обучение персонала государственной службы
Обучение персонала государственной службы
Учебно-методические рекомендации по организации кадровыми подразделениями федеральных государственных органов обучения федеральных государственных гражданских служащих в области охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда)
Введение
Федеральные законы N 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации» и N 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также целый ряд указов Президента Российской Федерации, определяющих порядок реализации многих кадровых технологий в государственной гражданской службе, существенным образом повышают требования к кадровым службам (службам управления персоналом) государственных органов.
Отношения, связанные с государственной гражданской службой, в части не урегулированной Федеральным законом N 79-ФЗ, регулируется нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Это, в первую очередь, Трудовой кодекс Российской Федерации, устанавливающий государственные гарантии трудовых прав и обязанностей работников и работодателей, требования к созданию безопасных условий труда, защиты прав и интересов, что в полной мере относится к представителям нанимателя-руководителя государственного органа, лица, замещающего государственную должность, и к государственным гражданским служащим.
В число функций кадровых подразделений федеральных государственных органов наряду с непосредственной работой с персоналом, выполнением организационных функций, функций по правовому обеспечению деятельности органа, осуществлению делопроизводства должны входить действия, связанные с обеспечением охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда) государственных служащих, т.е. с организацией и проведением трудоохранных мероприятий в структурных подразделениях федеральных органов государственной власти.
1. Общие положения
— содержат анализ положений нормативных правовых актов, регулирующих вопросы охраны труда;
— отражают основные мероприятия, направленные на обеспечение безопасных условий и охраны профессиональной служебной деятельности федеральных государственных гражданских служащих;
— освещают практику реализации требований законодательства по вопросам охраны труда на примере разбора отдельных ситуаций;
— содержат аналитический и статистический материал, отражающий состояние условий и охраны труда в разрезе субъектов Российской Федерации, видов экономической деятельности; справочную информацию о деятельности в области охраны труда (перечень ведущих образовательных и научно-исследовательских организаций, занимающихся проблемами охраны труда, включая обучение по вопросам охраны труда, перечень международных и национальных организаций, занимающихся проблемами охраны труда).
2. Термины и определения
Кроме того охрана труда рассматривается в юридической литературе ещё с нескольких позиций:
— как основной принцип трудового права и трудовых правоотношений;
— как система законодательных актов, а также предупредительных и регламентирующих, социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, технических средств и методов, направленных на обеспечение безопасных условий труда.
Необходимо отметить, что охрану труда нельзя отождествлять с техникой безопасности, производственной санитарией, гигиеной труда, ибо они являются элементами охраны труда, её составными частями.
Безопасные условия труда, безопасность труда: Условия труда, при которых воздействия на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключены либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
Вредный производственный фактор: Производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.
Профессиональное заболевание: Хроническое или острое заболевание работника, являющееся результатом воздействия на него вредного(ых) производственного(ых) фактора(ов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.
Опасный производственный фактор: Производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.
Охрана труда: Система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Оценка состояния здоровья работников: Процедуры оценки состояния здоровья работников путем медицинских осмотров.
Производственная деятельность: Совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.
Работник: Физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.
Работодатель: Физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
Рабочее место: Место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Средства индивидуальной и коллективной защиты работников: Технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.
Требования охраны труда: Государственные нормативные требования охраны труда и требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.
Условия труда: Совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Система: Множество элементов, связанных и взаимодействующих между собой, образующих присущую данной системе целостность (единство) для достижения определенной цели. Элемент системы представляет собой ее часть, обладающую самостоятельностью по отношению к данной системе.
Система управления охраной труда: Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов общей системы управления, которая включает в себя организационную структуру, выполняющую функции управления по обеспечению охраны труда с использованием людских, технических и финансовых ресурсов.
Управление: Целенаправленная деятельность, превращающая с помощью установленных процедур неорганизованную группу людей в организованную, эффективную, целенаправленную и производительную группу.
3. Основные положения нормативных правовых актов, регулирующих вопросы охраны труда
3.1 Охрана труда как элемент социальной политики государства
Труд играет исключительно важную роль в осуществлении и развитии человеческого общества и каждого его члена. Во все времена труд был и остается важнейшим производственным фактором, видом деятельности человека. Трудовая деятельность, связанная с преобразованием окружающего нас материального мира в общественно значимых целях, несет в себе множество опасностей для жизни и здоровья трудящегося.
Различие понятий «безопасность труда» и «охрана труда» происходит из-за двойственного характера самого понятия «труд» [2].
Социально-трудовые отношения суть отношения между работниками и работодателем являются предметом экономики труда в сфере охраны труда. Они охватывают отношения не только на рынке труда и в процессе труда, но также включают важные социальные аспекты, такие как вопросы социальной защиты, в том числе в форме страховой защиты от социальных рисков.
Для социально-трудовых отношений характерны три стороны (три грани).
Согласно п.3 ст.37 Конституции Российской Федерации «каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы».
Формирование социально-трудовых отношений в обществе происходит под влиянием огромного количества факторов, значимость которых определяется историческим, экономическим, социокультурным и политическим содержанием. К числу основных факторов можно отнести особенности социальной политики государства.
Под социальной политикой понимается стратегическое социально-экономическое направление, выбранное правительством страны для всестороннего развития граждан, обеспечивающее достойный уровень их жизни и труда, их социальную защищенность. Последняя включает законодательно или иным образом установленные гарантии социальной защиты, социальной поддержки и социальной помощи, представляющие собой различные системы мер.
Основными опасностями во время простого процесса труда на производстве являются «производственные травмы» и «профессиональные заболевания».
Охрана труда, как совокупность мероприятий, направленных на обеспечение здоровья человека, элементарного основного компонента общества, имеет системные свойства. Сущность человека есть совокупность всех общественных отношений.
Именно поэтому охрана труда не есть механическая случайная совокупность мероприятий. Реализация их обуславливает возникновение нового качества (нового уровня жизни), которое невозможно достичь при проведении мероприятий отдельно, не взаимосвязано.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации социальная политика государства направлена на создание условий, не только обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, но и охрану здоровья работников и труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Для реализации задач охраны труда необходимы: государственные органы управления, надзора и контроля, а также организации, аккредитованные в установленном порядке Минздравсоцразвития России (рисунок 1).
3.2 Основные принципы обеспечения охраны труда
Основные принципы обеспечения охраны труда, включающие в себя основные принципы обеспечения безопасности труда и охраны здоровья человека, соотносятся с общими принципами обеспечения безопасности, защиты от случайных неблагоприятных событий и дополняются мерами социальной защиты пострадавших [4].
Этот принцип играет исключительную роль в охране труда. Он применяется как для тех, кто потерял свою трудоспособность, так и для тех, кто потерял кормильца.
Рисунок 1. Основные принципы государственного регулирования в сфере охраны труда
В рамках второго основного принципа охраны труда ее мероприятиями предусматриваются:
— компенсации работникам за тяжелые, вредные и опасные условия труда;
— возмещение вреда пострадавшему причинителем вреда;
— реабилитация трудоспособности пострадавших.
В настоящее время главный вектор деятельности по обеспечению безопасных условий труда направлен на предотвращение профессиональных рисков, т.е. вероятности причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях [5].
Повышение квалификации (госслужащие)
Подготовка госслужащих: Повышение квалификации
Президентская академия обеспечивает подготовку и дополнительное профессиональное образование государственных и муниципальных служащих. Высшая школа государственного управления (ВШГУ) РАНХиГС разрабатывает для органов власти инновационные кадровые технологии, системы и методики диагностики, оценки и развития профессионального потенциала руководителей и служащих.
Программы повышения квалификации для госслужащих
Специализированные образовательные программы для управленцев высшего уровня региона (программы повышения квалификации и дополнительного образования госслужащих) включают личностно-профессиональную диагностику и оценку профессионального потенциала. После выявления различных компетенций для каждого слушателя формируется индивидуальный план профессионального развития – так называемая профессиональная траектория.
Аттестация госслужащих
Академия обеспечивает аттестацию госслужащих и претендентов на должности в органах государственной власти. На курсах повышения квалификации госслужащих высшей и главной категории в РАНХиГС проходят обучение представители практически всех министерств. Занятия проводят только преподаватели-практики, а содержание программ постоянно актуализируется с учетом требований сегодняшнего дня. В программу обучения входят стажировки в России и за рубежом.
На сегодняшний день 45% госслужащих страны прошли обучение в Президентской академии. Свыше 70% руководителей регионов РФ – выпускники РАНХиГС. Более 10 000 государственных служащих, включая представителей высшего управленческого звена, аттестованы в Академии.
Обучение персонала государственной службы
Статья 62. Профессиональное развитие гражданского служащего
(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 275-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Профессиональное развитие гражданского служащего направлено на поддержание и повышение гражданским служащим уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей, и включает в себя дополнительное профессиональное образование и иные мероприятия по профессиональному развитию.
2. Профессиональное развитие гражданского служащего осуществляется в течение всего периода прохождения им гражданской службы.
3. Основаниями для направления гражданского служащего для участия в мероприятиях по профессиональному развитию являются:
1) решение представителя нанимателя;
2) результаты аттестации гражданского служащего;
3) назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) назначение гражданского служащего в порядке должностного роста на должность гражданской службы категории «руководители» высшей или главной группы должностей гражданской службы либо на должность гражданской службы категории «специалисты» высшей группы должностей гражданской службы впервые;
5) поступление гражданина на гражданскую службу впервые.
4. Реализация мероприятий по профессиональному развитию гражданского служащего может осуществляться:
1) посредством государственного заказа на мероприятия по профессиональному развитию гражданских служащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
2) в рамках государственного задания в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
3) за счет средств государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, определенной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
5. Мероприятия по профессиональному развитию гражданского служащего могут осуществляться за пределами территории Российской Федерации.
6. Мероприятия по профессиональному развитию гражданского служащего осуществляются с отрывом или без отрыва от гражданской службы.
7. Профессиональное развитие гражданского служащего осуществляется в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
8. Гражданскому служащему, участвующему в мероприятиях по профессиональному развитию, представителем нанимателя, образовательной организацией, государственным органом или иной организацией создаются условия для профессионального развития.
9. Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего включает в себя профессиональную переподготовку и повышение квалификации.
11. Порядок предоставления сертификата, форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата (его дубликата) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Организация обучения персонала
Основные цели обучения персонала в государственной службе. Организация профессионального развития государственных гражданских служащих. Особенности организации обучения персонала в «Управлении Федерального казначейства по Новосибирской области».
Рубрика | Менеджмент и трудовые отношения |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 26.11.2015 |
Размер файла | 66,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Тема. Организация обучения персонала
1. Процесс обучения персонала
1.1 Цели процесса обучения
1.2 Виды обучения персонала
1.3 Этапы процесса обучения
2. Организация обучения персонала в государственной службе
2.1 Основные цели обучения персонала в государственной службе
2.2 Организация профессионального развития государственных гражданских служащих
3. Организация обучения персонала в «Управлении Федерального казначейства по Новосибирской области»
обучение персонал государственный служба
Введение
Совершенствование профессионального мастерства гражданских служащих реализуется посредством приоритетных направлений формирования кадрового состава гражданской службы, а именно в соответствии с программами профессионального развития гражданских служащих их профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации.
Цель курсовой работы: изучить организацию обучения персонала в государственной структуре.
Актуальность. Проблема переподготовки кадров и повышение их квалификации выдвигается на первый план также ввиду постоянного устаревания общего объема знаний и обесценивания прежних специальных знаний, что вызвано принятием новых нормативных актов и совершенствованием казначейских технологий.
Проблема. Постоянная необходимость совершенствования знаний персонала.
Объект: организация обучения персонала на примере: Управления Федерального казначейства по Новосибирской области.
Предмет: подготовка и организация системы обучения на данном предприятии.
· Изучить процесс обучения персонала
· Изучить организацию обучения персонала в государственной службе
· Изучить организацию обучения персонала в Управлении Федерального казначейства по НСО
1. Процесс обучения персонала
1.1 Цели процесса обучения
Повышение квалификации является взаимообусловленным процессом, оказывающим влияние, как на эффективность труда, так и на качество кадрового потенциала компании, что находит проявление в следующем:
· в процессе обучения происходит повышение способности персонала адаптироваться к изменяющимся экономическим условиям, что обеспечивает организации повышение ценности находящихся в ее распоряжении человеческих ресурсов;
· обучение работников позволяет организации более успешно решать проблемы, связанные с новыми направлениями деятельности и
· поддерживать необходимый уровень конкурентоспособности, что находит проявление в повышении качества обслуживания клиентов и эффективности труда персонала, сокращении издержек и т. п.;
· повышение квалификации сопровождается ростом приверженности персонала своей организации, а также снижением текучести кадров;
· обучение позволяет поддерживать и распространять среди сотрудников основные ценности и приоритеты организационной культуры, пропагандировать новые подходы и нормы поведения, призванные поддерживать организационную стратегию.
В свою очередь, работник в процессе обучения получает следующие преимущества:
· расширение карьерных перспектив как внутри, так и за пределами организации;
· более высокую удовлетворенность своей работой;
· повышение квалификации и профессиональной компетентности.
Обучение персонала государственной службы
Библиографическая ссылка на статью:
Голованева А.В., Лымарева О.А. Система развития персонала государственных служащих: особенности и пути совершенствования // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/01/10731 (дата обращения: 05.10.2021).
Одной из главных проблем при нынешнем состоянии деятельности органов государственной власти представляется объективная потребность повысить эффективность работы с персоналом. Которая, в свою очередь, обуславливается качественными изменениями, отображающими современную российскую действительность. [1]
Рассмотрим общее определение развития персонала. Согласно Н. И. Шаталовой, развитие персонала представляет собой совокупность мероприятий, направленных на повышение качества человеческих ресурсов организации. [2]
Однако, когда речь заходит о развитии персонала на государственной службе, следует дать отдельное, более специфичное определение. Развитие персонала в госслужбе – это систематический поиск, направленный на улучшение функционирования государственного аппарата, путем повышения ценности трудового потенциала персонала. Развитие персонала представляет процесс подготовки персонала к решению новых задач, выполнению новых должностных функций, занятию новых должностей.
На сегодняшний день в государственных органах существует серьезная проблема, которая мешает служащим в их росте и развитии как работников. Проблема состоит в том, что большинство руководителей не видят смысла в том, чтобы выделять ресурсы на развитие персонала. Многим руководителям, как это ни странно, не подходят служащие, которые смогут вывести подразделения и направления бизнеса на более высокие уровни, достичь амбициозных целей. Данный парадокс основывается на том, что такие служащие нарушают привычное течение их управленческой жизни и вынуждают начальника развиваться, чтобы не отставать от подчиненных. Исходя из этого, они стараются брать себе подчиненных значительно слабее себя.
Можно выделить несколько причин, по которым управленцы не стремятся способствовать обучению и профессиональному развитию персонала, в частности, в сфере государственной службы. Сводятся эти причины к следующему:
Но вышеперечисленное – это всего лишь страхи и препятствия. Если руководитель сможет понять преимущества профессионального роста своих сотрудников, то этот страх легко рассеются.
Важно понимать, что когда руководитель занимается профессиональным развитием персонала, это напрямую влияет на заинтересованность подчиненных в достижении целей, которые им поставил этот же руководитель, так как они ощущают заботу со стороны начальства. Следовательно, развитие персонала в государственной службе служит отличным средством повышения мотивации этого персонала.
При этом необходимо принимать во внимание стратегию развития компании, а также уровень профессионализма каждого конкретного служащего. Мероприятия по развитию персонала следует начинать с составления модели компетенций по всем категориям работников государственного органа. Также необходимо оценить, насколько хорошо развиты ключевые компетенции у каждого из служащих. Это помогает повысить эффективность развития персонала, так как при таком подходе значительно снижаются затраты и одновременно достигаются более высокие результаты проводимых мероприятий.
Обучение персонала – совокупность действий, разрабатываемых в рамках единой концепции функционирования государственного органа и ориентированных на систематическое развитие персонала. Данные действия должны оказывать позитивное влияние на повышение уровня квалификации служащих, а также вызывать рост их производительности на всех иерархических уровнях, удовлетворяя индивидуальную потребность каждого служащего в обучении, а также потребность организации в квалифицированных кадрах. [3]
Профессиональное развитие персонала представляет процесс подготовки персонала к решению новых задач, выполнению новых должностных функций, занятию новых должностей.
Существуют следующие методы развития персонала:
1. Коучинг – имеющая определенную структуру беседа, призванная раскрыть потенциал сотрудника.
2. Наставничество – обучение собственным примером.
3. Делегирование полномочий – профессиональное развитие служащего путем поручения ему более важных и трудных задач, которые не относятся к его непосредственным обязанностям. [4]
Если говорить о структуре системы развития персонала в государственной службе, то она может реализовываться в групповом или индивидуальном формате. Оба формата имеют свои достоинства и недостатки, каждому свойственны специфические методы и технологии.
К групповым методам относятся:
Преимущества обучения в группе:
Недостатки группового формата обучения:
Индивидуальные методы развития включают в себя:
Преимущества индивидуального обучения:
Недостатки индивидуального формата обучения:
Учитывая особенности, возможности и недостатки этих двух направлений обучения и развития государственных служащих, групповые должны использоваться, на наш взгляд, для обучения рядовых служащих и среднего менеджмента (что позволяет обеспечить баланс качества, масштабности и стоимости обучения), а индивидуальные – для развития ключевых служащих и высшего руководства (что обеспечивает необходимое сочетание глубины, сфокусированности, персональной настройки обучения и его высокой результативности).
Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)
Оставить комментарий
Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.
© 2021. Электронный научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий».