обход инкерманского свято климентовского пещерного монастыря
Обход инкерманского свято климентовского пещерного монастыря
Крымская железная дорога запись закреплена
Новая трасса в обход Инкерманского Свято-Климентовского монастыря
Одним из мероприятий Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2025 года» является строительство железнодорожного обхода Инкерманского Свято-Климентовского монастыря. Цель данного проекта – сохранение памятника культурного наследия, который является одним из главных культурных и духовных центров полуострова.
Предполагаемая железная дорога в обход Инкерманского Свято-Климентовского мужского монастыря предусматривает прокладку новой трассы на максимальном отдалении от храма через Инкерманские каменоломни. Планируемая трасса огибает пещерный комплекс и примыкает к существующей железнодорожной линии у р. Черная.
Однако сегодня утверждённого проекта строительства нет. В настоящее время ведутся проектно-изыскательские работы с целью выбора подходящих вариантов прохождения железнодорожных путей, проводятся дополнительные археологические изысканияи согласования с причастными органами исполнительной власти. После проведения указанных работ, что может занять до 6 месяцев, выбранные варианты будут предложены Правительству Севастополя и жителям города.
Одним из рабочих вариантов является прохождение тоннеля ниже подошвы Загайтанской скалы – на безопасной для объектов археологического наследия глубине. При этом любой вариант прохождения трассы исключает негативное воздействие на уникальные культурные и природные памятники.
В Севастополе железную дорогу отодвинут от Инкерманского монастыря
Новая железная дорога в Севастополе пройдет по карьеру и двум тоннелям для сохранения Инкерманского Свято-Климентовского мужского монастыря. Об этом «РГ» сообщили в пресс-службе Крымской железной дороги.
Строительство железной дороги в обход Инкерманского монастыря включено в федеральную целевую программу развития Крыма и Севастополя в феврале этого года. Для обустройства новой электрифицированной ветки предусмотрено 3,94 миллиарда рублей. Проект будет реализован в 2021-2023 годах.
Как сообщили в КЖД, по проекту переустройства железнодорожный путь будет смещен на восток в направлении карьерного озера. Предусмотрено строительство уступа-полки в известняковых породах для размещения железнодорожного пути, а также двух тоннелей.
Справка «РГ»
Первый пещерный монастырь в Инкермане был основан в VIII-IX веках, в период иконоборчества в Византии. Возле средневековой крепости Каламита нашли пристанище гонимые священники и монахи. Просуществовал до завоевания Крыма турками и возродился после присоединения Крыма к России. Обитель начали восстанавливать в 1851 году, на рубеже XIX-XX веков она достигла наибольшего рассвета. После революции и Гражданской войны монастырь закрыли, часть храмов разрушили, а другие пострадали в годы Великой Отечественной войны. Отстраивать монастырь начали после 1991 года.
Сейчас в Инкерманском монастыре действуют шесть храмов, четыре из которых полностью находятся в пещерах. В обители живут около 30 человек. К территории монастыря вплотную прилегает участок железной дороги, ведущей в Севастополь. Обитателям и прихожанам доставляет неудобство шум от проходящих поездов, а также работающего рядом промышленного предприятия.
Поезда вместо жилья: железная дорога может оставить жителей Инкермана без памятников истории и крыши над головой
Жители Инкермана рискуют остаться без единственного стадиона, а люди, проживающие на одной из улиц города, и вовсе – без крыши над головой. Все потому, что в ближайшее время в Инкермане должны начать строительство новой железнодорожной ветки, которая должна увезти поезда в обход Свято-Климентовского монастыря. Кроме того, тоннель, который планируют пробурить в одной из скал, может уничтожить десятки объектов культурного наследия. В деталях этой истории разбирался корреспондент Крым.Реалии.
Татьяна Иванова поселилась в Инкермане во второй половине 90-х годов, переехав с маленьким ребенком на юг Крыма из Красноперекопского района. Инкерман и его окрестности уже тогда считались депрессивным районом, оттого, вспоминает она, жилье здесь стоило значительно дешевле, чем в самом Севастополе.
Улица Коломенская, где уже более десяти лет проживает Татьяна, небольшая, всего несколько десятков домов, преимущественно, индивидуальной застройки. Неподалеку расположено знаменитое озеро Святого Климента, а за ним – главная достопримечательность Инкермана – крепость Каламита.
Сейчас как минимум часть Коломенской улицы может прекратить свое существование. Несколько дней назад, говорит Татьяна, несколько людей в светоотражающих манишках ходили вдоль улицы, расставляя колышки с специальными лентами. Когда жители поинтересовались назначением этих лент, рабочие им ответили, что дома пойдут под снос по причине строительства новой железной дороги.
«Об этом, как вы поняли, люди узнали случайно. Никто к ним не приходил, не разговаривал, не сообщал о том, что дома будут или могут снести. У нас много пожилых людей живет и все сейчас в полном оцепенении, не знают, что делать и чего дальше ждать», – сетует Татьяна.
Ее соседи задаются вопросом, что если власть будет следовать такой логике, то и сносить их дома могут начать тоже без предупреждения.
«Ночью подгонят бульдозер и все сравняют с землей», – говорит она.
Почему власти решили построить дорогу?
Жители Инкермана утверждают, что построить новую железную дорогу наместник Свято-Климентовского монастыряепископ Каллиник (Константин Чернышев) просил лично у президента России Владимира Путина.
Татьяна Иванова добавляет, что представители церкви неоднократно поднимали вопрос о том, что «гул от проходящих мимо поездов и электричек нарушает покой в монастыре».
Подтвердить эту информацию из независимых источников корреспонденту Крым.Реалии не удалось. Представители севастопольского благочиния отказались комментировать эту ситуацию.
Кто проектировал?
Севастопольские власти отреагировали на поручение Путина достаточно оперативно. Так, закупка на разработку проектно-сметной документации новой железной дороги была опубликована в конце февраля 2020 года, а уже спустя два месяца был заключен соответствующий контракт.
В качестве разработчика проекта была выбрана московская компания «Транспроект». Ее учредителем было ООО «Спецтрансстрой», ранее принадлежавшее Юрию Рейльяну, в разные годы занимавшему должности замглавы Минрегионов и Минстроя России.
«Спецтрансстрой» являлся одним из крупнейших подрядчиков РЖД. С 2016 по 2019 года компания заключила с РЖД и подконтрольными ей структурами контрактов на общую сумму около 45 миллиардов рублей.
Компании, подконтрольные «Спецтрансстрою» также участвовали в крупных господрядах с подконтрольной Минтрансу России Ространсмодернизацией, и с Росавтодором, как следует из открытых источников информации.
В начале нынешнего года сам «Спецтрансстрой» и многие компании из его «периметра» начали процедуру банкротства из-за образовавшихся долгов перед крупными банками и другими коммерческими организациями. Контроль над отдельными компаниями, ранее близкими к «Спецтрансстрою» перешел к третьим лицам.
Следует отметить, что для компании «Транспроект» это не первый государственный подряд на территории Крыма. С компанией были заключены как минимум шесть контрактов, в том числе и главный – на проектирование работ по электрификации железной дороги моста через Керченский пролив.
Железная дорога вместо стадиона?
Построить стадион для местной молодежи жители Инкермана просили местных чиновников в течение многих лет. В последние десятилетия на территории города не было ни одного спортивного объекта.
Татьяна Иванова вспоминает, как они писали письма в местную администрацию и подписывали обращения на имя чиновников.
«Все говорят, что Инкерман – депрессивный. Конечно, он будет депрессивным, когда даже таких элементарных вещей, как стадион, нет. Что делать детям, подросткам? Обо всем этом мы писали, люди ходили на приемы в правительство, разговаривали», – говорит жительница Инкермана.
В итоге инициативность местных жителей была вознаграждена и в конце прошлого года власти объявили о начале строительства. Место под будущий комплекс выделили на улице Умрихина – в 10 минутах ходьбы от дома, где живет Татьяна.
Подрядчиком стала краснодарская компания «Каркас-Строй». Сумма строительства лишь футбольного поля с трибунами с рядом технических помещений составила около 74 миллионов рублей. Подрядчик, как следует из технической документации закупки, получил аванс за выполненные работы.
КР в YouTube
КР в Facebook
КР в мобильном
Завершить строительство планировали в апреле текущего года, однако несколько дней назад ситуация изменилась.
Татьяна Иванова утверждает, что, как и в случае с домами на улице Коломенской, жителей никто не предупреждал о том, что железная трассировка железнодорожных путей пройдет именно по той территории, где до недавнего времени продолжалось строительство стадиона.
Лишь после того, как эта история появилась в социальных сетях, жители Инкермана забили тревогу и стали требовать ответов от муниципальных властей.
Впрочем, власти Инкермана не отрицают, что нынешний проект железной дороги действительно затрагивает указанные объекты. Касательно жилых домов на Коломенской глава города Родион Демченко заявил, что в курсе этих проблем, однако севастопольские власти не поставили в известность муниципалитет относительно того, какие именно участки планируются изъять и какая форма компенсации будет предложена горожанам.
Демченко также подтвердил, что железнодорожная ветка, согласно текущему плану, действительно должна пройти сквозь стадион и посетовал, что этот объект, который большими усилиями вносился в ФЦП «так дробят».
Представители компании «Каркас-Строй» подтвердили корреспонденту Крым.Реалии, что строительство стадиона было приостановлено несколько дней назад «до особого распоряжения». При этом команды полностью прекращать строительство рабочим ни от кого не поступало. Степень готовности стадиона подрядчик оценил примерно в 70%.
Историческое наследие – под поезд?
В то время как жители Инкермана переживают за собственные дома и объекты социальной инфраструктуры, ученые говорят о том, что скальный тоннель, который собираются пробурить, может уничтожить сразу несколько объектов культурного наследия.
Как следует из проекта, два тоннеля для железнодорожных колей прорубят в Загайтанской скале. Согласно тексту экспертизы, выводы которой, собственно, и дали зеленый свет для строительства, на территории скалы находятся четыре исторических объекта: могильник № 9, средневековый пещерный монастырь, поселение и убежище тавров и Загайтанское укрепленное поселение.
О ценности этого участка скалы говорит хотя бы тот факт, что эти четыре объекта охватывают период истории со II тысячелетия до н.э. до конца XV века н.э., говорит Крым.Реалии Анатолий Туманов – реставратор памятников каменного зодчества и бывший научный сотрудник «Херсонеса Таврического».
В экспертизе признается факт негативного воздействия строительных работ на памятники истории. Выходом, по мнению экспертов, является проведение «спасательных археологических полевых работ». В чем именно заключается суть таких работ и насколько они будут эффективны, в экспертизе не поясняется.
Сама Загайтанская скала отнесена к выявленным объектам культурного наследия, что, по мнению Анатолия Туманова, является недоразумением.
«Те памятники, которые указаны в экспертизе, являются памятниками еще с 70-х годов. Почему они относят скалу к выявленным объектам, а не просто к объектам культурного наследия – непонятно», – говорит Туманов.
Данную разницу в статусе, предполагает эксперт, в конце концов, интересанты строительства могут интерпретировать в свою пользу, хотя уровень защиты выявленных объектов не должен быть ниже, чем аналогичная защита для тех памятников, которые уже внесены в реестр, добавляет он.
Угрозу для существования памятников истории и культуры в Загайтанской скале представляет не только строительство, но и сам факт функционирования железной дороги. Регулярное движение поездов будет создавать вибрационно-динамическое воздействие на объекты, что, в конечном счете, может нанести им непоправимый урон.
«Возьмем, например, Загайтанское укрепленное поселение. Оно находится на вершине скалы и тоннели сами по себе навряд ли смогут его разрушить. А вот годами непрерывно движущиеся поезда – вполне вероятно. В любом пособии по сохранению объектов культурного наследия вы прочтете о недопустимости вибрационно-динамических воздействий. И не только на сам объект, но и на территорию, которая непосредственно его окружает», – считает Анатолий Туманов.
Что говорят власти?
Представители подконтрольного Москве правительства Севастополя не подтверждали опасения жителей Коломенской улицы Инкермана, которые опасаются принудительного выселения из собственных домов.
Глава департамента капстроительства Севастополя Илларион Гапицонов подтвердил, что дорога может пройти по трем земельным участкам, на которых отсутствуют капитальные строения. Впрочем, по его словам, решение о том, как именно будет идти новая железная дорога, еще не утверждено.
В несколько схожей манере выступил и подконтрольный Кремлю губернатор Севастополя Михаил Развожаев. Он также акцентировал внимание жителей на том, что выбор окончательного плана трассировки железнодорожных путей по-прежнему находится на стадии обсуждения.
Изначально Развожаев заявил жителям Инкермана, что, возможно, стадион таки придется отстроить сызнова в ином месте, однако день спустя откорректировал свою позицию и сказал, что власти постараются сохранить уже строящийся объект. Губернатор посетовал, что крымская железная дорога не вступила в коммуникацию с людьми прежде, чем говорить о планах строительства.
Историю с тоннелями и уничтожением памятников истории чиновники не комментировали. Крым.Реалии готовы предоставить возможность высказаться всем сторонам, упомянутым в этой публикации.
Стоимость новой железной дороги в Инкермане превысит 3 млрд рублей
ФГУП «Крымская железная дорога» во второй раз объявило конкурс на проектирование «Железнодорожного обхода Инкерманского Свято-Климентовского монастыря». Соответствующая информация появилась на официальном портале государственных закупок.
Как писал ForPost, первый конкурс на создание проектно-сметной документации «Обход Инкерманского Свято-Климентовского пещерного монастыря», был объявлен КЖД в конце февраля 2020 года.
Из технического задания к новому конкурсу следует, что новая ветка должна проходить от железнодорожного обхода 1529-й км, по эстакаде через территорию завода ЖБИ, вдоль реки Чёрной до обхода 1531-й км в районе моста через реку Чёрную.
В рамках работ также планируется перенести остановочный пункт «Платформа 1531 км» в район проектируемой парковой зоны монастыря. Конкретное место, как отмечается, должно быть определено после «согласования с настоятелем Инкерманского Свято-Климентовского мужского монастыря и другими организациями, в зоне ответственности которых предполагается размещение объекта строительства по данному титулу».
Предполагаемая стоимость строительства объекта должна составить до 3,462 млрд рублей. Финансирование работ пройдёт в рамках Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2025 года».
О том, что трассировка новой железнодорожной ветки в Инкермане (которая ставила под угрозу уничтожения строящийся стадион, уникальные исторические объекты и частные дома севастопольцев) была изменена и утверждена в новом виде, стало известно несколько месяцев назад.
«Она совершенно не потребует сноса никаких домов, домовладений, социальных объектов и объектов истории. Никаких тоннелей новых не появится, никак мы не повредим Загайтанскую пещеру», — отмечал губернатор Севастополя Михаил Развожаев.
Саму дорогу, по словам главы региона, планируется обустроить на красивой эстакаде и закрыть в стеклянную трубу. Однако окончательное решение должны предложить проектировщики.
Инкерманский монастырь святого Климента в Крыму: пещеры, которые удивляют
Совсем скоро в Крыму в рамках программы развития Крыма и Севастополя построят новый участок железной дороги в обход Инкерманского Свято-Климентовского мужского монастыря.
Железная дорога здесь появилась еще в середине XIX века длиной в 1 км, и она была первой в Крыму. Её построили для транспортировки строительного камня, который доставляли на пристань Инкермана, а затем по морю в Южную бухту.
Но в 1873 году по старой дороге, прямо под Монастырской скалой был проложен новый участок Лозово-Севастопольской железной дороги, по которому до сих пор ходят поезда. Но и она на сегодняшний день уже не отвечает современным требованиям.
Фото: travel-hystory.com
Это удивительно живописный участок пути, который всякий раз заставляет путешественников прильнуть к окнам, чтобы успеть разглядеть окрестности Инкермана. Увидеть его многочисленные загадочные пещеры, выдолбленные в скалах и непременно спросить у попутчиков: «А что это за место такое?!»
Возможно вы будете ехать в Севастополь уже совсем по другому пути, поэтому предлагаю вам путешествие в Свято-Климентовский мужской монастырь, тот, который прижался к обочине, и возле которого ещё пока бегут поезда.
В детстве я очень любила ездить на поезде. Особенно нравился участок железной дороги Севастополь – Мекензиевы горы, где шесть туннелей по очереди проглатывают вагоны, где горы, изрезанные пещерами, похожи на пчелиные соты, а в районе Инкермана, прямо над путями, нависает скала с окошками и балкончиками.
Фото: travel-hystory.com
Это место всегда излучало какую-то тайну. Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь.
За свою многовековую историю монастырь неоднократно возрождался. Последнее его восстановление началось в 1991 году.
Монастырь находится в окрестностях Севастополя, в городе Инкермане, на правом берегу реки Черной. Наземные постройки монастыря приютились у подножья Монастырской скалы, пещерные помещения вырублены в самой скале, а наверху, на плато, сохранились развалины древней крепости Каламиты.
Инкерманский Свято-Климентовский пещерный монастырь. Храм Святой Троицы и крепость Каламита. Фото: travel-hystory.com
Точная дата возникновения монастыря неизвестна. Среди ученых существует мнение, что монастырь появился в VIII – IX вв. во время массового переселения христиан-иконопочитателей, бежавших из Византии от преследований иконоборцев.
Хотя некоторые ученые полагают, что монастырь возник значительно позже, в XIV – XV вв.
Открытка с фотографии С. М. Прокудина-Горского 1905 года
Исследования показали, что пещеры храмов и келий отшельников вырублены в скале в разное время. Наиболее древней является, возможно, пещера, высеченная самим Святым Климентом – Римским папой, который был сослан в 98 году императором Траяном на задворки Римской империи, в каменоломни вблизи Херсонеса, за проповедь христианской веры.
Здесь он продолжал проповедовать, и в 101 году по приказу Траяна был утоплен в море.
Фото: vmulder.livejournal.com
Рукотворных пещер в инкерманских скалах огромное количество. Они служили здешним обитателям и жильем, и подсобными помещениями. Особенно много пещер, расположенных в несколько ярусов, в соседней с Монастырской – Загайтанской скале. Возможно, там находилось средневековое поселение.
Историки считают, что в Средневековье в районе Инкермана было сосредоточение монашеской жизни. Здесь обнаружено около 30 пещерных храмов и 9 монастырских комплексов.
Загайтанская скала. Фото: travel-hystory.com
Один из таких храмов находится в некотором отдалении от основных построек Инкерманского монастыря, слева от туннеля, ведущего в святую обитель. Этот храм, освященный в 1905 году во имя святого великомученика Димитрия Солунского. Храм перестал действовать вскоре после установления в Крыму советской власти, и до настоящего времени службы в нем не ведутся.
Походив по лестнице, знавшей еще ступни средневековых монахов, мы подошли к входу на основную территорию монастыря. Инкерманский Свято-Климентовский монастырь уникален во многом.
Храм великомученика Димитрия Солунского. Фото: travel-hystory.com
Даже вход у него необычный – это туннель под железной дорогой. Подобно порталу переносит путника из промзоны Инкермана на территорию покоя и божественной благодати. Железная дорога проходит в непосредственной близости от монастырского комплекса.
В монастыре находится пять действующих храмов: три пещерных – в честь священномученика Климента, святителя Мартина Исповедника, святого апостола Андрея Первозванного – и два наземных – Святой Троицы и великомученика Пантелеймона Целителя; братский корпус, разные хозяйственные и подсобные помещения, монастырское кладбище, святой источник, который в настоящее время не действует.
Фото: travel-hystory.com
По преданию этот источник был обнаружен Святым Климентом. Источник был поврежден при разработке соседнего карьера по добыче известняка в последние десятилетия ХХ века. В результате вода стала поступать в карьер, образовав озеро.
С момента основания монастырь просуществовал до захвата турками Крыма в 1475 году. Спустя несколько веков забвения снова возродился после присоединения Крыма к России.
Озеро в бывшем карьере. Фото: travel-hystory.com
Инкерманская киновия (монашеская коммуна) во имя святого священномученика Климента была основана в 1850 году. В 1852 году был освящен главный храм монастыря – пещерный храм в честь Святого Климента. В Средневековье он был посвящен Георгию Победоносцу.
Второй из действующих пещерных храмов был освящен в честь святителя Мартина Исповедника в 1867 году. Святой Мартин – еще один Римский папа, сосланный в 655 году в Херсонес и нашедший здесь последнее пристанище.
Фото: travel-hystory.com
Третий храм освящен в честь святого апостола Андрея Первозванного в 1900 году. Считается самым древним из пещерных храмов монастыря. Апостол Андрей также имеет отношение к Древнему Херсонесу. По преданию в 60-х годах I века он прошел всю Таврию с проповедью Евангелия и обратил в христианскую веру много язычников, в том числе херсонеситов.
Три пещерных храма объединены общим входом с лестницей, ведущей в общий коридор. Несмотря на то, что это все-таки пещерные помещения, в храмах светло благодаря нескольким окнам и балконным дверям, вырубленным в правой стене коридора. Поднявшись по лестнице, слева мы увидели костницу.
Фото: on-the-road.ru
Это небольшой склеп с несколькими рядами черепов за стеклом, на котором написано: «Мы были такими, как вы. Вы будете такими, как мы». Очень впечатляет, представляю, какие ощущения испытывают посетители Костницы в чешской Кутной Горе.
Два наземных храма монастыря расположены за пределами внутреннего дворика. Церковь во имя Святой Троицы была освящена в 1867 году. В храме находится главная святыня монастыря – частица мощей Святого Климента.
Мощи священномученика Климента в храме Святой Троицы в инкерманском монастыре. Фото: unitedeuropeanchristendom.com
Второй храм частично наземный, т. к. его алтарная часть вырублена в скале. Современное здание было построено несколько лет назад и воссоздает возведенный в 1895 году храм в память спасения императорской семьи в железнодорожной катастрофе возле станции Борки осенью 1888 года. Храм был разрушен во время Великой Отечественной войны.
Был в монастыре еще один наземный храм – в честь Святого Николая Чудотворца, построенный в 1905 году на плато в окружении развалин древней крепости Каламита.
Здание храма очень пострадало при землетрясении 1927 года и от боевых действий, и после войны было разобрано. На плато остались только развалины крепости, куда мы и направились.
Пройдя под аркой, можно попасть на монастырское кладбище. Оттуда идет тропинка к крепости Каламита.
Как добраться
Город Инкерман находится в черте города Севастополя. Он является его спутником и расположен в самом начале Южной бухты, там, где река Чёрная впадает в Чёрное море. Добраться сюда всегда было непросто, однако сейчас с транспортом стало лучше.
Есть несколько способов приехать в Инкерман из Севастополя:
Материал подготовила Елена Озаренко из открытых источников интернет и по информации Истории наших путешествий