обучение обезьян языку жестов

За пять лет шимпанзе Уошо освоила 350 знаков языка глухонемых

обучение обезьян языку жестов. 43142117055 890b8f8770. обучение обезьян языку жестов фото. обучение обезьян языку жестов-43142117055 890b8f8770. картинка обучение обезьян языку жестов. картинка 43142117055 890b8f8770.

Первыми, кто предположил, что шимпанзе могут общаться с человеком были исследователи-физиологи, супруги Аллен и Беатрис Гарднеры из университета Рино (штат Невада). При этом они сделали допущение, что обезьяны могли бы объясняться с людьми на языке жестов.

обучение обезьян языку жестов. 29111282017 eff83b83e9 z. обучение обезьян языку жестов фото. обучение обезьян языку жестов-29111282017 eff83b83e9 z. картинка обучение обезьян языку жестов. картинка 29111282017 eff83b83e9 z.

Затруднения, которые испытывают эти приматы, пытаясь произносить слова, ученые объясняли строением голосового аппарата, не приспособленного к членораздельной речи.

Для подтверждения своей теории Гарднеры решили научить говорить на амслене (это американский язык жестов) шимпанзе по кличке Уошо.

обучение обезьян языку жестов. 30180215028 81284201c7 z. обучение обезьян языку жестов фото. обучение обезьян языку жестов-30180215028 81284201c7 z. картинка обучение обезьян языку жестов. картинка 30180215028 81284201c7 z.

обучение обезьян языку жестов. 30180225608 d27d93dc45 z. обучение обезьян языку жестов фото. обучение обезьян языку жестов-30180225608 d27d93dc45 z. картинка обучение обезьян языку жестов. картинка 30180225608 d27d93dc45 z.

обучение обезьян языку жестов. 29111308567 eb7084c78f. обучение обезьян языку жестов фото. обучение обезьян языку жестов-29111308567 eb7084c78f. картинка обучение обезьян языку жестов. картинка 29111308567 eb7084c78f.

Эксперимент начался в 1967 году, и уже через пять лет их воспитанница знала 160 слов, которые использовала и по отдельности, и в сочетаниях друг с другом. Причем со временем Уошо стала запоминать жесты без поощрения, а немедленные вознаграждения лишь мешали занятиям.

Годовалую Уошу отловили в Африке. Ее мать убили браконьеры. С тех пор Уошо жила с людьми, которые в ее присутствии разговаривали между собой только на амслене. Кстати, все сказанное Уошо за пять лет, записывалось, сортировалось по степени достоверности — в зависимости от того, был ли выполнен жест самостоятельно или с подсказкой, регулярно ли он употреблялся в речи в нужном значении или имело место однократное случайное попадание. А чтобы жест считался усвоенным, Уоша должна была использовать его самостоятельно и уместным образом в течение 14 последовательных дней. Интересно и то, что все это время ученые сравнивать ее умственное развитие с развитием глухонемых детей, которые обучались по той же программе.

Через 10 месяцев после начала обучения, между полутора и двумя годами (то есть как раз в том возрасте, когда дети начинают строить фразы из двух слов), Уошо тоже начала усложнять свою речь. Однажды она попросилась на прогулку из вольера жестами «Подойди и открой». В другой раз, увидев конфеты, она «произнесла»: «Дай сладкое». А еще она научилась составлять фразы. Вместо «пощекочи меня», она говорила «дай мне щекотку». Утку же Уошо называла «птица-вода». Другими словами Уошо не просто понимала смысл произносимых ею слов, а различала оттенки смысла, зависящие от порядка слов в предложении, и обладала своеобразным чувством юмора. Однажды, сидя на плечах инструктора, Уошо помочилась на него и изобразила руками знак «смешно». Сама при этом выглядела очень довольной.

Процедура заучивания слов была проста: ученые показывали Уошо предмет, затем брали ее за руки и складывали их нужным способом. Например, жест, обозначающий слово «шляпа», заключался в похлопывании ладонью по макушке. Другим способом заучивания слов было подражание. Стоит отметить и то, что Уошо демонстрировала прекрасное понимание смысла выученных знаков и «говорила» об определенных вещах даже тогда, когда их не было в поле зрения. Вместе с тем, осмысленность жестов становилась очевидной и в те моменты, когда Уошо употребляла одни и те же слова применительно к самым различным ситуациям. Скажем, услышав тиканье наручных часов, она использовала жесты «рука» и «слушать». Когда вдалеке лаяла собака, Уошо привлекла внимание инструктора знаками «собака» и «слушать». А однажды, увидев пролетающий самолет, она показала «слушать» и «летит». Стоит отметить и то, что, когда у Уоши родился сын, она научила его языку жестов сама.

обучение обезьян языку жестов. 29111328367 48a59fb4dc z. обучение обезьян языку жестов фото. обучение обезьян языку жестов-29111328367 48a59fb4dc z. картинка обучение обезьян языку жестов. картинка 29111328367 48a59fb4dc z.

Будучи воспитана людьми, Уоша считала себя человеком, поэтому Гарднеры сначала подумали, что, может быть, Уошо всех шимпанзе причисляет к человеческому роду. Для проверки этой догадки ей предложили фотографию другой обезьяны. Уошо без раздумий бросила ее в пачку «звери», показав жестом, что это «грязная тварь». Кстати, ругаться Уошу никто не учил, и она это освоила самостоятельно. Когда однажды во время прогулки за автомобилем, в котором ехали инструктор и Уошо, погналась большая собака, перепуганная Уошо начала жестикулировать: «Собака уходи», а пес не отставал, Уошо выругалась: «Плохая грязная собака». Вместе с тем Уошо не любила не только собак, но и других животных. Она не считала их равными себе и называла «черными тварями». Как-то Гарднеры предложили Уошо отделить фотографии людей от фотографий зверей. Воспитанница прекрасно справилась с заданием. «Ошибка» была лишь одна: Уошо уверенно поместила свою фотографию в пачку «люди», положив ее сверху фотографии Элеоноры Рузвельт. Умерла Уошо в возрасте 42 лет в 2007 году.

Источник

Обезьяны умеют говорить по-человечески?

Вероятно, человек все же произошел от обезьяны, хотя все больше исследователей в этом сомневаются. Недавно зоологи, наблюдавшие за самкой орангутанга Тильдой, проживающей в Кельнском зоопарке, обнаружили, что у нее появились зачатки речи: обезьяна, привлекая к себе внимание, издает звуки, напоминающие гласные и согласные в человеческом языке.

обучение обезьян языку жестов. 309164. обучение обезьян языку жестов фото. обучение обезьян языку жестов-309164. картинка обучение обезьян языку жестов. картинка 309164.

Звуки, издаваемые обезьяной, похожи на самый древний язык на Земле

Тильда была поймана в двухлетнем возрасте в лесах Борнео и 50 лет прожила в швейцарском зоопарке. Со временем смотрители стали замечать, что обезьяна подзывает их, издавая характерные посвистывания и прищелкивания языком. На слух это весьма напоминает человеческую речь. Чаще всего Тильда поступает так, чтобы получить еду.

Изучив «словесный запас» Тильды, биологи пришли к выводу, что она пытается имитировать движения голосового аппарата человека: при произнесении звуков губы и язык самки орангутанга двигаются почти так же, как при произнесении согласных «т», «к» и «п».

Издает она и звуки, похожие на гласные. При «разговоре» со смотрителем Тильда ускоряет темп «речи» в семь раз по сравнению с темпом, в котором обычно издают звуки орангутанги, быстро открывая и закрывая рот. Чтобы так артикулировать, утверждают эксперты, требуется такой уровень контроля над губами и языком, который доступен лишь людям.

Специалисты обратили также внимание на то, что некоторые звуки, издаваемые обезьяной, напоминают кликсы (щелкающие согласные), характерные для койсанских языков Африки. Между прочим, именно эти языки признаны древнейшими на Земле. Ученые считают, что феномен Тильды может дать ключ к пониманию того, как именно наши предки научились разговаривать.

«Основной преградой к пониманию того, как у людей появился язык, является невозможность наблюдать аналогичные феномены у ближайших родственников

Homo sapiens — человекообразных обезьян, — комментирует руководитель исследования Адриано Ламейра. — Они пользуются очень ограниченным набором звуков и практически не способны освоить новые. Новые наблюдения указывают на то, что между устной речью человека и крупных приматов возможна эволюционная преемственность«.

Читайте также:

Как обезьян учат человеческой речи

Ранее человекообразных обезьян уже пытались научить говорить и общаться с людьми. Так, в 1916 году исследователю Уильяму Ферниссу удалось ценой огромных усилий обучить подопытного орангутанга произносить два слова — «папа» (dad) и «чашка» (cup). Но при этом обезьяна, в отличие от человека, не задействовала язык и губы.

В 50-х годах шимпанзе по кличке Вики научилась четко произносить четыре слова, но дальше этого дело не пошло. Зато американским психологам Аллену и Беатрисе Гарднерам, обратившим внимание на то, что, произнося каждое слово, Вики сопровождает его жестом, пришло в голову обучить обезьян языку жестикуляции.

В 1966 году Гарднеры попытались научить молодую самку шимпанзе по кличке Уошо разговаривать на языке глухонемых — амслене. Сначала обезьяне показывали какой-нибудь предмет или действие, а затем складывали ее пальцы в жест, соответствующий этому предмету или действию на амслене. За пять лет Уошо выучила целых 160 слов.

К 1972 году в Оклахомском институте изучения приматов насчитывалось уже около десятка шимпанзе, способных общаться на амслене. Оказалось также, что человекообразные приматы могут комбинировать хорошо известные слова, создавая новые понятия. Так, туалет они называли «грязный хороший», а «зажигалку» — «бутылка спичка».

Выяснилось, что в большинстве случаев обезьяны способны оперировать словесными понятиями на уровне двух-трехлетнего ребенка. Известен также случай, когда самка бонобо сама обучила своего детеныша языку жестов.

А в процессе эксперимента, проведенного Фондом исследования больших человекообразных обезьян (США), самец бонобо Канзи научился воспринимать на слух около 3000 английских слов. Кроме того, он мог активно пользоваться более чем 500 словами, указывая на обозначения соответствующих геометрических знаков.

Правда, подобные эксперименты вызвали немалую критику. Так, Герберт Террес, один из руководителей проекта «Ним», также связанного с речевым обучением человекообразных, в 1979 году опубликовал ряд работ, в которых доказывал, что обезьяны не разговаривают, а всего лишь произвольно повторяют жесты собеседника.

Но тем не менее, существуют и достаточно убедительные доказательства того, что при помощи жестов обезьяны обозначают определенные понятия, имеющие конкретные аналоги в человеческом языке. А некоторые из них, как видим, расположены и к звуковой передаче мыслей. Так что гипотеза о постепенной эволюции от нечленораздельных звуков к раздельной речи в истории человеческого общества вполне имеет право на существование.

Читайте также:

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

Планета (говорящих) обезьян: Как люди учили приматов говорить, и что из этого вышло

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

обучение обезьян языку жестов. kotyatah zabotitsya koko kartinki koshki. обучение обезьян языку жестов фото. обучение обезьян языку жестов-kotyatah zabotitsya koko kartinki koshki. картинка обучение обезьян языку жестов. картинка kotyatah zabotitsya koko kartinki koshki.

Пока опыт за опытом, в ходе которого обезьяны должны были учиться произносить слова, проваливались, всё выглядело ожидаемо. Осмысленная речь — признак разума, а человеку было бы немного неуютно обнаружить, что превосходство его как исключительно разумного вида сомнительно.

Но, осмысляя один из провальных экспериментов, с обучением шимпанзе Вики, исследователи вдруг поняли, что сконцентрировались на её способности к устной речи и совсем не обращали внимания на то, что она отлично выражала свои чувства и желания жестами, а порой и картинками. Вики любила кататься на автомобиле и приносила вырванные из журналов изображения машин, когда хотела попросить её покатать. Голосовой аппарат шимпанзе мало подходил для речи, но ведь человек тоже не всегда разговаривает голосом. Веками люди использовали жестовый язык, как вспомогательный (например, индейцы Северной Америки) или как основной (люди с немотой).

обучение обезьян языку жестов. lifebuzz e16954fa338ed3a18131d16e3c1bd44. обучение обезьян языку жестов фото. обучение обезьян языку жестов-lifebuzz e16954fa338ed3a18131d16e3c1bd44. картинка обучение обезьян языку жестов. картинка lifebuzz e16954fa338ed3a18131d16e3c1bd44.

Если голосовой аппарат обезьяны не приспособлен к устной речи, оставалось выяснить, хватит ли мощностей её мозга на жестовую и письменную речь и насколько эта речь будет «человеческой», с пониманием структуры предложения, иносказаний, времён.

Обезьяны, которые смогли говорить руками

Первой обезьяной, выучившей жестовый язык, была шимпанзе по имени Уошо. При обучении она как наблюдала за людьми, говорящими на жестовую языке, так и получала объяснения, как показать то или иное слово. Усвоив около триста пятидесяти знаков, Уошо непринуждённо общалась на все интересующие её темы. В основном, конечно, это были еда и игры.

обучение обезьян языку жестов. 5e71783ebb4644bf6583267d3c77f1fd0cadb16e. обучение обезьян языку жестов фото. обучение обезьян языку жестов-5e71783ebb4644bf6583267d3c77f1fd0cadb16e. картинка обучение обезьян языку жестов. картинка 5e71783ebb4644bf6583267d3c77f1fd0cadb16e.

Очень скоро выяснилось, что Уошо способна к иносказаниям. Не зная точного слова для какого-то предмета или животного, она описывала его, соединяя два других слова — такие составные слова есть во многих человеческих языках, включая русский (например, «летучая мышь»). Так, не зная жеста для утки, Уошо назвала её водяной птицей. Узнав, что некий жест обозначает открытие двери, она тем же жестом просила об открытии бутылки или коробки. Наконец, она сама догадалась ругаться словом «грязный».

Кроме того, Уошо явно хорошо понимала английский на слух. Однажды она удивила учёных, увидев летящий самолёт и попросив покатать её на нём. Поскольку ей никогда не рассказывали о самолётах на занятиях, понять, что это не птица, Уошо могла, только прислушиваясь к разговорам окружающих.

обучение обезьян языку жестов. W1OIKgkF. обучение обезьян языку жестов фото. обучение обезьян языку жестов-W1OIKgkF. картинка обучение обезьян языку жестов. картинка W1OIKgkF.

Оказались способны к жестовому языку и другие человекообразные обезьяны. Первопроходцами для своих видов стали орангутан Чатек, бонобо Канзи, горилла Коко. Языковой запас и речевое развитие у них были разные. Лидировал крошка-бонобо с маленькой по сравнению с остальными обезьянами головой. «Проще» всех оказался Чатек, он вообще не любил и не особенно понимал разговоров на абстрактные темы.

Если сначала обезьян учили напрямую, то позже стали изощряться. Например, называли предметы вслух на английском, и через некоторое время учили жесту, привязывая его к слову на английском, а не к предмету. Выяснилось, что так тоже работает.

обучение обезьян языку жестов. 371062 le projet nim. обучение обезьян языку жестов фото. обучение обезьян языку жестов-371062 le projet nim. картинка обучение обезьян языку жестов. картинка 371062 le projet nim.

Обезьяны, которые научились читать и писать

Чтобы понять, действительно ли обезьяны говорят или их наставники просто толкуют, подобно пифиям, их беспорядочно используемые знаки, учёные решились проверить способность обезьян читать и писать — если не буквами, то хотя бы специальными абстрактными символами. Общение при помощи наборов символов было нестественным, неудобным, непохожим на то, с чем обезьяна могла бы столкнуться в природе. Для него надо было или выложить карточки в ряд, или нажимать на кнопки с символами. Но с этим справились и подопытная шимпанзе Сара, и молодые бонобо Кандзи с Панбанишей.

обучение обезьян языку жестов. 36707. обучение обезьян языку жестов фото. обучение обезьян языку жестов-36707. картинка обучение обезьян языку жестов. картинка 36707.

Более того, выяснилось, что читать-писать бонобо могут выучиться так же просто, походя, как человеческие дети. Символам пытались научить мать Кандзи и Панбаниши. Кандзи в то время просто вертелся рядом и в какой-то момент стал выполнять задания, видя, что мать с ними не справляется.

Обезьяны, которые учили сами

Говорить, выполняя задания людей, которые за это вкусно кормят, совсем не то же самое, что поддерживать языковую среду и культуру самостоятельно. Интересно ли «говорящим» обезьянам общаться друг с другом и способны ли они передавать свой навык дальше?

обучение обезьян языку жестов. koko. обучение обезьян языку жестов фото. обучение обезьян языку жестов-koko. картинка обучение обезьян языку жестов. картинка koko.

К горилле Коко подселили по очереди двух самцов. Первым был Майкл (он же Михаэль). Мать Майкла вместе с другими родственниками убили на его глазах на мясо. Детёныша спасли и привезли в Австрию, где стали обучать жестовому языку. Процесс пошёл хорошо, и люди решили, что они с Коко были бы отличной парой. Увы, при всей нежной привязанности Коко и Майкл не только не зачали детей, но даже не пытались это сделать. Вероятно, они даже не знали, как. Зато с удовольствием общались друг с другом.

Второй самец был неговорящим, и Коко играла с ним так, как играла бы с животным вроде собаки или кошки. Кстати, котят она обожала.

обучение обезьян языку жестов. . обучение обезьян языку жестов фото. обучение обезьян языку жестов-. картинка обучение обезьян языку жестов. картинка .

Когда Уошо оказалась среди неговорящих шимпанзе, она во время течки подзывала самца жестовой фразой «подойди обнять!». Вскоре самец тоже использовал эту фразу. Когда Уошо ещё жила отдельно и ей дали на воспитание детёныша, она немедленно стала учить его фразе «иди сюда!», осознанно и очень упорно (это поймёт любая мать). Потом она учила его самого жестовым словам, показывая их и складывая правильно его пальцы. Закончился эксперимент с Уошо тем, что сейчас в Америке существует целая ферма говорящих шимпанзе.

Орангутан Чатек за попытку побега, да ещё с заложницей-студенткой, был сослан в зоопарк. Одиннадцать лет он сидел в небольшой клетке, пока его не перевели в лучшие условия. От скуки он пытался научить жестовому языку охранника, чтобы было с кем пообщаться.

Человек научил обезьяну говорить?

Почему кошку можно научить понимать много слов, копировать человеческие интонации, даже издавать отдельные осознанные сигналы, но не строить предложения и не обсуждать чувства? Что в мозгу человекоподобное обезьяны есть такого, что можно переключить на распознавание речи?

обучение обезьян языку жестов. 232853730. обучение обезьян языку жестов фото. обучение обезьян языку жестов-232853730. картинка обучение обезьян языку жестов. картинка 232853730.

Современные методики позволили выяснить, что у шимпанзе за речь отвечает та же часть мозга, что и за распознавание мимики. А с бонобо и орангутанами всё оказалось ещё интереснее. Наблюдения помогли установить, что они и до человека пользовались жестовыми языками, правда, гораздо проще по структуре и лексике. Например, словарь орангутанов насчитывает только шестьдесят жестов-слов.

Получается, человек думает о себе слишком много, считая, что только он способен придумать речь, понимать течение времени (всё шимпанзе отлично отличали прошлое и будущее), пользоваться иносказаниями…

Но то, что рядом с нами живут похожие на нас разумные существа, ещё не значит, что Землю может ждать участь планеты обезьян. Людей гораздо больше, чем всех шимпанзе в мире, даже вместе с бонобо, гориллами и орангутанами. Развиваются обезьяны не дальше уровня человеческого ребёнка-дошкольника. Ну и, наконец, мы просто в разы лучше вооружены.

Текст: Лилит Мазикина.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

«Грязный Джек, дай пить!»: как ученые научили обезьян говорить и что это значит для науки

Теории и практики

Практически все используемые человеком знаковые системы так или иначе восходят к языку и представляют собой его производные. Исследования психологов показывают, что язык — не только важнейший инструмент человеческого интеллекта, но и обязательное условие его формирования. В издательстве Corpus выходит книга Бориса Жукова «Введение в поведение», посвященный многолетним попыткам человека понять других живых существ. В рамках спецпроекта с премией «Просветитель» T&P публикуют главу «Когда горилла заговорила» о том, как обезьяны овладевают языком с активным словарным запасом в 600 слов.

Дети, родившиеся с нормально сформированным мозгом, но не овладевшие языком («маугли» или больные тяжелыми формами детского аутизма), обречены на глубокую умственную отсталость. Как возник этот удивительный феномен — неизвестно, но если предполагать, что он сформировался естественным путем, то есть в ходе эволюции, то, может быть, самые близкие к человеку виды способны хотя бы до степени овладеть им? Руководствуясь этой простой мыслью, ученые еще в 1920-е годы попытались обучить человекообразных обезьян речи — как с помощью обычных методов дрессировки, так и путем воспитания в человеческой семье (как, в частности, Надежда Ладыгина-Котс). Результаты этих многочисленных, продолжавшихся десятилетиями проектов были двусмысленными: обезьяны прекрасно понимали то, что говорили их воспитатели, но их собственная речь даже в самых успешных проектах не шла дальше считанных слов.

обучение обезьян языку жестов. base e931432648. обучение обезьян языку жестов фото. обучение обезьян языку жестов-base e931432648. картинка обучение обезьян языку жестов. картинка base e931432648.

Как-то в начале 1960-х американские зоопсихологи Аллен и Беатрис Гарднеры смотрели научный фильм об одной из так и не заговоривших обезьян — шимпанзе Вики, воспитанной психологами Китом и Кэтрин Хейс. Вики выучила всего четыре слова и произносила их всякий раз с немалым трудом. Но Гарднеры заметили, что каждая такая попытка сопровождалась выразительными движениями рук обезьяны, позволявшими понять ее, даже если фильм шел без звука. И у них возникла мысль: а что, если попытаться научить шимпанзе такому человеческому языку, который не требует непосильной для них координации движений губ и языка, — жестовому языку глухонемых? Аллен предлагал провести этот эксперимент в строго контролируемых условиях лаборатории, но Беатрис настояла на том, чтобы «объект» жил и рос в окружении людей, а обучение языку было такой же органичной частью повседневной жизни, как в обычных человеческих семьях.

обучение обезьян языку жестов. base 51c1191751. обучение обезьян языку жестов фото. обучение обезьян языку жестов-base 51c1191751. картинка обучение обезьян языку жестов. картинка base 51c1191751.

Беатрис Гарднер и Уошо

В 1966 году Гарднеры и их сотрудник Роджер Футс начали работать с Уошо — годовалой самкой шимпанзе, обучая ее языку, известному как ASL (American Sign Language), или амслен. К концу третьего года обучения Уошо могла изобразить 85 слов и охотно ими пользовалась. (Позднее активный словарный запас Уошо продолжал расширяться и в итоге превышал 200 слов.) Это не удивило ее воспитателей: начиная эксперимент, они ожидали, что шимпанзе выучит много знаков амслена, будет их вполне правильно применять и, может быть, даже строить из них простые фразы, но вот вопросы, отрицание или разница между фразами, отличающимися порядком слов, окажутся для нее непреодолимым барьером. Однако юная шимпанзе перемахнула этот барьер, даже не заметив, что тут была какая-то трудность. Мало того: при встрече с новыми предметами Уошо сама начала давать им двусловные имена, построенные так, как это часто делается в английском языке и еще чаще — в языках типа пиджин-инглиша. Холодильник она назвала «холод-ящик», лебедя на пруду — «вода-птица», арбуз — «пить-конфета», редиску — «еда-ай-больно». А будучи запертой в клетку и чрезвычайно этим недовольной, просигналила служителю: «Грязный Джек, дай пить!» До этого случая ее собеседники использовали слово «грязный» только в буквальном значении, но обезьяна уловила, что это слово всегда употребляется с неодобрением, — и тут же превратила его в ругательство.

Общение с «говорящими» обезьянами показывает, что они вполне способны думать о том, чего в данный момент нет

Разумеется, новые возможности использовал не только Террейс и вообще не только скептики. Почти одновременно с Гарднерами другой исследователь, Дэвид Премак, начал работу с шимпанзе Сарой. Он предложил ей разработанный им самим язык условных символов — абстрактных фигур, каждая из которых обозначала какой-то предмет, действие и т.д. (При этом фигуры не имели ни малейшего внешнего сходства с тем, что они обозначали.) Сара могла «высказываться», извлекая нужные знаки из набора и вешая их на магнитную доску. По сравнению с проектом Гарднеров проект Премака имел как преимущества, так и недостатки. В его рамках невозможно было выяснить, способны ли обезьяны сами придумать не только названия-комбинации из уже известных им знаков, но и новые знаки (амслен дает им такую возможность, и Уошо воспользовалась ею по крайней мере дважды в жизни, придумав жесты для понятий «прятки» и «нагрудник»). Кроме того, на жестовом языке можно поговорить где угодно, а на языках, подобных созданному Премаком, — только там, где есть специальная установка и набор символов. Зато работа Премака «с порога» отметала одно серьезное возражение. Дело в том, что шимпанзе выполняют жесты (как и вообще все, что они делают) довольно небрежно по человеческим меркам, и скептики утверждали, что Уошо складывает пальцы «как попало», а человек видит в этом тот жест, которого он ждет. Язык Премака исключал такую интерпретацию: отвечая экспериментатору, Сара могла выставить только тот или иной стандартный знак, а не «невнятный» или «промежуточный». То, как она это делала, не оставляло сомнений: она пользуется условными символами вполне осмысленно.

Подход Премака был развит и усовершенствован в 1980-е годы сотрудниками Йерксовского национального приматологического центра. Разработанный ими условный язык-посредник йеркиш включал многие сотни хорошо различимых абстрактных значков — уже не вырезанных из пластика, а нанесенных на клавиши специально сконструированной огромной клавиатуры и проецируемых на большой экран. Еще одно отличие работ в Йерксовском центре состояло в том, что здесь группы обезьян жили собственным автономным сообществом, а люди лишь время от времени приводили их в лабораторию для общения и работы.

Звездой Йерксовского центра стал молодой бонобо Канзи. Он выучил йеркиш, можно сказать, нечаянно: знакам учили его приемную мать Матату (у шимпанзе и бонобо приемные дети — обычное дело), а Канзи вертелся рядом — кувыркался, лез обниматься, уплетал какие-то лакомства и вообще развлекался, как мог. Убрать его из лаборатории было нельзя — разлученная с сыном Матата закатила бы истерику, и дальнейшая работа стала бы невозможной. Исследователи старались не обращать внимания на юного сорванца, пока он в момент не начал вполне осмысленно отвечать на вопросы вместо матери. После этого ученые начали работать с ним уже целенаправленно — и были вознаграждены: Канзи оказался едва ли не самым способным из всех обезьян, которых учили языкам-посредникам, его активный словарный запас составляет около 600 слов (считая только регулярно используемые), а пассивный измеряется тысячами. Матата же, кстати, так толком и не освоила язык, и позднее Канзи, а затем его сводная сестра — родная дочь Мататы Панбаниша — служили матери переводчиками.

Горилла Коко заявила своей воспитательнице Фрэнсин Паттерсон, что она, Коко, хорошая птичка и умеет летать

Впервые за всю свою историю люди смогли в полном смысле слова поговорить с существами других биологических видов. Даже если оставить в стороне философское значение этого достижения и ограничиться чисто научной его стороной, то антропоидные языковые проекты наконец-то позволили нам заглянуть непосредственно в психику животных — пусть и очень немногих. У исследователей поведения наконец-то появилась возможность обойти проблему «молчания второго субъекта», узнать то, что невозможно узнать никакими наблюдениями и экспериментами. Да, обезьяньи высказывания просты — обычно в них от двух до пяти слов, — а словарный запас небогат. Самые продвинутые активно используют 400–500 слов, хотя понимают гораздо больше (впрочем, в всего около 600 самостоятельных, несоставных слов — и это полноценный человеческий язык, на котором выходят газеты и вещают радиостанции). Да, девять десятых этих высказываний представляют собой просьбы или требования: «дай», «открой», «пойдем» и т. д., — а более содержательное попадается в них редко, как золотые крупинки в речном песке. И все же «говорящие» обезьяны оказались способны использовать слова в расширительном и переносном значении, ругаться, шутить, фантазировать, спорить, учить друг друга обретенному языку и говорить друг с другом на нем. Вот лишь несколько примеров.

обучение обезьян языку жестов. base 3a240c16c9. обучение обезьян языку жестов фото. обучение обезьян языку жестов-base 3a240c16c9. картинка обучение обезьян языку жестов. картинка base 3a240c16c9.

Канзи. © National Geographic/Vince Musi

Канзи больно ущипнул собачонку, ожидавшую ласки (бонобо и шимпанзе вообще не любят собак). «Плохо!» — упрекают его воспитатели. «Нет, хорошо!» — насупившись, набирает на пульте Канзи. Уошо, обидевшаяся за на Роджера Футса, сигналит ему: «Роджер, поди сюда!» Футс, не думая худого, подходит, и Уошо от души отвешивает ему пинка. Другой воспитаннице Футса, шимпанзе Люси, нравилось, чтобы он ее щекотал, и она нередко просила его: «Роджер щекотать Люси!» Однажды он ответил ей: «Люси щекотать Роджер!» «Роджер щекотать Люси?» — переспросила удивленная обезьяна и, получив в ответ «Нет, Люси щекотать Роджер!», принялась его щекотать.

Тот же Футс ухитрился обучить шимпанзе Элли амслену, поясняя значение того или иного жеста не показом означаемого им предмета, а произнесением соответствующего слова (как уже говорилось, обезьяны хорошо понимают человеческую речь, хотя и не могут ее воспроизвести). Видя или прося ложку, Элли делал знак, которому его учили, произнося spoon, но не показывая никакой ложки. Горилла Коко заявляет своей воспитательнице Фрэнсин Паттерсон, что она, Коко, хорошая птичка и умеет летать. А когда Фрэнсин предложила ей показать, как она летает, Коко ответила: «Птичка понарошку, дурачусь!» — и радостно рассмеялась. В другой раз Коко, большая любительница животных, грустно сказала об умершем котенке, что «он ушел туда, откуда не возвращаются».

По сути дела, это снова возвращает нас к проблеме естественного: как соотносятся все эти впечатляющие достижения обезьян в языковых проектах, с их естественными интеллектуальными и коммуникативными процессами? В данном случае, однако, этот вопрос стоит особенно остро благодаря одному чрезвычайно интересному аспекту. Как известно, у человека способность говорить и понимать язык жестко (пожалуй, более жестко, чем какая-либо другая психическая функция) привязана к строго определенным участкам мозга. Причем правильно созреть, «сложиться» эти структуры могут только в том случае, если в период их созревания ребенок слышит (или ощущает каким-либо иным образом) человеческую речь. Если же он лет до шести не встретился ни с одним человеческим языком, он уже никогда не научится говорить — что и доказывают трагические истории реальных «маугли». Успешное освоение обезьянами языков-посредников позволяет предположить, что в их мозгу есть эти (или аналогичные) структуры и что они достаточно развиты. Чем же они были заняты с незапамятных времен и до 1966 года, когда Аллен и Беатрис Гарднеры начали работать с юной Уошо? Что стимулирует их до такой степени, что позднее они позволяют обезьянам овладеть языком-посредником?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *