неправильное отношение учителя к учащемуся относится к педагогического общения
Педагогические способности и стили педагогической деятельности
1. В наиболее обобщенной форме педагогические способности представлены:
а) Н. Д. Левитовым в) В. А. Крутецким
б) Ф. Н. Гоноболиным г) Л. М. Митиной
2. Характер взаимодействия педагогов и учащихся как специально регулируемое взаимодействие на основе личностных отношений изучал(а):
а) Н. Д. Хмель в) В. М. Коротов
б) В. П. Беспалько г) М. Д. Виноградова
А) Н. В. Кузьминой и ее научной школой
б) Л. М. Митиной и ее научной школой
в) А. К. Марковой и ее научной школой
г) В. А. Крутецким и его научной школой
а) конструктивной в) коммуникативной
б) организаторской г) гностической
а) репродуктивным в) локально-моделирующим
б) адаптивным г) системно-моделирующим
7. Ведущим ученым в области педагогических способностей является:
а) А. Б. Орлов в) В. В. Давыдов
б) Л. М. Митина г) В. А. Крутецкий
8. Проявление математических способностей изучал:
а) В. А. Крутецкий в) В. И. Киреенко
б) Б. М.Теплов г) Л. М.Митина
9. Проявление музыкальных способностей исследовал:
а) В. А. Крутецкий в) В. И. Киреенко
б) Б. М. Теплов г) Л. М. Митина
а) гностические в) конструктивные
б) проектировочные г) коммуникативные
11. Проективный и перцептивно-рефлексивный уровни педагогических способностей выделила:
а) Л. М.Митина в) А. К. Маркова
б) Н. В. Кузьмина г) Н. Ф. Талызина
12. Способность проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность педагога и т. п. составляют суть:
а) дидактических способностей
Б) перцептивных способностей
в) коммуникативных способностей
г) организаторских способностей
13. Модульное представление профессиональной компетентности в педагогической психологии разработала:
а) Л. М. Митина в) А. К. Маркова
б) Н. Ф. Талызина г) Н. В. Кузьмина
Педагогическое общение
1. Общение как сторону совместной деятельности и как самостоятельный феномен, отличный от деятельности, рассматривал(а):
а) А. А. Бодалев в) М.И.Лисина
б) М. С. Каган г) Л. П. Буева
2. Проблемы социальной перцепции изучали:
а) В. Н. Мясищев, Б. Г. Ананьев в) С. Д. Смирнов, Г. А. Берулава
б) А. А. Бодалев, В. А. Лабунская г) Л. М. Митина, А. К. Маркова
3. Общение и деятельность соотносятся, по А. Н. Леонтьеву, как:
в) самостоятельные феномены
г) между ними функциональные отношения
4. Общение и деятельность соотносятся, по Б. Ф. Ломову, как:
в) самостоятельные феномены
г) между ними функциональные отношения
а) информационной в) амотивной
б) контактной г) координационной
6. Функция фасилитации педагогического общения выделена:
а) А. Б. Орловым в) А. Маслоу
б) А. К. Марковой г) К. Роджерсом
7. Общение в пределах содержательной темы, одноразовое или многоразовое общение определяется как:
а) микроуровень общения в) макроуровень общения
б) мезоуровеньобщения г) мета уровень общения
Б) Житейский
9. Умение понимать эмоциональное состояние учащихся относится к умениям:
а) межличностной коммуникации
Б) восприятия и понимания друг друга
в) межличностного взаимодействия
г) передачи информации
в) общего социально-психологического
а) Социально-психологическая рефлексия
12. Тенденция к сохранению однажды созданного представления об ученике составляет суть:
б) эффекта последовательности
в) эффекта инерционности
г) эффекта стереотипизации
а) физическим барьерам
б) социально-психологическим барьерам
В) барьерам неправильной установки сознания
г) организационно-психологическим барьерам
ОТВЕТЫ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Типичные ошибки учителя в общении с учениками. Приёмы их решения.
Выступление на педсовете
педагога-психолога школы Ефремовой Н.В.
Типичные ошибки учителя в общении с учениками.
Уважаемые коллеги, сегодня, на нашем педагогическом совете, мы рассмотрим одну из важнейших тем, которая касается ошибок, допускающих учителями в общении с учениками.
Всем известно, что в школе существуют две главные фигуры – учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, а также средством формирования личности школьника. Отношения с учителем занимают в жизни детей значимое место, а поэтому очень важно, чтобы они сложились.
Наше неумение или нежелание правильно общаться с учащимися является причиной многих педагогических неудач, к примеру: плохая дисциплина на уроках, отсутствие интереса к предмету, грубости учащихся и т.д.
Мы совершаем типичные ошибки в общении с учащимися, которые существуют в огромном количество, но выделим некоторые из них, чтобы понять причины недопонимания.
Обращение к учащимся не по имени, даже не по фамилии, а в третьем или втором лице.
Отсутствие извинений в адрес учащихся, если педагог оговорился или неправильно продиктовал запись.
3. Невнимание и безразличие к результату ответа учащегося, прерывание его речи беседа или перепалка во время ответа.
Неумение выслушать, поддержать беседу.
Отсутствие контакта глаз.
Невнимательность к достижениям учащихся.
Помимо ошибок в общении, существуют и личностные особенности учителя, затрудняющие общение с учащимися:
К таким особенностям относятся: вспыльчивость, прямолинейность, резкость, торопливость, обостренное самолюбие, упрямство и т.д.
Большую роль играет непосредственная оценка ученика, которую имеет учитель по отношению к учащимися.
Мы оцениваем учеников по различным критериям, к примеру:
Мы оцениваем ученика по его успеваемости. Характеризуя хорошо успевающих учеников, выделяем прежде всего положительные качества; слабоуспевающих же характеризуем больше с негативных позиций. У среднеуспевающих характеристики нивелируются, они становятся безликими в наших глазах.
Не для кого не секрет что, учитель склонен лучше относиться к более дисциплинированным ученикам. Хуже всего относятся к независимым, активным и самоуверенным школьникам. Внешне привлекательным детям некоторые учителя склонны приписывать более высокий интеллект. Внешне привлекательные учащиеся чаще становятся любимчиками учителей, а непривлекательные — наоборот. Учитель, также, отдает предпочтение в общении ученикам, сидящим на первых партах, и оценивает ответы этих учащихся более высоко.
Помимо всех ошибок и оценки ученика существуют такие признаки, по которым можно «опознать» наличие плохого отношения учителя к учащемуся, например:
• Учитель дает «плохому» ученику меньше времени на ответ, т. е. не дает ему подумать.
• Если дан неверный ответ, он не повторяет вопроса, не предлагает подсказки, а тут же спрашивает другого или сам дает правильный ответ.
• Стремится не реагировать на ответ «плохого», вызывает другого, не замечая поднятой руки.
• Реже улыбается, реже смотрит в глаза «плохому», чем «хорошему».
• Реже вызывает, иногда вообще не работает с ним на уроке.
Трудности и барьеры общения также являются негативными составляющими взаимоотношения между учеником и учителем, но существуют и пути их преодоления.
Барьеры – группы причин, которые препятствуют полноценному общению.
Существует множество причин, которые влияют на появление барьеров.
К примеру, это может быть:
Барьер несовпадение установок.
Барьер отсутствия внимания и интереса.
Барьер возраста и т.д.
Следует также сказать о пс ихологических приемах достижения расположения учащихся. Таких приемов огромное количество, но в качестве примера назову.
1. Прием “имя собственное”. При взаимодействии с тем или иным учащимся не забывайте обращаться к нему по имени, так как звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного, причем это необходимо делать не от случая к случаю, а постоянно, располагая к себе учащихся “заранее”, а не тогда, когда крайне необходимо уговорить учащегося выполнить то или иное задание.
2. Прием “зеркало отношений”. Лицо — это “зеркало отношений”, и люди с доброй мягкой улыбкой, как правило, притягивают, располагают к себе участников межличностного взаимодействия.
3. Прием “терпеливый слушатель” — всегда при общении с учащимся педагог должен выступать в роли терпеливого и внимательного слушателя.
Правильное поведение можно вызвать только правильным поведением. Все способы поведенческих реакций и формы поведения учащихся обусловлены и заимствованы из поведения взрослых, в том числе и педагогов.
Важную роль во взаимоотношениях с учеником играет общение, которое, как мы знаем, является двух видов: вербальным и невербальным. В общении с учениками помимо вербального составляющего, следует уделять внимание и невербального.
Следует особо затронуть некоторые особенности невербальных средств.
Например, что касается внешнего вида педагога. Он должен быть эстетично выразительным.
Главное требование к одежде учителя — скромность и элегантность.
Следует отметить, что и осанка педагога имеет особое значение. Красивая, выразительная осанка передаёт внутреннее достоинство.
Учитель должен выработать манеру правильно стоять перед учениками на уроке, иметь открытую позу.
Во время урока по возможности держать свои руки на виду ладонями вверх – это поможет расположить к себе учеников и заполучить их доверие.
Жесты педагога должны быть непринужденными, целесообразными, органичными и сдержанными, без резких широких взмахов и острых углов.
Жесты могут быть открытые и закрытые.
Открытые жесты говорят о том, что человек хочет и готов идти на контакт.
Жесты закрытые –говорят о том, что мы не вполне готовы доверять окружающим.
Нередко выражение лица и взгляд влияют на учеников сильнее, чем слова. Дети «читают» с лица учителя, угадывая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать определённые чувства: не следует нести в класс бремя домашних хлопот, неурядиц.
Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт. Взгляд передаёт детям наши чувства. Ребёнок наиболее внимателен, когда мы смотрим ему прямо в глаза, и более всего запоминает именно то, что сказано в такие минуты.
Необходимо запомнить: визуальный контакт с учениками должен быть постоянным. И более всего он нужен для того, чтобы ученики ощущали доброжелательное отношение, поддержку, любовь. Стремиться держать в поле зрения всех учеников.
Мы рассмотрели лишь некоторые средства невербальной коммуникации, которые дают учителю возможность эффективно решать педагогические задачи. Если учитель невнимательно владеет данными средствами, то ученики начинают проявлять равнодушие, как к самому учителю, так и к его предмету.
Вывод: Таким образом, уважаемые коллеги, следует следить за своим невербальным общением с учениками, потому что, как оказалось, оно играет немаловажную роль, а поэтому агрессивные жесты и мимики отталкивают детей от нашей с вами личности, а именно педагогической.
Барьеры в педагогическом общении и их преодоление
Одним из важных механизмов всех межличностных процессов является психологический контакт. В данной статье рассмотрены методы и средства формирования данного психологического ампекта, для исключения возможных конфликтных ситуаций.
Просмотр содержимого документа
«Барьеры в педагогическом общении и их преодоление»
Известно, что в последнее время педагогическое общение и его особенности стали приоритетной проблемой. Это вызвано тем, что именно в условиях вуза происходит передача профессионального опыта и профессиональных знаний, умений и навыков, обучение навыкам взаимодействия с другими людьми, и освоение общечеловеческих ценностей, образцов и норм поведения в обществе.
Одним из важных механизмов всех межличностных процессов является психологический контакт. Он осуществляет замыкание между отдельными звеньями, составляющими процессы общения, взаимодействия и установления взаимоприемлемых межличностных отношений.
Педагогическое общение изучалось многими исследователями (А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.А. Кан-Калик, Н.Н. Обозов, А.В. Мудрик и др.). Проблемам в общении посвящены работы Е.В. Цукановой, И.М. Юсупова, В.Н. Куницына и др.
Определение понятия «барьеры общения»
Личностный аспект является определяющим в классификации «барьеров» основанной на положениях психологии отношений В.Н.Мясищева.
— себя (неадекватная самооценка);
— партнера (приписывание не присущих ему свойств, способностей);
— ситуации (неадекватная оценка значимости ситуации);
— к себе (неудовлетворенность своим ролевым статусом);
— к партнеру (чувство антипатии, неприязни к партнеру);
— к ситуации (негативное отношение к ситуации);
3) «барьеры» обращения как специфической формы отношения. Эти «барьеры» возникают:
— при формах обращения, которые ведут к кооперации, сотрудничеству и т.д. (комплименты, похвала, какие-либо поощрительные жесты и т.п.);
— при формах обращения ведущих к непродуктивному общению (повышенный тон голоса, невербальные средства, используемые в конфликтных ситуациях, оскорбительные выражения и т. п.).
Изучение проблемы «барьеров» общения в контексте личностного подхода позволяет говорить о схеме выхода из ситуации «барьера», где главным является принцип взаимоотношений ведущих к сотрудничеству и взаимопониманию с учетом индивидуально-психологических особенностей партнеров по общению. Барьеры общения многогранны, разнообразны и требуют определённого разрешения.
Также выделяют следующие барьеры общения:
· коммуникативные барьеры (когда человек не понимает речи собеседника по тем или иным причинам, например, если речь искажена или люди беседуют на разных языках);
· психологические барьеры (например, если люди не понимают друг друга из-за разницы в возрасте или «первое впечатление» оказало слишком сильное влияние).
В процессе общения между учителем и учащимся стоит задача не только и не столько передать информацию, сколько добиться ее адекватного понимания последним. То есть в межличностной коммуникации как особая проблема выступает интерпретация сообщения, поступившего от учителя ученику и наоборот.
Во-первых, форма и содержание сообщения существенно зависят от личностных особенностей как учителя, так и ученика, их представлений друг о друге и отношений между ними, всей ситуации, в которой происходит общение.
Во-вторых, переданное учителем учебное сообщение не остается неизменным: оно трансформируется, изменяется под влиянием индивидуально-типологических особенностей ученика, отношения его к учителю, самому тексту, ситуации общения.
От чего же зависит адекватность восприятия учебной информации? Можно назвать ряд причин, важнейшей из которых является наличие или отсутствие в процессе коммуникативных барьеров. В самом общем смысле коммуникативный барьер — это психологическое препятствие на пути адекватной передачи учебной информации между участниками педагогического процесса. В случае возникновения барьера учебная информация искажается или теряет изначальный смысл.
Вот некоторые, наиболее типичные затруднения, выявленные В.А. Кан-Каликом:
· «барьер» несовпадения установок;
· «барьер» боязни класса;
· «барьер» отсутствия контакта;
· «барьер» негативной установки на класс;
· «барьер» прошлого негативного опыта общения с данным классом или учеником;
· «барьер» боязни педагогических ошибок (не уложиться во времени, не верно оценить, ошибаться и т.п.);
· «барьер» подражания и др.
Сущность барьеров в педагогическом общении и причины их возникновения
Педагогическое общение является важной составляющей педагогического процесса. Для организации эффективного педагогического общения, педагог должен обладать необходимой системой коммуникативных навыков и умений, а также социально-психологической компетенцией.
Довольно часто, при организации педагогического общения возникают трудности, которые называют барьерами. Возникновение барьеров педагогического общения связано в первую очередь с тем, что педагог – это, прежде всего, человек, который как элемент коммуникации обладает определенными психологическими особенностями и внутренними индивидуальностями.
Адекватность восприятия и передачи учебной информации во многом зависит от наличия или отсутствия барьеров в педагогическом общении. В том случае, если имеются барьеры, то передаваемая педагогом информация может быть искажена, потерян ее первоначальный смысл, а в ряде случаев она и вовсе может не дойти до учащихся.
Барьеры педагогического общения – это ряд факторов, которые являются причинами конфликтов в общении или способствуют их возникновению. По своей природе барьер в педагогическом общении – это своеобразное психологическое препятствие адекватной передачи учебной информации от педагога к детям.
Основными причинами возникновения барьеров в педагогическом общении являются:
Возникновение в процессе общения отрицательной эмоциогенной ситуации, которая негативно сказывается на эмоциональном и психологическом состоянии педагога.
Затруднения у педагога в действиях с предметом познания. В случае если педагог слабо владеет необходимой учебной информацией, то возникает эмоциональное напряжение в процессе педагогического общения.
Возникновение противоречий между достигнутым знанием и его принятием со стороны ученика. В том случае, если переданная учебная информация воспринимается и понимается учащимися, но при этом в силу разных причин они отказываются принимать это знание.
Отрицательная реакция на негативную оценку достигнутого результата.
Основные виды барьеров педагогического общения
По своей природе барьеры общения принято разделять на два основных вида:
Коммуникативные барьеры общения – возникают в том случае, когда собеседники не понимают и не воспринимают речь друга, в силу различных причин.
Психологические барьеры – возникают, когда собеседники не могут понять друг друга в силу различных психологических проблем. Например, негативное первое впечатление, стеснение и т.д.
Барьеры педагогического общения имеют психологическую природу. Речь педагога не может быть искажена или не понятна детям, потому что к кандидатуре педагога предъявляются определенные требования и изначально к чистоте речи предъявляются высокие требования.
Принято выделять следующие виды барьеров педагогического общения:
Барьер боязни детского коллектива (класса, группы). Данный барьер характерен для начинающих педагогов, которые хорошо владеют учебным материалом, но их пугает сама мысль контакта с детьми.
Барьер отсутствия контакта. Заключается в том, что педагог действует «автономно» от детского коллектива, в то время как необходимо быстро и оперативно организовать взаимодействие с детьми.
Барьер сужения функций общения. Состоит в том, что педагог сводит процесс общения с детьми исключительно к темам обучения и совершенно упускает из вида значимость социально-личностной функции педагогического общения.
Барьер негативной установки на детский коллектив. Данный барьер может сформироваться у педагога заочно, до того как он познакомиться с детьми. На формирование мнения влияют отзывы других педагогов, которые имели неудачный опыт взаимодействия с классом (группой).
Барьер прошлого негативного опыта основан на том, что педагог ранее не смог выстроить эффективные взаимоотношения с детьми, и настроен уже на то, что у него не получится и далее установить контакт с каким-либо детским коллективом.
Барьер несовпадения установок, основан на том, что педагог приходит в детский коллектив с интересным замыслом, а дети воспринимают его равнодушно. Такое отношение вызывает у педагога гнев или раздражение.
Барьер боязни педагогических ошибок заключается в том, что педагог боится опоздать на урок, оговориться, показаться глупым, не уложиться во время занятия и т.д.
Барьер подражания основан на том, что молодой педагог еще не выработал собственную установку поведения, и он подражает манерам другого педагога. Механический перенос чужого стиля общения на собственную педагогическую индивидуальность невозможен.
Способы преодоления барьеров в педагогическом общении
Для предупреждения и преодоления барьеров в педагогическом общении необходимо придерживаться следующих правил:
При организации процесса педагогического общения необходимо чтобы разум доминировал над эмоциями.
Использовать многообразие видов и форм общения. Это же касается и установлению взаимоотношений с детьми, следует подбирать к каждому свой индивидуальный подход.
Осознавать значимость педагогического общения, не только как основного фактора передачи знаний и умений, но и как фактора развития и становления личности ребенка.
Не допускать в процесс общения отрицательных эмоций – гнев, раздражение, недовольство и т.д.
Педагогу необходимо уметь держать свои эмоции под контролем.
Ориентироваться на положительные качества детей при выстраивании взаимоотношений с ними. Это обяжет быть их лучше и соответственно уважительно относится к педагогу, дорожить его расположением, стремиться к общению.
Научиться «вставать» на место ребенка в процессе общения. Не преувеличивать свои заслуги и не демонстрировать знаки превосходства.
Подводя итог, можно сделать следующие выводы:
Общение – очень важное составляющее социальной жизни человека. Часто в этом сложном процессе возникают трудности – так называемые «коммуникативные барьеры общения». Для эффективного общения надо обладать некоторой системой навыков, знаний и умений, которую принято обозначать понятием социально-психологическая или коммуникативная компетентность.
Вообще, трудность преодоления психологических барьеров в общении определяется тем, что психологические барьеры в общении возникают незаметно и первое время могут не осознаваться учителем. Процесс преодоления психологических барьеров строго индивидуален, но в нем существуют общие моменты, и нужно стараться преодолевать данные барьеры.
Что осложняет взаимоотношения между учителем и учеником.
Что осложняет взаимоотношения между учителем и учеником.
Две главные фигуры в школе – учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника. Основываясь на аксиоме, что отношения между учеником и учителем – фундамент всех общественных формаций, созданных людьми за долгие годы можно прийти к выводу, что ученика и учителя не связывают другие стороны жизни, кроме обучения, поэтому они не слишком много знают друг о друге. Их союз приносит только психологическое удовлетворение и исключает близкий контакт. Встречи учителя и ученика обычно ограничены во времени и продолжаются в течение определенного периода.
Тем не менее, отношения с учителем занимают в жизни детей очень важное место, и дети очень переживают, если они не складываются. В данной ситуации, на учителе, как на более опытном, лежит задача создать и поддерживать доброжелательность и взаимопонимание В основе отношений между учителем и учеником лежит их совместный труд, а также успехи в достижении цели. Процесс обучения зависит от того, какие отношения складываются между учеником и учителем.
Все начинается с учителя, с его умения организовать со школьниками педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения. Учитель – это тот, кто делится знаниями, мудростью и опытом, а ученик их перенимает.
если параметры взаимодействия «учитель – ученик» не адекватны потребностям обоих субъектов, то о качестве обучения говорить не приходится, т.к. сам факт взаимодействия будет не реален.
Неспособность педагога удовлетворить ожидания учащегося и невнимание к этим ожиданиям могут порождать негативное отношение к самому учителю, к его предмету, приводить к острым конфликтам.
Конфликты – явления чрезвычайно разнообразные по своему характеру.
Они могут быть внутриличностными, столкновение двух несовместимых желаний, противоположных тенденций, когда не удовлетворяются главные потребности личности, наносится ущерб ценностям «я».
Обычно в школах конфликты бывают между учителем и учеником в подростковом возрасте. Здесь важно, что учитель отчетливо должен представлять себе основные причины возникновения конфликтных взаимоотношений и знать реальные способы их предупреждения.
В работе М. Ю. Красовицкого учителей и учеников просили назвать основные трудности, которые они испытывают в своих взаимоотношениях.
Ученики отвечали следующим образом:
1) отсутствие общего языка, взаимопонимания и человеческой близости с учителями
2) необъективный подход педагогов к ученикам
3) проявление неуважения к ученикам со стороны учителей
Ребята отвечали, что многие учителя не знают и не понимают своих учеников, не интересуются их внутренним миром, заботами и переживаниями, не учитывают их возрастных интересов. Очень многие отмечали необъективность педагогов: одних учеников они постоянно хвалят, других постоянно ругают; и даже если ученик меняется (в ту или иную сторону), мнение учителя о нем остается прежним. Выделяются следующие особенности поведения учителей, которые, с точки зрения учащихся, препятствуют нормальному процессу общения двух сторон, а именно: невыдержанность учителей, недоверие к ученикам, применение авторитарных методов воздействия. Среди высказываний учащихся встречались и мнение о том, что учителя слишком уверены в собственной непогрешимости и никогда не признают своих ошибок.
Большая часть учителей (свыше 50 %) при ответе на тот же самый вопрос свела трудности во взаимоотношениях с учащимися к трудностям воспитательного и обучающего процессов:
их нежеланию слушать на уроках,
сложности отдельных разделов учебной программы,
невыполнению домашних заданий,
слабой помощи со стороны родителей и т.д.
Некоторые педагоги полагают, что трудность общения с учащимися происходит исключительно по вине самих учащихся, которые проявляют неуважение к учителям, душевную грубость и черствость, отсутствие чувства благодарности и почтения.
И лишь небольшая часть опрошенных педагогов задумывается над психологической стороной воспитательного процесса.
Существуют специфические причины конфликтов «учитель – ученик»
1. Недостаточный профессионализм педагога как предметника и воспитателя, проявляющийся в нервных взаимоотношениях педагога с детьми:
• в демонстрации своего превосходства, своего особого статуса;
• в серьёзных ошибках взаимодействия, таких как дискриминация по отношению к отдельным учащимся, открытое или маскируемое нарушение педагогической этики на почве борьбы за лидерство;
• в педагогически непрофессиональных действиях учителей: приказной тон, крик учителя, который часто провоцирует грубые нарушения дисциплины учащимися;
• в предвзятом отношении учителя к ученикам, проявляющемся в систематическом занижении отметок, в выделении «любимчиков»;
• в самовольном установлении учителем количества и форм проведения проверки знаний учащихся, не предусмотренных программой и резко превышающих нормативную учебную нагрузку детей;
• в неумении организовать познавательный интерес у учащихся к своему предмету;
• в «навешивании ярлыков», например неуспевающего ученика;
• в акцентировании внимания окружающих на психологических проблемах и недостатках ученика;
• в оценке поступка, базирующейся на субъективном восприятии личности ученика;
• в неумении организовать занятия со всеми учащимися.
2. Нарушение школьных требований учащимися: неподготовленность домашних заданий; умышленное нарушение дисциплины; пропуски уроков без уважительной причины.
Следующая причина плохого поведения учеников в школе это законы школьной жизни
Ребенок хочет чувствовать коммуникативную состоятельность, интеллектуальную состоятельность, вносить вклад в общее дело. А если ему это не удается сделать, то как результат возникает плохое поведение.
Рассмотрим каждую причину плохого поведения в отдельности
Как себя может повести учитель в этой ситуации
Еще одна причина осложнения взаимоотношений между учителем и учеником – это поведение ученика, при котором он пытается избежать неудач
Следующая причина – это власть и месть
Социальные причины властного и мстительного поведения это –
жесткие авторитарные отношения в семье,
мода на сильную личность,
распространенный в обществе силовой метод
Что в данной ситуации может сделать учитель
Каким же хотят видеть ученики своего учителя?
1. Нравственное качество (справедливый, уважает человеческое достоинство, доверяет).
2. Любовь к своему предмету.
3. Качественный хороший классный руководитель, хочет сделать жизнь детей увлекательной, интересной, не любит командовать, дает дельные советы.
Отрицательные качества учителей:
1. Кричит, обрывает, не выслушивает до конца.
2. Выделяет отдельных учеников.
3. Придирчивый, старается наказать за каждый проступок.
4. Требует от ученика безоговорочного подчинения.
5. Относится как к маленьким.
6. Относится неуважительно.
7. Не умеет хранить тайну.
Каким путем можно предотвратить конфликты и как добиться, чтобы учителя с учениками были в хороших отношениях:
1. Умело провести организационный момент урока, не оставлять ни одного ученика в бездеятельности.
2. Создавать атмосферу непрерывного общения с классом.
3. Требовательность к себе и к ученикам по поводу полной готовности к уроку.
4. Знание предмета «на отлично», свободное владение им. Применение разных методов и форм обучения.
5. Выполнение и стремление к выполнению поставленной цели: добиться полного усвоения материала со всеми без исключения учащимися.
6. Рациональное использование времени, дорожит каждой минутой урока.
7. Добиться полного усвоения материала.
8. Организация индивидуальной работы, особенно с тем, кому дается трудно предмет. Их на уроке больше спрашивать, больше теребить и беспокоить.
9. Организовать работу с «трудными» детьми, непрерывно спрашивать, заставлять их думать, находить более интересные способы преподавания.
10. Уважительное отношение к личности ученика, не допускать разного рода оскорблений, прозвищ, замечаний.
Можно указать по крайней мере три наиболее существенные особенности типа учебного взаимодействия.
Во-первых, каждый ученик включается в решение продуктивных задач не в конце, а в начале процесса усвоения нового предметного содержания, на основе специально организованного активного взаимодействия и сотрудничества с учителем и другими учениками.
Во-вторых, ситуации взаимодействия и сотрудничества, являясь специфическим средством решения продуктивных задач и условием овладения учащимися способами познавательной деятельности и межличностных отношений, претерпевают изменения в процессе общения, обеспечивая тем самым становление механизмов саморегуляции поведения и личности учащегося.
В-третьих, в процессе совместного решения продуктивных задач учащиеся осваивают прежде всего механизм смыслообразования и целеобразования, чем обеспечивается более продуктивное и мотивированное овладение операционно-техническими средствами выполнения новой деятельности.
И какие бы новации ни вводились, в школе как сотни и тысячи лет назад встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ним (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом. А учитель всегда будет капитаном в этом плавании главным штурманом проводником через рифы.