носов трудный хлеб чему учит произведение
Евгений Носов — Трудный хлеб:
Краткое содержание
Рассказчик в осенний день рыбачит на реке за деревней Гуторово. Он любуется парой крохалей (уток). На юг не спешат, человека не боятся. Внезапным выстрелом охотника одна из птиц убита. Из кустов за ней выскакивает спаниель. Но из воды ее не берет, будто теряет след. Зато выхватывает ее ниже по течению. И обдает водой рыбака. Его хозяин, грузный человек средних лет, извиняется за пса. Рыбак считает собаку за новичка в охоте.
Но пес с умными глазами уже 5 лет с хозяином. Просто он слеп. Хозяин и сам не знал. Бросил как-то хлеб – и увидел, что пес нашел его по звуку падения. А так ему цены нет – любую добычу берет. Рыбак удивляется: не лучше ли завести другую собаку? Но ответ хозяина Чанга тверд: «Он свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный». Они друзья. Рыбак смотрит им вслед с уважением.
Читательский дневник по рассказу «Трудный хлеб» Носова
Сюжет
Во время осенней рыбалки при рассказчике охотник убивает на реке утку-крохаля. Его собака-спаниель Чанг не сразу, но достает птицу. Выясняется, что Чанг слеп. Но свой хлеб отрабатывает честно. Уже 5 лет он служит хозяину. «Золотая собака». И замены ему нет. Они уходят. Рассказчик с уважением думает об их дружбе.
Отзыв
Главная мысль рассказа: в настоящей дружбе нет предательства. Слепой Чанг – верный помощник хозяина. Он не выпрашивает подачки, а зарабатывает свой хлеб. Чангу сложнее, чем зрячим собакам. Но он научился всему. Рассказ учит любить и знать природу, ценить доверие животных, учит состраданию, уважению, не судить по внешности, ставить себя на место другого, давать шанс, дорожить дружбой, честно трудиться, приносить пользу, быть верным, благодарным.
В чем заключается главная мысль в рассказе Е. Носова «Трудный хлеб»?
Смысл названия рассказа?
В рассказе «Трудный хлеб» Носова читатель знакомится с охотником и его собакой. На их примере автор показывает, какой крепкой может быть дружба между человеком и животным. Собака по кличке Чанг слепая, но ее хозяин даже не думает оставлять ее. Он ценит ее верность и ту службу, которую она исполняет. Пусть она отличается от других собак, но свою работу она исполняет исправно, как может. Охотник ни за что не хочет бросать своего верного пса.
Рассказ учит ценить дружбу. Он учит проявлять милосердие и ценить преданность. Не важно, что у кого-то есть физические недостатки. Уважения заслуживают все, несмотря на свои возможности. Рассказ учит тому, что важно проявлять преданность и помнить о своей ответственности перед теми, кто нам доверяет.
Этот рассказ Е. И Носова учит тому, что такие качества как: ласка, преданность, верность может быть не только в дружбе между нами людьми, но еще и в отношениях между человеком и собакой.
Благодарности и преданности от собаки не сложно добиться, главное ее любить, понимать, заботиться о ней и не бросать в трудную минуту.
Рассказ Евгения Носова «Трудный хлеб» очень трогательный. В нем читатель знакомится с охотником и его верным другом и помощником спаниелем по кличке Чанг.
Охотник говорит, что с Чангом они уже вместе пять лет, служит пес исправно и честно зарабатывает свой нелегкий хлеб.
Мне кажется, в этом небольшом рассказе две основных мысли.
Первая: дружба, верность и преданность не зависят от особенностей и недостатков друзей, особенно физических. Недостатки всегда можно компенсировать достоинствами.
Вторая: животные и люди, про которых сейчас принято говорить «с ограниченными возможностями», не являются ущербными, они должны и могут жить полноценной жизнью, но кроме их собственного желания и стремления, нужно, чтобы в обществе были для этого созданы определенные условия.
В рассказе Носова «Трудный хлеб» речь идет о собаке, спаниеле по кличке Чанг. Он главный герой рассказа, тот, кто добывает свой нелегкий хлеб.
Вот и в данном случае, Чанг поплыл по воде за убитым лебедем, но промахнулся, и только окрик хозяина вернул его на верное направление.
Главная мысль этого рассказа мне видится в том, что каждый может быть чем-то полезен обществу, может своим трудом добывать себе хлеб, даже если он в чем-то более ограничен, чем другие. И хлеб добытый самостоятельно всегда будет слаще того, что можно получить из сочувствия или жалости.
В рассказе сюжет развивается вокруг слепого спаниеля по кличке Чанг. Этот умный трудолюбивый пес, который честно работает на охоте, приносит добычу хозяину. Охотник мог бы сменить этого пса не другого, здорового, но не намерен делать это, потому что относится к нему с уважением за его труд. Охотник милосердный и добрый, ведь слепой пес больше никому не нужен. Этот рассказ учит доброму, благородному отношению в живому существу, за которое ты несешь ответственность. Пес честно свой трудный хлеб отрабатывает на реке.
Рассказ «Трудный хлеб» Н. Носова интересный и поучительный. Однажды в осеннее время, когда иволги с ласточками уже потянулись в теплые края, утки сели на плес, за ними наблюдал рассказчик, от лица которого ведется повествование. Он стал свидетелем, как грянул выстрел, вслед за которым одна из птиц взмахнула крыльями и полетела, а другая только в воду окунула голову. Сразу раздался плеск, собака вошла в воду, это был спаниель с белым лысоватым пятном на лбу. Он кинулся к тому месту, где только что была дичь, а утку уже отнесло течением. Следом раздался возглас: «Чанг!». Это собаку звал хозяин. Пес нашел утку и бросил на берегу на песок, где были удочки. Кода рассказчик разговорился с хозяином собаки, то выяснилось, что собака слепая, вот уже пять лет, этот преданный друг и охотник помогает найти дичь.
Смысл в том, что собака, хотя слепая, является верным помощником на охоте, а еще поддержкой своему хозяину. Преданный пес и любящий хозяин вместе занимаются охотой. Рассказ учит любить животных, видеть в них не просто объект для ловли дичи, а друга, сотоварища. Рассказ учит наблюдательности, быть внимательным, в этом его смысл.
Этот поучительный рассказ об отношении человека к своему домашнему питомцу, в данном случае охотника к слепому пятилетнему спаниелю по кличке Чанг.
Несмотря на свою слепоту, собака сполна выполняет свои функции на охоте, помогая доставать из воды подстреленную дичь.
Сюжет развивается вокруг встречи и беседе рассказчика, который утром ловил рыбу и охотника. Рыбак посочувствовал о трудностях в охоте с слепой собакой, но охотник развеял все сомнения – Чанг, благодаря острому слуху и чутью не уступает зрячим собакам.
Смысл названия произведения можно понять, прочитав строки в конце рассказа:
В этом рассказе мы узнаем об охотнике и его слепой собаке. Собака хоть и слепая, но прекрасно ориентируется по нюху и слуху. Таким образом рассказчик удивился, как слепая собака смогла принести убитую охотником утку. Сам же рассказчик понял, что собака слепая после того, как кинул ей хлеб, та даже не отреагировала. Именно этот момент и дает понять, на сколько друдным является хлеб для этой собаки. Сам охотник говорит, что хлеб Чанга трудный, но за то честный.
Именно по этому моменту мы и понимаем смысл названия данного рассказа. Жизнь собаки трудна и зарабатывать на еду ей приходится очень сложно.
Здесь можно прочитать краткое содержание рассказа.
А Вы помните чем закончилось строительство Вавилонской башни?
А почему В ВЕКАХ звучит, словно указ: В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО?
Так вот, если во время строительства матерятся, ругаются, сквернословят, и т.д. то так эта изба и стоять будет.
И такое строительство часто-густо имеет место. Это факт. Посмотрите хотя бы на ДОРОГИ.
На пример: тебя послали, обозвали, оскорбили, дали не добрый нагоняй и. кирпичик (бревно, доска,) то уже криво положен. Эмоции и обида сыграли.
Нужно подумать, о чем текст сочинения и написать на эту тему вступление (1-2 предложения).
Затем написать: Вот и Ф.И.О., автор предложенного текста, тоже обращается к проблеме.
Далее пересказать текст, но так, чтобы постоянно ссылаться на автора. Желательно процитировать что-нибудь. Это будет комментарий (4-5 предложений).
Далее позиция автора: Автор считает, что. (написать мнение автора). И с ним трудно не согласиться, ведь. (написать, почему это так).
Потом написать, что подобную проблему поднимает Ф.И.О. (писатель) в романе (рассказе, повести, стихотворении) таком-то. 3-4 предложениями рассказать, как данная проблема решается в этом произведении.
Подобная проблема актуальна и в наши дни. Привести пример из жизни.
Ученые почвоведы и агрохимики имеют свое мнение о действии поваренной соли на растения и почву.
Ударение в этом имени существительном ставится на последнем слоге: «трубопровОд». Это очень логично лексически, и сейчас мы это проследим на подобных словах.
Типичной ошибкой является постановка ударения на предпоследний слог: «трубопрОвод». Наверное, по аналогии с «прОвод», «электропрОвод». Но в том и различие, что язык не допускает таких ассоциаций с помощью ударения. Подчёркивая, что разговор не о проводах, а провОде труб.
Для того, чтобы как следует запомнить это слово, нужно составить ряд подобных. Трубы в трубопровОде могут предназначаться для газа (получится «газопровОд»), для воды (и мы получаем «водопровОд»), для дыма (в результате – «дымопровОд»). И даже для таких веществ, как бензин и керосин, есть свои слова («бензопровОд» и «керосинопровОд»). И «зернопровОд» есть. Как видим, ударение во всех этих словах только на последнем слоге.
5 · 12 ответов · тест
4 · 11 ответов · александр сергеевич пушкин
УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ в произведении Е. И. НОСОВА «Трудный хлеб».
Просмотр содержимого документа
«УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ в произведении Е. И. НОСОВА «Трудный хлеб».»
УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ Е.И. НОСОВА
«Лучшийспособ сохранить друзей – не предавать их».
Вводное слово учителя: Литература не только учила, но и воспитывала, проповедуя сострадание к ближнему, любовь к «братьям меньшим», закаляла дух и волю читателя, проводила четкую грань между нравственным и безнравственным. Быть терпимее, милосерднее, щедрее, добрее учат нас произведения В.П.Астафьева, В.Г Распутина, М.М.Пришвина, Ю.М.Нагибина и Е.И.Носова.
Сегодня мы познакомимся с рассказом Е.И. Носова «Трудный хлеб».
Давайте обратим внимание на слова:
нравственность –внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами;
уважение– 1. Почтение, почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо заслуг, качеств, достоинств и т.п. 2. Уважительное отношение к законам, порядкам, правилам, интересам и чувствам других людей и т.п.;
сострадание –жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.
Подготовка к восприятию текста.
— Почему вы так старались, когда рисовали их, фотографировали, придумывали им имена?
— Вспомните, когда первый раз вы увидели своего будущего друга, какие чувства вы при этом испытали?
— Что вы любите в животных?
— Чувствуют ли животные любовь? Как?
Учитель обращает внимание учеников на вопрос и просит дать на него ответ одним определением:
— Ребята, как могут относиться люди к животным? (Ученики могут давать разные ответы: плохо и хорошо, ласково и грубо, с любовью и ненавистью… Учитель записывает то, что предлагают ученики, при этом пишет слова в две колонки: в одной – слова, положительно характеризующие поступки людей, в другой –отрицательно.)
— А теперь давайте подумаем, почему одна колонка получилась длиннее, чем другая? Чем вы это можете объяснить?
-Какой эпизод произвел на вас самое сильное впечатление? Почему?
— Что удивило рассказчика? Как в диалоге между охотником и рассказчиком передается удивление последнего? (Ученики обратят внимание на знаки препинания, лексику: «пристально», «недоверчиво», «повернулся от изумления»; повторы: «слепой. совершенно слепой».)
-Как охотник относится к Чангу? (Он давал собаке команды спокойным, даже ласковым голосом; «ласково провел ладонью по черному шелковистому жилету спаниеля».)
Охотник относился к Чангу … (как?)(Может быть составлен такой ряд: по-доброму, справедливо, заботливо, ласково, внимательно, уважительно и т.п.)
— В какой-то момент разговор, который вели охотник и рассказчик, оборвался. Как вам кажется, почему?
— Давал ли охотник почувствовать собаке, что теперь она – неполноценный помощник своего хозяина? (Нет.Хозяин спокойно давал уточняющие команды, подбадривал собаку похвалой.)
-Как могла сложиться жизнь Чанга, окажись он у другого хозяина?
— Попробуйте дать характеристикуохотнику, раскрыть его духовные ценности, нравственные законы, по которым живет герой.
-А теперь ребята давайте поработаем над текстом.
(У детей открыты учебники, они самостоятельно работают над текстом. Все цитаты дети находят сами, дают сами лексическое значение словам, которые просит найти учитель, определяют тип речи, находят выразительно- изобразительные средства языка…).
— Какова тема произведения? (Необходимость сострадательного и уважительного отношения ко всему живому.)
— Повествование в произведении ведётся от лица кого? (Рыбака, т.е. рассказчика.)
— В каких словах рассказа выражается основная (главная) мысль? («…я за него двух зрячих не возьму. Как-никак 5 лет вместе». Он свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный.)
— Дайте лексическое значение слову «трудный», которое встречается в начале произведения. (Требующий большого труда, напряжения.)
— Хозяин продолжал брать Чанга на охоту, а не оставлял дома почему? (Хозяин Чанга хотел, чтобы пёс чувствовал себя настоящей охотничьей собакой.)
— В какой-то момент разговор охотника и рыбака оборвался. Как тебе
кажется, почему? (Рыбак предложил охотнику завести другую собаку.)
— Изображение осеннего пейзажа представляет собой? Укажите тип речи? (Описание).
— Рассказ хозяина о Чанге («Может, таким и родился. Как узнаешь, что он слепой? Вы вот до сих пор не можете с этим согласиться. Ведь он совсем не похож на слепого. Ни обо что не спотыкается, с собаками, как и все, бегает, играет. ») представляет собой? Тип речи? (Повествование).
— В словосочетании «золотая собака» прилагательное выступает в роли какого выразительно-изобразительного средства? (Эпитет).
Подведение итогов беседе (показ слайдов, звучит музыка).
— Что вы ребята узнали из нашей сегодняшней беседы?
— Кто такой друг и можно ли другом назвать вашего домашнего питомца?
Творчество Евгения Ивановича Носова неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым, в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев, авторские размышления о жизни, о человеке, о природе не только помогают юному читателю обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, нужно ее беречь.
Д/з Дайте развернутый ответ на вопрос:- За что можно уважать хозяина Чанга?
Отзыв о рассказе «Трудный хлеб», как написать, какой план, чему учит?
Отзыв о рассказе «Трудный хлеб», как написать, какой план, чему учит?
«Трудный хлеб» чему учит?
Чему учит рассказ «Трудный хлеб»?
Чему учит произведение «Трудный хлеб»?
«Трудный хлеб» план как составить?
План рассказа «Трудный хлеб» как написать?
Как составить план рассказа «Трудный хлеб»?
Отзыв «Трудный хлеб», что писать?
Носов «Трудный хлеб», как написать?
как написать отзыв о произведении «Трудный хлеб»?
Рассказ Евгения Номова- это небольшой сюжет об утре на реке ранней осенью, о том, какая встреча произошла в то утро у воды.
А ещё в рассказе трогательно описаны отношения охотника и его спаниеля, помощника, а ещё больше- друга. Особенно ясно это становится, когда узнаешь, что хозяин не бросил собаку, когда понял, что она совсем слепая и пользуется лишь слухом и обонянием.
Если для зрячей собаки это более или мене привычное занятие, то для Чанга, так зовут пса, это » трудный хлеб», как бы не казалось это простым занятим- приносить хозяину добычу.
1.Утро на реке в лесу.
2.Природа меняется, лето заканчивается.
3.На реке отдыхают парочка крозалей.
4.Выстрел, одна птица не взлетела и поплыла по течению.
5.Спаниель плывет за птицей, но мимо, охотник его окринул.
6.Собака приносит подбитую птицу, автор смог рассмотреть пса.
7.Беседа охотника и автора, история собаки, ее осбенности.
8.Собака зарабатывает свой хлеб тяжёлым трудом.
Вспомним основные события, которые происходили в повести Носова «Веселая семейка», так будет проще написать краткое содержание для читательского дневника:
Однажды Миша читает книжку «Птицеводство» и решает самому построить инкубатор. Его друг Коля также загорается этой идей и мальчик приступают к строительству инкубатора. Они решают сложный вопрос поддержания постоянной температуры, привозят из деревни яйца и начинают высиживать цыплят.
Круглосуточное дежурство возле инкубатора не проходит для мальчиков даром, они постоянно хотят спать, забывают все подряд, над ними смеются в классе и они начинают плохо учиться.
Когда приходит срок вылупиться цыплятам, ничего не происходит и Коля признается, что однажды заснул и температура опустилась ниже нормы. Но Миша тоже признается, что и он заснул, и температура поднялась выше нормы.
Но тут цыплята начинают вылупляться. Однако вылупилось всего 10 цыплят и один из них скоро гибнет. Понимая, что не могут обеспечить нужный уход за цыплятами, мальчики отвозят их в деревню.
Краткое содержание повести для читательского дневника:
Повесть «Весёлая семейка» учит нас тому, что любое дело, даже самое трудное можно успешно сделать, если к нему подходить со знанием и распределением усилий в коллективе. Друзья Коля и Миша взялись за трудное дело выращивать цыплят в инкубаторе и одни им одним было трудно справиться с таким серьёзным делом. Они не высыпались, потому что по ночам дежурили у инкубатора и следили за температурой, ведь повышение или понижение температуры в инкубаторе грозило гибелью зародыша в курином яйце. Из-за систематического недосыпа у ребят упала успеваемость в школе. Ребята так уставали, что даже два раза пропустили допустимую температуру в инкубаторе, правда отход от допустимой температуры был незначительный, но ребята сильно волновались, так как думали, что зародыши цыплят в яйцах погибли. Когда на помощь ребятам пришли их одноклассники, то сразу работа нормализовались, а друзья Коля и Миша стали высыпаться и хорошо учиться.
Главная мысль: всегда нужно начинать дело с предметного его изучения и распределения обязанностей в работе, чтобы дело было успешно завершено и не происходило неприятных неожиданностей. То есть сначала нужно всё продумать, написать план, рабочее задание для каждого участника, а потом начинать действовать.
Главные герои: Коля и Миша.
Сестра Коли Майя, учительница Мария Петровна, одноклассник по имени Костик.
В рассказе Носова «Дружок» повествуется о двух ребятах, которые вместе с мамой отправились на дачу. Они гостили у тети, а у неё была собака, родившая щенят. Одного из шестерых щенков мальчишки назвали Дружком и решили забрать его с собой в город.
Мальчики посадили Дружка в чемодан и решили таким образом его везти. Для этого пришлось проковырять в нем дырки для доступа воздуха. Ехали ребята в поезде, а когда добрались до дома, то вместо щенка обнаружили в чемодане чьи-то вещи.
Ребята сообразили, что чемодан по ошибке взял их сосед по купе, и принялись его искать. Они даже развесили объявления, но человека так и не нашли. Через некоторое время начались школьные дни и мальчики познакомились с новенькой учительницей. Оказалось, что она жена того самого мужчины, который ушел с чемоданом со щенком.
Ребята обрадовались и пошли к учительнице домой, где и встретились со своим Дружком. Щенок узнал своих хозяев и дети его забрали, а дочери учительнице пообещали будущим летом привезти красивого щеночка.
Повесть «Дневник Коли Синицына» была написана в 1950 году. В повести рассказывается, как школьники решили в летние каникулы создать собственную пасеку. И постепенно они приближались к цели: сначала сколотили улей, затем стали искать пчел. Съездили в деревню к пчеловоду, тот отдал им молодой рой, но в городе пчелы разлетелись, да еще и покусали ребят.
Несколько человек потеряли интерес, но, посидев дня три без дела, снова вернулись к этому увлекательному занятию.
Тем более что пчел им прислали по почте посылкой. Ребятам помогала учительница советом, да и не только она.
Школьники узнали много нового, и в конце концов у них появилась очень неплохая пасека, о которой даже написали в газете.
И вот тогда уже ребята стали делиться с другими своим опытом.
Прочитав повесть, сразу вспоминаешь пословицы:
Началось лето, школьники ищут себе интересное занятие, а Коля описывает в своем дневнике, как проходят долгожданные каникулы.
Ребята заводят пчел, строят пасеку. Писатель подробно и интересно описывает поведение пчел и различные ситуации, которые с ним связаны.
Ребята не бросают начатое, хотя поначалу мало что знают о пчеловодстве. Они работают командой, вместе преодолевают трудности и добиваются впечатляющих результатов.
Мне очень понравилась повесть.
В ней очень точно описано желание чем-нибудь заняться во время длинных летних каникул, а не просто болтаться по улице или смотреть телевизор.
Здорово, что школьники нашли такое полезное и познавательное применение своему свободному времени.
Произведение написано в форме дневника, поэтому читать его интересно, хочется побыстрее узнать, что же будет дальше.
Описание героев и переживаний Коли настолько яркое, что местами улыбаешься, а временами начинаешь радоваться успехам и достижениям ребят.
С моей точки зрения, повесть учит тому, что любое начатое дело, раз уж взялся за него, нужно доводить до конца, за принятые решения следует отвечать.
Особое внимание уделяется работе в коллективе.