обучение по санитарно просветительским программам основы здорового питания для детей дошкольного
программам «Основы здорового питания»
РУКОВОДСТВО К ПРОГРАММНЫМУ СРЕДСТВУ
«Обучение по санитарно-просветительским программам
«ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ»
(для детей дошкольного и школьного возраста)»
Общая информация о программном средстве
1.1.1. Программное средство «Обучение по санитарно-
1.2. Разработчик ПС: ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора.
1.3. Требования к навыкам пользователей: наличие общих знаний о принципах работы персонального компьютера, навыки работы с интернет-браузерами (Google Chrome и (или) Яндекс.Браузер и (или) Mozilla Firefox), специальная подготовка не требуется.
Инструкция по работе в ПС.
ПС имеет два логических уровня:
Для работы в ПС пользователю первого уровня необходимо пройти регистрацию самостоятельно.
Регистрация участников второго уровня осуществляется ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора (www.niig.su), в соответствии с представленной информацией об участниках пилотного проекта.
Обучение по санитарно-просветительским
программам «Основы здорового питания»
Для процедуры регистрации необходимо нажать кнопку «Регистрация в ПС – обучение по программам основы здорового питания» (рис.2).
Рис. 2. – Процедура регистрации в ПС
Далее необходимо заполнить поля регистрации (выбор обучающей программы; Федеральный округ; субъект Федерации, муниципальное образование, тип организации, краткое наименование организации, тип слушателя, ФИО (необходимо для оформления сертификата, подтверждающего успешность освоения обучающей программы), согласие на обработку персональных данных.
После внесения всех данных необходимо нажать кнопку
«ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬ», в результате Вам будет присвоен уникальный номер для входа в программу с целью прохождения входного тестирования (рис. 4), ознакомления со справочными материалами, самоконтроля, выполнения итогового тестирования, внесения дополнительных данных, просмотра статуса обучения, получения сертификата.
Для удобства последующей работы ПС предусмотрена опция сохранения уникального номера в pdf – формате.
Для входа в ПС необходимо пройти авторизацию (рис.3).
Рис. 3. – Получение уникального номера для входа в ПС
Далее ПС предоставляет ознакомиться с «общей информацией», этот блок содержит личные данные, внесенные на этапе регистрации и данные по обучению. В командной строке указываются доступные этапы обучения (рис.4 – Командная строка при первичном входе в ПС
Общая и нформация Форма обучения Входной тест
После прохождения входного контроля в командной строке появляются обучающие материалы и итоговый тест. Перед прохождением обучения рекомендуется ознакомиться с результатами тестирования они появляются в «общей информации» в данных по обучению (рис.5).
Общая информация Форма обучения Обучающие материалы Итоговый тест
Данные по обучению: Ваша программа обучения:Основы здорового питания для школьников |
Уникальный номер:5R48M253SC4798549 Статус «Входного теста»:Допущен
ФИО:Иванов Иван Иванович, 1992 года рождения Дата прохождения «Входного теста»:2020-07-27
Организация:МБОУ COLLI № 1 Процент правильных ответов:
Федеральный округ:Сибирский федеральный округ
Регион:Новосибирская область Статус обучения «Основные задачи программы»:Не просмотрено
Муниципальное образование:город Новосибирск Статус обучения «Тема 1»:Не допущен
Дата регистрации:2020-07-27 Статус обучения «Тема 2»:Не допущен
©Сохранить данные в PDF формате |
Статус обучения «Тема 3»:Не допущен
Статус обучения «Тема 4»:Не допущен
Статус «Итогового теста»:Не допущен
Рис. 5. Просмотр изменившейся информации в разделе «общая информация» после прохождения входного контроля
|
Рис. 6. – Освоение темы № 2 |
Далее рекомендуется ознакомиться с обучающими материалами (справочные текстовые материалы, материалы в форме презентации), ответить на вопросы для самоконтроля, оценить предложенные к изучению материалы в плане информативности, наглядности и понятности изложения, оставить комментарии, поставить отметку об освоении материала (рис 6).
После ознакомления со всеми приведенными в Программе справочных материалов и прохождения процедуры самоконтроля, предоставляется возможность прохождения самостоятельной работы (рис.7).
Рис. 7. – Освоение темы № 2
Самостоятельная работа представляет собой составление режима дня в ПС с построением требуемых характеристик питания, соответствующих фактическим энерготратам ребенка (рис.8).
Рис. 8. – Выполнение первого этапа самостоятельной работы
После установления требуемых характеристик питания, обучающемуся необходимо сформировать меню на один день с учетом возраста, состояния здоровья (сахарный диабет, целиакия, пищевая аллергия), рекомендуемого распределения суточной калорийности по приемам пищи, обеспечения рекомендуемых величин энергетической ценности каждого приема пищи, их пищевой и биологической ценности.
Для этих целей необходимо воспользоваться сборниками рецептур, в которых сконцентрированы технологические карты, соответствующие возрасту ребенка и принципам здорового питания, разработанные ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора (рис.9).
Ознакомившись со сборниками рецептур, пищевой и энергетической ценностью блюд, рекомендуется через ссылку в ПС перейти к автоматизированной процедуре составления меню на день, выбрав из справочника подобранные предварительно блюда.
Разработка (редактирование) цикличного меню
Рис. 10. – Процедура самостоятельного построения меню в ходе второго этапа самостоятельной работы
В случае, если обучающийся для которого составляется меню страдает сахарным диабетом, необходимо по разработанному меню рассчитать хлебные единицы. По полученным результатам заменить блюда, выделенные красным (с высоким гликемическим индексом), на блюда с меньшим гликемическим индексом.
Если у ребенка отмечается пищевая аллергия, введенные в меню блюда необходимо оценить на наличие указанных конкретных аллергенов (молоко,
яйца, пшеница, цитрусовые, шоколад, мед, орехи). Блюда с аллергенов выделяются красным цветом и с помощью опции посмотреть аналоги, можно воспроизвести замену из предложенных блюд (рис.11). Можно произвести замену блюда самостоятельно, воспользовавшись сборником рецептур, при таком подходе рекомендуется повторно проверить блюда на наличие аллергенов.
Рис. 11. – Проверка построенного меню в ходе второго этапа самостоятельной работы на аллергены
Далее необходимо проверить разработанное меню на соответствие его рекомендуемым величинам (полученным в ходе первого этапа самостоятельной работы) – рис. 12.
Рис. 12. – Просмотр результатов самостоятельной работы и получение кола подтверждения успешности прохождения самостоятельной работысамостоятельной работы на аллергены
Если составленное меню соответствует рекомендуемым величинам (±10,0%) по всей совокупности показателей – визуализируется код подтверждения успешности выполнения самостоятельной работы (рис. 12), его необходимо ввести в специальном поле блока «самостоятельной работы». Если показатели разработанного меню не соответствуют рекомендуемым значениям – рекомендуется доработать меню, показатели требующие корректировки также визуализируются.
Прохождение всех этапов обучения открывает доступ к итоговому контролю.
Далее в ПС вносятся данные о сформированных в ходе прохождения обучения навыки (для нянь и родителей (законных представителей детей) по:
1) составлению меню здорового питания, соответствующего возрасту детей;
2) составлению рационального режима дня для ребенка с учетом его возрастных особенностей; 3) правильному приготовлению блюд с использованием продуктов, содержащих необходимые для гармоничного роста и развития, продуктов щадящих способов кулинарной обработки; 4) включению в меню блюд и продуктов, выполняющих функции восполнения необходимых для роста и развития витаминов, микроэлементов, нормализации состава микрофлоры кишечника.
Перед итоговым контролем, обучившиеся по образовательной программе, предназначенной для работы с детьми дошкольного возраста, составляют план работы с дошкольниками по формированию у них предусмотренных программой навыков и умений (рис.13).
|
Рис. 13. – Внесение дополнительной информации о планируемом к обучению контингенту детей дошкольного возраста |
|
Далее в ПС вносятся данные о результатах обучения детей (рис.14). |
Рис. 14. – Внесение дополнительной информации об итогах обучения детей
Если в программе обучались школьники, то в качестве дополнительной информации они должны указать перечень проведенных с ними по каждой теме организационных мероприятий (классные часы, родительские собрания с участием детей, иные мероприятия).
После успешного освоения материала и внесения дополнительной информации необходимо пройти итоговое тестирование (рис.15). Результаты тестирования можно просмотреть в личном кабинете (общая информация). В случае, если в ходе тестирования набрано 80% и более правильных ответов, в течение недели в программе оформляется сертификат, подтверждающий успешность обучения (рис.15).
Рис. 15. – Просмотр результатов итогового тестирования и получение сертификата, подтверждающего успешность прохождения обучения
В случае если набрано менее 80% правильных ответов, Программа указывает проблемные разделы и предлагает пройти тестирование повторно. Количество повторных тестирований не ограничено по количеству, но ограничено по времени. Повторное тестирование можно пройти не ранее чем через 24 часа от предыдущего тестирования.
На этом работа в программном средстве для обучающихся завершается.
Программа предусматривает возможность осуществления
организационной, координационной и контрольной функций посредством работы во втором и третьем уровнях ПС.
Уровень № 2 – уровень для работы руководителей образовательных организаций. Предусматривает возможность просмотра промежуточных (по предусмотренным программой этапам – входной контроль, освоение темы № 1, темы №2, темы №3, темы №4, самостоятельной работы, внесение дополнительной информации, исполнение плановых цифр по обучению (по программам дошкольного образования), а также результатов итогового тестирования, количества проведенных организационных мероприятий, для детей дошкольного возраста – сформированность навыков и умений. По суммарным показателям возможен просмотр данных иных образовательных организаций, реализующих данную образовательную программу.
Консультация для воспитателей «Санитарно-просветительская программа для детей дошкольного возраста «Основы здорового питания»
Юлия Апалько
Консультация для воспитателей «Санитарно-просветительская программа для детей дошкольного возраста «Основы здорового питания»
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Роспотребнадзор реализует проект «Здоровое питание».
Проект является частью федеральной программы «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек»
(«Укрепление общественного здоровья») национального проекта «Демография».
Миссия проекта «Здоровое питание» — это улучшение качества жизни
и здоровья граждан благодаря обеспечению безопасными и качественными продуктами, а также внедрение норм здорового питания в каждую российскую семью.
Одна из целей федерального проекта – формирование системы научно достоверного информирования населения о принципах правильного питания и постоянного мониторинга пищевой продукции с точки зрения качества, безопасности и полезности.
Чтобы увеличить число людей, осознанно выбирающих здоровый образ жизни, Роспотребнадзор разработал и реализует образовательные программы, обеспечивая граждан базой знаний, которая необходима для формирования бережного отношения к своему организму. Образовательными программами могут воспользоваться люди разных возрастных категорий: дети, подростки, взрослые и пенсионеры. (Программы построены исключительно на результатах научных исследований и лабораторных испытаний и имеют модульное строение, что позволит гражданам выбирать наиболее интересную для них тему и изучить ее максимально подробно.) Разработка программ курировалась лучшими специалистами в области питания.
Разработана Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
(А. Ю. Попова, И. В. Брагина,И. Г. Шевкун, Г. В. Яновская); ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора ФГБОУ «Московский государственный университет технологии и управления им. К. Г. Разумовского» (В. А. Исаев, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России); ФГБОУ ВО «Новосибирский
государственный педагогический Университет» Новосибирский государственный технический университет. МЦ «Амрита»
Санитарно-просветительская программа для детей дошкольного возраста
Актуальность программы.
Здоровое питание – одно из базовых условий формирования здоровья детей, их гармоничного роста и развития. Нездоровое пищевое поведение формирует риски избыточной массы тела, сахарного диабета, заболеваний органов пищеварения, эндокринной системы, системы кровообращения.
Цель программы.
Формировать у детей дошкольного возраста основные поведенческие навыки, направленные на здоровое питание и профилактику нарушений здоровья, обусловленных нездоровым питанием и нарушениями правил личной гигиены.
Задачи программы.
1. Освоение детьми дошкольного возраста в игровой форме обязательных навыков, направленных на здоровое питание и профилактику нарушений здоровья, обусловленных нездоровым питанием и нарушениями правил личной гигиены;
2. Выработка у детей дошкольного возраста стереотипов здорового пищевого поведения.
3. Формирование у родителей, педагогов, а также лиц, занятых в сфере ухода и присмотра за детьми навыков организации здорового питания,
4. Планируемые результаты освоения программы.
5. Выработка у детей обязательных навыков
В дошкольном возрасте дети как «попугаи» повторяют многие действия взрослых, выбирая, как правило, эталоном их формы поведения. Эту особенность необходимо учитывать при организации обучающих занятий с детьми.
Начиная с 3х возраста у ребенка совместными усилиями родителей и дошкольной организации необходимо вырабатывать навыки соблюдения правил личной гигиены и культуры питания, формируя осознание этих правил на уровне выработки условных рефлексов, как обязательных к исполнению правил.
Основные из них:
1) ребенка нужно научить правильно мыть руки;
2) выработать динамический стереотип обязательности мытья рук после посещения туалета, перед едой и после еды, полоскания полости рта после еды;
3) выработать навык концентрации внимания к приему пищи, тщательному пережёвыванию пищи, неспешности в еде, аккуратности;
4) выработать навык культуры питания – потребности принимать пищу за чистым столом, из чистой посуды, не есть пищу, упавшую на пол, не отвлекаться и не разговаривать во время приема пищи, не кушать на ходу, убирать стол за собой, мыть посуду;
5) выработать навык здорового пищевого поведения – принимать пищу не реже 4-х раз в день (на завтрак кашу, на обед салат, суп, второе и компот, на полдник булочку или фрукт, на ужин второе блюдо, перед сном кисломолочный напиток, каждый день есть фрукты и овощи, пить молоко; уметь отличать здоровые продукты (фрукты, овощи, молоко) от пустых продуктов (конфеты, чипсы; колбасы, научиться рассказывать родителям чем кормили в детском саду, что понравилось, а что нет.
Для закрепления знаний и навыков личной гигиены детям желательно давать поручения, например, назначить дежурных для проверки чистоты рук, помощи в накрывании на столы, уборке столов после приемов пищи.
Особое внимание следует уделять воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, связанных с едой. Воспитатель должен напоминать ребенку сидеть прямо, пищу брать столовыми приборами понемногу, тщательно пережевывать. Данные напоминания желательно проводить, используя стихи, потешки, примеры из сказок, постепенно доводя их с детьми до автоматизма.
Стремление ребенка заслужить одобрение и похвалу в возрасте 3-7 лет, является значительным стимулом, побуждающим малыша к выполнению правильных действий. Поэтому воспитатель должен обязательно отмечать, ставить в пример и хвалить ребенка, если он выполнил действие правильно или сделал правильный выбор/действие в игре.
Эффективным приёмом является собственный положительный пример.
Увлечь детей деятельностью по самообслуживанию можно вызвав у них интерес к предмету.
Например, во время умывания воспитатель даёт детям новое мыло в красивой обёртке, предлагает развернуть его, рассмотреть, понюхать; «какое гладкое, какое душистое!
А как, наверное, оно хорошо пенится! Давайте проверим?»
Варианты игр по формированию гигиенических навыков,этикета при приеме пищи:
1. С помощью игр у ребенка формируется привычка мытья рук перед едой и после еды. В игровой форме ребенку прививается интерес к самому процессу мытья рук, он учится правильно и тщательно мыть руки.
2. В играх с куклой ребенок принимает роль старшего при «обучении» куклы и таким образом, закрепляет у себя имеющиеся навыки личной гигиены, правил поведения за столом.
Материал: кукла, картинки с изображением предметов и средств гигиены или муляжи, столовой посуды, салфеток, столовых приборов.
Воспитатель знакомит детей с картинками, предметами спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их,берет куклу и говорит детям: «Наша куколка хочет пообедать, что ей нужно принести?» Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы (вода, мыло, полотенце) и только затем – предметы посуды. «Наша куколка пообедала, что ей нужно принести?» В этом случае дети также должны принести картинки с предметами для умывания. Воспитатель объясняет, почему нужно делать эти действия именно в такой последовательности.
Игра «Веселое умывание».
Воспитатель подводит детей к умывальникам и обучает их правильному мытью рук.
Алгоритм мытья рук:
2. Открыть кран с водой.
4. Используя мыло тщательно намылить руки до образования пены (делать это нужно не менее 20-30 секунд, промывая каждый пальчик, межпальцевые промежутки и запястья).
5. Смыть пену теплой водой, при этом ладошки должны быть приподняты «ковшиком».
6. Просушить кожу чистым полотенцем.
Процесс мытья рук можно превратить в игру-соревнование «У кого будет больше пены».
При обучении детей мытью рук желательно проговаривать потешки.
«Водичка, водичка, умой мое личико,
чтобы глазки блестели,
чтобы щечки краснели,
чтоб смеялся роток,
чтоб кусался зубок!».
В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.
Игра «Научи куклу мыть руки» «Покорми куклу».
Материал – кукла или другая любимая игрушка.
Воспитатель просит ребенка научить мыть руки или покормить куклу. Ребенок воспроизводит весь процесс приема пищи, начиная от подготовки к завтраку и мытья рук и заканчивая уборкой стола, мытьем рук. Во время игры необходимо «направлять» ребенка, чтобы он «прививал»кукле правильное поведение за столом: напоминал ей о прямой осанке, отсутствии разговоров за столом, учил ее пользоваться столовыми приборами. Воспитатель помогает ребенку, если в этом есть необходимость, а также «хвалит» куклу, когда ребенок «напоминает» кукле правила поведения за столом.
Стихи и загадки про этикет.Загадки:
Перед едой руки вымоем (водой)
Ровно, прямо мы сидим, если за столом (едим)
Что мы скажем бабушке за вкусные оладушки (спасибо)
Руки вымой, не ленись, лишь потом за стол… (садись)
На колени, детка, положи (салфетку)
Для второго помни тоже, вилку надо взять и (ножик)
Чтоб не стали твои пальцы сыра, колбасы хватальцы,
Вилка есть при каждом блюде.
И воспитанные люди Вилкой все себе берут и назад ее кладут.
А в салате видишь – ложка, положи себе немножко
Не наваливай холмом, съешь – еще возьмешь потом.
Не хватай еду руками – будет очень стыдно маме.
Чтоб не грохнуться случайно на пол в час веселья
Ты на стуле не качайся – это не качели.
В предложенных играх формируется навык выбора правильных и здоровых продуктов для каждого приема пищи, с помощью игровой формы ребенок запоминает о необходимости в каждый прием пищи употреблять свежие овощи и фрукты, а также запоминает кратность ежедневного питания и последовательность блюд в каждый прием пищи. Ребенок понимает, что любой «вредный» продукт всегда можно заменить полезным, не менее вкусным. Принимая участие в создании игрового завтрака или обеда, ребенок учится самостоятельности, чувствует «свой» творческий вклад в то, что он будет есть и это мотивирует его проявлять свою помощь при организации приемов пищи в детском саду и дома.
Подвижная игра «Приготовь завтрак/обед/полдник/ужин».
Игра для групп детей по 6-8 человек.
Воспитатель обозначает на полу любыми подручными средствами квадрат со сторонами 1м*1м или круг, диаметром 1,2- 1,5 м. И объявляет, что это «наш стол», а теперь его нужно наполнить едой для завтрака/обеда/полдника/ужина.
Дети находятся за границей «стола».
Воспитатель называет блюдо (всего в перечне будет 5-6 блюд или продуктов «правильных» и столько же «вредных»).
Условия игры: при названии воспитателем «правильного блюда» дети, если считают его правильным, прыгают в круг, кто успеет первым, того оставляют в круге, а остальных просят выйти из него. Затем называют «неполезную» противоположность, например – «пицца», если кто-то прыгнет в круг, то воспитатель объясняет вредность продукта и почему он не должен там быть и мягко выводит ребенка из круга.
Следующий пример: называет «бутерброд с колбасой», ждет реакцию детей, а затем называет его «правильный»вариант: «бутерброд с маслом».
Так воспитатель чередует правильные и неправильные продукты или блюда. При правильной реакции детей воспитатель хвалит и оставляет на «столе» «правильные блюда», при выборе неправильных продуктов – объясняет их вред и мягко «выводит» ребенка из круга или предлагает ему «стать» полезным заменителем.
Обязательно в игре про завтрак должно быть блюдо (каши, яйца, макароны, фрукт или овощной салат, горячий напиток (молоко, какао, чай, бутерброд с маслом или сыром или булочка.
Обязательно в игре про обед: первое и второе блюдо, овощной салат, напиток, хлеб. Обязательно в игре про полдник – напиток (кисломолочный/молоко/кисель/сок, фрукт или овощной салат, печенье или булочка.
Варианты парных полезных и «вредных» блюд (продуктов):
каша/пицца, творог/жареная картошка, вареное яйцо/колбаса, яблоко/конфета, печенье/пирожное, банан/чипсы, салат из овощей/сухарики, суп/пельмени, котлета с рисом/пирожки с мясом, бутерброд с маслом/бургер, йогурт/майонез, сок/газированная вода, какао/кофе, плов/рыбные консервы.
Игра в мяч. «Полезное-вредное».
Воспитатель поочередно кидает мячик каждому ребенку и одновременно называет полезный или «вредный» продукт или блюдо.
Правила: ребенок должен поймать мячик, если назван полезный продукт и «отбить» если он вредный. При ошибке воспитатель объясняет, в чем полезность или вредность продукта и повторяет игру с ошибившимся ребенком. Каждое правильное действие ребенка поощряется устно воспитателем.Эту игру можно сделать тематической: завтрак, обед, ужин. Продолжительность игры – 10 мин.
Игра «Кулинарный мастер-класс».
Воспитатель приносит на стол 5-7 глубоких тарелок с нарезанными разными свежими овощами, зеленью или фруктами. В зависимости от этого дети готовят овощной или фруктовый салатик. К овощному салату можно добавить вареные яйца. Каждый ребенок создает свой салат по усмотрению.Для заправки предлагается: растительное масло, лимонный сок, сметана, йогурт. Продолжительность 15 мин.
Формирование у родителей (законных представителей детей, а также лиц, занятых в сфере ухода и присмотра за детьми навыков организации здорового питания.
Тема: 1. Физиология пищеварения ребенка.
Тема: 2. Потребность ребенка в пищевых и биологически ценных веществах.
Тема 3. Рекомендации по организации питания.
Тема 4. Особенности организации питания детей, находящегося на режиме самоизоляции (при введении ограничительных мероприятий, обусловленных эпидемиологическими рисками здоровью инфекционного и неинфекционного генеза).
Консультация для воспитателей «Двигательная активность детей дошкольного возраста» Развитие двигательной активности ребенка в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый, нормально.
Консультация для воспитателей «Как познакомить детей младшего дошкольного возраста с праздником 1 Мая» Наступил весенний месяц май. Он принес нам еще один весенний праздник – 1 Мая. 1 Мая – один из общереспубликанских праздников в Республике.
Консультация для воспитателей «Организация питания детей второй младшей группы» Организация питания детей второй младшей группы Культура питания в детском саду подразумевает воспитание, дети проводят большую часть дня.
Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.
Консультация для воспитателей «Основы приобщения дошкольников к здоровому образу жизни» «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.
Консультация для воспитателей «Развитие экологической грамотности у детей дошкольного возраста» В ходе работы по экологическому воспитанию дошкольников, я как педагог, должна воспитывать в детях бережное отношение к природе, стимулировать.