обучение письменной речи на уроках английского языка

Обучение письменной речи на уроках английского языка

Куликова Олеся Александровна, учитель английского языка

МОУ «Лицей №3 им. П.А. Столыпина г. Ртищево Саратовской области»

«Письменная речевая деятельность есть целенаправленное и творческое совершение мысли в письменном слове, а письменная речь – способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаках»

В данной статье рассматриваются некоторые формы, виды и приемы заданий по развитию умений и навыков письма на иностранном языке. В этой работе приведены примеры видов письма в обучении английскому языку, такие как: контрольное письмо, направляемое письмо и свободное письмо.

Письменная речевая деятельность – это целенаправленное и творческое совершение мысли в письменном слове, а письменная речь – способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаках. Письменные умения учащихся нередко значительно отстают от уровня обученности другим видам речевой деятельности.

Умение писать на английском языке приобретает все большее значение в силу ряда причин. В настоящее время появилась возможность путешествовать, работать в иностранных фирмах, участвовать в международных конференциях и программах обмена, общаться через Интернет. Все это предполагает умение заполнять анкеты и декларации, вести деловую переписку, составлять резюме, писать эссе и доклады. Иными словами, необходимо уметь выражать мысли и идеи в письменной форме, владея основами композиции, зная стилевые особенности и следуя определенным правилам организации письменного текста.

В школе же, часто выполнение разного рода «механических» заданий превращается для учеников в рутину. И еще не приобщившись к процессу письменного самовыражения, дети теряют интерес к подобному роду деятельности. В результате, письменные умения учащихся значительно отстают от уровня обученности другим видам речевой деятельности. Для изменения подобной ситуации учителями английского языка в нашем лицее ведется непрерывная работа по превращению процесса выполнения письменных заданий из рутины в творчество. Целью обучения письменной речи становятся формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи.

Задачи, которые мы стараемся решить для достижения этой цели, включают формирование у учащихся необходимых графических автоматизмов, речемыслительных навыков и умений формулировать мысль в соответствии с письменными стилями, расширение знаний и кругозора, формирование аутентичных представлений о предметном содержании, речевом стиле и графической форме письменного текста.

При обучении иностранному языку отрабатываются три основных вида письменной речевой деятельности:

Контролируемое письмо (Controlled writing):

составление предложений (или переписывание, копирование текстов).

Направляемое письмо ( Directed or Guided writing ).

письменная работа выполняется в соответствии с определенным заданием.

Свободное письмо (Free writing).

Хотелось бы привести несколько примеров заданий и упражнений, которые мы выполняем с учениками, работая над всеми тремя видами письма.

Controlled Writing (Контролируемое письмо).

Игра в «Bingo!» на буквы, предлоги, формы глаголов.

Составление слов из заданных букв.

Расшифровка слов по заданному шифру.

Расстановка слов предложения по порядку.

Расположение кусков текста в соответствии с картинками (или наоборот).

В Упражнениях 2–5 результат обязательно следует записать в тетрадь.

Guided or Directed Writing ( Направляемое письмо ).

Большой популярностью у нас пользуются всякого рода проекты. После каждой изученной темы (а иногда и в процессе), наши ученики изготавливают разные таблицы, плакаты, кластеры, газеты, диаграммы. Например:

Составление кроссвордов на повторение тем : «School life», «Animals», «Places of interest in London».

Выполнение такого рода заданий формирует у учащихся умение выбрать то, что необходимо особенно запомнить или проиллюстрировать таблицей, диаграммой и т.п. В дальнейшем этот навык очень пригодится для составления тезисов выступлений или написания планов сочинений.

Уже на начальном этапе обучения, наряду с традиционными заданиями (диктанты, подстановочные упражнения, заполнение пропусков), учителями нашего лицея часто используются упражнения, имеющие выход в реальную жизнь:

приглашения на праздники своих друзей

оформление автобиографических сведений.

Подобные задания, наряду с предыдущими, вносят в процесс обучения письму элемент творчества.

2. Классификация объектов или предметов (Word-webs).

Эти задания способствуют развитию логического мышления, способности обобщения. Очень полезными данные упражнения могут быть на этапе отработки слов на заданную тему.

3. Управляемые поэтические упражнения.

Развитию творческого мышления на иностранном языке способствует создание небольших стихотворений по заданной схеме или изменение ранее выученных стихов с использованием активного вокабуляра. Примером управляемого поэтического упражнения может служить так называемое cinquian poem – стихотворение, состоящее из пяти строк, в каждой из которых сформулировано задание:

Line 1. State a subject in one word (a noun).

Line 2. Describe the subject in two words (Adverb + Adjective or two Adjectives).

Line 3. Describe an action about the subject in three verbs or 1sentence (3 words).

Line 4. Express an emotion about the subject in four words.

Line 5. Restate the subject in another single word.

In this exercise the students are given a piece of writing and then asked to change (manipulate) it using specific instructions. By asking students to change the number of characters, the tense of the piece of writing, the point of view, questions to statements, words, clauses, or combine sentences they can review and enforce grammatical structure and other basic EFL tools.

Yesterday
By: The Beatles
Yesterday all my troubles seemed so far away
Now it looks as though they’re here to stay
Oh I believe in yesterday
Suddenly, I’m not half the man I used to be
There’s a shadow hanging over me
Oh yesterday came suddenly
Why she had to go I don’t know, she wouldn’t say
I said something wrong, now I long for yesterday
Yesterday love was such an easy game to play
Now I need a place to hide away
Oh I believe in yesterday

Подобные стихотворные формы, являясь с точки зрения дискурсивной организации простыми перечислениями, способствуют расширению словарного запаса и повышению уровня мотивации.

4. Упражнения по реорганизации простых предложений в сложные с использованием различных связующих элементов, реконструкцию предложений по ключевым словам.

5. Задания по трансформации текста.

Письма могут быть трансформированы в телеграммы, текст – в таблицу, последовательность картин или диаграмма – в текст. Подобные упражнения помогают анализировать и синтезировать полученную информацию, отделяя главное содержание от второстепенных деталей.

6. Для развития логического мышления учащихся полезными могут быть так называемые strip stories. Небольшой текст разрезается на отдельные предложения, которые учащиеся соединяют в логической последовательности.

Free Writing (Свободное письмо).

1. Составление рассказов по картинке в формате газетной статьи, журнальной статьи, повести, сказки.

2. Письма (официальные, полуофициальные, неофициальные).

На этом же этапе можно обучать учащихся писать письма и поздравительные открытки, начиная с подстановочных упражнений и создания параллельных текстов.

Познакомившись со многими требованиями к сочинениям и рядом методических установок, мы готовим детей к этой сложной работе, начиная буквально с первых шагов изучения языка, объясняя существующие правила написания сочинений.

Сочинение должно иметь начало, середину и завершающую часть. Любая работа должна иметь идею, которую необходимо представить, логически развить и завершить.

Сочинение начинается с плана и уточнения содержания вопросами к предмету сочинения, включая следующие слова: How, Why, What, Where, When, Who. Составление плана сочинения мобилизует мысленный процесс. «Умственная дисциплина» и способность составлять планы помогают учащимся выработать разумное отношение не только к конкретной работе, но и к повседневным жизненным ситуациям

Ответы на данные вопросы плана, соответственно (по одному абзацу на вопрос) и составят стройное изложение темы сочинения. Идеи повествования и сами предложения, выражающие идеи, должны представлять собой стройную последовательность, т.е. необходимо знать и уметь использовать связующие слова (linking words: and, but, then, usually, moreover) и фразы (linking phrases: at first, later on, just then, at the finish, in addition).

Написав сочинение, необходимо его проверить и соответственно оформить.

Необходимо помнить, что обучение письменной речи должно сочетаться с другими видами речевой деятельности – аудированием (диктанты, изложения, заполнение пропусков и таблиц), чтением (послетекстовые упражнения, ответы на вопросы, завершение рассказа, добавление деталей), говорением (интервью с последующим письменным изложением информации, парное или групповое обсуждение с записью аргументов обеих сторон).

Таким образом, умение писать сочинения это не только искусство, но и наука, а тренировка по написанию сочинений – это развитие не только созидательных способностей (creative abilities), но и научного мировоззрения. Итак, написание сочинений – это искусство и технология. Обучить искусство конечно же очень сложно, но обучить определенным техническим приемам можно и необходимо.

Отметим в заключение, что умение писать на иностранном языке повышает уровень коммуникативной компетенции учащихся, дает им возможность участвовать в программах обмена и международных конференциях, сдавать экзамены успешно.

Источник

Обучение письменной речи на уроках английского языка

Артамонова Людмила Николаевна.

учитель английского языка высшей квалификационной категории

МОУ СОШ №15, г. Балашова, Саратовской области

Данная статья представляет собой краткое обобщение опыта обучения учащихся письменной речи по английскому языку на начальном этапе. Она содержит примеры игр, направленных на развитие навыка письма в 1-4 классах.

УМК включает в себя учебник, рабочую тетрадь, книгу для чтения, книгу для учителя, аудиокурс. В учебнике и в рабочей тетради на каждом уроке есть место для развития умений письма, а также большое количество упражнений лексико-грамматического характера.

В УМК «Английский в фокусе» («Spotlight») есть задания, где формируются умения написания письма в различных стилях, тренируются грамматические навыки, умение задавать общие и специальные вопросы. Для развития навыков использования лексических единиц также предусмотрены упражнения, способствующие формированию не только коммуникативной компетенции (в письменном высказывании), но и устойчивого представления о форме письма, а также о логическом изложении мыслей, что для учащихся очень важно.

Выполняя те или иные письменные упражнения, учащиеся совершенствуют лексические и грамматические навыки, развивают умение использовать письмо как средство овладения другими видами речевой деятельности. К старшим классам учащиеся овладевают различными стилями письменной речи и функциональными типами письменного текста.

В своей статье мне хотелось бы написать об обучении письму на уроках английского языка в начальных классах с использованием игровых приемов.

Работу над разделом «Письмо» начинаю уже на начальном этапе, так как владение письменной речью позволяет реально использовать знание иностранного языка, находясь вне языковой среды, общаясь с носителями языка с помощью современных средств коммуникации. Возможность писать личные и официальные письма, необходимость заполнять анкеты, бланки документов и т.п. мотивируют учащихся к активному овладению письменной коммуникацией на изучаемом языке. Письменная речь рассматривается в качестве творческого коммуникативного умения, понимаемого как способность изложить в письменной форме свои мысли.

Как правило, обучение письму начинаю уже с первого урока, с первой буквы английского алфавита, и в течение первого года обучения веду активную работу по овладению каллиграфией английского языка, а также орфографией в пределах изучения лексики. Для запоминания правил передачи звучащих слов на письме дети пользуются цветовыми карточками (гласные обозначаются одним цветом, согласные – другим, или выделяются разными цветами буквы, соответствующие разным звукам, и т.д.). Не раз задавала себе вопрос: «Что можно сделать учитель, чтобы эффективнее развивать навыки и умения письма и письменной речи в начальной школе?» И вот оно! ИГРА.
Давно известно, что игровая деятельность является мощнейшим мотивирующим фактором, способствующим прочности запоминания материала и формирования навыка. Учитывая это, я стараюсь использовать в своей деятельности как можно больше игр для развития письменной речи. Ниже представлены обучающие игры, нацеленные на формирование орфографических навыков:

«Алфавитный салат». Буквы алфавита (пластиковые или карточки с буквами) складываются в «волшебный сосуд» (миска, блюдо). Дети по очереди подходят к «сосуду», достают любую букву, записывают ее на доске (прописную и строчную). Остальные учащиеся называют ее вслух.

«Алфавитородео». Поделив класс на две команды, учитель называет какую-нибудь букву. Представители команд по очереди выходят к доске и пишут на ней названную букву. Выигрывает та команда, которая правильно написала все буквы. Игру можно усложнить, называя учащимся буквосочетания и слова. Такая игра способствует правильному написанию слов и служит для развития зрительной памяти.

«Немой диктант».Такой диктант может проводиться двумя способами:
1. Учитель показывает картинки где, слова, обозначающие их названия, уже известны детям. Каждая картинка предъявляется 10-15 секунд. Затем учащиеся записывают слова в тетради.
2. (Этот способ целесообразнее использовать, когда дети уже хорошо знают графический образ слов и умеют их читать) Детям демонстрируются крупно написанные слова на карточках. В течение 5-10 секунд ученики стараются запомнить слова, а затем карточки убирают, а дети записывают эти слова по памяти.

«Диктант вспоминайка». Такую работу также можно проводить двумя способами:
1. Каждый игрок получает индивидуальную карточку со словами (не более 7), ему дается время (не более 1 минуты) для ознакомления со словами, затем карточки забираются, а дети пишут слова по памяти.

2. На доске записываются слова (не более пяти), которые произносятся детьми хором, дается 30 секунд для запоминания, затем слова стираются с доски, а дети записывают их по памяти.
Оба вида диктантов хороши тем, что снимают напряжение у ребенка, превращая диктант в увлекательную игру, создавая тем самым «ситуацию успеха», ведь даже слабые ученики могут иметь неплохую зрительную память, а значит, хорошо справиться с диктантом.

«Паучок». Педагог записывает на доске какое-нибудь слово, например “ Dog ”. Любой желающий ученик пишет слово на любую из букв, составляющих это слово, причем буквы располагаются как лучи звезды. Второй вариант этой игры: по классу пускается лист с написанным словом. Каждый ребенок пишет свое слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего слова.

«Чудесатости». Дети всегда любят что-то необычное. Поэтому игра «Чудесатости» детям очень нравится. Известно, что записи в тетрадях делаются в одну линию. Можно предложить учащимся написать слова или предложения в том порядке, в каком им вздумается. Записи могут быть в форме какого-либо животного или предмета. На первых порах можно раздать им заготовки, которые они должны заполнить, например, это может быть листочек, вырезанный в форме животного или пунктирный рисунок на листе бумаги или любая другая форма. Главное – нужно использовать фантазию детей.

«Аукцион». По сигналу учителя дети записывают слова по заданной теме. Выигрывает тот ученик, который написал больше слов за определенный промежуток времени.

«Капитаны». Класс делится на команды. Каждая команды выбирает своего капитана. Они подходят к учителю и выбирают листочек, на котором написано название темы (фрукты, числа, цвета, животные, члены семьи, обстановка и т.д.). капитаны возвращаются к своей команде и сообщают ее тему. По сигналу учителя капитаны идут к доске и пишут первое слово по своей теме, подсказанное командой, затем они снова возвращаются к своей команде за следующим словом и т.д. выигрывает та команда, которая напишет правильно большее количество слов по предложенной теме.

«Гребень». Класс делится на 2 – 3 команды. На доске для каждой команды пишется очень длинное слово. Представители команд по очереди подбегают к доске и пишут слова, начинающиеся с букв, составляющих первоначальное слово, по вертикали. Слова одной команды не должны повторяться. Выигрывает та команда, которая первой и правильно написала слова. Слова могут быть разных частей речи, главное, чтобы они были длиннее, чем слова соперников.

«Хитрая буква». Ребятам раздаются карточки, и предлагается написать как можно больше слов, в которых указанная буква стоит на определенном месте. Время выполнения задания регламентируется (3-5 минут).

«Дублеры» (Взаимный диктант).Заранее необходимо подготовить разные тексты диктантов. Каждый ученик получает по одной карточке с текстом и читает про себя свой текст. Все учащиеся разбиваются на пары. Один читает, второй пишет под диктовку текст. Затем пары меняются. После окончания диктанта ученики обмениваются тетрадями и без карточек проверяют написанное.

«Кто больше?» Образуются две команды. Каждая команда должна записать как можно больше слов по темам: название спортивной игры; животные; цвета; члены семье; времена года и т.п.

Игр и заданий по данному направлению работы существует очень много. Советую виды письменных заданий классифицировать в зависимости от уровня развернутости письменной речи:

· На уровне буквы: обведи предложенный шаблон, подбери строчную букву к заглавной и наоборот, запиши пропущенную букву в слово, в алфавит и т.д. (Цель таких заданий – закрепление букв алфавита, работа над формированием навыка письма строчных и заглавных букв).

· На уровне слова : подписи к картинкам, списки покупок, словарики и т.д. (Цель таких заданий – закрепление новой лексики, работа над формированием навыка письма и орфографии).

· На уровне предложения: дневники, фразы в комиксах, краткие описания, различные таблицы и опросники и т.д. (Цель таких заданий – закрепление новых грамматических структур и разговорных фраз через их использование в письменной коммуникации).

· На уровне текста: подписи к упаковкам семян, продуктов и т.д., реклама, поздравительные открытки, приглашения, билеты и даже мини-книжки. (Цель подобных заданий – формирование навыков планирования, написания, редактирования и понимания структуры письма).

Как известно, у каждого ученика свои определённые способности к учебе. Задача педагога – способствовать развитию ребёнка и ни в коем случае не навредить. Поэтому, выстраивая свои уроки с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, стараюсь учить ребят интересно. Помимо игр даю интересные задания, учитывая их возраст, владение навыками письма, уровнем подготовки.

2 класс
— прикрепи буквы и звуки к своим шарикам и запиши их;

— впиши недостающую/ие букву/буквы;
— напиши соответствующие буквы: строчные к заглавным и наоборот;
— составь из букв слова и запиши их;
— распредели слова по смысловым группам и запиши их;
— реши кроссворд и запиши слова;
— составь из слов предложение и запиши его;
— напиши предложения по образцу, подставляя пропущенные слова;

— составь из фраз рассказ и запиши его;
— составь из предложений связный рассказ и запиши его;
— составь кроссворд по теме и запиши его;
— напиши фразы для рисунков;
— прочитай ответ и напиши вопрос к нему;

— напиши соответствующий ответ к каждому вопросу;
— раскрась и опиши картинку;
— запиши слова в таблицу;
— составь как можно больше слов из одного слова и запиши их.

3 класс
— составь из предложений рассказ/диалог;
— сочини диалог/стихотворение на основе данной опоры;
— прочитай начало предложения, придумай конец и запиши его, расставь предложения в логическом порядке;
— составь анкету для выяснения заданной информации и запиши ее;

— составь вопросы для интервью на заданную тему и запиши их;
— опиши картинку, используя ключевые слова;

— составь меню и запиши его;
— ответь на вопросы;
— переставь слова правильно и запиши предложения;

— заполни пропуски словами;
— напиши рассказ по образцу;
— напиши инструкцию.

4 класс
— дополни предложения;
— составь и запиши список покупок;
— напиши рецепт своего любимого блюда;
— напиши приглашение на праздник;
— составь и запиши загадку;
— составь и запиши инструкцию;
— составь из предложений рассказ по картинке, дополни его и запиши;
— заполни анкету;
— напиши поздравление другу с опорой на образец;
— ответь другу на письмо;
— опиши картинку;
— составь и напиши рекламу;
— напиши дневник погоды.

Каждому педагогу следует продумывать любую форму работы. Поэтому в своём планировании работы над письмом я уже выработала алгоритм:

2. Определяю цели для развития навыков письма.

3. Обозначаю возможные трудности у учащихся.

4. Формулирую письменное задание по теме.

5. Выбираю 3-4 упражнения, которые подготовят учащихся к выполнению коммуникативного задания.

6. Планирую возможное задание для интеграции с устной речью.

7. Обязательно провожу рефлексию, чтобы определить:

1) имеет ли задание коммуникативную цель;

2) достаточно ли понятно обозначена конечная цель задания;

3) помогут ли подготовительные задания в достижении коммуникативной задачи;

4) наблюдается ли прогрессия в развитии навыка;

5) сбалансированы ли упражнения одного коммуникативного задания;

6) достаточно ли чётко сформулированы инструкции по выполнению заданий;

7) соблюдается ли формат коммуникативного задания;


Все приведенные выше игры и задания помогут обогатить и целенаправленно конструировать уроки по формированию письменной компетенции учащихся и повысить мотивацию изучения иностранного языка.
Обучение письменной речи на начальном этапе может быть увлекательным и очень эффективным процессом – все зависит от фантазии и желания учителя научить как можно лучше.

Итак, умение писать на иностранном языке закладывается на элементарном уровне в начальной школе, в среднем звене это умение развивается, а в старших классах оттачивается мастерство и к экзамену ученики должны уже уметь писать письмо и эссе.

Литература:

1. Артамонова Л.Н. Игры на уроках английского языка и во внеклассной работе.- Первое сентября ( English ) №4, 2008.- с.36

2. Артамонова Л.Н. Игры. Спрягаем глаголы.- Первое сентября (English) №11. 2009.-с.34

4. Концепция ФГОС общего образования. — М.: Просвещение, 2010. — с. 27

5. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Языки и дети – М.: Наука, 1981.

6. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. — М.: Просвещение, 2012. — с.12

7. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка М.: Просвещение, 1984.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2009.

Игры на уроках английского языка и во внеклассной работе. – «Первое сентября (English)», №4, 2008.

обучение письменной речи на уроках английского языка. pril1. обучение письменной речи на уроках английского языка фото. обучение письменной речи на уроках английского языка-pril1. картинка обучение письменной речи на уроках английского языка. картинка pril1.

Игры. Спрягаем глаголы.-«Первое сентября (English)», №11. 2009.

Источник

Развитие умений письменной речи на английском языке в современной школе

The mere process of writing is one of the most powerful tools we have for clarifying our thinking. I am never as clear about any matter as when I have just finished writing about it.
James Van Allen.

В наше время, когда владение иностранным языком становится нормой, и мы говорим об английском языке, как о языке международного общения, целью изучения языка становится формирование коммуникативной компетенции. По своей сути она интегративна и включает в себя несколько основных компонентов:

Так как сегодня процесс обучения направлен на практическое владение иностранным языком,

то хочется отметить огромное значение такого речевого вида деятельности, как письмо или письменная речь. Последнее время данному виду деятельности стали уделять заслуженное внимание. Владение письменной речью позволяет реально использовать знание иностранного языка, находясь вне языковой среды, общаясь с носителями языка при помощи современных средств коммуникации: internet, e-mail, sms и т.д. Возможность писать личные и официальные письма, необходимость заполнять анкеты, бланки документов мотивируют учащихся к активному овладению письменной коммуникацией на изучаемом языке. Так что же такое письмо?

Во-первых в науке различают письмо и письменную речь.

В лингвистической литературе под письмом понимается графическая система, как одна из форм выражения, средство представить язык при помощи знаков и, наконец, дополнение к звуковой речи; средство общения при помощи системы графических знаков, позволяющее фиксировать речь для сохранения ее произведений во времени и для передачи ее на расстоянии.

Письменная речь определяется как процесс письменного выражения мыслей и как речевая деятельность, связанная с видимой речью. Для нас обучение письму это формирование умения пользоваться графической и орфографической системами языка для записи отдельных слов, словосочетаний, предложений, фиксировать устную речь с помощью графических знаков. А обучение письменной речи это овладение учащимися умением сочетать слова в письменной форме для выражения своих мыслей в соответствии с потребностями общения, осуществлять общение средствами конкретного языка в письменной форме. Целью обучения письменной речи является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает в себя владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи.

Если рассматривать письмо как продуктивный вид деятельности, то, как и говорение, оно характеризуется трехчастной структурой: мотивационно-побудительной, аналитико-синтетической и исполнительной. Иными словами, побуждающей, формирующей и результативной. В мотивационно-побудительной части появляется мотив, потребность или желание общения с целью передать какую-то информацию в письменном виде, возникает замысел высказывания. В аналитико-синтетической части формируется и реализуется само высказывание, происходит отбор слов, нужных для конкретного текста, распределение предметных признаков в группе предложений, выделение предиката или стержневой части в смысловой организации предложения, организация связи между предложениями.

Нас интересует письменная речь как объект овладения графическими и орфографическими системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала. Письмо помогает, способствует развитию навыков и умений устной речи и чтения, так как оно тесно связано с ними.

Письмо тесно связано с чтением. В их основе лежит одна и та же графическая система языка. При письме, так же как и при чтении, устанавливается графемно-фонемные соответствия. Они только имеют разную направленность: при чтении от букв к звукам, а при письме от звуков к буквам. Иными словами, при письме идет кодирование или зашифровка мысли с помощью графических символов.

Таким образом, как мне кажется, письмо идеально подходит для систематизации знаний и умений учащихся, их самоконтроля и самокоррекции. Письмо имеет большое значение и влияет на то, как мы думаем и учимся, а так же на наше индивидуальное развитие и на наши отношения с другими людьми. Можно выделить 5 причин необходимости обучения данному виду деятельности:

Но если вы учитесь писать вы должны знать 3 вещи: как научиться письму, как и что происходит во время процесса письма и как критически оценивать свою работу.

Письмо должно рассматриваться и как средство обучения иностранному языку, и как цель. Письму нужно учить специально.

Несколько слов хочется сказать о содержании обучения письму, о его составляющих компонентах:

1. Лингвистический аспект обучения письму, овладением которым может обеспечить учащимся возможность пользоваться им как средством в изучении иностранного языка

В первую очередь это графика – совокупность всех средств данной письменности. Английский язык пользуется латинской графикой. Она существует в двух вариантах: печатном и рукописном, который в свою очередь имеет прописные и строчные буквы.

Следующий составляющий компонент это орфография или правописание. Это система правил использования письменных знаков при написании конкретных слов. Одной из трудностей орфографии английского языка является несоответствие между звучанием слова и возможными способами его графического изображения (right и write).

2. Психологическим содержанием обучения письму является формированием графические и орфографические навыки и умение ими пользоваться при выполнении письменных заданий. Запись устно усвоенного материала рассматривается как учебная деятельность, осуществление которой помогает учащимся в овладении иностранным языком. Содержание этой учебной деятельности составляет, как известно, выполнение школьниками письменных заданий разной степени сложности в соответствии с логикой учебного процесса.

Работу над развитием письменной речи учащихся необходимо начинать как можно раньше.

3. Методологический аспект содержания обучения письму включает в себя овладение учащимися приемами, облегчающими усвоение графики и орфографии иностранного языка и выполнение письменных заданий.

Письмо также следует использовать как средство контроля. Оно позволяет выявить знания значения слов, грамматических форм, сформированность лексических и грамматических навыков. Как известно, систематическое обучение письму в школе позволяет учителю решать не только образовательные, но также развивающие и воспитательные задачи. В частности, письмо служит хорошим средством формирования навыка самопроверки, столь необходимого для успешной учебной деятельности.

Письмо как цель и как средство обучения.

Следует иметь ввиду, что когда мы говорим о письме как самостоятельном виде деятельности, то речь идет о письменной речи. Цель обучения письму в данном случае научить учащихся писать те же тексты, которые любой образованный человек может писать на своем родном языке. Это может быть:

В таких текстах особое внимание уделяется содержанию и структурной организации. Однако письмо не сразу используется для решения данных задач, поначалу оно решает более частные, мелкие задачи чисто учебного значения. При обучении лексики, грамматике, фонетике невозможно обойтись без записи слов, списывания структур, правил и т. п. При формировании навыков аудирования письмо используется для фиксирования ключевой информации, заполнения пропусков, подготовки к восприятию информации. Письмо имеет место на всех этапах обучения иностранному языку. Письменные самостоятельные и контрольные работы широко используются при освоении лексики и грамматики.

Таким образом, письменная речь – это не просто речь, которая переведена в графические символы, а еще независимый, со своими правилами грамматики и построения письменного текста, письменный процесс, в продукте которого мы заинтересованы. В рамках коммуникативного подхода письменная речь воспринимается как социальное действие.

Естественно, на разных этапах обучения в школе содержание обучения письму будет различным, однако оно должно быть последовательным и логичным, от простого к сложному.

Задачи, решаемые при обучении письменной речи, связаны с созданием условий для овладения содержанием обучения письменной речи. Эти задачи включают в себя формирование у учащихся необходимых графических автоматизмов, речемыслительных навыков и умений формулировать мысль в соответствии с письменным стилем, расширение кругозора, овладение культурой и интеллектуальной готовностью создавать содержание письменного произведения речи, формирование аутентичных представлений о предметном содержании, речевом стиле и графической форме письменного текста.

Конечные требования к обучению письменной речи включают формирование у детей практической способности пользоваться иноязычным письмом как средством общения, познания и творчеств.

Путь к письменной речи довольно длителен и далеко не прост, но если работа над ее развитием начата на раннем этапе обучения иностранному языку и соблюдаются такие принципы как последовательность и систематичность, то результат не заставит себя долго ждать. Ведь всем и тем более детям нужны так скажем материальные подтверждения их успехов. В своей письменной работе они его найдут, так как четко видят конечный результат своей деятельности.

Если говорить об этапах обучения, то следует рассмотреть следующие:

Хочется остановиться подробнее на последних двух этапах и предложить вашему вниманию некоторые идеи для развития у детей письменной речи, а также формирования у них интереса к данному виду деятельности вообще.

Способность хорошо писать это не какой-нибудь мистический талант, доступный ограниченному количеству людей, а умение, которым можно и нужно овладеть. Существует 5 факторов, которые влияют на написание какой-либо работы. Это:

Можно воспользоваться следующими идеями для 10-минутного письма, в котором учащиеся учатся кратко излагать свои мысли и в то же время развивать их. Вот они:

-Softly falling snow is like…

-When I see…I remember…

-When I hear…I think of…

-I cannot… but I can…

На лето или на каникулы старшеклассникам можно предложить завести дневник, где бы они коротко описывали происходящие с ними события. Интересной формой письменных творческих заданий может быть написание стихотворений, где учащиеся могут сочинять как свои собственные стихи, так и лимерики по образцу. Например, управляемым поэтическим упражнением является стихотворение, которое сочиняется в ответ на специально подготовленные вопросы или по шаблону:

-What three colours do you like best?

-What dream did you see last?

-What do you compare the clouds to?

-What do you remember from your childhood?

-How do you imagine the future?

В написании «белого стиха» могут помочь ассоциации:

-Associate the Sun with 4 nouns

-Associate the Sun with 4 adjectives

-Associate the Sun with 4 verbs

-Associate the Sun with 4 adverbs

Стихотворение может быть написано в ответ на следующие задания:

-Line 1. Compare spring to a leaf

-Line 2. Compare spring to a fruit

-Line 3. Compare spring to the sky

-Line 4. Compare spring to a life

Письменные задания могут быть в форме психологических опытов. Например, учащимся предлагается ответить на вопросы:

-What animal do you want to be?

-What other animal do you want to be?

-If not the first or the second, what third animal would you like to be?

Интерпретация рассказа следующая: качества первого животного – то, что хочет иметь ученик; второе животное – реально обладаемые учеником качества; третье животное – качества ученика в глазах окружающих. Подобная интерпретация рассказов повышает у детей интерес к письменным произведениям речи.

Важной частью письменных заданий является планирование письменной речи. Оно может принимать различные формы:

На последних уроках по каждой теме учащимся можно предложить подготовить творческий проект. При его подготовке у учащихся непременно формируются навыки письма, так как проект предполагает наличие наглядного материала, описание различной информации, интервью, выписывание различных фактов и их оформление. Здесь очень эффективна работа в парах или группах.

Исполнение письменного замысла зависит от того, как учащиеся владеют варьированием стиля и объема письменного произведения речи. Формированию этого умения способствует сравнение и анализ разных текстов. Подобный опыт позволяет учащимся подражать в письменной речи как официальному, так и разговорному стилю. При обучении важна тренировка воображения. Возможны задания, начинающиеся со слов « Imagine that you are…».

Также к заданиям на развитие письменной речи относятся такие, как составление рассказов по картинкам, составление кроссвордов по теме, написание собственно сочинений. В школе дети в основном пишут, чтобы показать, что они знают ту или иную сумму слов по определенной теме, умеют создавать тезисы и организовывать параграфы, чтобы показать как они умеют пользоваться знаками препинания и уровень владения грамматикой.

Hi, mate. Are you okay? I am sorry that I forgot to call you last night. Why don’t we go and see a film tomorrow? (120 символов).

Таким образом, подводя итог, хочется еще раз сказать о необходимости развития письменной речи, о ее целенаправленном и систематическом контроле, о творческом подходе в формировании навыков письма и в огромном разнообразии заданий, которые могут быть предложены детям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *