обучение чтению детей с онр
Особенности подготовки к обучению чтению дошкольников с общим недоразвитием речи
План курсовой работы
Список использованной литературы.
Введение
Ситуация усугубляется и тем, что последние десятилетия в обществе доминирует мода на раннее обучение детей чтению и иностранным языкам. Вначале существовало несколько авторских методик для дошкольников, например, методика Зайцева, которые применялись в дошкольных образовательных учреждениях и центрах раннего развития. Позже такие методики получили широкое распространение как среди ДОУ, центров раннего развития, так и среди родителей.
Однако раннее обучение чтению не приводит к планируемым результатам: ребенок, который умеет читать еще до школы, не всегда успешно обучается в начальной школе, не обязательно проявляет интерес к чтению в дальнейшем, а многие дети не могут овладеть навыком полноценного чтения на протяжении всего обучения в школе. Исследователи этого феномена считают, что одной из основных причин, которые определяют желание родителей научить ребенка читать как можно раньше, является то, что для взрослых ребенок становится элементом некоего престижа. При этом не учитываются возрастные возможности ребенка и психологические предпосылки обучения чтению, возникновение которых делает этот процесс естественным и успешным.
Проблемы обучения чтению наиболее разработаны в психолого-педагогической литературе (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. С. Мухина и др.) и в логопедических исследованиях в связи с нарушениями усвоения грамоты детьми с различными дефектами речи и недостатками психического развития (Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова, Е. М. Мастюкова и др.). Прикладной аспект проблемы обучения чтению детей с недостатками речи является предметом исследований многих логопедов (Г. А. Каше, Е. В. Колесникова, Т. Б. Филичева, Т. В Туманова и др.).
Цель исследования – теоретически изучить особенности подготовки к обучению чтению дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – процесс подготовки к обучению чтению дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – особенности чтения дошкольников с общим недоразвитием речи.
Структура и объём курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы. Объем работы 35 страниц.
Обучение чтению детей с онр
В данной статье предлагается нетрадиционный метод обучения чтению детей с общим недоразвитием речи 3 уровня. Показана вариативность возможностей овладения детьми навыками первоначального чтения, показана эффективность такой работы. Большое внимание уделяется профилактике дислексии.
This article deal with innovative method of teaching reading children wich have retarded speech development. The aim of investigation is to study peculiarities of acquairing reading skills by such children by the combination method. This method can apply in work of speech therapists for prophylactic of dyslexia.
Современное образование предъявляет повышенные требования к уровню развития учебных навыков детей, поступающих в общеобразовательные школы. Многие школьные дисциплины основываются на умении детей читать, так как чтение является одним из основных способов восприятия информации, базовым навыком, от которого во многом зависит успешность обучения. Своеобразие чтения состоит в том, что оно является не только предметным (специальным), но и межпредметным (общеучебным) умением.
Проблема обучения чтению дошкольников с общим недоразвитием речи в современной коррекционной педагогике стоит остро. В ряде исследований (М.М.Безруких, С.П.Ефимова, Р.И. Лалаева и др.) показано, что процент детей, не вполне овладевших первоначальными навыками чтения к первому классу, неуклонно растет. В качестве причин недостаточного усвоения навыков чтения исследователи, в частности, выделяют трудности в формировании операций звукобуквенного анализа и синтеза, таких абстрактно-символических понятий как «гласный звук», «твердый, мягкий согласный звук», «буква», «слог», «точка», «ударение», «схема слова, предложения» и т.д. Особую трудность для детей представляет усвоение йотированных гласных, мягких согласных. И хотя большинство выпускников логопедических групп ДОУ поступают в школу, овладев механизмом чтения, среди них уже к концу 1 класса выявляется значительный процент детей с нарушениями письменной речи – до 10% [3]. Таким образом, традиционный подход к обучению грамоте в детском саду (фонемный метод) не в полной мере удовлетворяет современным требованиям школы, поскольку недостаточно хорошо решает проблему профилактики дислексии.
Многие исследователи проблем детской речи рекомендовали применять обучение чтению при коррекции речевых нарушений (Л.П.Голубева, В.К. Орфинская, Т.С.Резниченко). Обоснованием для внедрения такого обучения можно считать и мнение Л.С.Выготского: «…объективирование расстроенной функции, вынесение ее наружу и превращение ее во внешнюю деятельность является одним из основных путей при компенсации нарушений» (1, С.174). Таким образом, опираясь на идею Л.С.Выготского, чтение можно использовать как эффективный путь «вынесения наружу» расстроенных звеньев речевого механизма для их компенсации. Использование чтения как полимодального процесса усвоения зрительной и слуховой информации позволяет развивать – на основе более сохранных зрительных и зрительно-пространственных функций – более слабые функции переработки слуховой и кинестетической информации, а также серийную организацию речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Так, В.К. Орфинская считает, что обучение чтению дает положительный результат при всех формах моторной алалии.
Анализируя разнообразные методы и подходы обучения чтению детей с ОНР, мы остановились на методе комбинированного чтения, где минимальной единицей выступает склад (СГ), применяемый в обучении детей еще в 19в.
Классическим примером обучения чтению складовым методом является методика, разработанная Н.А.Зайцевым [2]. Ее использование при обучении чтению детей с ОНР мы считаем оригинальным и продуктивным. Автором предложена определенная система расположения складов, отраженная в таблицах и изображенная на полых разноцветных кубиках с разным наполнителем внутри и разных по величине. Благодаря высокой игровой составляющей методики, а также условию реализации мотивационной и двигательной активности она используется в работе с детьми с нормальной речью от 2 лет. Анализируя ее методологическую базу, мы выявили определенный конгломерат разных взглядов и идей, нашедших отражение и четко структурированных автором. В методике используется и метод «интуитивного чтения», предложенный М.Монтессори, [6], и приемы работы Н.А.Тоцкого с учениками школ («орфографическое чтение»), и философские воззрения Л.Н.Толстого, нашедшие отражение в методических рекомендациях и оформлении дидактического материала. Однако автор выступает резко против наличия жестких программ и планирований, аппелируя к творческому духу педагога. Именно поэтому, ЧТО делать педагогу понятно, а КАК это делать –не всегда. Также просматривается ориентирование методики на одаренных, «продвинутых» детей, хотя и неявно. В ходе исследования мы выявили, что логопеды широко применяют эту методику в своей работе, однако среди них нет единодушия относительно организации занятий, дидактического оснащения, последовательности работы. Именно поэтому целью нашего экспериментального обучения являлась такая модификация методики Н.А.Зайцева, которая позволила бы успешно внедрить ее в коррекционную работу логопедов ДОУ.
Перед нами стояли задачи:
1.Разработать и апробировать пошаговое планирование занятий для логопеда.
2.Подобрать, систематизировать и апробировать игры и упражнения, структурированные по уровням речевых единиц (на уровне склада, слова и предложения), позволяющие скорегировать в той или иной степени речевой дефект, недоразвитие внимания и зрительного восприятия.
В итоге экспериментальной работы мы определили систему домашних заданий в виде рабочей тетради для родителей и разработали рекомендации для логопедов ДОУ, работающих с детьми с общим недоразвитием речи.
Таким образом, мы предложили и внедрили ряд обучающих пособий для логопедов, родителей и детей:
Методическое пособие «Учимся читать с удовольствием!» (Изд. «Гном», 2006)
Пособие для родителей «Домашняя тетрадь к занятиям по кубикам Зайцева» (переиздание) (Изд. «Унисерв», 2009)
Приступая к обучающему эксперименту, мы, прежде всего, систематизировали и модифицировали дидактический материал. В обучении мы использовали непосредственно кубики, на которые нанесены склады и которые классифицируются по наполнителю(звуку),размеру, весу, цвету. Благодаря разному звуку наполнителя дети после обучения легче усваивают понятия “глухой и звонкий звук”. Вместе с кубиками мы использовали 2 настенные таблицы с плоскостным изображением кубиков в определенной системе: склады скомпонованы по признаку “деревянные”, “железные”, “золотые”. Все склады на таблице разделены на столбцы, которые читаются и поются (по аналогии с гаммой: от верхней ноты к нижней) по определенной схеме (матрице), например, ПУ ПО ПА ПЭ ПЫ П, сю, сё ся се си сь. В дидактическое обеспечение работы мы посчитали нужным обязательно внести и складовые картинки. Они представляют собой карточки с изображением предмета и с написанным зелеными печатными буквами его названием сверху. С обратной стороны карточек нет рисунка, а только его название. Слова на складовых картинках написаны таким образом, что ударный склад выделен более темным цветом: корова, верблюды и т.д.
Экспериментальное обучение чтению проводилось нами в период с 2003 по 2008г.г. на базе ГОУ-д/с № 690 и Центра развития личности «Лана». В обучении принимали участие 90 детей 5-6 лет с диагнозом «общее недоразвитие речи 3 уровня».В основу экспериментального обучения положена методика обучения чтению, предложенная Н.А.Зайцевым, которую мы модифицировали для работы с детьми с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ. Необходимость этого была вызвана наличием жесткого планирования работы в логопедических группах и спецификой коррекционной работы, отличительной чертой которой является подчиненность всех действий логопеда коррекции речи, а также особенностями восприятия, мышления и поведения детей с ОНР. Работа учителя-логопеда в ДОУ насыщена и строго структурирована по времени. Планирование фронтальных и подгрупповых занятий в старшей логопедической группе традиционно предполагает 3 направления :
· формирование лексико-грамматических категорий.
· формирование связной речи.
· формирование фонематического восприятия и звуко-слоговой структуры слова.
Целенаправленная работа по обучению чтению включалась в коррекционный процесс, проводилась в рамках традиционной работы логопеда в старшей группе для детей с ОНР.
Обучающий эксперимент проходил в 3 этапа:
1 этап обучения – подготовительный (5 вводных занятий, одинаковых для обеих групп).
Целью этого этапа обучения чтению было: привлечь внимание детей к кубикам и таблицам, развивать умение манипулировать кубиками, научить следить за действиями педагога и выполнять его инструкции. На этом этапе обучения проводятся 5 вводных занятий, одинаковых для обеих подгрупп как по продолжительности, так и по содержанию.
2 этап обучения – основной (с разделением детей на подгруппы А и Б).
Цель этого этапа обучения было: учить детей самостоятельно выкладывать слова из кубиков и читать их, чувствовать длину слова (границу слова), ставить все кубики рядом, не допуская между складами разрывов, оперировать понятиями «ударение» и «большая буква», работать по складовым картинкам
3 этап обучения – итоговый – подразумевал обучение детей обеих подгрупп выкладыванию из кубиков коротких беспредложных фраз, чтение их, формирование представления о большой букве в начале предложения и расстоянии между словами, точке в конце предложения, запятой, обучение начертанию букв карандашом на бумаге и мелом на доске.
На каждом этапе использовались разные игры и игровые упражнения.
В конце экспериментального обучения (через 7 месяцев) мы провели итоговый анализ результатов. Детям предлагалось два вида работы: чтение слов, выложенных из кубиков экспериментатором и самостоятельное выкладывание слов. Таким образом, оценивался навык чтения незнакомых слов разной сложности и умение произвести обратную операцию – сориентироваться в материале и выложить заданное слово из кубиков.
Предупреждение нарушений чтения посредством использования модифицированной комбинаторной методики Н.А.Зайцева.
Ошибки детей при разных формах дислексии
Профилактика дислексии посредством использования инновационной технологии
— трудности в усвоении букв, сходных графически
Обучение чтению детей с ОНР
в условиях полного дня на уроках, логопедических занятиях и во внеурочное время
Я много лет работаю в школе-интернате с учащимися, имеющими тяжелое нарушение речи. В силу имеющегося у них общего недоразвития речи, обусловленного либо дизартрией, либо ринолалией, либо алалией, процесс обучения чтению протекает непросто. Для учащихся кроме недоразвития всех компонентов речи характерно недоразвитие высших психических функций, низкая работоспособность и моторная расторможенность.
Поэтому в добукварный период идёт работа над формированием функционального базиса речи и продолжается параллельно с формированием навыка чтения.
Чтение сложный, многогранный процесс.
С помощью чтения решаются такие познавательные и коммуникативные задачи, как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль и многое другое. Работа с текстом вносит существенный вклад в развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий, поэтому навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования, и его формированию необходимо уделять должное внимание при обучении всем учебным дисциплинам в начальной школе.
В своей работе я опираюсь на рекомендации таких авторов как А.В. Ястребова, А.Н.Корнев и использую следующие пособия: М.М.Безруких, Е.С.Логинова, Н.В.Флусова «От буквы к слову, от слова к предложению»; М.А.Зотова, С.Г.Зотов «Начальное обучение технике чтения»; набор карточек«Логопедки» из серии «Вундеркинд с пеленок»; М.И.Кузнецова «Учимся писать буквы»; С.Н.Костромина, Л.Г.Нагаева «Эта книга поможет вашему ребенку учиться на пятерки по чтению».
Целью коррекционной работы является создание условий для полноценного овладения навыком чтения.
Задачи коррекционной работы:
В условиях полного дня, когда один человек работает на классе и хорошо знает возможности каждого ребенка, предоставляется гораздо больше возможностей для коррекционной работы. Основное знакомство с новым материалом происходит на уроках Обучения грамоте, закрепляется на других уроках и логопедических занятиях и в свободное послеурочное время. Те дети, которые нуждаются в большем времени для усвоения материала, как раз его и получают.
Направления коррекционной работы:
А) Развитие внимания и памяти.
Б) Развитие ориентировки в пространстве.
В) Формирование произвольности.
А) Преодоление дефектов произношения и развитие фонематического восприятия
Б) Развитие словаря, грамматического строя и словесно-логического мышления
Для развития внимания и памяти в добукварном периоде использовались следующие упражнения:
Для развития ориентировки в пространстве выполняются упражнения по ориентировке в собственном теле, потом в теле человека напротив, пишутся различные графические диктанты. Срисовываются узоры, картинки по клеточкам, выполняются рисунки по заданию на листе бумаги (Например, нарисуй в центре круг, в левом верхнем углу – овал и т.д.)
Формирование произвольности происходит в ежедневной жизни, когда на уроках ребенку приходится соблюдать определенные требования, а на перемене можно подвигаться, а на улице не только подвигаться, но и покричать. Регулярное чередование «можно» – «нельзя» в определенных условиях способствует формированию произвольности. Для развития этого качества использую игры: «Да» и «нет» не говорите», «Летает –не летает», «Берег-море» и др.
На логопедических занятиях идёт работа над развитием подвижности артикуляционного аппарата и постановкой, автоматизацией звуков. Фонематическое восприятие и устная речь развиваются целенаправленно на уроках Произношение и Развитие речи, а так же во внеурочное время.
Более подробно остановлюсь на этапах формирования навыка чтения и тех играх и упражнениях, которые применяются.
На этапе знакомства с буквами и слогами использую такие упражнения:
1.«Узнай букву и назови»
2.«Найди букву и сосчитай, сколько таких букв»
5.«Нарисуй или наклей картинки на эту букву».
На этапе знакомства со слогом использую следующие упражнения:
2.«Найди слог и сосчитай, сколько таких слогов»
4.«Нарисуй или наклей картинки на этот слог»
На этапе появления первых слов сразу же начинается работа над смыслом слова. Этому способствуют упражнения:
Какая первая буква, вторая и т.д.
В это же время исследуется звукобуквенный и слоговой состав слова.
На этапе чтения предложений сначала ведется работа над пониманием смысла предложения, потом дети могут составлять предложения из слов. Начинают читать предложения из 2-3 слов. Особое внимание нужно уделить предлогам и окончаниям. Желательно на первых порах выделять их жирным шрифтом. Обращать внимание детей на связь слов в предложении.
На этапе чтения текстов отдавать предпочтение книгам, в которых либо слова написаны разным по жирности шрифтом, либо каждый склад обозначен дугой, а отдельная буква точкой. Обращать внимание детей на связь предложений в тексте. Учить определять тему текста и главную мысль, отвечать на вопросы, искать ответы в тексте.
Результаты мониторинга показали эффективность данных упражнений при обучению чтению. В первый класс пришли 60% детей не умеющих сливать слог, половина из них не знала даже букв. Два ученика не сливали слог на момент обследования в декабре в первом классе. На момент обследования в конце 1 четверти во втором классе все дети читают (25% по слогам, остальные целыми словами). Продолжается работа над смысловой и выразительной стороной чтения.
Мониторинг техники чтения за 10 месяцев.
Дорогой, Друг! Если Вам понравилась статья. Появился интерес к тому, как грамотно заниматься с ребенком, пожалуйста, нажми на кнопку “+1″ и “Ретвит”, поделись ссылками со своими друзьями в соц. сетях, оставь комментарий.
Особенности подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Анна Фомина
Особенности подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Дети с нарушениями речи составляют особую категорию детей с особыми предпосылками к обучению грамоте. Сегодня общепризнанным является то, что имеется тесная связь между проявлениями нарушения устной речи и нарушением письменной речи, а именно чтения и письма. Поэтому подготовку к усвоению грамоте детей с речевой патологией нужно проводить начиная с дошкольного возраста и при условии реализации специально разработанной методике [8, с. 34].
Изучая особенности подготовки к грамотности детей с нарушениями речи, анализируя их ошибки, с которыми они сталкиваются, можно констатировать, что трудности у детей чаще всего являются результатом недоразвития всех компонентов языка, а именно фонетико-фонематической и лексико-грамматической систем. Поэтому можно утверждать, что старшим дошкольникам с ОНР позволит успешно освоить школьную программу именно своевременная подготовка к обучению грамотности. Специальная программа подготовки к обучению грамоте должна быть ориентирована на психическое и соматическое здоровье детей, ликвидацию проблем педагогически неправильных систем, обеспечивающих неправильного развития ребенка [6, с. 56]. Обучение детей по данной программе включает формирование основ грамотности и языка, понятных для ребенка и окружающих его сверстников и взрослых. Таким образом, взрослый создает ситуацию общения, в которой приобретенные навыки и умения закрепляются и развиваться.
Задачами подготовки к усвоению грамотой являются:
– формирование потребности в умении выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях;
– уточнение и расширение активного и пассивного словарного запаса детей;
– развитие грамматических навыков (словоизменение и словообразование, структуры предложений);
– уточнить понимание детьми используемых предлогов;
– учить детей понимать смысл читаемого текста, устанавливать явные и неявные причинно-следственные связи, чтобы уметь передавать его содержание по вопросам и самостоятельно;
– заучивание наизусть речевого материала;
– формирование умения у детей использовать в процессе общения, монологической и диалогической форм речи;
– развитие у детей вербальных и невербальных форм общения со взрослыми и сверстниками;
– поощрять интерес детей к литературе, развивать их воображение и творческие способности;
– развитие у детей умения регулировать свою деятельность и поведение с помощью речи;
– развитие умений планировать свою деятельность в речевых высказываниях;
– привитие культуры речи в повседневном общении и на занятиях [7, с. 65].
Проведя теоретический анализ развития детей с ОНР, мы можем выделить основные особенности, которые важно принимать к сведению в ходе подготовки к грамотности:
– недостаточная сформированность навыков звукового анализа и синтеза и фонематического восприятия;
– нарушения развития грамматического строя, лексики и связной речи. Недостаточное внимание к морфологическому строению слов, изменения слов и их сочетаний в предложениях;
– нарушения развития психических процессов, зрительно-пространственных представлений, мелкой моторики [5, С. 56].
Учитывая вышеописанные особенности, процесс обучения подготовки к грамоте детейс ОНР должен включать:
1. Подготовка руки к письму (занятии по развитию мелкой моторики):
– развития кинетической и кинестетической основы движения;
– развитие согласованных движений обеих рук;
– развитие динамики кисти руки и движений пальцев;
2.Формирование фонематического восприятия и слуха:
– узнавание и дифференциация звуков речи;
– дифференциация одинаковых звуков по силе, высоте и тембру;
– дифференциация слов, близких по звуковой структуре;
– дифференциация фонем сходных артикуляционных и акустических характеристик;
– навыков звукового анализа и синтеза.
– развитие речевого дыхания;
– формирование артикуляционной базы (точность движения, плавность, темп, стабильность конечного результата, умения переключаться от одного движения к другому);
– постановка, автоматизация звуков в разных позиционных условиях;
– дифференциации поставленных и автоматизированных звуков; обработка звуков в спонтанной речи в различных видах деятельности [1, с. 45; 2, с. 98].
В ходе коррекционного обучения необходимо решать следующие общие цели:
– формирование у детей готовности к процессу обучения грамоте;
– профилактика дислексии и дисграфии, которые возникают в процессе школьного обучения у школьников имеющих нарушения речи.
Основными направлениями коррекционной работы по подготовке детей к грамоте являются:
– развитие слухового и фонематического восприятия;
– развитие зрительного восприятия и пространственной ориентации;
– развитие графо-моторных навыков;
– формирование звукового анализа и синтеза;
– развитие слоговой структуры слова;
– развитие устной речи.
Следовательно, в процессе подготовке к грамоте детям дошкольного возраста с ОНР необходимо создавать условия для развития не только речевых умений и навыков, но и развивать зрительное восприятие и пространственную ориентировку, так как это будет способствовать предотвращению трудностей, которые могут возникнуть на этапе обучения чтению и письму в школе.
Это обязательный элемент обучения при подготовке детей к грамоте в комплексном взаимодействии всех специалистов в различных видах деятельности ребенка.
При выполнении работ по подготовке дошкольников к обучению грамоте следует обратить внимание на соблюдение технических и гигиенических правил, т. е. правил посадки, положения тетради, держа ручку, координации движений [3, С. 47;4, с. 52].
Таким образом, процесс подготовки к грамоте детей дошкольного возраста с ОНР следует рассматривать не только как средство приобретения первоначальных навыков правильного чтения и грамотного письма, но также как средство формирования речи.
1. Алексеева, М. М., Яшина, Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений 3-е изд., стереотип / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. –М. : Издательский центр «Академия», 2000.
2. Ахутина, Т. В.Нарушение письма: диагностика и коррекция / Т. В. Ахутина. – М. : изд. «Просвещение», 2004.
3. Большакова, С. Е. Формируем слоговую структуру слова / С. Е. Большакова. – М. : «ТЦ Сфера», 2006.
4. Елецкая, О. В., Горбачевская, Н. Ю. Уточнение и обогащение пространственно-временных представлений у детей с нарушениями речи / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская // Логопед. – 2005. – № 2.
5. Затулина, Г. Я. Конспекты занятий по подготовке к обучению грамоте / Г. Я. Затулина. – М. : «Педагогическое общество России», 2008.
6. Корнев, А. Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи / А. Н. Корнев. – М. : Айрис-Пресс, 2006 г.
7. Куршева Е. В. Практическое пособие по обучению чтению дошкольников с речевым нарушениями / Е. В. Куршева. –Санкт-Петербург: Феникс, 2010 г.
8. Логопедия.Методическое наследие: Пособие / Под ред. Л. С.Волковой: В 5 кн. – М. : ВЛАДОС, 2003. – Кн. IV: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия.
Конспект открытого занятия по обучению грамоте для детей с общим недоразвитием речи «Звуки [Д] и [Д’]» Цель: Правильное произношение и различение звуков Д и Дь. Задачи: 1. Обучать правильному произношению звуков, различать их артикуляцию.
Обобщение опыта Тема: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе использования Теоретическая интерпретация опыта I. Условия формирования В течение 17 лет работаю с детьми, имеющими нарушение речи в условиях типового.
Особенности общения детей с общим недоразвитием речи Представим характеристику уровней общего недоразвития речи у детей. Первый уровень общего недоразвития речи – т. е. «безречевые дети». «Безречевых.
Консультация для родителей «Особенности подготовки к обучению грамоте дошкольников с ОНР и ФФНР». Уважаемые родители! Вам необходимо знать, что этапу подготовки к обучению грамоте дошкольников с ОНР и ФФНР должна предшествовать определенная.
Подвижные игры для детей с общим недоразвитием речи Я работаю в детском саду для детей с нарушениями речи. Для проведения подвижных игр с такими детьми нужен особый подход. Как правило, детишки.
Развитие лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи. Многочисленные исследования речи детей, особенно с общим недоразвитием речи, указывают на то, что самыми недоступными оказались задания.
Рекомендации по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. План кружка «Грамотейка» Развитие речи и обучение грамоте как основа успешного обучения в школе. Дошкольный возраст — важный период речевого развития ребенка, формирования.
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами художественной литературы. СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Т. С. Смирнова Муниципальное.
Состояние словоизменения глаголов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи В словоизменении глаголов отмечается довольно большое количество ошибок, вследствие этого нарушается синтаксическая связь слов в предложениях.