обучение основам финансовой грамоты может осуществляться со скольки лет
7 курсов финансовой грамотности для детей школьного возраста и подростков
По данным ЦБ, почти 40% россиян не справляются со своими финансами. Чтобы изменить ситуацию, в министерстве образования решили внести в школьную программу уроки финансовой грамотности, начиная с пятого класса. Обучение начнется для всех с 1 сентября 2022 года.
Мы не знаем, что будет в школьной программе, но знаем несколько проверенных курсов финансовой грамотности для детей, которые помогут школьникам изучить основы экономики и уже сейчас составить первый личный финансовый план.
🧮 Умназия
Для кого: дети 6—13 лет
Где: онлайн на платформе «Умназии»
Длительность курса: 20 часов
Стоимость курса: 3790 Р
В программу входят как основы экономики: валютный курс, финансовые рынки, предпринимательство, — так и более прикладные занятия, посвященные планированию бюджета и карманным деньгам.
Платформа предлагает видеоуроки, интерактивные задачи и тестирование по пройденному материалу. Создатели курса — эксперты по финансам и выпускники МГУ, ВШЭ и МГИМО
🧰 Boss Kids
Для кого: дети 9—18 лет
Где: онлайн в Zoom
Длительность курса: 3 месяца
Стоимость курса: 14 400 Р
Онлайн-школа предлагает сразу несколько курсов: инвестиции, создание бизнеса и финансовая грамотность. Обучение включает бизнес-игры, проекты, решение кейсов и даже систему игровой валюты, которую дети получают за выполнение заданий. Занятия проводятся в группах по 4—6 человек. Преподают выпускники экономических факультетов ВШЭ и МГУ
💎 Финик
Для кого: дети 8—17 лет
Где: несколько школ в Санкт-Петербурге и онлайн
Длительность курса: 3 месяца
Стоимость курса: 9900 Р за занятия в группе
Курс включает записанные видеоуроки и занятия с преподавателем, домашние задания и диплом по окончании обучения. Программа охватывает основные финансовые вопросы: ведение бюджета, сбережения и инвестиции, заработок и экономия. Наставники: инвестор Александр Ивановский, маркетолог Алена Юртаева, преподаватель финансовых дисциплин в СПбУТУиЭ Екатерина Демина и другие
📊 НИУ ВШЭ
Для кого: учащиеся 10—11 классов
Где: онлайн
Длительность курса: индивидуально
Стоимость курса: бесплатно
Система учебных курсов, разработанных специалистами НИУ ВШЭ и РЭУ имени Г. В. Плеханова. В комплекте учебник, рабочая тетрадь, тестовые задания и материалы для родителей. Курсы охватывают темы, связанные со страхованием, банками, фондовыми рынками и предпринимательством
Для кого: дети 10—17 лет
Где: онлайн в Zoom
Длительность курса: 18 месяцев
Стоимость курса: 5000 Р — модуль для родителей, 9500 Р — модуль для детей
Онлайн-курс, разработанный Школой молодого предпринимателя МГУ. Программа включает проектную работу, финансовый чемпионат и решение кейсов. Курс разделен на модули, каждый модуль оплачивается отдельно.
Обучение проходит онлайн в небольших группах. Занятия ведут автор учебников финансовой грамотности Екатерина Лавренова и эксперт Минфина Ольга Лаврентьева
🤓 Smarty Kids
Для кого: дети 8—12 лет
Где: в Москве на Новочеремушкинской, 24к1 или в Skype
Длительность курса: 3 месяца
Стоимость курса: от 19 200 Р за тариф «Эконом», до 25 200 Р за тариф «Оптимальный»
Занятия по финансовой грамотности в офлайн- или онлайн-формате. Курс включает интерактивные задания и проекты, развивающие навыки аналитического мышления. Домашние задания состоят из игровых ситуаций, которые ребята отрабатывают вместе с родителями
🎯 Zillion
Для кого: дети 14—18 лет
Где: онлайн на платформе Zillion
Длительность курса: 70 часов
Стоимость курса: бесплатно
Курс Московской академии предпринимательства за 13 занятий дает базовые знания о финансовой безопасности, фондовых рынках, налогообложении, учит анализировать финансовую информацию и планировать собственный бюджет. В 2014 программу опробовали в московских школах, а теперь обучение доступно онлайн
📖 Курсы Т—Ж
Еще материалы, которые помогут вам и вашим детям:
Финансовая грамота: как научить ребенка обращаться с деньгами
С раннего возраста дети получают базовые знания о деньгах, а уже в школе начинают пользоваться первыми финансовыми инструментами. Разбираемся, как грамотно ввести деньги в жизнь ребенка и помочь ему развить полезные финансовые привычки.
Фото: Bruno /Germany с сайта Pixabay
Финансовое воспитание
Дети начинают знакомиться с миром финансов еще до школы. Наблюдая за родителями, они получают первые представления о том, что такое деньги, для чего они нужны и откуда берутся. Ребенок узнает, зачем родители ходят на работу, почему нельзя купить все и сразу, что означают понятия «дорогой» и «дешевый». «Для того, чтобы привить ребенку здоровое отношение к деньгам, нужно начинать финансовое воспитание с раннего возраста, – говорит педагог-психолог Олеся Княжева. – Чем раньше и больше ребенок узнает о деньгах, тем меньше он будет нервничать, сталкиваясь с ними по мере взросления».
С дошкольного возраста нужно беседовать с ребенком о том, как зарабатывают деньги и почему важно планировать свои траты. Расскажите ребенку о своей работе, а если это возможно – возьмите его с собой и покажите, чем вы занимаетесь. Берите ребенка в магазин – пусть он видит, что вы придерживаетесь списка покупок и не покупаете лишнего. Дома играйте в тематические настольные игры, например, «Монополию». Научите ребенка бережному потреблению ресурсов. Расскажите, что если каждый будет закрывать воду, пока чистит зубы, семья за год сэкономит не одну тысячу рублей.
Не покупайте ребенку все, что он захочет, по первому требованию. Если он капризничает в магазине – заранее договоритесь, что за один такой поход можно выбрать себе что-то одно – игрушку или сладость – не дороже определенной суммы. Комментируйте, почему вы покупаете те или иные товары. Наблюдая, как вы делаете покупки, ребенок научится отличать полезные продукты от вредных, проверять срок годности на упаковках, не покупаться на акции и яркие товары из рекламы. Даже если кажется, что ребенок ничего не запомнил, все эти навыки он перенесет во взрослую жизнь.
Сколько денег давать на карманные расходы
Еще в детсадовском возрасте многие дети проявляют интерес к деньгам – увлеченно собирают в копилку монеты, рисуют «купюры» для игры в магазин и задумываются, как сделать так, чтобы у папы или мамы в магазине всегда хватало на любую игрушку и сладости. Со временем на смену пассивному созерцанию приходит активное участие – ребенок получает в свое распоряжение первые карманные или подаренные деньги.
Некоторые родители стремятся как можно дольше ограждать ребенка от финансовых вопросов. Они боятся, что ребенок потеряет деньги, потратит все и сразу, купит что-то некачественное или просто «повзрослеет раньше времени». Однако, по мнению психологов, не стоит чрезмерно оттягивать первые попытки самостоятельного распоряжения деньгами. «Для того, чтобы ребенок научился разумно пользоваться деньгами, для понимания функции и цены денег – ему нужны деньги», – убеждена Олеся Княжева. Когда же начинать?
Если в семье дети разного возраста, можно определить разницу в суммах, исходя из возраста детей, – например, семилетнему давать 70 рублей, десятилетнему 100 рублей. Младшим детям лучше выделять деньги небольшими суммами каждый день, детям среднего возраста – раз в неделю, а в старших классах – раз в месяц. Чем старше ребенок – тем более он способен планировать свои траты.
«Многие родители являются противниками карманных денег, потому что не доверяют своим детям. Они боятся, что те потратят средства на что-то вредное, запрещенное, и это, к сожалению, не исключено. Но, отгораживая детей от внешнего мира, вы не защищаете их от ошибок, а напротив, лишаете бесценного опыта, который в этом возрасте пройдет менее болезненно. И, конечно, чем больше доверия к себе чувствует ребенок, тем больше его уверенность в себе. Но будьте последовательны, во всем нужна мера и разумный подход», – говорит педагог-психолог Олеся Княжева.
Наблюдайте, как ребенок распоряжается карманными деньгами, тратит ли сразу все или постепенно. Введите правило: выданная сумма уже не увеличится, и, если потратить ее сразу, придется отложить все остальные желания на неделю или месяц. Так ребенок с детства научится жить по средствам. Если вы видите, что деньги сразу исчезают в неизвестном направлении – вмешайтесь и выясните причину.
Не нужно указывать ребенку, что и где покупать, но советы в мягкой форме давать можно и даже нужно. Например, обратите его внимание, что леденец в магазине у дома стоит в три раза дешевле, чем в парке, где вы собираетесь гулять. Кроме того, обязательно составьте список запрещенных покупок, если таковые имеются – например, вы категорически против жевательной резинки и чипсов или какие-то продукты противопоказаны ребенку по состоянию здоровья.
Распоряжаясь деньгами, ребенок чувствует себя взрослым, что положительно сказывается на развитии его навыков. Предоставьте ему возможность самостоятельно оплачивать, например, школьное питание и канцелярские принадлежности, пропорционально увеличив размер карманных денег. Чем больше опыта в обращении с деньгами будет иметь ваш ребенок, тем лучше он окажется подготовлен к взрослой жизни.
«Позволяйте ребенку совершать ошибки! – говорит Олеся Княжева. – Чем больше мы опекаем своих детей, тем беспомощней они вырастают». При этом важно не критиковать выбор ребенка. Он должен понимать, что всегда может посоветоваться с родителями и не будет подвержен насмешке.
Первые накопления и работа
Мотивируйте ребенка самостоятельно копить деньги на вещи, которые пока не планируете покупать – например, электросамокат или новую модель смартфона. Для этого помогите ему разобраться в своих тратах и оптимизировать их. Объясните, что иногда для получения желаемого приходится чем-то жертвовать. Предложите откладывать часть карманных денег вместо того, чтобы сразу тратить их на сладости и развлечения. Вместе подсчитайте, сколько нужно откладывать и как долго, чтобы набралась необходимая сумма. Чтобы увеличить у ребенка мотивацию делать сбережения, можете договориться, что половину крупной покупки оплачивает он сам, а другую половину – вы.
Обязательно расскажите ребенку о квазиработодателях из интернета – такие сначала просят оплатить подготовку резюме или пересылку тестового задания. Объясните, что это вымогательство – настоящему работодателю не нужно ни за что платить. Также объясните, что «высокий доход без труда и вложений» бывает только в финансовых пирамидах.
Финансовые инструменты и безопасность
Уже с 6-7 лет ребенок может пользоваться банковской картой, привязанной к счету родителей. А с 14 лет – иметь свою. Опыт использования банковской карты необходим, чтобы научиться обращаться с деньгами: ведь большая часть расчетов сегодня происходит безналичным образом. Для своего спокойствия вы можете установить для карты ребенка дневной лимит оплаты покупок и снятия наличных в банкоматах.
До того, как в руки ребенка попадет банковская карта и гаджеты, важно предупредить его о связанных с ними опасностях. Ребенок должен понимать, что с карты, как и из кошелька, можно украсть деньги, поэтому нельзя оставлять карту без присмотра или отдавать другим, сообщать кому-то платежную информацию или коды из банковских приложений.
Предупредите ребенка о компьютерных вирусах, краже платежных данных – в том числе через соцсети, вымогательствах под видом штрафов или просьб о помощи, навязывании платных услуг (смс за просмотр контента, покупки в играх) и методах социальной инженерии. Дети еще в школе привыкают отвечать на вопросы взрослых, поэтому излишне откровенны, когда в сети или по телефону у них начинают узнавать адрес, данные о родителях и платежную информацию. Объясните, к чему это может привести, и не ругайте, если инцидент уже произошел. Так вы сможете не создавать ненужный стресс из-за денег и сохранить доверительные отношения в финансовых вопросах.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9
Формирование финансовой грамотности дошкольников
Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 гг., утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г., содержит определение финансовой грамотности, как результата процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния.
Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включающее творчество и воображение).
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и взвешенные решения в будущем.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни.
Нормативно-правовые документы
Уважаемые родители!
Приобщая дошкольника к экономике, вы поможете ему стать самостоятельным, научите ценить свой и чужой труд, отличать истинные ценности от мнимых. Дети вырастут социально адаптированными, успешными людьми, будут легче преодолевать жизненные невзгоды, а финансовые затруднения не покажутся им беспросветной трагедией.
Предлагаем Вашему вниманию практические материалы, которые помогут Вам сформировать определенные представления и практические умения в вопросах финансовой грамотности.
Материалы по финансовой грамотности для родителей и педагогов
Развитие основ финансовой грамотности у детей
АНИМИРОВАННЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Мультколлекция
Диссеминация опыта работы педагогов ДОУ по формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
В рамках реализации постановления Администрации города Новочеркасска от 26.12.2018 № 2113 «Об утверждении муниципальной программы «Экономическое развитие города Новочеркасска» 10 марта 2020г. на базе МБДОУ детского сада №9, в преддверии Всемирного защиты прав потребителей прошла встреча представителей Управления образования Администрации города Новочеркасска, специалистов отдела потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации города и НФИ ООО «База».
Главной целью встречи являлось экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Познакомились с программой образовательного курса «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей», которую внедряет в работу с детьми старшего дошкольного возраста коллектив детского сада.
Педагоги детского сада провели открытый показ совместной деятельности с детьми 5- 6 лет по теме «Я – юный покупатель!».
Взрослые совместно с детьми побывали в «Клубе юных финансистов»:
В состав консультантов и экспертов мероприятия входили сотрудники Администрации города: и.о начальника Отдела потребительского рынка и защиты прав потребителей Васильев Михаил Сергеевич, ведущий специалист Острокулакова Татьяна Николаевна, заместитель начальника Управления образования Муравьева Ольга Юрьевна, представители Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в Новочеркасске, Аксайском, Багаевском и Веселовском районах специалист эксперт Зоричева Вера Анатольевна, филиала Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области» в Аксайском районе, юрисконсульт Тирауули Анжела Аресовна, НФИ ООО «База» заместитель директора Апрышко Юрий Вячеславович, СМИ.
Представители всех организаций сошлись в едином мнении, что изучение основ финансовой грамотности в детском саду должно проходить в игровой форме, с использованием не только традиционных форм обучения, но и современных технологий, а также осуществляться в тесной взаимосвязи с родителями (законными представителями) дошкольников. Перед педагогами стоит задача привлечь родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребенком основ финансовой грамотности.
Вручая подарки детям, и.о. начальника отдела потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации города Михаил Сергеевич Васильев подчеркнул, что результаты познавательно-исследовательской деятельности дошкольников радуют: «Несомненно, ребята с удовольствие приняли участие в игре, а значит, вместе мы делаем большое дело – рассказываем нашим детям о том, как отстоять свои права. Ведь цель игры – повышение правовой грамотности маленьких жителей города, развитие заинтересованности детей в изучении закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Благодарственными письмами Администрации города за содействие и поддержку в организации и проведении мероприятия отмечены заведующий МБДОУ детского сада № 9 Чаусова Ольга Николаевна, заместитель заведующего по ВМР МБДОУ детского сада № 9 Соломенникова Виктория Вадимовна, воспитатель Игошина Ирина Викторовна МБДОУ детского сада № 9
Все участники встречи остались довольны сотрудничеством и пожелали юным финансистам удачи в изучении основ финансовой грамотности.
Зачем учить детей финансовой грамотности
В этой статье будут даны ответы на вопросы, почему важно учить детей финансовой грамотности, чему именно их нужно научить и как это сделать. Многие, наверное, уже слышали про проект от Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», начатый ещё в 2011 году. В рамках этого проекта проводится множество мероприятий, в том числе и Всероссийская неделя финансовой грамотности, в которую активно вовлекаются не только взрослые, но и дети. Почему? Ведь раньше финансовой грамотности не учили.
Да, не учили. И что имеем сейчас? Большое количество экономических проблем! В нашем окружении пока ещё мало людей, которые активно инвестируют и имеют понятие о страховании, и даже мало тех, кто ведёт семейный/личный бюджет. В результате очень много людей недовольны своей жизнью/своими зарплатами/государством и так далее. Но ведь всё в наших руках! И тем более — в руках наших детей.
Сейчас мы, взрослое население, которое финансам не обучали, набиваем себе шишки путём проб и ошибок в реальном времени. А вот у наших детей есть шанс набивать те же шишки в игровой форме в семейном гнезде. Под присмотром мамы и папы и с возможностью получить обратную связь, помощь, подсказку от них.
Итак, чему же стоит научить наших детей до вылета из гнезда:
Это основные моменты, которым можно начать обучать ребёнка с дошкольного и младшего школьного возраста. Чем старше ребёнок и ближе к самостоятельной жизни, тем глубже нужно развивать в нем денежно-экономические отношения. Важно будет изучить с ребёнком тему страхования, инвестирования, пенсионных накоплений, основы налоговой системы и так далее. И самое главное — финансовую безопасность. Конечно, самый важный и лучший способ научить ребёнка — это личный пример родителей. Но если некоторые темы у взрослых «западают», то можно использовать курсы, тренинги, игровые технологии, которые помогут ребёнку проработать полноценно каждую тему.
Таким образом, в наше время обучать ребёнка основам финансовой грамотности — это как учить навыкам самовыживания. Чем лучше он знаком с денежно-экономическими отношениями, тем успешнее может быть его жизнь.
И важно делать это в семье, чтобы на выходе он не просто знал способы обращения с деньгами, но и активно мог их применять.
Формирование финансовой грамотности дошкольников
Надежда Боровинская
Формирование финансовой грамотности дошкольников
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура личности дошкольника, и характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности).
Новизна моего опыта состоит в использовании блочной системы способствующей формированию финансовой грамотности у дошкольников. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям нелишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Выбор темы объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса в детском саду. Острой потребностью воспитывать дошкольников полноценно развитой личностью, гармонично сочетающей в себе интеллектуальные и нравственные качества.
Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным. На мой взгляд, формирование основ финансовой грамотности должно проходить на основе сюжетно-ролевых игр, таких как «Магазин», «Кафе», «Супермаркет», «Ярмарка» и т. д. Это не будет чем-то вырывающимся из контекста дошкольного образования, и в то же время, поможет ребенку социализироваться в экономику.
В дошкольной педагогике проблема экономического воспитания и обучения рассматривалась как составная часть трудового воспитания. Об этом свидетельствуют работы таких исследователей как Р. С. Буре, Л. С. Дзинтерс, И. В. Житко, Л. М. Казарян, Л. В. Крайновой, Л. Я. Мусатовой, В. Г. Нечаевой и др. Некоторые исследователи рассматривают данную проблему как синтез трудового, нравственного и идейно-политического воспитания, поэтому оно не считаться самостоятельным направлением.
Анализ программно-методических пособий для дошкольных учреждений, таких как Курак Е. А. «Экономическое воспитание дошкольников», Смоленцевой А. А. «Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок», Шорыгина Т. А. «Беседы об экономике» показывает, что с детьми дошкольного возраста в этом направлении целенаправленная система работы пока не сложилась. В качестве предпосылок экономического культуры авторами выделялись лишь доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно становятся личностными.
Для формирования у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотностии систематизации знаний поставила перед собой следующие задачи:
1. Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.
2. Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.
3. Развить эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей.
4. Развить у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).
5. Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.
Свою работу по формированию финансовой грамотности детей дошкольноговозраста разделила на несколько этапов:
Подготовительный: обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированных знаний.
Основной: апробация опыта работы по формированию финансовой грамотности в условиях детского сада.
Заключительный: анализ результативности решения противоречий, мониторинг.
Образовательная деятельность с воспитанниками включает в себя следующие методы и приемы работы: непосредственная образовательная деятельность, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения, где дети решают познавательные, практические, игровые задачи. Логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемы и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение логических задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы. Проводятся экскурсии и беседы, с целью знакомства с людьми разных профессий. Проводятся беседы, с целью выявления насколько дети усвоили материал. Овладение экономическим содержанием осуществляется в процессе чтения художественной литературы. Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду. Со старшего дошкольного возраста внедряю педагогическую технологию кейс-метод.
Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей формирования финансовой грамотности у дошкольников через внедрение блочной системы взаимодействия между детьми, их родителями и педагогами в детском саду.
Работу с дошкольниками по формированию финансовой грамотности я разделила на восемь экономических блоков. (Приложение № 1)
1 блок: Экономика. Это, прежде всего,решение двух ключевых вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги, и как ими распорядиться. Научить выделять в окружающем мире экономические характеристики. Развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения.
2 блок: Потребность. Дети получают знания и представления о том, что человек, как живое существо, подобно животным и растениям нуждается в воде, воздухе, тепле, свете, пище, одежде, жилье, т. е., потребности, без удовлетворения которых человек не может существовать. Однако дети должны знать, что кроме этих существуют и другие, не менее важные,так называемые социальные потребности: потребность в безопасности, любви, дружбе, защите, общении и т. д.
3 блок: Труд и профессии. Дети узнают о том, что люди трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью, чтобы сделать запасы на будущее, приносить пользу другим. В процессе труда люди создают, производят различные предметы, продукты труда. Производство невозможно без средств производства, с помощью которых осуществляется процесс производства продуктов труда. Для того чтобы что-то изготовить, необходимо знать способ изготовления, который называют технологией.
4 блок: Товар, товарообмен. Обмен товарами и услугами – путь удовлетворения экономических потребностей. Для продажи и покупки в игровой форме дети изучают спрос и предложение, принимают «заказы» на товары и услуги. Привлечение детей к производству рекламы, прослеживание вместе с ними действенности рекламы.Происходит развитие представлений: о спросе и предложении и их влиянии на величину цены; об установлении цены; об обмене товарами и услугами.
5 блок: Выгода и убыток. Формировать положительное отношение к труду людей, умеющих хорошо трудиться, честно зарабатывать деньги, признавать авторитетными качества хозяина, бережливость, рациональность, экономичность, щедрость, благородство, честность, отзывчивость.
6 блок: Деньги и бюджет семьи. Дети знакомятся с понятием «деньги» как общим эквивалентом, а также с тем, что они являются тоже товаром, но необычным, т. к. количество его всегда оказывается равноценным другому товару, который может быть на них обменен. Кроме того, деньги это средство платежа при купле-продаже. Необходимо подвести детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары – дорогие, другие стоят меньше (дешевле).
7 блок: Реклама. Реклама – это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму. Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу, играют в нее. Дать максимум информации при минимуме слов, выделить основные, характерные черты рекламируемого объекта, выгодно подчеркнуть его отличие от других и доказать преимущества.
8 блок: Бизнес и капитал. Продолжать знакомить детей с понятиями экономической категории «Бизнес», «Капитал», «Купля-продажа», как вид бизнеса, выделяя составные части капитала. Воспитывать отрицательное отношение к жадности и корысти; деловые качества личности, чувство восхищения смекалкой, добротой.
Исходя из перечисленных тем, можно сделать вывод о том, что работа по формированию финансовой грамотности должна проводиться по разработанной блочной системе и осуществляться поэтапно.
Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. На первом этапе работы по данной теме для родителей было предложено анонимное анкетирование, в котором приняло участие 20 респондентов они ответили на 9 вопросов, которые касались темы формирование финансовой грамотности дошкольников. Анализ анкет показал, что 96 % родителей считает, что нужно рассказывать детям о деньгах, но 76% не согласны знакомить с экономикой, в то же время 88% положительно отнеслись к желанию у ребенка иметь копилку. Проведенное анкетирование показало, что большинство родителей считают рано внедрять в педагогический процесс экономическое воспитание, высказали мнение, что данная тема сложная и не интересная для детей. Поэтапное и целенаправленное информирование родителей позволило повысить уровень знаний взрослых об использовании экономических представлений в условиях детского сада, и продолжать реализовывать полученный детьми практический опыт в кругу семьи.
На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагога и родителей по экономическому воспитанию дошкольников.
1. анкетирование родителей по теме формирование финансовой грамотности дошкольников;
2. информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и дома (Приложение № 2);
3. участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в детском саду (экономические ярмарки, познавательные квесты, конкурсы);
4. создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях.
Опыт показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.
Мониторинг сформированности финансовой грамотности воспитанников проводиться на основании выделенных экономических категорий и показателей к ним (Приложение № 3).
В результате целенаправленной работы в течение года по данному направлению изменились качественные показатели уровня сформированности знаний воспитанников. Увеличилось число детей с высоким уровнем на 21 %, а детей с низким уровнем развития снизилось на 9%. Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике сформированности экономического мышления дошкольников.
Исходя из вышеизложенного,можно сделать вывод: блочная система работы положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У дошколят появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.
1. Антонова Ю.Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2017. – 56 с. : ил.
5. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики или,как мы играем в экономику:Учебное пособие: СПб, 2001.-130 с.
8. Ульева Е. Откуда берутся деньги?: Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 45 с.
10. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М. : Педагогическое общество России, 2005.-256 с.