обучение чтению дошкольников по фгос

Подготовка детей к обучению грамоте в условиях введения ФГОС до

«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным –

вот задача первоначального обучения»

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит обучение грамоте.

В педагогическом словаре дается такое определение:

Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке.

Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо,потому что:

• многие родители искренне заинтересованы в правильном обучении детей чтению;

• появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;

• не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;

обучение грамоте в детском саду является профилактикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.

Важно, чтобы ребёнок:

• не пропускал буквы, не смешивал их при написании;

• умел использовать свой слух, зрение, произношение гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы.

Обучение грамоте родителями воспринимается лишь, как процесс обучения чтению, это слишком узкое представление данного вопроса.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя следующие задачи:

• владение речью как средством общения и культуры;

• обогащение активного словаря;

•развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

• развитие речевого творчества;

• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

•формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Предметом нашего разговора являются такие задачи как, развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха и формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Обучение грамоте входит в общеречевое развитие, поэтому важно выстроить работу так, чтобы данные задачи решались в системе.

Существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:

• сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков;

•сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

• готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т. е. умение выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;

• знакомство детей с терминами: «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие; формирование умения работать со схемой слова, владеть навыками слогового чтения.

Ещё К. Д. Ушинский обращал внимание на обучение грамоте и рекомендовал начинать с анализа звучащего слова. Он утверждал, что сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова. Упражнения детей на нахождение заданных звуков в словах, подбор слов с заданным звуком, разложение слов на слоги и слогов на звуки, перестановку звуков в словах не только развивают внимание, память и ум ребенка, но и готовят его к пониманию того, что предстоит читать, пробуждает интерес к обучению грамоте.

В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством обучения грамоте является игра. Разнообразные игры и упражнения, которые имеют многофункциональный характер, знакомят с буквами, способствуют обучению чтению, создают прочную фонетико-фонематическую базу, развивают внимание, память, логическое мышление. Рисунки, схемы, словесные игровые упражнения, дидактические игры, логические задачи, рифмованные упражнения – все это вызывает интерес детей, облегчает усвоение материала по обучению грамоте.

Учитывая познавательный интерес малышей к буквам: «Какая это буква? Что здесь написано?», работу по обучению грамоте я провожу со второй младшей группы и не только на речевых занятиях, но и в других видах деятельности и режимных моментах.

Выделяю следующие основные направления:

1. Формирование звуковой стороны речи.

2. Знакомство с гласными звуками.

3. Знакомство с согласными звуками.

4. Знакомство с буквами.

Формирование звуковой стороны речи.

Вначале проводится работа по знакомству с неречевыми звуками. Этим формируется тональное звукоразличение, или, другими словами, шумовое восприятие. На этом этапе даю понятие «звук».

• вначале даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);

• узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек).

В работе использую такие игры: «Узнай, что звучит?», «Где звучит колокольчик?», «Покажи картинку», «Громко – тихо», «Кто сказал?»

На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги, дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, отстукивание.

Использую игры в соответствии с темой недели, например,при ознакомлении с овощами мы делим на слоги слова: лук, капуста, кабачок, перец;с транспортом: машина, шина, руль, кабина, такси и др.

Интересны для детейтакие задания и дидактические пособия:

паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов;

гаражи: цифра на гараже соответствует количеству слогов в названиях машин;

домино: количество точек соответствует количеству слогов и т. д.

Ознакомление детей со звуковой стороной слова – это не просто подготовка к обучению их грамоте, но и важнейшее условие усвоения ими грамматического строя русского языка. (морфологической системы, а также предпосылка к развитию чувства рифмы и ритма. Умение вслушиваться в звучащее слово является основой овладения словообразованием, осознания связей между родственными словами, самостоятельно объяснения и толкования значения слов.)

Знакомство с гласными звуками.

Необходимо научить детей слышать гласные звуки, не пропускать их. Это поможет избежать нарушений слоговой структуры и верно ставить ударения. Благодаря правильному произношению гласных звуков формируется дикция. Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. При знакомстве, например, со звуком [а] у детей спрашиваем, о чем просит доктор, когда смотрит ваше горлышко? Рассматривая артикуляцию звука, выясняем, что воздух не встречает препятствие и говорим, что этот звук гласный (используем карточку красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.

«Немые звуки»: показываю артикуляцию звука, дети называют его, и наоборот.

«Фотография звука»: произношу звук, дети показывают карточку-символ и наоборот;

Определила следующий порядок работы над гласными звуками,используя символ или букву:

• выделение данного звука среди других звуков а, у, и, о;

• выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам, ан, ас);

• выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, Аня, ирис);

• выделение слов из текста на заданный звук (Аня с Аликом гуляли в саду, астры собирали).

Дети учатся определять первый звук в слове. Выделяют нужный звук голосом и закрепляют символом. Затем дети учатся слышать и выделять звук в конце слова, в середине слова.

Использую следующие пособия:

3. Линейка. Дети передвигают полоску на начало, середину или конец слова.

Далее вводится простейший звуковой анализ односложных слов. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук, дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Каждый звук обозначается соответствующим символом, затем обозначается буквой, после этого слово прочитывается.

Знакомство с согласными звуками.

Начинаю со звуков [м], [н],потому что:

•артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие;

•именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения.

Дети усваивают, что звук можно услышать.

Знакомство с буквами.

При знакомстве детей с буквами, букву произносим как звук. Говорю, что буква читается, мы её видим. Помогаю её запомнить через ассоциации ребёнка. Прошу детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа.

Можно предложить стишок для запоминания образа буквы.

Запоминание образа буквы организую по-разному с использованием различных анализаторов.

•Написать букву в воздухе, на столе;

•выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;

• написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;

• выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок;

• выложить из фасоли, разных мелких предметов;

• вырывать из бумаги образ буквы;

• сделать букву из мягкого конструктора;

• угостить фигурным печеньем в виде буквы;

• вылепить из пластилина, теста;

• написать на плакате букву разных размеров,разного цвета:

• выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

Далее провожу работу по звуковому анализу слов:

• с обратных слогов, имеющих значение (ум, он, ам, ан);

• прямые слоги, также имеющие значение (му, на, но);

• односложные слова без стечения согласных (дом, дым, ко);

двусложные слова с прямыми открытыми словами (кино, вата, духи);

• односложные со стечением согласных (стол, крот, мост);

двусложные со стечением (скала);

• трёхсложные с прямыми открытыми слогами (малина).

Слово для звукового анализа я беру из лексической темы, согласно комплексно-тематическому планированию.

Существует много приемов работы со словом:

• назвать слово по слогам;

• назвать количество слогов в слове;

• назвать первый слог, второй;

• назвать количество звуков в первом слоге, во втором слоге;

• назвать звуки по порядку;

• сколько в слове гласных звуков в слове? Назовите их по порядку;

• назвать первый звук, последний, третий,

• обозначить звуки буквой.

Слово прочитывается, печатается в тетради. Со словом составляется предложение.

Дети постепенно овладевают навыком чтения.

Большую помощь мне оказывает таблицы педагога – практика Н. А. Зайцева. Дети постигают определенную систему закономерностей родного языка, различают гласные и согласные (твердые и мягкие, звонкие и глухие, овладевают слоговым и слитным способами чтения, минуя пресловутые «муки» слияния.

Необходимым условием при создании единого речевого пространства в ДОУ является организация работы с родителями, направленная на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах обучения грамоте, в частности, обучения чтению ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через различные формы, например, круглые столы, беседы и консультации с родителями, размещение информационных листков в уголке для родителей.

Целевые ориентиры ФГОС ДО выступают основанием преемственности дошкольного и начального общего образования.

Таким образом, на этапе завершения дошкольного образования мои воспитанники овладевают умением выделять звуки в словах, у них складываются предпосылки грамотности.

Список используемой литературы

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного воспитания: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

2. Варенцова Н. С., Обучение дошкольников грамоте, М. : Мозаика-Синтез, 2009

3. Варенцова Н. С., Колесникова Е. В., Развитие фонематического слуха у дошкольников, М. : АКАЛИС, 1995

4. Затулина Г. Я., Конспекты занятий по подготовке к обучению грамоте, М. : ООО «Центр педагогического образования», 2008

5. Филякина Л. К. «Считайка для малышей. Промакашка для фантазеоов»/ Под ред. М. В. Ганькиной, А. С. Русакова. – М. : ТЦ Сфера;СПб: Образовательные проекты, 2016

Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда в условиях введения ФГОС Азаренко Юлия Степановна., учитель-логопед ГБДОУ№ 24 Приморского района, г. Санкт-Петербурга Тема статьи: «Пути совершенствования системы.

Использование ИКТ-технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях введения ФГОС Описание: работа будет интересна педагогам, использующим ИКТ-технологии при организации работы в ДОУ, работа содержит описание опыта внедрения.

Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО Цель: способствовать дальнейшему обновлению.

Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение.

Консультация к педсовету «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС» Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС «Игра – ведущий вид деятельности дошкольника». С этим.

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях введения ФГОС ДО. Преемственность дошкольного и начального образования в условиях введения ФГОС ДО. Тема преемственности между дошкольным и начальным общим.

Проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС» «Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких.

Психолого-педагогическая подготовка детей к обучению в школе в условиях дополнительного образования Современное состояние разработанности в научной литературе проблемы психолого-педагогической подготовки детей старшего дошкольного возраста.

Источник

Рабочая программа для детей 5–7 лет по обучению грамоте и чтению «Как хорошо уметь читать!»

обучение чтению дошкольников по фгос. f691a1c836133fc57ab2f9a9297927cf. обучение чтению дошкольников по фгос фото. обучение чтению дошкольников по фгос-f691a1c836133fc57ab2f9a9297927cf. картинка обучение чтению дошкольников по фгос. картинка f691a1c836133fc57ab2f9a9297927cf. Елена Поярко
Рабочая программа для детей 5–7 лет по обучению грамоте и чтению «Как хорошо уметь читать!»

1. Целевой раздел…. 4

1.1. Цели,задачи,реализации программы….4

1.2. Принципы и подходы к формированию программы…5

1.3. Отличительные особенности программы…. 5

1.4. Планируемые результаты освоения программы…. 6

1.5. Система оценки результатов освоения программы…. 7

2. Содержательный раздел…. 8

2.1. Психологические особенности детей 5-7лет …. 8

2.2. Содержание работы по обучению грамоте и чтению дошкольников 5-7 лет…9

2.3. Описание форм, способов, методов и средств реализации программы…. 13

3. Организационный раздел….14

3.1. Планирование работы пообучению грамоте и чтению дошкольников 5-7 лет…14

3.2. Условия реализации программы: особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, программно-методическое обеспечение программы…87

Актуальность разработки программы. Одним из приоритетных направлений развития образование в современных условиях является обеспечение доступности качественного общего образования. В условиях модернизации Российского образования дошкольное образовательное учреждение призвано дать не только определенную сумму знаний и умений; но и обеспечить готовность ребенка к школе, которая связана с всесторонним развитием личности.

В образовании наблюдаются попытки форсирования научения ребенка, родители отдают детей на подготовительные курсы к школе за два, а иногда и за три года до поступления, в детских садах воспитатели работают по принципу натаскивания на учебный материал первого класса школы, забывая о прочих составляющих готовности ребенка к школе. За основу готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе главным образом во внимание принимаются показатели психологической готовности. При этом они представляются как совокупность отдельных личностных качеств детей и рассматриваются независимо от психофизиологического развития ребенка. Отмечается определенная тенденция к снижению уровня речевого, социально-коммуникативного развития детейстаршей и подготовительной к школе групп: дошкольники не умеют отвечать на вопросы, испытывают затруднения в составлении элементарных рассказов, в пересказывании тексов, осуществления звукового анализа слов согласовании существительных с глаголом, прилагательным, образовании числительным и т. п. (Н. И. Вьюнова, А. В. Гордиец, Н. И. Гуткина, Т. Н. Дубровина, Е. В. Филиппова и др.).

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образовании представлены задачи речевого развития дошкольников: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Главной задачей, стоящей перед автором рабочей программы, является создание программного документа, помогающего в Дошкольном образовательном учреждении организовать образовательно-воспитательный процесс по речевому развитию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Ведущие цели рабочей программы — создание благоприятных условий для речевого развития, обучения грамоте и чтению дошкольников в соответствии с возрастными, индивидуальными и психологическими особенностями

Практическая значимость разработанной программыпрограмме, на основе современных достижений в области речевого развития дошкольников представлены целевой компонент (сформулированы цель, задачи, принципы, подходы, отличительные особенности и планируемые результаты освовения программы, содержательный (описаны психологические особенности детей 5-7лет, содержание работы по обучению грамоте и чтению детей 5-7 лет, формы, способы, методы и средства реализации программы, организационный компонент (планирование работы по обучению грамоте и чтению детей, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, материально-техническое обеспечение программы и т. п.).

1.1. Цели, задачи реализации программы

Задачи рабочей программы:

1. Обогащение, закрепление, уточнение, активизация словаря дошкольников, устранение из речи нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).

2. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха (автоматизация сложных для произношения звуков в речи).

3. Формирование у дошкольников звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте и чтению (деление слов на слоги, звуковой анализ слов и т. п.).

4. Развитие психических процессов дошкольников (внимание, восприятие, память, мышление, воображение и т. п.).

5. Воспитание интереса к обучению, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течение всей последующей жизни (в школе, в колледже, институте, университете и др.).

1.2. Принципы и подходы к формированию программы

• принципа развивающего обучения (ориентация на зону «ближайшего развития дошкольников по Л. Выготскому);

• сочетает в себе принципы научной обоснованности и практической применяемости (соответствует теоретическим положениям и концепциям в области дошкольного образования, может быть использована при обучении дошкольников в других образовательных учреждениях);

• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (учитывает психолого-педагогические особенности речевого развития дошкольников);

• построена с учетом принципа интеграции образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО (речевое, познавательное, социально-коммуникативное развитие дошкольников);

• основывается на комплексно-тематическом принципе изложения содержания программыпрограмме представлен перспективно-тематический план обучения грамоте и чтению детей старшей и подготовительной к школе групп);

• • образовательный процесс построен с учетом ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста (словесные и познавательные игры, речевые ситуации, проблемные ситуаций и т. п.);

• построена с учетом принципа преемственности содержания программы для детей старшего и дошкольного возраста.

1.3. Отличительные особенности программы

Программа направлена на гармоничное развитие личности ребенка (речевое, социально-коммуникативное, познавательное); учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста (возраст, уровень развития психических процессов, гендерные различия); обеспечение эмоционального благополучия (создание ситуации успеха, эмоционального комфорта и т. п.); предполагает внесение изменений в развивающую предметно-пространственную среду (речевые дидактические игры, магнитная азбука, сюжетные картинки, пиктограммы и т. п.); взаимосвязь процесса развития, обучения и воспитания (развитие психических процессов, обучение грамоте и чтению, воспитание желания учиться и т. п.).

1.4. Планируемые результаты освоения программы

В результате освоения рабочей программы по обучению грамоте и чтению «Как хорошо уметь читатьребенок 5-6 лет знакомиться со звуками и буквами, дифференцирует изолированные звуки в словах, сравнивает слова по протяженности, осуществляет звуковой анализ слова (самостоятельно произносит слова, интонационно подчеркивая в них первый звук, узнает слова на заданный звук, различает на слух гласные и согласные звуки, освоил чтение методом слогового слияния с опорой на гласную, делит на слоги двух-трехслоговые слова, составляет предложения с заданным количеством слов, определяет количество и последовательность слов в предложении.

Понимает обобщающие слова; правильно употребляет в речи предлоги; количественные числительные; различает предметы, действия и признаки по числам, родам и падежам (дифференцирует формы единственного и множественного числа имён существительных мужского и женского рода и т. п.); употребляет существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; понимает формы единственного и множественного числа глаголов; использует в речи разнообразные средства общения; составляет простые предложения, распространяя их однородными членами; инициативен в общении, использует эмоционально-оценочную лексику.

Ребенок 6-7 лет в результате освоения рабочей программы определяет количество и последовательность слов в предложении; составляет предложения с заданным количеством слов; освоил чтение простых слов и фраз; осуществляет звуковой анализ четырехзвуковых и пятизвуковых слов; выделяет интонацией звуки в слове, определяет их последовательность, освоил характеристику звуков (гласный-согласный, согласный твердый-мягкий, освоил написание простейших слов (печатными буквами).

1.5. Система оценки результатов освоения программы

(по Г. А. Каше, Т. А. Ткаченко, Л. Ф. Спирова и др.)

Обследование лексико-грамматическойстороны речи предполагается осуществлять в двух направлениях: исследование активного словаря, грамматического строя речи.

При исследовании активного словаря детям предлагалось назвать по 4—5 имен существительных по определённым педагогом темам, назвать части тела и части предметов (по картинкам, назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке, (ответить на вопросы педагога, назвать предъявленные цвета, назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки).

Для обследования грамматического строя речи детям предлагалось образовать по аналогии существительные в именительном падеже единственного и множественного числа; ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам; ответить на вопросы по картинкам, правильно употребив предлоги; согласовать числительные 2 и 5 с существительными; образовать существительные с уменьшительно-ласкательными суффикса­ми (по картинкам); образовать названия детенышей животных.

При обследовании уровня готовности к обучению грамоте выявляется:способность к дифференциации гласных и согласных звуков,выделению гласного звука в начале слов, дифференциации согласного звука в начале и конце слова, согласных звуков по твёрдости – мягкости, по звонкости – глухости, способность к звуковому анализу слов.Дошкольникам предлагается:

1. Дифференцирование гласных и согласных звуков (педагог предлагает ребёнку поиграть в игру «Поймай гласный звук»:произносит гласные и согласные звуки: [а, м, н’, о, у, р’, р], а ребёнок «ловит» (хлопает в ладоши) только гласные звуки).

2. Выделение гласного звука в начале слов (педагог предлагает ребёнку из ряда картинок выбрать одну,название которой начинается с одного из гласных звуков: [а, и, о, у ]).

3. Дифференцирование согласного звука в начале и конце слова (произносит слово и предлагает ребёнку выделить согласные звуки, стоящие в начале и в конце слова с обоснованием своего ответа).

4. Дифференцирование согласных звуков по твёрдости – мягкости (педагог предлагает ребёнку поиграть вигру «Твёрдый – мягкий». Он произносит слова, а ребёнок выбирает фишку,обозначающую первый звук: твёрдый звук синяя фишка, мягкий звук – зелёная).

5. Дифференцирование согласных звуков по звонкости – глухости (анализ проводится аналогично предыдущей методике: если слово начинается с глухого согласного звука, ребёнок поднимает фишку без колокольчика; если со звонкого – фишку с колокольчиком).

6. Звуковой анализ слов (педагог моделирует игровую ситуацию «Разноцветные окна», зачитывает слова, а ребёнок сначала выкладывает с помощью фишек звуковую модель слова и определяет последовательность звуков, затем даёт полную характеристику этих звуков).

Критерии оценки: полный ответ – 3 балла; ответ с ошибками – 2 балла; ответ с помощью воспитателя – 1 балл;отсутствие ответа – 0 баллов.

2. Содержательный раздел

2.1. Психологические особенности детей 5-7лет

(по Л. И. Божович, И. В. Дубровиной, Ж. Пиаже, О. Ю. Ермолаеву, В. В. Давыдову, Л. Ф. Обуховой, Д. Б. Эльконину и др.).

Мышление. Ребенок хорошо ориентируется в окружающем мире взрослых и сверстников, легко запоминает сложную информацию, может придумывать различные истории, высказывать свое мнение о событиях, владеет компьютером. В процессе обучения ребенок овладевает системой научных понятий, его мышление находится на переломном этапе развития. Совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому понятийному мышлению, ведущей становится учебная деятельность. Мышление ребенка 6-9 лет своеобразно, оно зависит от уровня развития восприятия. Ребенок не всегда способен учесть точку зрения других людей, его точка зрения кажется ему наиболее верной, что говорит о проявлении детского эгоцентризма.К новообразованиям данного возрастного периода можно отнести: способность к анализу, наличие внутреннего плана действий, рефлексия.

Восприятие. У ребенка 6-9 лет достаточно развита сенсорная культура, имеются достаточно точные представления о сенсорных эталонах (восприятие цветов спектра и оттенков, формы и величины предметов, звуковысотное, вкусовое и обонятельное восприятие, при этом ребенок затрудняется в анализе отдельных частей предметов, наблюдается слабая дифференцированность восприятия. Совершенствование восприятие предполагает развитие у детей перцептивной активности, умения обследовать предметы, наблюдать за явления окружающей жизни. Принцип наглядности – ведущий в процессе развития младших школьников.

Память. В возрасте 6- 9 лет память ребенка приобретает черты произвольности. В период обучения ребенок запоминает много информации, учится пересказывать близко к тексту, воспроизводить информацию через некоторый временной отрез времени. В начале школьного обучения у ребенка хорошо развита непроизвольная и эмоциональная память. Для овладения детьми логической памятью необходимо специально-организованное обучения, в процессе которого ребенок овладевает символическими средствами запоминания, письменной речью, схематическим рисунком.

Внимание. Внимание младших школьников достаточно слабо организовано, имеет небольшой объем, неустойчиво и нуждается в тренировке, при этом необходимо учитывать тот факт, что индивидуально-психологические особенности каждого конкретного ребенка позволяют тренировать его внимание лишь в определенных пределах. Необходимо научить ребенка приспосабливать свое внимание к специфике выполняемой конкретной задачи.

Речь. Словарь ребенка включает все части речи, он умеет правильно склонять и спрягать. В период дошкольного детства ребенок овладевает морфологической системой родного языка, осваивает сложные предложения, союзы, распространенные суффиксы (для обозначения пола, детенышей, в качестве уменьшительных и т. д.). Дети любят игры со словами, процесс словообразования, ритмизацию и рифмовку слов.

2.2 Содержание работы по обучению грамоте и чтению детей 5-7 лет.

Содержания программывключает изучение следующих лексических тем: «Лето», «Детский сад», «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Приметы осени», «Деревья», «Птицы», «Семья», «Одежда», «Мебель», «Обувь», «Посуда», «Продукты», «Домашние животные и их детеныши», «Дикие лесные животные», «Дикие животные жарких стран», «Ягоды», «Профессии»,«Грибы», «Человек. Части тела», «Рыбы», «Страны», «Транспорт», «Приметы зимы», «Электрические приборы», «Измерительные приборы», «Музыкальные инструменты», «Новый год», «Инструменты», «Города», «Зимние забавы», «Головные уборы», «Зимующие птицы», «Дикие животные Севера», «Наземный транспорт», «Воздушный транспорт», «Водный транспорт», «Наша армия», «Защитники Отечества», «Дни недели, части суток, времена года», «Виды спорта», «Спортивные принадлежности», «Весна», «Мамин день», «Профессии наших мам», «Наша улица», «Село. Жизнь на селе», «Хлеб. Хлебобулочные изделия», «Молоко». Молочные продукты», «Мясо. Мясные продукты», «Наша Родина – Россия», «Космос», «Почта», «Библиотека», «Магазины», «Поликлиника», «Школа», «Жилище домашних и диких животных», «День победы», «Насекомые», «Цветы», «Школьные принадлежности», «Кустарники», «Реки. Моря», «Дружба».

Содержание работы по развитию лексико-грамматическогостроя речи с детьми 5-7 лет:

Учить детей группировать предметы по назначению, обобщающим понятия; образовывать существительные единственного и множественного числа, согласовывать существительные с личными местоимениями;составлять предложения с однородными определениями, образовывать глаголы множественного числа; формировать умение употреблять единственное и множественное число существительных, подбирать слова антонимы, составлять рассказ по опорным словам; совершенствовать навыки согласования прилагательных с существительными, образование множественного числа существительных в именительном падеже; научиться правильно употреблять форму винительного падежа существительных и строить предложения;пополнять словарь приставочными глаголами, учить детей различать глаголы с разными приставками; закреплять навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Закреплять навыки словоизменения существительных в творительном и родительном падежах во множественном числе, совершенствовать навык употребления в речи приставочных глаголов, развивать мышление; упражнять в составлении простого распространенного предложения с однородными дополнениями; совершенствовать навыки звукобуквенного анализа; учить детей образовывать притяжательные прилагательные, продолжать учить детей правильному употреблению в речи местоимений мой, моя, моё, мои, развивать память, составлять рассказ-описание с помощью схемы.

Содержание работы по обучению чтению детей 5-7 лет:

Первый этап: отрабатываем правильную артикуляцию звука А, У, О, М Определяем начальный звук в словах. Учим узнавать буквы. Прочитываем буквы А, У, О, М в строке и столбиках.

Второй этап: учим слитному чтению слогов (АУ, УА). Учим анализировать прочитанные слоги, определять на слух количество звуков. Учим слитному чтению слогов: АМ, УМ. Отрабатываем правильную артикуляцию звука С. Подбираем слова на данный звук.

Третий этап: учим чтению прямых слогов (согласный+гласный): МА, МУ.Первый звук протягиваем:МММ, пока не «добежим» до второго звука. Продолжаем обучению чтению прямых слогов: СА, СУ, СО.Звуковой анализ слогов: АС, ОС,УС, СА, СУ, СО.

Четвертый этап: чтение первых слов: МА-МА, СА-МА, О-СА, СО-М, СА-М. Отрабатываем правильную артикуляцию звука Х. Подбираем слова на данный звук. Определяем место звук в названных картинках. Чтение слогов: АХ, ОХ, УХ. Чтение прямых слогов: ХА, ХО, ХУ. Чтение слов:У-ХО, У-ХА, МУ-ХА, СУ-ХО, МОХ.

Отрабатываем правильную артикуляцию звука Р. Подбираем слова на данный звук. Определяем место звук в названных картинках. Чтение слогов: АР, ОР, УР, РА, РО, РУ. Чтение слов: СОР, ХОР, МА-РА, РА-МА, РО-МА. Определение на слух место звука Р в словах (в начале слова, в конце, в середине).

Отрабатываем правильную артикуляцию звука Ш. Подбираем слова на данный звук. Определяем место звук в названных картинках. Чтение слогов: АШ, ОШ, УШ,прямых слогов: ША, ШО, ШУ. Чтение слов: ШАР, ШУМ, МА-ША, ШУ-РА.

Отрабатываем правильную артикуляцию звука Ы. Подбираем слова на данный звук. Определяем место звук в названных картинках. Чтение слогов: СЫ, РЫ, МЫ. Чтение слов: О-СА, О-СЫ, ШАР, ША-РЫ, РА-МА, РА-МЫ, СОМ, СО-МЫ, СЫР, СЫ-РЫ.

Пятый этап: чтение предложений: У О-СЫ У-СЫ. У СО-МА У-СЫ. У РО-МЫ ШАР. У МУ-РЫ ША-РЫ. Отрабатываем правильную артикуляцию звука Л. Подбираем слова на данный звук. Определяем место звук в названных картинках. Чтение слогов: АЛ, ОЛ, УЛ, ЫЛ,прямых слогов: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ. Чтение слов: ЛУ-ША, УШ-ЛА, СА-ЛО, МЫ-ЛО, МАЛ, МА-ЛО.Дифференциация звуков Л-Р в слогах: ЛА, РА; РО, ЛО; ЛУ, РУ, РЫ,ЛЫ:словах: ЛА-РА, РО-МА, ЛО-РА. Чтение предложений: У РО-МЫ МЫ-ЛО. РО-МА МЫ-Л РА-МУ. МЫ-Л ХО-РО-ШО.

Отрабатываем правильную артикуляцию звука Н. Подбираем слова на данный звук. Определяем место звук в названных картинках. Чтение слогов: АН, ОН, УН,прямых слогов: НА, НО, НУ, НЫ. Чтение слов: НАШ, НОС, НА-ША, НО-ША, СО-Н, СЫ-Н, ЛУ-НА, РА-НО. Чтение предложений: ОН СА-ША. НАШ СА-ША. ОН МАЛ.

Отрабатываем правильную артикуляцию звука Т. Подбираем слова на данный звук. Определяем место звук в названных картинках. Чтение слогов: АТ, ОТ, УТ, ЫТ,прямых слогов: ТА, ТО, ТУ, ТЫ. Чтение слов на звук К: КОТ, РОТ, УТ-КА, УТ-РО, УТ-РОМ, КРОТ. Чтение предложений: НАШ ХОР. У НА-ТЫ НО-ТЫ. У ТО-МЫ НО-ТЫ. У РО-МЫ НО-ТЫ. У НАС ХОР.

Отрабатываем правильную артикуляцию звука И. Подбираем слова на данный звук. Определяем место звук в названных картинках. Чтение слогов: ИМ, ИС, ИН, ИШ, ИР, ИХ, ИК, ИТ, ИЛ;прямых слогов: МИ, СИ, РИ, НИ, ШИ, КИ, ХИ, ТИ, ЛИ. Чтение слов на звук И. Чтение предложений: И-РА и НА-ТА. У И-РЫ КУК-ЛА. И У НА-ТЫ КУК-ЛА. И-РИ И НА-ТА МА-ЛЫ. Дифференциация в словах звука И-Ы. МЫ-ЛО, МИ-ЛА, МЫ-ЛА, МЫШ-КА, МИШ-КА, МИС-КИ, МЫШ-КИ, МИЛ, МЫЛ, КОТ, КИТ. Чтение предложений: РО-МА МЫЛ РУ-КИ. РО-МА МИЛ.

Отрабатываем правильную артикуляцию звука П. Подбираем слова на данный звук. Определяем место звук в названных картинках. Чтение слогов: АП, ОП, УП,прямых слогов: ПА, ПО, ПУ, ПЫ. Чтение слов: ПА-ПА, ПА-ША, ПА-РА. Чтение слов на звук П. Чтение предложений: НАШ ПА-ПА. У ПА-ПЫ МА-ША. У ПА-ПЫ ПА-ША. МЫ У ПА-ПЫ МА-ЛЫ-ШИ

Отрабатываем правильную артикуляцию звука З. Подбираем слова на данный звук. Определяем место звука в названных картинках. Чтение слогов: АЗ, ОЗ, УЗ, ИЗ, ЗА, ЗО, ЗУ, ЗИ. Чтение слов: РО-ЗА, РО-ЗЫ, МО-РОЗ, МО-РО-ЗЫ, ЗА-МОК, ЗАМ-КИ, ЗИ-НА, ЗИ-МА, У-ЗОР, У-ЗО-РЫ. Чтение предложений: ЗИ-МА. НА-СТУ-ПИ-ЛА ЗИ-МА. СТА-ЛО МО-РОЗ-НО. У ЛИ-ЗЫ САН-КИ. НА САН-КАХ ЗИ-НА.Дифференциация звуков З-С в словах: КО-ЗА, КО-СА, РО-ЗА, РО-СА, КО-ЗЫ, КО-СЫ, РО-ЗЫ, РО-СЫ.

Шестой этап:Отрабатываем правильную артикуляцию звука Й. Подбираем слова на данный звук. Определяем место звука в названных картинках. Чтение слогов: АЙ, ОЙ, ЫЙ, ИЙ. Чтение слов: МАЙ, СА-РАЙ, ЗАЙ-КА, ЛАЙ-КА, МАЙ-КА.

Дифференциация звуков Й-И в словах и предложениях: МОЙ ША-РИК. МОИ ША-РИ-КИ. МОЙ МИШ-КА. МОИ МИШ-КИ. МОЙ СЛО-НИК. МОИ СЛО-НИ-КИ. МОЙ КОЗ-ЛИК. МОИ КОЗ-ЛИ-КИ.

Дифференциация звуков в окончаниях: ЫЙ-ИЙ. Чтение предложений: КА-КОЙ ШАР КРАС-НЫЙ? КА-КОЙ ШАР СИ-НИЙ? КА-КОЙ МИШ-КА ТОЛ-СТЫЙ? КАКОЙ МИШКА ТОН-КИЙ? КА-КОЙ ЛИС-ТИК ШИ-РО-КИЙ? КА-КОЙ ЛИС-ТИК УЗ-КИЙ? КА-КОЙ ЗОНТ СУ-ХОЙ? КА-КОЙ ЗОНТ МОК-РЫЙ?

Отрабатываем правильную артикуляцию звука Г. Подбираем слова на данный звук. Определяем место звука в названных картинках. Чтение слогов: АГ, ОГ, УГ, УГ, ИГ,прямых слогов: ГА, ГО, ГУ, ГИ. Чтение слов: НО-ГА, ГО-РА, ГУ-СИ, НО-ГИ.

Дифференциация звуков Г-К в словах: НО-ГА, РУ-КА, ГОС-ТИ, КОС-ТИ, ГО-РА, КО-РА, НОГ-ТИ, КОГ-ТИ, КОР-КА, ГОР-КА, ГАЙ-КА, КОЙ-КА, ГРОМ-КО, КРОМ-КА.

Отрабатываем правильную артикуляцию звука В.

Работа в прописях развивает мелкую моторику кисти ребенка, позволяет закрепить навык написания изученных бук (печатным шрифтом, слогов, слов из одного-двух-трех слогов, односоставных предложений, учит детей ориентировке на листе бумаги.

Как хорошо уметь читать! Консультация для родителей КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ! Мало родителей, которые не хотят научить своего ребенка читать. Да еще бы пораньше,.

обучение чтению дошкольников по фгос. detsad 246408 1462380055. обучение чтению дошкольников по фгос фото. обучение чтению дошкольников по фгос-detsad 246408 1462380055. картинка обучение чтению дошкольников по фгос. картинка detsad 246408 1462380055.Мероприятие для детей старшего и среднего дошкольного возраста «Как хорошо уметь читать!» Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада видеть вас на нашем «Празднике книги». Русская народная пословица гласит: «Книжное царство.

Программа по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Развивайка» (5–7 лет) Пояснительная записка Программа по обучению грамоте старшего дошкольного возраста (далее программа) разработана в соответствии.

Рабочая программа для детей 3–4 лет Содержание. I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи по реализации основной общеобразовательной программы. 1.3.

Рабочая программа по чтению художественной литературы (вторая младшая группа) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Комсомольская средняя общеобразовательная школа «Рассмотрено» на заседании педсовета.

Рабочая программа кружка по обучению рисованию песком «Волшебные картинки» Содержание программы 1. Пояснительная записка….3 2. Календарно-тематическое планирование…7 4. Требование к уровню.

Рабочая программа кружка «Сятко» обучению мордовскому (эрзя) языку. (для детей 6–7 лет). Пояснительная записка Изучение мордовского языка в раннем возрасте особенно эффективно, т. к. именно дети дошкольного возраста проявляют.

Рабочая программа внеурочной деятельности Программа «Планета Почему?» для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Пояснительная записка Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка,.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *