общее впечатление о храме покрова на нерли
Красоты России. Покров на Нерли
Житие Андрея Боголюбского сообщает, что храм был построен в 1165 году в честь победы князя над булгарами в 1164 году. Также Житие отмечает, что церковь Покрова Богородицы на Нерли является храмом-мемориалом в память о погибшем сыне великого князя — Изяславе Андреевиче. Но Изяслав скончался от ран, полученных в военном походе, осенью 1165 года, и в течение одной зимы церковь вряд ли могла быть возведена.
Историк С. В. Заграевский, изучив древнерусские летописи, обосновал более раннюю датировку храма — 1158 годом. По легенде, белый камень для постройки церкви Андрей Боголюбский привёз из побеждённой Волжской Булгарии. Это был первый на Руси храм, посвящённый новому празднику — Покрову Богородицы, установленному в Русской Церкви Андреем Боголюбским в середине XII века.
Церковь Покрова на Нерли — лебедь-храм, плывущий по волнам времени
Словно свеча церковь Покрова на Нерли возвышается на невысоком пригорке. Технология строительства, применённая древними архитекторами, позволила избежать коварных весенних разливов: на глубине 1,6 м был заложен обычный ленточный фундамент, а над ним возведен насыпной холм высотой 3,7 м.
Церковь Покрова на Нерли отличается гармонией пропорций, изяществом силуэта и полным слиянием с окружающими пейзажами.
Царя окружают фигуры птиц, львов и трёх женских масок с волосами, заплетёнными в косы. Рельефы девичьих ликов опоясывают и боковые части фасадов. Эти маски, олицетворяющие Деву Марию, присущи всем владимирским церквям той эпохи.
Большая неожиданность подстерегает того, кто пытается рассуждать о нынешнем облике Покрова на Нерли как «совершенном». Дело в том, что в древности храм выглядел совсем не так, как сейчас. Ещё в XIX веке раскопки открыли в земле окружающего его холма некие утраченные архитектурные детали. После исследований середины XX столетия стало окончательно ясно: некогда облик церкви не был столь лаконичным. С трёх сторон её окружала галерея, имевшая на крыше открытое гульбище. Основания этого сооружения сохранились в земле на расстоянии 2,5 метров от нынешних внешних стен. С одной из сторон открытая галерея сменялась сплошной стеной, скрывавшей вход на хоры.
Храм Покрова на Нерли, реконструкция первоначального вида по Н.Н.Воронину
По-видимому, под влиянием осадков открытая галерея со временем разрушилась. Нынешнее же впечатление законченности храма сложилось благодаря обычаю древнерусских мастеров начисто отделывать даже те стены, которые потом оказывались загорожены пристройками. Иным, более вытянутым, шлемовидным по форме, судя по всему, был в древности и купол.
По предположениям историков, первоначально храм Покрова на Нерли был обнесён лёгкой крытой галереей, украшенной изображениями резных грифонов и других мифических животных. Когда-то стены церкви покрывали пёстрые фрески, но и они были полностью утрачены в 1877 году во время очередного «поновления» храма. Сама церковь чудом уцелела. И угроза исходила не от воинствующих безбожников, а от православных священнослужителей. В 1784 году игумен Боголюбского монастыря получил у Владимирского епископа разрешение на разборку храма на камень. Полученные материалы предназначались для постройки новой колокольни, но древний храм спасла прозаичная ситуация — игумен не сошёлся в цене за разборку с подрядчиками.
Аскетический облик церкви Покрова на Нерли определил её царственную красоту и силу. Внутри нет ни позолоченных иконостасов, ни богатых росписей. Но безызвестные зодчие добились то, к чему стремились — они воплотили в камне идею превосходства духовного над материальным, которая является стержнем любой религии. И, вероятно, поэтому творение древнерусских мастеров по праву получило всемирное признание. В 1992 году церковь Покрова на Нерли, наряду с другими храмами древнерусского зодчества, вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКОпод собирательным названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».
Расположение храма на слиянии рек Нерли и Клязьмы настолько живописно, что делает его излюбленным местом «паломничества» фотографов.
Весной луг, на котором расположен храм, заливает талой водой. Летним утром он бывает окутан густым туманом. А что бывает там звездной ночью — и не передать словами!
Своеобразную загадку скрывает в себе и первоначальное посвящение храма. Дело в том, что все дошедшие до нас ранние источники упоминают церковь на Нерли не как Покровскую, но как Богородичную. Более того, Покров как особый праздник, установленный в честь чуда Богородицы, произошедшего во Влахерне, сохранился только в русском месяцеслове, и время его возникновения определяют обычно как довольно позднее.
Самые ранние из дошедших до нас икон Покрова относятся к XIV–XV векам. В целом же установление праздника принято связывать именно с Андреем Боголюбским и… строительством Покрова на Нерли. Возможно, однако, что князь, весьма почитавший Пресвятую Богородицу, которой он посвятил также главный собор Владимира — Успенский и надвратную церковь Ризоположения, при основании этого храма имел в виду совсем другие события.
Дело в том, что в росписях барабана Покровской церкви в XIX веке были обнаружены фигуры, определённые реставраторами как изображения мучеников Маккавеев и их матери Соломонии. Такая подробность росписи позволяет соотнести храм на Нерли с другим праздником — Изнесением древа Креста Господня, отмечаемым 1 (14 августа), как и память свв. Маккавеев.
Версию о таком посвящении подтверждает и нахождение в окрестностях храма на Нерли большого белокаменного креста XII века.
В то же время дата 1 (14) августа отмечена в святцах ещё одним чудом. Непосредственно связанным с жизнью Андрея Боголюбского. Согласно сообщению Лаврентьевской летописи, в 1164 году во время похода этого князя на волжских булгар от образов Спаса, Владимирской Богоматери и креста, находившихся в русском войске, начали исходить огненные лучи.
Таким образом, храм, росписи которого были связаны с 1 августа, изначально мог сочетать в себе традиции почитания различных святынь и покровителей — Креста и Пресвятой Богородицы. На «крестное» посвящение храма косвенно указывает и его близость к воде.
Позднее связь воды и богородичного посвящения церкви могла напомнить владимирцам о чуде Ризы богородицы во Влахерне. Однако это напоминание о событиях 860 года, когда Константинополь был чудесно спасён именно от нападения русичей, на русской почве могло восприниматься как не совсем комплиментарное.
В итоге идея о связи храма с заступничеством Богородицы приобрела, по всей видимости, вид почитания другого влахернского чуда — праздника Покрова. Что же самого храма, то он, по предположениям исследователей, мог стать Покровским даже без специального переименования.
Я подобрала несколько самых красивых фотографий на мой взгляд этого замечательного места от лучших фотографов. Приятного просмотра!
Утренний покров… © Silent_Candle
И ночь без штор… © Сергей Новожилов
Сон уходит, как туман © Сергей Новожилов
Закат © Михаил Шмелев
Закат © Михаил Шмелев
Майское утро на Нерли… © Гордеев Эдуард
Покрова на Нерли © Максим Евдокимов
Покрова на Нерли © Максим Евдокимов
Церковь Покрова на Нерли… © Гордеев Эдуард
Покрова на Нерли © Сергей Ершов
Покрова на Нерли © Максим Евдокимов
В туманном безмолвии © Владимир Перепечаев
Звездные следы над церковью Покрова на Нерли © Евгений Зайцев
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
5 сочинений по картине Герасимова Церковь Покрова на Нерли
Пример сочинения 1
Картина «Церковь Покрова на Нерли» была написана художником С. В. Герасимовым (1885-1964 п.)
Чаще всего он рисовал пейзажи, одним из которых является замечательная картина «После дождя», отражающая блеск и красоту природы, омытой летним дождём. На картине «Церковь Покрова на Нерли» вместе с природными красотами мы видим изображение церкви. Эта церковь является одним из самых поэтических памятников древнерусского зодчества. Также эту церковь изобразил С. А. Баулин, его картина носит название «Храм Покрова на Нерли».
На картине Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» среди светло-зелёной травы ярко выделяется река синего цвета с фиолетовыми проблесками, она немного отражает пушисто-белоснежные облака За счёт облаков небо выглядит ярким и насыщенным, в нём виднеются и розовые, и синие, и голубые оттенки. Облака очаровывают своей формой и беспорядочностью. Большие, пушистые и могучие деревья создают полноту картины, украшая собой церковь. Они такие же высокие, как она. Если бы не было этих деревьев, то церковь стояла бы в полном одиночестве на берегу холма, который окутывается рекой Нерль. Собор расположился в центре картины, поэтому в первую очередь обращаешь внимание именно на него. Храм белокаменный, имеет изящные формы и фиолетовые купола, но в этой картине они показаны золотыми, потому что отражают яркие солнечные лучи.
Ещё на берегу мы видим молодую маму, гуляющую с ребёнком. Девочка играет и собирает цветы, а мама просто находится рядом. Эта деталь делает картину более доброй и тёплой.
Мне очень понравилась картина Герасимова «Церковь Покрова на Нерли», потому что она выполнена в тёплых и ярких тонах красок. Здесь очень точно показана ясная погода, спокойная обстановка и необыкновенная, чуткая тишина.
Пример сочинения 2
На картине «Церковь Покрова на Нерли» художник Герасимов изобразил белый храм в окружении природы. На переднем плане мы видим реку Нерль, она четко отражает все растущие вокруг деревья, небо и саму церковь. Видно, что на реке играют мелкие волны от слабого ветерка. Рядом с холмом раскачивается одинокая пустая лодка.
На ближайшем берегу стоит женщина с маленьким ребенком и любуются видом напротив. Малыш, видимо, срывает для мамы желтые цветочки, которые усыпали весь этот берег.
На противоположной стороне на небольшой возвышенности расположена белоснежная церковь Покрова. Это довольно высокое сооружение с высокой колокольней и синим куполом. На куполе отражаются лучи солнца и он играет самыми разными цветами. Церковь украшена высокими узкими окнами. Храм выглядит очень величественно и создается впечатление, что он парит в воздухе. Здание церкви окружено деревьями с пышными кронами и зеленой листвой. Вся трава вокруг сочного насыщенного цвета. Сразу становится ясно, что это летнее время – июль или август. Художник не пожалел красок, чтобы передать все оттенки и цвета лета. Не трудно догадаться, что Герасимов очень любил природу и родную землю.
Деревья расположены с обеих сторон холста. Сразу за церковью виднеется домик с синей крышей. Поодаль видны фигурки прихожан, которые возвращаются из церкви.
Летнее небо дополняет эту красоту, на нем плавают огромные белые облака.
Картина «Церковь Покрова на Нерли» вызывает у меня самые светлые чувства. Я ощущаю какой-то уют и спокойствие, исходящие от этого пейзажа. Теперь мой список желаний пополнился ещё одной мечтой – увидеть своими глазами в это же летнее время «Церковь Покрова на Нерли».
Пример сочинения 3
При первой встрече с картиной В.С. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли», она показалась мне необычайно легкой и просторной. Вглядываясь в прекрасное полотно, меня переполняют радостные, и даже торжественные чувства. Настолько эта великая работа потрясла мой внутренний мир.
В центре картины изображена церковь Покрова. Она расположена на небольшом островке, вокруг которого протекает шумная и быстрая река. Церковь исполнена в светлых красках, ведь именно белый цвет передает святость и чистоту данного сооружения. Золотые купала ярко отблескивают и переливаются при помощи множества солнечных лучей.
На своем полотне автор использует и другие приятные глазу тона. Это голубоватый оттенок прекрасного неба, по которому раскидисто плывут белоснежные облака. Гармонично с небом сливается линия горизонта, которая соединяет два мира. Земля покрыта свежей, молодой травой. Она настолько сочная и яркая, что до нас доносится ее аромат. Художник использует приятные салатные и зеленые оттенки, чтобы показать зрителю, насколько все живое радуется и веселится благодати расположенной рядом церкви.
На заднем плане картины нарисованы одинокие деревья и группка растений, которые образовали небольшую рощу. Возле храма растет большое и могучее зеленое дерево. Скорее всего, ему столько же лет, сколько и храму. Думаю, дерево было посажено именно по окончанию строительства церкви.
На переднем плане мы обращаем внимание на женщину, которая стоит на берегу реки и вглядывается вдаль. Думаю, она произносит молитву внутри своей души, глядя на храм Покрова. Она молится о своих близких, о детях. Она просит Божьей благодати для себя и своей семьи.
Как же все-таки прекрасно жить в таком замечательном месте, рядом со святым храмом. В.С. Герасимов со всем своим талантом и мастерством смог передать красоту и величие этого края.
Пример сочинения 4
Об авторе: Сергей Васильевич Герасимов (1885-1964)- советский живописец. Среди его работ множество сюжетных, исторических полотен, портретов, натюрмортов и различных иллюстраций. По картине Герасимова Церковь Покрова на Нерли можно судить и о его пейзажах. Здесь соединены нежное отношение автора к русской природе и духовная связь с божественным миром.
На картине Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» перед нами предстает белоснежный храм в устье реки Нерль. Художник живописно и красочно изобразил сам храм, его отражение в воде и окружающую его природу. Всё это делает полотно настолько интересным и притягательным, что его хочется долго рассматривать. На своей палитре автор почти не использует мрачные и темные краски, все цвета яркие и бросающиеся в глаза.
На переднем плане живописец изобразил берег и саму реку Нерль. Сочная трава изумрудного цвета и яркое солнце рассказывают нам, что сейчас середина лета. По берегу гуляют женщина с ребенком. Малыш наклонился и что-то рассматривает под ногами.
В водах синей реки отражается голубое небо с плывущими по нему облаками. Также можно разглядеть в неспокойной воде нечёткие очертания храма. Они изображены автором в бело-розовых тонах. Немного дальше видна небольшая лодка, причалившая к берегу.
Церковь расположена на противоположном берегу реки на возвышенности. Это довольно высокое белокаменное строение с двумя порталами и узкими вытянутыми окнами. Фасад здания украшен декоративными арками. Купол храма и куполообразная крыша изображены в синих тонах. Но под солнечными лучами они переливаются розовыми, оранжевыми и красными бликами.
Рядом с храмом посажены несколько деревьев. Их зеленые кроны красиво вырисовываются на фоне бело-голубого с розоватым оттенком неба. За деревьями виден дом желтого цвета с синей крышей. Скорее всего, там живут служители церкви.
На заднем плане слева изображен ряд деревьев. Они растут на узкой полосе земли между двумя протоками реки. С правой стороны мы видим четыре темных силуэта. Наверное, это прихожане заходили в церковь, а теперь идут к себе домой. Вдали у самого горизонта виднеется полоска темного леса.
Глядя на картину, понимаешь, что художник вложил в нее всю свою душу. Он тщательно подбирает краски, изображая необыкновенно красивое небо с бледно-розовыми облаками. На его фоне белоснежный храм выглядит нарядным и величественным. Лирический пейзаж Герасимова вызывает чувства спокойствия и умиротворения. Очень хочется оказаться сейчас на берегу Нерли и увидеть эту красивую церковь.
Пример сочинения 5
Холст “Церковь Покрова на Нерли” был написан художником, который по большей части писал пейзажи. В них он выражал скромную, однако, величавую красоту своей земли. Примером этому служит холст “Церковь Покрова на Нерли”.
Глядя на нее не один человек не может остаться равнодушным.
Воздвигнут Храм был при Андрее Боголюбском. В придании сказано, что князь сильно тосковал после гибели своего сына. В воспоминание о нем он воздвиг Храм, который построен на берегу речки и очаровывает всех своим блеском.
Не был холоден к такому блеску и сам художник.
На картине в центре изображена церковь в один из солнечных дней. Ей художник отвел самое главное место в центральной части холста в объятиях шикарной природы, а вокруг простираются необъятные просторы. Сама Церковь стоит на возвышении, словно величавый белокаменный сторож, обративший свою золотую голову в голубое небо с белыми пышными облаками.
Эти облака делают картину совершенно необычной. Возникает такое чувство, что Храм возникает из земли совместно с возвышением, на котором стоит. А отблеск в воде – это его необыкновенное загадочное продолжение.
Церковь выглядит, как будто она сделана не мастерами, а создана небесами.
На холсте также видны – прекрасный зеленый луг, за которым раскинула свои воды голубая речка.
Речка Нерль тихо пустила свои воды вокруг Церкви, Лодка раскачивается на воде, несмотря на то, что увидеть это невозможно. Это является в воображении зрителя. На противолежащем от Церкви берегу прохаживается молодая женщина с ребенком.
Вдалеке видны поля и луга.
При взгляде на этот холст у зрителя возникает множество положительных чувств. А глядя на саму Церковь размышляешь про извечные ценности. На холсте видно, что Храм изображен не сам по себе, он как будто маленькая Вселенная, которую показывает художник на своем холсте.
Роскошь соседствующей природы лишь выделяет утонченность и элегантность Церкви, которую создали человеческие руки. Здание кажется выразительным и воодушевленным.
Этот холст дает возможность испытать удовольствие от рассматривания Храма, даже тогда когда собственно созерцать его не удалось.
Покров на Нерли — самый красивый храм Руси
Церковь Покрова на Нерли во Владимирской области России — признанный шедевр архитектуры, считающийся одним из самых совершенных храмов мира и самым красивым храмом Руси. Белокаменная церковь находится недалеко от села Боголюбово, близ города Суздаля.
Датой постройки храма считается 1158 год, хотя некоторые исследователи называют 1165. Церковь Покрова на Нерли была построена в память о погибшем сыне Великого князя — Изяславе Андреевиче.
Собрались мы в поездку стихийно, хотя мечтала я увидеть этот храм очень давно. Однажды ясным октябрьским утром проснулись и решили ехать. Сколько можно откладывать возможность увидеть настоящее чудо Света, находящееся не так уж и далеко? 3 часа дороги, и мы у цели. Места, конечно, очень красивые — настоящие русские. Вот где русский дух, где Русью пахнет!
Церковь была освящена в честь праздника Покрова Богородицы. Считается, что это самая первая церковь Покрова на Руси.
Церковь в 1784 году чуть было не была разобрана по велению игумена Боголюбова монастыря, к которому она была приписана. Причиной такого решения явилось то, что церковь приносила слишком малый доход. (Какая-то неприятная история, духовностью в ней и не пахнет…) К счастью, храм не стали разбирать по причине все той же недостаточности средств — рабочим нечем было платить.
Церковь Покрова на Нерли уникальна своим расположением. Храм построен в низине, на небольшом рукотворном холме. Ранее рельеф местности был немного другой, и церковь находилась в месте впадения реки Нерли в Клязьму.
У церкви особая конструкция фундамента, который уходит в глубину более, чем на 5 метров. Такая конструкция помогала зданию выстоять во время разливов рек.
Считается, что храм Покрова на Нерли дошел до нас в практически неискаженном виде. Здание представляет из себя квадратный в плане одноглавый четверик размером примерно 10 на 10 метров.
Стены белокаменной церкви украшают резные рельефы. В центре композиции — царь Давид на троне. Фигуру царя окружают птицы, львы и маски.
Внутрь храма мы зашли буквально на минуту, увидели там в темноте лишь многочисленные строительные леса и фотографировать не стали. Храм пережил глобальное обновление в 1877 году, в результате чего полностью утратил первоначальные росписи интерьера, которые были просто сбиты и уничтожены. В настоящий момент, похоже, храм вновь переживает полное обновление.
Церковь Покрова на Нерли с 1992 года занесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля». Луг, на котором расположен храм, является охраняемым историко-ландшафтным комплексом.
Не могу после поездки сказать, что увидела именно чудо, ощущения именно шедевра храм не вызывает, но побывать в этих местах и увидеть Покров на Нерли стоит. Какое-то удивительно гармонично и спокойное место… Вернулись мы в Москву, несмотря на дальнюю дорогу, отдохнувшими и посвежевшими.
напишите небольшое сочинение-описание о храме Покрова на Нерли, Вы согласны что это чудо природы?
Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине, на заливном лугу. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили своё положение). Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекресток важнейших водных торговых путей.
Церковь Покрова построена на рукотворном холме. Обычный ленточный фундамент, заложенный на глубине 1,6 м, продолжен основанием стен, высотой 3,7 м, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем. Таким образом, фундамент уходил на глубину более пяти метров. Подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки (до 5 м).
От храма XII века без существенных искажений до нашего времени сохранился основной объём — небольшой, слегка вытянутый по продольной оси (около 8 х 7 м без учета апсид, сторона подкупольного квадрата около 3,2 м) четверик и глава. Храм крестовокупольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, с аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами. Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклоненными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. В интерьере крестчатые столпы сужаются кверху, что при небольших размерах храма создает дополнительное ощущение «высотности» интерьера.
Членения северной и южной стен храма асимметричны, восточные прясла очень узки. Однако сумма выступа боковых апсид и ширины восточных прясел стен практически равна ширине средних прясел стен, и благодаря этому композиция храма выглядит уравновешенной при взгляде с любой стороны. Многообломные пилястры с полуколоннами на внешней стороне стен храма Покрова на Нерли соответствуют внутренним лопаткам. Их суммарная толщина шире стен примерно в полтора раза, и это создает очень ясный конструктивный «рисунок» храма.
Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма — восседающий на троне царь Давид с псалтырью (струнным музыкальным инструментом) в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются львы, птицы и женские маски.
Первоначальные внутренние росписи храма полностью утрачены (сбиты при поновлении в 1877 году).
Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями; часто церковь Покрова называют самым красивым русским храмом.
…Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства…