обучение на протяжении всей жизни
Непрерывное образование как навык будущего
Способность к самообучению является одним из базовых навыков XXI века. В этой статье речь пойдёт о том, как не перестать развиваться после окончания школы и университета и сформировать у себя привычку непрерывного обучения.
Роль непрерывного образования
В современном мире для достижения успеха необходимо совершенствоваться каждый день. Учёба не заканчивается с получением аттестата или диплома — это процесс длиною в жизнь. Многие современные профессии требуют умения совершенствовать свои знания и навыки, следить за исследованиями, новыми разработками и прорывами в сфере. Концепция непрерывного обучения заключается в том, чтобы после окончания учебного заведения продолжать развиваться — и профессионально, и личностно, — так как полученные знания быстро устаревают.
Приучите себя к непрерывному обучению на протяжении всей жизни. Самый ценный актив, который у вас когда-либо будет, — это ваш интеллект и то, что вы вкладываете в него.
Брайан Трейси, эксперт в области саморазвития
3 закона непрерывного образования
Существуют три основных закона, помогающих оптимизировать мышление для непрерывного обучения:
Как развить привычку непрерывного обучения
Чтобы тянуться к знаниям всю жизнь без усталости и лени, необходимо изменить своё мышление. Конкретно — восприятие процесса обучения.
Совет 1. Будьте любознательны
Не воспринимайте ничего как должное. Задавайте вопросы, стремитесь к новому опыту и принимайте вызовы, которые бросает судьба. Сломавшийся чайник можно отправить в мусорку, а можно изучить его устройство и попробовать починить. Чем не научный челлендж?
Будьте открытыми ко всему новому!
Совет 2. Управляйте информацией
Источников знаний сотни. Ваша задача — научиться фильтровать информацию, а также быстро её структурировать. Для последнего отлично подходят ментальные карты.
Совет 3. Оптимизируйте процесс обучения
Чтобы учиться быстро и эффективно:
Совет 4. Отслеживайте прогресс
При непрерывном обучении достаточно легко потерять мотивацию. Помните, что результат не всегда сразу заметен.
Поэтому каждый вечер полезно задавать себе приблизительно такие вопросы:
Отвечая, вы сможете взвесить свой прогресс и наметить планы на будущее.
Сложности непрерывного образования
При всей очевидной необходимости, непрерывное обучение пока ещё не слишком популярно. Основные его сложности — это:
Lifelong learning: как использовать знания для карьерного развития
Cпециалист по развитию «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг»
Большинство взрослых людей обучаются чему-либо на протяжении всей жизни и являются, таким образом, lifelong learners. Они получают новые знания как для общего развития, так и для применения в работе. О том, какие знания нужны для карьерного роста и концепции lifelong learning, рассказывает специалист по развитию «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» («ФМСМ») Иван Черкашин.
Модель непрерывного обучения была описана в ХХ веке Эдуардом Линдерманом и получила популярность благодаря усилиям ЮНЕСКО. В 1972 году организация назвала модель обучения в течение всей жизни ключевой для развития личности, «залогом фундаментальных изменений общества в целом».
Любая информация, и профессиональная в особенности, быстро теряет свою актуальность: появляются новые ниши и специальности. Образовательный процесс в современном мире не заканчивается в момент получения диплома, а продолжается всю жизнь.
Умение учиться, эффективно распоряжаться своим временем, осознанно развивать карьерный трек и проявлять гибкость мышления — это ключевые навыки настоящих профессионалов. К тому же, для 69% взрослых студентов дополнительное обучение открыло новые жизненные перспективы.
Как образование трансформирует карьеру
Карьерные трансформации неразрывно связаны с процессом обучения. Человек может сам выбирать, какие направления ему ближе и открывать новые профессиональные возможности. В школе у каждого человека есть предметы, которые ему не нравятся.
Однако в зрелом возрасте все меняется: образование — это осознанный выбор.
Каждый лучше понимает, к чему склонен, и какие знания могут принести реальную пользу.
Из собственного опыта могу сказать, что когда я только устроился работать в «ФМСМ», то одновременно получал диплом по специальности международного управления. Этот опыт только усилил мое желание учиться дальше. В отдельных ситуациях я проходил курсы, чтобы тестировать рабочие гипотезы. А когда я понял, что хочу двигаться в сторону должности специалиста по развитию коммерческой организации, то получил сертификат эксперта по развитию эмоционального интеллекта.
Первая всероссийская премия в области AgroTech-решений. Участвуй сам или номинируй достойных!
Концепция lifelong learning как инвестиция в себя
Сотруднику нужно самому выбрать направление, в котором он хочет развиваться и строить карьеру. Важно постоянно расширять профессиональный кругозор и искать новые возможности для развития.
Из-за многообразия учебных программ иногда возникают сложности.В процессе человек может просто потерять мотивацию: при онлайн-обучении до конца курса доходят далеко не все поступившие. Этот процент часто составляет лишь 15%.
Чтобы обучение не стало бесполезной тратой времени и денег, прежде всего, задайте себе вопрос: какую цель вы хотите достичь, и что именно вам принесет этот курс.
При выборе курсов стоит провести исследование: изучить программы, методологический подход, обратить внимание на преподавателей и отзывы студентов. Если мнения учащихся делятся сплошь на положительные или отрицательные, то стоит отнестись к таким курсам с осторожностью. Лучший вариант при выборе места учебы — сарафанное радио. Спросите своих знакомых об их успешном образовательном опыте.
Наконец, существует еще один действенный способ получить новые знания и навыки — найти наставника. Можно выбрать эксперта в своей компании и обратиться к нему с просьбой поделиться собственным опытом, указать направление развития.
Lifelong learning через обучение других
Моя работа в «ФМСМ» относится к восточному региону (Сибирь, Дальний Восток). К текущей роли мне помог подготовиться тренерский клуб. Я побывал в городах своего региона — от Владивостока до Омска — и узнал специфику местного бизнеса, постоянно общаясь с командами. У нас происходил нетворкинг и обмен опытом: мое собственное развитие проходило через обучение других, через понимание специфики работы в каждом отдельном городе.
Существуют программы, которые не сразу приносят результаты, но в перспективе полезны с точки зрения эмоционального и интеллектуального развития.
Образовательные программы внутри компании помогают адаптироваться новым и развиваться действующим сотрудникам. Возьмем в качестве примера корпоративный образовательный портал. На этой платформе есть необходимые материалы для подготовки на стартовых позициях.
Причем это не скучный тренинг, а доступные интерактивные материалы, которые хорошо запоминаются. Для сотрудников портал постоянно открывает новые материалы: можно изучать модули не только по своей специализации, но и узнавать о других направлениях и брендах. Этот инструмент безусловно помогает профессионально развиваться, независимо от места работы и должности.
Роль компании в развитии карьеры
Специалисты выделяют вертикальные, горизонтальные и диагональные варианты развития карьеры. В вертикальном сценарии сотрудник растет за счет управленческой должности, в горизонтальном — развивается в рамках своей профессии, но не обязательно с повышением.
Диагональный рост самый стремительный, когда сотрудник одновременно получает новые возможности в рамках специальности и повышение по карьерной лестнице.
Чтобы выбрать подходящее место работы и построить свой карьерный путь, надо, прежде всего, понять, в чем вы сильны, и объективно оценивать свои амбиции и возможности.
Важно понять, что именно вы хотите (и не хотите) делать в своей работе, чтобы найти благоприятную обстановку для формирования социального, эмоционального и интеллектуального капитала.
PRAKTIK
Обучение на протяжении всей жизни
Lifelong Learning, обучение на протяжении всей жизни – это непрекращающееся получение и развитие знаний и умений, которое длится всю жизнь человека. Такое обучение может достигаться как формальными методами – получение образования, тренинги, наставничество, учебные курсы, повышение квалификации – так и неформальными, то есть путем извлечения нового опыта из самой жизни.
Lifelong Learning, обучение на протяжении всей жизни – это непрекращающееся получение и развитие знаний и умений, которое длится всю жизнь человека. Такое обучение может достигаться как формальными методами – получение образования, тренинги, наставничество, учебные курсы, повышение квалификации – так и неформальными, то есть путем извлечения нового опыта из самой жизни.
Lifelong Learning – это концепция непрестанного, добровольного поиска новых знаний, который вдохновляется как профессиональными, так и личными причинами. Подобный образ жизни способствует профессиональному росту и конкурентоспособности человека на рынке труда, и при этом является важнейшей частью личностного роста. При этом в масштабах страны массовое принятие этой концепции благотворно сказывается на формировании человеческого и интеллектуального капитала и его качестве, а тем самым помогает развитию экономики.
Концепция непрерывного обучения предполагает, что оно должно охватывать людей независимо от их возраста и сферы деятельности, и при этом предоставлять им возможности для реализации и развития абсолютно любых учебных интересов и предпочтений.
Стадии Lifelong Learning
Выделяют основные стадии непрерывного обучения, основанные на возрасте обучающихся.
Первая группа – обучающиеся возрастом от 6 до 24 лет. Они, как правило, обучаются в специальных образовательных учреждениях, от начальной школы до высших учебных заведений. Но этим дело не ограничивается, ведь помимо формального обучения, дети и молодые люди учатся и в собственной семье, участвуют в общественных организациях, общаются со множеством людей, вращаются в определенной культурной среде – все это представляет собой неформальное обучение, которое, наряду с формальным, закладывает основы интеллектуального, социального и эмоционального развития человека.
Вторая группа – это взрослые возрастом от 25 до 60 лет. Хотя формальное образование к этому времени, как правило, закончено, люди все же не прекращают обучаться. Они могут заниматься профессиональным развитием, как формально, так и неформально, получать дополнительное образование, заниматься научной работой, а кроме того, они обучаются, решая задачи своей рабочей и повседневной жизни, расширяя круг знакомств и кругозор, путешествуя, осваивая новые умения и заводя новые увлечения.
Третья группа – это обучающиеся старше 60 лет. В этот период жизни люди обычно получают прекрасную возможность посвятить себя своим интересам и увлечениям – это может быть социальная работа, путешествия, изделия ручной работы и многое другое. Пожилым людям необходимо чувствовать осмысленность своей жизни, именно поэтому так важна поддержка, которую общество могло бы оказывать их непрекращающемуся развитию и обучению.
Философия и содержание Lifelong Learning
Что же является содержанием Lifelong Learning? Условно можно выделить четыре основных направленности обучения: обучение знаниями, обучение умениям, обучение взаимодействию с другими людьми (разрешение конфликтов, развитие коммуникативных навыков, социализация, толерантность к иным культурам и так далее) и саморазвитие, что затрагивает все возможные сферы самосовершенствования – физическую культуру, интеллектуальное развитие, развитие эмоциональной компетентности и эстетической восприимчивости, наконец, духовность.
Таким образом, Lifelong Learning – это всестороннее развитие личности, с одной стороны, и способ содействия развитию всего общества, с другой.
Особенности Lifelong Learning
Хотя традиционное, формальное обучение является очень значительной частью концепции, особое значение для нее имеют такие виды обучения, как самостоятельное и неформальное.
По сути, вся жизнь человека представляет собой неформальное обучение. Оказываясь в самых различных ситуациях, встречая на своем пути самых разных людей и завязывая с ними те или иные отношения, приобщаясь к родной культуре и изучая чужие, разрешая разнообразие встающих перед ним проблем, человек обучается. Он приобретает новые ценности, установки, взгляды, знакомится с разными точками зрения, открывает для себя новые проблемы, приобретает новые знания и овладевает новыми умениями. Все это в огромной степени и составляет суть непрерывного обучения.
Lifelong Learning непредставимо без личной мотивации каждого обучающегося. Концепция предполагает, что обучение происходит добровольно, и никто, кроме самого человека, не несет за него ответственности. Поэтому очень большую важность имеют личностные черты каждого – возможно, только потенциального – обучающегося, и главное – его желание учиться. Интересно, что причин материального характера недостаточно, чтобы заставить людей учиться. Необходимо, чтобы им был приятен и интересен сам процесс обучения, а не только его возможные результаты.
А поскольку дело обстоит именно так, и в силу того, что каждый сам ответственен за непрерывное обучение, то оно происходит в подавляющем большинстве случаев за счет самих обучающихся, при минимальной поддержке государства.
И еще одна отличительная черта Lifelong Learning, как уже упоминалось выше, состоит в том, что оно открыто для всех, независимо от возраста обучающихся.
Lifelong Learning – это концепция непрестанного, добровольного поиска новых знаний, который вдохновляется как профессиональными, так и личными причинами. Подобный образ жизни способствует профессиональному росту и конкурентоспособности человека на рынке труда, и при этом является важнейшей частью личностного роста. При этом в масштабах страны массовое принятие этой концепции благотворно сказывается на формировании человеческого и интеллектуального капитала и его качестве, а тем самым помогает развитию экономики.
Концепция непрерывного обучения предполагает, что оно должно охватывать людей независимо от их возраста и сферы деятельности, и при этом предоставлять им возможности для реализации и развития абсолютно любых учебных интересов и предпочтений.
Стадии Lifelong Learning
Выделяют основные стадии непрерывного обучения, основанные на возрасте обучающихся.
Первая группа – обучающиеся возрастом от 6 до 24 лет. Они, как правило, обучаются в специальных образовательных учреждениях, от начальной школы до высших учебных заведений. Но этим дело не ограничивается, ведь помимо формального обучения, дети и молодые люди учатся и в собственной семье, участвуют в общественных организациях, общаются со множеством людей, вращаются в определенной культурной среде – все это представляет собой неформальное обучение, которое, наряду с формальным, закладывает основы интеллектуального, социального и эмоционального развития человека.
Вторая группа – это взрослые возрастом от 25 до 60 лет. Хотя формальное образование к этому времени, как правило, закончено, люди все же не прекращают обучаться. Они могут заниматься профессиональным развитием, как формально, так и неформально, получать дополнительное образование, заниматься научной работой, а кроме того, они обучаются, решая задачи своей рабочей и повседневной жизни, расширяя круг знакомств и кругозор, путешествуя, осваивая новые умения и заводя новые увлечения.
Третья группа – это обучающиеся старше 60 лет. В этот период жизни люди обычно получают прекрасную возможность посвятить себя своим интересам и увлечениям – это может быть социальная работа, путешествия, изделия ручной работы и многое другое. Пожилым людям необходимо чувствовать осмысленность своей жизни, именно поэтому так важна поддержка, которую общество могло бы оказывать их непрекращающемуся развитию и обучению.
Философия и содержание Lifelong Learning
Что же является содержанием Lifelong Learning? Условно можно выделить четыре основных направленности обучения: обучение знаниями, обучение умениям, обучение взаимодействию с другими людьми (разрешение конфликтов, развитие коммуникативных навыков, социализация, толерантность к иным культурам и так далее) и саморазвитие, что затрагивает все возможные сферы самосовершенствования – физическую культуру, интеллектуальное развитие, развитие эмоциональной компетентности и эстетической восприимчивости, наконец, духовность.
Таким образом, Lifelong Learning – это всестороннее развитие личности, с одной стороны, и способ содействия развитию всего общества, с другой.
Особенности Lifelong Learning
Хотя традиционное, формальное обучение является очень значительной частью концепции, особое значение для нее имеют такие виды обучения, как самостоятельное и неформальное.
По сути, вся жизнь человека представляет собой неформальное обучение. Оказываясь в самых различных ситуациях, встречая на своем пути самых разных людей и завязывая с ними те или иные отношения, приобщаясь к родной культуре и изучая чужие, разрешая разнообразие встающих перед ним проблем, человек обучается. Он приобретает новые ценности, установки, взгляды, знакомится с разными точками зрения, открывает для себя новые проблемы, приобретает новые знания и овладевает новыми умениями. Все это в огромной степени и составляет суть непрерывного обучения.
Lifelong Learning непредставимо без личной мотивации каждого обучающегося. Концепция предполагает, что обучение происходит добровольно, и никто, кроме самого человека, не несет за него ответственности. Поэтому очень большую важность имеют личностные черты каждого – возможно, только потенциального – обучающегося, и главное – его желание учиться. Интересно, что причин материального характера недостаточно, чтобы заставить людей учиться. Необходимо, чтобы им был приятен и интересен сам процесс обучения, а не только его возможные результаты.
А поскольку дело обстоит именно так, и в силу того, что каждый сам ответственен за непрерывное обучение, то оно происходит в подавляющем большинстве случаев за счет самих обучающихся, при минимальной поддержке государства.
И еще одна отличительная черта Lifelong Learning, как уже упоминалось выше, состоит в том, что оно открыто для всех, независимо от возраста обучающихся.
Lifelong education: зачем учиться всю жизнь
Сама необходимость учиться постоянно появилась в связи с кардинальными изменениями на рынке труда: если не обновлять свои знания, вероятность со временем стать невостребованным существенно повышается. Какие основные тенденции наблюдаются на рынке обучения и труда?
Процент занятых на фрилансе работников во всех странах мира растет. Эти люди охотнее вкладываются в свое дополнительное образование, что не может не отражаться на обычных офисных сотрудниках, которые начинают чувствовать себя неуверенно на своем месте. Независимо от типа занятости всем работникам теперь необходимо:
Изменение роли второй карьеры
Ранее был распространен стереотип о том, что на получение второй специальности идут некие «сбитые летчики» — некогда успешные специалисты, которые по каким-то причинам остались без работы и долго не могут найти новую. Сейчас это нормальный путь для любого человека.
Первое высшее образование обесценилось: часто его получают не столь осознанно, оно далеко не всегда определяет дальнейший путь, но дает понимание, как учиться, обучает системному мышлению и некоторым другим полезным навыкам.
Принцип из «Алисы в Зазеркалье»: чтобы остаться на месте, нужно бежать, чтобы куда-то попасть — нужно бежать в два раза быстрее.
Сейчас нужно постоянно двигаться и учиться чему-то новому, даже чтобы просто сохранить свою позицию, не говоря уже о карьерном росте.
Невыгодность для компаний стабильности сотрудников
Под любой новый проект выгоднее и быстрее нанять отдельную команду с соответствующими компетенциями на срок его реализации, после чего всех распустить.
Пенсии как формат некой будущей страховки уходят в прошлое. Все больше людей понимают, что работать они будут до «победного конца». Тут играет роль общая тенденция к старению населения: по данным Всемирной организации труда, через 10 лет средний возраст каждого работника в мире составит 41 год. И компаниям будут действительно необходимы эти люди, только если они обладают всеми необходимыми навыками.
Необходимость в гибридных работниках и построении гибридных карьер
Многим людям для работы теперь необходимы новые навыки, например, умение программировать и знания в области Data Science.
Когда мы говорим про точки роста в экономике, они всегда находятся не в одной отрасли, а в смежных: биотехнологии, агротехнологии.
С момента появления в 2008 году первых проектов, дающих возможность учиться дистанционно, онлайн-сервисы меняют подход к образованию и дают к нему доступ практически каждому. Примеры таких проектов: Khan Academy, Udemy, Coursera, Ecole 42, в России — «Школа 21».
Ошибки в выборе будущей карьеры
Раньше все хотели отдавать детей на факультеты экономики и управления. Однако чем ребенок после этого будет заниматься, понималось слабо. Сейчас опросы показывают, что 95% родителей хотят, чтобы их дети стали программистами.
При этом самая большая зарплатная динамика — совсем не в IT-области, а в сельском хозяйстве, которое считается среди российских родителей наименее привлекательной отраслью. Они просто не понимают, что новые технологии совсем скоро кардинально изменят эту сферу и сделают ее специалистов перспективными.
Появление новых профессий
По прогнозам, через 10—30 лет будут востребованы:
Также остаются востребованными (и будут по крайней мере еще в течение ближайших десяти лет) учителя, менеджеры по продажам и рекрутеры.
При этом совсем скоро появится и множество совершенно новых профессий:
Изменение форм образования
В классическом понимании системы образования существует бакалавриат, магистратура, далее некоторые идут в бизнес-школу, после чего следует так называемое executive education. Внутри существуют разные формы — оффлайн, онлайн, mixed- или blended-образование. Кроме этого, могут быть различные профессиональные сертификации.
Сейчас это считается устаревшей моделью, потому что меняется отношение к диплому как к некоторой ценности. На первый план выходят профессиональные компетенции, которые вы можете применить. Кроме этого, становятся востребованными формы микрообучения, позволяющего выбрать из нескольких курсов разные тематические топики и собрать интересный курс персонально под себя и свои потребности.
Новый подход к сертификатам
Различные университеты и онлайн-проекты практикуют так называемые сертификаты мастерства или skill-сертификаты, которые зачастую важнее, чем ваш классический диплом. Вполне вероятно, будущее — не за одним дипломом условной бизнес-школы, а за набором таких сертификатов.
Более гибкий процесс образования
Сейчас популярен такой формат обучения, в котором помимо стандартной модели учитель — студент, присутствует и модель студент — студент. Она проявляется через дискуссии, проверку учащимися друг друга, совместные проектные работы. Внедрение в учебный процесс практических кейсов иногда делает общение с однокурсником полезнее, чем с профессором.
Нужно искать impact-возможности
Каждые несколько лет появляются новые прорывные технологии. Они становятся своеобразными бифуркационными точками, кардинальным образом меняющими экономику. Сейчас это все, что связано с:
Уже сейчас надо научиться обнаружению подобных impact-точек, а также попробовать так или иначе связать свою рабочую деятельность с ними, чтобы в будущем повысить свою «стоимость» как профессионала и заниматься чем-то действительно важным и интересным.
Изменение подхода к людям на рынке труда
Раньше кандидатов искали, оценивали, выбирали из них самых талантливых, и уже далее с ними продолжали сотрудничество. Теперь же главный подход заключается в поиске условий для эффективного обучения каждого отдельно взятого человека. И это очень позитивная тенденция: значит, каждый сможет найти для себя приемлемый подход и подходящую программу, чтобы освоить те или иные компетенции.
Рост потребности в креативных и универсальных сотрудниках
В 2016 году креативность в топ-10 навыков будущего занимала 10-е место, в 2020 году она переместилась на 3-е. Креативный подход, как умение объединять знания, видеть задачу под разными углами, будет необходимо практически всем специалистам. На первом месте среди компетенций будущего находится критическое мышление.
Раньше, говоря о востребованных людях, употребляли аббревиатуру STEM (Science, Technology, Engineering, Maths — «наука», «технологии», «инженерия» и «математика»), то сейчас это превратилось в STEAM: добавилось «А», что означает «Art».
Интересно, что необходимость в некоторых навыках постепенно снижается: если в том же 2016 году умение убеждать и вести переговоры было очень востребовано, то сегодня эта тенденция постепенно меняется, так как все больше решений в будущем будут делаться на основе анализа данных.
Топ-5 областей для развития: