общее среднее образование как организационная форма обучения взрослых осуществляется в

Основные цели образования взрослых

общее среднее образование как организационная форма обучения взрослых осуществляется в. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. общее среднее образование как организационная форма обучения взрослых осуществляется в фото. общее среднее образование как организационная форма обучения взрослых осуществляется в-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка общее среднее образование как организационная форма обучения взрослых осуществляется в. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. общее среднее образование как организационная форма обучения взрослых осуществляется в. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. общее среднее образование как организационная форма обучения взрослых осуществляется в фото. общее среднее образование как организационная форма обучения взрослых осуществляется в-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка общее среднее образование как организационная форма обучения взрослых осуществляется в. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. общее среднее образование как организационная форма обучения взрослых осуществляется в. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. общее среднее образование как организационная форма обучения взрослых осуществляется в фото. общее среднее образование как организационная форма обучения взрослых осуществляется в-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка общее среднее образование как организационная форма обучения взрослых осуществляется в. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. общее среднее образование как организационная форма обучения взрослых осуществляется в. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. общее среднее образование как организационная форма обучения взрослых осуществляется в фото. общее среднее образование как организационная форма обучения взрослых осуществляется в-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка общее среднее образование как организационная форма обучения взрослых осуществляется в. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b.

общее среднее образование как организационная форма обучения взрослых осуществляется в. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. общее среднее образование как организационная форма обучения взрослых осуществляется в фото. общее среднее образование как организационная форма обучения взрослых осуществляется в-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка общее среднее образование как организационная форма обучения взрослых осуществляется в. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd.

общее среднее образование как организационная форма обучения взрослых осуществляется в. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. общее среднее образование как организационная форма обучения взрослых осуществляется в фото. общее среднее образование как организационная форма обучения взрослых осуществляется в-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка общее среднее образование как организационная форма обучения взрослых осуществляется в. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935.

Образование взрослых является ключевым звеном развития всего образования в России. На наш взгляд, сфера образования взрослых должна иметь государственно-общественный характер и объединять в себе все виды и формы обучения взрослых на всех уровнях как государственной, так и общественной сфер формального (организованного в стенах учебных заведений и ведущего к получению признанного документа об образовании) и внеформального (организованного в стенах не собственно учебных заведений и не обязательно заканчивающегося выдачей признанного документа) образования.

Цель создания такой системы — не тотальное и жесткое управление со стороны государства, а поддержка государственными властными структурами развития образования взрослых во всем многообразии его видов и форм. В настоящее время разрабатывается концепция системы образования взрослых. Основными чертами ее должны быть:

1) государственно-общественный характер;

2) тесные связи с другими подсистемами системы непрерывного образования;

3) базирование на теории обучения взрослых (андрагогике);

4) развитие рынка образовательных услуг;

5) развитие и сочетание различных форм управления (законодательной, административной, экономической, эдукологической);

6) наличие специально подготовленных кадров (преподавателей, консультантов, администраторов, тьюторов, создателей программ обучения и т.п.).

Основные цели и определяемые ими функции образования взрослых сводятся к удовлетворению потребностей личности, общества, экономики:

• личности — в самосовершенствовании;

• общества — в формировании социально активной и адаптирующейся к реалиям жизни личности;

• экономики — в подготовке компетентного, эффективного работника.

Конечной целью образования взрослых является формирование личности, активно, компетентно и эффективно участвующей в экономической, социальной и личной жизни.

Указанные цели достигаются посредством удовлетворения конкретных образовательных потребностей обучающихся, которые можно свести к семи основным группам:

— получение общего среднего образования;

— приобретение или усовершенствование профессиональных навыков;

— поддержание и улучшение здоровья;

— улучшение качества семейной жизни;

— участие в общественной жизни;

— содержательное проведение досуга;

— развитие собственной личности.

Организационно образование взрослых должно состоять из пяти основных блоков:

1) потребительского (обучающиеся и их образовательные потребности);

2) информации и управления;

5) кадрового и научного обеспечения.

Система образования взрослых должна ориентироваться на реальные потребности ее пользователей, или потребителей, а также учитывать и прогнозировать нужды развития экономики, общества и отдельной личности. Сфера образования взрослых должна включать в себя самые разнообразные государственные, общественные, частные формы обучения взрослых, разнообразные как по структуре, так и, главное по программам обучения. Наряду с уже имеющимися вечерними средними школами, центрами образования взрослых, центрами непрерывного образования, народными университетами, различными государственными, кооперативными, общественными курсами подготовки взрослых необходимо создавать различные новые организационные формы обучения взрослых, например при высших учебных заведениях. И не только в форме уже имеющихся институтов и факультетов повышения квалификации, но и с другими задачами, для обучения взрослых на ДРУГИХ уровнях образования, как это практикуется за рубежом. Необходимо шире привлекать к созданию смешанных государственно-общественных и государственно-частных форм обучения взрослых нарождающийся бизнес, общественные организации «Знание», Педагогическое общество и др.

Источник

Основные организационные формы и технологии обучения взрослых

Вы будете перенаправлены на Автор24

Особенности технологии обучения взрослых

Технология обучения взрослых – это отрасль андрагогики.

На всех стадиях учебного процесса, в котором принимают участие две его стороны: взрослые обучающие и взрослые обучающиеся, технология обучения включает в свой состав методы, приемы и технику реализации процесса обучения, ориентированного на достижение определенных целей и задач.

Изменение технологии обучения возможно только в случае кардинальных перемен, произошедших с его участниками и изменением процесса их взаимодействия.

Специфика технологии обучения взрослых состоит в том, что она базируется на принципах андрагогики. Андрагогика – это наука о саморазвитии, самореализации и самосовершенствовании человека в процессе всей его жизнедеятельности. Она ориентирована на раскрытие личности в любом возрасте, развитие ее стремления к непрерывному саморазвитию и совершенствованию своих знаний и навыков в различных областях и направлениях деятельности.

Процесс обучения взрослых целесообразно строить именно на базе андрагогики, поскольку в этом случае, обучения основывается на приоритете позиций обучаемого в процессе обучения. Обучающий только помогает сформировать опыт, расширить кругозор, дать больший объем знаний и навыков обучаемому, раскрыть его природный потенциал и реализовать себя в различных сферах.

Основными принципами андрагогики, определяющими специфику технологии обучения взрослых, являются следующие:

Готовые работы на аналогичную тему

Андрагогическая модель технологии обучения взрослых

Целевое назначение процесса обучения взрослых, в основном, всегда имеет четкое обоснование и практическую значимость для конкретного направления деятельности человека: профессионального, бытового, социального, личностного.

Если взрослый человек начинает обучаться, то он заранее имеет представление о том, каким образом он будет применять знания и умения в дальнейшей жизнедеятельности, понимает для чего они ему нужны и, насколько они важны.

Взрослый человек является самостоятельной, организованной личностью. Он имеет жизненный опыт, на котором базируется его обучение и, который применяется для обучения его коллег. Кроме того, обучение взрослого всегда мотивировано т.е. он готов получить знания и навыки для конкретных целей.

Технология обучения взрослых, базирующаяся на андрагогической модели, основывается на следующих моментах:

Контекстное обучение

Контекстное обучение – это форма активного обучения взрослого человека в высшей школе, направленная на его профессиональную подготовку.

Такое обучение ориентировано на подготовку студента к его дальнейшей профессиональной деятельности, по выбранной специальности или переподготовку кадров, в случае перепрофилирования деятельности предприятия. Обучение основывается на построении моделей профессиональной деятельности. Обучающийся осознает необходимость его теоретических знаний и находит способ их применения в профессиональной деятельности. такая форма обучения мотивирует учащихся, делает обучение более осознанным и целесообразным, а главное, продуктивным.

Контекстная форма обучения делает его процесс более динамичным за счет опоры на следующие принципы:

Источник

Общее среднее образование как организационная форма обучения взрослых осуществляется в

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об образовании взрослых

Настоящий Закон устанавливает правовые основы для разработки и реализации общегосударственной политики в области образования взрослых и призван способствовать созданию в странах Содружества эффективной системы непрерывного образования, обеспечивающей профессиональное совершенствование и развитие личности человека на всем протяжении его жизни.

Образование взрослых является составной частью системы образования.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

Перечисленные ниже понятия используются в контексте данного Закона в соответствии с заданным основным их значением. Это не исключает их уточнения в нормативных актах, разрабатываемых на основе и в развитие модельного закона.

Статья 2. Основные принципы государственной политики в
области образования взрослых

Под принципами государственной политики в области образования взрослых понимаются основы фундаментальных социально-философских идей, в соответствии с которыми формируются цели образования взрослых, разрабатывается и реализуется стратегия их достижения.

К числу основных принципов образовательной политики в демократическом обществе относятся:

— признание права на образование в любом возрасте как одного из важнейших фундаментальных прав человека;

— ориентация на общечеловеческие ценности и идеалы гуманизма;

— содействие гармонизации интересов личности, социальной общности и общества в целом;

— обеспечение доступности образования, понимаемой как реальная возможность получить надлежащую подготовку до начала трудовой деятельности и преемственно продолжить учебу в зрелом возрасте;

— обеспечение автономности образовательных учреждений, невмешательства органов центральной и местной власти в работу образовательных учреждений, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

— взаимодействие и партнерство государственных органов, неправительственных и общественных организаций в. данной сфере;

— государственная поддержка общественной инициативы;

— гласность в вопросах разработки, принятия и реализации решений, затрагивающих интересы взрослого населения в области образования;

— учет специфики образовательных потребностей различных категорий взрослого населения;

— государственная поддержка образовательных учреждений и взрослых учащихся;

— содействие в получении и продолжении образования лицам, нуждающимся в особой социальной защите;

— учет мирового опыта и рекомендательных документов международных организаций.

Статья 3. Законодательство об образовании взрослых

Законодательство об образовании взрослых формируется в соответствии с изложенными в статье 2 настоящего Закона принципами государственной политики в этой области и включает комплекс нормативных актов, издаваемых уполномоченными правотворческими органами, и нормативных решений органов исполнительной власти. В его состав входят правовые нормы общегосударственного, регионального и местного действия.

Законодательство об образовании взрослых определяет совокупность правоотношений между лицами, учреждениями и организациями, причастными к функционированию и развитию этой сферы образования.

Статья 4. Цели законодательства об образовании взрослых

Настоящий Закон устанавливает право взрослых граждан на образование, отвечающее интересам их профессионального роста и личностного развития, и определяет систему правовых норм и правоотношений, обеспечивающую возможность его реализации.

Статья 5. Предмет правового регулирования

Предметом правового регулирования является комплекс общественных отношений, возникающих в связи с правом взрослых гражданина образование (статья 4) и процессом реализации данного права.

Статья 6. Сфера действия законодательства об образовании взрослых

Законодательство об образовании взрослых распространяется на деятельность всех социальных субъектов, причастных к принятию и реализации решений, затрагивающих интересы взрослых членов общества, связанные с реализацией их права на образование, и правовые отношения, возникающие в связи с прохождением и завершением учебы по той или иной образовательной программе.

Законодательство распространяется на:

— взрослых членов общества;

— органы центральной государственной власти и иные государственные органы;

— региональные органы власти и органы местного самоуправления;

— неправительственные организации, связанные с образовательной деятельностью;

— общественные объединения граждан;

— учреждения и предприятия всех форм собственности.

Глава 2. Система образования взрослых

Статья 7. Понятие системы образования взрослых

Система образования взрослых является составной частью единой системы непрерывного образования, удовлетворяющей потребности граждан в знаниях и умениях, необходимых для профессионального роста и развития личности в период самостоятельной жизни. В ее структуру входят следующие взаимодействующие компоненты:

— органы управления на национальном, региональном и местном уровнях;

— сети образовательных учреждений;

— образовательные программы различной направленности;

— дидактические системы, учитывающие особенности, взрослого учащегося;

— организации образования взрослых;

— социальные службы, причастные к образованию;

— средства массовой коммуникации, используемые и образовательных целях.

Статья 8. Функции образования взрослых

Образование взрослых как специфическое подразделение образовательной системы выполняет три основные функции:

— компенсаторную, предоставляющую взрослым членам общества ранее отсутствующую или упущенную возможность получить образование желаемого профиля и уровня;

— адаптирующую, обеспечивающую взрослых членов общества новыми знаниями и умениями, потребность в которых возникает по мере изменения социальных условий их жизнедеятельности;

— развивающую, способствующую всестороннему прогрессу личности человека в период его самостоятельной жизни посредством преемственного обогащения ранее приобретенных знаний и умений.

Статья 9. Цели и приоритетные задачи образования взрослых

Целеполагание и целеосуществление в образовании взрослых основываются на принципе единства его собственно образовательных (достигаемых по завершении определенного курса обручения) и социальных целей, общих для всех направлений образовательной деятельности.

Основной социальной целью образования взрослых является содействие развитию личности человека, поступательному обогащению его деятельных способностей, духовного мира и творческого потенциала.

Приоритетными являются задачи, выполнение которых имеет первоочередное значение для достижения основной социальной цели образования взрослых. К ним относятся:

— обеспечение взрослых членов общества знаниями и умениями, необходимыми для продуктивной и приносящей удовлетворение жизни в современном обществе;

— содействие компетентному и эффективному участию индивида в жизни демократического общества;

— обогащение знаний и умений, необходимых взрослому гражданину как ответственному субъекту социальной деятельности.

Статья 10. Основные подразделения образования взрослых и
направления их деятельности

Под основными подразделениями образования взрослых понимаются обособленные составные части его структуры, включающие виды образовательной деятельности, сгруппированные по признаку общности их целей и содержания. К ним относятся следующие виды образования.

1. Общее образование: приобретение совокупности установок, знаний и умений, необходимых всем взрослым членам общества независимо от рода и характера их профессиональных занятий. В структуру общего образования входят:

— овладение общей грамотностью;

— академическое образование, ориентированное на обогащение познавательных способностей и освоение научных представлений о мире;

— гуманитарное образование, ориентированное на освоение достижений художественной культуры и эмоциональное психологическое развитие;

— гражданское образование, ориентированное на расширение сферы участия в жизни общества и формирование активной гражданской позиции.

2. Специализированное образование: обогащение знаний и умений, необходимых для успешной деятельности в системе технологического и социального разделения труда. В структуру специализированного образования входят:

— овладение функциональной грамотностью;

— профессиональное образование, ориентированное на повышение уровня компетентности в области оплачиваемых занятий;

— социально-экономическое, ориентированное на обогащение знаний и умений, необходимых при осуществлении деятельности, связанной с выполнением социальных и экономических функций;

Источник

Образование взрослых

Взрослый человек: на урок или с урока?

( вместо введения)

Что такое образование взрослых?

Хотя термин «образование взрослых» уже «прижился» и в отечественной, и в зарубежной (adulteducation) научно-методической литературе, тем не менее, на наш взгляд, он иногда вводит людей в заблуждение. Дело в том, что, следуя давно устоявшемуся ведомственному подходу в социальных вопросах, мы привыкли все, что называется «образование», относить в сферу полномочий Министерства образования, а все, что касается «культуры» – в Министерство культуры и так далее. Вместе с тем, такой «узко специализированный» подход к проблеме духовного, интеллектуального и творческого развития человека часто мешает нам взглянут на проблему комплексно и распыляет и без того скудные средства, выделяемые на эти цели.

Итак, когда мы говорим «образование взрослых», мы имеем в виду все сферы целенаправленного развития взрослого человека. Этим занимается и образование (дополнительные курсы, кружки, системы повышения квалификации),и культура (клубы, хоры, кружки ремесел, библиотеки), и службы занятости (переобучения и переквалификация), и неправительственные организации (гражданское воспитание, работа с женщинами, молодежью, инвалидами), и любой руководитель любой организации (семинары, планерки, рабочие собрания). То есть, любая работа, связанная с расширением знаний, умений, навыков и качеств взрослого человека, является образованием взрослых.

Образование взрослых относительно автономно. Ему противопоказана жесткая регламентация (централизация, унификация, контроль) «сверху». Всякая попытка управления местными инициативами неизбежно обедняет возможности образовательных учреждений и ведет к свертыванию их деятельности.

Образование – это не просто занятия с преподавателем, это многосторонний процесс приобретения знаний и нравственных ценностей. В настоящее время ЮНЕСКО официально признает три формы образования:

В последние десятилетия во всем мире стали активно пропагандировать идею непрерывного образования. Сейчас страны Европейского Союза обсуждают один из своих основополагающих документов – «Меморандум непрерывного образования», который должен заложить фундамент для «учения длиною в жизнь» (lifelonglearning) как неотъемлемого права каждого гражданина Европы.

Почему же именно в наше время эта проблема приобрела особую актуальность?

Во-первых, это связано с объективной потребностью постоянно осваивать новые технологии, неудержимо навязываемые нам научно-техническим прогрессом. Если еще вчера компьютер, особенно, в сельской местности, был чем-то вроде ракеты, о которой все знали, но видели только по телевизору, то сегодня практически в каждой организации он становится столь же привычным, как и калькулятор. Вслед за ним к нам приходит электронная почта, Интернет, новые бухгалтерские программы, и если мы не будем готовы их принять и признать, очень скоро мы окажемся на обочине не только профессиональной, но и общественной жизни.

Второй фактор – это усложнение социальной среды, а именно, необходимость все время делать осознанный выбор. Если раньше нас совершенно не волновало, какой сорт колбасы покупать, за какого кандидата голосовать, в какой банк вкладывать свои деньги и в какую школу отдать ребенка – выбора просто не было, то сейчас от многообразия рекламных предложений и предвыборных плакатов порой голова идет кругом. И чем более информирован и образован будет человек, тем более осознанно он будет делать свой выбор, основывая его не на яркости рекламы и красивости фраз, а на собственных убеждениях и знаниях.

Третья предпосылка необходимости постоянного образования, особенно, неформального образования – это новые нравственно-этические требования, предъявляемые современным обществом. В период изменения устоявшихся нравственно-психологических норм значительно повышается роль нравственности в общественной жизни, заметно усиливается внимание общества к проблемам воспитания патриотизма, борьбы с социальными пороками, соблюдения законов, уважения прав и выполнения обязанностей граждан, укрепления семьи, развития здорового образа жизни, сохранения окружающей среды и т.д. Отсюда острая постановка проблем воспитания, гражданского образования не только подрастающих поколений, но и взрослых людей.

В этом же ряду стоит и проблема удовлетворения все возрастающих потребностей отдельного человека в развитии своей собственной личности, то есть обучение взрослых в целях самосовершенствования и самореализации. то есть реализация способностей человека становиться всем, чем он захочет, достигать своих целей, проявлять свою общечеловеческую и личностную сущность. Конечно, не всегда еще условия нашей жизни позволяют нам достичь этой верхней ступеньки, но будем надеяться, что именно к этому все же движется наше общество.

Кого мы называем взрослым?

Часто считают, что взрослые – это люди, которым уже далеко за 30, а то и вовсе пенсионеры. Взрослым можно назвать любого человека, получившего среднее образование и начавшего самостоятельно зарабатывать деньги. То есть эта категория охватывает и работающую молодежь, и людей среднего возраста, и стариков, которых все чаще называют представителями «третьего возраста».

Организация ЮНЕСКО, давно и серьезно занимаясь особенностями обучения взрослого человека, сформулировала главный принцип образования взрослых, выведенный ими в результате многочисленных исследований – «Для взрослого обучение должно быть веселым!» (Adult learning must be fun.). Что это означает?

Психологи выделили пять основных особенностей, отличающих взрослого учащегося, от ученика или студента:

Основные правила работы с группой взрослых людей называют андрагогической моделью обучения. Термин «андрагогика» (от греческого andros – «взрослый человек») появился в противовес педагогике (pais– «ребенок») для обозначения науки, изучающей закономерности обучения взрослого человека.

Ключевым звеном между содержанием образования и личностью выступают методы (способы, приемы и операции), с помощью которых знания становятся достоянием взрослого человека. Они задают общую направленность процессу обучения.

Объективно возрастающая роль образовательного процесса в развитии личности, ее способности управлять собой, самостоятельно усваивать постоянно обновляющуюся информацию, побуждают пересматривать подобное представление о методах обучения взрослых. В соответствии со сложившимися в современной педагогической литературе подходами речь идет о технологиях образования как системе способов, принципов и применяемых в обучении и адекватных особенностям позиции взрослых.

Если обдумывать особенности конкретной технологии (или метода работы), учитывая особенности взрослого человека, то, видимо, следует задать себе следующие вопросы:

Сам характер вопросов говорит об особой роли того, кто работает со взрослыми. Эффективность их деятельности прямо зависит от способности учесть отмеченные выше особенности образовательного процесса и на этой основе выстроить «тактику взаимодействия». Позицию преподавателя можно определить как содействие самоопределению и самореализации обучающегося взрослого. Следовательно, преподавание, как профессиональное занятие, сталкивается в новой ситуации с решительными изменениями: не столько (и не столько!) передача знаний, сколько приобщение взрослых к путям и методам, позволяющим использовать собственные резервы для решения профессиональных и иных жизненно важных проблем.

Где учиться андрагогической компетентности?

Необходимость повышения андрагогической компетентности начинает осознаваться обществом на наших глазах: создаются соответствующие кафедры, разрабатываются образовательные программы, готовятся пособия, организуются специализированные курсы, проводятся конференции. Но, к сожалению, о создании системы андрагогической подготовки в нашей стране пока говорить рано.

Анализ зарубежного и отечественного опыта разработки и использования методов образования взрослых позволяет выделить те из них, которые в наибольшей степени обогащают их мотивацию учебной деятельности, содействуют развитию профессиональной компетентности. Они предусматривают вариативность форм учебной деятельности, использование разнообразных форм организации групповой работы, динамическую смену видов деятельности.

В последнее десятилетие разработка и практическое использование новых обучающих технологий образования взрослых идут быстро и интенсивно. Поскольку андрагогика как наука об образовании взрослых еще только складывается, а система профессиональной подготовки андрагогов отсутствует, важно определить условия, содействующие поиску эффективных способов работы со взрослой аудиторией.

Одна из наиболее распространенных форм обучения взрослых – семинар, который понимается как короткий учебный курс, посвященный какой-либо теме или проблеме.

Наверняка, предложенная ниже классификации несовершенна, и можно искать другие способы описания семинара как формы организации занятий для взрослых. Для нас интересно то, что делает семинар наиболее популярной формой обучения взрослых, что объединяет все разнообразие тематики и целей. Во время обучения на семинаре предполагается активность и личная заинтересованность слушателей, их способность наряду с организаторами «привносить» нечто существенное в содержание курса; участниками в семинарской группе всегда рождаются идеи и создается нечто новое – продукт, проект, вещь. Участие в семинаре далеко не всегда означает решение проблемы, чаще всего, участник получает своеобразный заряд, импульс, который помогает сориентироваться, определить приоритеты, наметить новые задачи и вместе с единомышленниками обсудить пути их решения.

Примером такого обучения может быть цикл семинаров, объединенных общей темой «Профессиональное мастерство андрагога». Участники семинара работают в качестве преподавателей в системе профессиональной подготовки и переподготовки различных категорий взрослого населения (безработных, инвалидов, военнослужащих, заключенных, пожилых людей) в учреждениях образования взрослых Санкт-Петербурга. Большинство участников семинара пытаются использовать инновационный опыт в области технологий обучения взрослых и говорят о необходимости анализа собственного опыта и опыта коллег, о более глубоком осмыслении теории обучения взрослых и социально-психологических особенностей взрослых учащихся.

Цикл семинаров включил изучение четырех технологий:

Предложенные технологии универсальны и могут быть использованы как в дополнительном профессиональном, так и в общекультурном образовании взрослых. Основой каждой из них является работа в «малой группе», в рамках которой возможно активное взаимодействие и диалогическое общение субъектов образовательного процесса.

При организации обучающих семинаров были учтены следующие факторы:

Организаторы полагали, что семинар эффективен в той мере, в какой создает атмосферу доверия, открытого общения и взаимопонимания участников; позволяет осмыслить теоретические предпосылки и подходы к рассматриваемой проблеме; создает условия для активной практической и интеллектуальной деятельности; обеспечивает возможность проанализировать результаты совместной деятельности.

В связи с этим каждый семинар включал следующие этапы:

Семинары проходили в течение целого рабочего дня. Такая продолжительность является оптимальной для погружения участников в теоретическое и практическое осмысление изучаемой проблемы. Важно то, что каждый из семинаров делится на два больших этапа. На первом этапе участники на практике знакомятся с методикой и технологией обучения взрослых в режиме «реального времени». Становясь, таким образом, на позиции взрослого слушателя во время «проигрывания» метода, они могут ощутить на себе и по достоинству оценить его преимущества и недостатки. Обсуждение «испытанной» технологии происходит на втором этапе, когда участники семинара снова «становятся» коллегами-андрагогами. Если в первой части в роли ведущего выступает сторонник метода, тот, кто успешно применяет его на практике, то на втором обязательно должен быть другой ведущий, «нейтральный» модератор, который при помощи активных методов направляет дискуссию. Он способствует тому, чтобы обсуждение носило конструктивный характер и ни одна идея не была утрачена. Во время обсуждения тот, кто представляет метод, может получить обратную связь, осмыслить ценность метода, а также риски и опасности, которые с ним связаны.

В практике проведения обучающих семинаров для взрослых сегодня существует довольно большой набор необходимых методик и приемов. Продумывая программу семинаров, его руководители тщательно отбирали те из них, которые позволяют наиболее успешно решить намеченные задачи.

Методики, используемые на этом важном этапе работы, не только помогают создать необходимую атмосферу открытости и сотрудничества, но и способствуют успешному поиску новых знаний и эффективности совместной творческой работы. Чаще всего на данном этапе использовался метод представления участников семинара по кругу. Им предлагалось представить краткую информацию о себе: имя, область деятельности. Иногда использовались и другие методики, например: «Расскажи о себе», «Расскажи о партнере».

Методика «Расскажи о себе» — это не только простое представление себя, но и ответы на неожиданные вопросы. Например: «Ваше самое большое достижение в прошлом году?» Обычно это сразу вызывало интерес, позволяло раскрепоститься и создавало атмосферу непринужденности, открытости.

Методика «Расскажи о партнере» предполагает предварительное знакомство в парах с использованием определенного плана: имя, работа, самая большая последняя удача, отношение к изучаемой проблеме. На этой основе каждый представляет своего партнера группе. Поскольку такая форма знакомства занимает достаточно много времени, выступления регламентировались: пять минут на знакомство и 30 секунд на рассказ. Это создает дополнительный «спортивный азарт».

Важно, чтобы на этом этапе были представлены все участники семинара, включая преподавателя, модератора, менеджера и др.

Второй этап — работа по овладению теоретической основой изучаемой проблемы.

На этом этапе в центре внимания участников — анализ изучаемого вопроса, презентация теоретических основ предлагаемой технологии. На эту часть работы отводилось 20-30 минут. Для более глубокого восприятия информации использовались наглядные и другие раздаточные текстовые материалы. Преподаватель, с опорой на них, делал обзор наиболее трудных и значимых теоретических проблем, ориентируя обучающихся на самостоятельное осмысление теоретического материала. Жанр, в котором шла работа, лишь условно можно назвать лекцией, так как в ней присутствовали элементы свободной беседы.

Третий этап — практическая работа. Знакомство участников семинара с практическими основами изучаемой технологии.

На этом этапе работы использовались активные методы обучения, которые позволяли участникам семинара, прежде всего, более глубоко проникнуть в изучаемую технологию, сначала «почувствовать», а затем объяснить ее роль и смысл «самим себе». Работа проходила в малых группах. Выработанные в них решения выражали позицию всей группы, поэтому участникам требовалось время, чтобы найти подходящий термин, верное слово. В процессе обоснования решения участники группового обсуждения опирались на’ те знания, которые были получены ранее. Содержание задания для группы и выработка решения определялись преподавателем в зависимости от изучаемой проблемы. Например, если на семинаре изучалась тема «Технология групповой работы с использованием метода конкретных ситуаций», то обучающиеся должны были понять значение и возможности «конкретной» ситуации», ознакомиться с требованиями к их разработке. В связи с этой задачей каждая группа получала текст с описанием двух ситуаций и заданием:

1. Ознакомиться с ситуациями.

2. Определить круг проблем, заключенных в описанных ситуациях.

3. Установить взаимосвязь между ситуациями (оценить сходство, различия, типизацию).

4. Предложить решение обнаруженных проблем.

Группы работают в разных аудиториях. После выполнения задания они вновь собираются вместе и предлагают свои решения, а затем они обсуждаются другими участниками семинара.

В завершении преподаватель проводит анализ предложенных решений, избегая их оценки, но выделяя значимые положения.

Четвертый этап — рефлексия, осмысление приобретенного опыта.

Этот этап является, пожалуй, самым важным, так как именно здесь осуществляется активное осмысление не только теории или чужого опыта, но и возможности его использования в собственной деятельности. Важной задачей на этом этапе становится анализ позитивных эффектов изучаемой технологии, рисков и опасностей, выявление ограничений. На этом этапе работа также осуществлялась в малых группах и завершалась общей дискуссией, обсуждением различных точек зрения.

На этапе рефлексии эффективно работают такие методики, как «Метаплан», «Карта сознания» и др.

В итоге участники самостоятельно выявляют условия, при которых применение данной технологии может быть эффективным. Выводы, сделанные на данном этапе работы, представляют существенное теоретическое обобщение, дополнение к теоретическому введению, сделанному в начале семинара.

Завершающий этап. Подводя итог, руководитель семинара предлагает каждому коротко сформулировать в одной фразе свои впечатления. Эти высказывания являются не только оценкой работы, но и определяют содержание и логику последующих семинаров.

Издание, которое читатель держит в руках, довольно необычно. Каждый из соавторов, принимавших участие в его подготовке, независимо от статуса и профессиональной принадлежности, образования и возраста, считает себя андрагогом, а потому находится в постоянном поиске интересных приемов, методов работы, которые позволяют работу со взрослыми сделать более эффективной, привлекательной, полезной. Понятно, что многое из того, что используется в практике их работы, почерпнуто из лучшего зарубежного опыта, творчески переосмыслено, адаптировано к нашим условиям и особенностям учреждений образования взрослых, в которых они работают.

Каждый из участников семинара – не только профессионал, но и яркая личность, которую отличают неповторимый стиль, манера, способы подачи материала. На наш взгляд, это нашло отражение и в данном пособии, в которое вошли представленные участниками технологии и их обсуждение в кругу единомышленников.

Идея собрать «под одной крышей» различные технологии образования, описанные практиками-андрагогами, и обсуждение этих технологий позволяет, на наш взгляд, «расширить» круг участников Круглого стола, привлечь новых активных сторонников образования взрослых, заинтересованных в том, чтобы новые современные технологии внедрялись в практику обучения взрослых.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *