обучение на католического священника в россии
Как становятся католическими священниками?
Когда мы выбираем будущую профессию, то чаще всего думаем о ее востребованности на рынке труда. Иногда следуем за своей мечтой или семейными традициями. А как человек принимает решение посвятить свою жизнь служению Богу?
За массивными воротами — иная жизнь. Со своими правилами и законами. Не сразу решаюсь войти. Кажется, не до конца понимаю, куда иду и как себя надо вести, а уж тем более о чем говорить. Пришлось долго думать и над тем, что надеть. Но все-таки переступаю порог. И оказываюсь в тихом ухоженном дворе со множеством цветов.
Меня встречает молодой человек в длинной черной рясе. В жару это первое, что бросается в глаза. В доброжелательной улыбке и немного вопросительном взгляде читаю: “Какими судьбами?”. Понятно, что сюда не каждый день приходят девушки, поэтому сразу объясняю цель визита. Светлые желто-белые стены, стенд с наградами и фотографиями, крутая лестница. Подняться по ней на каблуках — уже испытание. Наконец оказываемся в одной из комнат. Мне здесь все нравится — большое окно, диван, “домашний” стол и чашка ароматного кофе с конфетами. Так здесь встречают гостей.
В Гродненской духовной семинарии молодые священники учатся шесть лет. Как и обычные студенты, сдают сессию: зимой и весной. Их так же “мучают” на экзаменах, за неуспеваемость могут и отчислить. Практику проходят в приходах епархии, участвуют в паломничествах.
За годы учебы клирики (так здесь называют студентов) изучают философию, теологию, психологию, этику, духовную музыку, иностранные языки (латынь, греческий, английский, итальянский, польский), специальные предметы. Много времени проводят, читая молитвы, изучая Священное писание, жития святых, труды отцов церкви. День будущих священников начинается в половине седьмого утра. Утренняя молитва. Потом завтракают и к 9 часам идут на занятия — около пяти пар, каждая по 45 минут. После обеда есть два часа свободного времени. Клирики имеют возможность заниматься спортом. В семинарии есть своя футбольная команда, игроки которой гордятся своими победами. Организована музыкальная группа, которая выпустила уже не один диск. В шесть вечера снова молитва — перед ужином, а в полдесятого — еще одна, вечерняя. Ложатся спать около одиннадцати часов вечера.
По мнению отца Яна Радюка, быть священником — это не профессия. В строительной или любой другой отрасли люди выбирают. Здесь же все связано с призванием. А дает его только Бог.
— Как говорил блаженный Папа Ян Павел II: “Призвание — это дар и тайна. Дар, который нам дает Бог, и тайна, к которой прикасается человек”, — говорит отец Ян.
Но как почувствовать в себе эту силу, как понять, что это твой путь, и не пропустить знак судьбы? По мнению отца Яна, молния с неба не бьет — все намного проще. В какой-то момент человек понимает, что нужен именно здесь.
— Каждое воскресенье с восьми лет я ходил с родителями в костел, — рассказывает священник. — Со временем начал понимать, что это моя дорога. Трудно сказать о каком-то определенном моменте, когда я почувствовал голос Божьего призвания. Это все приходит само, в нужное время.
Сила воли равна силе веры
Денис Бразинский — один из семинаристов. Учится на четвертом курсе, до вступления на путь веры говорил всем, что пойдет в цирковое училище. Чтобы не приставали ни с вопросами, ни с советами. Такой выбор — дело очень личное.
— Никому не рассказывал, где собираюсь учиться, — говорит Денис. — Ни учителям, ни знакомым. Мне была неприятна реакция людей после того, как они узнавали о моих планах. Когда поступал в 2009 году, на первом курсе было 14 человек, сегодня осталось всего 6. Многие уходят — не выдерживают. Кстати, после окончания первого курса обучения студент может взять академический отпуск. Целый год он живет дома, общается с друзьями. За это время он должен определиться, понять и выбрать правильный путь.
Учеба в семинарии — это не совсем жизнь за высоким забором. Гулять по городу студенты могут два раза в неделю. Что же касается гостей, то их здесь рады видеть хоть каждый день. Правда, звонить родным и друзьям приходится с таксофона, мобильника в кармане будущего священника не найдешь. Но как альтернатива в компьютерном классе есть интернет. Первые два года студенты семинарии ходят в обычных костюмах, привезенных из дома, а вот начиная с третьего носят рясу. Клирики негативно относятся к алкоголю, да здесь это просто запрещено. Что же касается курения, то поблажки есть. На территории семинарии для этого специально отведено место. Как объяснил отец Ян, запретить курить человеку, когда он зависим, сложно. Но в семинарии делается все для того, чтобы помочь молодым людям избавиться от вредной привычки.
Первым делом — самолеты
Признаться, я не могла не задать свой главный вопрос: а как же прогулки под луной с девушками? Как же звонки по пять раз в день и SMS на ночь? Наверное, мне сложно это понять, тем более когда видишь перед собой красивого юношу.
— Да, у меня до поступления в семинарию была девушка, — признается Денис. — Но здесь важно понять другое: ты выбираешь этот путь, а значит, принимаешь все, что он с собой несет. Ты должен смириться, понять, является ли твой выбор осознанным. Если ты тверд в решении, все дается намного легче.
Не буду лукавить, обычному человеку понять и принять такое сложно. Тем более что ты погружаешься в здешнюю жизнь всего на два часа. Но одно понимаешь точно: священники — сильные люди.
Гродненская высшая духовная семинария была основана в 1990 году архиепископом Тадеушем Кондрусевичем. За 22 года существования она выпустила более двухсот священников, которые работают в епархиях Беларуси, России, Украины и Казахстана. Семинария имеет статус высшего учебного заведения, однако порядок поступления сюда несколько проще, чем в обычный вуз. Абитуриентам необходимо лично подать документы, причем в списке не только аттестат, военный билет, медицинская справка, но и свидетельства о крещении, венчании родителей, а также характеристика от настоятеля местного прихода. Потом абитуриент сдает экзамен в форме тестирования, которое включает в себя основные вопросы Катехизиса, учения Католической церкви и Святого Писания. Этот тест дает возможность человеку разобраться, туда ли он пришел. Причем задания состоят из таких вопросов, ответы на которые должен знать верующий человек.
По словам отца Яна, нельзя точно сказать, каков “план ежегодного набора” студентов-семинаристов. Это может быть и три студента, и двадцать. Ведь никто не может знать, сколько именно молодых людей услышат голос свыше.
Где учатся на священника
Приходя в церковь, мы можем помолиться Богу, отдохнуть душой и подумать о вечном. Можно спросить мудрого совета у батюшки. Но как становятся священниками, кому это доступно, и где получить необходимое образование, об этом знают не все.
Краткая история
Православие – третье по количеству сторонников направлением христианства (после католицизма и протестантизма), его исповедует свыше 225 миллионов человек во всем мире. С апостольских времен была единая церковь, но в 1054 году произошел Великий раскол, и верующие разделились на католиков и православных.
Впоследствии христианство знавало разные времена, например, в СССР агрессивно пропагандировался атеизм и служителям культа зачастую приходилось проводить обряды тайно, чтобы об этом не узнали власти.
Так, в 30-е годы XX века все семинарии были закрыты, послабления произошли только во время Второй мировой войны, когда руководство страны было вынуждено признать необходимость веры человека в Бога.
Описание профессии
По устоявшейся традиции священство состоит из трех ступеней:
*Христианское учение предполагает наличие семи таинств:
Духовенство подразделяется на черное и белое. К черному относятся монахи и епископы; диаконы и священники могут монашествовать или быть белыми (женатыми) при условии вступления в единственный брак еще до рукоположения.
На каких специальностях лучше учиться
Система православного образования в России разветвлена и имеет ряд уровней:
Учиться на священника можно в высших духовных заведениях: семинариях (квалификация «бакалавр»), академиях и университетах (магистры и аспиранты). В современных духовных семинариях будущие священники проходят обучение по таким основным направлениям:
Требования к абитуриентам семинарий отличаются от стандартных критериев, которым должны соответствовать поступающие в обычные вузы. В духовные высшие учебные заведения принимаются только крещенные православные мужчины в возрасте от 18 до 35 лет, имеющие аттестат об окончании средней школы или диплом колледжа (университета) и воцерковленные. Они должны быть холосты или женаты первым браком.
Длительность обучения в семинарии составляет 4 года, в некоторых заведениях учащегося принимают на первый курс только после освоения годичной подготовительной программы. В магистратуре учатся 2 года, после чего пишут магистерскую диссертацию. Аспиранты обучаются 3 года в духовных академиях и получают кандидатскую степень, защитив научный труд.
Лучшие вузы для обучения
В структуре Русской православной церкви (РПЦ) действует 55 семинарий, расположенных в России, Украине, Беларуси, Молдове, Латвии, Узбекистане и Казахстане. Учатся семинаристы также в США и Франции.
К самым крупным духовным учебным заведениям относятся:
Также духовное образование можно получить в православных университетах:
Теологов для культурно-просветительской, духовной, педагогической деятельности готовят также в некоторых светских вузах, например, в Псковском государственном университете, Дальневосточном федеральном университете, Казанском (Приволжском) федеральном университете.
Обязанности на работе
Основной задачей священника является проведение религиозных обрядов, которые могут быть:
Кроме основных, священнослужитель выполняет еще ряд функций. Он исповедует желающих, причащает их, разъясняет церковные учения во время огласительных бесед. Для повышения авторитета веры и привлечения новых прихожан он проводит большую просветительскую работу в виде встреч с людьми, организации деятельности церковного хора, воскресной школы, поддержки паломничеств и крестных ходов.
Чтобы привлекать молодежь и соответствовать современным тенденциям, многие издают христианские газеты и ведут веб-сайты или блоги соответствующей тематики. Также организовываются массовые мероприятия (выставки, встречи, походы, соревнования) и ведется активная социальная работа, направленная на помощь нуждающимся людям. Не следует забывать и о хозяйственных функциях батюшки: ремонт, строительство и наведение порядка на территории храма.
Кому подходит
Священником может быть глубоко верующий человек, готовый посвятить свою жизнь служению богу и помощи людям. Редко кто приходит на эту стезю из меркантильных побуждений, обычно это происходит по зову сердца. От православного батюшки требуется наличие таких личных качеств:
Есть ряд физических ограничений для кандидатов на рукоположение:
Перечень ограничений социального характера:
Христианскому священнику нужно обладать жизненной мудростью, а также навыками педагога и психолога. Зачастую приходится общаться с больными, отчаявшимися или агрессивными прихожанами, и для каждого необходимо найти нужные слова поддержки и успокоения. Невозможно просто выполнять функции пресвитера, нужно действительно всем сердцем служить людям.
Сколько получают
Священничество не относится к профессиям в традиционном их понимании, поэтому и фиксированной зарплаты как таковой у культовых служителей нет. Однако, несмотря на то что в Библии сказано, что работа пастыря должна быть безвозмездной, все-таки финансовое вознаграждение батюшки получают. Церковь в России живет на пожертвования благотворителей, средства от оплаты прихожанами проведенных треб и доход от продажи церковного инвентаря (икон, свеч, крестиков). Часть собранных денег идет на нужды храма (ремонты, коммунальные услуги, епархиальный налог, содержание автотранспорта, оплата обслуживающего персонала), а из оставшихся выплачивается вознаграждение пресвитеру.
В небольших приходах сборы невелики, поэтому батюшки часто получают 15–25 тысяч рублей в месяц и вынуждены держать подсобное хозяйство, чтобы прокормиться. В больших храмах столицы и крупных городов, а также в туристических центрах в высокий сезон заработок служителей гораздо выше и может достигать 150–200 тысяч рублей. Правда, и получить место там очень непросто, зачастую требуются связи и деньги.
Как построить карьеру
Учитывая то, что работа священника – это служение, большинство о карьере не особо задумывается. Многим важно, что их уважают люди, прислушиваются к их слову и совету. Но все-таки, зарекомендовав себя с лучшей стороны, можно получить перевод в более перспективный приход или на преподавательскую работу в духовную семинарию. Если же пресвитер, кроме обычной работы, монашенствует, продолжает обучение, занимается наукой, то он может со временем быть рукоположенным в епископы и стать частью церковной элиты, но дело это непростое.
Перспективы профессии
Если человек не мыслит себя без веры и служения богу, то эта профессия сама его выберет. В современной России после распада СССР продолжается рост интереса к православию, открываются новые храмы, возрождена сеть духовных семинарий и академий. Для них требуются грамотные молодые люди с твердой верой, которые смогут нести слово Божье в массы.
Автор: Алексей Кузнецов
«Мне достаточно того, что имею»: сколько зарабатывает священник РПЦ
В Подмосковье
Наш новый герой служит в церкви. Он рассказал, почему священники страдают от выгорания и как он с этим справляется, сколько зарабатывает и какие дополнительные источники дохода бывают у духовенства, как священнослужители могут потерять место работы и так ли часто встречаются батюшки на очень дорогих автомобилях.
Дискуссия в комментариях вышла настолько содержательной, что врывается в текст
Под этим материалом герой открыто и подробно отвечает на вопросы читателей, и некоторые из его ответов нам кажутся важными дополнениями к его рассказу, поэтому мы добавили их в текст — вы увидите их на таких же вставках, как эта.
Образование
Я вырос в хорошей, но не религиозной семье. У нас не принято было регулярно ходить в храм или молиться дома. А меня уже в юношестве привлекали «помогающие» профессии: хотелось стать либо врачом, либо священником. В 14 лет я решил, что после школы пойду в семинарию. В старших классах алтарничал — помогал при богослужениях в алтаре в одном из подмосковных храмов. Алтарничать перед семинарией обязательно: без рекомендации настоятеля храма и благочинного округа поступить на учебу невозможно. Я познакомился с замечательными священниками Москвы и области, которые всей своей жизнью показывали пример жертвенного служения. Думаю, общение с ними и стало определяющим фактором при выборе профессии. В то же время это было и мое личное, осознанное решение.
В семье поначалу без энтузиазма отнеслись к моему выбору. Но когда родители поняли, что он окончательный, от меня отстали. Очень им благодарен, что не стали препятствовать дальше.
Чтобы подать документы на поступление в семинарию, необходимо пройти собеседование в Новодевичьем монастыре: тут с абитуриентами знакомится ректор, благочинные и другие важные лица. Сегодня для поступления нужны результаты ЕГЭ, также проводятся внутренние экзамены. Важны не только твои знания, но и стремление, желание служить Богу и людям. Узнать это в формате обычных вступительных испытаний непросто, поэтому при поступлении абитуриенты около недели живут в семинарии и проходят различные послушания, сдают экзамены, ходят на службы, общаются с преподавателями. Всего во время поступления проходишь 4—5 собеседований. По крайней мере, так было до прошлого года: слышал, в этом собираются что-то менять, но что именно — не знаю.
В семинарии я провел пять лет. Там ты живешь в мужском коллективе и учишься. У нас были профильные предметы: литургика, догматическое и нравственное богословие, история Церкви, экзегетика Ветхого и Нового Заветов, греческий и латынь, патрология. Были и светские предметы: риторика, история России, английский, психология, пение и другие. Еще мы выполняли различные послушания: убирали снег на улице, чистили в трапезной картошку, алтарничали, убирались в храме и так далее. Нам платили стипендию — около двух тысяч рублей, круглым отличникам больше.
Домой разрешалось выезжать раз в месяц, после лекций в субботу, а в понедельник утром нужно было возвращаться на занятия. Каникулы были после Рождества Христова — около пяти дней, три-четыре дня после Пасхи и летом — месяц-полтора.
была стипендия в семинарии
Люди идут в священники по разным причинам. Некоторые выбирают этот путь, потому что отец священник — есть связи и возможность в дальнейшем стать настоятелем большого прихода. Но таковых, слава Богу, меньше. Намного больше тех, кто служит по призванию.
Если у тебя нет призвания, то ты, возможно, станешь требоисполнителем, но не священником. Требоисполнителями называют тех, кто делает что положено и как положено, но без души, лишь бы сделать. Зачастую такой священник после службы тут же убегает из храма, не хочет тратить свое время на общение с прихожанами. Все по минимуму. Таких сразу видно.
В семинарии я встречал студентов, которые, отучившись несколько лет, уходили, так как понимали, что лучше быть хорошим прихожанином, чем плохим священником. Это честно и правильно.
Наша священническая «карьера» вполне предсказуема. Если во время обучения ты не успел жениться и рукоположиться, то есть стать священником, то на пятом курсе администрация семинарии распределяет тебя в храм чтецом — это первая степень церковнослужителя. Ты остаешься на этой должности до тех пор, пока не женишься и не рукоположишься либо не станешь монахом. Женитьба — обязательное условие для священника. У меня есть несколько знакомых, которые уже лет пять служат чтецами, так как до сих пор не женаты, но и в монастырь не хотят.
После семинарии всех обязательно приписывают к конкретному храму: указ о назначении на приход выдают на выпускном вместе с дипломом. Обычно после учебы тебя отправляют туда, откуда ты пришел. Например, я поступал в семинарию от храма в своем городе и вернулся туда же. Но бывают и исключения: во время обучения в семинарии студент может познакомиться с преподавателями из других благочиний и по договоренности перейти в другой район.
получал в чине чтеца в подмосковном храме
После семинарии я женился и довольно скоро стал диаконом — это первая степень священнослужителя. Диакон помогает священнику и епископу совершать службу, он украшает богослужение, благодаря ему оно становится более торжественным. Также диаконы преподают в воскресных школах, проводят беседы с людьми перед Крещением. При этом ни одно из семи Таинств — крещение, миропомазание, исповедь, причащение, елеосвящение, или соборование, венчание и священство — они совершать не могут.
Более шести лет назад меня рукоположили в священники. Я ощущаю себя на своем месте: мне нравится помогать людям, приятно видеть, как человек постепенно меняется, меняется его жизнь, его семья. Понимаешь, что это Бог твоими грешными руками помогает и отвечает людям на их просьбы.
Суть профессии
Также любой священник должен быть хорошим психологом, утешать, поддерживать, зачастую помогать решать вполне себе земные проблемы. Например, у прихожан бывают вопросы о том, как наладить отношения с родителями, как привести ребенка в храм, где и как найти себе жену или мужа и так далее. Приходят с проблемами, связанными с работой или ее отсутствием, советуются по поводу отношений с начальством и коллегами. И, конечно, обращаются, если болеет или умирает близкий человек.
На мой взгляд, нормальный священник не будет заниматься бытовыми вопросами прихожан: подсказывать, какой марки купить машину, в какой цвет покрасить волосы, где в доме забить гвоздь, куда поехать отдохнуть. К сожалению, некоторые и сюда свой нос суют и заставляют своих духовных чад спрашивать у них на все разрешение. А по моему мнению, священник должен «воспитать» прихожанина свободным, чтобы он не прибегал со всякими мелочными вопросами, умел сам организовать свою религиозную жизнь и нести за это ответственность.
У священника есть и прямые обязательства: совершать службы, причащать, венчать, крестить, исповедовать и так далее. Самое радостное для меня — венчать и крестить тех, кто знает, зачем им это нужно, а не просто «чтобы не развестись» и «чтобы Бог защищал».
Сложнее всего отпевать, особенно в моргах, где бывает по пять-шесть отпеваний подряд и на каждое дают минут 15—20. А если стоит жара, то при всем старании работников морга запах тления все равно просачивается повсюду. Все на потоке, никто ничего не понимает, всем бы только закончить побыстрее. Это самое тяжелое: видишь, что никому ничего не нужно, просто «отмахал кадилом» и все.
Как и врачи с учителями, мы подвержены выгоранию.
Это происходит из-за большого потока людей, которые приходят со своими бедами, слезами, горем, и ты так или иначе погружаешься в их трудности. Конечно, со временем приобретаешь профессиональную привычку «стряхивать» с себя эти проблемы при выходе из храма. Но когда с этим сталкиваешься изо дня в день, из года в год — это тяжело. Растет раздражение, появляется апатия, сложно восстановить силы. Об этом нужно не забывать и заранее принимать меры.
Помогает духовная жизнь, молитва, консультация с более опытным священником, собственная исповедь. В нашей епархии есть хорошая традиция ежегодной исповеди в Новодевичьем монастыре во время Великого Поста. Ее принимают опытные священники, которые служат в храмах Московской епархии более 30 лет. Лично мне такие исповеди очень помогают.
Только после трех-четырех лет служения я понял, зачем нужен отпуск в 28 календарных дней. Раньше уходил всего на две недели, и этого было достаточно. Хороший отдых, качественное время, проведенное с близкими, дает силы. Мир в семье священника очень важен. Когда в тылу надежно, на фронте все хорошо.
Еще тяжело понимать, что твой КПД очень низкий: как бы ты ни старался, как бы ни проповедовал, все равно не сможешь заставить человека поверить в Бога, ходить в храм и меняться. Реально действуют только слова, подтвержденные твоей собственной жизнью. И то не сразу, а со временем. Но ты должен сеять, а взрастет семя веры в сердце человека или нет — это от тебя не зависит.
Место работы
Более пяти лет я служу в подмосковном храме. Он не городской, но и деревенским его сложно назвать — у нас микрорайон. Молодежи до 25 лет к нам приходит мало, людей среднего и старшего поколения, пенсионеров — побольше. Крестины, как и венчания, проводятся нечасто, так как у нас не город.
В Церкви своя строгая иерархия. Как правило, границы областей совпадают с границами епархий, каждой епархией управляет епископ, который также может награждаться званием архиепископа или митрополита. У нас это митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий — один из старейших епископов в Русской Православной Церкви, он управляет Московской епархией с 1977 года.
Обычный священник видит своего управляющего епископа очень редко: когда рукополагается или чем-то награждается. Наград у священнослужителей много: есть богослужебные, есть общецерковные. Богослужебные дают за выслугу лет, общецерковные — за деятельность. Например, если священник помимо службы несет какие-то административные послушания или возглавляет отдел в епархии, ему могут дать грамоту или орден.
В каждом районе есть благочинный — он следит за порядком во всех местных храмах, смотрит, чтобы функционировали все епархиальные отделы, решает конфликты в приходах, общается с администрацией города. В реальной жизни все зависит именно от него: если у тебя сложились отношения с благочинным, то все будет более-менее хорошо. В противном случае бывает плохо, так как в его власти перевести священника в другой храм, снять настоятеля с должности, запретить его в служении. Причем даже если ты хороший, исполнительный священнослужитель, но чем-то не понравился благочинному, могут начаться проблемы. Это не всегда так, но бывает. Я знаю случаи, когда в соседние районы приходили новые благочинные и в скором времени там начинали менять настоятелей приходов, переводить священников на другие места служений.
Вообще священник довольно уязвим, у него мало средств защиты от благочинного и архиерея. Тут все как в миру. С той лишь разницей, что если ты, например, бухгалтер и тебя выгнали из одного офиса, то ты можешь пойти в соседний. У нас не так.
Если священника запретят в служении, то он потеряет возможность служить, а значит, и зарплату.
Есть три вида прещения, то есть церковного дисциплинарного наказания:
Заштатного и запрещенного священника обычно прикрепляют к какому-то другому приходу или монастырю, где он несколько лет служит как обычный чтец. Ему платят зарплату, но в разы меньше, и он не может совершать треб, то есть лишается дополнительного заработка. По истечении срока его могут восстановить в служении.
Извержение из сана означает, что обратного пути в священство у тебя нет.
Проблема в том, что большинство священнослужителей имеют только семинарское образование и больше ничего не умеют. Если такого священника запретят, то в соседний приход он не пойдет и даже в соседнюю епархию перевестись будет чрезвычайно сложно. Вот это и есть наша ахиллесова пята, и все это знают. Некоторые церковные власти этим манипулируют. Особенно учитывая, что большинство священников — многодетные.
В общем, запрет в священнослужении — это больная тема и страшный сон для любого священника. Можно оспорить решение, но для этого надо обратиться в общецерковный суд. Также в каждой епархии есть свой епархиальный суд, куда входят опытные священнослужители.
У нас благочинный вменяемый, человечный, это уже дорогого стоит. Также у меня сложились хорошие отношения с другими священнослужителями в благочинии, что тоже важно.
Благочинные назначают настоятелей. Они в храме отвечают за все: ведение службы, чистоту, финансовые вопросы, порядок ремонта, отчеты и прочее. Если храм городской, то настоятелю могут помогать другие священники. Они совершают рядовые службы, несут различные послушания.
Зарплату настоятель себе назначает сам, исходя из финансовой возможности прихода и сообразуясь с собственной совестью.
Правящий архиерей посещает храмы в своей епархии. Такой приезд епископа всегда дорого выходит настоятелю, так как за это он должен заплатить епископу — слышал, что в нашей епархии это минимум 100 тысяч рублей, — его диакону и иподиаконам (помощникам) плюс накрыть стол после службы. В общем, приезд епископа — это очень затратное мероприятие, хотя и очень торжественное. Но! Не все епископы берут деньги с настоятелей за свой приезд.
Рабочий день
Самые рабочие дни для нас — это выходные, так как большинство людей приходят в храм именно в субботу-воскресенье.
Я совершаю Литургию — это главная служба в Церкви — три-четыре раза в неделю, бывает и чаще. Перед этим нужно прочитать положенное молитвенное правило. Но самая важная подготовка к службе — это сама жизнь священнослужителя, то, как и чем он живет. Об этом очень хорошо пишет апостол Павел: священнослужитель «должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли заботиться о Церкви Божией? Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился…» Лучше и не скажешь! Кроме того, накануне службы нельзя иметь близость с женой.
По рабочим дням я встаю в 6:25, молюсь, добираюсь до храма. В 8:00 начинается служба, около 10:00 заканчивается. После службы могут быть различные требы: крещения, отпевания, молебны. Бывают беседы с прихожанами. До вечерней службы я дежурю в храме.
Любой человек, который заходит в храм в течение дня, может поговорить со мной о своих проблемах.
В 17:00 — вечерняя служба: она может длиться от полутора до двух с половиной часов. Если никакого праздника нет, то в храме бывает от 5 до 20 человек.
Домой я обычно возвращаюсь в 20:00—21:00. На неделе у меня, как правило, один-два выходных, их я провожу дома, с женой и детьми. Стараюсь быть с ними как можно чаще. Но бывает, что выходных нет совсем, например в последнюю неделю перед Пасхой.
Помимо службы в храме у священника могут быть и различные послушания. Его на них назначает настоятель храма, они могут быть связаны с его светской профессией. Например, если священник по светскому образованию журналист, его могут назначить руководителем отдела по работе со СМИ в своем благочинии. Если он врач — могут поставить во главе отдела по взаимодействию с медицинскими учреждениями. Также в послушания часто входит преподавание в воскресной школе, православных гимназиях, семинарии, на библейских курсах. Кроме того, священник может работать в административном центре епархии. У нас он располагается в Новодевичьем монастыре, там работают делопроизводители, секретари и так далее. Еще священник может возглавлять какой-нибудь отдел в своем благочинии, у нас их много.
Если ты настоятель храма, к твоей работе добавляется огромное количество отчетов о социальной, миссионерской, молодежной деятельности прихода, а также поиск спонсоров для храма. Спонсоры сейчас на дороге не валяются. Это в нулевые годы, по рассказам, их было больше, сейчас же это редкость. Думаю, дело в том, что по разным причинам авторитет Церкви сильно упал в глазах общественности.
Так что теперь храм, как я понимаю, живет в основном за счет пожертвований людей: чем больше прихожан — тем выше доходы. Если в городе храм может ежемесячно получать до миллиона рублей, то в сельской местности сумма будет гораздо ниже. Также можно сдавать в аренду помещения, трудиться в сфере сельского хозяйства, заниматься бизнесом, который не противоречит Уставу Церкви и постановлениям Соборов, то есть не приводит к умножению человеческих страстей: пьянства, блуда и так далее. Эти средства идут на реставрацию зданий, постройку воскресных школ и прочие цели. Я знаю настоятеля, который разводит коров и другую живность, а продукты реализует у себя в храме.