обучение на стационаре это
Заочное и стационарное обучение
Заочное и стационарное обучение
Еще несколько десятилетий назад все выпускники шли учиться на стационар либо после школы сразу же начинали работать, лишь по прошествии нескольких лет поступая на заочное отделение. Ни у кого даже мысли не возникало о выборе – на заочное обучение шли только те, у кого по тем или иным причинам не было возможности учиться на стационаре (маленький ребенок, большая семья, необходимость много работать, чтобы прожить и т.д.). Но сегодня все больше студентов предпочитают стационарному обучению поступление на заочное отделение, без видимых на то причин.
Основными преимуществами, которые предоставляет заочное обучение, являются такие, как значительно более низкая цена контракта, возможность самостоятельно зарабатывать деньги в свободное от учебы время, иметь ко времени окончания обучения ощутимый опыт работы, без которого сегодня редко берут на хорошие должности серьезные компании. Получая диплом, заочник уже, как правило, имеет хорошую работу, стабильный заработок, устроенную жизнь, в то время как выпускники стационара стоят в самом начале дороги и не сразу находят подходящую работу.
Очень важно и то, что при заочном обучении студент имеет возможность попробовать разные профессии, понять, какая работа ему по душе, чем бы он хотел заниматься всю свою жизнь, какой род деятельности приносит ему наибольшее моральное удовлетворение и к чему у него есть способности. Нередки случаи, когда, поступив на архитектурный факультет и искренне веря, что именно данная специальность является самой интересной и подходящей, студент вдруг обнаруживает, что огромные преимущества ему предоставляет forex биржа и понимает, что из него получится гораздо более успешный и талантливый финансист, чем проектировщик или архитектор. А вот на стационаре студенты изучают лишь теорию и, проучившись 5 лет в серьезном вузе, потратив серьезную сумму на обучение, немало времени и сил, выпускник на протяжении двух месяцев работы по специальности может обнаружить, что ошибся с выбором профессии и нужно начинать все сначала.
Часто заочное обучение выбирают те, кому необходим лишь диплом о высшем образовании, а никак не знания. И такая ситуация не является унизительной или негативной. Ведь бывает, что после школы ученики подаются в бизнес или выбирают другую сферу, в которой за несколько лет добиваются ощутимого успеха. Знания уже есть, опыт работы тоже, но в нашем обществе в сознании людей все еще очень сильна уверенность в том, что человек без высшего образования может работать только дворником и не достоин считаться квалифицированным специалистом. Поэтому люди вынуждены идти учиться, чтобы доказать свою состоятельность, в то время как у них есть не только теоретическая база, но и практический опыт, что дорогого стоит.
Большое влияние на обучение в вузах оказало развитие информационных технологий. Сегодня любую информацию можно найти в Интернете, не сидя часами в библиотеках и не переписывая по ночам книги. Преподаватели общаются со студентами в социальных сетях и передают им задания по электронной почте, множество занятий сведено исключительно к самостоятельному ознакомлению, поэтому контакт преподавателя и студента сведен к минимуму. Поэтому современные студенты выбирают заочное обучение, которое не очень отличается от стационарного, но предоставляет гораздо больше преимуществ.
Обучение на стационаре это
Опубликовано в Воскресенье, 26-го Января, 2014.
Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через RSS 2.0 ленту и оставлять свои комментарии в конце статьи.
Теги: Заочное обучение / Стационар
Рубрика: Моя газета > Образ жизни > Образование > Что лучше – заочное обучение или стационарное?
Обучение в институте или университете всегда было для человека периодом становления, развития. Вместе с тем, когда подходило время поступать в учебное заведение, многие не раз задавались вопросом, какая форма обучения лучше – стационарная или заочная? Так сложилось исторически, что заочную форму обучения не все признают, и в обществе до сих пор можно встретиться с мнением, что заочное обучение не так эффективно, как полный стационар. Но не всегда это так, и ответить на этот вопрос односложным «да/нет» попросту невозможно, поскольку тут играют роль многие факторы. И безусловно, есть отличия в этих двух типах обучения, которые обуславливают большее удобство для одного или другого типа учащихся.
Если говорить о заочном обучении, то тут нужно сделать такую оговорку. Во-первых, этот режим обучения подойдет больше тем, кто работает. Ввиду этого, можно сказать и то, что многие из тех, кто идет на заочную форму, обладают уже большей зрелостью, что, само по себе не может не сыграть положительную роль в качестве обучения. Однако, глядя на это с той же позиции наличия свободного времени, объективно, за то свободное время, которое есть у студентов, занятых на постоянной работе, выучить всю программу курса полностью – довольно затруднительно, если не сказать «невозможно».
Что же касается дневной формы обучения, то тут есть преимущество в том, что ходя на занятия, студент получает в любом случае более обширные знания, чем из простого конспекта. Масса информации во время конспектирования проходит мимо, и если есть вещи, которые законспектировать нельзя, то, даже читая полный конспект лекций, студент не сможет получить полное представление о предмете. В итоге получается заучивание вместо понимания, а это уже плохо. Обучаться по конспектам и книгам можно в том случае, если вы умеете из текста выделить самые важные моменты, правильно расставить акценты и сформировать, таким образом, свое видение дисциплины. Во многих случаях (кроме, разве что, технических дисциплин) преподаватель ценит именно это. И пусть даже ваше видение предмета будет различаться с мнением преподавателя, если оно будет обосновано, или будет иметь свои причины, преподаватель это воспримет куда лучше, чем просто незнание предмета. Поэтому, каждый должен для себя выбирать сам, на какую форму обучения ему идти, опираясь на свои навыки и привычки, а также на свой уклад жизни. Эффективность формы обучения – вещь очень индивидуальная.
Формы обучения в ВУЗе: как выбрать правильную
Российские вузы предлагают три формы обучения: стационар, заочка и вечерняя смена. В отдельных случаях предоставляют индивидуальный график. Рассказываем, какие их преимущества и недостатки.
В чем особенности дневной формы обучения?
Дневная (стационарная) форма обучения во многих ВУЗах является основной, поэтому на ней учится больше всего студентов. «Очники» посещают все лекционные и практические занятия, получают домашние и письменные задания. В конце каждого семестра зачетная и экзаменационная сессия, которая длится около месяца, однако это зависит от конкретного вуза.
Заочная или дистанционная форма обучения предполагает, что ты легко можешь работать, а на учебу будешь тратить время только во время сессии. Сессий столько же, сколько и у обычных студентов, но начинается она обычно раньше. Перед сессией заочникам начитывают лекции из сессионных предметов. Предполагается, что весь остальной материал ты обрабатываешь самостоятельно.
Стоимость обучения на заочной форме обычно ниже, чем на дневной. Но и количество государственных мест здесь также существенно меньше, а иногда они вообще отсутствуют.
Чем отличается вечерняя форма обучения?
Официально она называется смешанной. Эта форма – своеобразное сочетание стационара и заочки. Занятия обычно проводятся вечером, несколько раз в неделю. Преимущество по сравнению со стационаром – студент в состоянии совмещать учебу и работу. Преимущество по сравнению с заочкой – большее число занятий, но меньшее количество материала для самостоятельной проработки.
Как перейти на индивидуальный график?
Это скорее исключение, а не правило. Официально индивидуальный план не является отдельной формой обучения: он является исключительной возможностью студента «принимать участие в формировании индивидуального учебного плана». Механизм перевода студентов на такой график каждый вуз определяет самостоятельно, для чего обычно разработаны внутренние документы вуза. Если таких нет, то решение принимает декан.
Для оформления индивидуального графика нужно написать заявление на имя декана факультета. Основанием для предоставления индивидуального графика является работа по специальности, беременность, болезнь или другая уважительная причина, которую стоит подтвердить документально. Обычно индивидуальный план предоставляют на один семестр, а потом его нужно обновлять.
Какая разница между дипломами заочника и студента стационара?
Технически – никакой. Обычно в дипломе не пишут форму обучения, но ее могут указать в приложении. Впрочем, для работодателей это обычно не имеет большого значения, в отличие от твоих практических навыков.
Организация обучения детей на дому или в стационаре
Автор: Никитин В., аудитор КГ «Аюдар»
Совсем недавно два ведомства (Минздрав и Минпросвещения) подготовили Методические рекомендации об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации[1] (далее – Методические рекомендации). В статье представлен обзор наиболее интересных положений этого документа.
В силу ч. 5 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ[2] для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение может быть организовано образовательными организациями на дому или в медицинских учреждениях.
Обучающимся, нуждающимся в длительном лечении, признается:
обучающийся, осваивающий основные и дополнительные общеобразовательные программы, которому по заключению медицинской организации проводится лечение или медицинская реабилитация продолжительностью более 21 дня в медицинских организациях или на дому согласно Перечню заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому (далее – Перечень заболеваний), утвержденному Приказом Минздрава РФ от 30.06.2016 № 436н;
ребенок, который уже обучается на дому в соответствии с иными законными основаниями.
В Перечень заболеваний внесены 60 групп наиболее часто встречающихся заболеваний у детей с указанием течения заболевания, препятствующих получению образования в условиях образовательной организации.
В письмах Минздрава РФ от 07.08.2018 № 05-283, от 14.09.2016 № 15-3/10/2-5810 уточнено, что врачебная комиссия медицинской организации, в которой наблюдается ребенок, может принять решение о наличии у него медицинских показаний для обучения по основным общеобразовательным программам на дому, исходя из индивидуальных особенностей состояния здоровья, независимо от того, внесено ли заболевание в указанный перечень.
Кроме этого, все состояния, требующие соблюдения длительного (более месяца) постельного режима, после перенесенных травм, хирургических вмешательств должны быть отнесены к медицинским показаниям для обучения на дому.
Порядок организации обучения ребенка.
Дети, нуждающиеся в длительном лечении, могут обучаться (п. 2):
в образовательной организации по месту жительства – организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, которая закреплена за территорией постоянного проживания ребенка и куда он зачислен по заявлению его родителей (законных представителей);
в образовательной организации, осуществляющей обучение длительно болеющих детей (госпитальной школе), – организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, в которой обучаются дети, нуждающиеся в длительном лечении в медицинской организации. К ним относятся, например, образовательные организации, осуществляющие свою деятельность на базе медицинской организации, образовательные организации для обучающихся, осваивающих основные и дополнительные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении (в том числе санаторной), специализированные структурные образовательные подразделения медицинской организации.
Основаниями для организации обучения ребенка, находящегося на длительном лечении, на дому или в стационаре являются заключение медицинской организации о проведении лечения или медицинской реабилитации продолжительностью более 21 дня (включая дневной стационар) и письменное заявление родителей (законных представителей) на имя руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность (ч. 5 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ, п. 3 Методических рекомендаций).
Согласно п. 3 Методических рекомендаций заключение медицинской организации о необходимости лечения или медицинской реабилитации ребенка составляется в произвольной форме с проставлением ее штампа или на бланке медицинской организации (при наличии), подписывается врачами-специалистами, участвующими в вынесении медицинского заключения, руководителем медицинской организации, заверяется личными печатями врачей-специалистов и печатью медицинской организации, в оттиске которой должно быть идентифицировано полное наименование медорганизации. В случае вынесения медицинского заключения врачебной комиссией медицинской организации заключение также подписывается членами и руководителем врачебной комиссии.
Обращаем внимание на то, что обучение ребенка, находящегося на лечении в медицинском стационаре кратковременно (менее 21 дня), осуществляется образовательной организацией по месту жительства, обучающимся которой он является (п. 3 Методических рекомендаций).
При этом если краткосрочное лечение ребенка в медицинском стационаре является одним из периодов в продолжительном лечении ребенка в различных медицинских организациях, осуществляющих лечение, реабилитацию и санаторно-курортное лечение, или на дому, то его обучение может быть организовано по одной из моделей организации обучения детей, находящихся на длительном лечении, с учетом преемственности и взаимодействия образовательных организаций, участвующих в организации обучения такого ребенка.
В пункте 4 Методических рекомендаций в соответствии со ст. 91 Федерального закона № 273-ФЗ разъяснено, что образовательная деятельность (в том числе образовательная деятельность организаций, осуществляющих обучение длительно болеющих детей) подлежит лицензированию. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности на территории медицинских организаций.
Образовательная деятельность, осуществляемая образовательной организацией с обучающимися, находящимися на длительном лечении, на дому, не требует внесения изменений в уже действующую лицензию на образовательную деятельность.
Организация обучения детей в условиях медицинского стационара основывается на заключении договора между медицинской и образовательной организациями в соответствии со ст. 15 Федерального закона № 273-ФЗ о сетевой форме реализации образовательных программ (п. 3 Методических рекомендаций).
При обучении ребенка в условиях медицинского стационара образовательная организация по его месту жительства обеспечивает постоянное взаимодействие с семьей обучающегося, нуждающегося в длительном лечении, а также с организациями, которые осуществляют его обучение в период нахождения на лечении в медицинском стационаре, реабилитационном центре и организации, осуществляющей санаторно-курортное лечение.
Согласно п. 5 Методических рекомендаций право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому имеют дети с заболеваниями, входящими в Перечень заболеваний, либо на основании решения врачебной комиссии медицинской организации, в которой наблюдается ребенок.
В последнем случае после выписки из медицинского стационара при необходимости продолжить обучение на дому родителям рекомендуется обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (далее – ПМПК) для получения статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья и рекомендаций по созданию специальных условий для его обучения.
Обучение ребенка.
Учебная нагрузка
Индивидуальный учебный план, расписание занятий, необходимые для реализации образовательной программы (п. 6 Методических рекомендаций):
при организации обучения на дому – согласовываются образовательной организацией с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих основные или адаптированные общеобразовательные программы на дому;
при осуществлении обучения в медицинской организации – определяются с учетом режима лечения и пребывания в медицинской организации, согласовываются с лечащим врачом и родителями (законными представителями) ребенка.
Режим и продолжительность занятий определяются психофизическим состоянием ребенка с учетом рекомендаций лечащего врача, а также актуальными познавательными возможностями и ограничениями жизнедеятельности обучающегося.
Наиболее популярной организацией процесса обучения детей, находящихся на длительном лечении, является классно-урочная система обучения, при которой обучающиеся одного и того же возраста для проведения занятий группируются в небольшие коллективы, сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени, причем все обучающиеся работают над усвоением одного и того же материала по расписанию.
Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки на обучающихся установлен:
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189;
СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26.
Формы обучения и организации образовательного процесса.
В Письме Рособрнадзора от 07.08.2018 № 05-283 сказано, что для получения качественного образования для обучающихся на дому или в медицинской организации предусмотрены, например, сетевая форма реализации образовательных программ, реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и различные формы организации образовательного процесса (приходящий на дом учитель, дистанционное обучение, посещение уроков в школе).
Об актуальности электронного обучения и дистанционных образовательных технологий сказано в Методических рекомендациях по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий (приложены к Письму Минобрнауки РФ от 10.12.2012 № 07-832).
Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 23.08.2017 № 816.
Справка об обучении и аттестация.
В пункте 9 Методических рекомендаций сказано, что по окончании длительного лечения госпитальная школа выдает обучающемуся, освоившему часть образовательной программы, справку об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому данной организацией, с результатами текущего контроля успеваемости по каждому учебному предмету.
Эта справка обязательна к приему и учету в образовательной организации по месту жительства обучающегося.
Образовательная организация по месту жительства обучающегося, в которую родителями (законными представителями) ребенка представлена справка об обучении, подтверждающая освоение им общеобразовательной программы в госпитальной школе, допускает обучающегося к промежуточной аттестации по соответствующим учебным предметам или засчитывает результаты обучения на основании указанного документа.
Промежуточная и итоговая аттестация (за исключением государственной итоговой аттестации) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность по месту жительства, в порядке зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, установленном локальным нормативным актом, на основании документа об обучении с текущими отметками по каждому учебному предмету, выдаваемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность, которая организует обучение детей на период их нахождения в медицинской организации (п. 8 Методических рекомендаций).
Согласно п. 10 Методических рекомендаций проведение государственной итоговой аттестации обучающихся, осваивающих образовательные программы основного и среднего общего образования в медицинских организациях или на дому, обеспечивает уполномоченный орган исполнительной власти в сфере образования того субъекта РФ, на территории которого находится медицинская организация или проживает ребенок, нуждающийся в длительном лечении.
Пунктом 44 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (утвержден Приказом Минпросвещения РФ № 189, Рособрнадзора № 1513 от 07.11.2018) и п. 53 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (утвержден Приказом Минпросвещения РФ № 190, Рособрнадзора № 1512 от 07.11.2018) предусмотрено проведение государственной итоговой аттестации в медицинских организациях, на дому. При этом основанием для организации экзамена является заключение медицинской организации и рекомендации ПМПК.
В Письме Минобрнауки РФ от 20.04.2018 № 08-1051 «Об организации пункта проведения экзаменов на дому» разъяснено, что для создания специальных условий обучающемуся при организации сдачи им экзамена на дому участнику экзамена и (или) его родителям (законным представителям) необходимо вместе с подачей заявления на прохождение ГИА-9 (ГИА-11) представить заключение медицинской организации и копию рекомендаций ПМПК. На основании представленных документов орган управления в сфере образования обеспечивает организацию экзамена (экзаменов) для такого обучающегося на дому, а также все специальные условия, указанные в заключении ПМПК.
Выводы.
Появление документа, содержащего рекомендации по организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации, можно только приветствовать, поскольку он:
определяет порядок действий образовательных организаций как по месту жительства обучающегося, так и по месту нахождения образовательных организаций, осуществляющих обучение длительно болеющих детей;
дает разъяснения по ряду неоднозначных ситуаций.
Надеемся, что вслед за данным документом появятся официальные разъяснения и уточнения контролирующих органов по соответствующим вопросам.
[1] Утверждены Минздравом РФ 17.10.2019, Минпросвещения РФ 14.10.2019.
[2] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Организация обучения детей на дому или в стационаре
Семинары и вебинары Аюдар Инфо
Совсем недавно два ведомства (Минздрав и Минпросвещения) подготовили Методические рекомендации об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации [1] (далее – Методические рекомендации). В статье представлен обзор наиболее интересных положений этого документа.
В силу ч. 5 ст. 41 Федерального закона № 273‑ФЗ [2] для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение может быть организовано образовательными организациями на дому или в медицинских учреждениях.
Обучающимся, нуждающимся в длительном лечении, признается:
В Перечень заболеваний внесены 60 групп наиболее часто встречающихся заболеваний у детей с указанием течения заболевания, препятствующих получению образования в условиях образовательной организации.
В письмах Минздрава РФ от 07.08.2018 № 05‑283, от 14.09.2016 № 15‑3/10/2‑5810 уточнено, что врачебная комиссия медицинской организации, в которой наблюдается ребенок, может принять решение о наличии у него медицинских показаний для обучения по основным общеобразовательным программам на дому, исходя из индивидуальных особенностей состояния здоровья, независимо от того, внесено ли заболевание в указанный перечень.
Кроме этого, все состояния, требующие соблюдения длительного (более месяца) постельного режима, после перенесенных травм, хирургических вмешательств должны быть отнесены к медицинским показаниям для обучения на дому.
Порядок организации обучения ребенка.
Дети, нуждающиеся в длительном лечении, могут обучаться (п. 2):
Основаниями для организации обучения ребенка, находящегося на длительном лечении, на дому или в стационаре являются заключение медицинской организации о проведении лечения или медицинской реабилитации продолжительностью более 21 дня (включая дневной стационар) и письменное заявление родителей (законных представителей) на имя руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность (ч. 5 ст. 41 Федерального закона № 273‑ФЗ, п. 3 Методических рекомендаций).
Согласно п. 3 Методических рекомендаций заключение медицинской организации о необходимости лечения или медицинской реабилитации ребенка составляется в произвольной форме с проставлением ее штампа или на бланке медицинской организации (при наличии), подписывается врачами-специалистами, участвующими в вынесении медицинского заключения, руководителем медицинской организации, заверяется личными печатями врачей-специалистов и печатью медицинской организации, в оттиске которой должно быть идентифицировано полное наименование медорганизации. В случае вынесения медицинского заключения врачебной комиссией медицинской организации заключение также подписывается членами и руководителем врачебной комиссии.
Обращаем внимание на то, что обучение ребенка, находящегося на лечении в медицинском стационаре кратковременно (менее 21 дня), осуществляется образовательной организацией по месту жительства, обучающимся которой он является (п. 3 Методических рекомендаций).
При этом если краткосрочное лечение ребенка в медицинском стационаре является одним из периодов в продолжительном лечении ребенка в различных медицинских организациях, осуществляющих лечение, реабилитацию и санаторно-курортное лечение, или на дому, то его обучение может быть организовано по одной из моделей организации обучения детей, находящихся на длительном лечении, с учетом преемственности и взаимодействия образовательных организаций, участвующих в организации обучения такого ребенка.
В пункте 4 Методических рекомендаций в соответствии со ст. 91 Федерального закона № 273‑ФЗ разъяснено, что образовательная деятельность (в том числе образовательная деятельность организаций, осуществляющих обучение длительно болеющих детей) подлежит лицензированию. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности на территории медицинских организаций.
Образовательная деятельность, осуществляемая образовательной организацией с обучающимися, находящимися на длительном лечении, на дому, не требует внесения изменений в уже действующую лицензию на образовательную деятельность.
Организация обучения детей в условиях медицинского стационара основывается на заключении договора между медицинской и образовательной организациями в соответствии со ст. 15 Федерального закона № 273‑ФЗ о сетевой форме реализации образовательных программ (п. 3 Методических рекомендаций).
При обучении ребенка в условиях медицинского стационара образовательная организация по его месту жительства обеспечивает постоянное взаимодействие с семьей обучающегося, нуждающегося в длительном лечении, а также с организациями, которые осуществляют его обучение в период нахождения на лечении в медицинском стационаре, реабилитационном центре и организации, осуществляющей санаторно-курортное лечение.
Согласно п. 5 Методических рекомендаций право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому имеют дети с заболеваниями, входящими в Перечень заболеваний, либо на основании решения врачебной комиссии медицинской организации, в которой наблюдается ребенок.
В последнем случае после выписки из медицинского стационара при необходимости продолжить обучение на дому родителям рекомендуется обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (далее – ПМПК) для получения статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья и рекомендаций по созданию специальных условий для его обучения.
Обучение ребенка.
Учебная нагрузка
Индивидуальный учебный план, расписание занятий, необходимые для реализации образовательной программы (п. 6 Методических рекомендаций):
Режим и продолжительность занятий определяются психофизическим состоянием ребенка с учетом рекомендаций лечащего врача, а также актуальными познавательными возможностями и ограничениями жизнедеятельности обучающегося.
Наиболее популярной организацией процесса обучения детей, находящихся на длительном лечении, является классно-урочная система обучения, при которой обучающиеся одного и того же возраста для проведения занятий группируются в небольшие коллективы, сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени, причем все обучающиеся работают над усвоением одного и того же материала по расписанию.
Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки на обучающихся установлен:
Формы обучения и организации образовательного процесса.
В Письме Рособрнадзора от 07.08.2018 № 05‑283 сказано, что для получения качественного образования для обучающихся на дому или в медицинской организации предусмотрены, например, сетевая форма реализации образовательных программ, реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и различные формы организации образовательного процесса (приходящий на дом учитель, дистанционное обучение, посещение уроков в школе).
Об актуальности электронного обучения и дистанционных образовательных технологий сказано в Методических рекомендациях по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий (приложены к Письму Минобрнауки РФ от 10.12.2012 № 07‑832).
Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 23.08.2017 № 816.
Справка об обучении и аттестация.
В пункте 9 Методических рекомендаций сказано, что по окончании длительного лечения госпитальная школа выдает обучающемуся, освоившему часть образовательной программы, справку об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому данной организацией, с результатами текущего контроля успеваемости по каждому учебному предмету.
Эта справка обязательна к приему и учету в образовательной организации по месту жительства обучающегося.
Образовательная организация по месту жительства обучающегося, в которую родителями (законными представителями) ребенка представлена справка об обучении, подтверждающая освоение им общеобразовательной программы в госпитальной школе, допускает обучающегося к промежуточной аттестации по соответствующим учебным предметам или засчитывает результаты обучения на основании указанного документа.
Промежуточная и итоговая аттестация (за исключением государственной итоговой аттестации) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность по месту жительства, в порядке зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, установленном локальным нормативным актом, на основании документа об обучении с текущими отметками по каждому учебному предмету, выдаваемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность, которая организует обучение детей на период их нахождения в медицинской организации (п. 8 Методических рекомендаций).
Согласно п. 10 Методических рекомендаций проведение государственной итоговой аттестации обучающихся, осваивающих образовательные программы основного и среднего общего образования в медицинских организациях или на дому, обеспечивает уполномоченный орган исполнительной власти в сфере образования того субъекта РФ, на территории которого находится медицинская организация или проживает ребенок, нуждающийся в длительном лечении.
Пунктом 44 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (утвержден Приказом Минпросвещения РФ № 189, Рособрнадзора № 1513 от 07.11.2018) и п. 53 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (утвержден Приказом Минпросвещения РФ № 190, Рособрнадзора № 1512 от 07.11.2018) предусмотрено проведение государственной итоговой аттестации в медицинских организациях, на дому. При этом основанием для организации экзамена является заключение медицинской организации и рекомендации ПМПК.
В Письме Минобрнауки РФ от 20.04.2018 № 08‑1051 «Об организации пункта проведения экзаменов на дому» разъяснено, что для создания специальных условий обучающемуся при организации сдачи им экзамена на дому участнику экзамена и (или) его родителям (законным представителям) необходимо вместе с подачей заявления на прохождение ГИА-9 (ГИА-11) представить заключение медицинской организации и копию рекомендаций ПМПК. На основании представленных документов орган управления в сфере образования обеспечивает организацию экзамена (экзаменов) для такого обучающегося на дому, а также все специальные условия, указанные в заключении ПМПК.
Выводы.
Появление документа, содержащего рекомендации по организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации, можно только приветствовать, поскольку он:
Надеемся, что вслед за данным документом появятся официальные разъяснения и уточнения контролирующих органов по соответствующим вопросам.
[1] Утверждены Минздравом РФ 17.10.2019, Минпросвещения РФ 14.10.2019.
[2] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».