, зеленоватые оттенки (тона)
— Полотно оставляет (создает) радостное настроение.
Определите в чем ошибка и исправьте ее.
— Полотно показывает о прелести этой поры (что? – прелесть)
Можно вспомнить пословицы, поговорки, загадки, стихи.
На уроках русского языка предлагаю детям выполнить устные и письменные упражнения.
— Спишите тексты с доски, вставляя пропущенные буквы и слова (даны в словах для справок)
— Запишите предложения – ответы на вопросы.
Каждый учитель знает, как трудно уберечь младших школьников от обилия орфографических ошибок, не сковывая при этом их творческой инициативы, самостоятельности. Обычно предлагают трудные слова выносить на доску, проводить их через списывание по следам орфографического проговаривания и так далее. Эти приемы, безусловно, полезны. Но они не решают проблемы. Думается, что более действенным способом оказания орфографической помощи должно быть такое обучение орфографии, при котором у детей формируется орфографическая зоркость и они оказываются в состоянии писать с пропуском тех букв, в написании которых еще сомневаются (или писать карандашом буквенной дробью – тогда ученик сможет свободно излагать мысли, не боясь допустить ошибки. К оставленной “дырке” или “дроби” он вернется на этапе самоконтроля и тогда, может быть, подумав, сам решит свою орфографическую задачу, или попросит помощи у учителя, попробует найти ответ в словаре.
Обучая детей созданию текстов, помогаю накапливать реальный речевой опыт, учу их речевому общению.
Урок русского языка. Развитие речи. 4 класс.
Тема: Сочинение-описание животного (кошки) на основе личных впечатлений.
“Мой ласковый и нежный зверь”
На протяжении нескольких дней дети собирали материал о кошках, приносили фото своих питомцев, вырезки из журналов, наблюдали за их поведением и повадками, делали записи. Поэтому дети знали о предстоящей работе.
На уроке используется мультимедиа.
Ход урока
1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО. ИНТРИГА.
— Ребята! Прочтите слово, записанное на доске (зверь).
Подберите определение к этому существительному.
Зверь какой?. (ответы детей: страшный, хищный, злой, свирепый).
А о ком пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (о кошке)
Такая ли она – кошка? (нет)
Конечно, люди так и называют кошку: слайд № 1
Мой ласковый и нежный зверь
Итак, речь пойдёт о кошках.
Кошка…Трудно назвать более загадочное домашнее животное. Прожив рядом с человеком тысячелетия, она сохранила очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры. слайд № 2.
Предки её появились на земле довольно давно, более 20 млн. лет назад и постепенно распространились по свету.
Кошка гораздо позже других домашних животных (слайд № 3) подружилась с человеком.
Отдельные учёные считают, что не человек одомашнил кошку,
а она самостоятельно, “сама по себе”, пришла к человеку, чтобы
найти у него пищу и защиту от врагов, в основном сохранив при этом свою независимость, характер и внешность.
А первыми людьми, приручившими кошку, были египтяне.
Они считали кошку священной и были ей очень благодарны.
— Как вы думаете, за что?
(Кошка избавляла зернохранилища от мышей). слайд № 4
В Египте обнаружено много кошачьих кладбищ с мумиями кошек.
Кошку считали добрым духом дома, жестокое обращение с ней было чревато суровым наказанием.
А вот в Европе в средние века кошку преследовали. Считали ведьмой, что в ней поселился дьявол. Особенно пострадали чёрные кошки. Отголоски тех лет просочились и в нашу жизнь.
— Какие приметы связаны с чёрной кошкой? (Ответы детей).
Всё это, конечно, выдумки. Кошка – не богиня и не ведьма, а обыкновенный зверь, правда, с необыкновенными качествами. Например, кошка может упасть с большой высоты и как ни в чём не бывало продолжить свой путь. Или вернуться домой, преодолев сотни километров.
Таким своим поведением кошка притягивает к себе внимание людей и поддерживает интерес к своей верной, преданной и в то же время независимой персоне.
— За что ещё человек любит кошку и делит с ней свой дом? Только ли за её умение избавить нас от мышей и проявить свои незаурядные способности?
— Что ещё привлекает в кошках? (Их внешний вид).
— Какое словосочетание является очень важным? (на основе личных впечатлений)
— Что это значит? (Каждый напишет о своей кошке, о своих впечатлениях)
— На предыдущих уроках вы рассказывали о своих питомцах, в течение некоторого времени более внимательно наблюдали за их жизнью, изучали повадки, подбирали словосочетания, помогающие передать внешний вид животного и его характер.
— Какой тип текста должен получиться? (описание с элементами повествования)
— Без какой части речи не обойтись при описании? (имя прилагательное)
— Кроме того, не надо забывать, что сочинение должно быть выполнено в художественном стиле. Какова задача художественного стиля? (Изобразить словами предмет и передать своё отношение)
— Текст живой, яркий, эмоциональный, его интересно читать.
— Какие приёмы помогут оживить текст? (слайд № 6)
б) слова-синонимы (избегать повторов);
в) образные и точные имена прилагательные;
г) разные по цели высказывания и по интонации предложения.
3. РЕЧЕВАЯ ПОДГОТОВКА
Класс поделен на 4 группы. Каждой группе одновременно даётся задание. При проверке на экране появляется слайд с заданием, и весь класс принимает участие в обсуждении выполненной работы.
— Какую ошибку допустил ученик в построении текста. Исправьте её.
У меня есть четвероногий друг. Его зовут Рыжик. Рыжик – маленький, но очень умный котёнок. У Рыжика рыжая мордочка, розовый носик. У Рыжика рыжие лапки и грудка. Рыжик очень ласковый и нежный котик.
— Ученик написал сочинение-описание любимого животного. Справился ли он с заданием? Нужно ли что-либо изменить?
У меня есть кот Мурзик. Это озорной и ужасно ленивый кот. Я подобрал его не потому что пожалел, а для того, чтобы он ловил мышей, которые развелись уже до того, что норовят залезть на стол. Но не тут-то было. Мурзик оказался трусишкой. Он так испугался мышей, что совсем не выходил из комнаты. Вот такой у меня кот.
Ученик написал сочинение-описание любимого животного. Справился ли он с заданием? Нужно ли что-либо изменить?
У меня есть котёнок Васька. У него красивые глазки, носик, ушки. У него длинная шерсть. Я люблю своего Ваську.
4 группа (слайд № 10)
Оживи текст, используя сравнения.
У меня есть котёнок по кличке Пушок. Он очень симпатичный. Глазки у моего малыша светятся, как… Шерсть мягкая, мягкая, словно… Носик розовый и похож на … На лапках будто надеты… Сам он напоминает …, поэтому его так назвали.
Таким образом, в вашем распоряжении множество средств, чтобы сделать свою речь правильной, образной и выразительной. Пользуйтесь этим богатством!
Какова цель сегодняшней работы? (Посредством слова передать красоту, индивидуальность кошки, свою любовь к животному.)
— Определим план сочинения.
— С чего начнёте работу? (интересное эмоциональное начало)
5. НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ.
Примечание: презентацию, к уроку, можно получить у автора.
Работа над сочинением в 3-4 кл
Содержимое разработки
Работа над сочинением в 3-4 классе
Согласно программе по развитию речи к концу 3 класса учащиеся должны уметь: составлять текст по заданной ситуации, по картине (устно).
При определении последовательности обучения сочинениям я предлагаю каждому учителю планировать свою работу.
По таблице видно, какие виды сочинений выпали из поля зрения, какие повторяются.
1) на материале экскурсий, наблюдений;
2)по картине, на книжном материале;
3)на основе творческого воображения (по сюжетной картине, по данному началу, импровизация сказок и пр.)
7.заметка (статья) в газету;
В школьных сочинениях различают повествования, описания, рассуждения. Сочинения в начальных классах редко выдерживаются в чистом жанре повествования, описания, рассуждения, особенно во 3 и 4 классах.
В повествовании говорится о последовательных событиях, связанных между собой. Сочинения этого жанра могут иметь сюжет. Повествование – самый подвижный, живой и поэтому наиболее доступный детям жанр сочинений. Например: «Новогодний праздник», «Как я провел лето», «Прогулка в лесу».
Суть описания состоит в указании признаков предметов или явлений, цель описания – дать наиболее полные, точные сведения о предмете. Пример: «Моя любимая игрушка», «В лесу осенью».
Для подготовки к написанию сочинений (составления текстов) разной типологии использовала алгоритмы и памятки.
Как составить текст-повествование?
1.Определи тему текста.
2.Сформулируй основную мысль того, о чем ты хочешь написать.
3.Придумай подходящее заглавие.
4.С чего лучше начать рассказ? Составь начало текста.
5.О чем следует рассказать в основной части (как начиналось действие, как развивалось, какой момент был самым интересным, чем все завершилось)? Составь основную часть текста.
Как составить текст-описание?
Рассмотри внимательно предмет, который нужно описать.
Выдели основные признаки предмета.
Подумай, какие слова можно употребить, чтобы описание было точным и ярким.
Подбери сравнения, которые можно использовать в тексте.
Вырази свое отношение к предмету.
Как составить текст-рассуждение?
1.Кратко назови то, что будешь доказывать.
3.Подумай, как построить текст. Доказательства можно начинать словами: потому, что, объясняется это тем, что.
4. Сформулируй вывод.
Подготовка к сочинению.
Подготовка к сочинению, как письменному, так и устному начинается за несколько дней до самого написания или рассказывания. Независимо от вида сочинения четко выделяются 3 этапа подготовки к нему:
— накопление материала (наблюдение, экскурсии, рассматривание картин, чтение художественных произведений);
— отбор и расположение материала (обсуждение, выделение важного, составление плана);
— словесное, речевое оформление. Т.е. составление самого текста, его запись, совершенствование, самопроверка и проверка учителя.
Всякому сочинению предшествует коллективное составление плана.
В целях оказания помощи, примерно за неделю до письма сочинения, предлагаю учащимся памятки двух вариантов: для учащихся быстро и медленно усваивающих информацию.
В 4-ом классе учащиеся работают над сочинениями типа рассказа, но к этим работам предъявляются более высокие требования. Свои усилия учитель направляет на то, чтобы научить учащихся:
Писать небольшие рассказы с элементами описания и рассуждения об экскурсиях, работе, наблюдениях.
Написать рассказы о случаях из своей жизни.
Писать рассказы по одной картине и по отдельным эпизодам кинофильма.
Самостоятельно составлять план сочинения в форме вопросительных, повествовательных и восклицательных предложений.
Правильно строить простые предложения различных типов.
Умению отбирать слова и употреблять их в речи.
Например: описание деревьев в сочинении «Дерево, которое мне больше всего нравится».
Чтобы описания получились точными, организовывала наблюдения. (Например, было организовано наблюдение в классе.)
Следующий этап подготовительной работы состоял в том, что на уроке дети учились составлять сложные предложения. Затем записывали их в тетради.
Причудливыми узорами сверкают на солнце ледяные веточки. Веточки нарисовал на окнах мороз.
Причудливыми узорами сверкают на солнце ледяные веточки, которые нарисовал на окнах мороз.
В описаниях обычно широко используются прилагательные. Учащимся необходимо указать на это и помочь подобрать нужные слова в каждом отдельном случае. Для этого привожу ряды прилагательных в сочетании с наименованием тех предметов, которые ребята будут описывать. Например: березка – молоденькая, красивая, белая, стройная, нарядная. Листочки – зеленые, изумрудные, клейкие, мелкие. Эти ряды слов записываю на доске и, работая с ними, показываю детям как из многих слов, следует выбирать одно, самое точное и нужное для выражения данного содержания.
В 4 классе при подготовке к сочинению на тему «Осенний лес» вывесила плакат с кармашками, ребят поделила на группы, каждая группа подбирала прилагательные для описания, данного предмета.
чародейка, как и зима
Работа над сочинением предусматривает обогащение словаря учащихся. Ввожу в устные рассказы и в сочинения детей новые слова, только что объясненные на уроках чтения (половодье, хлынуло, убранство и др.).
Обогащается словарный запас при подборе глаголов к существительному. Например, к слову подснежник ребята подобрали 20 глаголов. Тянет, проснулся, нежится, дремлет, гордится, беседует, умылся, познакомился, увидел, прислушался, огляделся, обрадовался, повернул, замерз, услышал, потянулся, запел, увидел, улыбнулся, выглянул
Маленький подснежник выглянул из земли, увидел солнышко и улыбнулся ему.
При подготовке к написанию сочинения на тему «Падающие листья» ученикам предложила вопрос-задание: Как падают листья в тихую и как в ветреную погоду?
К слову листья подобрали 20 глаголов. Падают, бегут,
шуршат, танцуют, плавают, устилают, шепчут, прощаются, понеслись, зашумели, запрыгали, полетели, валятся, поворачиваются, сыплются, лежат, покрывают, летят, шумят, разговаривают.
От слов – к словосочетанию и предложению. Как оживают лица
детей в эти минуты творчества! Вот несколько примеров из работ детей:
Медленно и плавно падают листья.
Листья танцуют под музыку ветра.
Падают, каждую секунду меняя цвет, потому что дует ветер, и листья то и дело поворачиваются…
Капает дождь, а вместе с ним в один такт падают листья.
Последний этап подготовки к написанию сочинения – подборка начальных фраз, предложений-зачинов. Предлагаются примерные зачины.
Ученики записывали их в тетради.
Кто не знает, что осенью падают листья? Но как? Когда? Все это происходит незаметно. Трудно уследить. Вот на березе, например, ни одного листика, а дуб еще весь зеленый. Впрочем, нет, и у березы есть листочки – на самых кончиках веток.
Учащиеся изучали трудные слова, которые могут быть употреблены в сочинении. Для этого эти слова включала в устные и письменные упражнения по русскому языку. В классе был вывешен плакат (за несколько дней до написания сочинения), на котором были написаны эти слова, с выделенными орфограммами.
3. Проверка сочинений учащимися.
Проверку своих сочинений учащиеся проводили, пользуясь памяткой.
1. Соответствует ли содержание текста теме?
2. Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная мысль?
3. Нет ли в тексте лишних фактов, предложений, слов?
4. Логично ли построен текст, не надо ли что-то переставить?
5. Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние предложения? Выделены ли части текста красной строкой?
6. Те ли слова отобраны для раскрытия темы? Хорошо ли построены
7. Интересно и понятно ли все изложение слушателю?
Проверь, не пропустил ли ты буквы.
Правильно ли написал безударные гласные?
Проверь слова со звонкими и глухими согласными.
4. Не уверен – спроси учителя.
На уроках чтения на протяжении 3-4 класса продолжала работать по теории стихосложения. Это побуждает учащихся высказывать свои мысли и чувства в поэтической форме
Ребятам она нравится.
Поэтические строки Ф.И. Тютчева вдохновили учеников на сочинение своих стихов по данной строке.
Листья падают в лесу…
Я домой их принесу.
А когда зима завьюжит
И метелями закружит,
Я дворец зимы разрушу –
Листья мне согреют душу.
Скоро ветер унесет
И на веточках берез
В зимний день хороший
Снег пушистый кружится.
Нас зовет на улицу.
Все на горку мчатся
Подобная работа развивает у детей творческое воображение, дар слова.
Именно через эту работу дети шаг за шагом открывают себя, развивают свои эмоциональные творческие способности.
Самостоятельность учащихся при выполнении сочинений постепенно возрастает. Вначале рассказы составляются коллективно, затем 2-3 ученика их повторяют, и только после повторения дети записывают их. Постепенно количество повторений сокращается до 1 и, наконец, коллективно составленный рассказ учащиеся записывают без повторений.
Постепенно, шаг за шагом я раскрывала ребятам способы подготовки к сочинению. В свои тетради («Для подготовки к сочинениям») ребята записывали примерный план, источники материала (где и в какой книге можно прочитать нужную информацию), делали выписки из книг, выбирали наиболее подходящие для их сочинения слова, фразы, подбирали эпиграф или сочиняли сами на поэтических минутках.
Следить за продвижениями своих воспитанников мне помогает папка, куда я заношу лучшие сочинения учащихся, отдельные, составленными ими предложения. Это дает возможность видеть перспективу в работе, устанавливать, как расширился кругозор детей, как накапливался опыт в подборе точных слов, словосочетаний, предложений.
Это позволяет проводить анализ сочинений. Читаю отдельные удачные места из работ одних и тех же учащихся: сначала второклассников, затем третьеклассников по одной теме.
Например: сочинение по наблюдениям на тему «Первый снежок». (3 класс)
Все было спокойно. Но вдруг, после захода солнца пошел тихий снежок. Пушистые снежинки так осторожно падали на землю, словно боялись чего-то. Но потом развеселились и завели веселый хоровод. Снежинки падали на пальто, шапку и все они были разные. Снег шел все сильнее и вдруг повалил большими хлопьями. (Катя М.)
А вот как эта ученица писала во 2 классе:
Снежинки тихо кружились и падали на землю. Они были похожи на звездочки. Некоторые снежинки порхали как бабочки. И ветер уносил их все дальше и дальше. (Катя М.)
В классе веселое оживление, потому что и сама ученица, и все дети видят разницу между этими двумя сочинениями и понимают, как многому они научились.
При изучении темы «Суффиксы» дети писали сочинение-повествование «Мой любимый зверь».
Перед ними была поставлена цель: показать, как, используя слова с суффиксами, можно выразить свое отношение к животному. К своим сочинениям дети нарисовали рисунки.
У меня есть птичка. Живет она в клетке. Мы зовем ее Пинчер. Наша птичка очень красивая. Грудка у нее желтенькая, перышки серенькие. Хвостик – беленький, а из него торчит черненькое перышко. Поет она заливистым голосочком…
Широкую популярность в школах приобрели сочинения малых форм, или миниатюры.
Долгое время писали миниатюры «Погода сегодня». Вот некоторые из них:
Погода сегодня пасмурная, холодная, безветренная. Солнце изредка выглядывает из-за туч.
Небо серое, покрыто снеговыми тучами. Ветер дует со страшной силой, крутит снег. Но не очень холодно.
Работу над сочинением, как я уже отмечала, строила по принципу постепенного наращивания трудности.
Если в 3 классе дети учились писать сочинение-описание одного предмета, описание природы, то уже в 4 классе ребята писали сочинение-описание с элементами сравнения.
Например, тема: сочинение-описание, с элементами сравнения «Мухомор и лисичка».
Цель: составление описания гриба по рисунку и представлению; нахождение элементов описания и сравнения.
Передо мной два различных гриба: мухомор и лисичка. Чем же они отличаются? Да всем.
Мухомор растет в одиночку, как бы любуясь своей красотой, а лисичка селится небольшой семейкой.
Мухомор действительно красив. Шляпка у него красного цвета с белыми пятнами. Ножка тоже белого цвета, высокая и стройная. У лисички ножка маленькая, а шляпка оранжевого цвета. Если шляпка мухомора совсем плоская и напоминает форму тарелочки, то у лисички она совсем другой формы. Гриб похож на глубокий фужер.
Сочинение с элементами рассуждения – новый вид работы. Это наиболее сложный способ изложения мыслей, т.к. основывается на понимании причинно-следственных связей в явлениях и событиях, на умении делать выводы из наблюдений, их нужно вырабатывать постепенно.
К составлению сочинений с элементами рассуждения учащиеся приступают во второй четверти учебного года. На первом этапе работы рассуждения выражаются в оценке того, о чем рассказано в сочинении.
Обучение элементарному рассуждению удобно связать с коллективной работой над планом сочинения. Приведу пример подготовки к сочинению на тему «Что я люблю рисовать».
Выясняю, любят ли дети рисовать и что именно они любят. Затем коллективно составляется план. В заключение спрашиваю у ребят: «О чем бы вы хотели написать в конце сочинения?». Ответы бывают разные, но я помогаю направить их мысль. Говорю: «Обычно, когда человек рассказывает о своей работе, он всегда отмечает, хорошо или плохо выполнена работа, т.е. оценивает свои действия или действия других людей. Давайте попробуем одним предложением оценить ваши рисунки, избегая слов «хорошо, плохо».
Продолжила работу над сочинением такого жанра на материале упражнения №603 (учебник русского языка 4 класс). Текст содержал интересную для детей информацию об исследовании Луны и возможности существования жизни на этой планете. Перед составлением текста-рассуждения на тему «Почему на Луне нет жизни?» напомнила детям, что в рассуждении обязательны три смысловые части:
1-я – то, что объясняется или доказывается;
Почему на Луне нет жизни?
Людей давно интересовал вопрос о том, есть ли жизнь на других планетах. На Луне нет жизни, и это можно доказать. День там продолжается две недели. Та сторона, которая повернута к Солнцу, нагревается до очень высокой температуры. Ночь наступает мгновенно и длится тоже две недели. Температура лунной поверхности становится очень низкой. И днем и ночью температура не позволяет выжить живому организму на поверхности Луны.
В 4 четверти ребята написали сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта?»
По-моему, доброта – это цветок, который расцветает в душе каждого из нас. Когда я думаю о доброте, мне вспоминается моя бабушка. Руки и лицо у нее покрыты морщинами, но украшают ее ласка и тепло…
Чрезвычайно велика роль картины в развитии речи учащихся.
Сочинение по одной картине развивает воображение учащихся, и в этом смысле является более высокой ступенью в обучении сочинениям.
При составлении текста-описания по пейзажной картине главное, к чему стремилась – создать эмоциональное воздействие живописного полотна на детей, научить их «читать» картину, осмысливать ее содержание, выбирать точные слова для описания.
— Где можно увидеть луг, на котором не вянут цветы? Осенние деревья, с чьих ветвей не облетают листья, вечернюю зарю, которая не погаснет и через 100 лет?
— На картинах, написанных художниками. (Ответ детей)
— Правильно. Картины природы – леса, долины, луга, написанные художником, называются пейзажами от французского слова «пэи», что означает «страна». Всю страну не вместить в картину, но и одна березка, изображенная художником, расскажет о многом. У каждой страны своя природа, свой особенный пейзаж. Художнику переводчик не нужен. Он разговаривает с людьми без слов, мазками, линиями, цветом. Но надо научиться понимать его особый язык.
— Ваша задача – описать картину А.Платонова «Первый снег».
Затем провожу анализ картины:
— Почему художник так назвал свою картину?
— Какого цвета снег, дома, одежда детей?
— Почему художник использует такие разноцветные сочетания?
— Какое настроение вызывает у вас эта картина?
Затем проводится подготовительная работа:
Постановка знаков препинания.
Вывешивается план написания сочинения:
Показать самое главное на картине.
Описать действия, явления последовательно.
Назвать время и место действия.
Можно предложить два плана сочинения по картине.
Какие чувства вызвала картина.
Та работа, которая проводилась в классе с 1 по 4 год обучения, помогла учащимся при написании сочинения- описания.
Приведу некоторые из них.
Передо мной картина замечательного художника-пейзажиста А.Платонова «Первый снег».
Падает снег. Крупные, пушистые снежинки обильно ложатся на землю. Все кругом сказочно преображается: земля, избы, деревья. Снег укрывает землю белым покрывалом. Нет еще ни одной протоптанной дорожки, ни одного оставленного следа. Больше всех первому снегу рады дети. Они, наспех одевшись, выбежали на крыльцо. Девочка не успела надеть пальто и стоит в легком платье, накинув только на голову желтый пуховый платок. Мальчик одет в шубку, шапку. Дети с особым восторгом и удивлением смотрят на первый снег.
У меня эта картина вызывает чувство радости. Так и хочется стать с этими ребятами рядом и протянуть руки к пушистым снежинкам.
Передо мной картина известного художника А.Платонова «Первый снег». На ней изображены мальчик в расстегнутом пальтишке и шапке и девочка в розовом платьице. На голове у девочки платок. Дети, торопливо одевшись, выбежали на крыльцо и с любопытством смотрят на падающий первый снег.
А вот совсем другое сочинение.
Эта картина нарисована светлыми красками. Они помогли художнику передать радостное настроение детей во время снегопада. И у меня эта картина вызывает чувство радости.
Восприятие картины у детей разное. Поэтому и сочинения получились разные.
Работа проводилась по таким этапам.
1. Вспомнить книгу или статью. Решить, у кого и почему вы будете брать интервью.
2. Наметить тему беседы; в соответствии с этим составить вопросы; продумать их последовательность.
3. Примерно ответить на вопросы с точки зрения этого героя. Записать основное содержание беседы.
4. На основе этого интервью написать очерк о той личности, которую вы выбрали.
На уроке внеклассного чтения дети познакомились с рассказом
И.Василенко «Полотенце». Учеников глубоко затронул этот рассказ. Они с большим желанием делились впечатлениями. А я затем предложила детям представить, что они журналисты и у них есть возможность взять интервью у главного героя через 60 лет после окончания войны.
— Сейчас это пожилой человек. Подумайте, какие вопросы вы бы ему задали, а затем примерно ответьте на них с точки зрения этого героя. На основе этого интервью напишите очерк о той личности, которую вы выбрали.
Вот одна из таких работ.
У нас в гостях Нуриев Архат Тимурович – ветеран Великой Отечественной войны.
— Архат Тимурович, вы помните содержание письма, которое написали отцу на фронт?
— Я писал отцу о том, что привез на фронт целый грузовик снарядов. Мне хотелось, чтобы мой отец знал, что его сын тоже помогает бороться с фашистами.
— Да, мне было страшно, но я знал, что машину со снарядами ждали солдаты.
— Какую награду Вы получили?
— Меня наградили медалью за Отвагу.
-Чем вы занимались после войны?
— Я продолжил службу.
— Скажите, чем Вы занимаетесь в свободное время?
— Что бы Вы пожелали нашим читателям?
— Мира, счастья, удачи во всем.
Передо мной ветеран Великой Отечественной войны. Трудно себе представить в нем мальчика, который смог совершить смелый поступок. Он помог доставить на грузовике снаряды, которые так нужны были солдатам. А ему было тогда только десять лет.
После окончания войны продолжил службу. Архат Тимурович любит природу, животных. Хочет, чтобы все люди жили в мире.
Последний этап в работе над сочинением – его переписывание. Это для детей тоже творчество. Переписывая, они обязательно добавляют что-то новое. Переписывание необходимо только для тех учеников, у которых были допущены стилистические ошибки. Для меня важно, как дети исправят их. Иногда я практикую и такую работу: дети пишут сочинения на уроке. Все сочинения мною проверяются, но оценки за работу не выставляются.
Каждое сочинение я рецензирую, отмечаю, как нужно исправить имеющиеся недостатки, затем сочинения возвращаю ученикам для доработки. После исправления недостатков ставлю оценки.
Такая система написания сочинений дает возможность не только указать каждому ученику на недостатки в его работе, но и отметить пути их преодоления. Как правило, переработанные сочинения становятся лучше по содержанию и стилю, в них меньше грамматических ошибок. Если же только оценить и сделать замечания по качеству его выполнения, но не потребовать исправления недостатков в нем, то вряд ли ученики серьезно продвинутся в приобретении необходимого навыка (в данном случае навыка подробного изложения того или иного события).
Считаю, что такая система работы является оптимальным вариантом работы над сочинением в развитии устной и письменной речи.