нужно учиться писать о людях и жизни так чтобы каждое слово пело светилось придаточное
§ 27. Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными
В каждом из них поставьте и запишите вопрос от главного к придаточному.
Назовите средства связи между главным и придаточным предложениями.
Придаточные образа действия раскрывают образ, способ действия, о котором говорится в главном предложении, и отвечают на вопросы как? каким образом?
Придаточные меры и степени обозначают меру или степень действия, признака, обозначенного в главном предложении, и отвечают на вопросы как? насколько? до какой степени? сколько?
Придаточные предложения образа действия, меры и степени присоединяются к главному при помощи союзов что, чтобы, как, будто, как будто, словно и союзных слов как, насколько.
В главном предложении, как правило, содержатся указательные слова: местоимения такой (таков), наречия настолько, столько, так. Указательные слова образуют с союзами пары: так — что, такой — что, до того — что, настолько — что.
156. Прочитайте. Определите, какой теме посвящены эти высказывания. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните в сложноподчинённых предложениях с придаточными образа действия союзы, союзные и указательные слова. Поставьте вопросы к придаточным образа действия.
1. Надо писать так что(бы) из сетки ч..рных строк глядел(бы) живой образ. 2. Нужно учиться писать о людях и жизни так что(бы) каждое слово пело св..тилось. (М. Горький.) 3. (Не, ни)когда (не, ни)выкладывай в рассказе своих намерений в самом начале. Представь дело так что(бы) читатель (не, ни)за что (не, ни)догадался, как распутывается событие. Запутывая и запутывая заб..рай читателя в руки. (Не, ни)давай ему отдохнуть (не, ни)на минуту. (По А. Куприну.) 4. Герои действуют так как соответствует их характерам. (К. Паустовский.)
157. Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните придаточные образа действия, меры и степени. Союзы заключите в овал, союзные и указательные слова подчеркните.
1. Ахматова была совершенно лишена чувства собственности. Не любила и не хранила вещей ра..тавалась с ними удивительно легко. Подобно Гоголю. Аполлону Григорьеву и другу своему Мандельштаму, она была бе..домной к..чевницей и до такой степени не ц..нила имущества что освобождалась от него, как от тяготы.
2. Стихотворение Ахматовой («Пред..стория») короткое — всего пятьдесят с чем (то) строк. Но оно так густо насыщено бытовыми реалиями той эпохи в нём столько её мельчайших примет в каждом слове такая бездна пространства что кажется — прочитал целый том.
Сравнительное придаточное предложение поясняет (обозначенные в главном действия, состояния, предметы, признаки через сравнение с другими действиями, предметами, признаками. Придаточные сравнительные отвечают на вопрос как?, а в некоторых случаях подобно чему? и присоединяются к главному при помощи союзов как, подобно тому как, словно, будто, как будто, точно, как если бы.
Придаточные сравнительные: как, будто, как будто, словно, точно, подобно тому как, как бы, будто бы, и др.
Например: Восторг его гас (как?), как гаснет свеча от сильного порыва ветра. (А. Чехов.)
158. Прочитайте. Определите стиль текста. Укажите его языковые приметы. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Составьте схему сложноподчинённого предложения с придаточным сравнительным. Какова роль этого предложения в тексте?
Атом водорода состоит из положительно заряже..ого ядра-протона и вращающегося (во)круг него электрона имеющего такой(же) заряд но противоположного знака. Две частицы обладающие разными по знаку зарядами притягиваю..ся друг к другу электростатической силой. (По)этому электрон (не)ул..тает от ядра он вращается вокруг него как вращается Земля вокруг Солнца притягиваемая к нему силой гравитации.
159. Представьте себе, что вам нужно рассказать ученикам младших классов о каком-то интересном физическом или химическом открытии, процессе или явлении. О чём бы вы хотели рассказать? Для наглядности используйте в своём рассказе сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными.
160. Прочитайте стихотворение Н. Рубцова «Берёзы». Найдите сравнения. Каким языковым средством они выражены?
Я люблю, когда шумят берёзы,
Когда листья падают с берёз.
Слушаю — и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз.
Всё очнётся в памяти невольно,
Отзовётся в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.
Только чаще побеждает проза.
Словно дунет ветер хмурых дней.
Ведь шумит такая же берёза
Над могилой матери моей.
Русь моя, люблю твои берёзы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз.
Придаточные сравнительные сближаются по значению и средствам связи со сравнительными оборотами.
Сравнительный оборот — член простого предложения — имеет значение приблизительного сходства, образного сравнения. Средством связи сравнительного оборота с остальной частью предложения служат союзы как, будто, как будто, словом, точно, что.
В предложении сравнительный оборот чаще всего является обстоятельством образа действия. Например: Как часто, часто, словно птица, душа тоскует по лесам. (Н. Рубцов.)
Сравнительный оборот, являющийся обстоятельством образа действия, выделяется запятыми.
161. Спишите, подчёркивая сравнительные обороты как члены предложения. Расставьте пропущенные запятые. В каких предложениях сравнительные обороты более точно помогают нам представить действия аиста?
1. Круглое гнездо аиста как большая серая ватрушка лежит на дереве. 2. Вот аист как самолёт над аэродромом сделал два плавных круга и пош..л на посадку. 3. Теперь аист повис над гнездом в воздухе как вертолёт выб..рает место куда(бы) лучше поставить ноги. 4. Наконец он в гнезде и стучит одной половинкой клюва по другой словно линейкой по парте.
162. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Найдите сравнения. С помощью каких языковых средств они выражены?
Родничок
Из(под) каменистого берега реки б..ёт родник. В том месте река не заиливается не зар..стает не образует омутов. Уже наверное сотни лет жители села берут из омутка воду а обн..жить родничок почему(то) (не)додумались.
Вскрыли его пр..езжие охотники. Вырыли лунку обложили камнем. Родничок наполнил лунку и потёк как прежде в реку. Теперь черпают воду из лунки как из к..лодца.
163. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Сравнительные обороты подчеркните как члены предложения. Определите вид придаточного в сложноподчинённых предложениях.
1. Свет луны ночами тонок
Берег светел по ночам
Море тихо как котёнок
Всё скребётся о причал.
2. Беспомощно в бухте качается флот,
Как будто дитя в колыбели.
3. Мелькнёт покоя сельского страница
И вместе с чувством древности земли
Такая радость на душе струится
Как будто вновь поёт на поле жница
И дни рекой зеркальной потекли.
4. Легко в упряжке скачут кони
А по дороге меж полей
Как стая белых голубей
Взлетает снег из-под саней.
1. Сочинения Пушкина, где дышит у него русская природа, так же тихи и беспорывны, как русская природа. Их только может понимать тот, чья душа так нежно организована и развилась в чувствах, что способна понять неблестящие с виду русские песни и русский дух. Потому что чем предмет обыкновеннее, тем выше нужно быть поэту, чтобы извлечь из него необыкновенное и чтобы это необыкновенное было, между прочим, совершенная истина. 2. В мелких своих произведениях, этой прелестной антологии, Пушкин разносторонен необыкновенно и является ещё обширнее, виднее, нежели в поэмах. Некоторые из этих мелких сочинений так резко ослепительны, что их способен понимать всякий. Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия: никакого наружного блеска, всё просто, всё прилично, всё исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; всё лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт. 3. Но, увы, это неотразимая истина, что чем более поэт становится поэтом, чем более изображает он чувства, знакомые одним поэтам, тем заметней уменьшается круг обступившей его толпы и наконец так становится тесен, что он может перечесть по пальцам всех своих ценителей.
(Н. Гоголь. «Несколько слов о Пушкине».)
165. Прочитайте стихотворение В. Набокова. О чём написал поэт в своём произведении, какие чувства выразил в нём? Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Прокомментируйте последнюю строфу. Найдите сложноподчинённые предложения. Разберите их.
Родина
Бессмертное счастие наше
Россией зовётся в веках.
Мы края не видели краше,
А были во многих краях.
Но где бы стезя ни бежала,
Нам русская снилась земля.
Изгнание, где твое жало,
Чужбина, где сила твоя?
Мы знаем молитвы такие,
Что сердцу легко по ночам;
И гордые музы России
Незримо сопутствуют нам.
Спасибо дремучему шуму
Лесов на равнинах родных,
За ими внушённую думу,
За каждую песню о них.
Наш дом на чужбине случайной,
Где мирен изгнанника сон,
Как ветром,как морем, как тайной,
Россией всегда окружён.
166. Сочинение. Рассмотрите картину В. П. Фельдмана «Родина». Почему она так называется? Ведь есть близкие по значению слова: отечество, отчизна, страна. Да, эти слова звучат более торжественно, а на картине — солдат, который возвращается домой, в то место, где он родился. Слово родина имеет и это значение.
Что же представляет собой родина солдата? Что он видит с лесного холма, за которым спряталась деревня? Почему остановился у берёзки, обняв её? Куда устремлён его взгляд? О чём говорит его одежда и поза? О чём он думает, что чувствует?
А теперь представьте себе, что это ваш родной дед (или дядя, сосед, друг вашей семьи) рассказывает о том, как он после войны возвращался домой.
Возможное начало: Я лежал в госпитале, когда в начале мая объявили: «Война закончилась!» Все, кто может,— по домам! Настал и мой черёд. И вот я еду. Думаю: как там мой родимый край.
§ 27. Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными
Прочитайте предложения. В каждом из них поставьте и запишите вопрос от главного к придаточному.
Назовите средства связи между главным и придаточным предложениями.
В каком придаточном раскрывается образ, способ действия; в каком указывается на степень или меру действия; какое из них имеет сравнительное значение?
1. После войны в Пушкинских Горах нужно было восстановить всё так, как это было при Пушкине.
2. Язык прозы Пушкина так точен, что его способен понять каждый.
3. Как эта лампада бледнеет пред ясным восходом зари, так ложная мудрость мерцает и тлеет пред солнцем бессмертным ума. (А. Пушкин)
Придаточные образа действия раскрывают образ, способ действия, о котором говорится в главном предложении, и отвечают на вопросы как? каким образом?
Придаточные меры и степени обозначают меру или степень действия, признака, обозначенного в главном предложении, и отвечают на вопросы как? насколько? до какой степени? сколько?
Придаточные предложения образа действия, меры и степени присоединяются к главному при помощи союзов что, чтобы, как, будто, как будто, словно и союзных слов как, насколько.
156. Прочитайте. Определите, какой теме посвящены эти высказывания. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните грамматические основы в сложноподчинённых предложениях. Союзы заключите в овал, союзные и указательные слова подчеркните как члены предложения. Поставьте вопросы к придаточным образа действия.
1. Надо писать так что(бы) из сетки ч..рных строк глядел(бы) живой образ. 2. Нужно учиться писать о людях и жизни так что(бы) каждое слово пело св..тилось. (М. Горький) 3. (Не, некогда (не, ни)выкладывай в рассказе своих намерений в самом начале. Представь дело так что(бы) читатель (не, ни)(за)что (не, ни)догадался, как ра(з, с)путывается событие. Запутывая и запутывая заб..рай читателя в руки. (Не, ни)давай ему о..дохнуть (не, ни)(на)минуту. (По А. Куприну) 4. Герои действуют так как соответствует их характерам. (К. Паустовский)
157. Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните придаточные образа действия, меры и степени. Союзы заключите в овал, союзные и указательные слова подчеркните как члены предложения.
1. Ахматова была совершенно лишена чувства собственности. Не любила и не хранила вещей ра(с, сс)тавалась с ними удивительно легко. Подобно Гоголю, Аполлону Григорьеву и другу своему Мандельштаму, она была бе(з, с)домной к..чевницей и до такой степени не ц..нила имущ..ства что освобождалась от него, как от тяготы.
2. Стихотворение Ахматовой («Пред..стория») короткое — всего пят(?)десят с чем(то) строк. Но оно так густо насыщено бытовыми реалиями той эпохи в нём столько её мельчайших примет в каждом слове такая бездна пространства что кажется — прочитал целый том.
Сравнительное придаточное предложение поясняет обозначенные в главном действия, состояния, предметы, признаки через сопоставление с другими действиями, предметами, признаками. Придаточные сравнительные отвечают на вопрос как?, а в некоторых случаях подобно чему? и присоединяются к главному при помощи союзов как, подобно тому как, словно, будто, как будто, точно, как если бы.
Например: Восторг его гас, гаснет свеча от сильного порыва ветра. (А. Чехов)
158. Прочитайте текст и определите его стиль. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Составьте схему сложноподчинённого предложения с придаточным сравнительным. Какова роль этого предложения в тексте?
Атом водорода состоит из положительно заряже(н, нн)ого ядра-протона и вращающ..гося (во)круг него электрона имеющего такой(же) заряд но противоположного знака. Две частицы облада..щие разными по знаку зарядами притягивают(?)ся друг к другу электр..статической силой. (По)этому электрон (не)ул..тает от ядра он вращается вокруг него как вращается Земля вокруг Солнца пр..тягиваемая к нему силой гравитац..и.
159. Представьте себе, что вам нужно рассказать ученикам младших классов о каком-то интересном физическом или химическом открытии, процессе или явлении. Для наглядности используйте в своём рассказе сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными.
160. Прочитайте стихотворение И. Рубцова «Берёзы». Найдите сравнения. Каким языковым средством они выражены?
Я люблю, когда шумят берёзы,
Когда листья падают с берёз.
Слушаю — и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз.
Всё очнётся в памяти невольно,
Отзовётся в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.
Только чаще побеждает проза,
Словно дунет ветер хмурых дней.
Ведь шумит такая же берёза
Над могилой матери моей.
Решите тест пожалуйста.
. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным времени.
а. Вчера вечером, пока мы оба молча ожидали Асю, я убедился окончательно в необходимости разлуки.
б. Нужно учиться писать о людях и жизни так, чтобы каждое слово пело, светилось.
в. Я попросил друга, чтобы он не опаздывал.
г. Художественные произведения, которые представлены в хрестоматии, были небольшого объема.
19. Выберите предложение с вводным словом, расставьте знаки препинания.
а. Одним словом жизнь сложилась хорошо.
б. Ты догадался мой читатель с кем бился доблестный Руслан.
в. Всем видом своим он являл воплощённую недоступность.
г. Где-то позади остался за изволоком Гремячий Лог.
20. В каком ряду перечислены непроизводные союзы?
в. Потому, оттого что;
21. Буква обозначает два звука в слове
22. Какой из фразеологизмов употребляется в значении «ошибиться»?
б. Подливать масло в огонь
а. а. Прил… гательное
а. Пр… беречь, пр… думать, пр… обрести.
б. Пр… увеличить, пр… кратить, пр. ставка.
в. Пр… образовать, пр… стол, пр… отличный.
г. Пр… вратник, пр… дохранитель, пр… доставить.
26. Укажите, в каком варианте синонимы являются прилагательными
27. Укажите строчку антонимов
а. Большой – немалый.
б. Гневный – яростный.
в. Плохой – нехороший.
28. Укажите архаизм-синоним современного слова дорога:
29. Определите переходный глагол:
в. Разговаривать с другом
г. Мечтать о каникулах
30. Выберите слова, которые пишутся через дефис:
а. (Пол) Европы, (пол) Москвы, (пол) Байкала.
б. (Пол) доски, (пол) парты, (пол) стены.
в. (Полу) тьма, (полу) защитник, (полу) месяц.
г. (Пол) страны, (пол) стакана, (пол) жизни.
31. Выберите верное толкование термина «диалог»:
а. Разговор двух людей.
б. Речь одного человека.
в. Комментарий профессионала.
г. Выдвижение гипотезы.
32. Расставьте знаки препинания и укажите верный вариант:
В создании поэтического образа участвуют (1) буквально (2) все художественные средства, вместе взятые. Но звукопись в таких случаях (3) безусловно (4) удваивает и устраивает художественную выразительность слова.
Урок русского языка. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок русского языка в 9 классе
Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование урока: ноутбук, учебник, доска, раздаточные материалы
Цель: Знакомство со сложноподчиненными предложениями с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными
— познакомить с новыми типами придаточных
— научить различать типы придаточных
— научить строить схемы предложений с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными
— развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;
— развивать умение воспринимать на слух
— воспитывать уважительное отношение к русскому языку
-воспитывать умение слушать и слышать другого
— воспитывать умение четко и ясно формулировать свою точку зрения
Используемые приемы и методы обучения: беседа, работа с учебником, проблемный вопрос, мозговой штурм
Оборудование: ноутбук, доска, раздаточный материал
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Актуализация опорных знаний.
4. Объяснение нового материала.
6. Закрепление новой темы.
8. Подведение итогов урока.
9. Домашнее задание.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас вновь! Присаживайтесь, пожалуйста! Староста, назовите отсутствующих.
Дети, давайте улыбнемся миру и друг другу и приступим к уроку. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
2. Проверка домашнего задания.
Дома вы работали с параграфом 19, выполняли упражнение 133. Скажите, пожалуйста, возникали ли у вас трудности? Сейчас я выборочно соберу тетради с домашней работой для проверки. И пока я это делаю, прошу вас вспомнить то, что мы изучали на прошлом уроке.
3. Актуализация опорных знаний.
Тот, кто будет готов ответить, должен будет поднять руку.
— Что такое сложноподчиненное предложение? (Это предложение, состоящее из двух и более простых предложений, одно из которых является главным, а другое зависимым)
— Что обозначают придаточные условия? (Условие действия, названного в главной части)
— На какие вопросы отвечают придаточные условия? (При каком условии?)
— К чему относятся придаточные условия? (Ко всей главной части)
— С помощью каких союзов придаточные условия присоединяются к главному предложению? (Если, когда (в значении если), раз и др.)
— А что мы можем рассказать о придаточном уступки?
4. Объяснение нового материала.
Молодцы, ребята, вы отлично усвоили материал прошлого урока. А теперь, я предлагаю вам обратить внимание на доску. Здесь записано несколько предложений. Необходимо найти в них главную и зависимую часть, указать вопрос, на который отвечает зависимое предложение. Средства связи мы заключим в овал.
1) Нужно учиться писать о людях и жизни так, чтобы каждое слово пело, светилось. (М. Горький)
2) Вечер был так тих и тепел, что свечи на террасе и в столовой горели неподвижными огнями. (А. Куприн)
3) Звезда большая в лучезарной мгле восходит Новым Солнцем на рассвете, как будто мы живем не на Земле, а на другой, неведомой планете. (М. Зенкевич)
Укажите, в каких придаточных частях раскрывается способ действия, в каких степень или мера действия; какие из них имеют сравнительное значение.
Отлично! Как вы думаете, как мы будем называть такие придаточные?
Ребята, я предлагаю вам приступить к изучению новой темы урока: «Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными». Какие цели и задачи будут стоять перед нами?
Давайте повнимательнее посмотрим на правила. Есть ли в них материал, который вам было бы сложно понять? Я уверена, что нет.
Для отработки новой темы обратимся к упражнению 141. Его необходимо будет выполнить по заданию. При работе настоятельно рекомендую пользоваться правилами. (Работа выполняется у доски каждым из учеников по очереди).
Молодцы! Были ли сложности? Проверим, насколько вам понятно определение придаточных сравнительных. Выполним упражнение 142 письменно. Три ученика, выполнившие это задание первыми получат оценки.
Ребята, а сейчас я предлагаю немного размять ручки. Я буду читать вам стихотворение. В момент, когда вы услышите предложение, которое содержит в себе придаточное сравнительное, вам нужно будет хлопнуть в ладоши. Готовы? (Чтение стихотворения «Пороша» С. Есенин)
6. Закрепление новой темы.
Дети, обратите внимание на экран. Перед вами ряд предложений. Ваша задача состоит в следующем: начертить схему каждого предложения, указать тип придаточного. Слайд 1
1) Чем скорее догорал огонь, тем виднее становилась лунная ночь. (А. П. Чехов)
2) Крутясь, плывут они [вьюнки] вместе с водой, как недавно плыли льдины. (М. М. Пришвин)
3) Левитан стремился писать так, чтобы был ощутим воздух, обнимающий своей прозрачностью каждую травинку, каждый лист и стог сена. (К. Г. Паустовский)
4) Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца. (К. Г. Паустовский)
5) Нужно учиться писать о людях и жизни так, чтобы каждое слово пело, светилось. (М. Горький)
6) Сегодня я чувствую себя так, как будто гора свалилась с моих плеч. (Д. Н. Мамин-Сибиряк)
7) В русской земле столько прелести, что всем художникам хватит на тысячу лет. (К. Г. Паустовский)
8) Многие русские слова сами по себе излучают таинственный блеск. (К. Г. Паустовский)
Отлично! Вы замечательно справляетесь. Попробуем организовать творческую работу. Я прошу каждого из вас самостоятельно придумать и записать у себя в тетради по 2 предложения, демонстрирующих каждый тип придаточного, изученный нами на сегодняшнем уроке.
Дети, у каждого из вас на парте лежит маленький листок. Предлагаю кратко записать на нем все то, что вам запомнилось на уроке (Прием «Волшебный мешочек»)
8. Подведение итогов урока.
Ребята, вы очень усердно работали в течение всего урока, я хочу сказать вам за это спасибо! Надеюсь, что в дальнейшем наша работа будет такой же увлекательной и продуктивной!
9. Домашнее задание.
Параграф 20, упражнение 146 по заданию. Каждый из вас может выбрать тот вид спорта, который вам нравится больше других. В своем мини-сочинении необходимо использовать сложноподчиненные предложения (не менее четырех). Слайд 2
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.